Определение эмоционального интеллекта и как его развивать. Что будем делать с полученным материалом

УДК 159.943.8

Налитова А.С.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ»

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи интеллектуальных эмоций и мыслительной деятельности. Выделены теоретические подходы к определению интеллектуальных эмоций: номинальный и описательный. Определено проблемное поле по объяснению механизмов эмоционального и практического интеллекта.

Ключевые слова: интеллектуальные эмоции, чувства, умственная деятельность, классификации интеллектуальных эмоций.

Попытки установить взаимосвязи интеллекта и эмоций предпринимались на протяжении многих веков в философии, педагогике и психологии. Многочисленные исследования данного феномена привели к образованию понятия «интеллектуальные эмоции». Уже в IV веке до нашей эры Платон выделял умственные наслаждения, связанные с идеями симметрии и истины . Умственные удовольствия Платон относил к чистым, высшим, не имеющим ничего общего с низшими удовольствиями и страданиями. Если низшие удовольствия и страдания вытекают из удовлетворения потребностей организма, то умственные наслаждения связаны с интеллектуальным созерцанием. Таким образом, он рассматривал «интеллектуальные эмоции» как переживания, возникающие у субъекта в ходе познания им объективной действительности, тем самым была найдена тесная взаимосвязь между эмоциональными процессами и процессами познания . Существенный вклад в развитие рассматриваемого вопроса внес Аристотель. Философ развил далее размышление Платона о влиянии эмоций на познание, конкретизировав интеллектуальные эмоции чувством удивления. Оно, по мнению мыслителя, служит как бы переходом от познания простых к познанию все более сложных вещей . В дальнейшем многочисленные зарубежные и отечественные исследования показали, что реальный мыслительный процесс представляет собой единство интеллектуального и эмоционального . Тем не менее особенности проявления, роль связи интеллекта и эмоций в психологии представлены только как феноменология данного явления.

Изучение любого явления начинается с описания и выстраивания его сущностных ха-

До сих пор отсутствуют понятийный аппарат и теоретическая обоснованность данного явления, что делает его еще более загадочным и невероятно сложным для описания и объяснения. Главной задачей нашего исследования является формирование расширенного определения интеллектуальных эмоций.

Почему же так трудно перейти от формального определения интеллектуальных эмоций к конкретно-психологическому исследованию данного понятия? Видимо, легче признать различные определения интеллектуальных эмоций, в то время как расширить научные представления о них значительно труднее. В связи с этим возникла необходимость остановиться на тех теоретических, методологических основах, с которых начинается изучение интеллектуальных эмоций. В постижении вопроса интеллектуальных эмоций мы выделили два основных подхода. Первый подход мы определили как описательный, который формирует знания об особенностях возникновения и роли интеллектуальных эмоций в мыслительной деятельности. Другой подход, по нашему мнению, номинальный, классифицирующий эмоции по критерию личностной включенности в мыслительную деятельность.

Наше внимание сначала акцентируется на описательном подходе, появившемся в XIX веке в школе И. Гербарта, в котором, собственно говоря, и возник сам термин «интеллектуальные эмоции» . Решающую роль он признавал за сознательной оценкой отношений между динамическими представлениями, которые относятся к начальному этапу мыслительного акта -

постановке вопроса. Смысл его учения именно в том, что главное значение отводится таким эмоциям, которые он определил как «новости», «контраст», «перемена» и «удивление». А. Бэн существенно дополнил классификацию, изложенную И. Гербартом, такими эмоциями, как «новизна», «изумление», «истина» и «ложность» отметив, что течение мыслей может носить на себе отпечаток чувств. Так, чувство приятного изумления наступает при отождествлении сходного среди различного, эмоция истины рассматривается как чувство отношения или сравнения. В своем анализе интеллектуальных эмоций автор не идет дальше описания внешних признаков этих явления. Следует, однако, обратить внимание на то, что в отличие от И. Гер-барта А. Бэн указывал на необходимое условие возникновения интеллектуальных эмоций - на активную мыслительную работу .

