Конспект открытого нод на этапе автоматизации звука. Конспект НОД по автоматизации звука в слогах, словах, фразах “В гостях у Белочки


Автоматизация звука [ш ] в слогах и словах.Цели: Закрепить артикуляционное и изолированное произношение звука [ш].
Продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах.Учить определять наличие звука в словах.Упражнять в образовании множественного числа имён существительных.Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: Рисунки лягушат, карта пути, картинки с комариками 5 штук, картинки с рисунками слов на листочках.Ход занятия.1.Орг. момент.Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришёл лягушонок Зеленушка. Он хотел бы пригласить нас вместе с ним отправиться к его другу лягушонку Ква-ква. Живут лягушата в разных болотах. Вот карта она поможет нам не заблудиться по дороге. Давай посмотрим на карту, что нарисовано в самом начале пути? Ребёнок: болото.2. Воспитатель: В этом болоте живёт наш лягушонок со своей мамой лягушкой. Каждое утро лягушонок просыпается и делает гимнастику для своего язычка. Давай сделаем гимнастику для язычка вместе с ним.
«Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы, удерживать данное положение на счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна отодвигаться вперёд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
3. Выполнив гимнастику, лягушонок позавтракал комариками. Давай посчитаем, сколько комаров съел наш маленький лягушонок.Воспитатель показывает картинки, а ребёнок считает (один комар, два…., три…., четыре…, пять…).4. Он выбрался на берег и увидел камыши. Они шумели и он заслушался.Давай и мы пошумим как камыши. Ребенок повторяет за воспитателем ряды слогов:Ша-шу-ша ше-ша-шуШи-шо-ши шу-ши-шоШо-ше-ши ша-шу-шу5. Воспитатель: Посмотри, куда дальше ведёт дорожка?Ребёнок: К большому дереву.Воспитатель: Да это дуб, на нем листочки. Подул ветер, и листочки зашумели (шка-шка-шка). Я буду показывать картинку на листочке, и говорить начало слова, а ты должен его закончить.Воспитатель показывает листочек с картинкой, а ребёнок договаривает слог [шка].Поду (шка), мы(шка), ко(шка), карто(шка), пу(шка), ми(шка).5. Воспитатель: Лягушонок отправился по дорожке. Чтобы пройти по ней нужно выбрать только те картинки, в которых есть звук [ш].Ребёнок выкладывает дорожку, проговаривая слова со звуком [ш].6. Воспитатель: Дорожка привела нас в магазин, где лягушонок решил купить подарки своему другу.Давай проговорим, что купил лягушонок.Воспитатель выкладывает перед ребёнком картинки во мн.ч. проговаривая: карандаш, машина, шишка, петушок. Ребёнок говорит: карандаши и т.д.7. Воспитатель: Купив подарки, лягушонок пришёл к другу. Встретились лягушата и стали сочинять стихи. А чтобы друзьям было легче подскажи им словечко.
1) Рисуют дружно малыши,У них в руках ……(карандаши).2) Вот бежит малышка-Серенькая …(мышка).3) Носит яркий гребешокНаш весёлый …(петушок)4) Зашуршали тихо шины-Это едет к нам…(машина).5) Мышка моется под душем,Моет хвостик, моет…(уши)8. Итог занятия. Нам пора прощаться с лягушатами. Ты сегодня хорошо работал. Какой звук помогал тебе на занятии?Ребёнок: Ш-ш-ш.


Приложенные файлы

Конспект подгруппового логопедического НОД по автоматизации звука [Ш].

Тема: «Лесные игры»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе речевой деятельности «Лесные игры»

Детская цель: помочь Маше найти звук Ш

Задачи:

1. создать условия для закрепления произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; (речевое развитие);

2. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);

3. обеспечить условия для самостоятельного выбора партнёра, материалов, для поддержки детской инициативы (социально-коммуникативное развитие);

4. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);

5. создать условия для развития диалогической речи (речевое развитие);

6. способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).

7. обеспечить условия для закрепления правильной артикуляционную языка;

8. создать условия для развития фонематического слуха;

9. способствовать развитию чёткой дикции, интонационной выразительности.

