Робототехнические кружки и детские технопарки. Приключения электроники

Д.В. Григорьев

Первые технологические парки появились в начале 1950-х годов в США. Любопытно, что за всё прошедшее с тех пор время так и не возникло общепринятого определения технопарка. В 2002 году Международная ассоциация технологических парков предложила следующее определение: «Технологический парк — это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационным компаниям с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих (spin-off processes). Технопарк помимо высококачественных площадей обеспечивает другие услуги».

Международная ассоциация технопарков отмечает равнозначность таких понятий как «технологический парк», «технопол», «технологический ареал», «исследовательский парк» и «научный парк». В США принято говорить об «исследовательских парках», в Великобритании обычно используют термин «научный парк», в России – «технопарк».

Детский технопарк – это вполне очевидная попытка перенести институциональный успех «взрослых» технопарков в мир детства, в сферу образования детей. На наш взгляд, детский технопарк – это специально организованная образовательная среда, интегрирующая возможности научно-технической и производственно-технологической сред и нацеленная на знакомство и освоение детьми инновационной производственной культуры, современной инженерии и технологического предпринимательства.

Сегодня в разных регионах нашей страны реализуются первые опыты создания детских технопарков. При всей схожести эти опыты имеют и свои особенности, в значительной мере обусловленные средой, в которую помещается создаваемый парк.

Детский технопарк в составе «взрослого» технопарка

В конце 2015 года в Ханты-Мансийске, Нефтеюганске и Набережных Челнах открылись первые в России детские технопарки по модели «Кванториум», разработанной и поддерживаемой Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей».

На площадках детских технопарков предполагается реализация более 10 научно-образовательных направлений (квантумов), в том числе:

IТ-квантум – защита информации, программирование, продуктовый дизайн;

автоквантум – современные и перспективные транспортные средства;

энерджиквантум – маломерное инновационное судостроение;

робоквантум – конструирование и использование робототехники,

аэроквантум – беспилотные летательные аппараты, авиамоделирование;

нейроквантум – работа с мозг-компьютерными интерфейсами и нейротехнологиями;

космоквантум – прикладная космонавтика и проектирование космических аппаратов;

биоквантум – биотехнологии;

датаквантум – геоинформатика.

Разработчиками образовательных программ для каждого направления заявлены ведущие российские университеты и корпорации. Так, например, программу космоквантума разработали Государственный университет машиностроения (МАМИ), компания «Спутникс», Объединенная ракетно-космическая корпорация и проект «STEM-игры». С помощью программно-аппаратного симулятора проектирования космических систем ребята смогут построить спутники и «запустить» их на орбиту Земли.

Детский технопарк «Кванториум Югры» в Ханты-Мансийске открыт на базе существующего уже 7 лет «Технопарка высоких технологий» Югры. «Кванториум» оснащен современным, высокотехнологичным оборудованием, более 50 педагогов прошли обучение по образовательным траекториям «Кванториума».

Задачи, поставленные перед детским технопарком:

сохранение и развитие инфраструктуры дополнительного образования;

реализация нового поколения программ дополнительного образования и развития детей;

создание новой системы мотивации детей;

обеспечение свободного выбора ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от ее формы собственности;

участие крупных промышленных предприятий в определении профиля опорных ресурсных центров в регионах.

В 2016 году в детском технопарке Ханты-Мансийска представлены образовательные программы по следующим направлениям: нейротехнологии (8-11 классы), работа с большими данными (big data) (7-11 классы), робототехника (5-8 классы), автомобильные технологии (8-11 классы), нанотехнологии (8-11 классы), аэротехнологии (8-11 классы).

В каждом квантуме будут работать 1-2 преподавателя, а также их помощники – лаборанты, системные администраторы, методисты.

В настоящее время желающих обучаться детей собирают через школы. Родители ребенка должны заполнить заявку на школьном сайте, а школа передает заявки в детский технопарк. Занятия проводятся на безвозмездной основе (в перспективе планируется введение «Сертификатов» на получение образовательной услуги).

Обучение по траектории «Кванториумов» рассчитано на два года, при этом ребята при желании смогут поменять направление обучения. Детский технопарк в Ханты-Мансийске сможет принять 800 детей. В Нефтеюганске в первый год обучат 400 ребят.

Д етский технопарк на базе учреждения

дополнительного образования

В Новосибирской области функционирует региональный ресурсный центр по работе с одаренными детьми «Детский технопарк». Это структурное подразделение ГАОУ ДОД Новосибирской области «Центр развития творчества детей и юношества».

Детский технопарк занимает шесть помещений общей площадью 260 кв.метров на четвертом этаже Центра информационных технологий наукограда Кольцово. В каждом из помещений организуется определенный вид исследовательской и образовательной деятельности. Преподаватели-эксперты детского технопарка – профессора Новосибирского государственного университета, институтов Сибирского отделения РАН и специалисты инновационных компаний технопарка Новосибирского Академгородка.

Возможность подготовки в детском технопарке есть у воспитанников специализированных и инженерных классов Новосибирской области и профильных учреждений дополнительного образования. Стажировка в технопарке предполагает долгосрочные образовательные программы, а также краткосрочные семинары, мастер-классы и профильные смены. Кроме того, в «Детском технопарке» разрабатываются и апробируются образовательные методики и технологии, которые в перспективе могут быть внедрены в общеобразовательные школы.

