Сценарий мероприятий о целебных травах для взрослых. Внеклассное мероприятие "путешествие в мир лекарственных растений"

Тема проекта: «Аптека под ногами»

Тип проекта: практико - ориентированный

Длительность проекта: кратковременный

Участники проекта: учащиеся профильного отряда 2-3 классов
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Вот и настала летняя пора, когда все стремятся за новыми незабываемыми впечатлениями на дачу, на море или просто в богатый дарами лес. А мы, педагоги и ученики, поспешили в пришкольный летний оздоровительный лагерь «Планета Добра».

Однажды на прогулке, оглянувшись вокруг себя, мы увидели куст шиповника с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрела на нас своим желтым глазком. Вдали заманчиво шелестела листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а чуть подальше ждала нас одинокая рябинка.

Оказывается, на территории нашей школы произрастает много лекарственных растений! А не узнать ли нам о них побольше?

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
В процессе работы над проектом «Аптека под ногами» учащиеся самостоятельно исследуют наличие лекарственных растений на территории своей школы, формулируют выводы об их полезности, способах применения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространялось у детей на протяжении всего проекта.

При выполнении работы учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартами начального образования, такие как наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность позволит детям и родителям под руководством педагогов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

ЦЕЛЬ:

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях и их влияние на здоровье людей.

^ ^ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательные:


  • Сформировать представления о неразрывной связи человека с природой.

  • Создать условия для усвоения детьми знаний о природе.

  • Формировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования.

  • Учить детей правилам сбора и хранения лекарственных растений.

  • Воспитание экологически грамотного отношения к природе.
Воспитательные:

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Развивать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, находить совместные конструктивные решения.

  • Развивать уверенность в себе в коллективе сверстников.

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развивающие:

  • Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

  • Развитие познавательной активности, игрового творчества, внимания, смекалки, навыков поведения в различных ситуациях.

Объект изучения: лекарственные растения на территории, прилегающей к школе №15

^ ^ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Вводная беседа. Экскурсии по территории школы. Анкетирование, уточнение личного опыта детей, на который может опереться учитель.
^ ^ 2 ЭТАП. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Анализ ресурсов, сбор и изучение информации о лекарственных растениях.
3 ЭТАП. ОСНОВНОЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление знаний о лекарственных свойствах растений, которые растут на территории школы через беседы, конкурсы, инсценировки, заучивание загадок, стихотворений, через чтение художественной и научной литературы, рисунки, подготовку и защиту мини – проектов о лекарственных растениях. Через опыты, проведенные на кружке «Волшебная химия». Подготовка презентационных материалов о проекте.
^ ^ 4 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Анализ результатов выполнения проекта. Выставка рисунков, мини – проектов.

Представление итоговой презентации по проекту « Аптека под ногами».

^ ^ ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОЕКТУ « АПТЕКА ПОД НОГАМИ»

В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ В ПРОФИЛЬНОМ ОТРЯДЕ


Сроки

Планирование

1.06. 11

Вводная беседа. Диагностика. Распределение детей на группы для выполнения мини- проектов.

2. 06.11

Наблюдение за лекарственными растениями, которые растут на территории школы.

3. 06.11

Сбор информации о лекарственных растениях в библиотеке, в интернете.

6. 06.11

Интеллектуальная игра « Поле чудес»

7. 06.11

Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях

8. 06.11

Знакомство с лекарственными свойствами растений.

9. 06.11

Знакомство с правилами сбора, обработки и хранения лекарственных растений.

10. 06.11

Сбор лекарственных растений для гербария. Изучение правил «Как сделать гербарий?»

14. 06 11

Защита мини – проектов.

15. 06. 11

Выпуск стенгазеты «Добрые рецепты здоровья»

16. 06. 11

«Почему крапива жжется?» Ответ на вопрос находим на занятиях

« Волшебная химия »


17. 06. 11

Викторина. Дидактические игры.

20. 06. 11

Защита мини – проектов. Экскурсия на Станцию юных натуралистов.

21. 06. 11

Разучивание песен о лекарственных растениях на музыкальных занятиях.

