Рассказы о царе соломоне. Легенды о царе соломоне

Появление Соломона

Легендарный правитель объединенного Израильского царства родился от царя Давида и его любимой жены Вирсавии (Бат-Шевы). Будущего царя нарекли именем Шломо (Соломон), которое в переводе с иврита означает «миротворец» («шалом» — «мир», «не война», и «шалем» — «совершенный», «цельный»).

Пору правления Соломона с 965 по 928 до н.э. называют эпохой расцвета монархии и еврейского могущества. За время своего 40-летнего царствования Соломон прославился как самый мудрый и бесстрастный правитель во всем мире, о его таланте к предвидению и чуткости сложено множество легенд и сказок. Именно Соломон построил главную святыню иудаизма - Иерусалимский Храм на горе Цион, который при жизни планировал возвести еще его отец Давид.

Соломон и Давид также известны как праведные, верные Богу цари, которые своей преданностью и врожденной мудростью заслужили быть любимцами Всевышнего. Когда Соломону было чуть меньше года, приближенный царя, пророк Натан, дал ему имя Едидья («любимец Бога» - Шмуэль I 12, 25). После этого некоторые убеждены, что «Соломон» было всего лишь прозвищем.

Между тем, Соломон был младшим сыном Давида. Двое братьев, Амнон и Авшалом, погибли, не достигнув зрелости, и самым старшим стал 4-й сын - Адония, а потому формальности требовали, чтобы именно он стал преемником на израильский трон. Давид же обещал Вирсавии, что сделает Соломона своим преемником, который будет продолжать его династию и править всем государством. Огорченный несправедливостью отца, Адония нашел поддержку в лице военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, которые также считали, что Адония имеет большее право на трон, нежели Соломон. В то же время сторонники Соломона аргументировали, что Адония не был первородным сыном Давида, а потому царь имел власть рассудить сыновей по собственному волеизлиянию.

Не дожидаясь смерти Давида, братья вступили в борьбу. Адония, желая привлечь народ по-королевски пышным пиршеством, окружил себя многочисленной свитой из всадников, завёл колесницы и пятьдесят скороходов. В назначенный день и час он собрал своих приближенных и устроил за городом яркое торжество в честь провозглашения себя новым царем израильского государства. Мать Соломона узнала об этом и, с помощью пророка Натана, ей удалось убедить Давида не медлить и в тот же день назначить Соломона преемником. Вместе со священником Цадоком, пророком Натаном, Бнаягу и большим отрядом царских телохранителей, все поехали к источнику Гихон, где священник помазал Соломона на царство. После свершения обряда раздались звуки рожка, народ закричал: "Да здравствует царь!". Все, кто присутствовал на церемонии или хотя бы знал о ней, восприняли волю умирающего Давида как волю Всевышнего, а потому поспешили сопроводить нового царя Соломона во дворец с музыкой и ликующими криками.

Узнав о помазании на царство своего брата, Адония испугался мести Соломона и укрылся в святилище, «ухватившись за рога жертвенника». Соломон пришел к нему и пообещал, что не тронет, если тот отныне будет вести себя достойно.

После смерти Давида Соломон не стал откладывать с тем, чтобы оправдать и укрепить свой авторитет - каждое действие царя вызывало только восхищение его умом и прозорливостью. Тем временем, Адония пытался добиться своего: он попросил мать-царицу благословения на брак с Авишаг - наложницей Соломона. В народном сознании такой жест мог стать разумным основанием для провозглашения его царем, поскольку Адония был не только братом и приближенным Соломона, но также обладал его женщиной. Безо всякой страсти и ревности, а, как он сам полагал, сдерживая обещание казнить брата в случае плохого поведения, Соломон приказал повесить Адонию. После этой казни Соломон решил раз и навсегда избавиться от оставшихся «доброжелателей» - приверженца Адонии Йоава и давнего врага Давидовой династии Шими, родственника Шауляя. Йоава сразу попытался укрыться в святилище, но Бнаягу быстро нашел и убил его.

Новый состав правительства царя Соломона состоял из трех первосвященников, командующего войсками, министра налогообложения, начальника царской администрации и начальника 12-ти наместников, а также нескольких придворных летописцев. Как уже говорилось, Соломон не был подвержен слепой жажде мести, и в истории практически нет документов, подтверждающих применение царем смертной казни. По отношению к Йоаву и Шими Соломон лишь исполнил завещание Давида. Бнаягу Соломон сделал новым командующим войсками, после чего, почувствовав себя уже полностью уверенно, принялся к решению стратегических задач.

Внешняя политика

Объединённое Израильское царство (Израиль и Иудея) занимало довольно большую территорию, будучи значительным и влиятельным государством Азии. Стратегию развития государства Соломон решил начать с установления и укрепления дружеских отношений с соседями. Так, могущественный Египет мог обещать обеспечение Южной границы Израиля. Женившись на дочери египетского фараона, Соломон не только покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, но также получил от фараона в приданное ранее завоеванный им ханаанейский Гезер.
Далее Соломон взялся за возобновление отношений с давним другом Давида финикийским царём Хирамом - северным соседом Израильского царства. Поговаривали, что именно в целях сближения с соседними народами и укрепления своей власти, Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, принадлежавших к знатным родам этих народов.

Цари разных стран приносили Соломону в дар золото, серебро, одеяния, оружие и скотину. Богатство Соломона было столь велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (Млахим I 2,10, 27). Но больше всего царь любил лошадей, он даже ввел конницу и колесницы в еврейскую армию - первым в истории государства.

Несмотря на улучшение внешней политики, население Израильского царства оставалось недовольным многоженством Соломона, главным образом потому, что женщины вводили в царский дом языческие культуры своих государств, а царь, дескать, был терпим к этому. Например, когда Соломон построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха, среди пророков и людей, верных Богу Израиля, стали ходить слухи, будто царь стареет, позволяя в своем государстве идолопоклонничество. Говорили также, что роскошь и праздный образ жизни развратили сердце Соломона, и он пошел на поводу у своих наложниц. Вдвойне осуждают царя за отдаление от израильского Бога потому, что, согласно Торе, Всевышний целых два раза удостаивал Соломона божественного откровения. Первый раз, еще до строительства Храма, в ночь перед обрядом жертвоприношения в Гивоне, Бог явился к Соломону во сне и предложил просить у него чего душе заблагорассудится. Соломон мог бы воспользоваться случаем и попросить хотя бы долголетия или победы над врагами, не говоря уже о богатстве, но попросил лишь мудрости и умения управлять своим народом. Щедрый Бог пообещал ему и мудрость, и богатство и славу, а если тот будет исполнять заповеди, то и долголетие. По окончании строительства Храма Бог снова посетил Соломона, сказав, что внял его молитве на освещение Храма, и что будет охранять династию Давида только в том случае, если все сыновья останутся верными Ему. В противном случае Храм будет отвергнут, а народ изгнан из страны.

