История одной скульптуры: «Геркулес и Несс» в галерее Уффици. Женитьба геракла на деянире Деянира, жена Геракла, это – отражение Иуды Искариота

Три томительных года рабской службы у царицы Омфалы прошли, и Геракл вновь обрел долгожданную свободу. Он шел домой. Сердце его ликовало, и в такт его биению он не уставал повторять: "Свободен! Свободен!"

В сражениях с чудовищами, в дальних походах, в странствиях по всему свету проходила жизнь Геракла. Он обошел весь мир, побывал во многих городах, но нигде не жил долго - не было у него ни семьи, ни собственного дома.

"Пора и мне, вечному скитальцу, пожить спокойной жизнью: в собственном доме, с любящей женой, в окружении детей и внуков. Дом построить не трудно, но где найти жену, с которой я был бы счастлив?" - так размышлял Геракл, возвращаясь в Элладу.

Тут он вспомнил, что несколько лет назад ему довелось принимать участие в охоте на дикого Калидонского кабана. По приглашению царя Ойнея в Калидон поохотиться на этого зверя съехались многие герои. Возглавил охоту сын Ойнея царевич Мелеагр. Когда кабан был повержен, Геракл продолжил свой путь и совсем забыл об этой охоте.

Только теперь, перед внутренним взором Геракла предстали чистые и глубокие, как у пугливой горной лани, глаза младшей сестры Мелеагра Деяниры.

"Тогда она была совсем еще девочкой, а теперь, наверное, невеста. Вот, кто может стать мне хорошей женой",- подумал Геракл и направился в город Калидон в надежде сосватать себе Деяниру.

В Калидон Геракл пришел вовремя - старый царь Ойней выдавал свою младшую дочь замуж. Много женихов прибыли в Калидон добиваться руки Деяниры. Среди них был и речной бог Ахелой - страшилище с бычьими рогами на голове, зеленой бородой, по которой все время струилась вода.

Ойней решил, что Деяниру получит тот, кто станет победителем в единоборстве с Ахелоем. Увидев такого соперника, все женихи, кроме Геракла, в страхе разбежались.

Пришлось Гераклу помериться силами с Ахелоем. Но прежде, чем начать поединок, Ахелой начал издеваться над Гераклом и порочить его мать Алкмену.

Нахмурив брови, сын Зевса слушал обидные слова, но вдруг гневом сверкнули его глаза, и он сказал: "Ахелой, мне лучше служат руки, чем язык! Будь же победителем на словах, я же буду победителем на деле".

Обхватил Геракл Ахелоя, сдавил его тело своими могучими руками, но речной бог стоял твердо, как стоит незыблемая скала. Разошлись соперники и снова сошлись, точно два разъяренных быка. Как ни напрягал силы Ахелой, все ниже и ниже клонил его Геракл к земле. Подогнулись колени речного бога, рухнул он на землю, но, чтобы не быть побежденным, обратился Ахелой в змею.

Засмеялся Геракл: "Еще в колыбели научился я бороться со змеями! Правда, ты, Ахелой, превосходишь других змей, но не сравниться тебе с Лернейской гидрой. Хоть и вырастали у нее две головы вместо одной срубленной, все же я победил ее!"

Тогда обратился Ахелой в быка и снова напал на Геракла. А Геракл схватил его за рога и бросил на землю с такой силой, что сломал речному богу один рог.

Побежден был Ахелой, и стала Деянира женой Геракла.

После свадьбы Геракл и Деянира не долго оставались в доме Ойнея. Однажды во время пира Геракл ударил мальчика Эвнома, сына Архитела, за то, что тот пролил ему на руки воду, предназначенную для омовения ног. Не умел сын Зевса соизмерять силу своих рук: удар был так силен, что мальчик упал мертвым.

Опечалился Геракл, и хотя простил ему Архител невольное убийство сына, все же покинули Калидон молодые супруги и отправились в город Трахины, где решили устраивать свой дом.

В пути пришел Геракл с женой к реке Эверу. Через эту бурную реку перевозил путников за плату на своей широкой спине кентавр Несс. Деянира уселась на спину кентавра, а Геракл, перебросив на другой берег дубинку и лук, решил преодолеть реку вплавь.