10. создать условия для закрепления определять наличие звука в слове;

11. обеспечить условия для развития внимания, памяти, мышления;

12. создать условия для речевого общения, умение слушать.

Оборудование: символы звуков (цветовое обозначение), пособие «Звуковая мозаика», фишки красного и зеленого цвета, мнемотаблицы «Листья», разрезанные на карточки мнемотаблицы чистоговорок, вырезанные листья из бумаги, предметные картинки со звуком (Ш), мешочек, воздушные шары.

Методы и приемы - наглядные (показ, демонстрация);- словесные (напоминания, вопросы, индивидуальные ответы детей, групповые ответы детей, чистоговорки); - проблемные (создание проблемных ситуаций);- практические (выполнение заданий).

Педагогические технологии : игровые, личностно-ориентированные, ТРИЗ, проблемно-диалогическая, здоровьесберегающие, ИКТ.

Ход НОД

Организация рабочего пространства

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Психолого-педагогические условия/Условия социальной ситуации развития

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Играет музыка из мультфильма «Маша и медведь»

На экране появляется Маша.

На экране появляется антизвук, похищает звук Ш вместе с шариком, который был у Маши и появляется конверт

Л. берет конверт, с экрана конверт исчезает.

Л. читает письмо.

М: Здравствуйте, ребята. Вы знаете, как меня зовут?

Да меня зовут Маша.

М: Меня зовут Ма с а

Л: Как тебя зовут?

М: Ма с а

Л: Ребята, что случилось, как то Маша странно говорит?

Л: Прилетал антизвук и крал Маши звук

М: Ребята помогите мне найти звук Ш, вот письмо, которое оставил антизвук

«Маша получит свой звук Ш, тогда, когда вы составите слово ШАРИК, звуки, которые будете собирать передайте на экран»

Поможем Маше?

Обращают внимание на экран.

Ответы детей (Ма ш а)

Предположение детей (украли звук Ш)

Дети слушают.

Ответы детей.

Сплочение группы, настрой на совместную работу.

Условия для побуждения детей к речевой активности Мотивация на совместную деятельность, развитие коммуникативных способностей.

Условия для уточнения представления о звуке (Ш).

Основная часть

На столах буквы, из которых составляется слово шарик.

1.Буква Ш на подставке

На столе лежит пособие к упражнению артикуляционной гимнастики в картинках («Лопатка», «Качели», «Лошадка», «Чашечка»), маленькое зеркало по количеству детей.

На экране появляется буква Ш.

2.Буква А на подставке

На столе лежат три мнемотаблицы «Листья»

на экране появляется буква А. Получается слог ША

3. Буква Р на подставке

На столе лежат пособие «Звуковая мозаика», фишки красного и зеленого цвета.

На экране появляется буква Р. Получается слог ШАР

4. Буква И на подставке

На столе лежат карточки со звуковыми схемами на каждого ребенка предметные картинки.

На экране появляется буква И. Получается слог ШАРИ

5.Буква К на подставке

На столе лежат картинки

На экране появляется буква К. Получается слог ШАРИК

Какой первый звук в слове Ш АРИК.

На каком столе буква обозначающая звук Ш

Ребята вы знаете, что здесь надо делать?

В слове ШАРИК какой следующий звук?

Найдем букву, которая обозначает звук А.

Что здесь надо делать?

Звук Ш у нас есть (показывает на экран), звукА мы нашли. А если сольем два звука, что получится? Поиграем с этим слогом?

Кто попробует сам составить схему песенки и пропеть.

Какой звук следующий? Кто знает?

Здесь ребята мы поиграем в игру, в которой на слух будем ловить звук Ш . Будьте внимательны у вас у каждого фишки красного и зелёного цвета. Я буду произносить слова, еслислышите звук Ш выкладываете красную фишку, если в слове нет звука Ш зеленую фишку. Напомню. Что фишка выкладывается слева - направо, начиная с верхнего ряда.

Произносит слова (малина, шишка, дерево, ромашка, мышка, мошка, домик, кукушка, ворона

Что получилось из фишек красного цвета?

Какой звук следующий звук в слове ШАРИК ?

