Система персонажей художественного произведения. Аналогично правило работает и при определении безударной гласной буквы перед суффиксами де-е-причастий прошедшего времени
1
В приведённой сцене фигурирует Глаша - девка в доме Кабановой. Каким термином обозначается персонаж второго ряда, изредка появляющийся на сцене?
Показать фрагмент
«Гроза» А.Н. Островский
Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.
Феклуша уходит.
Пойдём в покои!
Дикой. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.
Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?
Дикой. Ещё с утра с самого.
Кабанова. Должно быть, денег просили.
Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.
Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.
Дикой. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.
Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.
Дикой. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.
Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.
Дикой. Как так нарочно?
Кабанова. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум! Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!
Глаша входит.
Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!
Кабанова. Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!
Дикой. Пожалуй. Кабанова. Милости просим!
(Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)
2
«Французик из Бордо» фигурирует в рассказе Чацкого, но на сцене не появляется. Каким термином обозначаются такие персонажи?
Показать фрагмент
«Горе от ума» А.С. Грибоедов
София (Чацкому)
Скажите, что вас так гневит?
Чацкий
В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча,
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
Своя провинция. Посмотришь, вечерком
Такой же толк у дам, такие же наряды...
Он рад, но мы не рады.
Умолк. И ту т со всех сторон
Тоска, и оханье, и стон:
Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжон!
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтобы истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою возжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Пускай меня объявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад, -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую -
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки!..
Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев;
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
«Как европейское поставить в параллель
С национальным - странно что-то!
Ну как перевести мадам и мадмуазель?
Ужли сударыня!!» - забормотал мне кто-то...
Вообразите, тут у всех
На мой же счёт поднялся смех.
«Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!
Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!»
Я, рассердясь и жизнь кляня,
Готовил им ответ громовый;
Но все оставили меня...
3
Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в действии. Как называется такой персонаж?
Показать фрагмент
«Гроза» А.Н. Островский
Дикой . Ишь ты, замочило всего. (Кулигину .) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем .) Глупый человек!
Кулигин . Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой . Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин . Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи ), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом ), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение - для глаз оно приятней.
Дикой . Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.
Кулигин . Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.
Дикой . А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.
Кулигин . Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.
Дикой . Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.
Кулигин . За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?
Дикой . Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.
Кулигин . Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»
Дикой . Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!
Кулигин . Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.
Дикой (гордо ). Все суета!
Кулигин . Да какая же суета, когда опыты были?
Дикой . Какие-такие там у тебя громовые отводы?
Кулигин . Стальные.
Дикой (с гневом ). Ну, еще что?
Кулигин . Шесты стальные.
Дикой (сердясь более и более ). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?
Кулигин . Ничего больше.
Дикой . Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.
Кулигин . Электричество.
Дикой (топнув ногой ). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?
Кулигин . Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Дикой . А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!
Кулигин . Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)
Дикой . Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу ). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито ). Перестал, что ль, дождик-то?
1-й. Кажется, перестал.
Дикой . Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то - кажется!
1-й (выйдя из-под сводов ). Перестал!
Явление третье
Варвара и потом Борис.
Варвара . Кажется, он!
Борис (проходит в глубине сцены ). Сс-сс!
Борис (оглядывается ). Поди сюда. (Манит рукой .)
Борис (входит ). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!
Борис . А что?
Варвара . Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.
Борис . Нет, я не знал.
Варвара . Она просто сама не своя сделалась!
Борис . Видно, только я и пожил десяток деньков, пока его не было. Уж теперь не увидишь ее!
4
В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене?
Показать фрагмент
«Недоросль» Д.И. Фонвизин
Правдин (Митрофану ). А далеко ли вы в истории?
Митрофан . Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин . А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум . Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан . Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова . Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин . Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну ). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери ). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану ). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери ). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину ). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин . География.
Г-жа Простакова (Митрофану ). Слышишь, еоргафия.
Митрофан . Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину ). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,
Правдин . Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму ). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум . На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова . Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум . О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова . Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это??