Только вышел Геракл из воды, как услышал крик Деяниры. Она звала на помощь своего мужа. Кентавр, плененный красотой Деяниры, захотел ее похитить.

"Куда ты бежишь? - крикнул Геракл Нессу,- Уж не думаешь ли ты, что спасут тебя твои ноги? Как бы быстро ни мчался ты, моя стрела тебя все-таки настигнет!"

Натянул Геракл свой лук - слетела смертоносная стрела с тугой тетивы и настигла Несса (по другому варианту мифа Геракл поражает Несса мечом). Упал Несс, ручьем полилась из его раны кровь, смешавшаяся с ядом Лернейской гидры.

Мгновенно придумал умирающий кентавр, как отомстить Гераклу за свою гибель. "Взгляни, красавица,- сказал Несс Деянире,- рана моя смертельна и кровь вокруг нее уже запеклась. Собери ее, сохрани - в ней чудодейственная сила. Если когда-нибудь Геракл тебя разлюбит, натри моей запекшейся кровью его одежду - и вновь вернется к тебе его любовь.

Поверила Деянира кентавру, собрала его кровь и спрятала.

Умер Несс. Геракл же с Деянирой поселились в Трахинах и жили там до тех пор, пока вновь не позвала сына Зевса в дорогу жажда нового подвига.

В этолийском городе Калидоне жил царь Ойней – кроткий, добродушный и гостеприимный. У него была дочь Деянира. Молва о необыкновенной, чарующей красоте Ойнеевой дочери дошла до самых отдаленных стран, и отовсюду сходились в Калидон искатели руки царевны. В числе женихов ее был также и бог соседней реки Ахелой, являвшийся в дом Ойнея в различных видах: то в образе человеческом, то в виде сильного, круторогого быка или змеи, или же в виде неслыханного чудовища: туловище у него было человеческое, голова же – рогатая, бычья, а из щетинистой бороды беспрерывно струились водные потоки. Ужасом исполнялось сердце Деяниры, когда Ахелой являлся в доме отца ее: но Ойней не осмеливался отказать мощному богу соседней реки, обладавшему возможностью посылать благодать на дом царя и карать его гибелью. Вот однажды между женихами царевны появился и Геракл. Еще в то время, когда герой нисходил в царство теней, Мелеагр рассказывал ему о своей бесценной сестре и просил его взять Деяниру себе в супруги. Пред славным сыном Зевса и мощным Ахелоем отступили все остальные женихи; спрашивалось только: который из двух соперников овладеет рукой царевны? Так как отец не осмеливался взять на себя решение дела, то соперники положили решить его боем. На ровном месте, перед городом, перед очами царя, царицы и Деяниры, стали они друг против друга – Геракл и Ахелой, речной бог, принявший на этот раз человеческий образ; вышли они на бой без всякого оружия. С замирающим сердцем ожидала Деянира решения своей участи; какого исхода желала она битве, понять нетрудно: мощный сын Зевса, славный герой, пленил ее сердце.

Геракл, искусный во всех родах битв, нападал на неуклюжего Ахелоя то с той, то с другой стороны, то хватал он его за шею, то за жилистую, крепкую ногу, но не мог, несмотря на всю свою силу и ловкость, побороть колоссального исполина . Ахелой стоял твердо и незыблемо, как стена, как плотина, на которую тщетно напирают с шумом яростные волны. Истощенные и обессиленные, расходятся бойцы и схватываются снова. Напирая грудью на грудь, обхватывая друг друга руками, борются они подобно двум разъяренным быкам. Трижды пытался Геракл грудью осадить назад напиравшего на него речного бога; при четвертой попытке ему удалось высвободить свои руки и всей силой, всей тяжестью своего тела, как гора, налег он тогда на противника; жал и душил его он до тех пор, пока тот, задыхаясь, не опустился на колени и не прикоснулся лицом к земле. Едва только опустился Ахелой на землю, тотчас же превращается он в змея: извиваясь, скользит из рук Геракла, шипит и разевает на него свою пасть. "Бороться со змеями я умел еще в колыбели ; лернейская гидра грозила мне не одной пастью!" – восклицает насмешливо Геракл и хватает змею обеими руками и крепко сжимает ее. Но змея внезапно обращается в круторогого быка: стоит бык перед Гераклом и грозит своими страшными рогами. Бестрепетной рукой хватает Геракл его за рог и бросает наземь с такой силой, что вырывает у него рог. После этого бог признает себя побежденным и, опозоренный, отказывается от посягательства на руку царевны. Вырванный же рог выменивает он на наполненный цветами и плодами рог изобилия, доставшийся ему от нимфы Амалфеи.