Дальнейшее изучение интеллектуальных чувств было предложено Т. Рибо в известном труде «Психология чувств». Под этими явлениями автор понимает те приятные, неприятные или смешанные состояния, которыми сопровождаются умственные процессы. Интеллектуальные чувства могут быть связаны с любой формой познания - с воспроизведением образов, образами, идеями, рассуждениями и логическим ходом мысли. Т. Рибо считал, что порядок развития эмоций строго зависит от порядка развития общих идей, т. е. эволюция идей управляет эволюцией чувств. Большой заслугой автора является применение эволюционного подхода к исследованию интеллектуальных эмоций и чувств. В частности, им рассматривается становление этих явлений в онтогенезе. За основу развития интеллектуальных чувств принимается инстинкт любопытства. Первый период -утилитарный - имеет три этапа. Первичным является чувство изумления, возникающее вследствие недостатка приспособления. Предметом этого чувства служит переход между двумя состояниями. На втором этапе возникает эмоция удивления. В отличие от изумления эта эмоция представляет собой новую форму приспособления, характеризуется прочностью, а ее содержанием служит необычный, новый предмет. На третьем этапе возникает переживание «чисто утилитарного любопытства», которое выражается в вопросах двух типов: «что это такое?» и «для чего оно служит?», иначе говоря,

«какова конкретная природа предмета?» и «какая от него может быть польза?». Второй период в развитии интеллектуальных чувств обозначается как период бескорыстия. В соответствии со своей теоретической позицией Т. Рибо полагает, что переход от утилитаризма к бескорыстию происходит «благодаря естественному врожденному стремлению человеческого ума ко всему необыкновенному, странному, чудесному». Наконец, на третьей высшей стадии развития интеллектуальные эмоции превращаются в страсть, что происходит, однако, весьма редко. Вне контекста онтогенетического развития Т. Рибо рассматривает еще одно интеллектуальное чувство - сомнение. Он описывает сомнение как умственную нерешительность, которая имеет своим аффективным спутником неприятное состояние, являющееся результатом неудовлетворенного желания или стремления, не достигающего своей цели .

В отличие от изучения особенностей онтогенетического развития интеллектуальных чувств и эмоций в трудах Т. Рибо, Э.Б. Титче-нер дифференцирует понятия «чувство» и «эмоция». При этом под чувством подразумевается «аффективное явление», которое возникает, когда мы сталкиваемся с известным положением при помощи активного внимания, при помощи суждения. Соответственно эмоция обусловлена пассивными формами внимания. Поскольку интеллектуальные переживания, по Э.Б. Тит-ченеру, связаны «с суждением об истине или лжи», то они попадают под рубрику чувств. Интеллектуальные чувства автор понимает как логические, группирующиеся вокруг суждений: «это правда» и «это неверно с научной точки зрения» . К ним он относит оппозицию чувств: согласия и противоречия, легкости и трудности, истинности и лживости, уверенности и неуверенности.

Другими словами, к интеллектуальным чувствам Э.Б. Титченер относит только переживания некоторого логического результата мыслительной деятельности - суждения. При таком подходе сильно ограничивается область интеллектуальных чувств, поскольку из всей их совокупности выделяется только одна группа, связанная с осознанием результата мыслительного акта. В область интеллектуальных не попадает чувство удивления, ибо оно не связано с переживанием суждения «истинно» или «ложно», а яв-

ляется переживанием постановки вопроса, проблемы. Игнорируется также чувство догадки, так как оно связано не с суждением, а с новым, неосознанным образованием. Следовательно, данная трактовка может препятствовать изучению интеллектуальных чувств, о чем свидетельствуют результаты исследования В. Джеймса.

Он считает, что к этим чувствам относятся все те элементы мышления, которые называются переходными (транзитными) и которые не являются образными. В. Джеймс тонко подмечает тот факт, что в предлогах, союзах, наречиях, интонациях человеческой речи передаются отношении, однако для него это только отношения между «объектами мысли». Отношение же самого субъекта к этим объектам и их связям, т. е. переживания субъекта исследователь игнорирует. Интеллектуальные чувства, таким образом, трактуются им как «интеллектуальные восприятия», лишенные какого бы то ни было оттенка эмоционального переживания, субъективного отношения и протекающие без органических изменений . Проблема интеллектуальных чувств при таком подходе, по сути, минимизируется.