22. 06. 11

Рисование лекарственных растений. Изготовление гербария лекарственных растений.

23. 06. 11

Мероприятие « Лекарственные растения»

24. 06.11

Мероприятие « Лесная аптека» Диагностика.

25. 06.11

Защита проекта с презентацией « Аптека под ногами».

ВЫВОДЫ
Во время работы над проектом « Аптека под ногами» ребята профильного отряда узнали:

какие лекарственные растения растут на территории школы и от каких болезней они лечат.

Ценить и беречь каждую травинку.

Создавать своими руками гербарий.

Узнали, как правильно заготавливать, сушить и хранить лекарственные растения.

Научились защищать свои мини – проекты.
Многие ребята отметили положительное влияние проекта на развитие личности. В ходе работы над проектом дети приобрели такие качества, как трудолюбие, чувства долга, ответственность, творческое стремление к высоким результатам деятельности.

Уважительное отношение к людям, как к взрослым, так и к ребятам, которые были младше и старше по возрасту, умение взаимодействовать с ними.

Учились высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии относиться к идеям других, либо уточняя, либо аргументируя свое понимание и отношение с помощью вопросов и суждений.

Добывать самостоятельно нужную информацию и выбирать из нее главное и важное. Мы убедились, что такая система работы приносит положительный результат.

Приложения

^ Памятка сборщику лекарственных растений
Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

^ Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

^ Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

^ Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

^ Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

^ В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

^ Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

^ Загадки о лекарственных растениях

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной.
(Ландыш)

Был рыжий Ванёк,
Кудрявый паренёк,
Стал седой, белобрысый,
Ветер дунул - глядь, лысый.
(Одуванчик)

Обожжёт без огня

И тебя и меня,
А живёт у плетня.
(Крапива)
Трава сродни петрушке
И с зонтом на макушке,
Нужна та травка пекарю,
А также и аптекарю.
(Тмин)
Вышли в поле пастушки,
За спиной у них - мешки,
А мешочки-котомочки
На тугой тесёмочке.
(Пастушья сумка)
Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.
(Полынь)
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.

(Боярышник)

Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути

(Подорожник )
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает

(Календула)

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито

(Шиповник)
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет

(Клевер)

Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять

(Одуванчик)

Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.

(Женьшень)
На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.

(Пастушья сумка )

Стихотворения о лекарственных растениях
«Зелёная аптека».

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Если хочешь быть здоров!

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

Я невзрачный цветок подорожник, расту у Российских дорог.

Дороги спешат за курганы, дорогам конца не видать

И важно, что путникам раны умею я врачевать.

Листок оторви осторожно и жгучую боль утоли

Я невзрачный цветок подорожник расту у дороги в пыли.
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
М. Рязанов

Викторина о лекарственных растениях

1.Какие лекарственные растения ядовиты?

(белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др).

2. Назовите самое распространенное лекарственное дерево? (берёза)

3. Какой кустарник является сырьем для получения сердечных препаратов? (боярышник)

4. Назовите сорные лекарственные растения? (одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка)

5. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает "здоровье”? (полынь )

6. Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание? (шиповник и черёмуха )

7. Как по-другому называют растение золотушник? (череда)

8. Какие лекарственные растения носят "звериные” названия? (волчьи ягоды, роза собачья (шиповник)

9. Порошок из корней этого растения используют для улучшения аппетита? (одуванчик лекарственный)

10.Настой из листьев этого растения используют для прижигания бородавок? (чистотел большой)

11.Это растение используют для остановки кровотечения (тысячелистник обыкновенный)

12. Если вас укусила пчела, или вы поранили ногу, лист какого растения вы используете? (подорожник большой)

13. У вас болит горло, – какое растение вы будете использовать для полоскания рта? (ромашка аптечная ).