Вступив в брак с Деянирой, Геракл долго оставался в доме своего гостеприимного тестя, но один несчастный случай наставил его удалиться и отсюда. Раз, на пиру, отрок, прислуживавший гостям за трапезой, подал ему для омовения рук воду, назначенную для мытья ног. Геракл хотел слегка наказать рассеянного отрока; но рука его была так сильна, что мальчик мертвый упал на землю. Хотя отец убитого простил герою невольное убийство и не требовал от него никакого удовлетворения, но Геракл, несмотря на это, добровольно обрек себя на изгнание и, вместе с молодой супругой, отправился в Трахину; здесь намерен он был поселиться у друга своего царя Ксикса.

Когда, идя в Трахину, дошли они до реки Эвена, в пустынной и безлюдной стране встретили они Несса, одного из рассеянных по земле кентавров: он занимался здесь прибыльным промыслом – перевозил на своей широкой спине путников через реку. Геракл поручил ему перевезти Деяниру, сам же пошел через реку вброд. В то время как герой находился уже на другом берегу реки, вдруг услыхал он громкий крик своей супруги; возвращается он назад и видит – грубый кентавр, прельщенный красой Деяниры, дерзко обнимает ее и, плывя вниз по реке, увлекает ее за собой. "Мои стрелы быстрее твоих ног, разбойник!" – восклицает Геракл и вонзает ему в грудь остроконечную стрелу. Знает раненый кентавр, что стрелы Геракла смертоносны; вполне уверен он, что гибель его неизбежна, и, безнадежный, ждет минуты своей смерти. Но те мгновения, которые ему оставалось прожить, Несс употребил на то, чтоб погубить своего убийцу. Схватывает он из раны спекшуюся кровь, смешанную с ядом стрелы, и вручает ее Деянире. "Тебя последнюю пришлось мне перевозить через реку, – говорит он ей, – и тебе отдам я талисман, которым обладаю. Возьми эту кровь, укупорь ее хорошенько и храни бережно – чтоб не коснулся до нее ни один луч света. Если когда-нибудь случится, что супруг твой разлюбит тебя и полюбит другую женщину, ты намажь этой кровью его одежду – и любовь его возвратится к тебе снова, и уже навсегда".

Похищение Деяниры Нессом. Картина Г. Рени, 1617-1619

Деянира поверила кентавру Нессу и приняла его дар, упустив из виду, что дар этот шел из рук умирающего врага ее супруга. Прежде чем Геракл успел подойти к ней, она сокрыла полученный талисман в плотно закупоренный сосуд в намерении воспользоваться даром кентавра, если когда-нибудь представится в нем нужда. Этот мнимый талисман, это привораживающее средство и было впоследствии причиной смерти Геракла.

После трудного пути по пустынным высотам Парнаса и Эты Геракл прибыл в Трахину, где его дружески принял Ксикс и где он остался на житье на долгое время.

Иуда Искариот предал Иисуса и вступил в заговор с иудейскими первосвященниками и фарисеями. Более того, сам привёл стражу и помог арестовать Христа, указав на него воинам посредством своего коварного поцелуя (знаменитый поцелуй Иуды). В версии русских летописей этот же сюжет преломился как предательство, совершённое женой Андрея Боголюбского. Она возненавидела мужа, вступила в заговор с его врагами, провела убийц прямо в спальню к мужу и бестрепетно присутствовала при его гибели. Даже держала отрубленную руку великого князя. Таким образом, жена князя Андрея (Андроника-Христа) – это дубликат Иуды Искариота.

