Сценарий мероприятий о целебных травах для взрослых. Внеклассное мероприятие "путешествие в мир лекарственных растений"
Озёрная школа
филиал МКОУ «Бурковская средняя общеобразовательная школа»
П. Третий Решающий
Цель и задачи: продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.
Оборудование: доклады учеников, мультимедийная доска для демонстрации презентации «Зелёная аптека », кроссворд, загадки.
Ход занятия:
I. Вводная беседа учителя:
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Что делает ваша мама, когда вы болеете? (Ответы детей)
Где берете лекарства? (В аптеке)
Что такое аптека?
Аптека - это учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.
- Тема нашего занятия - « Зеленая аптека».
Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)
Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.
Человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты, называется Травник.
Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)
Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тысячелетию до н. э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечения травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городах Астрахани и Лубнах.
II. Экспресс – сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)
· Одуванчик лекарственный
· Ромашка аптечная
· Подорожник большой
· Чистотел большой
· Тысячелистник обыкновенный и другие.
РОМАШКА
Я - ромашка, знакома вам тоже
Лекарственный друг всегда вам поможет
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии . Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.
ПОДОРОЖНИК.
Вырастает подорожник, лишь подходит срок
На земле сухой и твердой около дорог
Говорят о нем в народе добрые слова:
Вам поможет подорожник, скромная трава.
Если ты порезал руку или ногу сбил
Он тебе залечит рану и прибавит сил
Помогая молча людям, не боясь невзгод
Рядом с нами подорожник на земле живет.
Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит . Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.
ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)
На солнечной опушке я расцвела
Лиловенькие ушки тихонько подняла
В народе говорят в траве она хоронится
Не любит лезть вперед
Но всякий мне поклонится и бережно возьмет
Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)
МАТЬ-И-МАЧЕХА.
Применяют при кашле, бронхите, ангине , при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.
МЯТА.
По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице , при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.
ВАЛЕРИАНА.
Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.
ЗВЕРОБОЙ.
Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.
КАЛЕНДУЛА.
В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.
III . Отгадывание загадок.
1. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.
(Шиповник. Витаминное средство.)
2. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.
(Душица, чабрец.)
3. Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина. От простуды.)
4. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
5. Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.
(Крапива.)
6. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Желудь. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.)
7. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(Подорожник)
8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
(Одуванчик)
IV . Задание: Найди лекарственное средство.
V . Памятка сборщику лекарственных растений
· Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
· Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
· Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
· Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
· Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
· Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте
· Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.
· В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!
· Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
VI . ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ»
Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова.
П __Д__Р_ЖН_К
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Что нового о лекарственных травах вы сегодня узнали?
Полезная ли для тебя эта информация?
Если хочешь быть здоров!
Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов
Ешь почаще лук, чеснок,
Ведь от них большущий прок!
Если ты поранил ногу,
Не тревожься, не реви,
Подорожник на подмогу –
Ты к себе скорей зови!
Блиц-опрос
Назовите любимую траву кошки? (Валериана)
Вместо бинта при ожогах и ранах? (Подорожник)
Какое растение узнают даже слепой? (Крапива)
Отвары каких растений принимают при простуде (Липа, ромашка)
В каких фруктах содержится много витамина С (Апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут)
Принимайте участие!
На вебинаре вы познакомитесь с доступными и интересными способами повышения вовлеченности родителей в работу собрания. Участие родителей может быть не только пассивным, а иногда и протестным мнению педагога. Создавайте условия, используйте мягкие формы приглашения в деятельность и обретайте единомышленников в лице родителей.
Среди задач с параметрами входящих в профильный ЕГЭ по математике можно выделить особый класс заданий, решить которые стандартными школьными приемами практически невозможно. Зачастую функции в левой и правой частях уравнения имеют принципиально разную природу, что не позволяет использовать аналитический подход. А сложный вид этих выражений делает проблематичным построение графиков. Выходом в данной ситуации может стать минимаксный метод решения задач с параметрами, который опирается на использование монотонности и ограниченности функций.
Читайте новые статьи
Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.
Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.
«Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Зеленая аптека»
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии
Игумнова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 33 с УИОП»
Старый Оскол - 2012
Задачи мероприятия:
познакомить учащихся с целебными свойствами растений, учить правилам сбора, сушки, хранения, правилам использования и применения;
развивать экологическую культуру, закреплять знания о правилах поведения на природе;
воспитывать бережное отношение к растениям, к природе.
рисунки детей по теме;
выставка книг «Лекарственные растения»;
загадки о лекарственных травах;
гербарии или образцы различных трав.