14. Из листьев этого растения готовят салат (одуванчик лекарственный)

15. Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием (ромашка аптечная)

^ Сценарий мероприятия

«Лекарственные растения»

В р а ч Н е х в о р о т к и н. В лесу, в поле и даже на пыльной дороге «растут» лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их нужно знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня поговорим о наиболее распространенных лекарственных растениях. У кого будут вопросы?
1-й б о л ь н о й. У меня болит сердце, чем его лечить?
В р а ч. Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит. Мне кажется, его задень, – Он тихо зазвенит, И этот звон услышал луг, И птицы, и цветы вокруг. При болезни сердца помогают капли ландыша.
Ч т е ц 1. Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение.
А еще цветы используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
2-й б о л ь н о й. Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?
В р а ч. Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
Он заметный, золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел. Корень этого растения возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.
3-й б о л ь н о й. Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться?
В р а ч. Это растение – лекарственная ромашка. Золотая середина, И лучи идут кругом. Это, может быть, картина? Солнце в небе голубом.
Ч т е ц 2. И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, подымется жар. Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. Знакомые с детства, родные ромашки… Вот легкий поповник у нашей реки. Как белые звезды, средь розовой кашки В букете сияют его лепестки. Он «любит – не любит» ответить нам может. И глянет приветливо желтым глазком. Вот эта ромашка знакома нам тоже – Ее мы лекарственным другом зовем.
Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля. (Показать лекарственную ромашку.)
4-й б о л ь н о й. От болезни желудка какое растение поможет излечиться?
В р а ч. Вам поможет тысячелистник.
Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка, долек сколько?
8, 10, 20, 30… Тут легко со счета сбиться. У кого желанье есть Дольки снова перечесть?
Ч т е ц 3. Препараты его применяются при различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечений. (Показать тысячелистник.)
5-й б о л ь н о й. Чем мне вылечить бородавки?
В р а ч. Росянка. Это лекарственное растение питается мухами и комарами.
Из росянок готовят лекарство от бородавок. Эй, брат комарик, берегись! На куст ее ты не садись – Придется с жизнью распрощаться: Раз сядешь – вновь уж не подняться. Бородавки лечит и чистотел. (Показать чистотел.)
6-й б о л ь н о й. Какое растение может заменить вату?
В р а ч. Мох сфагнум.
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот.
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь, растет.
Он снизу седоватый,
Повыше – зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной. Мох сфагнум еще в первую мировую войну использовали, как заменитель ваты. Да и раны скорее заживают.
7-й б о л ь н о й. Какое растение поможет нам в походе при ранениях?
В р а ч. Путника, друг, подорожник,
Скромный, невзрачный листок. Влажной заплаткою лег, Многим из нас невдомек, Что отыскалось лекарство Тут же, на тропке, у ног. Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.
Что было бы, если бы люди стали только забирать все дары природы, ничего не восстанавливая: не сажая леса, не разводя ценных пушных зверей? Они ограбили бы себя. Чтобы вырастить дерево, нужен не один десяток лет. Вот и родилась в народе пословица: «Срубить дерево – 5 минут, вырастить – 100 лет!»
Все свои сокровища отдает человеку природа и за все это просит одного: беречь ее. Давайте же и мы будем беречь нашего зеленого друга!

^ Песни, где встречаются цветы
Выглянуло солнышко, блещет на лугу.

Я навстречу солнышку по траве бегу.

И ромашки белые рву я на лету,

Я веночек сделаю, в солнышко вплету.
Травы, травы, травы, не успели,

От росы серебряной проснуться.

И такие нежные напевы,

Отчего-то прямо в сердце льются
Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только приблизятся первые грозы.

На белых стволах появляется сок,

То плачут березы, то плачут березы.
От дорог устанешь ты – и впервые,

Упадешь лицом в цветы – луговые.

И качнется синева над тобою,

Заболеет голова тишиною

Заросло васильками небо,

А ромашки из солнца и снега,

Полевые цветы, полевые цветы

Незатейливы, не капризны.
Не рвите цветы, не рвите.

Пусть будет нарядней Земля.

А вместо букетов дарите,

Васильковые, незабудковые,

И ромашковые поля.

Дидактические игры

Озёрная школа

филиал МКОУ «Бурковская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

П. Третий Решающий

Цель и задачи: продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

Оборудование: доклады учеников, мультимедийная доска для демонстрации презентации «Зелёная аптека », кроссворд, загадки.

Ход занятия:

I. Вводная беседа учителя:

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (Ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - это учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

- Тема нашего занятия - « Зеленая аптека».

Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты, называется Травник.

Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)

Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тысячелетию до н. э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечения травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городах Астрахани и Лубнах.

II. Экспресс – сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)

· Одуванчик лекарственный

· Ромашка аптечная

· Подорожник большой

· Чистотел большой

· Тысячелистник обыкновенный и другие.

РОМАШКА

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии . Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит . Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине , при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

МЯТА.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице , при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

III . Отгадывание загадок.

1. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.

(Шиповник. Витаминное средство.)

2. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.

(Душица, чабрец.)

3. Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина. От простуды.)

4. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

5. Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.

(Крапива.)

6. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

(Желудь. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.)

7. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

(Подорожник)

8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.

(Одуванчик)

IV . Задание: Найди лекарственное средство.

V . Памятка сборщику лекарственных растений

· Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

· Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

· Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

· Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

· Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

· Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

· Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

· В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

· Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

VI . ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ»

Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова.

П __Д__Р_ЖН_К

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Что нового о лекарственных травах вы сегодня узнали?

Полезная ли для тебя эта информация?

Если хочешь быть здоров!

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

Блиц-опрос

Назовите любимую траву кошки? (Валериана)

Вместо бинта при ожогах и ранах? (Подорожник)

Какое растение узнают даже слепой? (Крапива)

Отвары каких растений принимают при простуде (Липа, ромашка)

В каких фруктах содержится много витамина С (Апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут)

Принимайте участие!

На вебинаре вы познакомитесь с доступными и интересными способами повышения вовлеченности родителей в работу собрания. Участие родителей может быть не только пассивным, а иногда и протестным мнению педагога. Создавайте условия, используйте мягкие формы приглашения в деятельность и обретайте единомышленников в лице родителей.

Среди задач с параметрами входящих в профильный ЕГЭ по математике можно выделить особый класс заданий, решить которые стандартными школьными приемами практически невозможно. Зачастую функции в левой и правой частях уравнения имеют принципиально разную природу, что не позволяет использовать аналитический подход. А сложный вид этих выражений делает проблематичным построение графиков. Выходом в данной ситуации может стать минимаксный метод решения задач с параметрами, который опирается на использование монотонности и ограниченности функций.

Читайте новые статьи

Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.

Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Зеленая аптека»

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии

Игумнова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 33 с УИОП»

Старый Оскол - 2012

Задачи мероприятия:


  • познакомить учащихся с целебными свойствами растений, учить правилам сбора, сушки, хранения, правилам использования и применения;

  • развивать экологическую культуру, закреплять знания о правилах поведения на природе;

  • воспитывать бережное отношение к растениям, к природе.
Оборудование:

  • рисунки детей по теме;

  • выставка книг «Лекарственные растения»;

  • загадки о лекарственных травах;

  • гербарии или образцы различных трав.
Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о наших друзьях - лекарственных растениях. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, которые используются в медицине. Лекарственные растения можно встретить в лесу, в поле и даже по обочинам дороги. Сегодня мы поговорим о наиболее распространенных растениях, о тех, что мы встречаем каждый день и даже не догадываемся, насколько они полезны.

2. Сообщения детей

1-й ученик:

Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Он подсмотрел, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книге – «травники». В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих наняться сбором целебных трав. Готовя лекарства, знахарь обычно бормотал заклинания и разные непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора.

2-й ученик:

Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе. Заглянем в страну Лечебных трав. А вот и первая жительница этой страны. О ней существует очень много загадок.

Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива)!
Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить множество полезных и вкусных блюд. Из крапивы получают зеленую, желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Это растение используют и для временного хранения пищевых продуктов. Но самым важным является то, что в крапиве содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. А если взять сырую крапиву, потолочь и приложить к свежей ране, то рана очистится и быстро заживет. Крапивой также хорошо укреплять волосы.

3- й ученик:

Послушайте загадку и определите, о каком растении в ней говорится:

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник)
Найдите подорожник в нашем осеннем букете.

? Почему это растение так называется?

? Кто из вас пользовался подорожником?

? Для чего вы это делали?

Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите, сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к ногам. Так подорожник путешествует по свету. Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что его листья напоминают след ступни человека.
4- й ученик (продолжает рассказ о подорожнике):

В Америке он никогда не рос, пока его не завезли европейцы. Медицинские свойства этого растения были известны более 3 тысяч лет назад. Это было самое широко применяемое лекарственное средство в средние века. Подорожник используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, но и противопростудное. При этом используют сок подорожника.

Русская легенда рассказывает о том, что однажды, когда две змеи грелись на солнце посреди дороги, одну из них переехала повозка. Вторая змея тотчас принесла ей Целебный лист подорожника. С тех пор люди и узнали о целебных свойствах этого растения.

5- й ученик:

Мне хочется рассказать еще об одном удивительном растении - это тысячелистник. Посмотрите на это растение. Как вы думаете, почему оно так называется? Каждый листик этого растения многократно рассечен на множество узких долек, сосчитать которые невозможно. Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, кишечника. Это растение хорошо останавливает кровь, улучшает аппетит. А если размять листья и приложить к ране кашицу, то рана быстро заживет.

6- й ученик:

О каком следующем растении пойдет рассказ, вы узнаете из загадки:

Выпускает он листы

Широченной ширины.

Держатся на ветках крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь -

На себе их все найдешь.

(Репейник)
И действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха-репея! Не только плоды этого растения липнут к человеку, и но и сам он растет поближе к жилью человека. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Но они съедобны на первом году жизни. В Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Если измельчить корень и варить его в течении двух часов, то получается приятное на вкус повидло. Отвар из корней лопуха рекомендуется для укрепления волос. Свежий сок растения с маслом хорошо лечит раны.
7- й ученик:

Догадайтесь, что это за растение?

Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Одуванчик)
Правильно, это одуванчик. Одуванчик - это тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые – «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Ярко – желтые цветы красочно оживляют природу. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминного салата. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту.

Одуванчик применяют при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. Отвары сухой травы и корня нужно пить, если болит живот.

Учитель: Возле наших домов очень много лекарственных растений. Вы все их встречали не раз. Посмотрите на выставку! Это ромашка аптечная (используется при простуде, воспалении слизистой оболочки рта, успокаивающее и болеутоляющее средство). Мать-и-мачеха (используется при кашле, выжатый сок из свежих листьев прикладывают к язвам, ранам, нарывам). Пустырник (применяется как успокоительное средство, при болезнях сердца). Но настоящая кладовая лекарственных растений растет в лесу. Послушаем рассказы ребят.

8-й ученик:

В тени деревьев, среди густой травы растет ландыш. У ландыша два остроконечных листа, а между ними не сколько маленьких колокольчиков. У ландыша тонкий, приятный запах. Ландыш является сырьем для лекарства, которое выпускают для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш - охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу, поэтому заготовкой ландыша могут заниматься только специальные организации.

9-й ученик:

Высоко оценил человек полезные свойства медуницы. Медуница применяется при лечении бронхита, при воспалении верхних дыхательных путей, при недостатке витаминов. Есть в лесу и другие лекарственные растения. Малина (при ангинах и простудах). Земляника (для улучшения состава крови). Брусника (при авитаминозах - ягоды, при заболеваниях почек - листья).

10-й ученик:

Немало лекарственных трав в поле и на лугу. Василек. Используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря; в виде примочек при заболеваниях глаз. На Руси существует легенда, согласно которой прекрасный юноша Василий был погублен русалкой и превращен в цветок - василек. В Древней Греции считали, что сок василька способен быстро заживлять раны. Пастушья сумка. Останавливает кровотечение, используется при заболеваниях почек, печени, мочевого пузыря, как противорвотное средство. Валериана лекарственная применяется при нервных заболеваниях, бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

Учитель: Но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои чудесные свойства, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом придерживаться строгих правил. Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т. е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом помогут календари для сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения. Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше сразу после росы. Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.

Укладывать растения при сборе нужно в просторные корзины, не утрамбовывая, так как они могут начать гнить. Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2 раз в сутки переворачивать. Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу.