Стародум . Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
Скотинин . Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича, О гра-моте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!
Правдин . Что ж такое?
Скотинин . Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли во-рота?
Милон . Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
Стародум (Милону ). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.
Справочная информация
Для того чтобы обойти "подводные камни", к заданию 11 готовься пошагово. Всего три шага гарантируют вас от ошибок.
Шаг 1 . Выбор гласных в безударных окончаниях глаголов.
Личные окончания глаголов
В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени
в окончаниях глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): имеешь, имеет, имеем, имеете, имеют
в окончаниях глаголов 2-го спряжения – и, а (я): смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят
Значит, для правильного написания гласных в безударных окончаниях нужно уметь безошибочно определять спряжение глагола!
Вспомни:
Ко 2-му спряжению относятся глаголы:
с суффиксом -и в основе неопределённой формы: любить
Исключение:
Брить, стелить – глаголы 1-го спряжения: бреет, бреют, стелет, стелют и их производные: постелить, застелить, перестелить и другие.
7 глаголов-исключений с суффиксом -е в основе неопределённой формы.
Запомни их: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть и их производные,
например: посмотреть, осмотреть, высмотреть, досмотреть, насмотреться, засмотреться и другие.
4 глагола с суффиксом -а.
Запомни их: гнать, держать, слышать, дышать и их производные: прогнать, догнать, выгнать, изгнать и другие.
К 1-му спряжению относятся остальные глаголы c безударными окончаниями: играть, рисовать, тянуть, кинуть и другие.
Внимание:
Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1-го спряжения, а в других — 2-го. Проспрягаем эти глаголы:
Хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1-го спр., во мн. - 2-го).
Бежать — бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн.ч. — окончание 2-го спр.)
Чтить — чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн. ч., окончания 1-го спр., в 3-ем л. мн. ч. — окончание 2-го спр.)
Лишь у глагола хотеть в форме ед.ч. окончания в безударном положении.
Внимание:
Глаголы есть и дать и производные от них не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний. Об этом см. подробнее: Русская грамматика. Раздел 11. Глагол. Проблемы для задания ЕГЭ они не представляют, поскольку окончания у них под ударением.
Шаг 2. Выбор гласных в суффиксах причастий настоящего времени.
Суффиксы причастий настоящего времени
Причастия могут быть разными: действительными и страдательными, настоящего и прошедшего времени.
Избежать ошибок в их правописании поможет осознание того, что причастия настоящего времени образованы от основы глагола настоящего времени, а причастия прошедшего времени — от основы неопределённой формы глагола. Поэтому при выборе суффиксов причастий настоящего времени определяй спряжение глагола. Это поможет правильно выбрать суффикс. А для безошибочного написания причастий прошедшего времени важно знать суффикс в основе неопределённой формы глагола.
1. Суффиксы -ущ(-ющ),- ащ(-ящ ) в действительных причастиях настоящего времени: знающий, любящий
Определи спряжение глагола .
В причастиях, образованных
от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий, читающий.
от глаголов 2-го спряжения — -ащ (-ящ): любящий, видящий
Обрати внимание:
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:
Знает, знают – 1-е спряжение, основа зна+ суффикс -ющ →знающий,
любит, любят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ →любящий.
2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый
Определи спряжение глагола.
В причастиях, образованных от глаголов
1-го спряжения, пиши суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,
2-го спряжения — -им: любимый, видимый
Обрати внимание:
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:
Поднимает, поднимают — 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем → поднимаемый,
любит, любят — 2-е спряжение, основа люб + суффикс --им → любимый.
Шаг 3 . Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.
Суффиксы причастий прошедшего времени
1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший
В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: видевший←видеть, слышавший←слышать.
2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я ) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный
Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.
Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов
с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я): потерянный ← потерять,
с суффиксами -и- или -е -, в суффиксе -енн- пиши букву е: наполненный ← наполнить.
Выполняй задания
Задание из демоверсии ФИПИ 2016:
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
тле..т (они)
выгор..т (они)
стел..щийся
бор..щийся
Пояснение (см. также Правило ниже).
