Разбор варианта егэ по биологии.

Инструкция

Для решения генетических задач используют определенные типы исследования. Метод гибридологического анализа был разработан Г. Менделем. Он позволяет выявить закономерности наследования отдельных признаков при половом размножении . Сущность данного метода проста: при анализе определенных альтернативных признаков прослеживается их в потомстве. Также проводиться точный учет проявления каждого альтернативного признака и каждой отдельной особи потомства.

Основные закономерности наследования также были разработаны Менделем. Ученый вывел три закона. В последствии их так и - законы Менделя. Первый - это закон единообразия гибридов первого . Возьмите две гетерозиготные особи. При скрещивании они дадут два вида гамет. Потомство у таких появиться в соотношении 1:2:1.

Второй закон Менделя - это закон расщепления. в основе его , что доминантный ген не всегда подавляет рецессивный. В этом случае не все особи среди первого поколения воспроизводят признаки родителей - появляется так называемый промежуточный характер наследования. Например, при скрещивании гомозиготных с красными цветками (АА) и белыми цветками (аа) получается потомство с розовыми. Неполное доминирование довольно распространенное . Оно встречается и в некоторых биохимических признаках .

Третий закон и последний - закон независимого комбинирования признаков. Для проявления этого закона необходимо соблюдение нескольких условий: не должно быть летальных генов, доминирование должно быть полным, гены должны находиться в разных хромосомах.

Особняком стоят задачи по генетике пола. Различают два вида половых хромосом: Х-хромосома (женская) и Y-хромосома (мужская). Пол, имеющий две одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным. Пол, определяемый различными хромосомами, называется гетерогаметным. Пол будущей особи определяется в момент оплодотворения. В половых хромосомах, помимо генов, несущих информацию о поле, содержатся и другие, не имеющие никакого отношения к этому. Например, ген, отвечающий за свертываемость крови, несет женская Х-хромосома. Сцепленные с полом признаки передаются от матери к сыновьям и дочерям, от отца же - только к дочерям.

Видео по теме

Источники:

  • решение задач по биологии генетика
  • на дигибридное скрещивание и на наследование признаков

Все задачи по генетике, как правило, сводятся к нескольким основным видам: расчетные, на выяснение генотипа и на выяснение того, каким образом наследуется признак. Подобные задачи могут быть схематическими или иллюстрированными. Впрочем, для успешного решения любой задачи, в том числе и генетической, необходимо внимательно прочитать ее условие. Само же решение основано на выполнении ряда определенных действий.

Вам понадобится

  • - тетрадь;
  • - учебник по генетике;
  • - ручка.

Инструкция

Сначала необходимо определить тип предлагаемой задачи. Для этого придется выяснить, какое количество генных пар за развитие предлагаемых признаков, какие признаки рассматриваются. Узнать гомо- или гетерозиготные в данном случае скрещиваются между собой, а также связано ли наследование определенного признака с половыми хромосомами.

Выяснить, какой из предлагаемых к изучению признаков является (слабым), а какой – доминантным (сильным). При этом при решении генетической задачи нужно отталкиваться от предпосылки, что доминантный признак в потомках всегда будет проявляться фенотипически.

Определить число и тип гамет (половых ). При этом стоит учитывать, что гаметы могут быть только гаплоидны. Соответственно, распределение хромосом во время их деления происходит равномерно: каждая из гамет будет содержать лишь по одной хромосоме, взятой из гомологичной пары. В результате потомство получает по «половинному» набору хромосом со стороны каждого из своих .

Сделать в тетради схематическую запись условия генетической задачи. При этом доминантные признаки для гомозиготного исследуемого в виде комбинации АА, для гетерозиготного - Аа. Неопределенный генотип имеет А_. Рецессивный признак записывается в виде комбинации аа.

Проанализировать полученные результаты и записать данное числовое соотношение. Это и будет ответом на генетическую задачу .

Видео по теме

Полезный совет

Во многих подобных задачах генотип предлагаемых к скрещиванию особей не уточняется. Именно поэтому так важно уметь самостоятельно определять генотип родителей по фенотипу или генотипу их потомства.

При изучении генетики большое внимание уделяется задачам, решение которых должно быть найдено с использованием законов наследования генов. Большинству изучающих естественные науки решение задач по генетике кажется одной из самых сложных вещей в биологии. Тем не менее, оно находится по несложному алгоритму.

Вам понадобится

  • - учебник.

Инструкция

Для начала внимательно прочитайте задачу и запишите схематичное условие, используя специальные символы. Обозначьте, какими генотипами обладают родители, и какой им соответствует фенотип. Запишите, какие вышли дети в первом и втором поколениях.

Отметьте, какой ген является доминантным, а какой – рецессивным, если это есть в условии. Если в задаче дано расщепление, также укажите его в схематичной записи. Для простых задач порой достаточно записать условие, чтобы понять решение задачи .

Для успешного решения задачи вам необходимо понять, к какому разделу она : моногибридное, дигибридное или полигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом либо признак наследуется генов. Для этого посчитайте, какое расщепление генотипа или фенотипа наблюдается в потомстве в первом поколении. В условии может быть указано точное количество особей с каждым генотипом либо фенотипом, либо процент каждого генотипа (фенотипа) от . Эти данные нужно привести к простым .

Обратите внимание, не различается ли у потомства признаки в зависимости от пола.

Каждому типу скрещивания характерно свое особое расщепление и фенотипу. Все эти данные содержатся в учебнике, и вам будет удобно выписать эти формулы на отдельный листок и использовать их при решении задач.

Теперь, когда вы обнаружили расщепление, по принципу которого идет передача наследственных признаков в вашей задаче, вы можете узнать генотипы и фенотипы всех особей в потомстве, а также генотипы и фенотипы родителей, участвовавших в скрещивании.

Все задачи по биологии делятся на задачи по молекулярной биологии и задачи по генетике. В молекулярной биологии есть несколько тем, в которых есть задачи : белки, нуклеиновые кислоты, код ДНК и энергетический обмен.

Инструкция

Решайте задачи по теме «Белки» с помощью следующей формулы: m(min) = a/b*100%, где m(min) - молекулярная масса , a – атомная или молекулярная масса компонента, b – процентное компонента. Средняя молекулярная масса одного кислотного остатка равна 120.

Вычисляйте необходимые величины по теме «Нуклеиновые кислоты», придерживаясь Чаргаффа:1.Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина – цитозину;
2.Количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т.е. А+Г = Т+Ц.В цепи молекулы ДНК расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм. Относительная молекулярного масса одного нуклеотида равна 345.

Задачи на тему «Код ДНК» решайте с помощью специальной таблицы генетических кодов. Благодаря ей вы узнаете, какую кислоту кодирует тот или иной генетический код.

Вычисляйте нужный вам ответ для задач на тему «Энергетический обмен» по уравнению реакции. Одним из часто встречающихся является: С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О.

Находите на генетику по специальному алгоритму. Во-первых, определите какие гены являются доминантными(А, В), а какие рецессивными(a,b). Доминантным называется ген, признак которого проявляется как в гомозиготном (АА, аа), так и в гетерозиготном состоянии(Аа, Bb). Рецессивным называется ген, признак которого проявляется только при встрече одинаковых генов, т.е. в гомозиготном состоянии. Например, гороха с желтыми семенами скрестили с гороха с семенами. Полученные растения гороха все имели желтые . Очевидно, что желтый цвет является доминирующим признаком. Записывайте решение этой задачи так: А – ген, отвечающий за желтый цвет семян, а – ген, отвечающий за зеленый цвет семян.Р: АА x aa
G: A, a
F1: AaСуществуют задачи такого типа с несколькими признаками, тогда один признак обозначайте A или a, а второй B или b.

Изучение генетики сопровождается решением задач. Они наглядно показывают действие закона наследования генов. Большинству учащихся решение этих задач кажется невероятно сложным. Но, зная алгоритм решения, вы легко справитесь с ними.

Инструкция

Можно выделить два основных типа . В первом типе задач известны генотипы родителей. Определить необходимо генотипы потомков. Сначала определите, какой аллель является доминантным. Найдите аллель. Запишите генотипы родителей. Выпишите все возможные типы гамет. Соедините . Определите расщепление.

В задачах второго типа все наоборот. Здесь известно расщепление в потомстве. Требуется определить генотипы родителей. Найдите так же, как и в задачах первого типа, какой из аллелей является доминантным, какой - рецессивным. Определите возможные типы гамет. По ним определите генотипы родителей.

Чтобы решить задачу правильно, прочтите её внимательно и проанализируйте условие. Чтобы определить тип задачи, выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче. Обратите внимание также на то, сколько пар генов контролируют развитие признаков. Важно выяснить, гомозиготные или скрещиваются, каков тип скрещивания. Определите, независимо или сцеплено гены, сколько генотипов образуется в потомстве и связано ли наследование с полом.