Ребята, надо найти место звука в слове опираясь на картинки

Какой звук на осталось найти, чтобы получилось слово ШАРИК .

Помните, у вас было домашнее задание выучить чистоговорку и рассказать друг другу.

На столе картинки, надо составить выученную чистоговорку и рассказать другу.

Ответы детей.

Дети ищут и подходят к столу.

Ответы детей.

Дети вместе с логопедом делают артикуляционную гимнастику.

Ответы детей.

Дети находят и подходят к столу с буквой А

Предположения детей

Ответы детей слог ША

Дети припевают слоги используя мнемотаблицу (ша-ша - ша-ша-ша)

Выполнив задания, дети переносят букву к экрану в коробочку.

Ответы детей

Дети находят и подходят к столу с буквой Р

Дети слушают внимательно.

Дети выкладывают на планшетке узор из фишек

Ответ детей (плюс)

Выполнив задания, дети переносят букву к экрану в коробочку.

Ответы детей

Дети находят и подходят к столу с буквой И

Дети выполняют задание

Выполнив задания, дети переносят букву к экрану в коробочку.

Дети выкладывают выученную дома чистоговорку и рассказывают.

Выполнив задания, дети переносят букву к экрану в коробочку

Условия для побуждения детей к речевой активности Условия для развития артикуляции и мелкой моторики

Обеспечить условия для закрепления правильной артикуляционную языка

Условия для побуждения детей к речевой активности Способствовать развитию навыков взаимодействия

Условия для развития диалогической речи

Условия для развития фонематического слуха

Условия для закрепления определять наличие звука в слове;

Условия для развития внимания, памяти, мышления;

Условия для побуждения детей к речевой активности

Условия для закрепления определять наличие звука в слове

Условия для побуждения детей к речевой активности

Условия для закрепления произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках

Условия для развития чёткость дикции, интонационной выразительности.

Заключительная часть

На экране появляется антизвук, забирает слово ШАРИК. У Маши в руках появляется шарик со звуком Ш

Заходит Маша

Ребята обратите внимание на экран. Какое слово у нас получилось?

М: ура меня зовут Маша, Маша!

Спасибо ребята, вы помогли мне найти звук Ш. Я вам благодарна и дарю вам ШАРИКИ

Дети читают.

Дети берут шарики играют с шариками

Условия для выражения детьми своего мнения

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

1. Образовательные:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.

2. Коррекционные:

  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.

3. Воспитательные:

  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование : предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

Ход занятия:

1.Организационный этап.

Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

Что делает горлышко? (поёт)

Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

Правильно.

6. Характеристика звука

Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).

Звонкий или глухой звук? (звонкий)

Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

Каким цветом его обозначаем? (синим).

Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

У нашего Дракоши сломалась машина.

Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

Сначала тихо; (р-р-р-р).

Громко; (р-р-р-р).

Очень громко; (р-р-р-р).

Тихо; (р-р-р-р).

Громко. (р-р-р-р).

Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Найди звук».

Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

Кра-кра-кра Пра-пра-пра

Кро-кро-кро Про-про-про

Кры-кры-кры Пры-пры-пры

Кру-кру-кру Пру-пру-пру

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

Игра «Один-много».

Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб - грибы, ягода - ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

Упражнение «Повтори».

Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

Игра «Скажи наоборот».

Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Елена Митасова
Конспект НОД на этапе автоматизации звука [Ш] с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель :

Автоматизация правильного артикуляторного произношения звука [Ш] в речи , посредством здоровьесберегающих технологий .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

формирование правильного артикуляционного образа звука [ш] .

Коррекционно-развивающие :

развитие мелкой моторики пальцев рук;

развитие мимических мышц лица;

развитие артикуляционной моторики;

развитие правильного речевого дыхания;

закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно , в слогах, в словах, в предложениях;

развитие фонематических процессов;

развитие памяти, внимания и зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные :

привитие навыков самоконтроля за речью;

воспитание усидчивости на занятии;

воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш] .

Оборудование :

1. Организационный момент.

(звучит музыка, дети входят в группу)

Логопед : Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам много гостей. Посмотрите. (Логопед обращается к гостям)

Вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям.