Ответ: ВЫГОРЯТ.
Ответ: выгорят
Актуальность: 2016-2017
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правило: Задание 12. Гласные буквы в окончаниях глаголов и в суффиксах причастий
НА-ПИ-СА-НИЕ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для успешного выполнения задания учащиеся должны знать:
Что такое личная форма гла-го-ла;
Что такое спря-же-ние, как его опре-де-лить, в чём его зна-чи-мость;
Как зависит написание суффикса причастия от спряжения гла-го-ла;
В каких случаях написание суффикса при-ча-стия/де-е-при-ча-стия определяется спря-же-ни-ем, а в каких нет.
11.1 НА-ПИ-СА-НИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛА-ГО-ЛА.
Пра-ви-ло определения спряжения глагола является ба-зо-вым, основным правилом для ТРЁХ ор-фо-грамм, изложенных в этом пунк-те.
В за-ви-си-мо-сти от буквы в окон-ча-нии все глаголы от-но-сят к I или II спря-же-нию . Ис-клю-че-ния со-став-ля-ют раз-но-спря-га-е-мые гла-го-лы
Гла-го-лы вто-ро-го спря-же-ния в окон-ча-ни-ях имеют буквы И и АТ(ЯТ) | |||
Един-ствен-ное число | Мно-же-стве-ное число | ||
Окон-ча-ние удар-ное | Окон-ча-ние без-удар-ное | Окон-ча-ние удар-ное | Окон-ча-ние без-удар-ное |
я сижУ , кричУ | я дышУ , смотрЮ | мы сидИМ , кричИМ | мы дышИМ , смотрИМ |
ты сидИШЬ , кричИШЬ | ты дышИШЬ , смотрИШЬ | вы сидИТЕ , кричИТЕ | вы дышИТЕ , смотрИТЕ |
он, она, оно сидИТ , кричИТ | он дышИТ , смотрИТ | они сидЯТ , кричАТ | они дышАТ , смотрЯТ |
По-яс-не-ния к таб-ли-це.
1. Если лич-ное окончание находится под уда-ре-ни-ем , то определить спряжение глагола легко: в при-ведённых парах личные формы глаголов ИДТИ, ПЕТЬ и СИДЕТЬ, КРИ-ЧАТЬ имеют ударные личные окон-ча-ния .
Глагол относится к I спря-же-нию, если его окончание содержит Е; УТ/ЮТ .
Глагол относится к II спря-же-нию, если его окончание содержит И; АТ/ЯТ .
Слов с ударным окончанием достаточно много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.
Об-ра-ти-те вни-ма-ние: появление при-став-ки ВЫ не влияет на написание окон-ча-ния: ВЫ-ле-тИТ, ВЫ-го-рИТ, ВЫ-пе-чЕТ, ВЫ-льЕТ.
2. Вторые пары слов, личные формы глаголов ПИСАТЬ, ДЕ-ЛАТЬ и СМОТ-РЕТЬ, ДЫ-ШАТЬ, не имеют ударения на окон-ча-нии. В них написаны буквы Е- УТ и И -ЯТ только по-то-му, что было уста-нов-ле-но: это глаголы I и II спря-же-ния. Список слов с безударным окончанием гораздо более об-ши-рен.
Спря-же-ния слова с безударным окончанием опре-де-ля-ют, исходя из того, на какие буквы окан-чи-ва-ет-ся глагол в начальной форме (или в ин-фи-ни-ти-ве, или в не-опре-делённой форме).
Об-ра-ти-те вни-ма-ние : фраза «на что окан-чи-ва-ет-ся» не равна фразе «окон-ча-ние слова». У ин-фи-ни-ти-ва нет окон-ча-ния, он может толь-ко окан-чи-вать-ся на что-то, обыч-но пишут три по-след-ние буквы: чи-тАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), бо-рОТЬ-ся (-оть), где буква перед ТЬ яв-ля-ет-ся суф-фик-сом. Окон-ча-ние есть у гла-го-лов в лич-ных фор-мах: чи-та-ЮТ, гнЁТ, дышАТ. По-это-му не-вер-но: гла-гол окан-чи-ва-ет-ся на АТ, зна-чит, он пер-во-го спря-же-ния.