Приступите к решению задачи. Сделайте краткую запись условия. Запишите генотип или фенотип особей, участвующих в скрещивании. Определите и отметьте типы образовавшихся гамет. Запишите генотипы или фенотипы потомства, полученного от скрещивания. Проанализируйте результаты, запишите их в численном соотношении. Напишите ответ.

Мастер- класс
« Подготовка к ОГЭ по биологии»
Разбор заданий №28; №31; №32 второй части ОГЭ по биологии

Мастер класс разработан и проведён учителем биологии I категории

Исаковой Натальей Владиславовной

(МОУ «Эммаусская СОШ» г. Тверь)

Цели и задачи мастер- класса по биологии

1.Изучить спецификацию контрольно-измерительных материалов по биологии в ОГЭ 2016-2017 г.

2.Ознакомиться с кодификатором элементов содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ОГЭ по биологии.

3.Сформировать умения и навыки работы с заданиями базового уровня сложности.

Оборудование: презентация, демоверсия ОГЭ по биологии 2016-2017 года; кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ОГЭ 2016-2017 года по биологии (проект); спецификация КИМ (проект).

Вступительное слово учителя

Познакомимся с инструкцией по выполнению работы:

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть Iсодержит 28 заданий с кратким ответом, часть II содержит 4 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1-22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, затем перенесите в бланк ответов №1.

Ответы к заданиям 23-28 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, затем перенесите в бланк ответов №1.

К заданиям 29-32 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов №2 .

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить, как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Познакомимся с критериями оценивания экзаменационной работы .

1.За верное выполнение заданий 1-22 выставляется 1 балл.

2.За верный ответ на каждое из заданий 23-27 выставляется 2 балла.

3.За ответ на задания 23-24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа и 0 баллов, если верно указана только одна цифра или не указанно ни одной.

4.Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем необходимо, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов).

5.За полный верный ответ на задание 28 выставляется 3 балла; 2 балла выставляется, если на любой позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Итак, приступим к разбору задания № 28 второй части ОГЭ по биологии.

Для того, чтобы наша работа была продуктивной давайте вспомним формы листьев, типы листьев (жилкование) .

(слайды 3-11).
Начинаем разбор задания № 28 типового варианта №1 2017г.

1.Определяем тип листа Если лист имеет черешок, значит тип листа черешковый. Если у листа черешок отсутствует – лист сидячий.

2.Определяем жилкование листа. У данного листа жилкование перистое (сетчатое), так как у листа ярко выражена одна мощная жилка, расположенная по середине.

3.Форма листа. Для того, чтобы определить форму листа необходимо в КИМЕ на рисунке провести пунктирные линии и пользуясь образцом, представленным в задании определить форму листа (работа с интерактивной доской).


4.Определяем тип листа с помощью линейки и карандаша. Проводим пунктирные линии. Если длина равна или превышает ширину в 1-2 раза, то тип листа по соотношению длины и ширины яйцевидный, овальный или обратно- яйцевидный.. У данного листа ширина- 3 см, длинна 4,5см значит форма этого листа яйцевидная (работа с интерактивной доской).

5.Осталось определить край листа. Внимательно рассмотрим предложенные в КИМЕ образцы, выберем подходящий образец для нашего листа. Лист цельно-крайный, так как по краям отсутствуют зубцы.


Задание №28 выполнено успешно.

Приступаем к разбору задания № 31 типового варианта №1 2017г.


1.Внимательно читаем условие задачи.

2.Подчёркиваем в тексте вопросы на которые мы должны ответить (что мы должны рассчитать).

3.Итак нам необходимо указать: энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём

4.Произведём расчёт энергозатрат утренней тренировки. Для этого мы будем пользоваться таблицей №3 « Энергозатраты при различных видах физической активности».

Из условия задачи мы знаем, что Ольга занимается большим теннисом, значит энергетическая стоимость будет равна 7,5 ккал/мин.

(значение взято из таблицы №3 с учётом вида спорта, которым занимается Ольга). Нам необходимо вычислить энергозатраты утренней двухчасовой тренировки. Значит 120 мин.(2 часа тренировки) Х 7,5ккал. (энергетическая стоимость физической активности) и получим энергозатраты утренней тренировки 900 ккал. (120 Х 7,5 =900 ккал.)

Для составления меню используем таблицу №2 графа « Энергетическая ценность».

Меню : Сэндвич с мясной котлетой (энерг. ценность – 425 ккал.)

Салат овощной (энерг. ценность-60 ккал.)

Мороженное с шоколадным наполнителем (энерг. ценность – 325 ккал.)

Чай с сахаром (две чайные ложки)- энерг. ценность – 68 ккал.


  1. +60 + 325 + 68 =878 ккал. (калорийность рекомендованного обеда).
6.Находим количество белков рекомендованного обеда. Для этого воспользуемся таблицей №2 графа « Белки».

39+ 3 +6= 48 г.

Задание выполнено успешно.
Разберём задание № 32 типового варианта №1 2017г.
Почему тренер обратил особое внимание Ольги на содержание белков в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов.

Задание №32 вытекает из задания №31.
1.Белок – это основной строительный материал для тела. Из белка состоят мышцы, связки, кожа и внутренние органы.

2.Белок является источником энергии.
Задание выполнено, спасибо за работу!

Среднее общее образование

Биология

Готовимся к ЕГЭ по биологии: текст с ошибками

Профессор МИОО, кандидат педагогических наук Георгий Лернер рассказывает об особенностях заданий №24 (текст с ошибками) и №25 (вопросы) из предстоящего ЕГЭ по биологии. Выпускные экзамены все ближе, и корпорация «Российский учебник» в рамках серии вебинаров помогает подготовиться к ним с учетом нововведений и опыта прошлых лет.

  • Не «натаскивайте» учеников на конкретные задания. Будущие хирурги, ветеринары, психологи и представители других серьезных профессий должны продемонстрировать глубокие знания предмета.
  • Выходите за рамки учебников. На профильном экзамене выпускникам предстоит продемонстрировать больше, чем знание программы.
  • Используйте проверенные пособия. При большом разнообразии материалов по биологии, многие педагоги выбирают издания корпорации «Российский учебник».
  • Допускайте вариативность ответов. Не нужно представлять эталонную формулировку как единственно-правильную. Ответ может быть дан другими словами, содержать дополнительные сведения, отличаться от эталона по форме и последовательности изложения.
  • Тренируйте письменно отвечать на вопросы. Ученики часто не умеют давать полные письменные ответы даже при высоком уровне знаний.
  • Приучите работать с рисунками. Некоторые ученики не умеют извлекать информацию из иллюстраций к заданиям.
  • Демонстрируйте знание терминологии. Это особенно важно во второй части экзамена. Апеллируйте понятиями (желательно, литературно).
  • Выражайте мысли ясно. Ответы должны быть точными и содержательными.
  • Внимательно читайте задания, учитывайте все критерии. Если указано «Ответ поясните», «Приведите доказательства», «Объясните значение», то за отсутствие пояснения снижаются баллы.
  • Пишите верное определение. В задании №24 ошибка не считается исправленной, если ответ содержит только отрицательное суждение.
  • Действуйте методом исключения. В задании №24 вначале ищите предложения, которые точно содержат или точно не содержат ошибки.

Примеры заданий №24 и возможные сложности

Задание: Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

Пример 1

Пример 2

(1) Эукариотические клетки начинают подготовку к делению в профазе. (2) При этой подготовке происходит процесс биосинтеза белка, удваиваются молекулы ДНК, синтезируется АТФ. (3) В первую фазу митоза удваиваются центриоли клеточного центра, митохондрии и пластиды. (4) Митотическое деление состоит из четырех фаз. (5) В метафазе хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости. (6) Затем в анафазе к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы. (7) Биологическое значение митоза заключается в том, что он обеспечивает постоянство числа хромосом во всех клетках организма.

Элементы ответа: (1) Подготовка к делению начинается в интерфазе. (3) Удвоение всех названных органоидов происходит в интерфазе. (6) К полюсам клетки в митозе расходятся сестринские хроматиды, а не гомологичные хромосомы.

Примечание: Ученик может написать «хроматиды-хромосомы». В учебниках встречается фраза: «Хроматиды – они же хромосомы», поэтому такая формулировка не будет считаться ошибкой или станет поводом для апелляции, если за нее снизят балл.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Пример 3

(1) Хромосомы, содержащиеся в одной клетке животного, всегда парные, т.е. одинаковые, или гомологичные. (2) Хромосомы разных пар у организмов одного вида также одинаковы по размерам, форме, местам расположения первичных и вторичных перетяжек. (3) Совокупность хромосом, содержащихся в одном ядре, называют хромосомным набором (кариотипом). (4) В любом животном организме различают соматические и половые клетки. (5) Ядра соматических и половых клеток содержат гаплоидный набор хромосом. (6) Соматические клетки образуются в результате мейотического деления. (7) Половые клетки необходимы для образования зиготы.