Помните: многие лекарственные растения очень ядовиты. При сборе нельзя мять растения в руках, не трогать грязными руками лицо, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку. Если все же произойдет отравление, и у нас начнутся головная боль, тошнота, слабость, нужно срочно вызвать рвоту и промыть желудок, употребляя много кипяченой воды. Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.

3. Викторина

А сейчас проверим, запомнили ли вы то, о чем мы сегодня говорили. Перечислите лекарственные растения, которые вы запомнили.

Какое лекарственное растение самое «прилипчивое»?

Листья какого растения иссечены на множество долек?

Какое лекарственное растение называют «следом белого человека»?

Какие растения заживляют раны?

Как правильно собирать, хранить сырье?
4. Конкурс загадок

А теперь проведем конкурс загадок:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки.

(Земляника)

Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)

Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый:

(Василек)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Лекарственных трав. Закончить наш разговор хотелось бы такими строками:

Василька срывать не стану

И ромашки золотой,

Лучше сразу всю поляну

Увезу к себе домой.

Прихвачу тихонько поле,

И в росе блестящий луг

Поселю их в нашей школе,

Подарю тебе, мой друг!
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Не завянет медуница,

Не погаснет мой букет.

Наше лето сохранится

На рисунке много лет...
VI. Домашнее задание. Собрать материал о любом лекарственном растении и оформить книжку-малышку.

Крапива Подорожник Тысячелистник

Репейник Одуванчик Земляника

Внеклассное мероприятие

«Зелёная аптека»

Цель:

    знакомство с различными лекарственными растениями, применением;

Образовательные задачи:

    закрепление в процессе игровой деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии, социально-бытовой ориентировки;

    вовлечение в словарный запас новых слов и выражений;

    развитие коммуникативных навыков;

    осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

    развитие памяти, внимания;

    развитие образного мышления;

    развитие творческого воображения;

    развитие восприятия;

    повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

    воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

    развитие творческих способностей учащихся;

    самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Ход мероприятия (слайд № 1)

Ведущий: “Зеленая аптека” многие столетия была главным поставщиком лекарств. Сегодня мы поговорим об этих растениях. Я приглашаю вас принять участие в игре «Зелёная аптека». Но для этого нам нужно выбрать игроков.

Представляю наши команды: команда – «ФАРМАЦЕВТЫ» и команда – «ТРАВНИКИ»

Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Наше жюри будет оценивать участников по пятибалльной системе.

Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!

(слайд № 2)

Ведущий: Лес - не только для забавы,

Он - богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам на пользу взращены.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом одни лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Я могу вас научить.

(слайд № 3)

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой

Конкурс 1. « Загадочный цветок » (слайд № 4)

Ведущий: (слайд № 5) По 2 человека от каждой команды получают конверт с разрезанным на части цветком. Нужно собрать цветок. Кто быстрее? За правильно собранный цветок и быстроту команда получает 5 баллов.

Болельщикам предлагается подумать (по щелчку) - об этом растении сочинили такую загадку: “ Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?”

По окончании выполнения задания – проверка.


Незабудка

(слайд № 6) В народной медицине отвары и настои этого растения рекомендовали при легочных заболеваниях, кашле, кожных сыпях.

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.


Конкурс 2. « Что сначала, что потом? »

(слайд № 7)

Ведущий: (слайд № 8) По 2 человека от каждой команды получают конверт с карточками. В течение двух минут вам необходимо разложить карточки в правильной последовательности. За временем будет следить один из членов жюри. За задание можно заработать 3 балла.

(слайд № 9)

Проверка задания (по щелчку) Правильная последовательность картинок: 1,2,3,4.

Мать – и - мачеха

(слайд № 10)

В народной медицине мать-и-мачеху применяют при кашле, болезнях печени, ангине, простудных заболеваниях (насморке), туберкулезе легких.


Одуванчик

(слайд № 11) .

Листья и корни одуванчика употребляют при болезнях печени, желчного пузыря, желтухе, гастрите, запорах.

Отвар корней одуванчика тонизирует организм, улучшает обмен веществ при кожных болезнях. Одуванчик обыкновенный обладает жаропонижающим, потогонным, противоглистным свойствами. Настойка из листьев одуванчика снимает интоксикацию, вызванную укусами змей.