Другая особенность в изучении интеллектуальных эмоций заключается в том, что ряд исследователей выделяют одни и те же эмоции, только с другой теоретической основой. Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И. Кант сошлись во мнении, что интеллектуальные эмоции включают в себя удивление, сомнение и уверенность. Пожалуй, в настоящее время это самая известная классификация в психологии. Так Р. Декарт считал, что познание начинается с удивления, а сомнение - это основа познания. Чувство удивления возникает при встрече человека с новым объектом. Удивление не имеет противоположного себе чувства, поскольку если объект не имеет в себе ничего необычного, то он «не затрагивает нас и мы рассматриваем его без всякой страсти» . Р. Декарт включает в сферу философского анализа интеллектуальное чувство сомнения. Оно возникает в ходе познания, а переживание сомнения выступает в качестве показателя протекания мыслительного процесса у человека. Чувство сомнения выполняет определенную функцию в мышлении. Последняя состоит в обеспечении такой основы для познания, которая по возможности исключает ошибки. Иначе говоря, там, где исчезает сомнение и на его место

приходит уверенность, можно утверждать, что полученное знание истинно. Уверенность же приходит на основе «очевидности» и «ясности», «гармоничности» и «взаимной связи идей в мыслительном процессе». Глубокую разработку проблема эмоций и чувств получила в «Этике» Б. Спинозы. Автор, в частности, дает определение чувства уверенности в единстве с противоположным ему чувством сомнения. Он пишет, что уверенность есть удовольствие, возникающее из идей будущей или прошедшей вещи, причина сомнения в которой исчезла . В этом определении точки зрения Б. Спинозы и Р. Декарта о познавательной природе эмоций соприкасаются. Подразумевается, что уверенность, возникшая из идеи, - это своеобразный ориентир в ситуации, которая может наступить в будущем. Уверенность, по мнению Р. Декарта, возникает с момента преодоления причин сомнения . В.Г. Белинский и А.И. Герцен, обобщая исследования Р. Декарта и Б. Спинозы, полагают, что интеллектуальные эмоции выполняют побудительную функцию для чувств сомнения и уверенности в мыслительном процессе . Однако И. Кант в своем исследовании интеллектуальных эмоций выделил только удивление . Кроме того, у него был особенный взгляд на понятие «удивление». Удивление, по его мнению, - это такое возбуждение чувства, которое изначально задерживает естественную игру мысли, значит, бывает неправильным. К тому же И. Кант считал удивление - единством двух модальностей удовольствия и неудовольствия. П.М. Якобсон расширил ранее существовавшие представления об интеллектуальных эмоциях, добавив любознательность. Он говорил, что познавательная деятельность «порождает своеобразный эмоциональный отклик» . К интеллектуальным чувствам относится, по его мнению, чувство удивления перед сложным и еще непонятным явлением, чувство любознательности по отношению к новым данным о мире, чувство сомнения в правильности найденного решения, чувство уверенности в верности вывода, чувство удовольствия от мыслительного результата. В основе различных переживаний, возникающих от процесса познания, лежит чувство любви к знанию. Это чувство может приобретать различную предметную направленность. Еще одна интересная позиция в постижении интеллектуальных эмоций пред-

ставлена в философии интуитивизма, которая считала единственным источником познания внеопытное созерцание, вдохновение. Так, один из ярких представителей школы интуитивизма, А. Бергсон говорил об определении и значении мыслительной деятельности для возникновения «озарения», чувства догадки, основываясь в своих исследованиях на том, что мыслительный процесс, лежащий в основе интеллектуальных чувств, является не полностью осознаваемым . К интуитивизму близка феноменологическая концепция Э. Гуссерля. Под интуицией понимается непосредственное «видение», «постижение», «схватывание сущностей» . Чувство уверенности выступает в этой концепции в качестве психологического критерия истины. Вследствие абсолютизации чувства уверенности другие интеллектуальные чувства оказываются не нужными. Действительно, субъекту нет необходимости удивляться, сомневаться, если он абсолютно уверен в истинности имеющегося у него готового знания. Таким образом, в данной теории происходит сведение интеллектуальных чувств к одному - уверенности. Другой интересной точкой зрения на интеллектуальные эмоции в философии интуитивизма является концепция В. Дильтея . Интересно, что если А. Бергсон говорил о роли интеллектуальных эмоций в мыслительной деятельности, Э. Гуссерль сводил ее лишь к одной интеллектуальной эмоции - уверенности, то В. Дильтей возвышал их и тем самым отрывал интеллектуальные эмоции от мыслительной деятельности. Он считал, что человеку достаточно испытывать чувство, как он тотчас же приобретает знание о находящемся вне его мира. В. Дильтей, таким образом, ставил переживания на место мышления. Такое преувеличение роли чувств происходит за счет игнорирования значения мышления. Рассмотрение же интеллектуальных чувств в отрыве от мышления делает принципиально невозможным понять причины возникновения и функции интеллектуальных чувств в познании. Однако, на наш взгляд, интеллектуальные чувства - это показатели и побудители мыслительного процесса, но они отнюдь не заменяют мысль. Вслед за школой интуитивизма наше внимание сосредоточилось на экзистенциалистах, которые занимались проблемами познания «подлинного бытия» субъекта, его экзистенции. Метод такого позна-