Когда же Соломон, задурманенный своими многочисленными женами, отдалился от Всевышнего и «ступил на путь идолопоклонства», Бог отнял у царского сына власть над Израилем, оставив ему лишь власть над Иудеей.

Справедливый и мудрый царь

Многие до сих пор считают Соломона олицетворением мудрости, что даже есть поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). При разрешении любых вопросов царь не нуждался в допросе свидетелей, так как при одном взгляде на конфликтующие стороны понимал, кто прав, а кто нет. Мудрость его также проявлялась в том, что Соломон, желая распространить Тору по стране, строил синагоги и школы. Однако и надменностью царь не отличался: когда необходимо было определить високосный год, он приглашал к себе 7 учёных старцев, «в присутствии которых хранил молчание» (Шмот Рабба, 15, 20).

Известные легенды о Соломоне также служат показателем его прозорливости и ума. Как-то раз к царю на суд явились две женщины, которые не могли поделить между собой младенца - обе говорили, что это ее ребенок. Соломон, не долго думая, приказал разрубить младенца пополам, чтобы каждой женщине досталось по части. Первая сказала: «Рубите, и пусть он не достанется никому», на что вторая воскликнула «Отдайте лучше ей, но только не убивайте его!». Соломон решил суд в пользу второй женщины, отдав ребенка ей, т.к. именно она была его матерью.

Столь же известная легенда о кольце Соломона трактуется по-разному. Однажды царь обратился к придворному мудрецу за помощью. Соломон жаловался, что его жизнь неспокойна, кипящие вокруг страсти отвлекают от политики, ему недостает хладнокровия, а мудрость не всегда помогает справиться с гневом и досадой. Придворный мудрец подарил царю кольцо, на котором была выгравирована фраза «Это пройдет», и сказал, чтобы когда в следующий раз тот почувствует неудержимый приток эмоций, взглянул на кольцо, и ему станет легче. Царь обрадовался философскому подарку, но вскоре настал день, когда прочтя надпись «Все пройдет», он не смог успокоиться. Правитель снял кольцо с пальца и уже хотел зашвырнуть его подальше, но тут на обратной стороне кольца увидел еще одну надпись «И это тоже пройдет».

Во втором варианте легенды рассказывается, будто однажды Соломон, сидя в своем дворце, увидел на улице человека, одетого с ног до головы в золото. Царь подозвал его к себе и спросил, чем он занимается и как может позволять себе такую шикарную одежду. Человек гордо ответил, что он ювелир, и на своем промысле зарабатывает достаточно хорошо. Царь усмехнулся и дал ювелиру задание: чтобы через три дня тот выковал для него золотое кольцо, которое будет приносить радость грустным людям, а радостным - грусть. И если тот не выполнит задания, его казнят. Через три дня молодой ювелир, трясясь от страха, вошел во дворец Соломона и встретил царского сына Рахавама. Ювелир подумал «Сын мудреца — половина мудреца», и осмелился попросить у Рахавама совета. Рахавам лишь ухмыльнулся, взял гвоздь и с трех сторон кольца нацарапал три еврейские буквы: «гимел», «заин» и «йуд».

Повертев кольцо, Соломон сразу понял значение букв, аббревиатура גם זו יעבור трактуется как «И это тоже пройдёт». Царь представил, что сейчас он сидит в своем дворце, окруженным всеми благами, каких только можно пожелать, а завтра все может измениться. От этой мысли Соломону стало грустно. Когда же Ашмодай закинул его на край света, и Соломону пришлось три года скитаться, глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и это понимание давало ему силы.

Величие и блеск царствования Соломона

Легенды гласят, что в течение всего царствования сына Давида Шломо диск луны на небе не уменьшался, так что добро всегда превосходило над злом. Соломон был настолько умен, могуществен и велик, что сумел подчинить себе всех животных, птиц, ангелов и демонов. Драгоценные камни во дворец Соломона доставляли ему демоны, ангелы охраняли их. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Бога Израильского, Соломон узнавал у ангелов многие тайны о мире. Соломон также знал язык зверей и животных: они все подчинялись его власти. Павлины и разные экзотические птицы свободно гуляли по дворцу.

Особого внимания заслуживает трон царя Соломона. Во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) сказано, что 12 золотых львов и столько же золотых орлов восседали друг напротив друга на ступенях трона царя израильского. На верхушке трона - золотое изображение голубя с голубятником в когтях как символ превосходства Израиля над язычниками. Там же располагался золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена святых: Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура. Двадцать четыре виноградных лозы, прикрепленные над троном, создавали тень над головой Соломона. Как сказано в Таргуме, когда царь поднимался на трон, львы при помощи механического приспособления протягивали лапы, чтобы Соломон мог на них опереться. Кроме того, сам трон перемещался по желанию царя. Когда Соломон, восходя на трон, достигал последней ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло.

Соломону во всех делах помогали ангелы, демоны, звери, птицы, и сам Всевышний. Он никогда не был один, и всегда мог положиться не только на свою мудрость, но и на потусторонние силы. Так, например, ангелы помогали царю при строительстве Храма - легенды рассказывают, как чудесным образом тяжелые камни сами поднимались наверх и ложились на нужное место.

По большинству источников Соломон царствовал около 37 лет и умер в возрасте 52 года, наблюдая за строительством нового алтаря. Приближенные царя сразу не стали хоронить его в надежде, что правитель просто впал в летаргический сон. Когда же черви начали точить царский посох, Соломон наконец был признан мертвым и похоронен со всеми почестями.

Еще при жизни Бог израильский разгневался на Соломона за причастность к языческим культурам и отождествление идолопоклонничества с Всевышним, пообещав его народу много бед и лишений. После смерти царя часть покоренных народов организовали бурное восстание, вследствие которого единое Израильское государство распалось на 2 части - Израильское и Иудейское царства.


Притчи царя Соломона написаны, как обращение отца, учащего сына мудрости жизни, какие поступки могут считаться угодными Богу, а какие плохими. Наставление сыну, как наследнику, самому дорогому для настоящего отца человеку покоряют своей любовью и заботой. Никто не может упрекнуть родителя в нравоучениях, соблюдая которые его родимый сын достигнет людского уважения и Божьего благословения.

Притчи Соломона объединяются в 31 главу, в которых перечисляются все мыслимые ситуации жизни и дается совет, как лучше поступить в каждом случае. Но если рассматривать их в целом, то смысл наставлений аналогичен 10 Божьим заповедям, которые необходимо соблюдать всем, кто хочет жить в мире и благополучии.

