Лексика. Антонимы и их употребление

(от греч. anti – против, ónyma – имя) – это слова с противоположным значением при их парном употреблении. В антонимические отношения вступают те слова, которые раскрывают с противоположных сторон соотносимые понятия, связанные с одним кругом предметов, явлений. Слова образуют антонимические пары на основе их лексического значения. Одно и то же слово, если оно многозначное, может иметь несколько антонимов.

встречаются в пределах всех частей речи, однако слова антонимической пары должны принадлежать к одной и той же части речи.

В антонимические отношения не вступают:

– существительные с конкретным значением (дом, книга, школа), имена собственные;

– числительные, большинство местоимений;

– слова, обозначающие половой признак (мужчина и женщина, сын и дочь);

– слова с разной стилистической окраской;

– слова с увеличительным или уменьшительным акцентами (рука – ручища, дом – домик).

По своей структуре антонимы не однородны. Среди них встречаются:

– однокорневые антонимы: счастье – несчастье, открыть – закрыть;

– разнокорневые антонимы: чёрный – белый, хороший – плохой.

Явление антонимии тесно связано с многозначностью слова. Каждое из значений слова может иметь свои антонимы. Так, слово свежий в разных значениях будет иметь разные антонимические пары: свежий ветер – знойный ветер, свежий хлеб – чёрствый хлеб, свежая рубашка – грязная рубашка.

Антонимические отношения могут возникать и между разными значениями одного и того же слова. Например, просмотреть означает «знакомиться с чем-нибудь, проверить, быстро осматривая, проглядывая, прочитывая» и «пропустить, не заметить, прозевать». Совмещение противоположных значений в одном слове называется энантиосемией.

В зависимости от различительных признаков, которыми обладают слова с противоположным значением, можно выделить два вида антонимов общеязыковые (или просто языковые ) и контекстуально-речевые (авторские или индивидуальные ).

Общеязыковые антонимы регулярно воспроизводятся в речи и закреплены в словарном составе (день – ночь, бедный – богатый).

Контекстуально-речевые антонимы – это слова, которые вступают в антонимические отношения только в определённом контексте: Пой лучше щеглом, чем соловьём.

Употребление антонимов делает речь более яркой и выразительной. Антонимы используются в разговорной и художественной речи, во многих пословицах и поговорках, в названиях многих литературных произведений.

На резком противопоставлении слов-антонимов построена одна из стилистических фигур – антитеза (противопоставление) – характеристика путём сопоставления двух противоположных явлений или признаков: Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С. Пушкин). Писатели часто строят с помощью этого приёма названия произведений: «Война и мир» (Л.Н. Толстой), «Отцы и дети» (И.С. Тургенев), «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов) и др.

Другим стилистическим приемом, который строится на сопоставлении антонимических значений, является оксюморон, или оксиморон (гр. oxymoron – букв. остроумно-глупое) – фигура речи, при которой соединяются логически несовместимые понятия: живой труп, мёртвые души, звонкая тишина.

Подобрать антоним к слову помогут словари антонимов. Словари антонимов – лингвистические словари-справочники, в которых дается описание антонимов. Например, в словаре Л.А. Введенской дается толкование более 1000 антонимических пар (учитываются и их синонимические соответствия), приводятся контексты употребления. А в словаре Н.П. Колесникова фиксируются антонимы и паронимы. В книге представлено примерно 3 000 паронимов и более 1 300 пар антонимов. Иллюстраций употребления антонимов в словаре нет.

Кроме словарей антонимов общего типа, существуют также частные словари, фиксирующие полярные отношения в каких-то узких областях лексики. Сюда относятся, например, словари антонимов-фразеологизмов, словари антонимов-диалектизмов и др.

Еще раз обратим внимание на самые распространенные примеры антонимов: добро – зло; хорошо – плохо; друг – враг; день – ночь; жара – холод; мир – война, ссора; правда – ложь; успех – неудача; польза – вред; богатый – бедный; трудный – легкий; щедрый – скупой; толстый – тонкий; жесткий – мягкий; храбрый – трусливый; белый – черный; быстрый – медленный; высокий – низкий; горький – сладкий; горячий – холодный; мокрый – сухой; сытый – голодный; новый – старый; большой – маленький; смеяться – плакать; говорить – молчать; любить – ненавидеть.