ния определяется как иррационально-интуитивный. Мышление непригодно для этого рода познания, так как при соприкосновении с ним экзистенция разрушается. Средством познания «подлинного бытия» у С. Кьеркегора выступает «отчаяние». Эта категория противопоставляется интеллектуальному чувству сомнения . Таким образом, в экзистенциалистской философии вместе с проблемой познания объективного мира, возможно, игнорируется проблема гносеологической роли интеллектуальных чувств в этом познании. Однако в противоположность экзистенциализму неопозитивизм признает необходимость исследования эмоциональной сферы в процессе познания. Однако представители этой концепции абсолютизируют интеллектуальное чувство сомнения. Чувство сомнения внутренне присуще человеку. Противоположное чувство - уверенность -представляет собой чисто иррациональную веру, также внутренне данную субъекту и не основанную на опыте, практике, объективном познании .

В отечественной психологии существует точка зрения О.М. Тутунджяна, продолжил анализ чувств сомнения и уверенности в мышлении. Автор приходит к выводу, что чувство сомнения не всегда оказывается неизбежным моментом в логическом мышлении. Сомнение не возникает при отсутствии субъективных возможностей для возникновения этого чувства, а также при отсутствии объективной проблемной ситуации .

В истории психологии можно найти и другие попытки классификации интеллектуальных эмоций и чувств. Чаще всего при этом использует признак удовольствия - неудовольствия. Однако этот признак является слишком общим и не выражает специфической природы интеллектуальных эмоций и чувств. Другая неудачная систематизация была предпринята А. Бэном, которую он проводил по признаку сложности интеллектуальных эмоций и чувств . В русской психологии можно отметить наиболее удачную попытку К.Д. Ушинского классифицировать интеллектуальные эмоции исходя из природы их объекта, процесса мышления. Он указывал на чувство сравнения (чувство сходства и различия), ожидание, неожиданность, обман, сомнение, удивление, непримиримость, контраст, умственный успех и неуспех. К.Д. Ушинский констати-

ровал, что интеллектуальные чувства вызываются течением мыслительного процесса, с его остановками, тупиками и противоречиями . В современной отечественной психологии имеется классификация интеллектуальных чувств, предложенная В.А. Артемовым. Автор подразделяет эти чувства на три группы в зависимости: 1) от соответствия наших мыслей общепринятым положениям, 2) от степени логического совершенства наших мыслительных операций и 3) от нашей уверенности в правильности этих операций. Классификация, таким образом, проводится по трем разнородным признакам, вследствие чего намеченные группы чувств между собой не связываются и не имеют взаимопереходов. Сами признаки выделены на основе феноменологии интеллектуальных переживаний и не отражают действительной природы интеллектуальных чувств . Однако выделение данных признаков приводит к искусственному отрыву содержательной стороны мышления от его операциональной стороны. Специфика же интеллектуальных эмоций состоит именно в том, что посредством их оценивается мыслительная деятельность в единстве с ее операциональной и содержательной сторонами.

Следующим теоретиком проблем интеллектуальных эмоций Э. Клапаред, также как В. Джеймс, полагал, что к интеллектуальным чувствам относятся все «транзитные» элементы мысли. Э. Клапаред определял чувства как осознание установки, которая формируется в мышлении при помощи «внутреннего жестикулирования» и выражается в различных транзитных элементах. Как сам процесс внутреннего жестикулирования, так и его результат - установка существуют на неосознаваемом уровне и осознаются первоначально в форме чувства. Последнее уже вторично ведет к органическим изменениям и переживанию эмоций. Транзитными элементами автор считал мысли, которые передают их движения, а осознание этих движений - чувством различных направлений мысли. По мнению Э. Клапареда, единственной позицией, учитывающей динамичность мышления, является та, при которой интеллектуальные чувства рассматриваются в качестве основы действий (задержек) . Только тогда можно понять, каким образом движения могут влиять одно на другое, подкреплять, противостоять или видоизменять друг друга.