I спря-же-ние | II спря-же-ние |
Все остальные глаголы на -ОТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ТИ,-УТЬ, -АТЬ, -ЫТЬ. | 1) все глаголы на -ИТЬ, кроме брить (бреют), сте-лить (упо-треб-ля-ет-ся только в инфинитиве и прошедшем вре-ме-ни; личные глагольные формы образуются от глагола стлать - сте-лют), зи-ждить-ся (зи-ждут-ся); 2) 4 глагола на -АТЬ и 7 глаголов на -ЕТЬ: гнать, дер-жать, смотреть и ви-деть, ды-шать, слы-шать, не-на-ви-деть, и оби-деть, и тер-петь, и за-ви-сеть, и вер-теть . Обратите вни-ма-ние : добавление приставки не изменяет спряжение гла-го-ла. Таким об-ра-зом, и ЗА-гнать, и ПРИ-смот-реть, и Услышать будут по-преж-не-му гла-го-ла-ми второго спря-же-ния. |
При-ме-ча-ние 1: В начальной школе вас учили определять спряжение по третьему лицу гла-го-ла: если ОНИ УТ или ЮТ, то это-гла-гол I спря-же-ния, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это правило ра-бо-та-ет, но только в том слу-чае, если вы точно зна-е-те, как правильно написать третье множественное (ОНИ). В этих при-ме-рах-они бор..тся или они слыш..т - вы-брать буквы Я/Ю или А/У слож-но, а вот умение определять спряжение по инфинитиву не под-ведёт: бороться (на ОТЬ, I спря-же-ние, зна-чит, пишем ЮТ; слышать (II спр., ис-ключ., пишем АТ).
При-ме-ча-ние 2 : Инфинитив должен быть того же вида, что и личная форма гла-го-ла. К при-ме-ру, есть слово «на-стра-и-ва-ет» (он). Инфинитив будет «на-стра-и-вать», что де-лать?, несовершенный вид, как и у слова «на-стра-и-ва-ет». Это первое спря-же-ние, поэтому пишется Е. Если же ошибочно взять инфинитив другого вида, «настроить» (что сде-лать), то уж выходит второе спря-же-ние, и нужно писать И. Это букву мы напишем в форме «настроИт» (что сде-ла-ет, совершенного вида).
При-ме-ча-ние 3 . Постфикс СЯ/СЬ не влияет на спря-же-ние.
При-ме-ча-ние 4 . В некоторых инфинитивах написание букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вызывает слож-но-сти. Таблица таких глаголов опубликована в «Справ-ке» к заданию 10.
При-ме-ча-ние 5: К не-ко-то-рым гла-го-лам по-до-брать не-опре-делённую форму не-про-сто. За-пи-сы-вай-те такие гла-го-лы и за-по-ми-най-те их на-чаль-ные формы. На-при-мер, слово «уко-лет» имеет на-чаль-ную форму уко-лоть (не уко-лить), гла-гол «мелет» имеет форму мо-лоть (не ме-лить).
Рас-смот-рим ор-фо-грам-мы, основанные на этом пра-ви-ле.
11.1.1 Безударные личные окончания глаголов
Чтобы опре-де-лить, писать в окончании глагола букву И или Е, требуется установить его спря-же-ние.
Пер-вым делом убедитесь в том, что в глаголе нет приставки вы , если же она есть, уберите её и следуйте основному правилу определения спряжения гла-го-ла. Не обращайте внимания на постфикс СЯ или СЬ, он не влияет на спря-же-ние. На-при-мер, даны слова: по-ст-ро..шь, устра-и-ва..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).
Уви-де-ли приставку вы в слове вынес..т, убрали её, осталось слово несЁТ с ударным окон-ча-ни-ем.