Элементы ответа: (2) Хромосомы разных пар отличаются друг от друга по всем перечисленным признакам. (5) Соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом. (6) Соматические клетки образуются в результате митоза.

Примечание: Хромосомы не всегда парные, поэтому ученик может определить первое предложение как ошибочное. Если он правильно исправит остальные три предложения, балл за это снижен не будет.

Пример 4

(1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2) Они хорошо плавают, между пальцами ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4) Дышат земноводные при помощи легких и кожи. (5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворенных икринок развиваются головастики. (7) К земноводным относят озерную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.

Элементы ответа: (5) Сердце у головастиков двухкамерное. (6) У подавляющего большинства бесхвостых земноводных оплодотворение наружное. (7) Водяного ужа относят к пресмыкающимся.

Примечание: Конечности лягушек правильно называть пятипалыми, однако ученик может написать, что одна пара конечностей у лягушек четырехпалая. Без остальных предусмотренных исправлений этот пункт будет считаться ошибочным.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Сборник содержит вопросы, подобранные по разделам и темам, проверяемым на ЕГЭ, и включает задания разных типов и уровней сложности. В конце пособия приводятся ответы на все задания. Предлагаемые тематические задания помогут учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.

Примеры заданий №25 и возможные сложности

Нужно дать ответ на вопросы.

Пример 1

Что представляют собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

Элементы ответа: 1. Образования на корнях бобовых растений – это клубеньки, содержащие клубеньковые азотобактерии. 2. Тип взаимоотношений симбиоз азотофиксирующих бактерий и растения. 3. Клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений (растения обеспечивают бактерии органическими веществами) 4. Клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают.

Примечание: Ученика может ввести в заблуждение текст задания. Говорится о взаимоотношениях между населяющими образования организмами или между растением и организмами? Организмов два или больше? Конечно, составители работ стремятся к максимальной ясности в заданиях, но неточные формулировки все же встречаются, и выпускник должен быть к этому готов.

Пример 2

Чем по строению отличается семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех различий

Элементы ответа: 1. Семя многоклеточное образование, спора одноклеточное. 2. Семя имеет запас питательных веществ, у споры этого запаса нет. 3. В семени есть зародыш, спора зародыша не имеет.

Примечание: Спора не является зародышем растения. Ученики часто путают понятия «спора» и «зародыш» – на это следует обратить внимание при подготовке.

Пример 3

Перечислите оболочки глазного яблока у человека и какие функции они выполняют.

Элементы ответа: 1. Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур; ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция). 2. Сосудистая оболочка – кровоснабжение глаза (пигментный слой – поглощение света); ее часть – радужка – регуляция светового потока. 3. Сетчатка – восприятие света (или цвета) и преобразование в нервные импульсы (рецепторная функция).

Примечание: Это простое задание, в котором ученики допускают много одинаковых ошибок. Ребята не пишут о том, что белочная оболочка переходит в роговицу, не пишут о функциях роговицы связанных со светопреломлением, о переходе сосудистой оболочки в радужку, о том, что радужка обеспечивает пигментацию глаза. Зато ученики часто ошибочно заявляют, что хрусталик и стекловидное тело тоже являются оболочками глаза.

Пример 4

Где расположены симпатические ядра вегетативной нервной системы? В каких случаях она активизируется и как влияет на работу сердца?

Элементы ответа: 1. Тела первых ядер (нейронов) лежат в ЦНС в спинном мозге. 2. Тела вторых нейронов лежат по обеим сторонам вдоль позвоночника. 3. ВНС активизируется в состоянии сильного возбуждения при активной деятельности организма. 4. Усиливает частоту сердечных сокращений.

Примечание: Вопросы, связанные с нервной системой, всегда сложны. Стоит тщательно изучить варианты заданий на эту тему, а также повторить строение вегетативной нервной системы, ее рефлекторных дуг, функции симпатической и парасимпатической нервных систем.

В заключение отметим, что выпускник сдаст ЕГЭ по биологии на высокий балл только при наличии мотивации, усердия и трудолюбия. Ответственность за подготовку к экзамену в большей степени лежит на самом школьнике. Задача педагога – направлять и, по возможности, научить учиться.

Задания из банка ЕГЭ по биологии со свободным ответом

1. Биологическое окисление органических веществ в организме человека сходно по химическому процессу со сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чём их отличие?

1) в результате окисления кислородом органических веществ, как и при горении, образуются углекислый газ и вода;

2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии запасается в молекулах АТФ

2. Почему согласно правилу экологической пирамиды в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?

1) заключённая в органических веществах энергия на каждом звене пищевой цепи расходуется на процессы жизнедеятельности;

2) часть энергии рассеивается в виде тепла.

3. Почему для нормального восприятия запаха носовая полость должна быть увлажнённой и чистой? Ответ поясните.

1) полость должна быть увлажнённой, так как обонятельные клетки (рецепторы) раздражаются только веществами, растворёнными в слизи носовой полости;

2) обильное выделение слизи препятствует доступу веществ к обонятельным рецепторам

4. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.

1) листья репы → крестоцветные блошки → лягушка → уж → хорь;

2) консумент II порядка – лягушка, так как питается консументами I порядка

Элементы ответа:

1) влажные семена начнут прорастать, при этом они интенсивно дышат и выделяют много тепла;

2) сильное нагревание большого количества семян ведёт к гибели как проросших, так и не проросших семян

6. Что представляют собой образования на корнях изображённого растения? Какой тип взаимоотношений организмов иллюстрирует рисунок? Объясните значение

этих взаимоотношений для обоих организмов.

Элементы ответа:

1) образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии;

2) тип взаимовыгодных отношений – симбиоз бактерий (азотфиксирующих бактерий) и бобового растения;

3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений;

4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения

7. Пользуясь рисунком, определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция?

Элементы ответа:

1) географическая изоляция привела к возникновению трёх подвидов большой синицы;

2) в результате географической изоляции прекращается скрещивание и обмен генами между особями разных популяций,
в каждой популяции формируется свой генофонд;

3) репродуктивная изоляция может привести к образованию трёх родственных видов синиц

8. На рисунке представлена схема видообразования по Ч. Дарвину. Какой эволюционный процесс

приводит к образованию изображённых на рисунке III новых видов? Какие движущие силы (факторы) эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора имеет место в данном случае?

Элементы ответа:

1) дивергенция (расхождение) признаков;

2) дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором;

3) движущая (дизруптивная) форма естественного отбора

8. Назовите отделы зрительного анализатора, обозначенные на Рисунке цифрами 1 и 2. Какую функцию выполняет каждый из этих отделов?

Элементы ответа:

1) 1 – периферический отдел (или сетчатка, или рецепторы);

2) 2 – проводниковый отдел (или зрительный нерв);

3) сетчатка воспринимает и преобразует световое раздражение
в нервные импульсы;

4) зрительный нерв передаёт нервный импульс в головной мозг

9. Назовите представленное на рисунке животное и укажите его тип. Какие системы органов обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?

Элементы ответа:

1) изображён ланцетник; тип Хордовые;

2) 1 – нервная система – участвует в нервной регуляции всех функций организма и взаимосвязи с окружающей средой;

3) 2 – пищеварительная система (кишка) – осуществляет переваривание пищи и всасывание питательных веществ

10. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Грибы и бактерии относят к прокариотам. 2. Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. 3. Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. 4. Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. 5. Запасным питательным веществом является гликоген. 6. Грибы обладают автотрофным типом питания. 7. Рост грибов прекращается после созревания спор.

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1) 1 – грибы – это эукариоты;

2) 6 – у грибов гетеротрофный тип питания;

3) 7 – грибы растут в течение всей жизни

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине: а) красные; б) зеленые; в) бурые; г) золотистые. Зеленые водоросли усваивают красные и синие лучи солнечного спектра. Бурые водоросли для фотосинтеза используют синюю часть спектра. Красные водоросли ля фотосинтеза используют желтую, оранжевую и зеленую часть спектра.