Крупнейший вклад в развитие методологической и теоретической базы интеллектуальных эмоций был сделан нашими отечественными психологами С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и О.К. Тихомировым. Так, С.Л. Рубинштейн понимал природу интеллектуальных эмоций как отношение к явлениям, как единство двух противоположных компонентов: интеллект и аффект. А.Н. Леонтьев, напротив, понимал природу интеллектуальных эмоций как мотив, который выполняет аффективную регуляцию в мыслительной деятельности и непосредственно выражает ее пристрастность. Отдельного внимания заслуживают результаты исследования интеллекта и аффекта О.К. Тихомирова. Впервые было установлено, что нахождению общего принципа решения, выполняющего функцию цели в разворачивающемся далее процессе мышления, с необходимостью предшествует эмоциональная активация (Тихомиров, Виноградов, 1969 г.). Современный взгляд на эмоциональную активацию расширен и дополнен идеей инициации мыслительной деятельности В.Е. Клочко, Т.В. Корниловой, О.М. Краснорядцевой. Обнаруженный в лаборатории О.К. Тихомирова и устойчиво воспроизводимый феномен «эмоционального решения» связан с появлением особого субъективного ощущения «решение найдено» и с предвосхищающим его изменением объективных показателей эмоциональной активации (КГР). Важно подчеркнуть, что это ощущение возникает, когда идея еще не осмыслена и словесно не оформлена. При решении, требующем только механического просчета вариантов, этот феномен не возникает. Этот феномен, названный «эмоциональное обнаружение проблемы», представляет собой один из механизмов саморазвития мышления, являясь причиной перехода мышления в статус самостоятельной деятельности или развертывания гностических действий .

Необходимо отметить развернутый взгляд на данную проблему отечественного психолога И.А. Васильева, который добавил «догадку» к основным интеллектуальным эмоциям - «удивление», «уверенность», «сомнение» . Он утверждал, что интеллектуальные эмоции есть эмоциональные состояния, возникающие в процессе мыслительной деятельности. Они направляются на мыслительный процесс, воздейству-

ют на него и оценивают его успешность. Кроме того, он обозначил различие интеллектуальных и обычных эмоций. Различие между ними в том, что обычные эмоции возникают в ходе мыслительной деятельности, когда результат зависит от удовлетворения какой-то потребности, следовательно, отсутствует связь интеллектуальных эмоций и потребностей. Иначе, интеллектуальные эмоции существуют как некое отдельное образование.

Говоря об интеллектуальных эмоциях необходимо отметить исследования П.А. Рудик и П.И. Иванова, которые связывали интеллектуальные эмоции и чувства исключительно с учебной и научной деятельностью человека . Как рассматривал И.П. Павлов, научное познание -не простое, спокойное отражение действительности, а страстное искание истины, связанное с преодолением трудностей, с чувствами удовлетворения при успешной и неудовлетворения при затрудненной интеллектуальной работе. Он писал, что большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях . Однако подобное ограничение сферы действия интеллектуальных эмоций и чувств вряд ли представляется достаточно обоснованным. Согласно результатам исследования О.К. Тихомирова, в любой развитой форме человеческой деятельности возникают проблемные ситуации, требующие для своего разрешения развитых форм мышления . Развертывание же мыслительного процесса закономерно ведет к возникновению интеллектуальных эмоций. Таким образом, по мнению О.К. Тихомирова, нет оснований связывать интеллектуальные эмоции с некоторыми особыми видами человеческой деятельности. Наиболее существенной основой для понимания природы интеллектуальных эмоций является их теснейшая связь именно с мыслительным процессом, функционирующим в любом виде человеческой деятельности .

Закономерно возникая в ходе мыслительной деятельности и отражая ценность того или иного направления мысли, интеллектуальные эмоции не могут оставаться только внешними спутниками мышления. Будучи обусловлены мыслительным процессом, они непосредственно воздействуют на его дальнейшее развитие. Такое воздействие осуществляется на базе оценки хода мыслительного процесса и выра-

жается в двух основных функциях интеллектуальной эмоции - ориентирующей и побуждающей . При этом эмоциональная ориентировка носит специфический характер, отличный от ориентировочной функции познавательных процессов. С помощью подобной ориентировки субъект получает возможность выделять в мыслительной деятельности те направления, которые имеют для него смысл с точки зрения его целей и мотива. Интеллектуальные эмоции, выделяя некоторые значимые компоненты в процессе мыслительной деятельности, побуждают к действиям по их осознанию и использованию в дальнейшем мыслительном процессе. При этом, конечно, в основе побуждения лежат мотивы субъекта. Однако конкретными механизмами, посредством которых осуществляется побуждение, являются эмоциональные явления. Если в трактовке интеллектуальных эмоций отказаться от их побуждающей функции, то возникает труднопреодолимый разрыв между эмоциями и мотивами мыслительной деятельности, с одной стороны, и между эмоциями и действиями субъекта - с другой .