Осталь-ные глаголы ставим в начальную форму (не путаем ВИД!) и определяем спря-же-ние: построИТЬ (II спря-же-ние, на ИТЬ), устраивАТЬ (I спря-же-ние, на АТЬ, нельзя «устро-ить», вид не тот), обидЕТЬся (II спря-же-ние, ис-клю-че-ние). Вставляем буквы: по-стро-Ишь, устраиваЕт (он), обидИтся (он), вынесЕт (он).
11.1.2 Безударные гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Клю-че-вым моментом этого правила является понимание того, что причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего вре-ме-ни, а выбор присоединяемых суффиксов причастий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ зависит от спряжения гла-го-ла . Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 3 лице. Срав-ним:
И это не совпадение не слу-чай-но, ведь для образования причастий от глаголов I спряжения используются суффиксы УЩ/ЮЩ, а для об-ра-зо-ва-ния причастий от глаголов II спряжения - АЩ/ЯЩ.
Как видно из таб-ли-цы, глас-ные буквы в окон-ча-ни-ях гла-го-лов У Т(Ю Т) и А Т(Я Т) сов-па-да-ют с бук-ва-ми в суф-фик-сах при-ча-стий: они меч-та-Ют - они меч-та-Ю-щие; они колЮт - они ко-лЮ-щие; они дрем-лЮт - они дрем-лЮ-щие.
Рас-смот-рим на при-ме-рах, как знание правил образования причастий настоящего времени помогает избежать оши-бок.
Возьмём глагол «сле-до-вать». Образуем от глагола «сле-до-вать», 1 спря-же-ния, 3-е лицо: сле-ду-ЮТ. Уберём окон-ча-ние, оставим ос-но-ву, добавим суф-фикс: следу+ЮЩ+ий=сле-ду-Ю-Щий. Вот по-че-му не-вер-но «сле-ду-щий», без буквы Ю.
Образуем причастие от слова «быть», 1 спря-же-ние. Ста-вим в тре-тье лицо, они будУТ Образуем при-ча-стие, беря ос-но-ву: буд+УЩ+ий= бу-дУ-Щий. Вот по-че-му не-вер-но «бу-ду-ю-щий», с бук-вой Ю.
Возьмём слово с неясной букой в суффиксе леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в ин-фи-ни-ти-ве, зна-чит, не можем опре-де-лить спря-же-ние. Такие слова нужно за-по-ми-нать. В «Справ-ке» к заданию 10 это слово было в таб-лич-ке, потому вписываем ле-ле-Ять, а далее по схеме: спряжение I, зна-чит, они ле-ле-ЮТ, зна-чит, ле-ле-Ю-Щий.
В задании 11 нам предлагается пройти обратный путь, то есть определить спряжение глагола по уже образованному причастию и вставить букву.
Кашля...щий←каш-ля-ЮТ←каш-лЯТЬ. Спряжение I, суффикс причастия ЮЩ;
Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←бо-рОТЬ-ся. По третьему лицу спряжение не удалось опре-де-лить, по начальной легко, I спря-же-ние, нужен суффикс ЮЩ;
Увле-ка..щийся←увле-ка-ЮТ-ся←увле-кАТЬ-ся, спряжение I, суффикс причастия ЮЩ;
Мел..щий (кофе, зерно или го-во-ря-щий ерун-ду, че-пу-ху)←мо-лОТЬ, спряжение I, суффикс причастия ЮЩ
За-пом-ним слова-ис-клю-че-ния из этого пра-ви-ла:
брез-жУ-Щий, зыб-лЮ-Щий-ся, зи-ждУ-Щий-ся, внем-лЮ-Щий.
11.1.3 Безударные гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Как и в предыдущем пунк-те, выбор присоединяемых суффиксов причастий ЕМ или ИМ зависит от спряжения гла-го-ла.
Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 1 лице множественного числа (мы). Срав-ним:
Для образования причастий от глаголов I спряжения используются суффиксы ЕМ/ОМ, а для причастий от глаголов II спря-же-ния- ИМ.
