Скандинавская мифология празднует какую любовь богиня. Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона

Расскажу о Богинях молодости и обновления.

И первая из них - Богиня самой Жизни, Жива.

Жива, Джива (Дева Жива), Живана, Сива — олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека — то есть весны.

Она является дочерью Лады, сестрой Лели и Мораны, женой Даждьбога.

Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности.

Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет.

Кукушка принималась нашими предками за воплощение Живы. Прилетая из Ирия, откуда исходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают Девы Судьбы, кукушка считает часы рождения, жизни и смерти. Эта птица у древних индусов провозглашала решения бога Индры, кому сколько жить, у германцев — служила громовержцу Тору, у греков в нее превращался сам Зевс.

Жива считается животворящей богиней. Она воскрешает по весне умершую природу и возвращает людям радость. Делает живое живым. Многие из славянских слов произошли именно от имени богини Живы - жито, жильё, жизнь, животина, живот, заживление и др.

Праздником Живы считается 1 мая - Живин День (у северных народов в этот день празднуется Бельтан — начинается время Большого Солнца - т.е. лета).

Славление Матушке-Живе

Славна и Триславна будь Жива-Живица, Богиня жизни и носительница Света Родового!

Видим, как сходишь в лучах деда Даждьбога, входишь в источники телес наших и наполняешь здоровьем, силой и благом.

Без тебя нет жизни в человеке, а есть лишь Мать Мара, что вестует о конце жизни Явной.

Ныне молим да славим Свет Рода Всевышнего, который с Тобой приходит и через ладони наши излучается.

В том Свете вся жизнь существует и вне ее — ничто, то сам Род-Породитель в лике Твоем сходит.

Слава Живе-Живице!

О другой славянской богине не так много упоминаний, но от этого она не менее значима — это Богиня Тара.

Тара - млaдшaя сестра Тарха Даждьбога, дочь Небесного Бога Перуна.

Вечнопрекрасная Богиня Тара является Небесной Хранительницей Священных Рoщ, Лесов, Дубрав, священных деревьев дуба, кeдрa, вязa, березы и ясeня.

Кроме того, Полярная Звезда у наших Родов именуется в честь этой Прекрасной Богини. Тара представляет собой чистый, искренний женский образ, который излучает доброту, всеобъемлющую любовь и душевное тепло.

Эта Богиня упоминается во многих древних истoчникax разных народов мира, на многих континентах. У различных народов онa фигурирует пoд разными именами (но с одним корнем): Таруса, Тарина, Тaя, Табити, Дева Тарен, Астарот, Астарта, Ашторет, Тирата, Иштар...

Тара - это ведающая богиня, причем сфера ее знаний может распространятся на различные элементы Вселенной. Некоторые исследователи полагают, что вотчина Тары - исключительно лес, а значит, она подобно Велесу знает все о лесной жизни, ее тайнах и сакральных мистериях.

Однако есть мнение, что в данном контексте под лесом подразумевается ведь живой мир, во всем его многообразии. Следуя такой трактовке образа Тары, можно предположить, что это более глубокий и значительный образ, аккумулирующий в себе множество фундаментальных знаний об устройстве Вселенной.

В буддизме Белая Тара (одна из ипостасей Тары, принимающей пять священных цветов) творит Здoрoвьe и Долголетие, она же приносит Просветление. Практика и мантра Белой Тары способствуют продлению жизни и преодолению угрожающих жизни помех. Белую Тару называют «Семиглазой». У нее на теле семь глаз: три — на лице, по одному — на ладонях и ступнях ног. Они помогают ей видеть все происходящее вокруг и оказывать поддержку всем, кто в ней нуждается.

Приведу еще один способ обращения к силам Богинь Тары и Живы - соответствующие агмы (если кратко, то это славянские Слова Силы, иногда соединенные в небольшие группы — некоторое подобие мантр).

Агмы произносить нужно не горлом, а грудью или, в идеале, животом, как мантры, чтобы ощущалась вибрация. В тексте очень сложно рассказать, как интонационно произносить (пропевать) агмы, поэтому рекомендую поэскпериментировать с вариациями - вы сами почувствуете, каково их правильное звучание. При этом вы одновременно заново «знакомитесь» (вспоминаете, т.к. родовая/генетическая память обязательно сработает) эти Слова Силы, подключаясь к нужному эгрегору.

Именно поэтому желательно выбирать работу с агмами, близкими своему Роду и наРоду.

Агмы можно произносить как однократно, так и начитывать (напевать) их многократно, как мантры. Приведенные ниже лучше повторять несколько раз.

Итак, теперь собственно агмы .

Агма Богини Живы : РАДАГОЙ ЖИВО ЗДРАВО СЛАВО

Восстанавливает связь со своими родовыми линиями (славяно-ариев), приводит под защиту Родных Богов. Обращение к Богине, привносит сильный поток положительной и светлой энергии, бодрит, исцеляет и помогает обрести гармонию в повседневной жизни.

Агма Богини Тары : РАДАГОЙ ТАРА МА

Это прямое обращение к Богине. Читая ее вы можете развить в себе неуязвимость и выносливость тела на физическом и тонких уровнях, поднять силу своего духа и враги даже не смогут к вам приблизится. Чего я вам всем и желаю:)


***

Продолжая тему омоложения и красоты, нельзя не вспомнить о всем известных молодильных яблочках , мифологема которых широко используется в русских народных сказках.

И не только на Руси верили в целительную силу яблок. Мифы и легенды о них широко распространены по всему миру.

В Северной Традиции Яблоня считается самым загадочным деревом. Это дерево Пути, Дороги, ведущей в бессмертие.

В кельтской мифологии фигурирует чудесный остров Аваллон, на котором растут яблони, приносящие золотые плоды вечной молодости. Ведь именно яблоня дарит Богам свои величайшие дары, способные не только омолодить, но и дать вечную жизнь.

Упоминания о яблоках мы находим даже в античности. Согласно мифам Богиня Земли Гея на свадьбу своей дочери Геры с Зевсом преподнесла им свадебный подарок: Яблоню с золотыми плодами. Каждый, кто пробовал такое яблоко, обретал бессмертие и вечную молодость. Оттого яблоня эта тщательно охранялась нимфами Гесперидами и драконом. Кстати, одним из заданий Геракла было добыть такие яблоки, что стало его 11-м подвигом.

В Скандинавском пантеоне известна богиня Идунн, хранительница яблок молодости .

Идунн, Идуна - в германо-скандинавской мифологии Богиня вечной юности, дочь Ивальди, жена Браги (сын Одина, бог красноречия и поэзии). Некоторые считают ее второстепенным божеством, но это далеко не так.

Она принадлежит к раннему поколению богов (великан Ивальди), которые древнее самих асов (по другим источникам Ивальди — цверг). И ее роль в скандинавском пантеоне - одна из ключевых, хотя и не выставляется напоказ.

Ведь именно ей Асы доверили заботиться о волшебной яблоне и собирать плоды вечной молодости и бессмертия. Из своего ларца (корзины) Идунн раздает золотые яблоки, без которых они состарились бы и умерли. Более того, только плоды, полученные из рук Идунн, обладают волшебными свойствами.

Что интересно, яблоки Идунн не давали бессмертие раз и навсегда (как в Греции), а предполагали постоянный, пролонгированный во времени процесс омоложения и оздоровления. Недаром ее имя означает: «обновляющая».

Поэтому боги (Асы), вынужденные есть ее яблоки регулярно, охраняли Идунн и ее сад и берегли ее, как зеницу ока. По легенде великан Тьяцци пленил Локи и заставил его выкрасть для него Идунн с ее яблоками, но хитрый Локи смог вернуть ее Асам.

И еще один любопытный факт: местом ее пребывания был Бруннакр, поле колодцев, которые также являлись источниками вечной молодости.

Обратите внимание, как эта легенда находит отражение в русских сказках: Иванушка должен был добыть не только молодильные яблочки, но еще и живую (а иногда и мертвую) воду из волшебного колодца, об этой воде, может быть, я напишу позже.


Помимо этого, Идунн - богиня растительности. С наступлением Рагнарека, она скрывается под корнями Игдрасиля, исчезая из этого мира, чтобы затем вернуться, когда возродиться новая жизнь.

Идунн изображалась в виде вечно юной девы, также она была богиней весны — прямая корреляция со славянской Лелей.

О целебных свойствах яблок известно всем, даже научный мир этого не отрицает. И об их омолаживающем эффекте тоже - они богаты антиоксидантами, которые как раз и помогают нам оставаться в тонусе.

Главное семейство богов скандинавской мифологии – асы . Они живут в особом мире – Асгарде – и воздвигли там для себя много прекрасных чертогов. Дворец главного скандинавского бога Одина, Валаскъяльв, украшен серебром и стоит в нем престол Хлидскъяльв, с которого видны все миры. Когда на Хлидскъяльве сидит сам владыка Асгарда, бог Один, на плечах его дремлют два ворона, Хугин и Мунин, а у ног лежат два волка, Гери и Фреки. Каждое утро вороны облетают весь мир и рассказывают своему хозяину обо всем, что творится на свете.

Рядом с Валаскъяльвом расположена и Вальгалла – чертог, в котором, согласно скандинавской мифологии, обитают воины, павшие в бою. Все они – приемные дети бога Одина, поэтому его называют и Отцом Павших.

Эти воины, эйнхерии, весь день проводят в военных играх. Они сражаются, калеча и убивая друг друга, но вечером их оживляют, залечивают их раны валькирии.