Советы Соломона можно скачать в интернете бесплатно, чтобы без помех слушать и изучать их в домашних условиях. Также многочисленные сайты предлагают изучать Библию онлайн, помогая разъяснением непонятных мест. Священники толкователи библейских текстов помогают новичкам и просто интересующимся религией пропустить через сердце и душу священную Книгу, чтобы не осталось недомолвок и недосказанностей.

Соломон в переводе означает миролюбивый. За 40 лет своего царствования Соломон не вступал ни в одну серьезную войну, оправдывая свое имя. Страна под управлением мудрого царя достигла расцвета и богатства. О мудрости Соломона ходили легенды: все люди, которые не могли решить свои проблемы самостоятельно, обращались к мудрому царю за помощью, и все соглашались с царским решением.

Чему учат притчи израильского царя


Притчи Соломона – итог его жизненного опыта, который он передает не только своему наследнику, но и всем людям, желающим жить в мире и согласии со своей совестью. Страх Господень, который многие читающие притчи Соломона воспринимают буквально, обозначает уважение и почитание Божественного завета о том, как следует жить всем людям на земле.

Книга притчей Соломоновых актуальна и в наши дни. С развитием сети интернет читать наставления древнего царя можно самостоятельно онлайн или скачать видео на компьютер или диск. Многие христианские сайты дают возможность слушать премудрые заповеди Соломона онлайн.

Исторически не найдено подтверждения жизни Соломона в реальности. Все данные о третьем царе Израиля взяты из Библии. Считается, что царь Соломон построил Иерусалимский храм, невиданной прежде красоты и пышности.

Легенда о царе Соломоне



Бог подарил Соломону кольцо, с помощью которого человек обретает власть над демонами. Соломон сумел обезвредить всех демонов, чтобы они не смогли помешать строительству Храма, который не успел закончить его отец Давид. Но главный демон царь Асмодей не подчинился воле Соломона, который не смог понять истоки силы демона.

Обманом и хитростью Соломон сумел заманить Асмодея в ловушку и взять его в плен. Поселил царь демона в саду, опутав цепью с выгравированным именем Бога. Не мог сбежать Асмодей и исполнял все приказы Соломона, подчиняясь кольцу с божественной печатью. Вынужден демон был отдать свою колдовскую книгу и поведать тайну червя Шамир, который мог обточить камень любого размера и использовался при строительстве Храма.

Но овладело царем Соломоном любопытство, какая сила у демона и в чем ее причина. За открытие тайны сбросил властитель Израиля цепь с демона и снял с пальца свое кольцо. В тот же миг стал Асмодей гигантских размеров, соединив своими крыльями Божий мир и преисподнюю. Вырвал перстень Бога из рук Соломона и забросил его в море, а самого царя закинул в дальнюю страну. Сам же принял облик Соломона и стал править вместо него в Иерусалиме.

Долгих 3 года скитался Соломон в чужой стране, не отрекаясь от Бога, приняв заслуженное наказание за чрезмерную гордость, самоуверенность, любопытство. Но однажды в чреве рыбы нашел он свой перстень и смог вернуться во дворец. Асмодей в тот же миг сгинул, а Соломон стал снова править Израилем. Но навсегда запомнил он свои злоключения и сделал выводы, чтобы не ошибаться в дальнейшем.

Поучая сына и всех, кто читает притчи мудрого царя, Соломон предостерегает будущие поколения от происков злых демонов. Только именем Бога можно победить свои страсти, одержав в конце концов победу над происками князя Тьмы.
Книга притчей Соломоновых учит живущих слушать свой внутренний голос прежде, чем поступать опрометчиво, сожалея позже о неправедном поступке.

Нравоучение Соломона разделено на несколько тем, посвященных образованию молодых людей, зрелых мужчин, женщин и правителей. Притчи похожи на стихи о моральном облике живущих на земле людей, трактующих, как следует поступать верующему в Бога человеку в том или ином случае.

После смерти царя в народе распространились многочисленные истории о мудрости Соломона, разрешении им трудных житейских ситуаций. Сейчас трудно разграничить фантазию народа и то, что было в действительности, но история о кольце – одна из самых известных легенд о Соломоне.

В наше время советы Соломона положены на музыку, песнопение можно смотреть по видео роликам, слушать посредством плеера, скачать себе на диск.

Легенда о кольце Соломона



Притча про Соломона и его кольцо представлена в интернете в нескольких вариантах, которые можно читать или слушать онлайн. Также желающие могут скачать информацию с православного сайта.

Легенда повествует о страшном голоде в стране, которой правил Соломон. Видя, как люди умирают жестокой смертью, царь начал продавать золото и драгоценности, чтобы купить провизии и спасти свой народ. Видя бессмысленность своих действий, царь обратился к жрецу с просьбой помочь ему. Жрец подарил кольцо, которое в древности считалось символом власти, магическим знаком бесконечности и единства. Жрец посоветовал юному царю держать постоянно при себе это кольцо и в минуты душевного волнения просто подержать его в руках.

Придя домой, Соломон рассмотрел надпись снаружи на кольце, сделанную на древнем языке, который, впрочем, Соломон понимал: «Все пройдет». В эту минуту молодой правитель понял сокровенный смысл фразы и приобрел спокойствие, которое так необходимо при решении дел государственной важности. Без сомнения мудрость восторжествовала, и Соломон принял решение, единственно возможное в этой ситуации.

Прошли годы, царь женился и вырастил детей. Кольцо, как верного советника, он постоянно носил при себе. Но однажды преждевременная смерть любимой выбила его из колеи. И слова, что все пройдет, вызвали протест и возмущение. С яростью царь бросил кольцо, но успел разглядеть на внутренней стороне еще одну надпись, которую не видел прежде: « и это пройдет тоже».

Прошло еще много времени, прежде чем царь Соломон состарился. На смертном одре его уже не утешали обе надписи на кольце. Перед смертью пора подводить итоги прожитой жизни, чего смог достичь, и что каждый оставляет потомкам. К изумлению царя на ребре кольца обнаружилась еще одна фраза: «ничто не проходит».

Каждый человек, прожив жизнь, оставляет в ней след. А вот плохой или хороший, зависит от того, что сделал человек при жизни, какими словами будут вспоминать его потомки.

Историю можно посмотреть на видео онлайн в интернете и скачать. Также можно слушать эту и другие притчи о царе Соломоне на христианских сайтах.

По преданию царь Соломон был похоронен вместе со своим кольцом. Многие кладоискатели желают найти царский атрибут, приписывая кольцу магическую силу и власть. Но где находится захоронение мудрого царя, никто не знает.

Легенда о настоящей матери



Еще одна жизненная ситуация, которую якобы рассудил Соломон, история о ребенке. Рассказ можно без проблем скачать в интернете совершенно бесплатно, прочитать или посмотреть ее онлайн.