Остались вопросы? Не можете подобрать антоним к слову?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Анто́нимы (от греч. anti - против, onyma - имя) - это слова, противоположные по значению. Например: добро - зло, близко - далеко, свет - тьма, весёлый - грустный, мало - много . Антонимические пары могут составлять и фразеологические единицы: бить баклуши - трудиться в поте лица (работать не покладая рук) .

Антонимы свойственны словам со значением качества. Существительные с конкретным значением (типа стол, стул, пальто ) антонимов не имеют, мало их и у числительных.

Наиболее богаты антонимами прилагательные, качественные наречия, глаголы. Среди предлогов тоже можно отметить антонимичные пары: из - в, от - к, под - над и др.

Большинство антонимов - это слова разных корней. Но встречаются и однокоренные антонимы. Противоположное значение в таких случаях создаётся с помощью отрицательных приставок не-, без-, анти-, контр- и др. Например: опытный - неопытный, вкусный - безвкусный, военный - антивоенный, революция - контрреволюция.

Многозначное слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы. Например: свежий хлеб - черствый х леб; свежий ветер - теплый ветер; свежая газета - старая газета.

Антонимы используются в пословицах, поговорках, в языке художественной литературы (в частности, в названиях произведений), например: Не дорого начало, а похвален конец; Умей видеть великое в малом; Маленькое дело лучше большого безделья; "Война и мир"; "Живые и мертвые" .

В художественной литературе антонимы часто используются для создания антите́зы - стилистического приёма, заключающегося в резком противопоставлении понятий, явлений: Я царь - я раб, я червь - я бог (Г. Державин); Страна рабов, страна господ. (М. Лермонтов)

Упражнения.

1. Подберите антонимы к словам, группируя антонимические пары по частям речи.

Радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий, узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало, чистый, вспомнить, холодно, низкий.

2. Выделите антонимы в пословицах.

1) Учёный водит, а неучёный следом ходит. 2) Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. 3) Где умному горе, там дураку веселье.

3. Составьте антонимические пары: к словам, данным в левой колонке, подберите антонимы из правой колонки.

близкий густой

честь опускаться

коллективный незнакомый

редкий грядущее

действительный бесчестье

правдивый молчать

вздыматься дальний

былое вымышленный

известный индивидуальный

говорить ложный

4. Прочитайте словосочетания и подберите антонимы к употреблённым в них прилагательным.

Активный человек; быстрое движение; зимний день; торопливая походка; конкретное существительное; разнообразные занятия; замысловатая фраза; широкий канал; толстая книга; мужественный поступок.

5. Прочитайте словосочетания и подберите антонимы к составляющим их прилагательным и существительным.

Добрый друг; теплая ночь; постоянное движение; утренний уход; хорошее начало; полезный труд.

Библиография.

1. Розенталь Д.Э. Русский язык: Учебное пособие. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы. М., 2003.

2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык 10-11 классы. М., 2008;

*Про лексику как раздел русского языка читайте в лекции "Разделы современного русского литературного языка".

Краснодарский край, Новокубанский район, с. Новосельское, МОУООШ№12 Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Роль Учитель антонимов в речи». русского языка и литературы Ширина Галина Александровна.

Задачи урока: Повторить, систематизировать и углубить и знания по теме. 1). Активизировать творческие способности: собрать материал к сочинению - рассуждению. 2) Показать, как многозначность слов влияет на образование антонимических пар. 3). Научить учащихся использовать антонимы в своей речи, чтобы придать ей образность и выразительность.

В русском языке есть слова, специально предназначенные для противопоставления, контраста. Минус – плюс, огонь – вода, Дерзкий – осторожный, Все антонимы всегда Антонимы (от греч. Противоположны! аnti –против, onyma – имя)- это слова, противоположные по значению. Опираясь на данный рисунок, приведите примеры антонимов.

Тренировочное упражнение. Подберите антонимы к словам, группируя антонимические пары по частям речи. Радость – много – друг – весёлый – вверху – говорить – любящий – начало – вспомнить – найти – слёзы - под - горе, мало, враг, грустный, внизу, молчать, ненавидящ ий, конец, забыть, потерять, смех, над.