1. Вступительное слово учителя
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о наших друзьях - лекарственных растениях. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, которые используются в медицине. Лекарственные растения можно встретить в лесу, в поле и даже по обочинам дороги. Сегодня мы поговорим о наиболее распространенных растениях, о тех, что мы встречаем каждый день и даже не догадываемся, насколько они полезны.
2. Сообщения детей
1-й ученик:
Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Он подсмотрел, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книге – «травники». В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих наняться сбором целебных трав. Готовя лекарства, знахарь обычно бормотал заклинания и разные непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора.
2-й ученик:
Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе. Заглянем в страну Лечебных трав. А вот и первая жительница этой страны. О ней существует очень много загадок.
Злая, как волчица.
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же (крапива)!
Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить множество полезных и вкусных блюд. Из крапивы получают зеленую, желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Это растение используют и для временного хранения пищевых продуктов. Но самым важным является то, что в крапиве содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. А если взять сырую крапиву, потолочь и приложить к свежей ране, то рана очистится и быстро заживет. Крапивой также хорошо укреплять волосы.
3- й ученик:
Послушайте загадку и определите, о каком растении в ней говорится:
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)
Найдите подорожник в нашем осеннем букете.
? Почему это растение так называется?
? Кто из вас пользовался подорожником?
? Для чего вы это делали?
Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите, сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к ногам. Так подорожник путешествует по свету. Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что его листья напоминают след ступни человека.
4- й ученик (продолжает рассказ о подорожнике):
В Америке он никогда не рос, пока его не завезли европейцы. Медицинские свойства этого растения были известны более 3 тысяч лет назад. Это было самое широко применяемое лекарственное средство в средние века. Подорожник используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, но и противопростудное. При этом используют сок подорожника.
Русская легенда рассказывает о том, что однажды, когда две змеи грелись на солнце посреди дороги, одну из них переехала повозка. Вторая змея тотчас принесла ей Целебный лист подорожника. С тех пор люди и узнали о целебных свойствах этого растения.
5- й ученик:
Мне хочется рассказать еще об одном удивительном растении - это тысячелистник. Посмотрите на это растение. Как вы думаете, почему оно так называется? Каждый листик этого растения многократно рассечен на множество узких долек, сосчитать которые невозможно. Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, кишечника. Это растение хорошо останавливает кровь, улучшает аппетит. А если размять листья и приложить к ране кашицу, то рана быстро заживет.
6- й ученик:
О каком следующем растении пойдет рассказ, вы узнаете из загадки:
Выпускает он листы
Широченной ширины.
Держатся на ветках крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь.
(Репейник)
И действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха-репея! Не только плоды этого растения липнут к человеку, и но и сам он растет поближе к жилью человека. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Но они съедобны на первом году жизни. В Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Если измельчить корень и варить его в течении двух часов, то получается приятное на вкус повидло. Отвар из корней лопуха рекомендуется для укрепления волос. Свежий сок растения с маслом хорошо лечит раны.
7- й ученик:
Догадайтесь, что это за растение?
Носит этот мальчик!
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Одуванчик)
Правильно, это одуванчик. Одуванчик - это тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые – «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Ярко – желтые цветы красочно оживляют природу. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминного салата. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту.
Одуванчик применяют при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. Отвары сухой травы и корня нужно пить, если болит живот.
Учитель: Возле наших домов очень много лекарственных растений. Вы все их встречали не раз. Посмотрите на выставку! Это ромашка аптечная (используется при простуде, воспалении слизистой оболочки рта, успокаивающее и болеутоляющее средство). Мать-и-мачеха (используется при кашле, выжатый сок из свежих листьев прикладывают к язвам, ранам, нарывам). Пустырник (применяется как успокоительное средство, при болезнях сердца). Но настоящая кладовая лекарственных растений растет в лесу. Послушаем рассказы ребят.
8-й ученик:
В тени деревьев, среди густой травы растет ландыш. У ландыша два остроконечных листа, а между ними не сколько маленьких колокольчиков. У ландыша тонкий, приятный запах. Ландыш является сырьем для лекарства, которое выпускают для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш - охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу, поэтому заготовкой ландыша могут заниматься только специальные организации.
9-й ученик:
Высоко оценил человек полезные свойства медуницы. Медуница применяется при лечении бронхита, при воспалении верхних дыхательных путей, при недостатке витаминов. Есть в лесу и другие лекарственные растения. Малина (при ангинах и простудах). Земляника (для улучшения состава крови). Брусника (при авитаминозах - ягоды, при заболеваниях почек - листья).