В частности, на 2015-2016 учебный год по направлению «Инженерное творчество и изобретательство» задействованы образовательные модули:

  • Станкостроение;
  • Технологии обработки древесины и металла на базе настольных модульных станков;
  • Дизайн, разработка и производство декоративно-прикладных изделий и изделий быта;
  • Твердотельное 3Д-моделирование;

и проектные курсы:

  • Домостроение;
  • Мини-фабрика на столе;
  • Робострой;
  • Умный дом.

В Москве, в Зеленограде работает Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «ФабТой Технопарк». Его задача – развитие инженерного и предпринимательского мышления у детей старшего школьного возраста и студентов. Организатором ЦМИТа выступили компании ООО «АЗПИ Электроникс» и ООО «Экспо Наука Интерактив», работающие под общим брендом «ЭКСПОНИ». ЦМИТ как учреждение дополнительного образования открыт на базе лицея №1557.

Название бренда строится на контаминации английских слов fab (изумительный, потрясающий) и fabric (ткань, материал) в сочетании со словом toy (игрушка). Таким образом «ФабТой» — это лаборатория по созданию «увлекательной и занимательной игрушки».

Методика работы с молодежью «ФабТой Технопарка» строится на основе подбора образовательных игр, интерактивных экспонатов, сувениров, наклеек, всего того, что интересует детей и подростков и способно увлечь их возможностью «собственноручно» изготовить конечный продукт, причем, востребованный рынком.

Основная методологическая задача образовательной лаборатории — предоставление школьникам возможности освоить на практике и пройти технологическую цепочку от зарождения инновационной идеи до создания коммерческого продукта.

Центр укомплектован необходимым для работы оборудованием. К услугам участников «проектной лаборатории» 3D-принтер, 3D-сканер для фототипирования прототипов, фрезерный станок для обработки малогабаритных деталей, станок для разводки печатных плат, сушильный шкаф, термостат, лазерный станок для гравировки и резки, а также классические столярные и токарные инструменты.

Уместно сказать несколько слов в целом о работе Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ).

Создание сети ЦМИТ было инициировано в 2012 году общероссийской общественной организацией «Молодая инновационная Россия» и одобрено Наблюдательным советом «Агентства стратегических инициатив». Проект получил «прописку» в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ.

Приоритет проекта – некоммерческое использование высокотехнологичного оборудования детьми и молодежью с целью приобретения навыков работы на нем.

Получатели субсидий федерального бюджета – субъекты малого предпринимательства.

Максимальный размер субсидии на одного получателя в 2012 г. – 10,0 млн. рублей, в 2013 и 2014 годах – 7 млн. рублей, в 2015 г. – 8 млн. рублей.

Субсидии федерального бюджета направляются только на приобретение высокотехнологичного оборудования (с комплектом запчастей и расходных материалов), электронно-вычислительной техники (оборудования для обработки информации), программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, обеспечение связи.

По результатам конкурсного отбора в 2012 году из федерального бюджета на финансирование проекта ЦМИТ было выделено 253 млн. рублей 13 регионам, в том числе наибольший объем средств федерального бюджета на реализацию данного мероприятия получили: г. Москва (120 млн. рублей), Пензенская область (32 млн. рублей) и Республика Татарстан (22,8 млн. рублей).

По результатам конкурсного отбора в 2013 году из федерального бюджета на финансирование мероприятия выделено 87 млн. рублей 10 регионам на создание 21 центра.

Необходимо отметить, что в рамках реализации данного мероприятия в 2013 году помимо создания новых Центров, например, в Пензенской области, поддержано 5 Центров («От идеи до модели», «Шаг в будущее», «Наноэлектролаб», «Техноарт», «Действуй»), созданных и открытых в 2012 году.

По результатам конкурсного отбора в 2014 году из федерального бюджета на финансирование мероприятия выделено 111 млн. рублей 13 регионам на создание 29 центров, в том числе наибольший объем средств федерального бюджета на реализацию данного мероприятия получили: Республика Башкортостан (22,4 млн. рублей), Республика Мордовия (12,7 млн. рублей), Пензенская область (16 млн. рублей), Саратовская область (16 млн. рублей).

По результатам конкурсного отбора в 2015 году из федерального бюджета на финансирование мероприятия выделено 419,1 млн. рублей 20 регионам на создание или развитие 67 центров.

По состоянию на конец 2015 года в стране открылись 143 ЦМИТ: Республика Башкортостан — 7; Республика Ингушетия — 3; Республика Мордовия — 2; Республика Татарстан — 10; Республика Тыва — 1; Республика Чувашия — 4; Алтайский край — 5; Красноярский край — 10; Пермский край — 1; Ставропольский край — 3; Архангельская область — 1; Астраханская область — 2; Белгородская область — 2; Воронежская область — 1; Иркутская область — 1; Калужская область — 1; Кемеровская область — 3; Курганская область — 1; Липецкая область — 5; Московская область — 7; Новосибирская область — 1; Пензенская область — 14; г. Санкт-Петербург — 3; Самарская область — 5; Саратовская область — 5; Смоленская область — 1; Тамбовская область — 2; Томская область — 3; Тюменская область — 3; Ульяновская область — 1; Ханты-мансийский АО — 3; г. Москва — 32.

При этом необходимо отметить, что, начиная с 2015 года, в рамках создания ЦМИТ субсидии федерального бюджета помимо расходов на приобретение высокотехнологичного оборудования предоставляются на финансовое обеспечение образовательных проектов и мероприятий по вовлечению детей и молодежи в инновационную деятельность, реализуемых ЦМИТ.

