Спп изъяснительные примеры. План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Цель урока: познакомить учащихся с придаточными изъяснительными предложениями, входящими в состав СПП

Задачи урока:

Обучающие : находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчинённых предложений; средства их связи с главным;правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; составлять схемы сложноподчинённых предложений с указанными придаточными.

Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма; развивать орфографическую зоркость, память, внимание; развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные : воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

2.1.Вспомним:

Какие предложения называются сложноподчиненными?

На какие основные группы делятся СПП?

Назовите средства связи в СПП.

Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

Какое место занимает придаточная часть по отношению к главной?

2.2. Словарный диктант.

Комментарий, пассивный, чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, интенсивный, гостиная, принципиальный, коллективный, эшелон, аккомпанемент, инициатор, идеологический, гигантский, эффективный, исподлобья, серебряный, мировоззрение.

2.3.

Орфоэпическая разминка.

1) Поставить ударение в словах, записанных на доске, и правильно их произнести

таинство убранство

пахота красивее

мельком надолго

жемчуг прибывший

(В первом столбике во всех словах ударение падает на первый слог, во втором столбике - на второй слог)

2.4. Тест на повторение:

1. СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)

2.Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)

3.Части СПП соединяются между собой подчинительными союзами или союзными словами. (ДА)

    Части СПП равноправны. (НЕТ)

    Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)

    Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)

    СП имеет 1 ГО (НЕТ)

    Средства связи в СПП – сочинительные союзы (НЕТ)

3.Объяснение нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. Мы узнали, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению. А сегодня мы подробно остановимся на придаточных изъяснительных.

Постановка целей и задач урока.

    Вспомните второстепенные члены предложения?

    На какой вопрос отвечает каждый из них?

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.

3.1.Проанализируйте предложения по схеме:

А) Выделите грамматические основы.

Б)Объясните знаки препинания.

В)Задайте вопрос от главной части СПП к придаточной, определите часть речи поясняемых слов.

Г)Сделайте вывод, заполнив таблицу.

1)Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушевало море.

2) Бабушка не была уверена, приедет ли внук на летние каникулы.

3)Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним.

4) Казалось, что в доме происходило мытье полов и сюда на время перенесли всю мебель.

5)Важно было то, что его никто не заметил.

6)Мне стало известно, где было спрятано письмо.

Обратить внимание учеников на слова в главной части, нуждающиеся в разъяснении (ими могут быть глаголы, слова категории состояния, прилагательные, существительные), они обозначают процессы речи, мысли, восприятия, а также чувство и состояние. В приведенных примерах это слова слушали, не была уверена, сказал, казалось, важно было, известно . Они лишь указывают на содержание, которое раскрывается в придаточной части.

Разница между союзами и союзными словами. В шестом примере придаточная часть присоединяется союзным словом где, которое выполняет в предложении функцию обстоятельства места. Во втором примере в роли союза выступает вопросительная частица ли

Вывод: придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь: глаголы, прилагательные, наречия и слова категории состояния, существительные.

3.2. Работа с учебником.

4. Тренировочные упражнения.

Записать предложения, указать СПП с придаточными изъяснительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи придаточной части с главной. Союзы возьмите в овал, а союзные слова подчеркните как член предложения. Объяснить знаки препинания. (один учащийся записывает и комментирует предложения у доски).

1..Алексей чувствовал, что слабеет от напряжения и боли. 2.Командир первой роты спросил, где кормить солдат..3.Небо и море спорят друг с другом, кто лучше, кто тише.

5.Закрепление изученного материала

5.1. Ролевая игра «Умный корректор» (Упражнение выполняется устно.)

Задание 1 Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики.

1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что)

2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли.

3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза).

4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать союз что и другое со

Знания о CПП с придаточными изъяснительными сейчас очень пригодятся при выполнении небольшой самостоятельной работы.

5.2. Выделите грамматические основы. В главном предложении отметьте поясняемое слово. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.

1) Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.

= то , (что =).

2) Художник видит то, чего не видят остальные.

[…то…], (чего…).

3) За всё, что человек берёт , он платит собой.

[…, (что…),…].

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Что вы узнали о СПП с придаточным изъяснительным?