10-й ученик:
Немало лекарственных трав в поле и на лугу. Василек. Используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря; в виде примочек при заболеваниях глаз. На Руси существует легенда, согласно которой прекрасный юноша Василий был погублен русалкой и превращен в цветок - василек. В Древней Греции считали, что сок василька способен быстро заживлять раны. Пастушья сумка. Останавливает кровотечение, используется при заболеваниях почек, печени, мочевого пузыря, как противорвотное средство. Валериана лекарственная применяется при нервных заболеваниях, бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.
Учитель: Но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои чудесные свойства, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом придерживаться строгих правил. Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т. е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом помогут календари для сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения. Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше сразу после росы. Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.
Укладывать растения при сборе нужно в просторные корзины, не утрамбовывая, так как они могут начать гнить. Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2 раз в сутки переворачивать. Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу.
Помните: многие лекарственные растения очень ядовиты. При сборе нельзя мять растения в руках, не трогать грязными руками лицо, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку. Если все же произойдет отравление, и у нас начнутся головная боль, тошнота, слабость, нужно срочно вызвать рвоту и промыть желудок, употребляя много кипяченой воды. Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.
3. Викторина
А сейчас проверим, запомнили ли вы то, о чем мы сегодня говорили. Перечислите лекарственные растения, которые вы запомнили.
Какое лекарственное растение самое «прилипчивое»?
Листья какого растения иссечены на множество долек?
Какое лекарственное растение называют «следом белого человека»?
Какие растения заживляют раны?
Как правильно собирать, хранить сырье?
4. Конкурс загадок
А теперь проведем конкурс загадок:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки.
(Земляника)
Белые звоночки.
Белые горшочки на зеленой ножке.
(Ландыши)
Белая корзинка -
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый.
Только жаль, что не душистый:
(Василек)
Кто ни прикасается, -
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(Репейник)
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Лекарственных трав. Закончить наш разговор хотелось бы такими строками:
Василька срывать не стану
И ромашки золотой,
Лучше сразу всю поляну
Увезу к себе домой.
Прихвачу тихонько поле,
И в росе блестящий луг
Поселю их в нашей школе,
Подарю тебе, мой друг!
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Не завянет медуница,
Не погаснет мой букет.
Наше лето сохранится
На рисунке много лет...
VI. Домашнее задание. Собрать материал о любом лекарственном растении и оформить книжку-малышку.
Крапива Подорожник Тысячелистник
Репейник Одуванчик Земляника
Внеклассное мероприятие
«Зелёная аптека»
Цель:
знакомство с различными лекарственными растениями, применением;
Образовательные задачи:
закрепление в процессе игровой деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии, социально-бытовой ориентировки;
вовлечение в словарный запас новых слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Ход мероприятия (слайд № 1)
Ведущий: “Зеленая аптека” многие столетия была главным поставщиком лекарств. Сегодня мы поговорим об этих растениях. Я приглашаю вас принять участие в игре «Зелёная аптека». Но для этого нам нужно выбрать игроков.
Представляю наши команды: команда – «ФАРМАЦЕВТЫ» и команда – «ТРАВНИКИ»
Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Наше жюри будет оценивать участников по пятибалльной системе.
Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!
(слайд № 2)
Ведущий: Лес - не только для забавы,
Он - богатство всей страны.
Все деревья в нем и травы
Нам на пользу взращены.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом одни лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Я могу вас научить.
(слайд № 3)
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой
Конкурс 1. « Загадочный цветок » (слайд № 4)
Ведущий: (слайд № 5) По 2 человека от каждой команды получают конверт с разрезанным на части цветком. Нужно собрать цветок. Кто быстрее? За правильно собранный цветок и быстроту команда получает 5 баллов.
Болельщикам предлагается подумать (по щелчку) - об этом растении сочинили такую загадку: “ Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?”
По окончании выполнения задания – проверка.
Незабудка
(слайд № 6) В народной медицине отвары и настои этого растения рекомендовали при легочных заболеваниях, кашле, кожных сыпях.
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Конкурс 2. « Что сначала, что потом? »
(слайд № 7)
Ведущий: (слайд № 8) По 2 человека от каждой команды получают конверт с карточками. В течение двух минут вам необходимо разложить карточки в правильной последовательности. За временем будет следить один из членов жюри. За задание можно заработать 3 балла.
(слайд № 9)
Проверка задания (по щелчку) Правильная последовательность картинок: 1,2,3,4.
Мать – и - мачеха
(слайд № 10)
В народной медицине мать-и-мачеху применяют при кашле, болезнях печени, ангине, простудных заболеваниях (насморке), туберкулезе легких.