Спрашивается, появится ли этот эпизод в истории Геракла? Да, упоминается, причём в довольно ярком виде. Сейчас мы его опишем.

Завершив очередное завоевание, Геракл отправился в Калидон, где решил обосноваться. «Не имея законных наследников и жены, он стал ухаживать за Деянирой, предполагаемой дочерью Ойнея… Много женихов приходили во дворец Ойнея в Плевроне, чтобы просить руки прекрасной Деяниры, умевшей править колесницей и освоившей военное искусство. Но тут же отказывались от своих намерений, как только узнавали, что среди их соперников Геракл и речной бог Ахелой… Бессмертный Ахелой являлся в одном из трёх обличий: быка, пятнистого змея и человека с бычьей головой…

Когда Ойней призвал Геракла… тот стал хвастаться, что если Деянира выйдет за него замуж, мало того, что её свёкром станет сам Зевс, но и она сама будет купаться в лучах его славы за двенадцать совершённых им подвигов.

Ахелой… лишь хмыкнул и заметил, что и ему не занимать славы, ведь он отец всех греческих вод, а не беспутный бродяга вроде Геракла… Издеваясь, заметил Гераклу: «Или ты не Зевсов сын, или твоя мать была распутницей!»

Рис. 1.32. Геракл борется с Ахелоем. Стамнос Олтоса. Лондон. Британский музей. Взято из , с. 197.

Геракл нахмурился… «He потерплю, чтобы мою мать оскорбляли!»

Ахелой… стал бороться с Гераклом до тех пор, пока тот не бросил его спиной наземь, рис. 1.20, 1.21, 1.32. Тогда он не мешкая обернулся змеем и пополз прочь.

«Я ещё в колыбели душил змей!» – засмеялся Геракл, стремясь схватить его за шею. Тогда Ахелой превратился в быка и бросился на противника. Геракл… с такой силой ударил его оземь, что правого рога как не стало. Опозоренный Ахелой ретировался» , с. 411 – 412.

В результате Геракл женился на Деянире.

Вероятно, в цитированном рассказе уже начинают проступать отдельные фрагменты истории Иуды Искариота. Во-первых, чётко прозвучала скептическая иудейско-раввинская точка зрения на рождение Геракла-Христа. Ахелой сомневается в законности рождения Геракла. Дескать, либо Зевс не был отцом, либо твоя мать была распутницей. Мы подробно обсуждали эти средневековые споры вокруг рождения Иисуса в нашей книге «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги».

Далее вновь всплывает сюжет о борьбе Геракла-Христа со змеёй (змеями). Как мы уже отмечали, ядовитая змея – это один из образов Иуды Искариота. Летописцы иногда путались и «склеивали» рождение Христа с его гибелью. В результате «змеиный сюжет» возникал как при описании младенчества Геракла-Христа, так и в последние дни его жизни в виде коварного «змеиного» поцелуя Иуды Искариота. (Напомним другие его отражения: укус змеи в грудь Клеопатры, нападение змеи на князя Олега…). Поэтому борьба Геракла с Ахелоем-змеёй перед женитьбой на Деянире олицетворяет, по-видимому, противостояние Христа и Иуды Искариота.

Вообще, Ахелой описан как коварный бог, меняющий свои обличья. С его косматой бороды постоянно стекала вода. В общем, перед нами предстаёт «нехороший образ». Недаром «Деянире казалось, что она лучше бы умерла, чем стала его (Ахелоя – Авт.) женой» , с. 412.

Затем Ахелой исчезает со страниц греческого мифа и его «нехорошее место», как мы сейчас увидим, занимает сама Деянира. Мы цитируем.