Рас-смот-рим, как при-ме-нять это пра-ви-ло на при-ме-рах.
Рас-хо-ду...мый (ма-те-ри-ал)← (мы) рас-хо-ду-ЕМ← так как «рас-хо-до-вАТЬ» - гла-гол I спряжения, суффикс причастия ЕМ, окончание глагола ЕМ;
Не-кон-тро-ли-ру...мый (про-цесс)←(мы) не кон-тро-ли-ру-ЕМ←так как «кон-тро-ли-ро-вАТЬ» - гла-гол I спряжения, суффикс причастия ЕМ, окончание глагола ЕМ.
За-пом-ним слова, написание букв в суффиксе которых вызывает за-труд-не-ние:
при-ем-лЕ-Мый, не-отъ-ем-лЕ-мый, не-зыб-лЕ-Мый.
Слово движИМый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «дви-гать», а от ныне уста-рев-ше-го гла-го-ла вто-ро-го спря-же-ния дви-жи-ти.
11.2 НА-ПИ-СА-НИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛА-ГО-ЛА.
Сфор-му-ли-ру-ем общее пра-ви-ло, понимание которого позволит не допускать оши-бок: причастия и деепричастия прошедшего времени образуются от основы ин-фи-ни-ти-ва , по-это-му достаточно знать, как пишется инфинитив и как происходит образование глагольных форм.
11.2.1 Гласные перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени
На-пи-са-ние пропущенной буквы в причастиях типа уви-дЕв-ший, оби-дЕв-ший, наклеИвший определяется только тем, какая буква была на этом месте в начальной форме гла-го-ла , ведь эти слова образованы от основ уви-дЕть, оби-дЕть, наклеИть при помощи суффикса ВШ. Эта буква-та же самая, что и перед Л в глаголах прошедшего вре-ме-ни: тот, который уви-дЕл-увидЕвш ий, от-ре-дак-ти-ро-вАл-от-ре-дак-ти-ро-вАвш ий, пе-ре-пи-сы-вАл-пе-ре-пи-сы-вАвш ий.
При-ведём при-ме-ры из за-да-ния 11
не-на-вид...вший - суф-фикс вш ука-зы-ва-ет на про-шед-шее время, зна-чит, нужно опре-де-лить букву в ин-фи-ни-ти-ве: не-на-ви-дЕть. Впи-сы-ва-ем эту букву в при-ча-стие, не-на-ви-дЕв-ший.
Об-ра-ти-те вни-ма-ние : то, что гла-гол вхо-дит в спи-сок ис-клю-че-ний, для дан-но-го пра-ви-ла не имеет ни-ка-ко-го зна-че-ния.
При-ведём при-мер оши-боч-но-го рас-суж-де-ния: слово об-ра-зо-ва-но от гла-го-ла -ис-клю-че-ния, зна-чит, нужно пи-сать и . (Букву и нужно пи-сать, но толь-ко в фор-мах не про-шед-ше-го вре-ме-ни, а в фор-мах на-сто-я-ще-го).
выгор..вший - суф-фикс вш ука-зы-ва-ет на про-шед-шее время, зна-чит, нужно опре-де-лить букву в ин-фи-ни-ти-ве: вы-го-рЕть. Впи-сы-ва-ем эту букву в при-ча-стие, вы-го-рЕв-ший.
11.2.2 Аналогично правило работает и при определении безударной гласной буквы перед суффиксами де-е-причастий прошедшего времени:
Срав-ним пары слов в стол-би-ках:
Глас-ная буква-суф-фикс начальной формы- перед выделенными суффиксами ОДНА и та же, и она «пе-ре-ш-ла» вместе с основой начальной формы гла-го-ла, от которой обе формы об-ра-зо-ва-ны.