Давайте с гостями поздороваемся .

Дети : Здравствуйте!

Логопед :

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу справа

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Звуковой сигнал сообщения . По моему нам с вами пришло письмо. Открываем видеописьмо. (Письмо от Каркуши) . «Здравствуйте, ребята! Отправила вам письмо. Хочу сообщить неприятную новость! Пираты украли из нашей лесной библиотеки книгу звуков ! И теперь мы не можем научить зверей правильно произносить звуки ! Помогите! Разыщите нашу книгу! Чтоб вам помочь, я выслала карту островов, где может находиться книга звуков , для того чтобы ее найти, вам придется выполнить различные задания! Очень прошу, поспешите!»

Логопед : Что же нам делать? Вы хотите помочь? Что ж, посмотрим, что за карту прислала нам Каркуша. Это действительно пиратская карта островов. Что ж, отправимся на поиски книги.

Логопед : Давайте вспомним наш девиз :

Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!

Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!

Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,

Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!

Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!

Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!

Чтоб у нас все получилось, разомнём мышцы сделаем массаж лица и шеи.

Самомассаж лица и шеи :

Логопед :

Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки,

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам) .

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз,

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей,

Щечки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями,

А потом от носа мы к губам стекаем (стиралевидные движения средних пальцев от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам,

Губки пожуем мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щек с похлопывание по ним так, чтобы губы удерживали воздух,

И губами вправо- влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу,

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз : пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам,

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

Молодцы, теперь мы готовы к поискам книги. На чем мы с вами отправимся в морское путешествие?

Дети : На корабле!

Логопед : Как называется руль на корабле?

Дети : Штурвал!

Логопед : С какого звука начинается слово штурвал?

Дети : Слово штурвал начинается со звука [Ш] .

Логопед : Молоды вот мы с вами попали на первый остров.

Логопед : Дети, мы с вами часто играем в эту игру, кто напомнит правила. Правильно. Я буду называть слоги, а вы если услышите в слоге звук [Ш] , хлопните в ладоши. Готовы? (слоги : ша, ла, за, шо, ши, жи, ми, шу, му, зу, ша) . Молодцы!

Логопед : Вы внимательные, молодцы! Смотрите, какой то конверт, что интересно в нём? (В конверте фрагмент ключа от замка) . Что - то не понятно, что это. Возьмем с собой это письмо, вдруг оно нам пригодится. Чтоб попасть на второй остров, нам необходимо сделать гимнастику для нашего языка. Начнем. Артикуляционная гимнастика (Наказать непослушный язычок, Маляр, Вкусное варенье, Грибочек) . Вот мы с вами и на острове.

Логопед : На этом острове нас ждет следующее задание. Вы готовы? Для нас приготовили набор картинок в которых есть звук [Ш] . Вам надо назвать и расставить картинки по следующим признакам на вершине горы картинки со звуком [Ш] в начале слова , у подножья горы картинки со звуком [Ш] середине , на равнине звук [Ш] в конце слова . Вы готовы?

Дети : Да!

1задание найти и назвать картинки со звуком [Ш] в начале слова .

Дети : Шапка, шарф, шкаф, шуба.

Логопед : Где расположим наши картинки?

Дети : На вершине горы.

Логопед : Почему?

2 задание найти и назвать картинки со звуком [Ш] в середине слова.

Дети : Кошка, машина, мешок, петушок.

Логопед

Дети : У подножья горы.

Логопед : Почему?

3 задание найти и назвать картинки со звуком [Ш] в конце слова .

Дети : Мышь, камыш, душ.

Логопед : Где расположим эти картинки?

Дети : На равнине.

Логопед : Почему?

Логопед : Справились и с этим заданием. Посмотрите, еще одно письмо, посмотрим, что в нем. Опять картинка непонятная. Возьмем с собой и это письмо. Я думаю, оно нам тоже пригодится. Что бы попасть на третий остров нам необходимо отгадать загадку, вы готовы? Слушайте внимательно.

Логопед :

Нептун, явно, с кем-то в ссоре,

Если так бушует море!