«Когда Геракл и Деянира переправлялись через реку Эвен во время половодья, кентавр Несс, утверждая, что боги поставили его в том месте паромщиком за его благочестие, предложил Гераклу ЗА НЕБОЛЬШУЮ ПЛАТУ перевезти Деяниру так, что та и ног не замочит, а сам Геракл пусть добирается вплавь Геракл согласился, ЗАПЛАТИЛ, ЧТО ПОЛОЖЕНО, перебросил дубину и лук на другой берег, а сам прыгнул в воду. Но Несс, вопреки уговору, поплыл в противоположном направлении, держа Деяниру на спине. Затем он бросил её наземь и попытался овладеть ею. Та закричала, призывая на помощь; Геракл быстро достал свой лук, тщательно прицелился и поразил Несса прямо в грудь с расстояния в полмили.

Умирая, Несс сказал Деянире: «Если ты смешаешь семя, которое я пролил на землю, с моей кровью, добавишь оливковое масло и ТАЙНО натрёшь этой смесью одежду Геракла, то тебе никогда не придётся жаловаться на его супружескую неверность». Деянира быстро собрала всё, на что он указал, в кувшин, запечатала его и СПРЯТАЛА НА СЕБЕ, НЕ СКАЗАВ О СЛУЧИВШЕМСЯ НИ СЛОВА ГЕРАКЛУ.

Рассказывают также, что Несс предложил Деянире шерсть, пропитанную его кровью, и сказал, чтобы нити этой шерсти она вплела в одежду Геракла. Третий вариант гласит, что он дал ей свою собственную испачканную кровью одежду в качестве любовного амулета, а сам убежал к соседнему племени локров, где и умер от раны. Его тело осталось непогребённым у подножия холма Тафиасс, наполняя всю округу ужасным зловонием… Источник, близ которого умер Несс, до сих пор несёт зловонную воду со сгустками крови» , с. 413.

Вскоре Деянира воспользуется советом Несса, натрёт адской смесью одежду Геракла, и тот погибнет.

В сцене переправы явственно звучит тема предательства Иуды Искариота. В самом деле.

Упоминается о некоей плате, которую следовало дать за «переправу через реку». Причём этот эпизод миф рассматривает как важный. Говорится, что Геракл заплатил что положено коварному кентавру Нессу. Скорее всего, перед нами – отражение знаменитых тридцати сребренников Иуды. Эту плату вручили Иуде за его предательство. «Проклятые деньги» стали потом символом коварства.

Между прочим, в данном «античном» сюжете Иуда Искариот, вероятно, выступает как пара персонажей: кентавр Несс + Деянира. Может быть, словосочетание «кентавр Несс» является сильно искажённым отражением имени «искариот» (на этом мы, конечно, не настаиваем).

Правда, греческий миф считает, будто деньги были выданы самим Гераклом-Христом, а не иудейскими первосвященниками. Однако мы уже сталкивались с тем, что некоторые летописцы путали, например, Иуду с Христом. См. и нашу книгу «Царский Рим в Междуречье Оки и Волги». Поэтому знаменитые тридцать сребренников Иуды могли перекочёвывать на страницах разных текстов из рук иудейских фарисеев в руки Христа. Тем не менее, суть дела в мифе в общем сохранена, поскольку деньги подучил именно «плохой кентавр» Несс, аналог Иуды.

Рис. 1.33. Несс и Деянира. Картина Рубенса. Взято из , с. 557, илл. 614.

Рис. 1.34. Похищение Деяниры. Этрусское зеркало. Взято из , с. 558, илл. 615.

Далее, денежная плата коварному Нессу приводит к секретному сговору между ним и Деянирой. Иначе их поведение не назовёшь. Ведь они фактически вступают в тайный союз, заговор. Тайком от Геракла Несс сообщает Деянире, что нужно сделать, а она, опять-таки ТАЙКОМ ОТ МУЖА, аккуратнейшим образом исполняет указания раненого кентавра (собирает его семя, кровь и т.п.). Здесь вновь всплывает в памяти история коварной жены Андрея Боголюбского, которая тайком от него вступает в заговор против собственного мужа. Деянира тоже фактически вступает в заговор против своего мужа Геракла. Греческий миф, правда, пытается обелить её. Дескать, жена поступила так «по простоте душевной», не подозревая о последствиях. Но всё это, скорее всего, уже позднейшие редакторские уловки, имеющие своей целью переложить вину на других.