Требования, предъявляемые к ЦМИТ:

— наличие собственных или арендованных помещений площадью не более 120 кв. метров для размещения оборудования в Центре молодежного инновационного творчества;

— наличие стандартного набора оборудования (3D принтер, фрезерный станок, станок лазерной резки, режущий плоттер, 3D сканер, +оргтехника);

— наличие в штате не менее двух специалистов, умеющих работать со всем спектром оборудования Центра молодежного инновационного творчества;

— наличие в штате специалистов, имеющих опыт работы с детьми;

— предоставление открытого доступа к оборудованию;

— наличие интернет-связи и интернет-портала, чтобы иметь возможность войти в единую сеть Фаблаб;

— обеспечение деятельности Центра с момента создания не менее 10 лет.

Задачи Центра молодежного инновационного творчества:

— обеспечение доступа детей и молодежи к современному оборудованию прямого цифрового производства для реализации, проверки и коммерциализации их инновационных идей;

— поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости молодежного предпринимательства;

— техническая и производственная поддержка детей и молодежи, субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку перспективных видов продукции и технологий;

— взаимодействие, обмен опытом с другими центрами молодежного инновационного творчества в Российской Федерации и за рубежом;

— организация конференций, семинаров, рабочих встреч, проведение регулярных обучающих мероприятий и реализация обучающих программ в целях освоения возможностей оборудования пользователями Центра молодежного инновационного творчества;

— формирование базы данных пользователей ЦМИТ.

Технопарк для школьников на базе университета

Региональный школьный технопарк Астраханского инженерно-строительного института (АИСИ) ориентирован на учащихся 5-11 классов и приглашает их для выполнения исследовательских проектов с использованием современного высокотехнологичного научно-исследовательского, учебного и производственного оборудования.

Алгоритм работы технопарка:

  1. Технопарк направляет в образовательные учреждения проектное меню (перечень возможных тем и описаний проектов), обеспечивает шаблоны проектов, оборудование и программное обеспечение.
  2. Образовательные учреждения (руководство, педагоги и учащиеся) знакомятся с проектным меню.
  3. Образовательное учреждение отбирает детей и направляет их в технопарк для выполнения проектов (одно ОУ может направить в технопарк не более 20 детей в год).
  4. Технопарк составляет расписание проектных занятий и согласовывает его с образовательным учреждением.
  5. Проекты выполняются в небольших проектных группах (до 4-х человек) под руководством преподавателя технопарка (продолжительность проекта – 36 часов).
  6. Проект завершается краткой презентацией работы, как правило, представляемой учащимися в своем образовательном учреждении.
  7. В случае успешного завершения проекта выдается сертификат.

В настоящее время технопарк АИСИ поддерживает детские проекты в областях:

  • робототехника;
  • микроэлектроника;
  • цифровое производство;
  • информационные технологии;
  • биохимия;
  • физика.

Телестудия обеспечивает обучение в области телемонтажа, журналистики, режиссуры, операторского дела, звукорежиссуры.

В региональном школьном технопарке АИСИ есть еще две специальные площадки:

  • специальный образовательный центр по технологии (на базе школы №36 г. Астрахани);
  • специальный образовательный центр по астрономии (на базе Планетария).
Школьный технопарк Саратовского государственного технического университета представляет собой комплекс технологических площадок, патронируемых подразделениями и кафедрами университета:
  • площадка Института электронной техники и машиностроения:
  • Юный робототехник;
  • Школа юного кибернетика;
  • Программирование и информационная безопасность;

2) площадка Физико-технического факультета:

— Наука о новых материалах;

— Техническая физика;

— Математическое моделирование реальных процессов как необходимое средство учебной и будущей профессиональной успешности;

3) площадка энергетического факультета:

— Энергетика и электротехника;

4) площадка Факультета экологии и сервиса:

Промышленная экология;

5) площадка Строительно-архитектурно-дорожного института:

— Школа юного дорожника и мостовика;

— Строительство и материалы 21 века.

Работу каждой площадки организует конкретная базовая кафедра СГТУ, площадки расположены как в помещениях СГТУ, так и школах города. Занятия и проекты ведут преподаватели вуза и школьные учителя.

В Московском государственном университете машиностроения (МАМИ) при поддержке ведущих отраслевых предприятий функционирует Центр по работе с талантливыми школьниками – структурное подразделение, цель которого – создание эффективной системы взаимоотношений со школами и другими организациями по работе с молодежью для привлечения талантливых школьников в инженерные профессии.

Работа Центра по работе с талантливыми школьниками имеет несколько направлений: организация проектной деятельности школьников, сотрудничество между Университетом, школами и потенциальными работодателями, разработка современных программ повышения квалификации школьных педагогов. Кроме того, Центр по работе с талантливыми школьниками координирует взаимодействие с другими вузами, помогает школам в создании профильных инженерно-технических классов и проводит собственные инженерные и научно-технические олимпиады и соревнования.

Обычно вузы начинают активно работать с абитуриентами в последних классах школы, однако основная часть работы Центра направлена на работу со школьниками 6-11-х классов.

В основе образовательных программ Центра лежит проектный принцип работы: школьный педагог в сотрудничестве с экспертом разрабатывают проект и определяют, каким должен быть его образовательный результат; затем школа организует работу над проектом в своем режиме и ритме, имея возможность свободно пользоваться экспертным и методическим ресурсом вуза, привлекая эксперта на разных этапах. Проект может быть организован школой и вузом, а также тремя сторонами – с привлечением отраслевых партнеров.