Валькирии – это прекрасные девы, которых бог Один посылает на землю, когда там идут битвы. По скандинавским мифам, воинственные девы, родственные норнам, на боевых конях незримо слетаются на поле боя и приносят победу тем, на кого укажет Один. Если же ему безразличен исход сражения, валькирии сами решают, кто должен победить. Они же выбирают, кому пасть в битве, и возносят убитых на небо.

На пирах в Вальгалле валькирии подносят угощение героям-эйнхериям. Пиры эти длятся до утра, и каждый день повар эйнхериев Андхримнир готовит мясо гигантского вепря Сэхримнира, который затем вновь появляется в своем прежнем виде. Этого угощения хватает на всех, собравшихся в Вальгалле, хоть и обитают там все воины, павшие в битвах от начала мира. Когда же придет ему конец, этих воинов поведет в бой сам Один, и тогда покажется, что их мало.

Глава богов Скандинавии – Один

В Скандинавии было сложено много мифов о боге Одине. Известнейшие из них – мифы о том, как Один установил смену дня и ночи , как он искал мудрость и научил людей писать рунами.

Жена Одина в скандинавских мифах – богиня Фригг. В стране богов, Асгарде, Фригг обитает в чертоге Фенсалир. Там живут и ее служанки. Самую главную из них зовут Фулла. Повелительница асов считает Фуллу своей названой сестрой и доверяет ей самые тайные мысли. Фулла выглядит совсем юной и носит длинные распущенные волосы, повязанные золотой лентой. Другую свою служанку, Хлин, Фригг обычно посылает охранять людей, которых хочет уберечь от какой-либо опасности. А еще одна служанка, Гна, переносит вести от богини Фригг к Одину, когда тот уходит странствовать. В этих случаях Гна берет коня своей хозяйки, Ховварпнира, скачущего по воздуху, воде и земле с необыкновенной быстротой.

Богиня Фригг, прядущая облака

Бог Тор

Старший сын Одина, скандинавский бог Тор , живет в своих владениях, которые зовутся Трудвагар или Трудхейм, что означает «поля силы». Тор силён и могуч, волосы у него рыжие. Ездит он на колеснице, которую возят два златорогих козла, Тангниостр и Тангриснир. У Тора есть волшебный Пояс Силы, увеличивающий его немалую мощь в два раза, и железные рукавицы. Женат он на красавице Сив и усыновил ребенка от ее прежнего возлюбленного. Этого сына Сив зовут Улль. От Тора Сив родила дочь, Труд. Тор и его семья живут в чертоге Бильскирнир, который вмещает пятьсот сорок комнат.

Боги Тор и Локи на колеснице Тора, запряжённой двумя козлами

Бог Бальдр

Сын Одина от Фригг, Бальдр, живет в чертоге Брейдаблик, в котором нет места никакому злу. Как ни почитают асы Одина и Тора, но даже о них отзываются порой не очень лестно, вспоминая их слабости и недобрые дела. Лишь о Бальдре в Асгарде говорят только хорошее. В скандинавских мифах бог Бальдр прекрасен лицом и телом и так светел, что его словно окружает сияние. Бальдр – самый добрый, самый мягкий, самый честный и справедливый среди асов. Но ему на роду написано, что все его справедливые и мудрые решения не исполнятся. Бальдра любят не только асы, но и ваны, альвы, люди. И даже великаны не желают ему зла. А люди назвали «Ресницами Бальдра» нежный цветок с белоснежными лепестками, растущий в Мидгарде. Бог Бальдр женат на прекрасной и доброй Наине, родившей ему сына Форсети. Когда Форсети вырос, он стал самым мудрым судьей из всех живших в этом мире.

Скандинавская мифология – одна из самых древних и мистических, которую не смогло искоренить даже христианство. В пантеон входит огромное количество богов, главными среди которых являлись асы. Их местом жительства был Асгард, где располагалось много дворцов. В центральном жил главный бог – Один, а его дворец назывался Валаскъяльв. Он был украшен серебром, Один сидел на троне Хлилдсъяльв. С него бог смотрел в разные части мира, в это время в ногах лежат волки – Фреки и Гери, на плечах Одина спали вороны.

Возле Валасъкльвала находилась Вальгалла, в которой обитали викинги, погибшие в боях. Один считался их приемным отцом, поэтому Верховного бога называли Отцом павших.

Воины назывались эйнхерии, которые все время проводили в военных играх и упражнениях. Сражения и убийства происходили каждый день, а перед сном всех погибших воскресали девы-валькирии. Викинги верили, что валькирии приносили победу тем, на кого указывал Один. Когда богу был не важен исход битвы, тогда валькирии самостоятельно решали, кто выиграет, а кто проиграет в войне. Потом убитых они забирали в Вальгаллу.

Пантеон божество

Традиционная триада богов викингов выглядит так:

  • Один;
  • Фрейр.

Ученые считают, что сформировался такой пантеон в поздний период язычества у скандинавов. Изначально триада состояла из Тора, Фрейра или Ньерда, Тюра (известен также в сагах под именем Тиу,Тиваса, Дьяуса, от которого возникло имя Зевс у древних греков). Несколько позже возник культ Одина, символизирующий колдовство, покровительствовал магам и колдунам, воинским союзам, стал постепенно вытеснять Тюра. Потом Один или как его называют в исторических источниках Водин, превратился в верховного бога. Причин для этого было несколько:

  • Увеличилось количество военных дружин викингов;
  • У населения Скандинавского полуострова произошло усложнение общественной жизни, что вызвало разделение представлений о загробном мире. Появилась Вальгалла, что говорило об особом отношении викингов к павшим воинам. Самые смелые из них попадали в царство мертвых, которое находилось на небе;
  • Одина рассматривали, как важное небесное божество, забрав у Тора и Тюра функции войны.

И Тор, и Один, и Тюр принадлежали к главным божествам пантеонам – асам. К ним также относились, согласно хроникам «Старшей Эдды» Локки, Хеймдалль, Улль и другие боги. В «Младшей Эдде» можно найти упоминание и о богинях/асинях. Например, о Фригге, Саге, Фулле, Гна, Ринде, Сюн, Хлин, Ловн.

Человеческие черты скандинавских богов

Все божества, которые существовали в пантеоне викингов, похожи на людей. Это прослеживается в их поступках, действиях, поведении, темпераментах. Отличительной особенностью скандинавских богов было то, что они имели собственные психологические портреты.

Божества не всегда отражали воинственность викингов, их традиции на море и военные компании. Тор, Тюр, Один и Хеймдаль были знамениты своими подвигами, отличались храбростью, воинственностью, смелостью, смелостью.

В эпосах – «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» — описаны боги Локки, Браги, Форсети, которые вообще не имели никакого отношения к войне. В частности, бог Ньёрд обладал силами ветра, руководил удачей, морем, морскими существами. Локки – неоднозначный и довольно занимательный персонаж, который в одном мифе мог быть очень коварным, а в другом – храбрым, добрым, самоотверженным. Браги был богом, который отвечал за литературу, покровительствовал поэтам и литераторам. За справедливость у скандинавских богов отвечал Форсети.

Викинги наделили своих богов и такой чертой, как жертвенность. Например, верховный бог Один отдал свой правый глаз старику Мимиру, Локки пожертвовал невинность для того, чтобы защитить Мидгард, а Тюр – пожертвовал правый глаз адскому псу, которого звали Гарм. Жертвенность богов тормозила принятие жителями Норвегии, Дании, Швеции христианства, поскольку они видели черты Христа в своих богах. Поэтому большая часть скандинавского пантеона перешли в католическую и православную веру, проникли в другие веры, многие из них стали святыми.

Список скандинавских богов и их значение

Языческая идеология жителей Скандинавии насчитывает огромное количество божественных небожителей, обитателей подземного мира. Помощь им в управлении миром и людьми оказывали различные существа, воплощающие силы природы, стихии. Список основных богов представлен в следующей таблице:

Имя бога
Значение бога и его сил
Родсто
Бальдр Прекрасный, благородный, убитый своим братом. Символизировал весну и свет. Брат бога Хёда
Один (известен и под другими именами, согласно мифам это было необходимо, чтобы совершать поездки по Земле) Обожал путешествовать по Мидгарду, соблазнял женщин, которые от него рожали детей. Сын богини Бестлы и Бьорра, отец Тора
Фрейя Богиня любви, потом стала покровительницей смерти и войны. Жена бога Ода
Квасир Появился из слюны ванов и асов, когда они решили заключить мирный договор. После этого они стали сплевывать в ритуальный сосуд. Бог мудрости, добродетельности. Бог или сверхъестественное существо. Возможно, что был ваном, поскольку происходил от одного из асов.
Васуд Отвечал за доброжилательность. Это отец бога Виндсала и дедушка Зимы
Создали из тела Имира Мидгард, страну мертвых. Сын Бьорра, который вместе с братьями убили своего деда – Великана Имира.
Гевьон или Гевион Богиня плодородия, земледелия, девственница, которой служили умершие девочки и девушки. Спутница Фригг
Герсеми Отвечала за любовь, чувственность, доброту. Дочь богини Фрейи
Видар Бог мщения, безмолвия, с детства отличался молчанием, был физически развит. Еще один сын Одина
Локки Бог мщения и коварства. Жил в Асгарде, родственник Одина (кровный брат)
Мимир Бог мудрости, охранял источник или колодец Мимира, который начинался у корней Иггдрасиля. Безголовый бог.
Од или Одур Бог путешествий, который всю жизнь искал любовь среди смертных. Первый муж богини Фрейи.
Ринд Богиня вечной мерзлоты. Третья жена Одина
Фригг Главная богиня плодородия. Жена Одина
Хермод Встречал павших воинов у входа в Вальгаллу. Сын бога Одина и богини Фригг
Хед Убил своего брата из-за козней Локки. Брат-близнец бога Бальдра

Легенды северных народов отличаются разнообразием необычных мистических созданий. Боги и существа скандинавской мифологии играют важную роль в развитии и становлении мировоззрения разных народов.