При-ведём словообразовательные це-поч-ки: обес-си-лЕть→обес-си-лЕвш ий (при-ча-стие), обес-си-лЕть→обес-си-лЕв (де-е-при-ча-стие); из-му-чИть→из-му-чИвш ий(при-ча-стие), из-му-чИть→из-му-чИв (де-е-при-ча-стие); по-се-Ять→посеЯвш ий (при-ча-стие), посеЯв (де-е-при-ча-стие).
11.2.3 Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Формы страдательных причастий образуются от основ инфинитива при по-мо-щи суф-фик-са ЕНН или НН.
не на ИТЬ , то есть с сохранением гласной буквы ос-но-вы, на-при-мер:
За-ри-со-вАть→за-ри-со-вА+НН+ый=за-ри-со-ван-ный, в слове два суф-фик-са;
за-мас-ки-ро-вАть→за-мас-ки-ро-вА+НН+ый=за-мас-ки-ро-ван-ный, в слове два суф-фик-са;
об-стре-лЯть→об-стре-лЯ+НН+ый=об-стре-лян-ный, в слове два суф-фик-са.
Таким об-ра-зом, перед НН пишется та же самая буква, что и в основе ин-фи-ни-ти-ва.
Если основа глагола оканчивается на ИТЬ , то есть с усечением гласной буквы ос-но-вы, на-при-мер:
Уку-сИть→укуш+ЕНН+ый=уку-шен-ный, суффикс И усе-ка-ет-ся, добавляется ЕНН;
под-стре-лИть→под-стрел+ЕНН+ый=под-стре-лен-ный, суффикс И усе-ка-ет-ся, добавляется ЕНН;
за-кра-сИть→за-краш+ЕНН+ый=за-кра-шен-ный, суффикс И усе-ка-ет-ся, добавляется ЕНН.
Таким об-ра-зом, чтобы пра-виль-но на-пи-сать суф-фикс при-ча-стия, об-ра-зо-ван-но-го от гла-го-ла на ИТЬ, нужно ить за-ме-нить на ЕНН.
От-дель-но стоит отметить слу-чаи, если основа глагола оканчивается на ЕТЬ : некоторые лингвисты считают в причастиях суффикс ЕНН, другие видят два суф-фик-са, Е и НН:
Уви-дЕть→увидЕ+НН+ый=уви-ден-ный, указаны два суф-фик-са;
рас-смот-рЕть→рас-смотр+ЕНН+ый= рас-смот-рен-ный, указан один суф-фикс.
При разном подходе к определению состава слова написание буквы Е перед НН остаётся не-из-мен-ным.
Как вы уже за-ме-ти-ли, буквы и перед НН не бы-ва-ет ни-ко-гда.
Этим же правилам подчиняются и от-гла-голь-ные при-ла-га-тель-ные , образованные от глаголов несовершенного вида:
пи-лИть→пил+ЕН+ый=пи-ле-ный, суффикс И усе-ка-ет-ся, добавляется ЕН;
вя-зАть→вязА+Н+ый=вя-за-ный, в слове два суф-фик-са;
сеЯть→сеЯ+Н+ый= се-я-ный, в слове два суф-фик-са.
Ряд слов, образованных от ПОХОЖИХ глаголов нужно отметить особо.
РАЗ-ЛИ-ЧАЙ-ТЕ:
вы-ка-чАн-ная (ка-чАть) из колодца вода - выкачЕнная из подвала бочка (вы-ка-тИть);
раз-ве-шАн-ное бельё (раз-ве-шАть) - навешЕнная дверь (на-ве-сИть); взвешЕннный товар (взве-сИть);
Татьяна Юдина
Правила определения спряжения таковы. Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями : к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, зиждиться, зыбиться, стелить), а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать).Остальные глаголы относятся к I спряжению.
Если же личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям; при этом не имеет значения, какой гласный в неопределенной форме глагола. Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь), а, например, глагол пить – к I спряжению (пь-ешь). Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят, а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют.
Игорь Леонов (Казань)
30.11.2012 19:08
Если глагол в неопределнной форме (Что делать?) кончается на -ться, то это какое спряжение?