Волны самых разных форм…

Что же с морем? В море …

(Шторм)

Логопед : Посмотрите, чудо остров! Песчаные берега. Но после шторма здесь такой беспорядок! Бумажки разные разбросаны, давайте наведем порядок. Ой, посмотрите, это же конверты возьмите по одному конверту и подойдите к столу, откройте свои конверты, что в них? Картинки после шторма перемешались, их нужно собрать.

Дети собирают картинки. Логопед просит их назвать, что изображено на картинках и в какой позиции стоит звук [Ш] .

Логопед : Какие вы сообразительные! Молодцы! Вот еще один конверт с картинкой, возьмем его с собой дальше. Для того чтоб нам попасть на следующий остров, нам необходимо сделать морскую зарядку. Вы готовы? Станьте поудобней, чтоб друг другу не мешать. Начнем?

Дети : Да!

Физминутка :

Как живешь? Вот так.

Как плывешь? Вот так.

Как бежишь? Вот так.

Вдаль глядишь? Вот так.

Машешь вслед? Вот так.

Ждешь обед? Вот так.

Утром спишь? Вот так.

Как шалишь? Вот так…

Логопед : Морскую зарядку сделали. Попали с вами на четвертый остров. Теперь нас ждет следующее задание. Здесь конверт, а в нем задания, их ровно шесть, как и вас. Значит, каждому ребенку достанется по одному заданию. Вы готовы? Слушайте внимательно!

«Мозговой штурм» (дети отвечают на вопрос словом, начинающимся со звука [Ш] )

– Головной убор. (Шапка, шляпа)

– Число после пяти. (Шесть)

– Там учатся дети. (Школа)

– Часть колеса. (Шина)

– Колючки у розы. (Шипы)

Растет на ёлке. (Шишка)

Логопед : Какой звук вы слышите во всех этих словах?

Дети : В этих словах есть звук [Ш] .

Логопед : В какой позиции находится звук [Ш] ?

Дети : Звук [Ш] стоит в начале слова.

Логопед : Следующее задание. Игра «Предложение договори и его ты измени» (с картинками) :

У Маши… (шуба) . – Это чья шуба? – Это Машина шуба.

У Миши… (машина) . – …

У Паши… (мешок) . – …

У Даши… (шахматы) . – …

У Наташи (шарик) . – …

У Глаши ….(ромашка) . - ….

Логопед : Правильно! Молодцы! Ещё один конверт с картинкой. И его мы возьмем с собой. Отправляемся на следующий остров. Для этого нам надо размять наши с вами ручки. Приготовьтесь. (Пальчиковая гимнастика) . Что ж, начнём.

Две ладошки прижму, Прижать друг к другу обе ладошки

И по морю поплыву. при этом не соединяя большие пальцы

Две ладошки, друзья, - Делать волнообразные движения

Это лодочка моя. руками - "лодочка плывёт"

Паруса подниму, У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой"

А по бурным волнам Полностью соединить друг с другом две

Плывут рыбки тут и там. ладошки для имитации рыбок и снова

волнообразные движения - "рыбки плывут"

Логопед : Вот и последний остров. Посмотрите, здесь сундук, он закрыт, что же нам делать теперь? (Ответы детей) Дети, на каждом острове мы находили конверты с различными картинками, давайте их достанем и посмотрим, что у нас получится. (Один ребенок собирает картинку и говорит, что изображено) Дети, это же ключ. А вот и настоящие ключи, надо выбрать только один, который похож на картинку. (Выходит один ребенок и подбирает ключ к замку, открывает его и достает книгу) Дети, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Эту книгу мы с вами отправим Каркуше. Я вам предлагаю отправить книгу с рассказом о нашем путешествии, который вы составите, а я его запишу, пусть Каркуша прочитает его своим друзьям. А поможет нам мнемотаблица. (Дети составляют рассказ и подводят итог всего занятия) Вот и подошло наше с вами путешествие к концу. Пора нам возвращаться в детский сад, что бы отправить книгу доктору Айболиту. Давайте скажем гостям до свидания, до новых встреч (дети под музыку уходят) .