Миры в скандинавской мифологии

В скандинавской мифологии в отличии говорится о девяти мирах, населённых различными существами, людьми, богами:

Каждый мир существует самостоятельно, но имеет связь с остальными восемью. Объединяет все девять миров огромное мифическое дерево под названием Иггдрасиль.

В самом центре Мирового древа находится мир, населённый людьми - Мидград. Это круглая плоскость, окружённая водой. Вокруг Мидграда обернулся мифический змей Ёрмунганд. Эта страна существует отдельно от других.

Асгард находится высоко над Мидградом. Их соединяет Биврёст - мифический радужный мост. В Асгарде обитают асы - высшие боги, богини-асиньи и валькирии. Каждый бог в Асгарде имеет свой чертог. Там находится дворец Одина - Вальхалла, куда попадают души павших в бою воинов.

В Ванахейме обитают ваны - род богов, который долгое время находился в воинственных отношениях с асами. Страна ванов находится на дереве Иггдрасиль западнее Асгарда и уступает ему по размерам.

Мир Утград отличается от остальных миров скандинавской мифологии тем, что находится за пределами древа Иггдрасиль. Его населяют мифические существа, чудовища и люди, отличающиеся необыкновенными способностями. Правителя этого мира зовут Утгарда-Локи.

Мифические великаны, которых норвежцы со времён глубокой древности называют турсы, обитают в стране Йотунхейм. Агрессивные и глуповатые жители этого мира находятся в вечной войне с богами Асгарда. Но есть и некоторые исключения в виде добрых и мудрых великанов.

Согласно легендам, в Йотунхейме находится множество важных мифических мест:

  • Дом великана Тьяции - Тримхейм.
  • Гастропнир - дом, в котором обитает турс по имени Менглад.
  • Через земли Йотунхейма протекает священная река Ивинг.

Мир, в котором обитает прекрасная раса светлых альвов, называется Льесальвхейм или Альвхейм. Этот мир расположен южнее страны великих асов. Происхождения Альвхейма неизвестно. Информации о мире альвов в скандинавских легендах немного. Известно лишь, что это красивая страна, в которой вечно царит мир и сияет Солнце.

В переводе с древнескандинавского Муспельхем означает «Огненная земля». Этот мир наполнен жарким пламенем и ярким светом. В Муспельхейме проживают огненные великаны. Их предводителя зовут Сурта, что переводится как «чёрный».

Мрачный Свартальвхейм является миром, который населяют . Согласно некоторым легендам, этот мир был создан вместе с Льесальвхеймом могущественными жителями Асгарда.

Мир Нифльхейм во многих легендах противопоставляют огненному Муспельхейму. Нифльхейм полностью покрыт льдом и погружён в вечную мерзлоту. В ледяной стране находится мощный водный источник Хвельгельмир. О народе, что населяет Нифльхейм, ничего не известно.

С древнескандинавского Хельхейм переводится как «Обитель богини Хель». Это подземное царство мёртвых, где правит одна из дочерей бога хитрости Локи. Хельхейм расположен на территории ледяного мира Нифльхейм. Это мрачное и холодное место. Во владения Хель попадают души умерших от болезней, старости или насильственной смертью.

Скандинавский пантеон

В скандинавской мифологии существует чёткая классификация богов и божественных существ. Основными расами скандинавского пантеона являются:

  • ваны;
  • турсы;
  • альвы;
  • норны;
  • валькирии.

Асы обитают в небесном городе Асгарде и являются основными богами скандинавской мифологии. В их число входит 12 богов и 14 богинь. Верховным богом и предводителем асов считают Одина.

Один

Бог войны и хозяин Вальгаллы приходится внуком могущественному первочеловеку Бури. Одина называют отцом всех людей и богов. Его жена - прекрасная богиня любви и семейных ценностей Фригг.

Один способен принимать самые разные облики и являться людям в качестве обычного человека. Обычно он появляется в образе пожилого мужчины, которого сопровождают звери-помощники. Главные спутники верховного бога - два ворона Мунин и Хугин, а также два волка - Фреки и Гери.

Характерная черта бога войны - отсутствие одного глаза, которым он пожертвовал, чтобы великан позволил ему испить воды из источника мудрости.

Один любит принимать участия в человеческих войнах и сражениях, помогает наиболее достойным одержать победу. Он появляется на поле битвы верхом на коне с восемью ногами и поражает противником копьём. Считается, что этот бог поучаствовал

Жена Одина и главная богиня Асгарда, покровительница любви, красоты, брачных союзов и деторождения.

Богиня Фригг отличается необыкновенной красотой и знает будущее каждого человека, но предпочитает скрывать эти знания.

Первый сын Одина, рождённый от богини священной земли Фьёгюрн. Тор - бог грома и молнии, дождя и бури, который защищает людей и богов. У него трое детей, а супругой является белокурая богиня плодородия Сиф.

Тора изображают как высокого, широкоплечего мужчину с длинной рыжей бородой. Характерной особенностью бога грома является Мьёльнир - так называемый Бог передвигается по небу на колеснице, запряженной двумя козлами.

Бог воинской доблести, второй сын Одина и сестры великана Гимира. Его изображают как однорукого великана. Согласно древней легенде, вторую руку Тюр потерял в схватке с гигантским волком по имени Фенрир.

Бог поэзии и красноречия относится к 12 основным асам скандинавской мифологии. Браги - один из сыновей верховного бога Одина и его прекрасной супруги Фригг. Это стройный мужчина с длинной бородой, которую считают олицетворением мудрости и большого жизненного опыта. Женат на богине вечной юности Идунн.

Согласно легенде, сын Одина Хеймдалль имел 9 матерей:

  • Гиалп;
  • Грейп;
  • Ярнсакса;
  • Атла;
  • Иргиафа;
  • Ангейя;
  • Эйстла;
  • Ульфрун.

Хеймдалль - это страж асов, что стоит у ворот Асгарда. Его особенности: острый слух и зрение, золотой рог, звук которого способен достичь самых отдалённых уголков мира, и золотой конь.

Слепой бог тьмы и мрака, один из сыновей Одина и его супруги Фригг. Был предан родным братом Локи, в результате чего погиб.

Молчаливый бог мести по имени Видар был рождён от союза верховного бога Одина и великанши Грид. Его также считают олицетворение природной силы и тишины леса. Это красивый, широкоплечий и высокий мужчина, облаченный в железные доспехи.

Согласно легенде, Вали является сыном Одина и восточной богини Ринд. Спустя сутки после своего рождения он уже был взрослым и статным мужчиной. Его считают богом природы и растений. Цель его появления на свет - отомстить Хёду за то, что убил любимого сына Фригг и Одина.

Бог весны и света, один из самых сильных и любимых сыновей Одина. Бальдр покровительствует земледельцам и оберегает природу. Его считают самым светлым и чистым из богов. Отличается необыкновенной красотой и добрым сердцем.

Бальдр женат на прекрасной богине солнечного тепла и плодородия Нанне. У них есть сын по имени Фосети - бог правосудия и справедливости.

Бог охоты и стрельбы, спорта и здорового образа жизни является неродным сыном великого бога Тора. Он лучше всех стреляет из лука и ездит на лыжах, чему охотно обучил людей и других богов. Улль отличается азартным характером, из-за чего его прозвали богом удачи.

Справедливый и мудрый бог правосудия Форсети исполняет роль судьи во всех конфликтах между людьми или богами. Был рождён в светлом союзе бога весны Бальдра и его супруги Нанны.

Бог хитрости и обмана обладает большим количеством различных имён:

  • Лодур;
  • Хведрунг;
  • Лофт.

Локи - сын великанов Фараути и Лаувейи. Официально он не относится к числу асов, но был принят ими в качестве одного из богов в знак уважения к его необыкновенному уму и хитрости. В мифологии Локи описывают как невысокого, но красивого мужчину.

У бога хитрости много детей. Троих ему родила великанша Ангробда:

  • Хель - богиня царства мёртвых;
  • Фенрир - огромный волк;
  • Змей Ёрмунганда.

Ещё двое детей Локи были рождены в союзе с его супругой богиней Сигюн.

Одной из главных особенностей коварного бога является способность принимать различные облики, что помогает ему обманывать врагов и добиваться своих корыстных целей.

Асинья по имени Вар появляется в скандинавских мифах и легендах как богиня, что несёт истину. Она следит за тем, чтобы люди и боги выполняли клятвы и обещания, данные друг другу. Её часто изображают как богиню, что скрепляет союзы узами брака.

Богиня-асинья Эйр способна исцелить любого, кто поднимется на гору, где она обитает. Целительница обладает необыкновенной красотой и особым даром чувствовать переживания людей.

Его имя в переводе означает «храбрость». Хермод появляется в скандинавских мифах и легендах в качестве посланника верховного бога Одина. Он отправлялся в подземное царство и просил богиню Хель вернуть Бальдра в Асгард, передал магический перстень Драпунир.

Риг

Один из старейших асов. Это древний, могущественный и мудрый бог, один из тех, кто создавал человеческий мир. Он отвечал за создание людей и социальную структуру. Он разделил мир на правителей, вольных людей и рабов. Бог-творец хорошо разбирается в рунах. В его честь была написана поэма «Песнь о Риге».