Вообще, в анализируемой нами сцене громко звучит тема обмана. Кентавр Несс обещал Гераклу исполнить оплаченный уговор, однако тут же ОБМАНУЛ. Этим дело не кончилось. Деянира фактически обманула мужа, ничего не сказав ему о рекомендациях Несса, и лукаво скрыв от Геракла кувшин со смертельным для него ядом. Мы узнаём здесь всё тот же обман, совершённый Иудой Искариотом вкупе с иудейскими первосвященниками. Как Евангелия, так и греческий миф, уделяют данному эпизоду самое серьёзное внимание.

В христианском мире отношение к Иуде Искариоту негативное. Как мы показали в предыдущих публикациях, аналогично оцениваются и многочисленные фантомные отражения Иуды (под другими именами) на страницах «античных» летописей. То же самое мы видим теперь и в сюжете о Нессе-Деянире. Греческий миф рисует Несса чёрными красками. В частности, говорится об ужасном зловонии, распространившемся по округе после его гибели. До сих, дескать, источник несёт вонючую воду.

На рис. 1.33 показана картина Рубенса «Несс и Деянира». На рис. 1.34 – этрусское зеркало, на котором изображено похищение Деяниры Нессом.

Рисунок на старинной вазе представляет Деяниру, зовущую Геракла на помощь, рис. 1.35. На рис. 1.36 мы видим картину Гида «Похищение Деяниры кентавром Нессом». См. старинные изображения этого сюжета также на рис. 1.37 – 1.39.

Рис. 1.35. Деянира зовёт Геракла на помощь. Рисунок на старинной вазе. Взято из , с. 558, илл. 616.

Рис. 1.36. Похищение Деяниры. Картина Гида (Лувр). Взято из , с. 559, илл. 617.

Рис. 1.37. Несс и Деянира. Роспись старинной вазы. Лондон, Британский музей. Взято из , с. 198.

Рис. 1.38. Геракл, Деянира и Несс. Роспись старинной вазы. Бостон. Взято из , с. 198.

Рис. 1.39. Геркулес и Деянира. Помпеи. Фреска. Взято из , вклейка между с. 352 – 353.

Жил в Этолии, в городе Калидоне, царь Ойней, была у него дочь Деянира. О ее необычайной красоте молва облетела всю Элладу и дошла до самых отдаленных стран. И вот стали сходиться в Калидон женихи и свататься за Деяниру. А воспитывалась она в эголийском городе Плевроне, и там увидел ее однажды бог соседней реки Ахелой и полюбил. Он трижды являлся свататься к ее отцу Ойнею. Он приходил то в образе юноши, то в виде сильного круторогого быка или змеи, или в виде чудовища с человеческим туловищем и с бычьей головой, с косматой бородой, из которой струился ручей. С ужасом смотрела Деянира на жениха Ахе-лоя, когда тот являлся в дом ее отца, и долгое время она отказывала своему страшному жениху. Наконец ей пришлось согласиться, так как ее отец боялся разгневать могущественного речного бога.

Как раз в это время явился свататься за нее Геракл, которого просил в подземном царстве брат Деяниры Мелеагр взять сестру его в жены.

И вот перед славным Зевсовым сыном Гераклом и могущественным богом реки Ахелоем отступили все прочие женихи, и было только одно неизвестно: кто из двух женихов окажется победителем. И решили тогда соперники решить дело единоборством.

На большом ровном поле, за городом, в присутствии царя Ойнея и Деяниры стали друг против друга Геракл и Ахелой, принявший на этот раз человеческий образ, и вышли они на битву без всякого оружия. Со страхом ожидала Деянира решения своей участи; она сильно желала, чтобы победителем вышел славный герой Геракл, пленивший ее сердце.