Две женщины пришли к Соломону с просьбой выяснить, чей ребенок остался жить. Разродились роженицы с разницей в 3 дня, но одна из них случайно задавила во сне малыша. Недолго думая, женщина подменила младенца. Когда утром вторая мать решила покормить ребенка, она увидела, что младенец мертв и ей не принадлежит. Споры, чей же ребенок умер, ни к чему не привели. Дело дошло до драки, но отступать ни одна из женщин не хотела.

Царское решение повергло в ужас одну из рожениц – царь велел принести меч и, разрубив живого малыша пополам, отдать половинки обеим претенденткам, чтобы никому не было обидно.

Истинная мать пала к ногам правителя и умоляла отдать ребенка ее соседке, сохранив жизнь малышу. Вторая женщина была удовлетворена царским решением и соглашалась принять половину ребенка, зная, что ее малыш уже мертв.
Соломон признал право настоящей матери на малыша – родная мать сделает все, чтоб ее ребенок остался жить, пусть даже с чужой женщиной.

Историю можно смотреть онлайн в интернете по видео, или скачать себе на компьютер и внимательно слушать в домашних условиях. Все рассказы о Соломоне поражают справедливостью решения вне зависимости от материального положения, должностного чина просителей.

Лжесвидетельство большой грех и рано или поздно становится явным. Поэтому рекомендуется в любых ситуациях говорить правду, чтобы не прослыть вруном среди окружающих людей.

Легенда о выборе



Однажды некий человек пришел к царю Соломону за советом: что делать, если перед каждым жизненно важным выбором, человек не может спокойно спать, так как постоянно думает, как выбрать правильное решение. Страх ошибиться отнимает у него покой и сон. И чем больше он размышляет, тем больше сомнений вызывает у него предстоящее решение.

Соломон спросил посетителя, как бы он поступил, если бы увидел тонущего в реке ребенка? Бросился бы спасать чужого малыша или прошел бы мимо, оправдывая свой поступок, что все равно не успеет помочь малышу.

Посетитель без тени сомнения и, не раздумывая, ответил, что несмотря ни на что, сразу бы бросился спасать ребенка из водного плена.

Царь спросил, изменилось бы решение спасти ребенка, если бы событие произошло вчера или в будущем. Получив отрицательный ответ, Соломон сказал, что человек выбирает ситуативно единственно правильное решение. Поэтому ему не надо мучиться, правильно ли он поступает. Пока поступки его согласуются с совестью и Божьим учением, у человека есть только один вариант поступков – верный и правильный. Поэтому выбор, как таковой, отсутствует.

Однако в привязанности к другому человеку следует действовать по сердцу. И выбор появится только тогда, когда человек изменится – другие привычки, другие приоритеты.

Посетитель пошел домой успокоенный и больше бессонница его не мучила.
Многие люди мучительно долго раздумывают, как следует поступить в той или иной жизненной ситуации. А между тем правильное решение зависит от моральных ценностей, исповедуемых каждым гражданином. И поступает человек соответственно своему образованию и воспитанию, на подсознательном уровне, разделяя добро и зло.

Говорят, что однажды приснился Соломону Бог и спросил его о самом заветном желании, обещая его тотчас же исполнить. Иудейский царь попросил Господа дать ему ума и мудрости, чтобы править страной. Желание было исполнено, и слава о самом мудром правителе распространилась по разным странам.

Позднее Соломон научился понимать язык зверей и птиц, говорить с животными, живущими на суше и в воде. Эти знания отразились в рассказах о царе Соломоне, которые передавались из уст в уста. Сегодня эти истории можно скачать в интернете бесплатно.

О Змее и крестьянине



Бог доверил Змее хранить клад, повелевая жалить в пятку всех, кто покусится на сокровище. Но случилось так, что настала засуха, змея умирала от жажды. В это время мимо проходил человек с кувшином молока. Змея попросила напиться и пообещала в награду рассказать, где спрятан клад.

Крестьянин дал напиться молока, и она показала камень, под которым спрятан клад. Но когда человек захотел унести сокровища, Змея вспомнила о своем предназначении – стеречь драгоценности – и обвилась вокруг шеи благодетеля.

Крестьянин возмутился и предложил пойти на суд к царю Соломону, чтобы тот определил, кто из них прав. Змея согласилась, но с шеи не слезла. Так они и пришли к Соломону.

Соломон заставил Змею слезть с шеи крестьянина, потому, что сначала должен наказывать царь, и лишь потом его подданные решают проблемы между собой.

Змея слезла с шеи, царь, между тем, не переставал внимательно слушать рассказанную историю их встречи и дальнейших действий. На словах Змеи о необходимости кусать каждого, кто позарится на вверенный ей клад, Соломон сказал, что каждый человек при встрече со змеей должен разбить ей голову. При этом изречении крестьянин схватил камень и размозжил голову коварной змеи.

От этой истории пошла поговорка: «и лучшей из змей голову размозжи». Притча учит соблюдать договор и, если пришлось нарушить свои обязанности, не следует хитрить и спихивать вину на другого, предавая невиновного наказанию.
Скачать бесплатно можно эти и другие притчи о мудром решении царя Израиля, заставляющие поверить в справедливость судейского приговора.

Чем полезны притчи Соломона сегодня



Эти и другие истории подчеркивают моральную высоту царя Соломона. Прежде, чем выложить на бумаге свои наставления будущим поколениям, сам правитель выстрадал и понял Божьи заповеди, почему в одних ситуациях следует поступать так, а в других иначе. И поэтому притчи Соломона нельзя рассматривать, как пустые нравоучения. Только большая любовь, забота о будущих поколениях своих наследников могла подтолкнуть человека на написание подобного труда.

Человек не застрахован от ошибок в суждениях и поведении, но лучше слушать советы старшего поколения, чем набивать свои шишки, проверяя правдивость учения Соломона.

Многочисленные сайты в интернете помогают изучить Библию всем желающим развиваться духовно. Можно слушать толкование ученых богословов отдельных глав притчей Соломона, можно скачать материал для самостоятельного изучения, в свободную минутку слушать или прочитать текст онлайн.

Книга притчей Соломоновых – яркий образец мудрого отношения правителя – отца к своему народу в настоящем и будущем.

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).

Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Так, иногда он называется Иедидия («возлюбленный Богом») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду, после его глубокого раскаяния в истории с Вирсавией.

Имя царя Соломона связано со множеством мифов и легенд, рассмотрим некоторые из них.

Царица Савская.


Прослышав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба). Царица привезла с собой многочисленные дары.
Государство Саба действительно существовало на Аравийском полуострове (о нем имеются упоминания в ассирийских рукописях 8 века до н.э.).

Оно процветало за счет выращивания и торговли пряностями и благовониями.