Ас по имени Адхримнир служит поваром во дворце Одина, готовит мясо вепря, который, согласно легендам, оживает сразу после того, как был съеден.

Второстепенная асинья является служанкой верховной богини Фригг. В скандинавской мифологии Гна:

  • Богиня перевоплощений и трансформации.
  • Посланница вестей из мира людей.
  • Хозяйка коня Ховварпнира, отличающегося небывалой скоростью.

Ас, рождённый от союза Тора и великанши Ярнсаксы, отличается необыкновенной физической силой. Он любит и чтит своего отца, сопровождает его во многих путешествиях, неоднократно спасая жизнь Тора.

Прекрасная богиня плодородия и супруга бога Тора, мать троих его детей: Улля, Труд и Моди. Особенностью Сиф считают её роскошные золотые волосы. Согласно легенде, ночью Локи пробрался в спальню богини и срезал её волосы. Узнав об этом, Тор был настолько разгневан, что готов был убить бога хитрости. Но тот умолял о прощении и пообещал загладить свою вину. Он обратился к тёмным альвам, которые создали для супруги бога грома золотые локоны.

Одна из второстепенных прекрасных асинь. Сьёфн отвечает за человеческие чувства любви и дружбы. Люди обращаются за помощью к этой богине, если им нужно завоевать сердце любимого или сблизиться с кем-то.

Асинья по имени Глин является одной из наиболее приближённых помощниц верховной богини Фригг. Она оберегает людей от бед, зла, болезней.

Богиня тепла и солнца по имени Нанна является супругой одного из прекраснейших асов - Бальдра. Умерла от горя, когда Бальдр был обманным путём убит его же братом.

Гефьён

Гевьон или Гефьён - прекрасная асинья с чистым сердцем. Она отвечает за:

  • добродетель;
  • изобилие;
  • плодородие.

Согласно легендам, девушки, что умирали девственницами, становились частью её свиты и жили с ней в божественных чертогах в Асгарде.

Идунн

Супруга бога поэзии Браги, богиня вечной молодости играет большую роль в северных мифах. Она является хранительницей молодильных яблок в Асгарде, которые продливают жизнь могущественным асам. Согласно легенде, когда Идунн была похищена чудовищем из мира Йотунхейм, боги Асгарда тут же состарились и чуть не погибли.

Моди

Одним из самых могущественных детей Тора является ас воинской ярости Моди. Он принимает участие в человеческих битвах, помогая одержать победу тем, кто отличается большей силой духа и рвением к победе. Делает противников беспомощными, ослабляя их страхами.

Ёрд

Богиня Ёрд - одна из наиболее необыкновенных асинь, обитающих в Асгарде. Она является воплощением священной земли и матерью бога грома и молнии Тора. Считают, что Ёрд также является дочерью могущественной богини ночи Нотт.

Ваны

Род скандинавских богов, которых противопоставляют асам, называют ваны. Они живут в мифической стране Ванахейм. С самого начала ваны и асы находились в воинственных отношениях и долгое время сражались друг против друга, но в итоге боги решили заключить мирный союз. С тех пор некоторые ваны живут в Асгарде, а асы - в Ванахейме.

Ваны - боги плодородия и урожая. Известно 4 основных вана:

  • Ньёрд;
  • Фрейр;
  • Гулльвейг.

Ньёрд

Бог морской стихии после заключения договора между богами стал жить в Асгарде в качестве пленника. Со временем асы приняли его в свои ряды. В Асгаре Ньёрд женился на великанше-охотнице Скади, с которой у них родилось двое детей: бог лета Фрейр и богиня любви Фрейя.

Бог Ньёрд оберегает рыбаков и моряков, способен контролировать морскую стихию.

Гулльвейг

Алчная богиня золота и богатства Гулльвейг была послана ванами к асам. Она положила начало первой в мире войне, в которой участвовали два великих божественных рода. Асы не смогли убить злую колдунью, т. к. та воскресала каждый раз.

Считается самой прекрасной и чистой среди существующих богинь. Родом из ванов, она была принята асами и живёт в Асгарде. Она, как и Один, принимает к себе павших в бою воинов. Является воплощением любви и красоты.

Одним из главных атрибутов богини любви считают ожерелье Брисингамен, за красоту которого Фрейя согласилась провести ночь с четырьмя тёмными альвами.

Фрейя обладает большим количеством имён:

  • Ванадис;
  • Хёрн;
  • Гефна;
  • Мардёлл;
  • Вальфрейя;

Фрейр

Сын бога моря Ньёрда и брат-близнец прекрасной Фрейи является богом лета и плодородия. Его изображают как доброго и прекрасного юношу, который способен управлять солнечным светом и плодородием почв. Отличается миролюбивым характером и заботой по отношению ко всему сущему.

Квасир

Для скрепления союза между асами и ванами боги провели обряд смешения слюны. Они смешали свою слюну в чаше, и из неё появился бог мудрости Квасир. Его считают самым мудрым среди богов и изображают как маленького старца, который способен дать ответ на любой вопрос и охотно делится своими знаниями.

В скандинавских мифах и легендах турсами называют человекоподобных великанов. Существует несколько родов великанов.

  1. Инеистые великаны - первые существа, появившиеся в мире. Их род происходит от Имира, который создал мир. Асы уничтожили Имира, из-за чего все инеистые великаны погибли. Выжить удалось только Бергельмир, который со временем стал прародителем новой расы великанов - ётуны.
  2. Ётуны также были одними из первых существ, населявших Землю. Со времён глубокой древности они находились в воинственных отношениях с асами и пытались отобрать у них сокровища. Эта раса отличается необыкновенным ростом, физической силой и агрессивным характером. Они способны влиять на погоду и призывать бури и всевозможные стихийные бедствия.
  3. Огненные великаны - жители Муспельхейма, которые служат владыке Сурту и воюют с асами.
  4. Каменные, морские, вихревые и горные великаны - менее известные виды турсов.

Отдельно от всех рас и родов существует три богини человеческое судьбы. Они живут у основания мирового древа Игрдрассиль и поливают его корни водами из священного источника Урд, чтобы поддерживать существование миров. Эти богини способны определять судьбу всех людей, богов и других рас. Норны являются олицетворением жизненных циклов человека:

  • Урд - самая старая и мудрая среди норн, является воплощением прошлого;
  • Верданди - взрослая женщина, которая представляет собой настоящее;
  • Скульд - самая юная из богинь, олицетворяет будущее.

Альвы или же эльфы - бессмертная раса прекрасных людей, имеющих особую связь с силами природы и обладающих магическими способностями. Альвы бывают тёмными и светлыми. Отличительными чертами между расами альвов является их поведение, внешний вид, образ жизни.

Светлые альвы

Этот род альвов отличается высоким ростом и благородной внешностью. Они обитают в небесном чертоге под названием Льесальфхейм. Предводителями светлых альвов считают прекрасного бога-кузнеца Веланда (Воланда).

Тёмные альвы

Тёмный род альвов также дварфами или гномами. Они обитает в подземном мире Свартальфхейм. Они низкорослые и широкоплечие, живут в пещерах и создают прекрасные украшения и самые сильные оружия для богов. Среди наиболее значимых в мифологии тёмных альвов выделяют:

  • гном Сидри известен благодаря тому, что выковал Мьёльнир - магический молот бога грома Тора. Ему также принадлежит создание кольца Драупнира, к которому так бережно относился верховный ас Один.
  • Брок - младший брат Сидри. В скандинавских легендах он встречается как помощник Сидри, раздувающий меха во время работы.
  • Двалина. Его наковальне принадлежит создания прекрасного ожерелья Брисингамен, ради которого красавица Фрейя была готова на всё, а также золотые волосы богини плодородия Сиф.
  • Андвари был хранителем сокровищ древнего рода карликов нибелунгов. Умел превращаться в рыбу. Образ этого гнома появляется во многих кельтских мотивах.
  • альв-колдун по имени Хрейдмар, к которому со временем в качестве выкупа перешли сокровища нибелунгов. У Хрейдмара было трое детей: Фафнир, Регин и Отр.

Скандинавские мифические существа

В мифологии скандинавского народа существует множество необыкновенных существ. Они могут напоминать обычных животных или выглядеть как самые настоящие чудища. Мифические существа скандинавов могут играть в легендах как положительную, так и отрицательную роли.

Огромная корова Аудумла была одним из первых существ на Земле. Она появилась вместе с первочеловеком по имени Имир и кормила его своим молоком. Из-за того, что мир в то время был пуст, Аудумла была вынуждена лизать солёные камни, чтобы утолить голод. Согласно легенде, она погибла, когда кровь Имира затопила мир после его убийства богами Асгарда.

Согласно легендам, у богини подземного мира Хель был пёс с четырьмя глазами, который стоял у ворот Хельхейма и оберегал вход. В некоторых мифах можно встретить упоминание, что Гарм - результат союза бога хитрости Локи и великанши Ангрободы.

По размерам четырёхглазый пёс превосходит всех существующих собак. В подземелье его удерживают цепи.

Северные народы верили, что в человеческих домах живут крошечные домовые, которых называют гутгины. Дух с удовольствием помогает выполнять домашнюю работу, а также может найти утерянную вещь, починить то, что было сломано. Внешнему виду домового характерно:

Согласно легендам, возле дерева мира Иггдрасиль находится большой колодец. На дне этого колодца обитает дракон Нидхёгг. Скандинавы считают, что он грызёт один из корней священного дерева, стараясь уничтожить то, на чём держаться девять миров. Как и многие другие драконы, Нидхёгг любит золото и всевозможные сокровища. Он уничтожает предателей, лгунов и убийц. Находится во враждебных отношения с мудрым вороном, который живёт на ветках Иггдрасиль.