И вот начался бой между ними. Геракл, искусный в боях, стал нападать на неуклюжего речного бога Ахелоя, но, несмотря на свою силу и ловкость, он не мог одолеть великана. Боролись они, подобно быкам разъяренным, и трижды пытался Геракл осадить нападавшего на него речного бога. Тяжестью своего могучего тела он напирал иа него, как гора, пока наконец речной бог, задыхаясь, упал на колени и коснулся лицом земли. Только это случилось, как тотчас обратился Ахелой в змея. Извиваясь, выскользнул он из рук Геракла. «Бороться со змеями я научился еще с раннего детства, -подумал Геракл. -Лернейская гидра тоже грозила мне не одной своей пастью». И вот он схватил змея обеими руками и крепко его зажал. Но вдруг волшебный змей превратился в круторогого быка; стоит он перед Гераклом и грозит ему своими рогами. Но Геракл бросился на быка, схватил за рога и бросил на землю с такой силой, что вырвал у него рог. Тогда речной бог признал себя побелсденным и отказался от Деяниры. А вырванный рог Геракл выменял у нимфы Амалфеи на полный цветами и плодами рог изобилия.

Пышно праздновалась свадьба Геракла и Деяниры, и долго оставался Геракл в доме своего гостеприимного тестя. Но стал Геракл снова стремиться к подвигам, и когда Деянира родила ему сына Гилла, они отправились в Калидон к старому другу Геракла царю Кеику.

Пришлось им идти по пустынной безлюдной стране, и они дошли до реки Эвен, где встретили кентавра Несса, который за плату переносил на своей спине странников на другой берег.

Геракл поручил ему перенести свою жену, а сам перешел реку вброд.

Когда Геракл находился уже на другом берегу, он услышал крик Деяниры и заметил, что дикий кентавр собирается похитить прекрасную Деяниру и плывет вниз по реке.

Мои стрелы быстрее тебя, разбойник! - крикнул Геракл и вонзил ему меткой рукой в грудь свою быстролетную стрелу. Упал пораженный насмерть кентавр и сказал, умирая, Дея-нире: «Дочь Ойнея, ты так прекрасна, что я хотел бы быть полезным тебе». И он взял из раны запекшуюся кровь, смешанную с ядом стрелы, дал ее Деянире и просил хранить ее у себя, оберегая от солнечного света. «Если муж разлюбит тебя, ты помажь этой кровью его одежду, и его любовь вернется к тебе снова, и навсегда». Деянира поверила хитрому кентавру и приняла от него сгусток запекшейся крови, забыв, что это вражеский дар. Она спрятала его тайно от мужа в сосуд, думая когда-нибудь им воспользоваться. Этот дар кентавра был впоследствии причиной смерти Геракла.

Наконец, после долгого и трудного пути по пустынным горам Парнаса и Эты, Геракл и Деянира благополучно прибыли к царю Кеику и долгое время гостили у него.


КЕНТАВРЫ в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры смертны

Геракл сражается с кентаврами.
Гравюра Ганса Себальда Бехама, 1542 (B.96, P.98 v/v) из альбома / Подвиги Геракла / (The Labours of Hercules , 1542-1548)


/ Кентавры, сражающиеся с дикими животными / , мозаика с виллы Адриана, ок. 118-128, Берлин, Государственные музеи...

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев..Большая часть кентавров была перебита Гераклом и рассеяна по всей Элладе.. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине..


Гравюра. Семья кентавров
Художник - Ян ван дер Страт (Jan van der Straet), гравер - Ян Колларт (Collaert, Jan), издатель - Филипп Галле (Philippe Galle).
Иллюстрация из книги, изданной около 1580 года, и посвященной физиологии и питанию кентавров. _ Хранится в библиотеке Герцога Августа (Herzog August Bibliothek).

Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла.


Рубенс Питер Пауль __Кентавр Несс и Деянира

После кентавромахии, рассеявшей кентавров по Аттике, и разгрома остатков горного племени, учиненного Гераклом в его пятом подвиге, кентавры эпизодически появляются на мифологических просторах, занимая разные неподобающие должности. Несс · (N e s s o z) один из кентавров, известный своим коварством. После битвы Геракла с кентаврами жил у реки Эвен,-- подхалтуривал на переправе через горную речку, перевозя на широкой спине слабосильных путников и женщин.