В то время пряности ценились на вес золота и Саба успешно торговала ими со многими государствами.
Торговые пути проходили по территории Соломонова царства и прохождение караванов зависело от воли и расположения царя.

Это и было настоящей причиной визита царицы Савской.

Имеется мнение, что она была только "делегатом", "послом" страны и не являлась династической царицей.

Но с царем мог говорить только равный ему по статусу, поэтому посланцам "выдавался" временный статус для ведения переговоров.
В более поздних мусульманских преданиях выясняется имя царицы - Билкис. Народные легенды придали романтическую окраску этому визиту.

Царь Соломон, пораженный красотой Билкис, воспылал к ней страстью, она ответила ему взаимностью, все вопросы о продвижении караванов были улажены и, по возвращении домой, в положенное время Билкис родила мальчика, названного Менеликом.

Эфиопы утверждают, что от него происходит их императорская династия.

Восточная легенда, повествующая о Портрете Соломона


Царица Савская, пораженная мудростью, даром прорицания и личностью Соломона, решила раскрыть секрет его магической силы.

Задавшись целью, она послала к Соломону своего лучшего живописца. Когда живописец вернулся с портретом, царица Аравии собрала лучших из лучших мудрецов и предсказателей, умудренных в науке физиогномике, и попросила их определить источник мудрости и силы Соломона.

Царица, - отвечал мудрецы, - это портрет человека жестокого, надменного, алчного, одержимого желанием власти и всеми существующими в мире пороками.

Не поверила царица, а между живописцем и мудрецами возник спор: мудрецы утверждали. Что они не могли ошибиться и портрет, вероятно написан неточно, тогда как живописец утверждал обратное. Видя возникшие противоречия, царица Савская решила сама отправиться к Соломону и разрешить мучившие ее сомнения.
Прибыв к Соломону, она с первого же взгляда убедилась, что художник безупречно точно написал портрет.

Преклонив колени перед великим человеком, царица Аравии попросила его прояснить противоречия:
- Вначале, пока я не видела тебя, я думала, что ошибся художник, ибо мои мудрецы наиболее сведущи в науке физиогномике. Теперь я убеждена, что они совершенно недостойные люди и их мудрость пуста.

Это не так,- ответил Соломон,- правы мудрецы, ибо все пороки, которые они перечислили, действительно были даны мне природой и даже в большей степени, чем они усмотрели в портрете. Однако я боролся с ними, постепенно преодолевая и растворяя их, пока все противоположное не стало моей второй натурой. И в этом заключается моя сила и величайшая гордость….

Еще об одной легенде.

Царь Соломон был наслышан о том, что царица Савская обладает козлиными копытами, то есть под образом прекрасной женщины скрывается дьявол. Для этого он построил дворец, пол которого сделал прозрачным, и запустил туда рыбок. Когда он пригласил царицу войти, она инстинктивно приподняла подол платья, боясь его намочить, тем самым показав царю ноги. Копыт у нее не оказалось, но ноги были покрыты густыми волосами. Соломон сказал "Красота твоя - красота женщины, а волосы - волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается".

Кольцо царя Соломона.


Это один из вариантов притчи о кольце Соломона.
Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойной.

И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой:-

- "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя.

Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!"

На что мудрец ответил: "Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "Это пройдет!" Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит.

В этом ты найдешь спасение от страстей!"
Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись.

Он присмотрелся и прочитал: "И это тоже пройдет…"



Другой вариант легенды:


Однажды царь Соломон сидел в своём дворце и увидел, как по улице идёт человек с ног до головы одетый в золотые одеяния.

Соломон призвал к себе этого человека и спросил: -

- «Уж не разбойник ли ты?». На что тот ответил, что он ювелир: -

- «А Иерусалим - знаменитый город, сюда приезжает множество состоятельных людей, царей и князей».

Тут царь поинтересовался сколько же ювелир этим зарабатывает? И тот гордо ответил, что много. Тут царь усмехнулся и сказал, что коли этот ювелир такой умный, то пусть сделает кольцо, которое делает грустных весёлыми, а весёлых грустными. И если через три дня кольцо не будет готово, он велит ювелира казнить. Как бы ни был талантлив ювелир, но на третий день он со страхом пошёл к царю с перстнем для него. У порога дворца он встретил Рахавама, сына Соломона, и подумал: «Сын мудреца - половина мудреца».

И рассказал Рахаваму о своей беде. На что тот ухмыльнулся, взял гвоздь и с трёх сторон кольца нацарапал три еврейские буквы - гимел, заин и йуд. И сказал, что с этим можно смело идти к царю.

Соломон повертел кольцо и сразу понял значение букв с трёх сторон кольца по-своему - и их смысл аббревиатура גם זו יעבור «И это тоже пройдёт». И как кольцо крутится, и все время наверх выступают разные буквы, так крутится мир, и так же крутится судьба человека. И подумав, что сейчас он сидит на высоком престоле, окружённый всеми великолепиями, а это пройдет, он сразу стал грустен. А когда Ашмодай закинул его на край света и Соломону пришлось три года скитаться, то глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и ему становилось весело.

Третий вариант легенды:


Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли - пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках.

Богатства Соломона были не мерены, еще одно кольцо - сильно ли увеличит его? …

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках…

Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки…. Соломон знал этот забытый язык. «ВСЕ ПРОЙДЕТ», - прочел он. …

Прошло много лет… Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов… Печаль и одиночество.

Приближающаяся старость. Как с этим жить?

Он взял кольцо: «Все проходит»? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: «ПРОЙДЕТ И ЭТО». … Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца.

Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить прeемников и детей. «Все проходит», «Пройдет и это», - вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы?

Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани: «НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ» - прочел Соломон…

Копи царя Соломона.


После выхода в свет в 1885 году книги Генри Райдера Хаггарда "Копи царя Соломона" многие искатели приключений потеряли покой и отправились на поиски сокровищ. Хаггард считал, что царь Соломон владел алмазными и золотыми копями.
Из Ветхого Завета мы знаем, что царь Соломон обладал огромными богатствами. Говорится, что он каждые три года плавал в страну Офир и привозил оттуда золото, красное дерево, драгоценные камни, обезьян и павлинов.

Ученые попытались выяснить, что возил Соломон в Офир в обмен на эти богатства и где находится эта страна. Местонахождение загадочной страны не выяснено до сих пор. Предполагают, что это может быть Индия, Мадагаскар, Сомали.
Большинство археологов уверены, что царь Соломон добывал в своих копях медную руду. В разных местах периодически появлялись "настоящие копи царя Соломона".

В 30-х годах прошлого века было высказано предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале нашего века археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона.

Очевидно, Соломон был монополистом на производство меди, что и давало ему возможность получать огромные прибыли.

«Omnia transeunt et id quoque etiam transeat»- было написано на кольце, с которым не расставался Соломон.