Школьники в течение года могут работать по одному из направлений: автомобильный транспорт, хладотехника, дизайн, теплоэнергетика и теплотехника. Срок выполнения каждого из проектов, результатом которых должна стать инженерная разработка – с ноября по май. В конце учебного года школьники защищают свои инженерные решения и разработки перед «заказчиками» — экспертами отраслевых предприятий.

Помимо работы над проектами, инженерные классы подразумевают обязательный курс 3D-прототипирования и моделирования с выдачей университетского сертификата, а также изучение ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), участие в STEM-играх, экономических играх и проведение встреч с отраслевыми экспертами.

Школьные инженерные проекты от Университета машиностроения в настоящее время работают в московских школах №439, 171, 2030 и 2086. Команда одного проекта включает 8-10 подростков из разных классов, объединенных общими интересами.

Детский технопарк на базе школы

Такой детский технопарк (его название — «Образовательный технопарк») создан в школе №135 города Перми. Школа входит в состав Университетских округов Пермского классического университета и Пермского педагогического университета. Школа является разработчиком городской программы «Школа + профессия» (2009 г.); победителем конкурса «Лучшие электронные образовательные ресурсы» (сайт «Путешествие в мир станков с ЧПУ», 2010 г.); организатором деятельности Ассоциации педагогов технологического и профильного обучения «Навигатор профессионалов».

«Образовательный технопарк» рассматривается школой как система профессиональных проб и практик учащихся, которая позволяет создать эффективную систему профориентации для учащихся, популяризировать среди школьников и их родителей инженерные и технические специальности. Технопарк также способствует созданию системы выявления и мотивации «техно-звёздочек» начальной, основной и старшей школы в рамках сетевого взаимодействия школ Перми.

Созданная система технологического обучения школьников в «Образовательном технопарке» прямо направлена на промышленный сектор экономики Пермского края.

«Образовательный технопарк» поделен на три возрастных уровня:

начальная школа – «Конструирование и фантазирование»;

основная школа – «Погружение в профессии», создание оснований для профессионального выбора;

старшая школа – «Кузнец своего счастья», построение индивидуальной образовательной программы через профессиональные пробы и профессиональные практики.

Одним из первых шагов по обновлению технологического образования стала разработка программ как для урочной, так и для внеурочной деятельности.

Для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности разработаны программы: «Мир профессий», «Юный конструктор мультфильмов», «Легоконструирование», «Мир вокруг нас», «Лепка» и др.

Для введения робототехники в образовательный процесс были разработаны проекты:

  • «Карьеру с роботами делаем сами!»: создание сообщества учащихся, студентов, педагогов средней и высшей школы, организующих профессиональные пробы по робототехнике (соревнования, олимпиады, программы, обучение);
  • «С роботами в будущее»: создание в школе кружков и клуба по робототехнике.

Построение школьниками индивидуальных учебных планов (ИУП) на основе предметов и курсов, предлагаемых «Образовательным технопарком», сопровождают тьюторы. Главное в работе тьютора – выявление способных учащихся («техно-звёздочек»), помощь в определении индивидуальных образовательных траекторий с учетом склонностей и интересов школьников, сопровождение учащегося в старших классах по ИУП.

На базе школьного технопарка осуществляется переобучение педагогов школы и других школ города, учреждений дополнительного образования.

Каждый школьник, обучающийся по профильным направлениям «Образовательного технопарка», проходит практику на современном производстве и получает возможность трудоустройства по выбранной специальности.

У москвичей появилась замечательная возможность отвлечь детей от компьютерных игр и показать им нечто более увлекательное. В столице открылись два необычных технопарка, где школьники смогут бесплатно научиться конструировать роботов, собирать беспилотники или, например, машины на солнечных батареях.

"Кванториумы" - так называют детские технопарки, которые работают рядом с "взрослыми". Это сделано специально для того, чтобы дети трудились в условиях, максимально приближенных к реальным: в их распоряжении современные цеха, компьютерная техника, 3D-принтеры и зоны активного отдыха. Как рассказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, первый "Кванториум" работает на территории технопарка "Мосгормаш", второй в технополисе "Москва".

Когда-то школьники мечтали хотя бы одним глазком увидеть искусственный спутник, а сегодня подростки имеют возможность собирать такие аппараты. В детских технопарках для этого есть все условия. "Кванториум" устроен, как современный проектный институт: тут есть лектории, где детям даются базовые технические знания, и цеха, где ребята решают уже практические задачи. Педагоги уверяют: сейчас мальчишкам и девчонкам гораздо интереснее что-то сделать своими руками, чем лишний раз прочитать параграф в учебнике физики. А эффект-то ничуть не меньший! Например, в "Кванториумах" появились целые группы ребят, которые еще и ЕГЭ не сдавали, а уже прославились полезными изобретениями. Чего стоят хотя бы квадрокоптеры для доставки пиццы, которые могут сэкономить кулинарным предприятиям миллионы рублей. А потенциальным едокам несколько часов, которые доставщики могут провести в пробках. Дрону ведь даже девять баллов по "Яндексу" не страшны.

Выпускники детских технопарков могут подписать отложенные трудовые контракты

Самое главное, что технопарк - это не просто учеба от звонка до звонка. Практика показывает: ребята не следят за временем, работая над своими проектами. Но, конечно, не каждый школьник сразу может определиться со своими интересами в технике. Именно поэтому в технопарках ребятам сначала прививают инженерную культуру, в ходе этого курса подросток определится с интересами. Хотя важно понимать, что каждый проект предполагает участие ребят с различными навыками и знаниями. Возьмем, к примеру, "Марсианский муравейник". Так в "Кванториуме" назвали особый организм: синтез бактерии и муравья. Его в дальнейшем можно будет запустить на поверхность Марса. Для работы над ним нужны специалисты в области робототехники, биологии, математики и других дисциплин.