3 слайд

Описание слайда:

Характеристика водорослей Признаки для сравнения Зеленые водоросли Красные водоросли Бурые водоросли Среда обитания Пресные, морские водоемы, почва Обитатели всех океанов планеты Морские водоемы Условия жизни Обитают на самых больших глубинах, куда проникает свет Мелководье, глубины. Глубина, на которой живут - не более 50 м Одно- или многоклеточные организмы Одно- и многоклеточные Многоклеточные Многоклеточные Особенности строения Жизненные формы: (одноклеточные, колониальные, многоклеточные). Однокл. со жгутик. Таллом имеет разные формы: от кустистых до широких пластинчатых Сильно расчлененный таллом, ризоиды Наличие пигментов, их название Хлорофилл Хлорофилл, каратиноиды, фикоэритрины (красн. п.), фикоцианины (синие пигм) Преобладает бурый фотосинтезирующий пигмент – фукоксантин Значение в природе Фитопланктон, почвообразование, заболачивание Служат пищей и убежищем для жив-х, местом нереста для рыб Источник органики в прибрежной зоне, убежище животных, место нереста рыб

4 слайд

Описание слайда:

2. Рисунок иллюстрирует пример проявления жизненного свойства: а) обмен веществ; б) размножение; в) движение; г) рост.

5 слайд

Описание слайда:

3. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается из: а) споры; б) зиготы; в) сперматозоида; г) яйцеклетки.

6 слайд

Описание слайда:

Некоторые общие положения У наземных растений в жизненном цикле происходит чередование фаз или поколений бесполого диплоидного - спорофита и полового, гаплоидного - гаметофита. Спорофит производит споры. При образовании спор происходит мейоз, поэтому споры гаплоидные. Из спор вырастает гаметофит, на котором образуются половые органы, производящие гаметы. Наземные растения имеют половые органы: мужские – антеридии и женские – архегонии. В процессе эволюции происходила постепенная редукция гаметофитов и упрощение половых органов.

7 слайд

Описание слайда:

Схема эволюционных изменений у растений Папоротники гаметофит – заросток Покрытосеменные гаметофит – зародышевый мешок Г А М Е Т О Ф И Т С П О Р О Ф И Т Водоросли гаметофит часто внешне не отличается от спорофита Мхи гаметофит представлен листостебель-ным растением (сфагнум, кукушкин лён) Голосеменные женский гаметофит - многоклеточный гаплоидный эндосперм

8 слайд

Описание слайда:

Спорофит (коробочка со спорами) Гаметофит (зеленое растение) Спорофит (зеленое растение) Гаметофит (пыльцевое зерно и зародышевый мешок) Мхи Покрытосеменные растения 1) Размножение спорами 1) Размножение семенами 2) У мхов преобладающим поколением является гаметофит (само зеленое растение). Спорофит (коробочка со спорами) развивается на гаметофите 2) У цветковых доминирующим поколением является спорофит (само зеленое растение). Гаметофит сильно редуцирован, существует недолго. Мужской гаметофит - пыльцевое зерно. Женский гаметофит- зародышевый мешок. 3) Корней у мхов нет (есть ризоиды) 3) Наличие корней 6) Наличие цветков

9 слайд

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Зеленое растение (гаметофит) Яйцеклетка (n) Сперматозоиды (n) ♂ ♀ С водой оплодотворение зигота коробочка со спорами (спорофит) протонема Зеленое растение (гаметофит)

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются. 2). Споры кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите путем мейоза. Набор хромосом у спор одинарный. 1). Гаметы кукушкина льна образуются на гаплоидном гаметофите путем митоза. Набор хромосом у гамет одинарный.

14 слайд

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Для растений характерно чередование поколений: бесполого и полового, причем мейоз происходит при образовании спор, а не при образовании половых клеток. У многих водорослей и всех высших растений гаметы развиваются в гаметофите, уже обладающем одинарным набором хромосом, и получаются простым митотическим делением. Гаметофит развивается из споры, имеет одинарный набор хромосом и органы полового размножения - гаметангии. При слиянии гамет образуется зигота, из которой развивается спорофит. Спорофит имеет двойной набор хромосом и несет органы бесполого размножения - спорангии.

17 слайд

Описание слайда:

гаметофит спорофит Мох - двудомное растение. Рядом произрастают и мужские и женские растения. На мужских растениях образуются антеридии, в них созревают мужские гаметы. На женских растениях образуются архегонии, в них созревают женские гаметы. Спермии, вместе с каплями воды, попадают на женские растения, после оплодотворения из зиготы на женских растениях развивается бесполое поколение (спорофит) - коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку. Крышечка раскрывается, и споры рассеиваются ветром. Затем, попав во влажную землю, прорастают в зеленую нить с почками, из которых развиваются побеги мха.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

4. Плод киви - это: а) ягода; б) тыквина. в) многокостянка; г) многосемянная коробочка.

20 слайд

Описание слайда:

Плоды сочные сухие односеменные многосеменные односеменные многосеменные Костянка Ягода Семянка Коробочка (слива) (виноград) (подсолнечник) (мак) Тыквина Зерновка Cтручок (огурец) (пшеница) (капуста) Яблоко Орех боб (груша) (лещина) (горох) Померанец Желудь (апельсин) (дуб)

21 слайд

Описание слайда:

5. На рисунке представлен эффективный агротехнический прием: а) пасынкование; б) мульчирование; в) пикировка; г) окучивание.

22 слайд

Описание слайда:

6. Формула цветка О(2)+2Т3П1 характерна для семейства: а) пасленовых; б) злаковых; в) лилейных; г) мотыльковых (бобовых). Цветок злаковых состоит из двух цветковых чешуй – наружной и внутренней, которые заменяют околоцветник, трех тычинок с крупными пыльниками на длинных нитях и одного пестика с двумя рыльцами. Одна из цветковых чешуй иногда вытянута в виде ости. Цветки у злаковых собраны в соцветия – колоски, из которых состоят сложные соцветия – сложный колос (рожь, пшеница, ячмень), метелка (просо), початок (кукуруза), султан (тимофеевка) Колоски состоят из двух колосковых чешуй, прикрывающих один или несколько цветков. Формула цветка О2+2Т3П1 Опыляются злаки ветром, некоторые(пшеница) – самоопыляющиеся. Плод – зерновка.

23 слайд

Описание слайда:

Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Класс Однодольные Семейство Розоцветные Семейство Пасленовые Семейство Бобовые Семейство Крестоцветные Семейство Лилейные Семейство Злаки Роза, яблоня, вишня,абрикос, малина,рябина, лапчатка,груша, шиповник,айва, земляника, черешня,сакура, миндаль, ежевика, манжетка Горох,фасоль, соя,люпин, чина,люценра, клевер,акация, астрагал,нут, арахис,вика, верблюжья колючка Капуста,левкой,редька, хрен,горчица,сурепка, пастушья сумка,репа, брюква,рапс,гулявник, ярутка полевая, Картофель,томат, баклажан,перец, табак,паслен,петуния белена,дурман, красавка-беладонна, Семейство Сложноцветные Подсолнечник,осот, астры,василек, одуванчик, козлобородник, хризантемы,полынь, топинамбур,цикорий, салат,лопух,череда, бархатцы,календула, георгина,ромашка, нивяник,бодяк. Тюльпан, гиацинт, лилия, кандык, лук, черемша, чеснок, ландыш Пшеница,рожь, Ячмень,овес, Кукуруза,рис, Просо,сорго, Тимофеевка, Ежа,костер, Мятлик,пырей, Овсяница, Ковыль,

24 слайд

Описание слайда:

Семейства класса Однодольные растения Сем. Злаковые (мятликовые) Представители: пшеница, рожь, рис, овес, кукуруза, просо, сорго, тимофеевка, мятлик, пырей, бамбук, тростник, ковыль, рогоз, циперус-папирус Сем. Лилейные Представители: лук, чеснок, тюльпан, ландыш, лилия, спаржа, гиацинт, рябчик, кандык, купена, вороний глаз, черемша, пролеска, подснежник, Расшифровка формулы цветка: Ч – чашелистики Л – лепестки О – околоцветник Т – тычинки П – пестик Т4+2 – тычинки разной длины (4 длинные тычинки и 2 короткие) ∞ – много () – сросшиеся части цветка Формула цветка Плод Соцветие О(2)+2 Т3 П1 зерновка колос, метелка, початок О3+3 Т3+3 П1 ягода, коробочка одиночные цветки, кисть

25 слайд

Описание слайда:

Семейства класса Двудольные растения Сем. Крестоцветные Представители: капуста, редис, репа, сурепка, пастушья сумка, горчица, ярутка Сем. Розоцветные Представители: яблоня, вишня, слива, шиповник, роза, земляника, малина, черемуха Сем. Бобовые (мотыльковые) Представители: горох, фасоль, клевер, люцерна, соя, желтая акация, верблюжья колючка, нут, арахис, мимоза, чечевица, донник Сем.Пасленовые Представители: картофель, томат, табак, белена, дурман, белодонна, паслен, петунья, баклажан, перец Сем. Сложноцветные (астровые) Представители: подсолнечник, ромашка, астры, хризантемы, полынь, топинамбур, одуванчик, василек, лопух, череда, бархатцы, календула, георгин, мать-и-мачеха. Формула цветка Плод Соцветие Ч4 Л4 Т4+2 П1 стручок, стручочек кисть Ч5 Л5 Т∞ П1 ∞ костянка, яблоко орешек,сборная семянка одиночные цветки, простая кисть, простой зонтик Ч5 Л1+2+(2) Т(9)+1 П1 боб головка, кисть Ч(5) Л(5) Т5 П1 коробочка, ягода кисть Ч5 Л(5) Т5 П1 семянка корзинка

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

7. Стеблевое (побеговое) происхождение имеют колючки у: а) барбариса; б) чертополоха; в) белой акации; г) боярышника. Колючки боярышника являются видоизмененными побегами

30 слайд

Описание слайда:

8. Для кукушкиного льна характерно наличие: а) спермиев; б) спорогона; в) придаточных корней; г) двуполого гаметофита.