Со священным деревом Иггдрасиль связывают существование мифической белки Рататоск, которая играет роль посредника между драконом в колодце и вороном Хресвельгом.

Краконош

Мифический дух, обитающий в горах, появляется в древних легендах в качестве предводителя гномов. Краконош (Рюбецаль) отличается добродушным характером, любит помогать достойным, но злым и подлым людям может нанести вред.

В скандинавской мифологии часто встречаются упоминания о волшебных конях по имени Скимфакси и Хримфакси. Скимфакси принадлежит богу дня Дагу. Он везёт колесницу Дага и своей золотой гривой озаряет дневное небо.

Хримфакси - тёмный конь, который запряжён в колесницу богини ночи Нотт, матери дневного бога. В переводе имя коня означает «грива, что покрыта инеем».

Утбурд

В древние времена жители Норвегии стремились создать сильную и непобедимую нацию. Они прибегали к довольно жестоким методам, с помощью которых строили идеальное общество. Одним из таких методов было убийство младенцев, которые рождались физически неполноценными, обладали какими-либо отклонениями, уродствами или были рождены вне брака. Духи убитых младенцев превращались в утбурдов и мстили всем, кто был причастен к их смерти. Утбурды - злые и безжалостные существа.

Эйнхерии

Воины, отважно погибшие в бою с врагом, которые не выпускали своего оружия до последнего и не отступали, после смерти становятся эйнхериями. За каждым боем наблюдают валькирии, богини сражения и помощницы Одина. Они забирают души воинов в Асгард. Далее жизнь эйнхерии выглядит так:

  • Они живут в огромном дворце Одина Вальхалле.
  • Там они бесконечно пируют, пьют мёд и едят мясо вепря.
  • Воины служат в свите Одина и сражаются бок о бок с верховным богом.

Хейдрун и Сехримнир

В Вальхалле, дворце бога Одина, живёт два мифических существа, которые кормят души доблестных воинов. Огромная коза Хейдрун живёт на крыше божественного замка и бесконечно даёт мёд. Вепря Сехримнира повар из Вальхаллы каждый день готовит к столу эйнхериев. Вечером вепрь оживает.

Мунин и Хугин

У верховного бога Одина есть два помощника в обличие чёрных воронов. Хугин и Мунин отправляются в человеческий мир Мидград и собирают важные вести для своего хозяина, чтобы тот знал обо всём, что происходит с людьми.

В переводе с древнеисландского, Хугин означает «Тот, кто думает», а Мунин - «тот, кто помнит».

Эйктюрнир

На крыше Вальхаллы вместе с козой Хейдрун стоит огромный волшебный олень Эйктюрнир. Он настолько велик, что способен дотянуться до веток дерева Иггдрасиль, листьями которого питается. Гигантские рога Эйктюрнир дают начало всем рекам мира.

Северная традиция весьма своеобразна и обладает особой магической структурой, уникальной как по составу, так и в плане мистических числовых соответствий. Отождествить скандинавских богов, к примеру, с греческими невозможно. Черты сходства между двумя этими пантеонами имеются, но прямых соответствий нет. В сущности, скандинавские божества стоят гораздо ближе к вудуистским лоа или к сантерийским ориша, очищенным от католических наслоений.

Предположим, что в некий момент времени и в некой точке пространстве из энергии сформировалось сознание и было положено начало творению. В соответствии с космическими законами сознание претерпевало процессы дифференциации. На каком-то этапе появились различные классы существ - боги, природные духи, люди и, вероятно, иные, неизвестные нам формы жизни.

Боги реальны, но это не значит, что они статичны и неизменны. По мере того, как развивается сознание народа и люди обретают всё более глубокое и полное знание об окружающем мире, эволюционируют и божественные формы, созданные этим народом. С течением времени божественные формы видоизменяются в согласии с переменами, которые претерпевает коллективное сознание народа.

Главная стихия: вода

Дополнительная стихия: огонь

Цвет: ярко-белый

Тотемные животные: баран, тюлень

Магическое орудие: рог

Цели воззвания: защита, обучение

Руны для работы: Кеназ, Манназ, Дагаз

С моей точки зрения, Хеймдалль принадлежит к классу ванов, так как он связан с Фрейей и, следовательно, с Ньёрдом. Его титул - «сияющий ас». Магическое орудие Хеймдалля - рог Гьяллархорн. Протрубив в этот рог, Хеймдалль возвестит о начале Рагнарёк и призовёт асов и эйнхериев на битву. Хеймдалль славится острым слухом: он слышит, как растёт трава и овечья шерсть. Согласно мифам, рог Хеймдалля спрятан под корнями ясеня Иггдрасиль. Но не исключено, что в действительности здесь идёт речь не о роге, а о слухе, что хорошо согласовалось бы с образами двух других богов, приносящих себя в жертву, - Одина и Тюра. Можно предположить, что Хеймдалль тоже совершил акт самопожертвования, стоивший ему уха, - подобно тому, как Один пожертвовал глазом, а Тюр - рукой. Миф, повествующий об этом, утрачен, но, вероятно, в нём объяснялось, каким путём Хеймдалль обрёл свой тончайший слух (ведь и Один, пожертвовав одним глазом, стал всевидящим) .

Хеймдалль - посредник между Асгардом и Мидгардом. К нему можно взывать о защите и о помощи . Хеймдалль - страж радужного моста. В данном контексте - для обретения знаний - взывать к Хеймдаллю следует с помощью руны Кеназ. Кроме того, Хеймдалль как «сияющий ас» помогает пролить свет на любую тайну - к примеру, прояснить чьи-либо скрытые побуждения. Взывать к Хеймдаллю как учителю можно и с помощью руны Манназ, так как именно Хеймдалль обучает рунам людей. Дагаз же способствует «путешествиям» в Асгард и вообще облегчает перемещение между мирами. Будучи солярным божеством, Хеймдалль ассоциируется с зарёй нового дня, а потому взывать к нему следует обратившись лицом на восток.

Бог Улль

Имена: скандинавское - Улль (Uller) , английское - Вульдер (Wulder) .

Главная стихия: снег.

Ипостаси: северное сияние

Магические орудия: лук, «славные ветви» (wuldortanas) , клятвенное кольцо

Цели воззвания: охота, клятвы, поединки

Руны для работы: Эйваз, Вуньо

Об этом древнем божестве известно не так уж много, но приверженцы религии Асатру находят в нём немало привлекательных черт. Поэтому я постараюсь изложить то, что мы знаем о нём наверняка. Улльр - пасынок Тора, сын Сив от первого брака со звёздным героем Орвандилем. Таким образом, Улль принадлежит к классу ванов. Улль, Как и Орвандиль, Улль, по-видимому, значительно древнее асов и даже ванов. Некоторые исследователи отождествляют его с архаическим богом смерти, почитавшимся на территории Норвегии, где в его честь названо множество населённых пунктов. Имя «Улль» означает «сверкающий». В Скандинавии его ассоциируют с северным сиянием. По-видимому, в какую-то эпоху Улль играл не менее важную роль, чем Один, и считалось, что он правит Асгардом в зимние месяцы.

Улль - бог-лыжник, покровитель зимы. Его оружие - лук. Его супруга Скади, чьё имя означает «тень», также некогда была местной архаической богиней смерти. Согласно другим источникам, Улль имел сестру-близнеца по имени Уллин. По всей вероятности, Уллин - скандинавский аналог Хольды, богини снега. Эта гипотеза удачно вписывается в общую систему близнечных божеств, выделяющуюся в рамках северной мифологии.

Взывая к Уллю, следует обратиться лицом на север. Главная его руна - Эйваз, дополнительная - Вуньо. Обе они помогут снискать милость этого божества, но лучше всего взывать к Уллю с помощью связанной руны, состоящей из двух этих рун. К Уллю обращались с просьбами даровать победу в поединке, а также призывали его в свидетели клятвы. Поэтому один из атрибутов Улля - клятвенное кольцо, которое возлагали на его алтарь. Англосаксы чтили его под именем «Вульдор», означающим «сверкание» или «слава».

Бог Локи

Имена: скандинавское - Локи (Loki) , германское - Логе (Loge)

Главная стихия: бушующее пламя

Цвет: красный

Тотемные животные: лосось, тюлень, лиса

Цели воззвания: обман, разрушение

Руны для работы: Дагаз

Локи - один из самых загадочных персонажей скандинавской мифологии. По-видимому, это очень древний бог, возникший задолго до асов и ванов. Не исключено, что ещё в каменном веке ему поклонялись как богу огня. В таком случае этот изначальный, милостивый Локи должен принадлежать к классу великанов. Свидетельства этого сохранились в скандинавских мифах, где родителями Локи называются великаны Лаувейя и Форбаути. Позднее Локи приобрёл ряд негативных черт; та же участь постигла и большинство великанов - представителей старшего поколения северных богов. По-видимому, Локи связан с двумя другими стихийными божествами: Кари (воздушным великаном) и Хлером. Хлер соотносится с водой, так как его отождествляют с Эгиром - великаном, повелевающим морской стихией и женатым на морской великанше Ран. Все эти персонажи относятся к древнейшему слою северной традиции. Последующие поколения северных народов наделили Локи жестокостью и коварством. Действительно, Локи - трикстер и катализатор перемен, но его отрицательные свойства я считаю христианским наслоением. Превратив Бальдра в некий северный эквивалент «Иисуса скорбящего» и обременив Одина атрибутами Яхве, христиане сочли, что им необходим ещё и «дьявол». И на эту роль был избран злокозненный Локи.