Резиденты детских технопарков уже научили квадрокоптеры доставлять пиццу в любой район. Фото: Сергей Михеев/РГ

Наиболее интересными занятиями становятся те, на которых ребята получают инженерные навыки. Но "Кванториумы", как отметили в департаменте науки, проводят и выездные школьные уроки в технопарке. Приезжают и вузовские преподаватели, так что есть шанс, что талантливого школьника заметят в престижном учебном заведении. Предлагают свои задания и резиденты "взрослых" технопарков, разрабатывающие сложнейшую электронику.

По итогам обучения в детских технопарках ребята защищают собственный проект на глазах известных московских ученых и руководителей действующих инновационных производств. А это уже прямая дорога к престижной и достойно оплачиваемой работе. "Для выпускников детских технопарков, которые успешно защитят свой научно-прикладной проект, существует возможность подписания отложенного трудового контракта с крупными предприятиями Москвы", - отметили в департаменте науки. Совсем недавно инновационные корпорации подписали такие договоры с 25 учениками технопарков. Они формально еще не выпускники, но неизгладимое впечатление на производственников уже произвели во время совместных занятий. Договор гарантирует, что выпускник технопарка получит определенную должность на производстве, как только окончит вуз.

Конкретно

Чему учат в детских технопарках?

Технопарк "Мосгормаш" по адресу: Каширский проезд, 13, предлагает школьникам обучаться по следующим направлениям:

  • робототехника;
  • геоинформатика;
  • космонавтика.

Еще шире направленность "Кванториума" при технополисе "Москва":

  • робототехника;
  • авиация;
  • промышленный дизайн;
  • энергетика;
  • нанотехнологии.

Как определить ребенка в технопарк

Записаться в детский технопарк можно, заполнив анкету на сайте dnpp.mos.ru . При этом никаких ограничений для ребят нет: навыков работы с техникой у ребенка может вообще не быть, главное - интерес. Детей научат работать на передовом оборудовании, у них разовьют навыки конструирования, разработки и изобретательства.

Сегодня мы хотим рассказать об одной необычной пермской школе, где уже несколько лет успешно ведется обучение робототехнике, а прямо сейчас внедряется многообещающий проект «Образовательный технопарк». Необычность этой школы состоит в ее абсолютной обычности — это школа в спальном районе города, которая в какой-то момент стала ломать стереотипы и систему. История школы — это и история пермской образовательной робототехники. Итак, слово директору школы № 135 — Алексею Сергеевичу Куляпину.

Перспективы развития школы № 135 связаны с внедрением образовательной робототехники как фундамента профориентации на инженерные и рабочие профессии высокой квалификации.

В настоящее время образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность. Благодаря изучению робототехники, техническому творчеству, направленному на проектирование и конструирование роботов, стало возможным дополнительно мотивировать школьников на изучение физики, математики, информатики, выбор инженерных специальностей, проектирование карьеры в индустриальном производстве

В школе внедряется проект «Образовательный технопарк» . Он направлен на моделирование такой педагогической системы, которая бы отвечала тенденциям развития современного общества и одновременно позволила бы начать подготовку педагогов и школьников к реальному участию в научно-техническом прогрессе и мотивировать их на освоение инженерно-технических и военно-технических профессий.

Школьный технопарк рассматривается как система профессиональных проб и практик учащихся, позволяет создать эффективную систему профориентации для учащихся, популяризировать среди школьников и их родителей востребованные инженерные и технические специальности; способствует созданию системы выявления и мотивации «техно – звездочек» начальной, основной и старшей школы в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений г.Перми.

Проектирование школьного технопарка стало возможным благодаря системной длительной подготовительной работе, которая уже принесла достойные плоды.

О школе

Школа №135 — победитель конкурса ПНПО «Образование». Входит в состав Университетских округов Пермского классического университета (ПГНИУ) и Пермского педагогического университета (ПГГПУ) в качестве центра инновационного опыта. Является членом сети инновационных школ Уральского отделения РАО (Екатеринбург, 2010г.), автор-разработчик городской программы «Школа + профессия», 2009 г.; победитель конкурса «Лучшие электронные образовательные ресурсы» (сайт «Путешествие в мир станков с ЧПУ» , 2010 г.) в рамках деятельности Университетского округа ПГГПУ; организатор деятельности ассоциации педагогов технологического и профильного обучения «Навигатор профессионалов»; инициатор городского и краевого конкурса творческих работ учащихся и конкурса методических материалов учителей образовательной области «Технология» «100 дорог – одна твоя» с 2008 года.

МАОУ «СОШ № 135» входит в сеть апробационных площадок Министерства образования Пермского края по введению ФГОС начального общего образования, департамента образования по апробации муниципальной модели основной школы.

Школа №135 — ресурсный центр департамента образования г. Перми для сопровождения преподавания предмета «Технология».

Школа №135 – это полипрофильная школа технологического (инженерного) образования, работает по приоритетным направлениям: повышение качества образования через проектирование содержания и технологий предпрофильной подготовки и профильного образования; повышение квалификации педагогов в условиях профильного обучения; развитие воспитательной системы на основе самоуправления, проектной деятельности, профессионального самоопределения. Школа организует профильное образование по индивидуальным учебным планам совместно с учреждениями высшего и среднего профессионального образования. В школе реализуются профессиональные пробы для старшеклассников в процессе работы учебно-творческих мастерских.