31 слайд

Описание слайда:

9. Тела грибов образованы: а) мицелием; б) микоризой; в) ризоидами; г) конидиями.

32 слайд

33 слайд

Описание слайда:

10. Для тела высших растений характерно строение: а) одноклеточное; б) колониальное; в) слоевищное; г) листостебельное. 11. Из глюкозы первичный крахмал у покрытосеменных образуется в: а) лейкопластах; б) хромопластах; в) хлоропластах; г) цитоплазме.

34 слайд

Описание слайда:

12. Верхушка оси вегетативной почки представляет собой: а) зачаточный бутон; б) конус нарастания; в) зачаточный лист; г) основание побега. Почка - зачаточный, еще не развившийся побег. Снаружи почки покрыты почечными чешуями. Под ними располагается будущий побег, имеющий зачаточный стебель, зачаточные листья и зачаточные почки. 1 – ЗАЧАТОЧНЫЕ ЛИСТЬЯ; 2 – КОНУС НАРАСТАНИЯ; 3 – ЗАЧАТОЧНЫЕ ПОЧКИ; 4 – ЗАЧАТОЧНЫЙ СТЕБЕЛЬ; 5 – ПОЧЕЧНЫЕ ЧЕШУИ; 6 – ЗАЧАТОЧНЫЕ ЦВЕТКИ. ПРОДОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ ПОЧЕК ВЕГЕТАТИВНОЙ ГЕНЕРАТИВНОЙ

35 слайд

Описание слайда:

13. Многощетинковые черви (полихеты): а) гермафродиты; б) раздельнополы; в) изменяют свой пол в течение жизни; г) бесполы, так как могут размножаться путем отрыва части тела.

36 слайд

37 слайд

Описание слайда:

14. Животное, представленное на рисунке, относят к одному из классов типа Членистоногие. В отличие от представителей других классов Членистоногих данное животное имеет: а) наружный хитиновый покров; б) сегментарное строение тела; в) членистое строение конечностей; г) восемь ходильных ног.

38 слайд

Описание слайда:

39 слайд

Описание слайда:

* Классификация типа ЧЛЕНИСТОНОГИЕ Признаки Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые Среда обит. Водная Наземная Во всех средах Хитиновый покров твердый, пропитан известью мягкий жесткий Отделы тел головогрудь и брюшко Головогрудь и брюшко Голова, грудь, брюшко Особенности строения На конце брюшка- лопасти Паутинные железы на брюшке Есть крылья на груди Кол-во ног 5 пар и более 4 пары 3 пары Питание Всеядны. Желудок из двух отделов, кишечник с пищеварительными железами Соками насекомых, кровью. Пищеварение внешнее и внутреннее, есть ядовитая железа У разных видов разная пища и разные ротовые аппараты (грызущий, колющий, лижущий, сосущий) Органы дыхания Жабры Трахеи и легочные мешки Дыхальца и разветвл-я система трахей Органы кровообра-щения мешковидное сердце сердце мешковидное, у крупных пауков и скорпионов трубчатое. Кров. сист. незамкнут сердце трубковидное, кровь не выполняет дыхательную функцию Органы выделения Зеленые железы (коксальные) Мальпигиевы трубочки Мальпигиевы трубочки и жировое тело

40 слайд

Описание слайда:

* Классификация типа ЧЛЕНИСТОНОГИЕ 7. У паука - крестовика имеется четыре пары глаз. Признаки Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые Нервная система Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка Слияние узлов образует«головной мозг» и три крупных грудных узла Органы чувств Сложные глаза на стебельках, две пары усиков, равновесия, Глаза простые (4 пары), осязания, равновесия, слуха. Усиков нет. Сложные глаза, одна пара усиков, осязания, слуха Развитие Прямое Раздельнополы. Внутреннее оплодотворение Развитие прямое Непрямое, с полным или неполным превращением Представители низшие: дафнии, циклопы, жаброног, каланус высшие: речной рак, креветки крабы, омар, лангуст, лобстер, мокрица пауки (крестовик, каракурт серебрянка, тарантул, сенокосец, птицеед) клещи (амбарный, чесоточный, таежный, поселковый пастбищный) скорпионы, фаланги Отряды: Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Клопы

41 слайд

Описание слайда:

15. У животного, изображенного на рисунке выше, конечности второй пары называются: а) максиллы; б) мандибулы; в) хелицеры; г) педипальпы.

42 слайд

Описание слайда:

16. Среди беспозвоночных животных ко вторичноротым относятся: а) кишечнополостные; б) губки; в) иглокожие; г) моллюски.

43 слайд

Описание слайда:

17. По строению тела брюхоногие моллюски, имеющие раковину: а) радиально симметричны; б) билатерально симметричны; в) метамерно симметричны; г) асимметричны.

44 слайд

Описание слайда:

18. Из названных обитателей моря наружным пищеварением обладают: а) медузы; б) морские ежи; в) морские звёзды; г) асцидии.

45 слайд

Описание слайда:

46 слайд

Описание слайда:

1) Скелет лягушки Отделы скелета Названия костей, особенности строения Значение 1. Череп Мозговая часть, кости челюстей Защита головного мозга 2. Позвоночник Позвонки (9: 1+7+1+ хвостовой отдел) Защита спинного мозга и опора внутренних органов 3. Плечевой пояс Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости Опора для передних конечностей 4. Скелет передних конечностей Плечо, предплечье, запястье, пясть, фаланги пальцев Участвуют в передвижении 5.Пояс задних конечностей Тазовые кости и лобковые хрящи Опора для задних конечностей 6. Скелет задних конечностей Бедро, голень, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев Участвуют в передвижении

47 слайд

Описание слайда:

19. На рисунке представлен скелет позвоночного животного. В строении осевого скелета данного объекта отсутствует отдел: а) шейный; б) грудной; в) туловищный; г) крестцовый.

48 слайд

Описание слайда:

25. Наибольшей подвижностью обладает шейный отдел позвоночника: а) человека; б) млекопитающих; в) земноводных; г) птиц. 1. В отличие от рыб у лягушки есть шейный позвонок. Он подвижно сочленен с черепом. Шейный отдел мало подвижен. 2. У птиц шейный отдел позвоночника длинный, а позвонки в нем особой, седловидной формы. Поэтому он гибкий, а птица может свободно поворачивать голову назад на 180° или клевать пищу вокруг себя, не приседая и не поворачивая тело. 3. Для млекопитающих очень характерно наличие 7 шейных позвонков. И у жирафа, и у китов число позвонков одинаково (как и у человека).

49 слайд

Описание слайда:

20. Согласно результатам генетического анализа диким предком домашней собаки (Canis familiaris) является: а) волк; б) шакал; в) койот; г) динго. 21. Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря: а) всеядности; б) развитию с метаморфозом; в) питанию только богатой белками животной пищей; г) способности к длительному пребыванию под водой.

50 слайд

Описание слайда:

22. Дыхание у земноводных осуществляется: а) через жабры; б) через легкие; в) через кожу; г) через легкие и кожу. Дыхательная система земноводных: 1. происходит за счёт движения дна ротовой полости 2. кожа участвует в газообмене лёгкие и кожа

51 слайд

Описание слайда:

23. Берцовую кость следует отнести к уровню организации живого: а) клеточному; б) тканевому; в) органному; г) системному.

52 слайд

Описание слайда:

53 слайд

Описание слайда:

54 слайд

Описание слайда:

24. На рисунке представлен фрагмент типичной электрокардиограммы (ЭКГ) человека, полученной при втором стандартном отведении. Интервал Т–Р отражает следующий процесс в сердце: а) возбуждение предсердий; б) восстановление состояния миокарда желудочков после сокращения; в) распространение возбуждения по желудочкам; г) период покоя – диастола.