Louis de Boullogne (1654 - 1733) __ Nessus and Dejanira


The Abduction of Deianira_19th.century.__Jose Garnelo (Spanish 1886-1944).


Под покровом ночи Картина запорожской художницы Натальи Деревянко,


Игорь Каретин__Несс и Деянира

Однажды судьба направила через эту реку Геракла с супругой Деянирой. Увидев перевозчика, Геракл поленился перенести жену сам, а препоручил ее Нессу. То ли решив отомстить Гераклу за причиненное племени зло, то ли действительно воспылав внезапной страстью к женщине, Несс, переплыв поток, бросился со своей ношей наутек от замешкавшегося героя.


Ноэль Куапель (1628–1707) Похищение Деяниры кентавром Нессом.


Несс, Деянира и Геракл. Аттическая гидрия, ок. 575-550 до н.э. Лувр.


Louis Jean Francois Lagrenee (1725-1805)__Похищение Деяниры кентавром Нессом. 1755
Ножками в воздухе болтает, видимо, бог реки Эвен


РЕНИ ГВИДО (1573 - 1642)__ Деянира, похищаемая кентавром Нессом, 1620-1621.


Nessus Abducting Deianira by Bertel Thorvaldses (1768 или 1770-1844).


Похищение жены Геракла Деяниры кентавром Нессом. Работа Антонио Коррадиниб 1720. Большой Дворец в Дрездене,


Кентавр Несс похищает жену Геракла Деяниру. Бронзовая скульптура по мотивам работ Джамболоньи


Франческо Цуккарелли (ZUCCARELLI, Francesco; 1702-1788).__"Геркулес убивает кентавра Несса"; до 1762.


Джамболонья Джованни (Giambologna Giovanni) (1529–1608)__Геркулес убивает кентавра Несса.


Делоне, Жюль Эли (Delaunay, 1828-1891),__Похищение Деяниры


Геркулес убивает Несса __Итальянская школа,_барокко


Антонио дель Поллайоло (1431–1498)__Hercules и Deianira_около 1475–80


Franz von Stuck (1863–1928) __ Геракл убивает кентавра Несса, чтобы спасти Деяниру. 1899

Геракл, недолго думая, схватил лук и всадил отравленную стрелу в спину скакавшего галопом похитителя. Яд Лернейской гидры действует почти мгновенно, но, прежде чем умереть, Несс успел нашептать Деянире, что, де, кровь кентавра - лучшее приворотное средство в древнегреческой природе.


Рубенс Питер Пауль__ Кентавр Несс и Деянира, 1630, Эрмитаж.


The Rape Of Deianira__ Miguel Barbadillo Y Ossorio


David Vinckeboons (1576– 1632) - Геркулес, Деянира и кентавр Несс.


Анна Зинковская__ Геракл убивает кентавра Несса похищающего Деяниру


Spranger Bartholomeus.(1546-1611)__Геракл, Деянира и мертвый кентавр Несс 1580-1585.

Почему Деянира поверила своему хвостатому похитителю, чего ради собрала и сохранила его отравленную кровь - непонятно. Женщина - хоть и жена героя! Но когда, много позже, Геракл захватил в одном из военных походов качестве трофея дочь эхалийского царя красавицу Иолу, Деянира, справедливо опасавшаяся соперничества, смочила в ядовитом эликсире хитон мужа и послала ему с вестником. Геракл надел хитон - и лернейская отрава проникла в его жилы, ткань приросла к телу и герой был брошен в пучину неутолимой жгучей нарастающей боли. В отчаянии он смог лишь устроить жертвенный костер для себя самого и взойти на него.


Benvenuto Tisi da Garofalo (1481–1559) __Апофеоз Геркулеса_ ок 1539

Так он умер, а посмертие его неизвестно: стал ли он новым богом, а Геба его небесной супругой, сошел ли в Аид - в этом месте источники темны и неясны.


Созвездие Кентавра-Стрельца из арабского астрономического манускрипта / Китаб ал-Мавалид / Абу Машара (787-886 гг.), известного в Европе как Альбумасар.

Некоторые видят Несса в созвездии Стрелец.

mob_info