Центр инновационного опыта СОШ № 135 организует курсы повышения квалификации для руководителей ОУ, педагогов предпрофильной подготовки и профильного обучения, тьюторов. Педагоги школы разработали и апробируют систему профориентационных элективных курсов «Пермь – индустриальная. Выбор образовательного маршрута » в рамках сетевого образовательного проекта для ориентации молодёжи на профессиональное обучение и труд в машиностроительном производстве.

За последние три года разработано и реализовано более 10 инновационных проектов Российского, краевого, муниципального, институционального уровней, большинство из них реализовано.

Педагогический коллектив внедряет в образовательный процесс технологии проектирования, тьюторства, системы развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии.

О проекте «Образовательный технопарк»

Реализация проекта «Образовательный технопарк» – это дальнейший путь развития предмета и образовательной области «Технология» в школьном образовании. Школа является пилотной для министерства образования РФ по апробации новой программы по предмету «Технология».

Главная цель – создание системы технологического обучения школьников, через индивидуальные образовательные траектории в «Образовательном технопарке», направленные на промышленный сектор экономики г. Перми.

Для этого необходимо сформировать у школьника способности к осуществлению более качественного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации «Образовательного технопарка», задача которого включение учащихся всех ступеней образования в реальную позитивную социальную и социокультурную практику выбора будущей профессии.

Создать модель выпускника школы, готового к продуктивной деятельности в промышленном и научно-техническом секторах экономики.

Для этого разработаны возрастные зоны «Образовательного технопарка»:

  • Начальная школа – «Конструирование и фантазирование».
  • Основная школа – «Погружение» в профессии, основание для выбора.
  • Старшая школа – «Кузнец своего счастья», построение индивидуальной образовательной программы через профессиональные пробы и профессиональные практики.

Одним из первых шагов по обновлению технологического образования стала разработка программ, как для урочной, так и для внеурочной деятельности.

Для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности разработаны программы: «Мир профессий» , , «Легоконструирование» , «Мир вокруг нас» , «Лепка» и др. Программы «Легоконструирование» и «Проектная деятельность» способствуют развитию творческих способностей учащихся посредством конструкторской и проектной деятельности. Программа внеурочной деятельности «Юный конструктор мультфильмов» ориентирована на развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства в процессе работы с цифровой средой, развитие базовых пользовательских навыков работы на компьютере и освоение средств информационных технологий.

О педагогическом коллективе

Педагоги школы Куляпин Алексей Сергеевич и Ершов Михаил Георгиевич стали победителями двух методических конкурсов в рамках Всероссийского фестиваля «Робофест –2013» «Лучший проект развития ресурсного центра программы «Робототехника» и «Лучшая программа применения робототехники в предметах естественнонаучного цикла» .

В 2013 г. Ершов М.Г. стал победителем Всероссийского методического конкурса «Инновационная деятельность учителя и ученика в школе» , с методической разработкой использования робототехники в преподавании физики, проходившего в рамках II международной конференции «Инженерная культура: от школы к производству» .

В 2013 и 2014 году школа приняла участие с докладами на Всероссийских конференциях «Методика преподавания основ робототехники школьникам в основном и дополнительном образовании» . Педагоги школы имеют более 10 публикаций по тематике использования робототехники в образовательном процессе.

С 2013 года школа совместно с ПГГПУ реализует проект «ПГГПУ в системе научно-методического, кадрового и ресурсного обеспечения развития образовательной робототехники как технологии обучения и средства профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности».

О методике обучения робототехнике

Для реализации введения робототехники в образовательный процесс были разработаны проекты:

  • «Карьеру с роботами делаем сами!» : цель проекта — создание сообщества учащихся, студентов, педагогов средней и высшей школы, организующих профессиональные пробы по робототехнике (соревнования, олимпиады, программы, обучение);
  • «С роботами в будущее» : проект направлен на создание в школе кружков, клуба по робототехнике.

Реализация этих проектов осуществляется через механизм индивидуализации образования, включения в образовательный процесс тьютора.

При участии тьютора происходит построение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, формирование собственного индивидуального учебного плана из набора предметов, курсов предлагаемых «Образовательным технопарком». Главное в работе тьютора — выявление способных учащихся — “техно-звездочек”, помощь в определении индивидуальных образовательных траекторий с учетом склонностей и интересов школьников, сопровождение учащегося в старших классах по индивидуальному образовательному плану. В аналогичном русле строится профессиональное самоопределение, которое предусматривает предоставление техно-ориентированным детям, имеющим потенциал, желание и технико- математическое мышление, возможности получения дополнительного образования в Технопарке. Учебный процесс в Образовательном технопарке ориентирован на профессиональное самоопределение учащегося через практико-ориентированные курсы, предпрофильную и профильную подготовку, совместную деятельность педагога и ученика в учебно-творческих мастерских, в предлагаемых профессиональных пробах и практиках.

Одновременно с этим повышается квалификация педагогов. В ходе реализации проекта на базе школьного технопарка осуществляется переобучение педагогов школы и школ города, учреждений дополнительного образования с целью освоения инноваций по реализации проекта и введения их в практику педагогического коллектива школы, трансляции опыта в педагогическое сообщество г. Перми.

Значимую поддержку оказывают социальные партнеры. На основе договоров с социальными партнерами происходит консолидация сил в рамках проекта с целью привлечения необходимых дополнительных ресурсов для достижения поставленной цели, координации вопросов оснащения современным оборудованием и программным обеспечением участников образовательного процесса, использования Образовательного технопарка как базовой площадки для проведения встреч, выездных занятий социальных партнеров.