55 слайд

Описание слайда:

25. Оптимальная среда для высокой активности желудочных ферментов: а) щелочная; б) нейтральная; в) кислая; г) любая.

56 слайд

Описание слайда:

* Органы пищеварительной системы и их функции Органы пищеварения Пищеварительные ферменты и соки Что переваривают Ротовая полость Птиалин амилаза, мальтаза, Сложные углеводы Пищевод - - Желудок Пепсин и соляная кислота Белки Желудочная липаза Жиры Двенадцати-перстная кишка Амилазы Простые и сложные углеводы Липазы, желчь Жиры Трипсин, химотрипсин Белки, пептиды Тонкая кишка Лактаза Молочный сахар Амилаза, мальтаза, сахараза Дисахариды Аминопептидаза, карбоксипептидаза Пептиды

57 слайд

Описание слайда:

25. Оптимальная среда для высокой активности желудочных ферментов: а) щелочная; б) нейтральная; в) кислая; г) любая. 26. При ожогах руки I степени рекомендуется: а) тщательно промыть открытые раны, удалить отмершие ткани и обратиться к врачу; б) как можно скорее поместить руку в холодную воду или обложить кусочками льда; в) растереть конечность до покраснения и наложить тугую повязку; г) туго забинтовать обожженную конечность и обратиться к врачу.

58 слайд

Описание слайда:

27. Лимфа по лимфатическим сосудам проводится от тканей и органов непосредственно в: а) артериальное русло большого круга кровообращения; б) венозное русло большого круга кровообращения; в) артериальное русло малого круга кровообращения; г) венозное русло малого круга кровообращения.

59 слайд

Описание слайда:

Тканевая жидкость, попав в лимфатические капилляры, становится лимфой. Лимфа – прозрачная жидкость, не содержащая эритроцитов и тромбоцитов, но включающая в свой состав очень много лимфоцитов. Лимфа медленно движется по лимфатическим сосудам и в конце концов попадает снова в кровь. Предварительно лимфа проходит через лимфатические узлы, где она фильтруется и обеззараживается, обогащается лимфатическими клетками. Функции лимфы: Наиболее важная функция лимфатической системы – возвращение белков, воды и солей из тканей в кровь. Лимфатическая система участвует во всасывании из кишечника жиров, в создании иммунитета, в защите от болезнетворных организмов.

60 слайд

Описание слайда:

28. Кровь теряет максимальное количество кислорода при прохождении через: а) легкие; б) одну из вен руки; в) капилляры в одной из мышц; г) правое предсердие и правый желудочек. 29. Нерв, обеспечивающий поворот глазного яблока у человека: а) тройничный; б) блоковый; в) зрительный; г) лицевой. 30. Объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного выдоха называют: а) резервным объемом выдоха; б) резервным объемом вдоха; в) дыхательным объемом; г) остаточным объемом.

61 слайд

Описание слайда:

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) ЖЕЛ – это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Общая емкость легких = Дыхательный объем 0,5 л Резерв выдоха 1 – 1,5 л + Резерв вдоха 1,5 - 2,5л + Остаточный объем 0,5 л + Объем, который можно вдохнуть после спокойного выдоха Объем, который можно дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха Объем, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха Объем, который остается после интенсивного выдоха

62 слайд

Описание слайда:

63 слайд

Описание слайда:

64 слайд

Описание слайда:

31. На рисунке представлена реконструкция внешнего облика и останков первобытной культуры одного из предков современного человека. Данного представителя следует отнести к группе: а) предшественников человека; б) древнейших людей; в) древних людей; г) ископаемых людей современного анатомического типа.

65 слайд

Описание слайда:

Антропогенез (эволюция человека) Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек) Древние люди (неандертальцы) Новые люди (кроманьонец, современный человек) Люди!

66 слайд

Описание слайда:

Происхождение человека (антропогенез) Этапы эволюции человека Особенности строения Образ жизни Орудия труда Человекообразные обезьяны - австралопитеки Рост 120-140 см. Объем черепа – 500-600 см3 Не пользовались огнем, не сооружали искусственных жилищ Пользовались камнями, палками Древнейшие люди (Человек умелый) Объем мозга – 680 см3 Не пользовались огнем Изготавливали орудия труда – камни с острыми краями Древнейшие люди Человек прямоходящий (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек Рост 170 см. Объем мозга – 900-1100 см3. Лучше развита правая рука, стопа имеет свод Строили жилища. Поддерживали огонь. Имели зачатки членораздельной речи. Изготавливали орудия из камня. Основное орудие – каменное рубило Древние люди Неандертальцы Рост 156 см. Объем мозга –1400 см3. Есть зачаток подбородочного выступа, сводчатая стопа, развитая кисть Умели добывать огонь, сооружать искусственные жилища Изготавливали разнообразные орудия – скребла, остроконечники из камня, дерева, кости Первые современные люди Кроманьонцы Рост 180 см. Объем мозга –1600 см3. Имеет все черты, присущие современному человеку. Развитая речь. Искусство, зачатки религии. Изготавливали одежду Изготавливали разнообразные орудия из камня, кости, рога – ножи, дротики, копья, скребла Современный этап эволюции человека представлен одним видом - Человек Разумный

67 слайд

Описание слайда:

32. Корковый слой надпочечников вырабатывает гормон: а) адреналин; б) тироксин; в) кортизон; г) глюкагон. Мозговой слой: адреналин, норадреналин. Корковый слой: кортизон

68 слайд

Описание слайда:

Железы внутренней секреции 1.Название железы 2. Выраба тываемые гормоны 3 Влияние 4. Нарушение работы желез Гипофункция Гиперфункция Гипофиз Тиреотропин Соматотропин Стимулирует деятель-ть. щитовидной железы Гормон роста - Базедова болезнь -карликовость - акромегалию - гигантизм Гипоталамус Нейрогормоны Координация деятельности желез через гипофиз Щитовидная железа Тироксин Регуляция о.в., усиление окислительных процессов расщепления гликогена; рост и развитие тканей, работа Н.С Микседема - Базедова болезнь(зоб) с детства – кретинизм Надпочеч-ники Адреналин Норадреналин Сужение кровеносных сосудов, повышение сахара,усиление сердечной деятельности Бронзовая болезнь -развитие (аддисонова инфарктов болезнь) Поджелудоч- ная железа Инсулин Глюкагон Поддержание уровня глюкозы в норме Повышение уровня глюкозы в крови -сахарный диабет

69 слайд

Описание слайда:

33. Лишним звеном в составе единой трофической цепи является: а) дождевой червь; б) мятлик; в) волк; г) овца. 34. В природных сообществах роль консументов 2-го порядка, как правило, могут играть: а) уклейка, пеночка, косуля, жужелица; б) кедровка, прыткая ящерица, морская звезда, заяц; в) утка, собака, паук, скворец; г) лягушка, виноградная улитка, кошка, канюк. 35. В настоящее время пестициды не рекомендуются для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они: а) очень дорогостоящие; б) разрушают структуру почвы; в) снижают продукцию агроценоза; г) обладают малой избирательностью действия.

70 слайд

Описание слайда:

36. Область науки о изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов: а) медицина; б) этология; в) физиология; г) психология. 37. У кишечнополостных животных (тип Coelenterata) отсутствует: а) эктодерма; б) мезодерма; в) энтодерма; г) мезоглея.

71 слайд

Описание слайда:

Характеристика Типа Кишечнополостные 1. Тело состоит из двух слоев клеток (эктодерма и энтодерма) 2. Имеют кишечную полость, сообщающуюся с внешней средой одним отверстием – ртом, окруженным щупальцами. 3. Имеют стрекательные клетки 4. Пищеварение полостное и внутриклеточное 5. Хищники, пищу захватывают щупальцами 6. Нервная система диффузного типа (сеточка) 7. Раздражимость в виде рефлексов 8. Высокая степень регенерации 9. Размножение: бесполое – почкованием, половое с помощью половых клеток 10.Обладают лучевой (радиальной) симметрией. Представители: гидра, медуза, коралловый полип, актиния!

72 слайд

Описание слайда:

38. Недавно был обнаружен ранее неизвестный организм, не имеющий ядерной мембраны и митохондрий. Из перечисленного, наиболее вероятно, этот организм будет иметь: а) эндоплазматический ретикулум; б) хлоропласты; в) лизосомы; г) рибосомы. 39. В синтезе АТФ не участвует такая структура клетки как: а) ядро; б) цитоплазма; в) митохондрии; г) хлоропласты. Фазы фотосинтеза Какие вещества образуются Световая Продукты фотолиза воды: Н, О2, АТФ. Темновая Органические вещества: глюкоза.