3 легенды о кольце царя Соломона

«Omnia transeunt et id quoque etiam transeat» - было написано на кольце, с которым не расставался Соломон.

Легенда первая

Жил был мудрый царь Соломон. Несмотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу, с просьбой: “Помоги мне! Очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям и это очень мне мешает!” На что Мудрец ответил: “Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: “ВСЁ ПРОХОДИТ!”. Когда тебя постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя! В этом ты найдешь спасение от страстей!”.

Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно, взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: “И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…”

Легенда вторая

Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли - пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были немеряны, еще одно кольцо - сильно ли увеличит их?

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках... Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки... Соломон знал этот забытый язык. "ВСЁ ПРОХОДИТ", - прочел он.

Прошло много лет... Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов... Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить?

Он взял кольцо: "Все проходит"? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: "ПРОЙДЁТ И ЭТО".

Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и, пока есть еще какие-то силы, нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить преемников и детей.

"Все проходит", "Пройдет и это", - вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы?

Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани: "НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ" - прочел Соломон...

Легенда третья

Однажды царь Соломон сидел в своём дворце и увидел, как по улице идёт человек, с ног до головы одетый в золотые одеяния. Соломон призвал к себе этого человека и спросил: «Уж не разбойник ли ты?». На что тот ответил, что он ювелир, а "Иерусалим - знаменитый город, сюда приезжает множество состоятельных людей, царей и князей".

Тут царь поинтересовался, сколько же ювелир этим зарабатывает? И тот гордо ответил, что много. Тут царь усмехнулся и сказал, что коли этот ювелир такой умный, то пусть сделает кольцо, которое делает грустных весёлыми, а весёлых - грустными.

И если через три дня кольцо не будет готово, он велит ювелира казнить. Как бы не был талантлив ювелир, но на третий день он со страхом пошёл к царю с перстнем для него.

У порога дворца он встретил Рахавама, сына Соломона, и подумал: «Сын мудреца - половина мудреца». И рассказал Рахаваму о своей беде. На что тот ухмыльнулся, взял гвоздь и с трёх сторон кольца нацарапал три еврейские буквы - гимел, заин и йуд. И сказал, что с этим можно смело идти к царю.

Соломон повертел кольцо и сразу понял значение букв с трёх сторон кольца по-своему - и их смысл аббревиатура «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЁТ». И как кольцо крутится, так все время наверх выступают разные буквы: так крутится мир, и так же крутится судьба человека. И подумав, что сейчас он сидит на высоком престоле, окружённый великолепием, а это пройдет, он сразу стал грустен. А когда Ашмодай закинул его на край света и Соломону пришлось три года скитаться, то глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и ему становилось весело.

А главное, сила этого кольца не в магических знаках и орнаментах. Мудрая надпись и сегодня способна придать человеку духовные силы и укрепить в минуту отчаяния. опубликовано

Царь Соломон (на иврите - Шломо) - сын Давида от Бат-Шевы, третий еврейский царь. Блеск его царствования запечатлелся в памяти народа как пора высшего расцвета еврейского могущества и влияния, после которого наступает период распада на два царства. Народное предание знало очень много о его богатстве, блеске и, главное, о его мудрости и справедливости. Главной и высшей его заслугой считается построение Храма на горе Цион - то, к чему стремился его отец, праведный царь Давид.

Уже при рождении Соломона пророк Натан выделил его среди других сыновей Давида и признал достойным милости Всевышнего; пророк дал ему другое имя - Едидья («любимец Б-га» - Шмуэль I 12, 25). Некоторые полагают, что это было настоящим его именем, а «Шломо» - прозвищем («миротворец»).

Восшествие Соломона на престол описано в высшей степени драматично (Млахим I 1 и далее). Когда царь Давид находился при смерти, его сын Адония, ставший после смерти Амнона и Авшалома старшим из сыновей царя, задумал захватить власть ещё при жизни отца. Адония знал, по-видимому, что царь обещал престол сыну своей любимой жены Бат-Шевы, и захотел опередить своего соперника. Формальное право было на его стороне, и это обеспечило ему поддержку влиятельного военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, а пророк Натан и священник Цадок были на стороне Соломона. Для одних право старшинства было выше воли царя, и ради торжества формальной справедливости они перешли в оппозицию, в лагерь Адонии. Другие считали, что поскольку Адония не был первородным сыном Давида, то царь был вправе отдать престол, кому захочет, хотя бы и своему младшему сыну Соломону.

Приближавшаяся кончина царя побудила обе партии к активному выступлению: они хотели осуществить свои планы ещё при жизни царя. Адония думал привлечь сторонников по-царски пышным образом жизни: он завёл колесницы, всадников, пятьдесят скороходов, окружил себя многочисленной свитой. Когда, по его мнению, настал удобный момент для осуществления замысла, он устроил за городом пиршество для своих приверженцев, где собирался провозгласить себя царём.

Но по совету пророка Натана и при его поддержке Бат-Шеве удалось убедить царя поспешить с исполнением данного ей обещания: назначить Соломона своим преемником и помазать его сейчас же на царство. Священник Цадок в сопровождении пророка Натана, Бнаягу и отряда царских телохранителей (крети у-плети) повезли Соломона на царском муле к источнику Гихон, где Цадок помазал его на царство. Когда раздались звуки рожка, народ закричал: «Да здравствует царь!». Народ стихийно пошёл за Соломоном, сопровождая его во дворец с музыкой и ликующими криками.

Весть о помазании Соломона испугала Адонию и его сторонников. Адония, боясь мести Соломона, искал спасения в святилище, ухватившись за рога жертвенника. Соломон обещал ему, что если он будет вести себя безупречно, «волос не упадёт с его головы на землю»; в противном же случае он будет казнён. Вскоре Давид умер, и царь Соломон вступил на престол. Так как сыну Соломона, Рехаваму, было при воцарении Соломона один год (Млахим I 14, 21; ср. 11, 42), следует предположить, что Соломон не был «мальчиком» при восшествии на престол, как можно было бы понять из текста (там же, 3, 7).

Уже первые шаги нового царя оправдали мнение, составленное о нём царём Давидом и пророком Натаном: он оказался бесстрастным и прозорливым правителем. Между тем, Адония попросил царицу-мать добиться царского разрешения на его брак с Авишаг, рассчитывая на народное воззрение о том, что право на престол имеет тот из приближённых царя, которому достаётся его жена или наложница (ср. Шмуэль II 3, 7 и далее; 16, 22). Соломон понял замысел Адонии и предал своего брата смертной казни. Так как Адонию поддерживали Йоав и Эвьятар, то последнего устранили от должности первосвященника и сослали в его имение в Анатот. Известие о гневе царя дошло до Йоава, и он укрылся в святилище. По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. к. его преступление по отношению к Авнеру и Амасе лишило его права убежища (см. Шмот 21, 14). Был устранён и враг Давидовой династии, Шими, родственник Шауля (Млахим I 2, 12-46).