Таким образом, вышеизложенные дают нам основание говорить о некоторой специфичности интеллектуальных эмоций и чувств по сравнению с другими видами эмоций и чувств человека. В отличие от всех других эмоций, они не только возникают в ходе мыслительной деятельности, но и направляются на нее, оценивают ее успешность и неспешность с точки зрения мотивов мыслительной деятельности и на основании этой оценки активно воздействуют на ход мыслительного процесса для удовлетворения в конечном счете познавательных потребностей субъекта.

Кроме того, краткий обзор современных зарубежных философских и отечественных психологических теорий показывает, что они недостаточно раскрывают проблему интеллектуальных эмоций. Некоторые из них вообще отрицают гносеологическую роль интеллектуальных чувств. Теории Э. Клапереда, В. Джеймса, П.А. Рудика и П.И. Иванова, которые утверждают, необходимость эмоций в процессе познания, отрывают интеллектуальные чувства от их познавательной основы, рассматривая чувства как некие внутренние, данные субъекту образования, независимые от его практической и теоретической деятельности.

Существенным недостатком современных зарубежных философских и отечественных психологических концепций является отсутствие систематизации и классификации рассматриваемых явлений.

Проведенный контент-анализ литературы локализует новые проблемы, намечая тем самым перспективу дальнейшего развития теоретической концепции интеллектуальных эмоций.

Список литературы:

1. Виноградов, Ю. Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека / Ю. Е. Виноградов. -М., 1972. - 231 с. - ISBN 5-230-10656-6.

2. Воловикова, М. И. Познавательная мотивация в процессе решения мыслительных задач / М. И. Воловикова // Вопросы психологии. - 1980. - № 3. - С. 23-25.

3. Епанчинцева, Г. А. Психология развивающей диагностики в образовании / Г. А. Епачинцева. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. - 300 с. - ISBN 5-201-14433-0.

4. Копина, О. С. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации / О. С. Копина // Вопросы психологии. - 1982. - № 1. - С. 14-20.

5. Кулюткин, Ю. Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. - 1973. - № 3. - С. 7-16.

Конспект урока по обществознанию (7 класс)

Тема : Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства/

Цель урока : определить, какие основные свойства человека (темперамент, характер, интеллект, эмоции, чувства) влияют на становление личности.

Задачи урока:

Образовательная : 1) сформировать представление о понятиях – способность, интеллект, чувства, эмоции, аффект, стресс, настроение.

Развивающая : 1) развивать мышление, способность четко мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль, 2) развивать коммуникативные способности, умение работать в стихийно созданных группах, творческие способности при выполнении заданий.

Воспитательная : 1) воспитывать грамотного и активного современного человека,

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: учебник Кравченко И.А., Певцовой Е. А. Обществознание 6 класс, раздаточный материал, презентация «Психологический портрет личности».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие, учет отсутствующих.

Присаживаются.

На прошлом уроке мы говорили о психологическом портрете личности. На стр. 32 у нас перечислены основные свойства человека, которые влияют на формирование личности.

Сегодня мы продолжим говорить об этом, а именно разберем что такое способности, интеллект, чувства и эмоции.

Записываем тему урока : Психологический портрет личности: интеллект эмоции и чувства.

С каким свойством мы познакомились на прошлом уроке?

Раздаются 4 карточки и задание - необходимо определить тип темперамента и описать характер героя.

Посмотрим, как вы хорошо сможете определить тип темперамента. Посмотрим небольшую ролевую ситуацию.

Но не только темперамент играет большую роль в формировании личности. Какое свойство человек приобретает со временем?

На слайде необходимо отделить черты характера – положительные и отрицательные (выписываются в 2 столбика)

Согласны ли вы с утверждением, что «плохой характер при желании можно исправить»?

Итак, необходимо сделать вывод о том, как происходит изменение психологического портрета от рождения и дальше.

Называют.

Записывают.

Темперамент-это совокупность индивидуальных свойств человека, характеризующаяся быстротой возникновения чувств и их быстротой.

Получают задание (прил. 1) и работают.

2 учащихся разыгрывают ситуацию, где на лавочку присаживается человек и свою шляпу располагает рядом с собой. Подходит другой человек и нечаянно садится на эту шляпу. Показывают 4 сценки и реакцию 4 темпераментов. Учащиеся должны определить тип темперамента.

Характер – это совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Выполняют задание.

Рассуждают.

