Обучение за счет бюджета. Правила приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом, законодательство не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно в обязательном порядке быть получено за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).

Гарантии общедоступности и бесплатности не распространяются на тех лиц, которые получают образование соответствующего уровня повторно. Повторным является получение среднего профессионального образования по программам специалистов среднего звена и программам квалифицированных рабочих или служащих - лицами, имеющими диплом с присвоением соответствующей квалификации.

По смыслу части 5 статьи 68 Федерального закона об образовании повторным является также получение среднего профессионального образования по программам квалифицированных рабочих или служащих - лицами, имеющими диплом специалиста среднего звена. В свою очередь, лицо, имеющее квалификацию квалифицированного рабочего или служащего и желающее продолжить свое обучение по программам специалиста среднего звена, имеет право на прием на бесплатной и общедоступной основе.

Если же студент, обучающийся в настоящее время по образовательной программе среднего профессионального образования на платной основе, хочет перейти с платного обучения на бесплатное, то в этом случае необходимо руководствоваться приказом Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. N 443 (зарегистрировано Минюстом России 19 июля 2013 г. N 29107), которым утверждены Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное (далее- Порядок).

Согласно пунктам 2 и 3 Порядка, переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.

Количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).

Правом на переход с платного обучения на бесплатное обладает лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, только при наличии одного из условий, указанных в пункте 6 Порядка.

Обучающийся, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в структурное подразделение образовательной организации, в котором он обучается, мотивированное заявление на имя руководителя образовательной организации о переходе с платного обучения на бесплатное.

Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся). Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.

При этом обращаем внимание, что образовательная организация вправе осуществлять образовательную деятельность только по профессиям и специальностям, указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельстве о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Ответ дан по состоянию законодательства на 19.01.2018

Постановление от 27 августа 2012 г. №859 Об утверждении Правил установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона Российской Федерации «Об образовании» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 244 «Об утверждении Правил установления в 2012 году имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 14, ст. 1645).

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев

Правила

установления имеющим государственную аккредитацию
образовательным учреждениям среднего профессионального
и высшего профессионального образования контрольных цифр
приема граждан для обучения за счет средств федерального бюджета

1. Настоящие Правила определяют порядок установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - образовательные учреждения) контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с лицензией, предоставленной образовательному учреждению (далее - контрольные цифры приема).

2. Объемы контрольных цифр приема определяются ежегодно Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других главных распорядителей средств федерального бюджета, учитывающих в установленном Министерством образования и науки Российской Федерации порядке потребность экономики в квалифицированных кадрах.

3. Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным учреждениям:

а) по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств (по специальностям среднего профессионального образования);

б) по образовательным программам бакалавриата (по направлениям подготовки высшего профессионального образования);

в) по образовательным программам подготовки специалиста (по специальностям высшего профессионального образования);

г) по образовательным программам магистратуры (по направлениям подготовки высшего профессионального образования).

4. Контрольные цифры приема устанавливаются по каждому направлению подготовки (специальности) с выделением очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.

5. Контрольные цифры приема устанавливаются путем проведения конкурсов для образовательных учреждений.

России, имеющий общее среднее образование, может один раз получить высшее или среднее специальное образование на бюджетной основе в государственном вузе. Это значит, что за обучение студента платит государство. Студенту, сдающему сессию на «хорошо» и «отлично», платится стипендия. Тот, у кого в зачетке стоят только «пятерки», может рассчитывать на повышенную стипендию. Бюджетные места есть и в некоторых негосударственных вузах, но их обычно очень мало. Поступают на бюджетное отделение обычно на конкурсной основе, сдав единые государственные экзамены по списку, утвержденному высшим учебным заведением и размещенному на официальном сайте. Некоторым высшим учебным заведениям предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания – например, собеседование или творческий конкурс.

С бюджетного отделения студент может быть отчислен за академическую задолженность. Восстановиться можно, но процедура в большинстве случаев платная, а продолжить обучение можно только на контрактной основе.

Контрактная форма

При контрактной форме студент платит за обучение сам. Поступает он в высшее учебное заведение тоже на конкурсной основе, но при этом еще и заключает двусторонний договор с вузом или . В договоре, помимо всего прочего, указываются размер и сроки оплаты. Плату можно внести сразу за семестр или помесячно, это определяет вуз. Студент может быть отчислен не только за академическую задолженность, но и за .
Размер оплаты может быть изменен, и чаще всего в сторону повышения.

Государственный заказ в образовании

В последние годы в России все чаще практикуется система государственного заказа в образовании. Это тоже контрактная форма обучения, но платит не студент, а предприятие, которому нужен специалист того или иного профиля. Заключается трехсторонний договор между студентом, высшим учебным заведением и предприятием. Помимо оплаты за подготовку специалиста, предприятие может предоставить студенту и некоторые социальные услуги – оплатить проживание в общежитии, проезд до места обучения и обратно, а также повысить стипендию. Предприятие предоставляет также возможность пройти практику там, где человек будет работать. Студент обязан после окончания вуза отработать на предприятии несколько лет. Если же его , он должен возместить предприятию затраты. Прием в высшие и средние специальные заведения осуществляется также на конкурсной основе.

Смешанные формы

В небольших населенных пунктах практикуется и частично платная форма обучения. Например, вуз открывает филиал, арендует помещение, приглашает преподавателей. Студенты, принятые на бюджетное отделение, за обучение не платят, но остальные расходы ложатся на их плечи, то есть они вносят деньги за аренду помещения и оплату коммунальных услуг. В любом случае это обходится значительно дешевле, чем обучение на контрактной основе.
mob_info