Конкурс 3. « Шиворот - навыворот » (слайд № 12)

Ведущий: (слайд № 13) По 2 человека от каждой команды получают конверт. В этом конверте вы получите загадку и буквы. Вам необходимо из букв составить ответ на загадку. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! За правильно составленное слово команда получает максимально 3 балла.

(слайд № 14) ЛАИАМН – Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

По окончании задания (по щелчку) – проверка.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.


Малина

(слайд № 15)

Приготавливают коррегирующий сироп, улучшающий вкус детских лекарств. Ягоды в виде настоя применяются как потогонное и мягчительное средство, входят в состав потогонных сборов.

Земляника

(
слайд № 16)

Чай из высушенных листьев земляники при болезнях селезенки, гастрите, бронхиальной астме, неврастении и бессоннице, для улучшения аппетита и пищеварения. Настои листьев и вкусных плодов эффективны при авитаминозах, атеросклерозе, маточных кровотечениях, оказывают мочегонное и противовоспалительное действие.


Конкурс 4. «Лабиринт из лекарственных

растений » (слайд № 17)

Ведущий: (слайд № 18) На стол каждой команде выдается по карточке с лабиринтом. Каждый участник проходит один этап лабиринта и передает карточку следующему игроку.

Нужно как можно быстрее его пройти. Необходимо номер загадки проставить рядом с соответствующим цветком. За правильно пройденный лабиринт и быстроту команда получает 3 балла.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.

Ромашка

( слайд № 19)

Настоем ромашки промывают раны, делают примочки, полощут рот и горло при ангинах, ларингитах.

Василёк

(слайд № 20)

Лекарственные препараты из василька синего применяют при заболевании почек, мочевого пузыря .

Конкурс 5. « Загадки» (слайд № 21)

Ведущий: (по щелчку) Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

(слайд № 22)
1. Очень полезны те ягоды, детки,

И для желудка, уж вы мне поверьте,

Да и для глаз не мешают они,

В меню космонавтов они включены. (по щелчку) (Черника)

(слайд № 23)

2. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (по щелчку) (Календула.)
(слайд № 24)
3. «Кошачья травка» -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (по щелчку) (Валерьяна)
(слайд № 25)
4. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.(по щелчку) (Подорожник.)

(слайд № 26)

5. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай! (по щелчку) (Душица)

(слайд № 27)

6. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. (по щелчку) (Крапива)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Душица

(слайд № 28)

Траву назначают для повышения аппетита, улучшения пищеварения, при бронхитах, для полоскания горла при лечении ангин, хронических тонзиллитов.

Подорожник

(слайд № 29)

Конкурс 6. « Стоп – кадр» (слайд № 30)

Ведущий: (по щелчку ) Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

    Липа. (слайд № 31)

    Клен. (слайд № 32)

    Дуб. (слайд № 33)

    Ольха. (слайд № 34)

    Сосна. (слайд № 35)

    Береза. (слайд № 36)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.


Сосна

(слайд № 37)

Настой сосновой хвои применяют как отхаркивающее и желчегонное средство, используют для снятия болей при заболеваниях суставов.


Берёза

(слайд № 38)

Настой из листьев березы пьют при отеках, болезнях почек, малокровии, как мочегонное и потогонное средство.

Конкурс 7. « Ребусы» (слайд № 39)

Ведущий: (по щелчку) Разгадайте ребусы.

Команды будут отвечать по очереди.

За каждое правильно названное растение команда получает 5 баллов.

Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

(слайд № 40)


(по щелчку) КАЛАНХОЕ

(слайд № 41)


(по щелчку ) ЗОЛОТОЙ УС

(слайд № 42)


(по щелчку) САНСЕВЬЕРА

(слайд № 43)


(по щелчку) АЛОЕ

(слайд № 44)

Ведущий: В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.

Сегодня мы вспомнили давно известные нам растения.

Хочется надеяться, что полученные в ходе игры знания о лекарственных свойствах растений вы сможете успешно применять в различных жизненных ситуациях.

(слайд № 45)

Спасибо за внимание!

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется победитель.

mob_info