73 слайд

Описание слайда:

I. Одномембранные органоиды Строение клетки Название органоида Структура Функции Эндоплазматический ретикулум (Э.Р.) Система мембран формирующих цистерны и канальца. А) Шероховатый Б) Гладкий Организует пространство, осуществляет связь с наружной и ядерной мембранами. Синтез и транспорт белка. Синтез и расщепление углеводов и липидов. 2. Аппарат Гольджи Стопка уплощенных цистерн с пузырьками. 1). Выведение из клеток секретов (ферментов, гормонов), синтез углеводов, созревание белков. 2). Образование лизосом 3. Лизосомы Сферические мембранные мешочки, заполненные ферментами. Расщепление веществ с помощью ферментов. Автолиз – саморазрушение клетки

74 слайд

Описание слайда:

II. Двухмембранные органоиды Название органоида Структура Функции Митохондрии Наружная мембрана – гладкая, внутренняя – складчатая. Складки – кристы, внутри – матрикс, в нем кольцевая ДНК и рибосомы. Полуавтономные структуры. Кислородное расщепление органических веществ с образованием АТФ. Синтез митохондриальных белков. 2. Пластиды Хлоропласты. Продолговатой формы, внутри – строма с гранами, образованными мембранными структурами тилакоидами. Имеются ДНК, РНК, рибосомы. Полуавтономные структуры Фотосинтез. На мембранах – световая фаза. В строме – реакции темновой фазы.

75 слайд

Описание слайда:

III. Немембранные органоиды Название органоида Структура Функции Рибосомы Самые мелкие структуры грибовидной формы. Состоят из двух субъединиц (большой и малой). Образуются в ядрышке. Обеспечивают синтез белка. 2. Клеточный центр Состоит из двух центриолей и центросферы. Образует веретено деления в клетке. После деления удваивается.

77 слайд

Описание слайда:

41. Наружные жабры у головастиков лягушек по сравнению с жабрами рыб являются органами: а) аналогичными; б) гомологичными; в) рудиментарными; г) атавистическими.

78 слайд

Описание слайда:

Освоение сходных условий обитания представителями разных систематических групп Конвергенция – «схождение признаков» (появление общих признаков у неродственных форм) Возникновение аналогичных органов (например, крыло бабочки и крыло птицы) Сходны по внешнему строению Выполняют одинаковые функции Имеют принципиально различное внутреннее строение Имеют разное происхождение

79 слайд

Описание слайда:

Дивергенция (расхождение признаков у родственных форм) Возникновение гомологичных органов (например, крыло летучей мыши и конечность лошади) Имеют различия во внешнем строении (существенные) Принципиально сходны по внут- реннему строе- нию Выполняют разные функции Имеют общее происхождение Освоение неоднородных новых территорий представителями одной систематической группы (например, одного класса млекопитающих)

80 слайд

Описание слайда:

81 слайд

Описание слайда:

41. Наружные жабры у головастиков лягушек по сравнению с жабрами рыб являются органами: а) аналогичными; б) гомологичными; в) рудиментарными; г) атавистическими. 42. Покрытосеменные растения появились: а) в конце палеозойской эры; б) в начале мезозойской эры; в) в конце мезозойской эры; г) в начале кайнозойской эры.

82 слайд

Описание слайда:

I. Первая эра – Катархей («ниже древнейшего»). Началась ~ 4500 млн лет назад. Главные события: Образование первичного бульона в водах Мирового океана. Появление коацерватов (в воде). II. Архейская эра – («древнейшая»). Началась ~ 3500 млн лет назад. Условия: вулканическая деятельность, развитие атмосферы. Главные события: Появление прокариот (одноклеточные безъядерные организмы) – это бактерии и цианобактерии. Затем появляются эукариоты (1-клеточные организмы с ядром) – это зеленые водоросли и простейшие. Появляется процесс фотосинтеза (у водорослей) => насыщение воды кислородом, накопление его в атмосфере и образование озонового слоя, который стал защищать все живое от губительных ультрафиолетовых лучей. Начался процесс почвообразования.

83 слайд

Описание слайда:

III. Протерозойская эра («Первичная жизнь»). Началась ~ 2500 млн лет назад. По продолжительности это самая большая эра. Ее длительность – 2 млрд. лет. Условия: в атмосфере-1% кислорода Главные события: Расцвет эукариотных организмов. Появление дыхания. Появление многоклеточности. Развитие многоклеточных организмов – растений (появляются разные группы водорослей) и животных.

84 слайд

Описание слайда:

IV. Палеозойская эра. (от 534 до 248 млн лет назад). Условия: теплый влажный климат, горообразование, появление суши. Главные события: В водоемах обитали почти все основные типы беспозвоночных животных. Появились позвоночные – акулы, двоякодышащие и кистеперые рыбы (от которых произошли наземные позвоночные) В середине эры растения, грибы и животные вышли на сушу. Началось бурное развитие высших растений – появились мхи, гигантские папоротники (в конце палеозоя эти папоротники вымерли, образовав залежи каменного угля). По всей земле распространились рептилии. Появились насекомые.

85 слайд

Описание слайда:

V. Мезозойская эра. (от 248 до 65 млн лет назад). Условия: сглаживание температурных различий, движение материков Главные события: Расцвет рептилий, которые были в эту эру представлены разнообразными формами: плавающие, летающие, сухопутные, водные. В конце мезозоя почти все рептилии вымерли. Появились птицы. Появились млекопитающие (яйцекладущие и сумчатые). Широко распространились голосеменные растения, особенно хвойные. Появились покрытосеменные растения, которые в то время были представлены в основном, древесными формами. В морях господствовали костистые рыбы и головоногие моллюски.

86 слайд

Описание слайда:

V. Кайнозойская эра. (от 65 млн лет назад и до настоящего времени). Условия: смена климата, движение континентов, крупные оледенения Северного полушария. Главные события: Расцвет покрытосеменных растений, насекомых, птиц, млекопитающих. В середине кайнозоя имелись уже почти все группы всех царств живой природы. У покрытосеменных растений образовались такие жизненные формы, как кустарники и травы. Сформировались все типы природных биогеоценозов. Появление человека. Человеком созданы культурные флора и фауна, агроценозы, села и города. Влияние человека на природу.

87 слайд

Описание слайда:

43. В Докембрии произошли следующие ароморфозы: а) четырехкамерное сердце и теплокровность; б) цветы и семена; в) фотосинтез и многоклеточность; г) внутренний костный скелет.

88 слайд

Описание слайда:

Геохронологическая таблица Эра Возраст, млн. лет Периоды Архейская 3500 Протерозойская 2570 Палеозойская 570 Кембрий Ордовик Силур Девон Карбон Пермь Мезозойская 230 Триас Юра Мел Кайнозойская 67 Палеоген Неоген Антропоген

89 слайд

Описание слайда:

44. Вид или любая другая систематическая категория, возникшая и первоначально эволюционированная в данном месте, называется: а) эндемиком; б) автохтоном; в) реликтом; г) аборигеном. Автохтон - таксон, со времени своего филогенетического становления обитающий в данной местности. Эндемики - биологические таксоны, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале. Рели́кты - живые организмы, сохранившиеся в определённом регионе как остаток предковой группы, более широко распространённой в экосистемах в прошедшие геологические эпохи. Реликт - остаточное проявление прошлого в наше время. Абориген – коренной обитатель той или иной территории или страны,

90 слайд

Описание слайда:

45. Индивидуальные черты человека зависят: а) исключительно от генотипа; б) исключительно от воздействия внешней среды; в) от взаимодействия генотипа и среды; г) исключительно от фенотипа родителей. 46. Впервые представление о виде ввел: а) Джон Рей в XVII веке; б) Карл Линней в XVIII веке; в) Чарлз Дарвин в XIX веке; г) Н. И. Вавилов в XX веке. 47. Органоидами, нехарактерными для клеток грибов, являются: а) вакуоли; б) пластиды; в) митохондрии; г) рибосомы.

91 слайд

Описание слайда:

48. Какой из признаков, характерных для млекопитающих, является ароморфозом: а) волосяной покров; б) строение зубной системы; в) строение конечностей; г) теплокровность. 49. Выдающийся русский биолог Карл Максимович Бэр является автором: а) закона зародышевого сходства; б) закона независимого наследования признаков; в) закона гомологических рядов; г) биогенетического закона. Автор открытия Название закона Сущность К. Бэр Закон зародышевого сходства В онтогенезе животных сначала выявляются признаки высших таксономических групп (типа, класса), затем в процессе эмбриогенеза формируются признаки все более частных таксонов: отряда, семейства, рода, вида. Поэтому на более ранних стадиях зародыши больше похожи друг на друга, чем на более поздних этапах развития.