Т. О. психологический портрет складывается от рождения. Его основа- темперамент, который дается от рождения. В процессе развития личности формируется характер под влиянием разнообразных факторов. Изменить его можно, но имея желание и приложив усилия.

III

Психологический портрет личности состоит не только из таких структурных элементов как характер, темперамент, сюда же относим способности и интеллект, а так же чувства и эмоции.

Работа в группах. Необходимо с помощью текста в карточках дать определение терминам – эмоции, способности, интеллект, чувства.

Итак, пожалуйста, первая группа, вы должны были дать определение способностям.

Хорошо. Вторая группа, какое определение вы можете дать понятию интеллект?

А что такие интеллектуальные программы по ТВ вы знаете?

Кроме интеллекта, выделяют еще несколько видов способностей, например, одаренность, гениальность талант. В чем вы видите разницу между ними?

Составьте синквейн с этими двумя словами. (Прил. 3)

Хорошо. Еще одним свойством, влияющим на становление личности являются эмоции. Пожалуйста, третья группа, скажите нам, что такое эмоции.

Хорошо, неотделимы от эмоций чувства. Какое определение нам дала четвертая группа.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (упражнения для мимических мышц лица)

А как вы думаете, зачем человеку нужны чувства и эмоции?

Посмотрим картинки и фотографии животных и людей, определим, какие эмоции они испытывают.

А что вы сейчас наблюдали – эмоции или чувства?

Разнообразие мира чувств называют душевным богатством, не даром говорят о человеческой душе.

Но современная культура, средства СМИ, пропагандирую запрет на чувства и их внешнее проявление.

Как вы думаете, зачем?

Люди запрещают себе чувствовать, находят запретам различные рациональные обоснования.

«Настоящие мужчины не плачут»

«Страх – признак слабости»

«злиться на близких нельзя»

И что же получается, чувства нам нужны или нет? Что будет, если будем сдерживать свои чувства?

А для того, что бы этого не случилось, нам необходимо научиться управлять своими эмоциями и чувствами.

А легко ли это сделать?

Читаем учебник стр.41.

Итак, что же влияет на становление личности, что входит в психологический портрет личности?

Что бы ответить на этот вопрос, мы должны разгадать кроссворд.

    Способность к познанию и логическому мышлению.

    Высший вид эмоций

    совокупность индивидуальных свойств человека, характеризующаяся быстротой возникновения чувств и их быстротой

    особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся, главным образом в переживания

    умение что-либо делать, в склонности к определенным занятиям

    совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Какой вывод можно сделать о формировании личности?

На работу дается 3 минуты.

Способность у человека определяется в умении что-либо делать, в склонности к определенным занятиям .

Интеллект - способность к познанию и логическому мышлению.

Варианты ответов. (умники и умницы, самый умный, что где когда, сто к одному, своя игра, кто хочет стать миллионером, поле чудес, слабое звено, такси)

Высказываются.

Прил 4.

Эмоции - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся, главным образом в переживаниях

Чувства – это отношения к окружающему миру, конкретным событиям или людям, высший вид эмоции.

(Прил. 4) определяем эмоции.

Помогают выразить внутреннее состояние человека, реакцию на окружающее.

Смотрят определяют.

Эти заперты, предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх), т. К. не должен казаться слабым, невоспитанным, неуспешным.

Запрет на горе

Запрет на страх

Запрет на гнев, злость

Аналогия с кипящим чайником: взорвемся, выльется это в болезнь, тоску, депрессию, агрессию.

Читают, отвечают.

(прил. 5)

Отвечают.

Рефлексия. Что нового узнали. Выставление оценок.

Беседа по кругу. Подводим итоги

д/з параграф 6, стр. 42 вопр. 3.практикум.

Записывают в дневник. Пояснение д.з.

Чем характеризуются эмоции, чувства, интеллект с позиций гносеологии?

Человеческое сознание представляет сложную, разветвленную и относительно самостоятельную систему, объединяющую в единое целое эмоции, мышление и одухотворенные чувства. Теория отражения объясняет связь сознания, духовной сферы жизни людей с их повсœедневными нуждами и заботами.

В различных отношениях сознание человека выступает как его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и мудрость, как самосознание и душа, как индивидуальное проявление духа времени – общественного сознания на конкретном этапе его исторического развития. И всœе это является особыми формами отражения и выражения природы, общества и внутреннего мира каждого отдельного человека.