Многозначное слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы. Например: Свежий хлеб –чёрствый хлеб; свежий ветер - тёплый ветер; свежая газета – старая газета. Тренировочное упражнение. Подберите антонимы к многозначным словам. Глубокий(сон, озеро, знания, обморок, след); лёгкий(вопрос, аромат, ноша, походка, характер). короткий(разговор, хвост, отношения);

Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные? Например: Не считай недруга овцой –считай волком. На Руси не все караси – есть и ерши. Тренировочное упражнение. Найдите антонимы в данных текстах. Определите, какие из них языковые, какие- контекстуальные. 1.Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать. И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. 2. Хорошо, когда хулят и хвалят, Превозносят или наземь валят, Хорошо стыдиться и гордиться И на что–нибудь сгодиться.

Антонимы используются в пословицах, поговорках и загадках. Например: 1. Где умному горе, там дураку веселье. 2. Маленькое дело лучше большого безделья. 3. В шутку сказано,да всерьёз Тренировочное упражнение. задумано. Закончите пословицы и поговорки, 4. Летом одето, а зимой раздето. подбирая по смыслу вторые их (дерево). части. Отметьте антонимические 5. Весь мир одевает, а сама нагишом. пары. (игла). 1.Кто много говорит, … 2.Недруг поддакивает, … 3.Добрая слава лежит, … 4.Хороша верёвка длинная, а речь… 5.Умел ошибиться, …

Главное назначение антонимов в речи – выражение контраста, противопоставления. Приём контраста называется антитезой. Это выразительная и очень распространенная фигура речи. Противопоставляя предметы, явления, признаки, мы резко сталкиваем их между собой и тем самым как бы освещаем их ярким светом. Контраст сам по себе очень выразителен. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро на фоне зла, ум в сравнении с глупостью, жара в сравнении с холодом..как афористически писал поэт А. Майков, «Чем ночь темней, тем

Контраст помогает познать суть вещей. Потому и распространена так широко антитеза и в народном поэтическом творчестве, и в художественной литературе, и в Например: заглавиях произведений. Ученье – свет, а неученье – тьма. Мягко стелет, да жёстко спать. А как ярко, сильно звучит антитеза в знаменитых строках Г. Державина: Я царь- я раб –я червь –я Бог! У некоторых писателей, например у Лермонтова, антитеза – настолько излюбленный приём, что становится характерной приметой, особенностью стиля: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный,

И в публицистике антитеза придаёт речи яркую выразительность. «… Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, всё доведено до конца – великое и презренное, чёрное и белое». По принципу антитезы (И. созданы многие заглавия Эренбург) произведений: «Война и мир»(Л. Толстой), «Смех и горе» (Н. Лесков), «Живые и мёртвые» (К.Симонов).

Антонимы лежат в основе и другой фигуры речи - оксюморона, что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое».Если в антитезе антонимы противопоставляются, что для них вполне естественно, то в оксюмороне они соединяются, что Однако это соединение антонимов необычно, непривычно, даже абсурдно. рождает новое понятие, нелогичное по обычным меркам, но в то же время остроумное. Так мы читаем у В. Маяковского: - Мама! Ваш сын прекрасно болен. (Никто раньше не соединял эти противоположные по смыслу слова - прекрасно болен). На поверхностный взгляд – нелогично. На самом деле очень глубоко и выразительно. Прекрасно болен –значит влюблён, любит, это муки, это как болезнь. Но

Тренировочное упражнение. Объясните, как вы понимаете следующие оксюмороны. Что хотел подчеркнуть автор, используя эту фигуру речи? «Убогая роскошь наряда…», «Пышное природы увяданье…», «О как мучительно тобою счастлив я…», «И вот пришла она, горькая радость…». Прелесть, выразительность, поэтичность словосочетания заключается в соединении несоединимых, казалось бы, слов.

С2.1 Ознакомьтесь с мнением Саши и Анны Владимировны о роли антонимов в речи.Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Роль антонимов в Придерживайтесь плана. речи». 1.Толкование ключевого слова темы. 2.Комментарий к теме. 3.Тезисы (утверждения). 4.Аргументы(доказательства). 5.Примеры. 6.Вывод. Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов.

mob_info