Деятельность школьника в Образовательном технопарке основана на научном подходе в исследовательской учебной деятельности, для которой создаются лаборатории за счет вариативной части Учебного плана. Результаты такой внеурочной деятельности демонстрируются на соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, фестивалях.

О победах

Особо ценны достижения учащихся, увлеченно занимающихся робототехникой.

В феврале 2012 года в г. Перми сотрудниками школы № 135 был организован первый городской открытый конкурс по робототехнике. В нем приняли участие представители только трех ОУ. На краевой олимпиаде по технологии (2012 г.) только школа № 135 представила проектную работу с использованием робототехники.

На выставке «Образование и карьера — 2012» прошел открытый краевой турнир по робототехнике, в котором участвовало 2 команды школы. Команды школы заняли первое место в первом региональном робототехническом фестивале (2012 г.), представляли Пермский край в г. Москве (2012 г.), где завоевали приз зрительских симпатий.

Делегация школы приняла участие во Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест –2013» , представив 3 команды. Команда «Алмаз» заняла 2 место в категории «Фристайл» с проектом «Обрабатывающий центр» .

В ноябре 2013 г. команда школы стала призером конкурса «Юные Кулибины Пермского края» с проектом «Робот-аэрограф» .

В 2014 году 9 команд школы стал призерами и победителями регионального фестиваля «Робофест –2014» , а в феврале 2014 года на Всероссийском робототехническом фестивале заняла 3 место в категории «Фристайл» и 1 место во всероссийской конференции «Роботобум» , которая проходила в рамках Фестиваля. В 2014 г. команды школы стали победителями и призерами городских и краевых конкурсов «Уникальный робот г. Перми» , «WRO – 2014» , конкурса в рамках выставки , «Роболето -2014» , конкурса проходившего в рамках краевой конференции «Образовательная робототехника: техноинтеллект-2014» .

В 2013 и 2014 году школа становилась абсолютным победителем в командном зачете краевых олимпиад по робототехнике.

Каждый школьник, обучающийся по профильным направлениям Технопарка, проходит практику на современном производстве и получает возможность трудоустройства по выбранной специальности.

Как результат — выпускник с высокой степенью самоопределения и мотивации для поступления в средние профессиональные и высшие учебные заведения технической направленности, так как для него реально обеспечена возможность выбора профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы.

Фото Школа 135 и Занимательная робототехника

В Москве открыто семь детских технопарков, где учат робототехнике, геоинформатике, авиамоделированию, дизайну и многому другому. Рассказываем все, что нужно знать родителям: как записаться, куда ехать и нужно ли платить за занятия.

Что такое детский технопарк?

Детский технопарк — это площадка, где старшеклассники знакомятся с высокотехнологичным оборудованием и специализированными программами. Здесь ребята осваивают передовые технологии, учатся работать в команде и применять полученные навыки для создания собственных проектов. Детские технопарки открывают для того, чтобы поднять престиж рабочих и инженерных профессий, создать базу для подготовки новых профессиональных кадров.

Где в Москве есть технопарки для детей?

Сейчас в городе семь детских технопарков. Первые два открылись в 2016 году на базе технопарка «Мосгормаш» (Каширский проезд, дом 13, строение 4) и технополиса «Москва» (Волгоградский проспект, дом 42, корпус 13). Один заработал в ноябре 2017-го — «Байтик» в Троицке (Сиреневый бульвар, дом 11). Четыре открылись в декабре 2017-го — на базе Московского центра упаковки (улица Зорге, дом 9а), в технопарке «Калибр» (улица Годовикова, дом 9), в технопарке «Сколково», а также в Московском финансово-юридическом университете (улица Введенского, дом 1а).

До конца года появятся еще пять. Это будут детские технопарки на базе Московского политехнического университета (улица Лефортовский Вал, дом 26), в Национальном исследовательском университете «МИЭТ» (Зеленоград, площадь Шокина, дом 2), на базе Российского государственного социального университета (улица Беговая, дом 12), Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Госпитальный переулок, дом 4/6) и на ВДНХ. В 2018 году откроется еще один детский технопарк на базе Курчатовского института.





Чему учат в технопарках?

У каждого технопарка свой набор программ. В технополисе «Москва» изучают авиамоделирование, робототехнику, нанотехнологии, промышленный дизайн и энергетику. Юные авиаторы учатся проектировать и собирать коптеры, робототехники — конструировать и программировать роботов. На занятиях по промышленному дизайну дети придумывают дизайнерские решения для разных технологичных изделий — от станка до автомобиля. А программа «Нанотехнологии» учит синтезу и модификации на микро- и наноуровнях.

В «Мосгормаше» три лаборатории: геоинформатики, космонавтики и робототехники.

В «Байтике» также есть три лаборатории, в которых ведутся занятия по восьми направлениям: «Программирование», «Робототехника», «Летательные аппараты», «3D-моделирование и прототипирование», «3D-визуализация и компьютерная анимация», «Видеомонтаж», «Дизайн интерфейсов» и «Интернет вещей».

Технопарк Московского центра упаковки предлагает детям заниматься не только по техническим направлениям («Архитектура и дизайн», «Макетирование», «Инженерные решения»), но и по программам, которые помогут подросткам получить знания и навыки в сфере продвижения и правового оформления проектов.

Детский технопарк «Калибр» специализируется на 3D-моделировании и компьютерной анимации. Для юных мультипликаторов уже открыты четыре лаборатории: «Основы трехмерного моделирования», «Компьютерная анимация и технологии захвата движения», «Компьютерная анимация в виртуальной реальности», «Компьютерная анимация в дополненной реальности».