- Ответьте на вопросы:

Как я понял тему урока и как я работал на уроке, используя придаточные изъяснительные?

(-Я считаю, что я понял тему урока.

Я думаю, что я хорошо работал на уроке.

Я уверен, что эти знания мне пригодятся в дальнейшем.).

7 Домашнее задание.


Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не - ли, ли - или, то ли - то ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.):
Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) - средство связи - союз чтоб.
Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли, который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также, стоит не в начале части.
Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы.
Я спросил, идет ли он со мной, или мне идти одному - средство связи - двойной союз ли - или.
Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой, входящее в состав сказуемого.
Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда.
Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия:
Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришел.
Хорошо, что он пришел.
В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому, что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.
Однако в некоторых СПП с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения; напр.: Все началось с того, что вернулся отец. Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.
Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью:
Что он не придет, мне было ясно сразу.
Придаточное изъяснительное занимает позицию, соответствующую дополнению или подлежащему; в комплексе 2 ему соответствуют придаточные дополнительное и подлежащное.

Еще по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными:

  1. § 12. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
  2. 7. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
  3. 336.Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью
  4. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
  5. 6. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Что такое Придаточное предложение изъяснительное?


Придаточное предложение изъяснительное – это придаточное предложение , отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения главное было бы структурно и семантически не законченным. Придаточные изъяснительные связаны со словами, имеющими значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния или выражающими оценку, чаще всего способными к управлению (обычно это глаголы, но ими могут быть и существительные с указанными значениями, краткие прилагательные со значением эмоционального или волевого состояния, слова категории состояния). Придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзов что, чтобы, будто, как , как будто, словно, ли и др. и союзных слов кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько, насколько и др. Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась (Ч е х о в). Никто не мог сказать, как сложится жизнь при немцах (Фадеев). Воропаев спросил, где председатель колхоза (П а в л е н к о). А вы мне скажите, почему вы так боитесь молчания? (К у п р и н). Придаточные изъяснительные, относящиеся к существительным, соотносительным с глаголом, типа заявление, известие, мысль, сообщение, служи т. п., при котором нет соотносительного слова, имеют добавочное определительное значение. Распространился слух, что сельдь идет с низовьев вверх, выбрасывается от жары и мелководья на пески и гниет (Федин). Такие придаточные являются определительными, если прикрепляются к главному предложению не при помощи союза что, а при помощи союзного слова что (возможна замена союзным словом который). Ср.: Слух, что распространился по городу, вскоре подтвердился.

Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопросы косвенных падежей, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главном предложении дополнения. Вдруг Воропаев неясно почувствовал, что к нему обращаются (Павленко). Придаточные изъяснительные, отвечающие на вопрос именительного падежа, выступают в качестве описательной замены отсутствующего в главном предложении подлежащего. Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно (Б. Полевой). На этом основании некоторые грамматисты выделяют придаточные дополнительные и придаточные подлежащий е, указывая, что наряду с общими чертами соответствующих разновидностей изъяснительных придаточных предложений (структурно-семантическая неполнота главного предложения и необходимость изъяснительного распространения того или иного слова в нем) между ними имеется и существенное различие - сама структура главного предложения. В одном случае главное предложение или имеет в своем составе подлежащее и нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Я хочу, чтобы он пришел), или, будучи безличным, не допускает в своем составе подлежащего и тоже нуждается в распространении управляемым членом - дополнением (Мне хочется, чтобы он пришел), в другом же - главное предложение не допускает при себе управляемого члена и нуждается в распространении именно подлежащим (Важно, чтобы он пришел). При этом указывается, что если исходить из принципов классификации придаточных предложений, выдвинутых В. А. Богородицким и в основном признаваемых авторами современных учебных пособий (В. А. Богородицкий считал, что нужно иметь в виду:

1) к чему относится придаточное предложение,

2) каковы средства связи обеих частей сложноподчиненного предложения и

3) какие смысловые оттенки принадлежат самим придаточным предложениям), то при объединении придаточных дополнительных и придаточных подлежащных в одну общую группу учитываются два последних признака и недооценивается первый - “к чему относится” придаточное предложение. Указание на то, что придаточные подлежащные характеризуются чрезвычайной пестротой и неоднородностью входящих в них конструкций (ср., с одной стороны, предложения типа Кто весел, тот смеется, а с другой - предложения типа Известно, что слоны в диковинку у нас), справедливо, но ведь не меньшей пестротой отличаются придаточные изъяснительные, объединяющие обе группы предложений;