92 слайд

Описание слайда:

50. Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием: а) дивергенции; б) конвергенции; в) параллелизма; г) случайного совпадения. 51. Генетическая информация в РНК кодируется последовательностью: а) фосфатных групп; б) сахарных групп; в) нуклеотидов; г) аминокислот.

93 слайд

Описание слайда:

Линейными называют полимеры, молекулы которых представляют собой длинные цепи, не имеющие разветвлений. Разветвленными полимерами называют полимеры, макромолекулы которых имеют боковые ответвления от цепи, называемой главной или основной. 52. Из названных соединений разветвленными полимерами являются: а) ДНК и РНК; б) целлюлоза и хитин; в) крахмал и гликоген; г) альбумин и глобулин.

94 слайд

Описание слайда:

53. Какой из процессов не может происходить в анаэробных условиях: а) гликолиз; б) синтез АТФ; в) синтез белка; г) окисление жиров. 54. Наименьшее количество энергии, при расчете на одну молекулу вещества, клетка получает при: а) гидролизе АТФ; б) окислении жиров; в) анаэробном расщеплении углеводов; г) аэробном расщеплении углеводов. Гидро́лиз - взаимодействие веществ с водой, при котором происходит разложение исходного вещества с образованием новых соединений.

95 слайд

Описание слайда:

55. Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их плотности можно с помощью метода: а) электрофорез; б) хроматография; в) центрифугирование; г) авторадиография. 56. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает: а) митохондрии; б) хлоропласты; в) ядро; г) вакуоли.

96 слайд

Описание слайда:

Поскольку в состав белков входит 20 аминокислот, то очевидно, что каждая из них не может кодироваться одним нуклеотидом (поскольку в ДНК всего четыре типа нуклеотидов, то в этом случае 16 аминокислот остаются незакодированными). Двух нуклеотидов для кодирования аминокислот также не хватает, поскольку в этом случае могут быть закодированы только 16 аминокислот. Значит число кодирующих последовательностей из четырех нуклеотидов по три равно 43=64, что более чем в 3 раза превышает минимальное количество, которое необходимо для кодирования 20 аминокислот. 57. Если бы в состав белков входило 14 аминокислот, 1 аминокислота могла бы кодироваться: а) 1 нуклеотидом; б) 2 нуклеотидами; в) 3 нуклеотидами; г) 4 нуклеотидами. 42 = 16

97 слайд

Описание слайда:

58. Мужская гетерогаметность характерна для: а) бабочек; б) птиц; в) млекопитающих; г) все ответы верны. 59. Различные виды дикорастущего картофеля (род Solanum) различаются по числу хромосом, но оно всегда кратно 12. Эти виды возникли в результате: а) аллопатрического видообразования; б) полиплоидии; в) хромосомной аберрации; г) межвидовой гибридизации.

98 слайд

Описание слайда:

60. У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного сцепленного с полом гена, локализованного в Х хромосоме. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова. Вероятность появления данной аномалии у дочерей в этой семье составляет: Дано: Х Х - мать ХaУ– отец (болен) Р Х ХAХa XaY F1 G Xa Xa У ХAY XaХа Мальчик Здор. Дев., больна 25% 25% XA ХAХa Девочка Здор. 25% XaУ Мальч., болен 25% а А

99 слайд

Описание слайда:

60. У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного сцепленного с полом гена, локализованного в Х хромосоме. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова. Вероятность появления данной аномалии у дочерей в этой семье составляет: а) 0 %; б) 25 %; в) 50 %; г) 100 %.

100 слайд

Описание слайда:

С5. У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак – h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом. Дано: ХН ХН - мать ХhУ– отец (болен) Р Х ХНХН XhY F1 G XH Xh У ХНХh XHY Ответ: 1) Генотипы родителей: мать – ХНХН (гаметы - ХН); отец – ХhУ (гаметы – Хh и У). 2) Генотипы и фенотипы потомства: девочки – ХНХh (здоровы, но являются носительницами гена гемофилии); мальчики – ХHУ (все здоровы). Девочка, Здор., нос. Мальчик, здоров 50% 50%

101 слайд

Описание слайда:

Бактерии являются возбудителями болезней – 1) чума, 2) холера, 3) амебная дизентерия; 4) оспа; 5)туберкулез. а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 5; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5; д) 2, 4, 5. Болезни, вызываемые бактериями: брюшной тиф, дифтерия, туберкулез, сибирская язва, холера, газовая гангрена, дизентерия, пневмония, чума, стрептодермия, ангина, коклюш, ботулизм, бактериозы у растений. Болезни, вызываемые вирусами: бешенство, ветряная оспа, гепатит, грипп, краснуха, некоторые злокачественные опухоли, оспа, ОРВИ, паротит, полиомиелит, СПИД, энцефалит, ящур, корь.

102 слайд

103 слайд

Описание слайда:

10. Бактерии являются возбудителями: 1) энцефалита; 2) чумы; 3) коревой краснухи; 4) гепатита. Возбудитель - вирус Возбудитель - вирус Возбудитель - вирус

104 слайд

Описание слайда:

Фекально-оральный Этим путем передаются все кишечные инфекции. Микроб с калом, рвотными массами больного попадает на пищевые продукты, воду, посуду, а затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового человека Жидкостный Характерен для кровяных инфекций. Переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары и т.п. Контактный или контактно-бытовой Этим путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным Зоонозные Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больными животными. Воздушно-капельный Этим путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей. Вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека. Основные пути передачи инфекции и их характеристика

105 слайд

Описание слайда:

Группа инфекционных заболеваний Инфекции, входящие в группу Кишечные инфекции Брюшной тиф, дизентерия, холера и др. Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции Грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа, ангина, туберкулёз Кровяные инфекции Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит, СПИД Зоонозные инфекции Бешенство, бруцеллез Контактно-бытовые Инфекционные кожно-венерологические заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.)

106 слайд

Описание слайда:

107 слайд

Описание слайда:

108 слайд

Описание слайда:

109 слайд

Описание слайда:

2. При плазмолизе в растительной клетке – 1) тургорное давление равно нулю; 2) цитоплазма сжалась и отошла от клеточной стенки; 3) объем клетки уменьшился; 4) объем клетки увеличился; 5) клеточная стенка не может больше растягиваться. а) 1, 2; б) 1, 2, 3; в) 1, 2, 4; г) 2, 3, 5; д) 2, 4, 5. Если клетка контактирует с гипертоническим раствором (то есть раствором, в котором концентрация воды меньше, чем в самой клетке), то вода начинает выходить из клетки наружу. Этот процесс называется плазмолизом. Клетка при этом сморщивается.

110 слайд

Описание слайда:

Тургор растительной клетки Если поместить взрослые клетки растений в гипотонические условия, они не лопнут, поскольку каждая клетка растения окружена более или менее толстой клеточной стенкой, не позволяющей притекающей воде разорвать клетку. Клеточная стенка – прочная нерастяжимая структура, и в гипотонических условиях входящая в клетку вода давит на клеточную стенку, плотно прижимая к ней плазмалемму. Давление протопласта изнутри на клеточную стенку называется тургорным давлением. Тургорное давление препятствует дальнейшему поступлению воды в клетку. Состояние внутреннего напряжения клетки, обусловленное высоким содержанием воды и развивающимся давлением содержимого клетки на ее оболочку носит название тургора.

111 слайд

Описание слайда:

A3. Растительная клетка, помещенная в концентрированный раствор соли: * 1) набухнет сморщится 3) разорвется 4) не изменится Если в окружающей растительную клетку среде концентрация растворенных веществ будет выше, чем в самой клетке, то клетка теряет воду и сморщивается. С оттоком воды содержимое клетки сжимается и отходит от клеточных стенок. Явление отставания цитоплазмы от клеточной оболочки получило название плазмолиза. Клеточная мембрана Концентрированный Раствор соли Клеточная стенка Вода выходит наружу Физиологический раствор – искусственный раствор, содержащий некоторые минеральные вещества (NaCl) приблизительно в той же концентрации, в которой они находятся в плазме крови ~ 0,9%. Раствор, в котором концентрация солей превышает концентрацию солей в плазме, называют гипертоническим. Раствор, в котором концентрация солей ниже концентрации солей в плазме крови, называют гипотоническим.

112 слайд

Описание слайда:

3. У паукообразных продукты обмена могут выделяться через – 1) антеннальные железы; 2) коксальные железы; 3) максиллярные железы; 4) протонефридии; 5) мальпигиевы сосуды. а) 1, 4; б) 2, 3; в) 2, 5; г) 3, 4; д) 4, 5. КОКСАЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ – парные выделит, органы паукообразных, расположенные в головогруди.

mob_info