Во флагманском «Кванториуме» в «Сколкове» для подростков работают 12 лабораторий: космонавтики, робототехники, геоинформатики, биотехнологий, нанотехнологий, авиамоделирования, информационных технологий, VR/AR (изучение основ виртуальной реальности, а также разработка и создание программ и приложений в этой области), энергетики, автомоделирования, когнитивных исследований (изучение основ искусственного интеллекта), промышленного дизайна.

Отличительная особенность технопарка в «Сколкове» в том, что в нем возможны занятия по всем основным направлениям детского творчества, а также здесь проходят обучение преподаватели подобных технопарков для детей.

В «Наукограде» Московского финансово-юридического университета с 1 февраля 2018 года заработают четыре лаборатории: архитектуры и геоинформатики (изучение и проектирование географических информационных систем), ИТ (изучение основ программирования), графического и промышленного дизайна (изучение основ дизайна, проектирования в 3D) и робототехники (изучение основ робототехники, типов и видов роботов, искусственного интеллекта).

Там также открыт кинолекторий для проведения лекций, дискуссий, круглых столов, просмотра научных фильмов и обсуждений с ведущими специалистами отрасли. До 1 февраля 2018 года, когда запустят основные обучающие программы, в детском технопарке будут проходить мастер-классы.




Как детям могут пригодиться эти знания?

Занятия в технопарках развивают у ребят практические инженерные и конструкторские навыки. Они учатся работать на современном оборудовании, получают знания и навыки научно-технических и инженерных профессий, а после окончания всего курса могут заключить отложенные трудовые договоры с ведущими компаниями. А еще наиболее талантливые выпускники детских технопарков могут получить возможность поступления в профильные вузы на льготных условиях.

На какой возраст рассчитаны занятия?

Технопарки «Москва» и «Мосгормаш» разработали программы для подростков 13-17 лет, «Байтик» — 14-17-летних. В «Наукоград» на мастер-классы приходят дети от 10 лет, а занятия рассчитаны для школьников с 14 лет. В детские технопарки на базе Московского центра упаковки и технопарка «Калибр» можно записать ребят от 14 до 18 лет, в «Сколково» — от 12 лет.

Уроки платные?

В технопарках «Мосгормаш», «Москва» и «Сколково» занятия бесплатные, в «Байтике» — платные, в «Наукограде» есть как платные, так и бесплатные занятия, в технопарках «Калибр» и Московского центра упаковки занятия платные, но при этом проводятся бесплатные мастер-классы.

В какой форме проводят занятия?

В технопарках проводят лекции, практические работы, мастер-классы. Занятия бывают и в игровой форме.

Как долго длится курс?

По продолжительности курсы отличаются. Есть рассчитанные на один — три года, есть краткосрочные, которые длятся от двух до шести месяцев. В программе детских технопарков бывают и выездные уроки для учеников школ, и экспресс-курсы. Например, этим летом на экспресс-курсах в технопарках «Москва» и «Мосгормаш» занятия шли с понедельника по пятницу.

Как часто и как долго идут уроки?

Как правило, занятия проводятся два раза в неделю. Один урок может длиться от часа до четырех с четвертью. Подробности — в расписании технопарков:

Расписания занятий в «Наукограде» (Московский финансово-юридический университет), детских технопарках на базе Московского центра упаковки, «Калибра» и «Сколкова» появятся позже.

Технопарки проводят занятия и в дни школьных каникул.

Сколько детей обычно присутствует на занятиях?

На одном занятии обычно бывает от восьми до 15 человек.

Проводятся ли на занятиях в технопарках экзамены?

Во время обучения возможен промежуточный анализ усвоенных знаний, но только для того, чтобы скорректировать или дополнить программы занятий. Ребята также защищают проекты, созданные персонально или в группе.

Какой документ выдают по окончании обучения?

В случае успешной защиты проектной работы выдается сертификат о прохождении курса.

Как записаться на занятия?

Кто может посещать занятия в технопарках?

Занятия могут посещать школьники и учащиеся первых курсов колледжа. Специальные знания и навыки не требуются, но умение рисовать для ряда направлений приветствуется. Вступительные испытания не проводятся, учиться в технопарке может любой желающий.

Есть ли в технопарках дни открытых дверей?

Каждый из технопарков организует дни открытых дверей. Например, в этом году «Мосгормаш» и «Москва» провели их . Гости побывали на мастер-классах по всем обучающим курсам, попробовали себя в робототехнике, нанотехнологиях, космонавтике, промышленном дизайне и смогли записаться на курсы. Им показали все исследовательские лаборатории, продемонстрировали, как работают научные приборы, и вкратце рассказали о каждом направлении технопарков.

8 и 9 декабря в рамках акции «День без турникетов» дни открытых дверей прошли в детских технопарках «Калибр», «Мосгормаш», в технопарках Московского центра упаковки и в технополисе «Москва».

В технопарке «Наукоград» регулярно будут проводиться бесплатные пробные занятия, мастер-классы, открытые лекции. Также будет работать «Музей развития науки и техники», который расскажет о техническом прогрессе с начала XIX века до наших дней.

Подробная информация о мероприятиях и график работы музея будут размещаться на сайте технопарка и на портале . Записаться можно будет онлайн.

Кто учит детей в технопарках?

Ребят в детских технопарках обучают высококвалифицированные преподаватели профильных вузов и работники ведущих предприятий города — индустриальных партнеров.

mob_info