ср.: 1) Кто весел, смеется; 2) Жаль, что погода испортилась; 3) Говорят, будто состояние больного ухудшается и т. д. Ссылаясь на то, что разграничение придаточных дополнительных и придаточных подлежащных проводится в академической “Грамматике русского языка”, в работах А. Н. Гвоздева и других, отнюдь не устаревших, сторонники такого разграничения указывают также на методическое удобство проведения в школьной практике параллелизма членов предложения и придаточных предложений (параллелизма, правда неполного, но в большинстве случаев возможного и используемого).

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

    Обучающие:

1)знакомство с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными;

2)наблюдение над использованием союзов и союзных слов в предложениях подобного вида данных предложениях;

3) формирование правильной, грамотной устной речи

    Развивающие:

1)развитие устной речи учащихся, навыков монологического высказывания на лингвистическую тему;

2) развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения;

3) развитие навыков групповой работы, умения принять чужую точку зрения, давать объективную оценку ответам одноклассников.

    Воспитательные:

1) воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;

2) воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;

3) воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

Задачи урока:

1) изучить теоретический блок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»;

2) уметь применить полученные знания на практике:

    находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

    определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

    правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

    составлять схемы предложений с указанными придаточными;

различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

Необходимое оборудование: компьютер / ноутбук, проектор, экран / интерактивная доска, учебник, тетрадь

План урока.

I. Организационный момент. Мотивация.

II . Повторение изученного материала.

    Работа по карточкам.

    Лингвистическая разминка.

    Фронтальный опрос.

III . Изучение нового материала.

1. Работа с лингвистическим текстом и составление опорной схемы (групповая работа)

2. Презентация опорной схемы

IV . Закрепление пройденного материала.

    Исследование СПП с придаточными изъяснительными (групповая работа)

    Цифровой диктант (Работа над различением придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи).

    Работа с текстом (комплексный анализ).

    Работа по синтаксической синонимии. (замена предложений с прямой речью СПП с придаточными изъяснительными).

    Редактирование предложений (развитие письменной речи учащихся)

V . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI . Домашнее задание.

ХОД УРОКА

    Организационный момент. Мотивация.

    Повторение изученного материала.

(Трое по карточкам на местах, остальные участвуют в лингвистической разминке и во фронтальном опросе).

1. Индивидуальные задания (карточки):

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

В сложной би_графии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелес_ные ска_ки. 4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)

Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучении нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.

2. Задания для лингвистической разминки ( Слайды 2, 3):

1) А4.Укажите ошибочное суждение.

1. В слове СПОСОБ все согласные глухие

2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.

3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.

4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

(Для верного выполнения задания запишем, как произносятся выделенные слова, то есть сделаем транскрипцию слов.

1.СПОСОБ - [СПОСАП ] – в абсолютном конце слова происходит оглушение. [С], [П] – глухие согласные. Первый вариант нам не подходит.

2. БОЮСЬ - [БАЙ , УС , ] – 5 букв, 5 звуков. Количество букв и звуков совпадает, следовательно, ОТВЕТ – 2.)

Слайд 3

2) B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)

3. Фронтальный опрос (слайд 4)

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

3. Как различить союз и союзное слово?

(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.

Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)

5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными .

(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый)).

    Изучение нового материала.

    1. Определение целей и задач урока (слайд 5). На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными,

- проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях,

- продолжим работать над составлением схем СПП,

Продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.

2. Работа с лингвистическим текстом (слайд 6). Изучив параграф 23, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы (слайд 6):

Презентация опорной схемы (слайд 7)

IV . Первичное закрепление

    Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному. (слайды 8, 9)

Образец :
[Арсеньева поразило (что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). ,(насколько).

4. Известно () что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны всякий знает ().

6. Сколько он так просидел трудно сказать ().