Внимательно изучая мифы, можно обнаружить в характере Локи и ряд положительных черт. К примеру, его похождения в Свартальвхейме, откуда Локи вернулся с чудесными дарами - молотом для Тора, копьём для Одина и волшебным кораблём для Фрейра, - достойны всяческих похвал, ибо он не присвоил все эти магические предметы себе, а раздал их асам. Таким образом, Локи не привязывается ни к каким ценностям. Он - катализатор, вызывающий перемены, но не подверженный их воздействию. И всё же практику обращения к Локи я не поощряю - несмотря на то, что схожие предостережения, относящиеся к Одину, лично меня никогда не останавливали.

Локи - отец трёх чудовищ: Фенрира, Ёрмунганд и Хель (Хель - это, по-видимому, искажённый вариант Хольды) . С другой стороны, он же рождает Слейпнира - чудесного жеребца Одина. Слейпнир - единственный на свете конь, способный путешествовать между всеми девятью мирами. Между прочим, Слейпнира Локи рождает, приняв облик кобылы, то есть приходится ему не отцом, а матерью. Чудовищные же его дети появились на свет от союза с великаншей Ангрбодой, в котором Локи выступал в мужской роли. Таким образом, Локи - оборотень, способный принимать обличье животных и менять пол. В более поздней, негативной своей ипостаси Локи подстраивает убийство Бальдра, и этот поступок кладёт начало цепи событий, ведущих к Рагнарёк. Не исключено, опять же, что мрачная скандинавская версия мифа о Рагнарёк, завершающаяся тотальным уничтожением мира, сложилась сравнительно поздно, а в первоначальном варианте этого мифа боги побеждали и сковывали великанов. Именно такая участь постигла Локи. Его схватили и приковали к скале, повесив над его головой змею, непрерывно плюющую ядом ему в глаза.

Стихия Локи - бушующий, неукротимый огонь. Его цвет - ярко-красный. В современных понятиях Локи можно назвать олицетворением ядерной энергии. В психологическом плане Локи - это импульсивный, разрушительный, незрелый аспект человеческой природы. В мифах говорится, что некогда Локи и Один заключили между собой клятву побратимства, так что Локи можно определить и как «теневую сторону» Одина. Оба эти бога считаются коварными и непредсказуемыми.

Богиня Фригг

Имена: скандинавское - Фригг (Frigg) , английское - Фрикг (Fricg) , голландское - Фригга (Frigga) , немецкое - Фрикка (Fricka)

Главная стихия: воздух

Дополнительная стихия: вода

Цвет: серебристо-серый

Тотемные животные: сокол, баран, паук

Магические орудия: прялка

Цели воззвания: супружеская верность, деторождение

Руны для работы: Феху, Перто, Беркана

Фригг - первая из целого ряда богинь, чьи роли в северных мистериях мы сейчас рассмотрим. Современные одинисты не уделяют богиням достаточного внимания, так как в исландских текстах - основном источнике наших сведений о северной традиции - о них сообщается очень мало. Однако не следует забывать, что эти тексты относятся к довольно поздней эпохе викингов с её культом мужественности, а также испытали сильное влияние христианских воззрений, которым были привержены составители эддических сводов. Социальный статус женщин в средневековой Скандинавии или англосаксонской Британии был относительно высок по сравнению с тем положением, которое в тот же период занимали женщины в странах Средиземноморья. И только в феодальную эпоху, начало которой в Англии ознаменовалось норманнским завоеванием, женщины утратили традиционную независимость. Тацит сообщает, что у германцев женщины ценились вдвое выше мужчин, так как вира за убийство женщины была почти вдвое больше виры за убийство мужчины того же социального положения. Кроме того, именно мать или бабушка обычно вручала юному воину его первый щит. В «Младшей эдде» Один («Равновысокий») , сравнивая богинь с богами, утверждает, что богини «столь же священны, и не меньше их сила».

Главная из богинь - Фригг, супруга Одина. Ей ведомы судьбы всех людей и богов, не исключая и судьбы, уготованной её сыну Бальдру. Однако Фригг не предсказывает будущего. Чтобы обрести познания, которыми уже владеет его жена, Один не расспрашивает её, но прибегает к иным средствам - приносит себя в жертву на Иггдрасиле и отдаёт Мимиру свой глаз. Обладая знанием, Фригг по некой причине не способна его сообщать его другим. Быть может, она просто считает это бесполезным, полагая, что ей не поверят, или что ей всё равно не удастся ничего изменить. Нет ничего обиднее, чем знать, что должно случиться, но не иметь возможности это предотвратить, так как самая ткань реальности сопротивляется всем нашим усилиям. С этим «проклятьем Кассандры» я и сама, к сожалению, слишком хорошо знакома на личном опыте. Итак, Фригг знает всё заранее, но хранит свои знания в тайне, ибо ей не под силу изменить неотвратимую судьбу, или орлог. В молчании Фригг заключён важный урок: зная, что спасти Бальдра всё равно не удастся, она всё же героически пытается предотвратить его гибель. Фригг не уступает в могуществе Одину, но сила её обращена внутрь, а не на внешний мир. И только после того, как Бальдру начинают сниться зловещие сны, Фригг предпринимает тщетную попытку спасти его. Если взглянуть на этот миг с чисто человеческой точки зрения, толкуя его буквально, то перед нами предстанет женщина, знающая, что сына её скоро постигнет безвременная смерть и что смерть эта положит начало цепи событий, которые приведут к Рагнарёк.

Фригг обладает великой магической силой. Но трагический парадокс заключается в том, что она сама своими действиями предопределяет гибель Бальдра. Пытаясь спасти сына, она берёт клятву со всех живых существ, растений и камней, что они не станут ему вредить. Узнав об этом, асы затевают игру: они принимаются метать в Бальдра стрелы и камни, зная, что всё ему будет нипочём. Но Локи находит побег омелы, с которого Фригг не стала брать клятвы, сочтя его безвредным, и вручает его слепому Хёду, который и убивает Бальдра, выстрелив в него этой веточкой из лука. Если бы Фригг не попыталась защитить своего сына, то никто бы и не подумал в шутку нападать на Бальдра, а следовательно, Хёд бы и не убил его веткой омелы. Воздержись она от всяких действий, Бальдр всё равно погиб бы, но своей попыткой спасти его Фригг невольно подготовила орудие его убийства. Образ этой богини очень трагичен. А магический урок, который мы можем извлечь из этого мифа, таков: не следует вмешиваться ни в чей вирд, ибо своими попытками изменить его мы можем невольно запустить цепь событий, которые пытаемся предотвратить. Эти события произошли бы и без нашего участия, но своим вмешательством мы вплетаем их и в свой собственный вирд.

Фригг часто изображают с прялкой. В прядении заключён особый магический смысл, так как его суть - формирование нити из сырого материала. Прядение предшествует тканью. Норны ткут узоры человеческих судеб. А Фригг со своей прялкой готовит нити, из которых затем сплетаются эти узоры. Таким образом, Фригг властвует над первоматерией, подготавливая субстанцию, которой норны затем придают определённую форму.

Знания этой богини столь глубоки и обширны, что даже Один порой не может обойтись без её совета. В сущности, все свои познания Один получает из вторых рук. Он жертвует собою, чтобы обрести их, но в результате не столько открывает их в себе самом, сколько принимает в дар: «Девять песен силы узнал я от Бёльторна», - говорит он после испытания на Древе. Иными словами, он воспринял свои знания от учителя. Придя к источнику Мимира и отдав глаз за право испить из него, он снова обретает мудрость не непосредственно, а с разрешения Мимира. Далее, вызвать дух вёльвы и получить от неё новые знания ему удаётся лишь благодаря Фрейе, которая обучила его искусству некромантии, входящему в комплекс техник сейта. Медиумизм - традиционно женское занятие - по сути своей близок некромантии. Таким образом, все оккультные знания Одина вторичны, и получает он их, по преимуществу, от женщин, тогда как Фригг, Фрейя и норны владеют знаниями от природы и никто их не учил.

Птица Фригг - цапля, а её магическое орудие - прялка. Современные исследования показывают, что тотемным животным Фригг следует считать сову. По меньшей мере трое из моих знакомых удостоилось посещения совы во время работы с архетипом Фригг. Предполагаю, что сова связана одновременно и с Фригг, и с Одином. Когда вам покажется, что недурно бы погадать или поколдовать, то прежде, чем браться за магические орудия, обратитесь к Фригг, чтобы получить доступ к первоматерии.

Богиня Фрейя

Имена: скандинавское - Фрейя (Freyja) , голландское - Фрийя (Frija) , немецкое - Фрейя (Freia) , английское - Фрео (Freo) .