Впрочем, о других случаях применения царём Соломоном смертной казни нам неизвестно. Кроме того, по отношению к Йоаву и Шими он лишь исполнил завещание отца (там же, 2, 1-9). Укрепив свою власть, Соломон принялся за решение стоявших перед ним задач. Царство Давида было одним из значительных государств Азии. Соломону предстояло укрепить и сохранить это положение. Он поспешил вступить в дружественные отношения с могущественным Египтом; предпринятый фараоном поход в Эрец-Исраэль был направлен не против владений Соломона, а против ханаанейского Гезера. Вскоре Соломон женился на дочери фараона и получил покорённый Гезер в приданое (там же, 9, 16; 3, 1). Это было ещё до постройки Храма, т. е. в начале царствования Соломона (ср. там же, 3, 1; 9, 24).

Обеспечив, таким образом, свою южную границу, царь Соломон возобновляет союз с северным соседом, финикийским царём Хирамом, с которым был в дружественных отношениях ещё царь Давид (там же, 5, 15-26). Вероятно, в целях сближения с соседними народами, царь Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, которые, надо полагать, принадлежали к знатным родам этих народов (там же, 11, 1)

Цари приносили Соломону богатые дары: золото, серебро, одеяния, оружие, лошадей, мулов и т. д. (там же, 10, 24, 25). Богатство Соломона было так велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (там же, 10, 27). Царь Соломон любил лошадей. Он первый ввёл конницу и колесницы в еврейскую армию (там же, 10, 26). На всех его предприятиях лежит печать широкого размаха, стремление к грандиозности. Это придавало блеск его царствованию, но, вместе с тем, ложилось тяжёлым бременем на население, главным образом, на колена Эфраима и Менаше. Эти колена, отличаясь по характеру и некоторым особенностям культурного развития от колена Йеуды, к которому принадлежал царский дом, всегда имели сепаратистские стремления. Царь Соломон думал принудительными работами подавить их строптивый дух, но результатов достиг прямо противоположных. Правда, попытка эфраимита Йеровама поднять восстание ещё при жизни Соломона, закончилась неудачей. Мятеж был подавлен. Но после смерти царя Соломона его политика по отношению к «дому Йосефа» привела к отпадению десяти колен от династии Давида.

Большое недовольство среди пророков и людей, верных Б-гу Израиля, вызывало его терпимое отношение к языческим культам, которые вводили его жёны-иноплеменницы. В Торе сообщается, что он построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха. Тора связывает это «уклонение его сердца от Б-га Израиля» с его старческим возрастом. Тогда совершился перелом в его душе. Роскошь и многожёнство развратили его сердце; расслабленный физически и духовно, он поддался влиянию своих жён-язычниц и пошёл по их пути. Это отпадение от Б-га было тем преступней, что Соломон, согласно Торе, дважды удостаивался Б-жественного откровения: первый раз ещё до строительства Храма, в Гивоне, куда он отправился совершить жертвоприношения, т. к. там была великая бама. Ночью Всевышний явился Соломону во сне и предложил просить у Него всё, что царь ни пожелает. Соломон не просил ни богатства, ни славы, ни долголетия, ни побед над врагами. Он просил только даровать ему мудрость и умение управлять народом. Б-г обещал ему и мудрость, и богатство, и славу, и, если он будет исполнять заповеди, также долголетие (там же, 3, 4 и далее). Второй раз Б-г явился ему по окончании строительства Храма и открыл царю, что внял его молитве при освящении Храма. Всевышний обещал, что примет этот Храм и династию Давида под Свою защиту, но если народ отпадёт от Него, то Храм будет отвергнут и народ изгнан из Страны. Когда сам Соломон ступил на путь идолопоклонства, Б-г возвестил ему, что отнимет у его сына власть над всем Израилем и отдаст другому, оставив дому Давида только власть над Иудеей (там же, 11, 11-13).

Царь Соломон царствовал сорок лет. С атмосферой конца его царствования полностью гармонирует настрой книги Коэлет. Испытав все радости жизни, испив чашу наслаждения до дна, автор убеждается, что не удовольствие и наслаждение составляют цель жизни, не они дают ей содержание, а страх Б-жий.

Царь Соломон в Агаде

Личность царя Соломона и рассказы из его жизни стали любимым сюжетом Мидраша. Имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал (Мишлей 30, 1; 31, 1) объясняются как имена самого Соломона (Шир а-ширим Рабба,1, 1). Соломон вступил на престол, когда ему было 12 лет (по Таргуму Шени к книге Эстер 1, 2-13 лет). Он царствовал 40 лет (Млахим I, 11, 42) и, следовательно, умер пятидесяти двух лет от роду (Седер Олам Рабба, 15; Берейшит Рабба, С, 11. Ср., однако, Иосиф Флавий, Иудейские Древности, VIII, 7, § 8, где утверждается, что Соломон вступил на престол четырнадцати лет от роду и царствовал 80 лет, ср. также комментарий Абарбанеля к Млахим I, 3, 7). Агада подчёркивает сходство в судьбе царей Соломона и Давида: оба они царствовали по сорок лет, оба писали книги и составляли псалмы и притчи, оба строили алтари и торжественно переносили ковчег завета и, наконец, у обоих был руах а-кодеш. (Шир а-ширим раба, 1. с.).

Мудрость царя Соломона

Соломону ставится в особую заслугу то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости (Псикта рабати, 14). Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват. Песнь Песней, Мишлей и Коэлет царь Соломон написал под влиянием руах а-кодеш (Макот, 23 б, Шир а-ширим Рабба,1. с.). Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание (Шмот Рабба, 15, 20). Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы (Дварим 17, 16-17, ср. с Млахим I, 10, 26-11, 13). Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» (В. Талмуд, Рош а-Шана 21 б; Шмот Рабба 6, 1; Мегила 7а).