Открытое логопедическое мероприятие
с использованием интерактивной песочницы
по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании ….
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную, мелкую моторику и кинестетическую чувствительность; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие, играть в соответствие с правилами.
Оборудование: 2 игрушки – змеи, посылка, письмо, картинки символы для артикуляционной гимнастики, интерактивная песочница с играми «Вода», «Цвета и формы», предметные картинки.ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Оргмомент.
Л.: Ребята к нам в детский сад пришла посылка. (открываю посылку, там лежит письмо и змеи - игрушки). «Дорогие ребята. Нас зовут Змеюша и Шипюша, мы жители песочной страны и мы заблудились. Помогите нам вернуться в песочную страну».
Л.: Ребята, поможем Змеюше и Шипюше вернуться в песочную страну?
Д.: Поможем.
Л.: Перед дальней дорогой надо размяться. (проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам: «Лопата», «Чашечка», «Фокус» - на воздушную струю,).Л.: Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмем любимый звук Змеюши и Шипюши. (ребенок узнает звук [ш] по беззвучной артикуляции и произносит его).
Л.: Но прежде чем нам пойти мы будем делать шаг в том случае, если услышите звук [ш] в слогах:
Аша, оса, ыпа, ыши, оца, уху, эше, ушу.
Л.: Куда же нас привела дорожка?
Д.: В песочную страну.
Ритуал «входа» в Песочную страну
«В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!»
Л.: Давайте с вами вспомним правила поведения в песочной стране
«Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить;
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!?»
Л.: Ребята, но нас здесь никто не встречает? Как вы думаете почему?
Д.: ответы детей.
Л.: Я думаю, что мы с вами еще не пришли в песочную страну? Смотрите, гора возникла на пути, нужно помочь Змеюше и Шипюше обползти горы. Слушайте меня внимательно и повторите за мной.
Игра «Разговор со змеей»
Ша – Ша - ШаШо-Шо-ШоШу-Шу-ШуШи-Ши-ШиШе-Ше-Ше
Л.: Вот мы с вами подошли к реке (интерактивная песочница с игрой «Строители»), а моста нет, только картинки лежат. (раскладываются картинки перед детьми). Давайте разберем эти картинки. А разложим их так: с лева положим те картинки, в названиях которых звук «Ш» в начале слова, в центре – если звук в середине слова, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова. Ребенок раскладывает картинки в зависимости от места звука в слове. А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих картинок, к каждой картинке подбирай слово: шапка (какая?); машина (какая?).
(дети строят мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова)
(Логопед фиксирует себе эти слова перечисления и переворачивает каждую картинку изображением вниз)
Л.: Перешли по мостику. Куда же нам идти дальше? Дорогу найдем, если подберем слова «наоборот»
Маленький – большой,
Гладкий – шершавый,
Узкий – широкий,
Плохой – хороший.
Л.: (интерактивная песочница с игрой «Цвета и формы») Вот и подошли мы к песочной стране, но прежде чем перед нами откроются двери нам нужно посчитать жителей песочной страны. Будем считать только тех жителей в названиях которых есть звук Ш. «Один барашек, два барашка, три барашка, четыре барашка, пять барашек» (лягушка, лошадь, мышка)
Д.: Одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушки, пять лягушек;
Л.: Ребята, смотрите, что – то Змеюша и Шипиша пытаются нам прошыпеть, поднесите их к уху и послушайте.
Змеюша и Шипюша «Спасибо ребята, что помогли нам вернуться в песочную страну».
Л.: Нам пора возвращаться. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Вы ведь их хорошо запомнили? Про какую картинку … ты говорил….? (логопед перечисляет слова, которые подбирал ребенок. Тот, вспоминая картинку, отвечает6 «Я хорошо запомнил….». картинка переворачивается для проверки правильности ответа ребенка.
Ритуал выхода из песочной страны:
«В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Змеюшек ты вернуть помог!»
Итог занятия:
Л.: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое доброе дело мы с вами сделали? Какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
Д.: Мы помогли Змеюше и Шипюше вернуться в песочное царство. В путешествии нас сопровождал звук Ш – ш – ш.


Приложенные файлы

mob_info