7. Боюсь предугадать () какова будет его реакция и волнуюсь

8. Он поинтересовался () крепка ли наша дружба.

V . Закрепление изученного материала.

1. Распределительный цифровой диктант (слайды 10-11).

Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.

Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными. (В слабом классе предложения лучше показать на слайдах 10 - 11)

    На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)

    Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)

    Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

    Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

    По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

    В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)

    Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

    Следователь догадался, где может скрываться преступник.

    Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

    Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).

Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.

2. Запишите текст (слайд 12). Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Задания к тексту:

А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.

(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).

Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.

(А.М. Опекушин – ваятель – мастер)

В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3) (слайд 13).

Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения (слайд 14).

Решено было, что он будет стоят ь в Пятигорске.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:

    Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;

    Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).

3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными. (слайд 15).

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)

(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

4. Развитие речи учащихся . (слайд 16)

Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.

Задание: исправьте ошибки в построении предложений.

(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей )

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)

VI . Рефлексия деятельности на уроке (слайд 17).

Учебная и дополнительная литература, использованная при подготовке к уроку:

    Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

    Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя.- М.: просвещение, 1999,

    Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 9 класса. В 3-х ч. Ч. II . – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2008.

    Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2012.

    Нормы русского литературного языка: практ. Материал к урокам / О.В. Загоровская, О.В. григоренко, Г.А. Заварзина и др.; под ред. О.В. Загоровской. – М. : Просвещение, 2006.

Просмотр содержимого презентации
«СПП с придаточными изъяснительными»


1.Психологический настрой

«Подари улыбку» Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. И с этой улыбкой начнем урок.



Мой университет - www.moi-mummi.ru

1. Предложение, в котором только одна грамматическая основа 2. Связь в сложных предложениях 3. Виды сложных предложений 4. Угадайте по вопросам, союзам и союзным словам типы придаточных 5. За сколькими зайцами нельзя угнаться? 6. Золотое колесо в синем небе? 7. Сколько букв в русском алфавите? 8. Назовите три последние буквы алфавита. 9. Какой сегодня день? (Пятница, 19 декабря./


Правильные ответы

  • 1. Простое.
  • 2. Союзная и бессоюзная.
  • 3.СПП и ССП.
  • 5. За двумя.
  • 6. Солнце.)
  • 7. 33
  • 8.Э,ю,я

3. Записываем в тетради:

Классная работа.

А прежде чем написать тему проведем небольшое наблюдение.


4.Наблюдение и вывод 1) Ребята видели… 2) Они думали…. 3) Им казалось…. 4) Они рады…. 5) Приятно…. Беседа:


Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Тема урока:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными


Опрос по пройденным темам.

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

3. Как различить союз и союзное слово?

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они выражаются?


Изучение теоретического материала учебника СПП с придаточным изъяснительным Метод ДЖИГСО

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?
  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  • С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?


Защита проекта.

Есть ли в казахском языке придаточные изъяснительные?

Какую роль играет указательное слово в главном предложении?

Что мы узнали о придаточных изъяснительных?




Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным

[ ] , ( ).

КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

К. СЛ.

(УК.СЛ.)

С.СЛ ОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …

СОЮЗЫ : ЧТО, КАК, КУДА …

ЧАСТИЦА ЛИ


Образец : [ Арсеньева поразило (что?) ] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности) . ,(насколько) .

С.СЛ. - НАР

- . - . - . - . - . -

Подл.-мест.

- . - . - . - . - . -

1.Эти люди знали (), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть (), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен (), что он справится с заданием.


Запишите текст, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.


Словарно-орфографическая работа

  • В А ЯТЕЛЬ, -я; м. Высок. Скульптор. Античные ваятели

Синтаксический разбор

Реше..но было что он будет стоять

в Пятигорске.


Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными

  • Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
  • Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
  • Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

Определите, какая норма литературного языка нарушена. Исправьте ошибку.

  • Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
  • В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Подведем итоги

  • Придаточные изъяснительные относятся к …………………………………………… в главной части СПП.
  • Придаточные изъяснительные отвечают на

вопросы …

  • К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …

словам со значением речи, мысли, действия

косвенных падежей

подчинительных союзов и союзных слов


Оценивание уч-ся

Домашняя работа: Упр стр


mob_info