Основная стихия: огонь

Дополнительная стихия: вода

Цвет: золотой

Тотемное животное: кошка

Магические орудия: соколиное оперенье, рукавицы из кошачьего меха, ожерелье Брисингамен

Цели воззвания: любовь, война, колдовство (сейт)

Руны для работы: Феху, Перто, Ингуз, Хагалаз, Беркана, Лагуз

Фрейя - самая знаменитая из северных богинь, хотя иногда её путают с Фригг. Многие исследователи, в том числе братья Гримм, полагали, что в действительности две эти богини довольно далеки друг от друга как по функциям, так и по происхождению. Теперь я разделяю этот взгляд, хотя на момент первого издания этой книги придерживалась иной точки зрения. Древнейшее известное нам англосаксонское имя Фрейи - Фрео, а голландское - Фрийя. Однако в плане своих атрибутов голландская Фрийя всё-таки ближе скандинавской Фригг. На землях современных Нидерландов, за исключением, пожалуй, Фрисландии, Фрейю из рода ванов не знали; там поклонялись таким богиням, как Габия (Gabiae) и Алигабея (Aligabea), т. е. «Подательница» и «Всеподательница», тождественным скандинавской Гевьон, которую можно рассматривать как ипостась Фрейи. В некоторых отношениях Фрейя стоит даже ближе, чем Фригг, к образу «Великой Богини» в современном его оккультном понимании. Она - подательница жизни и смерти, тогда как Фригг дарует только жизнь. С одной стороны, Фрейю, наряду с Фригг и дисами, призывают в помощь роженице, с другой - она забирает половину воинов, павших в битвах.

Имя «Фрейя» переводится как «госпожа», то есть либо «женщина королевского рода», либо, в более поздние времена, просто «хозяйка дома». Таким образом, по происхождению это не столько личное имя, сколько титул. Не исключено, что древнейшие имена многих богинь были забыты на довольно раннем этапе или сохранялись только в именах матрон. Можно вспомнить и о том, что имя «Фрейр», означающее «господин», также бесспорно является титулом, а настоящее имя этого божества - Ингви или Инг. Быть может, похожее имя - например, Ингва, - некогда носила и богиня, считавшаяся его сестрой-близнецом. Шведская исследовательница Бритт-Мари Настрём также считает, что когда-то Фрейя носила более личное имя, и предлагает вариант «Ингагерд».

Фрейя - самая деятельная из богинь. Она одновременно и валькирия, и диса, так как одно из её имён - Ванадис. В первую очередь, она - богиня любви и войны, жизни и смерти. По своим функциям она противостоит Одину и, в то же время, дополняет его. Оба эти божества - шаманы, оба путешествуют между мирами в обличье животных. Оба получают равную долю воинов, павших в сражениях, и примечательно, что право выбирать первой принадлежит Фрейе. Тотемные животные Фрейи - кошки. Она разъезжает на колеснице, запряжённой двумя кошками, белыми или серыми. Фрейя - покровительница вёльв, которые в древности носили в её честь рукавицы из кошачьего меха. В наши дни Фрейя поможет проклясть человека, издевающегося над кошками. Ещё одно связанное с ней животное - супоросая свинья, символ плодородия. Фрейе принадлежит ожерелье Брисингамен, которое она получила в награду за то, что разделила ложе с четырьмя карликами. Эти карлики символизируют четыре стихии, а ожерелье - это пятый элемент, возникающий из смешения четырёх остальных. По некоторым вариантам, Брисингамен - это не ожерелье, а пояс, причём пояс такого рода, который использовали в помощь роженицам. День недели, посвящённый Фрейе, - пятница, и именно в этот день в старину по традиции играли свадьбы.

Имя «Фрейя» связано с двумя голландскими словами - vrijen и vrij. Первое означает «заниматься любовью» или «ухаживать». Vrijer - это кавалер, ухажёр. Второе слово, vrij, означает «свободный». В поздней исландской традиции Фрейя считалась женой Ода, имя которого, как установили исследователи, есть не что иное, как вариант имени Одина. Возможно, Од - это Один в своей ипостаси странника. Когда Од покидает Фрейю, она разыскивает его во всех девяти мирах, принимая различные имена: Мардолль («сияющая, как море») , Сюр («свинья») и Гевьон («подательница») . Печалясь об Оде, она проливает золотые слёзы. В одном менее известном мифе, дошедшем до нас в трудах Саксона Грамматика, она выступает под именем Менглад - «ожерелье радости». Миф этот повествует о том, как Фрейя попала в плен к великанам, но была спасены неким Свипдагом или Оттаром, которого можно отождествить с Одом. Великаны один за другим сватаются к Фрейе, изобретая всевозможные способы добиться её руки. Фрейе принадлежит чудесное соколиное оперенье, надевший которое обретает способность летать. Многие исследователи скандинавских мифов выдвигали гипотезу, что Фрейя тождественна Гулльвейг. Эдред Торссон в своём «Руководстве по рунической магии» высказывает также мысль, что Фрейя эквивалентна Хейд - вёльве, с которой совещается Один. Роберт Грейвс в «Белой Богине» утверждает, что Фрейя ассоциировалась с вОронами - тотемными животными Одина. В каком-то смысле это резонно, поскольку Фрейя - не только богиня жизни, но и владычица смерти. В период раннего Средневековья Фрейя считалась покровительницей жанра любовных песен, именовавшегося masongr, или, по-немецки, Minnegesang. С наступлением христианства эта её роль была забыта, но традицию продолжили позднесредневековые менестрели и трубадуры, посвящавшие свои песни Деве Марии. К этой искажённой версии древней богини перешли многие атрибуты Фрейи, а также посвящённые ей растения и животные, к примеру божья коровка, в английском языке носящая название в её честь: lady-bird (букв. «госпожа-птица»). Как и большинство северных богинь, Фрейя связана с солнцем, которое ассоциировалось на севере с женским началом.

Богиня Идунн

Имена: скандинавские - Идунн (Idunn) , Идуна (Iduna)

Главная стихия: земля

Цвет: зелёный

Магические предметы: яблоки

Цели воззвания: долголетие, здоровье

Руны для работы: Йера, Беркана, Ингуз

Идунн - одна из богинь Асгарда. Известно о ней не так уж много. На первый взгляд, её можно счесть второстепенным божеством, но я постараюсь показать, что это не так. Идунн древнее асов и, вероятно, даже старше ванов. Её отец - великан и звёздный герой Ивальди, а её брат - Орвандиль, первый муж Сив. Орвандиль, Идунн и жена Бальдра Нанна - дети Ивальди и принадлежат к старшему поколению богов. Резонно предположить, что этим старшим поколением были великаны, которые с приходом нового поколения богов либо превратились в носителей зла, либо, как Скади или Герд, вписались в новый миропорядок. Обычно Идунн изображают как прелестную, очень юную и наивную девочку; так, Локи без труда удаётся заманить её к великану Тьяцци. Она не расстаётся со своей корзиной, полной золотых яблок. Идунн молчалива: красноречие - удел её супруга Браги, бога поэзии. Но в её хрупких руках - огромная сила. Именно ей боги обязаны своим здоровьем и долголетием, ибо без яблок Идунн они начинают стариться и приближаться к порогу смерти. Однако же саги уделяют Идунн совсем немного внимания. Яблоки Идунн даруют не столько бессмертие, сколько продление жизни, потому что богам приходиться есть их регулярно. Сердцевина яблока может символизировать материнское чрево, потому что в нём содержатся семена - потенциал новой жизни. Яблоки играют важную символическую роль и в мифах других народов. В кельтской мифологии фигурирует чудесный остров Авалон, на котором растут яблони, приносящие золотые плоды вечной молодости. Как известно большинству оккультистов, если разрезать яблоко поперёк, то на срезе будет виден символ пентаграммы. В греческой мифологии Геракл в ходе одного из своих двенадцати подвигов добывает золотые яблоки. Миф об Идунн можно сопоставить с греческим мифом о Коре-Персефоне. Со злом яблоки ассоциируются только в иудейской традиции. Но даже и библейский миф невольно связывает яблоко с познанием не только зла, но и добра. Таким образом, яблоко - символ добра и зла, а также сексуальности как условия продолжения рода, ибо библейская Ева стала зачинать детей лишь после того, как съела яблоко. Известна легенда о том, как бездетный король гуннов Рери застал однажды свою супругу под деревом, где она молила богов ниспослать ей ребёнка. Фригг сжалилась над ними и послала к ним свою вестницу, богиню по имени Гна. Гна бросила на колени королеве яблоко, съев которое, она зачала. От потомков этих короля и королевы пошёл род Вольсунгов. Яблоки - священные плоды Богини, играющие важную роль в женских мистериях. Символически они заключают в себе души ещё не рождённых детей. Идунн - богиня растительности. С наступлением Рагнарёк она скрывается под корнями Иггдрасиля и исчезает из этого мира, чтобы затем вернуться, когда возродится новая жизнь.

Богини Хель / Хольда

Две эти богини имеют между собой много общего. На вопрос о том, развивались ли эти образы параллельно или же один произошёл от другого, ответить сложно. Обе они связаны с миром мёртвых. Хольда в своей ипостаси Frau Gode - предводительница Дикой охоты, как и Водан. Долгое время мне казалось, что два эти божества тесно связаны. Быть может, когда-то они составляли близнечную пару, подобно Зиу и Зисе. Хель - это, по-моему, скандинавский аналог Хольды. Однако не исключено, что Хольда - это самая древняя в германской традиции богиня смерти. Мне всегда представлялось, что образ Хель сложился довольно поздно, под влиянием христианских представлений об ужасах, ожидающих грешников в загробной жизни. Только однажды - в ожидании Бальдра - Хель предстаёт перед нами в чертоге, пол которого устлан цветами, а столы ломятся от яств и напитков. Специфическая черта Хольды, отличающая её от Хель, заключается в том, что Хольда особо заботится о детях, умерших во младенчестве; позднее, в христианские времена, стали считать, что в её царство попадают младенцы, умершие некрещёными. Я полагаю, что изначально она считалась, в первую очередь, богиней умерших детей. Скандинавская же Хель - просто богиня смерти. В её мир отправляются после смерти все, кто не был всецело предан кому-либо из прочих богов или богинь и, соответственно, не может попасть в их чертоги. Согласно описаниям, Хель наполовину красавица, а наполовину - уродливый разлагающийся труп. Но на основе современных исследований мы можем прийти к новому представлению об этой богине, распознав заключённые в ней доброту и мудрость. И Хольда, и Хель попали под влияние архетипа безобразной ведьмы, сложившегося в средние века. Хольда также иногда предстаёт юной красавицей, но гораздо чаще она изображается как добрая в душе, но суровая или уродливая старуха с больной ногой (она слишком долго вертела колесо прялки - отсюда и увечье). Впрочем, так повествуют о ней голландские сказки, а фольклоре других народов она может принимать иной облик.