Одуванчик
(слайд № 11) .
Листья и корни одуванчика употребляют при болезнях печени, желчного пузыря, желтухе, гастрите, запорах.
Отвар корней одуванчика тонизирует организм, улучшает обмен веществ при кожных болезнях. Одуванчик обыкновенный обладает жаропонижающим, потогонным, противоглистным свойствами. Настойка из листьев одуванчика снимает интоксикацию, вызванную укусами змей.
Конкурс 3. « Шиворот - навыворот » (слайд № 12)
Ведущий: (слайд № 13) По 2 человека от каждой команды получают конверт. В этом конверте вы получите загадку и буквы. Вам необходимо из букв составить ответ на загадку. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! За правильно составленное слово команда получает максимально 3 балла.
(слайд № 14)
ЛАИАМН –
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
По окончании задания (по щелчку) – проверка.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.
Малина
(слайд № 15)
Приготавливают коррегирующий сироп, улучшающий вкус детских лекарств. Ягоды в виде настоя применяются как потогонное и мягчительное средство, входят в состав потогонных сборов.
Земляника
(
слайд № 16)
Чай из высушенных листьев земляники при болезнях селезенки, гастрите, бронхиальной астме, неврастении и бессоннице, для улучшения аппетита и пищеварения. Настои листьев и вкусных плодов эффективны при авитаминозах, атеросклерозе, маточных кровотечениях, оказывают мочегонное и противовоспалительное действие.
Конкурс 4. «Лабиринт из лекарственных
растений » (слайд № 17)
Ведущий: (слайд № 18) На стол каждой команде выдается по карточке с лабиринтом. Каждый участник проходит один этап лабиринта и передает карточку следующему игроку.
Нужно как можно быстрее его пройти. Необходимо номер загадки проставить рядом с соответствующим цветком. За правильно пройденный лабиринт и быстроту команда получает 3 балла.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.
Ромашка
( слайд № 19)
Настоем ромашки промывают раны, делают примочки, полощут рот и горло при ангинах, ларингитах.
Василёк
(слайд № 20)
Лекарственные препараты из василька синего применяют при заболевании почек, мочевого пузыря .
Конкурс 5. « Загадки» (слайд № 21)
Ведущий: (по щелчку) Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
(слайд № 22)
1. Очень полезны те ягоды, детки,
И для желудка, уж вы мне поверьте,
Да и для глаз не мешают они,
В меню космонавтов они включены. (по щелчку) (Черника)
(слайд № 23)
2. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (по щелчку)
(Календула.)
(слайд № 24)
3. «Кошачья травка» -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (по щелчку)
(Валерьяна)
(слайд № 25)
4. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.(по щелчку)
(Подорожник.)
(слайд № 26)
5. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай! (по щелчку)
(Душица)
(слайд № 27)
6. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. (по щелчку)
(Крапива)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Душица
(слайд № 28)
Траву назначают для повышения аппетита, улучшения пищеварения, при бронхитах, для полоскания горла при лечении ангин, хронических тонзиллитов.
Подорожник
(слайд № 29)
Конкурс 6. « Стоп – кадр» (слайд № 30)
Ведущий: (по щелчку ) Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
Липа. (слайд № 31)
Клен. (слайд № 32)
Дуб. (слайд № 33)
Ольха. (слайд № 34)
Сосна. (слайд № 35)
Береза. (слайд № 36)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.
Сосна
(слайд № 37)
Настой сосновой хвои применяют как отхаркивающее и желчегонное средство, используют для снятия болей при заболеваниях суставов.
Берёза
(слайд № 38)
Настой из листьев березы пьют при отеках, болезнях почек, малокровии, как мочегонное и потогонное средство.
Конкурс 7. « Ребусы» (слайд № 39)
Ведущий: (по щелчку) Разгадайте ребусы.
Команды будут отвечать по очереди.
За каждое правильно названное растение команда получает 5 баллов.
Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
(слайд № 40)
(по щелчку)
КАЛАНХОЕ
(слайд № 41)
(по щелчку
) ЗОЛОТОЙ УС
(слайд № 42)
(по щелчку)
САНСЕВЬЕРА
(слайд № 43)
(по щелчку)
АЛОЕ
(слайд № 44)
Ведущий: В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.
Сегодня мы вспомнили давно известные нам растения.
Хочется надеяться, что полученные в ходе игры знания о лекарственных свойствах растений вы сможете успешно применять в различных жизненных ситуациях.
(слайд № 45)
Спасибо за внимание!
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется победитель.