Субъективный мир человека, представляющий для него самого его собственное Я, являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной (инстинктивно-эмоциональной, духовно-чувственной, интеллектуальной) надстройкой над индивидуальным телœесным и материальным общественным бытием человека. Это определœение вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии.

В гносœеологии так кратко характеризуются основные компоненты психики и сознания человека. В эмоциональной сфере сознания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость...), чувства (любовь, ненависть, горе, радость...), аффекты (ярость, ужас, отчаяние...), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное), особо сильные состояния эмоциональной напряженности стрессы . В чувствах человека объекты отражаются в форме переживания и оценочного отношения к ним. Отражение объекта и отношение к нему связаны, но не совпадают полностью. Отражение должна быть одинаковым, а отношение – разным. В чувствах человека наряду с объективными свойствами оценивается значимость вещей для самого его и для других людей. В разных культурах одни и те же объекты могут иметь заметно различающиеся значения, могут выступать символами совершенно различных отношений.

Психологи и философы ставят вопрос – применимы ли к чувствам критерии истинности? В каждом субъективном переживании есть объективное содержание. По этой причине допускается, что чувства можно оценивать как умные или глупые, адекватно (верно) или неадекватно (неверно) отражающие ценности вещей и событий. Р. Декарт, к примеру, считал любовь и ненависть истинными тогда, когда любят действительно хорошие вещи и ненавидят действительно дурные вещи. В случае резкого расхождения чувств и объективной реальности, когда ʼʼум и сердце не в ладуʼʼ, человек может испытывать острый внутренний конфликт вплоть до необратимого душевного расстройства.

Чувства и сознание взаимосвязаны. Нарушение сознания начинается с расстройства сначала эмоциональной сферы, затем нарушается мышление, за ним самосознание. В случае если человек не осознает опасности, он не испытывает и страха. В случае если кто-либо не сознает нанесенного оскорбления, он не переживает и гнева. В случае если нет совести, то нет и осознания своей вины и раскаяния. С участием мышления и чувств осуществляется вся деятельность людей. Источником активности является потребность предметно определœенная зависимость человека от внешнего мира. Потребности переживаются в виде желаний и влечений. Влечение – психофизический феномен. Человек зависит от того предмета͵ к которому его влечет. Когда такой предмет находится, то влечение приобретает характер желания. ʼʼЖелание есть влечение с сознанием егоʼʼ (Спиноза). В той мере, в какой потребности осознаются человеком, они становятся его интересом и непосредственным стимулом определœенной деятельности.

Чем характеризуются эмоции, чувства, интеллект с позиций гносеологии? - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Чем характеризуются эмоции, чувства, интеллект с позиций гносеологии?" 2017, 2018.

Тема: Эмоции и чувства

План:

1. Понятия «эмоции», «чувства».

2. Функции чувств.

3. Физиологические основы возникновения эмоций и чувств.

4. Формы переживания эмоций: чувства, аффекты, настроение, страсть.

ЛИТЕРАТУРА:

Основные понятия темы: эмоции; чувства; аффекты; настроение; страсть; эмпатия; тревожность; амбивалентность; стенические чувства; астенические чувства; апатия; вдохновение; стресс, депрессия.

Понятия «эмоции», «чувства».

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие» наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Даже те отдельные свойства предметов», информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают, безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выражен­ные, иногда едва заметные. Все эти переживания представ­ляют собой чувства или эмоции.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника, новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений. Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведе­ния человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельство­вать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.

Эмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологи­чески закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Эмоции - это психический процесс, отображающий реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.


Чу́вство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении высших потребностей.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического раз­вития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от истори­ческой эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как зна­чимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызы­вают у него позитивные чувства. Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающим людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке.

Чувства могут различаться по интенсивности, продолжительности, глубине, осознан­ности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.

Чувства характеризуются валентностью (или тоном ) - то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

Чувства могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.

В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические и астенические . Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).

Чувства подразделяются на: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми» выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что чело­веком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, рели­гии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствую­щие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются амо­ральными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Следует отме­тить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

Отдельно можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств, которая проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действен­ный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

Следующая группа чувств - это интеллектуальные чувства. Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неудача, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют за скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Существование интеллектуальных чувств - удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказа­тельства является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмо­циональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному, природе, в жизни людей и в искусстве, наблюдая окружающие предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чув­ство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испыты­вает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства - восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого − называется эмпатией. Эмпатия проявляется в форме сочувствия, сопереживания, сорадования. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. Посредством эмпатии проявляется отношение человека к другим людям.

mob_info