В настоящее время культ этой богини стал возрождаться на юге Англии, прежде всего в Гринвиче. Руна Хольды - Хагалаз. Она - покровительница прорицательниц-haegtessen и вёльв, как и Фрейя. В справочнике по скандинавской мифологии утверждается, что Водан/Один получил своих воронов в дар от Хольды

Богиня Нехелления

Нехелления - голландская богиня, покровительница растений, собак и моря. Не исключено, что это милостивая ипостась Хель, так как её изображают с корзиной яблок, традиционно символизирующих жизнь, как мы помним из описания Идунн. С другой стороны, собаки ассоциируются со смертью: в шаманской традиции они нередко служат проводниками в нижний мир. В таком случае можно предположить, что Нехелления - это местная версия Нертус, та самая богиня, которую Тацит в рамках своей «interpretatio Romana» именует Исидой. Центром культа Нехеллении был остров Валхерен, входящий ныне в состав нидерландской провинции Зеландия. Моряки взывали к ней о помощи, прежде чем отправиться в опасный путь к берегам Англии через Северное море. Кроме собаки и корзины, её атрибутом является корабль. Британские исследователи отождествляют её с древней английской богиней Элен. Стихия Нехеллении - вода; руны, помогающие воззвать к ней, - Хагалаз и Лагуз. В защитное заклинание, призванное облегчить морское путешествие, можно также включить руну Райдо.

Богиня Скади

Скади - локальная скандинавская богиня. В мифах она предстаёт как временная жена Ньёрда. Она получила его в мужья как часть виры, которую асам пришлось заплатить за убийство её отца, великана Тьяцци. Будучи родом из великанов, Скади может принадлежать к числу древнейших местных божеств, которым в Скандинавии поклонялись до появления культа асов. Скандинавия - «земля Скади» - названа в её честь. Скади - богиня зимы. Она бегает на коньках, а потому ассоциируется с Уллем, который стал её мужем после того, как Скади рассталась с Ньёрдом. По другим вариантам, Скади стала возлюбленной самого Одина, и от этой связи пошёл род Скьёльдунгов - королевская династия Дании. Имя «Скади» означает «тень», и эта богиня также связана со смертью. После того, как был схвачен и скован Локи, именно она повесила змею над его головой, мстя за ту роковую роль, которую Локи сыграл в судьбе её отца. Чертоги Скади носят название Трюмхейм. Связанные с ней руны - Эйваз, Хагалаз и Иса. Её стихия - снег.

Богиня Сив

Сив, вторая жена Тора, - златовласая богиня зерна. Согласно некоторым текстам, она обладала даром пророчества, хотя в эддах об этом ничего не сказано. В ранних германских источниках Сив предстаёт девой-лебедем. Некогда она была замужем за Орвандилем, а потому также может принадлежать к старшему поколению богов. Сив ассоциируется с летним плодородием земли и спелыми колосьями, поэтому миф о том, как Локи остриг её наголо, может трактоваться как метафорический рассказ об огне, уничтожающем урожай. Имя «Сив» родственно немецкому sippe - «родня». Из этого можно заключить, что Сив, как и Фригг, связана с миром и дружбой, царящими в счастливом семействе, а также с супружеской верностью. Руны Сив - Беркана и Ингуз.

Богиня Сага

Сага - одно из имён Фригг. В этой своей ипостаси Фригг покровительствует памяти и воспоминаниям. Сага живёт у потока времён и событий. Фригг обитает в Фенсалире (букв. «болотный край») , а Сага - в Сокквабеке («низкие скамьи») . Каждый день Один пьёт с нею из золотых кубков, и Сага поёт о прошлом и давно минувших временах. Так как Фригг обладает даром предвидения, а Саге ведомо всё, что осталось в прошлом, можно сказать, что Сага олицетворяет собою воспоминания Фригг. Ей соответствуют руны Перто и Лагуз.

Эйр, Вор, Вар и Фулла

Эйр - одна из служанок Фригг, покровительствующая врачеванию. С ней связаны руны Беркана, Совуло и Лагуз. Уруз - также целебная руна, но слишком мужская, поэтому использовать её для воззвания к Эйр я не советую. Вор и Вар также прислуживают Фригг; их призывают в свидетельницы клятв и просят наказать клятвопреступника. Особенно интересна Вар: её имя родственно немецкому слову wahr - «правда». Тот же корень сохранился в ряде английских слов, таких как aware («осознающий, осведомлённый») или beware («беречься, остерегаться») , связанных по смыслу с восприятием, осознанием или выявлением истины. Таким образом, Вар как хранительница клятв - это олицетворение идеализированных понятий об истине и честности. Вар предостерегает от поспешных, необдуманных клятв, в том числе брачных обетов: как служанка Фригг, она карает тех, кто нарушает верность супругам и возлюбленным. Фулла - неизменная спутница и наперсница Фригг. Она повсюду носит за нею корзину с сокровищами.

Виды на будущее

Долгое время роль женского начала в северной религии принижалась в ущерб всем приверженцам этой традиции, как мужчинам, так и женщинам. Так как большая часть доступных нам письменных источников относится к эпохе викингов, в эддах и сагах мы находим очень мало сведений о богинях и, тем более, о женских мистериях. Более того, христианские писцы в угоду своим религиозным предрассудкам нередко представляли женские стороны северной традиции в искажённом свете.

Пуританская неприязнь к символике плодородия не позволяла им описывать женские мистерии во всех подробностях. И в результате образовался порочный круг. Возрождающаяся в наши дни северная религия до сих пор страдает от неподобающего крена в сторону мужского начала, доминировавшего в эпоху викингов, а потому так и не сбросила оков, наложенных на неё христианскими монахами и священниками. Из-за этого принять участие в восстановлении северных традиций отваживаются сейчас лишь немногие женщины, и всё возвращается на круги своя.

Однако в действительности северная традиция должна не подавлять, а, напротив, возвеличивать роль женской духовности. Возрождение исконных северных мистерий невозможно без восстановления гармоничного равновесия между мужским и женским началом. Без подобающего почтения к Богине, без понимания истинной роли норн, валькирий и дис, реставрация северной религии неизбежно останется однобокой и несовременной; без женских мистерий, представленных как равноценное дополнение к мужскому воинскому культу, современные народы северных стран останутся, с мистической точки зрения, обделёнными и ослабленными. Я надеюсь, что моя книга поможет восстановить равновесие и разорвать порочный круг. Следует признать, что виды на будущее, открывающиеся перед нами, не столь уж мрачны. В конце концов, это - лишь первая в Англии (да и во всей Европе) за много десятилетий книга о рунах, написанная искренней последовательницей древней северной веры. И есть все основания надеяться, что её примеру последуют и другие женщины. Наши усилия окупятся сторицей, так как каждая такая книга подготовит ещё больше женщин к тому, чтобы взяться за эту нелегкую, но плодотворную задачу - вернуть женским мистериям Севера их заслуженное место в традиции.

В свете того, что мы почти не располагаем историческими сведениями, необходимыми для того, чтобы заполнить эту лакуну, одних только научных исследований будет недостаточно. Нужно больше экспериментировать, полагаясь на свою интуицию и фантазию. Именно так я, по большей части, проводила свои исследования, положенные в основу этой книги. Какое счастье, что необходимые для этого качества - интуиция, воображение и чувствительность - от природы развиты в душе каждой женщины!

Но для того, чтобы возродить северные мистерии по-настоящему, этого тоже недостаточно. Ведь возрождение это должно протекать в рамках стандартов, близких коллективной душе северных народов. Женщины Севера должны открыться веяниям коллективного бессознательного своих предков, внёсших некогда бесценный вклад в прогресс всего человечества. У многих наших современников слово «некромантия» вызывает неприятные или пугающие ассоциации. Но следует понять, что наши предшественники обладали великой мудростью и глубокими мистическими познаниями, и общение с ними послужит нам только во благо. Мы должны перенимать опыт прошлых поколений и приспосабливать его к современным нуждам. Средства же и приёмы, позволяющие пробудить коллективную память, скрыты в недрах нашего личного бессознательного.

Таким образом, женщинам следует уделять больше времени воспитанию детей. Все мы неплохо знаем древнегреческую и библейскую мифологию, но кому из вас рассказывали в школе о северных богах? Этот пробел следует восполнять своими силами, в домашнем обучении.

Восстановление равновесия между мужским и женским началами послужит во благо не одним только женщинам, но обоим полам. К примеру, традиционно женские искусства врачевания и гадания приносят пользу как женщинам, так и мужчинам. Богини заботятся обо всех. Они заняты женщинами ничуть не в большей степени, чем боги - мужчинами. И до тех пор, пока не восстановится равновесие полов, традицию северных мистерий нельзя будет считать возрождённой в полной мере. Надеюсь, моя книга внесёт свой вклад в решение этой проблемы, послужив лекарством для того, что нуждается в исцелении.

Просмотры: 29 884

mob_info