Могущество и блеск царствования царя Соломона

Царь Соломон царствовал над всеми горними и дольними мирами. Диск Луны во время его царствования не уменьшался, а добро постоянно брало верх над злом. Власть над ангелами, демонами и животными придавала особый блеск его царствованию. Демоны доставляли ему драгоценные камни и воду из далёких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птицы сами заходили в его кухню. Каждая из тысячи его жён готовила каждый день пир в чаянии, что царю будет угодно отобедать у неё. Царь птиц, орёл, подчинялся всем указаниям царя Соломона. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Всевышнего, Соломон выпытал у ангелов много тайн. Кроме того, Всевышний подарил ему летающий ковёр. Соломон перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии. Мудрого царя однажды пристыдил муравей, которого он во время одного из своих полётов поднял с земли, посадил на руку и спросил: есть ли на свете кто-либо более великий, чем он, Соломон. Муравей ответил, что считает себя более великим, т. к. иначе Господь не послал бы к нему земного царя и тот не посадил бы его к себе на руку. Соломон разгневался, сбросил муравья и закричал: «Знаешь ли ты, кто я?». Но муравей ответил: «Знаю, что ты сотворён из ничтожного зародыша (Авот 3, 1), поэтому ты не вправе слишком возноситься».
Устройства трона царя Соломона подробно описывается во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) и в других Мидрашах. Согласно Второму Таргуму, на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов (по другой версии 72 и 72) один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура (по другой версии - Хаггая). Над подсвечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже - золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. 24 виноградных лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса (офаним) начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. В другом Мидраше рассказывается, что при шествии Соломона на трон животное, стоявшее на каждой ступени, поднимало его и передавало следующему. Ступени трона были усыпаны драгоценными камнями и кристаллами. После смерти Соломона египетский царь Шишак завладел его троном вместе с сокровищами Храма (Млахим I, 14, 26). После смерти Санхерива, покорившего Египет, троном вновь завладел Хизкиягу. Затем трон последовательно доставался фараону Нехо (после поражения царя Йошии), Невухаднецару и, наконец, Ахашверошу. Эти правители не были знакомы с устройством трона и потому не могли им пользоваться. Мидраши описывают также устройство «ипподрома» Соломона: он имел три фарсанга в длину и три в ширину; в середине его были вбиты два столба с клетками наверху, в которых были собраны разные звери и птицы.

При постройке Храма Соломону помогали ангелы. Элемент чуда сказывался повсюду. Тяжёлые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место. Обладая даром пророчества, Соломон предвидел, что вавилоняне разрушат Храм. Поэтому он устроил особый подземный ящик, в котором впоследствии был скрыт ковчег завета (Абарбанель к Млахим I, 6, 19). Посаженные Соломоном в Храме золотые деревья приносили плоды каждый сезон. Деревья завяли, когда в Храм вошли язычники, но они вновь расцветут с пришествием Машиаха (Йома 21 б). Дочь фараона принесла с собой в дом Соломона принадлежности культа идолопоклонников. Когда Соломон женился на дочери фараона, сообщает другой Мидраш, с неба сошёл архангел Гавриэль и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим. Р. Йосе бен Халафта, который всегда «принимает сторону царя Соломона», полагает, однако, что Соломон, женившись на дочери фараона, имел единственной целью обратить её в еврейство. Существует мнение, что Млахим I, 10, 13 следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, родившей Невухаднецара, который разрушил Храм (см. толкование Раши к этому стиху). Другие же вовсе отрицают историю о царице Савской и предложенных ею загадках, а слова малкат Шва понимают как млехет Шва, царство Савское, покорившееся Соломону (В. Талмуд, Бава Батра 15 б).

Падение царя Соломона

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.). В Талмуде говорится, что царь Соломон издал постановления (таканот) об эруве и омовении рук, а так же включил в благословение на хлеб слова о Храме (В. Талмуд, Брахот 48 б; Шабат 14 б; Эрувин 21 б).

Царь Соломон (Сулейман) в арабской литературе

У арабов еврейский царь Соломон считается «посланцем Всевышнего» (rasul Allah), как бы предтечей Мухаммада. Особенно подробно арабские легенды останавливаются на его встрече с царицей Савской, государство которой отождествляется с Аравией. Имя «Сулейман» давалось всем великим царям. Сулейман получил от ангелов четыре драгоценных камня и вправил их в магический перстень. Присущая перстню сила иллюстрируется следующим рассказом: Сулейман обыкновенно снимал перстень, когда умывался, и передавал одной из своих жён, Амине. Однажды злой дух Сакр принял образ Сулеймана и, забрав кольцо из рук Амины, сел на царский престол. Пока Сакр царствовал, Сулейман скитался, всеми покинутый, и питался подаянием. На сороковой день царствования Сакр бросил перстень в море, там его проглотила рыба, пойманная затем рыбаком и приготовленная Сулейману на ужин. Сулейман разрезал рыбу, нашёл там перстень и вновь получил свою прежнюю силу. Сорок дней, которые он провёл в изгнании, были наказанием за то, что в его доме поклонялись идолам. Об этом, правда, Сулейман не знал, но знала одна из его жён (Коран, сура 38, 33-34). Ещё мальчиком Сулейман якобы отменял решения своего отца, например, когда решался вопрос о ребёнке, на которого претендовали две женщины. В арабской версии этого рассказа волк съел дитя одной из женщин. Дауд (Давид) решил дело в пользу старшей женщины, а Сулейман предложил разрезать ребёнка и, после протеста младшей, отдал ребёнка ей. Превосходство Сулеймана над отцом в качестве судьи проявляется также в его решениях об овце, совершившей потраву на поле (сура 21, 78, 79), и о кладе, найдённом в земле после продажи земельного участка; на клад претендовали и покупатель, и продавец.

Сулейман предстаёт великим воителем, любителем военных походов. Страстная любовь его к лошадям привела к тому, что, осматривая как-то раз 1000 вновь доставленных ему лошадей, он забыл совершить полуденную молитву (Коран, сура 38, 30-31). За это он позже убил всех лошадей. Во сне ему явился Ибрагим (Авраам) и убеждал предпринять паломничество в Мекку. Сулейман отправился туда, а затем в Йемен на ковре-самолёте, где вместе с ним находились люди, звери и злые духи, птицы же тесной стаей летели над головой Сулеймана, образуя балдахин. Сулейман, однако, заметил, что в этой стае отсутствует удод, и пригрозил ему страшным наказанием. Но последний вскоре прилетел и успокоил разгневанного царя, рассказав ему о виденных чудесах, о прекрасной царице Билкис и её царстве. Тогда Сулейман послал царице с удодом письмо, в котором просил Билкис принять его веру, угрожая в противном случае покорить её страну. Чтобы испытать мудрость Сулеймана, Билкис предложила ему ряд вопросов и, убедившись, наконец, в том, что он далеко превзошёл славу о себе, покорилась ему вместе со своим царством. О пышном приёме, устроенном Сулейманом для царицы, и о предложенных ею загадках говорится в суре 27, 15-45. Сулейман умер пятидесяти трёх лет от роду, после сорокалетнего царствования.

Существует легенда, что Сулейман собрал все книги по магии, находившиеся в его царстве, и запер их в ящике, который поместил под своим троном, не желая, чтобы кто-нибудь воспользовался ими. После смерти Сулеймана духи пустили молву о нём, как о чародее, который сам пользовался этими книгами. Многие этому поверили.

mob_info