Информационное обслуживание читателей. Инновации в информационном обслуживании пользователей библиотек

В учебнике освещены теоретико-методологические и организационные аспекты библиотечно-информационного обслуживания. Подробно охарактеризованы виды обслуживания, его нормативная база. Рассмотрены виды библиотечно-информационных услуг, технология их предоставления. Приведены методики оценки качества библиотечно-информационного обслуживания и библиотечно-информационных услуг.

Издание адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», преподавателям библиотечно-информационных дисциплин. Учебник также может быть использован в системе среднего профессионального библиотечного образования и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров для библиотек.


Введение 7
Глава 1. Теоретико-методологические основы библиотечно-информационного обслуживания 13
§ 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система доступа к информационным ресурсам и культурным ценностям 13
§ 2. Эволюция терминологии и принципы библиотечно-информационного обслуживания 20
Глава 2. Библиотекарь и пользователь 27
§ 1. Система профессиональных требований к библиотекарю 27
§ 2. Пользователи библиотек и их типология 31
§ 3. Диалогика библиотечно-информационного обслуживания 37
Глава 3. Виды библиотечно-информационного обслуживания и формы его организации 50
§ 1. Характеристика основных видов библиотечно-информационного обслуживания 50
§ 2. Формы организации стационарного, внестационарного и дистанционного обслуживания 62
Глава 4. Правовое регулирование библиотечно-информационого обслуживания 88
§ 1. Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок библиотечно-информационного обслуживания 88
§ 2. Правовое регулирование правоотношений библиотеки и пользователя 93
§ 3. Защита персональных данных пользователей 96
§ 4. Правовое регулирование библиотечно-информационного обслуживания пользователей в сфере интеллектуальной собственности 100
§ 5. Правовое регулирование библиотечно-информационного обслуживания детей 105
§ 6. Правовое регулирование работы библиотек с экстремистскими материалами 113
Глава 5. Библиотечно-информационные услуги: понятие и классификация 124
§ 1. Понятие о библиотечно-информационной услуге 124
§ 2. Классификация библиотечно-информационных услуг 126
Глава 6. Технология предоставления библиотечно-информационных услуг в традиционной и электронной среде 137
§ 1. Структура технологического описания библиотечно-информационных услуг 137
§ 2. Технология предоставления отдельных библиотечно-информационных услуг 148
Глава 7. Оценка качества библиотечно-информационных услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания 191
§ 1. Характеристика базовых понятий 191
§ 2. Показатели и методы оценки качества библиотечно-информационных услуг 194
§ 3. Методики оценки качества библиотечно-информационных услуг 202
§ 4. Оценка эффективности библиотечно-информационного обслуживания 214
Заключение 222
Приложения 224
Приложение 1. Технологическая схема выполнения запроса на предоставление документов из основного фонда библиотеки 224
Приложение 2. Блок-схема государственной услуги «Предоставление информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав» 225
Приложение 3. Оперограмма подготовки электронной библиотечной выставки (фрагмент) 226
Приложение 4. Модель технологического процесса сбора материала для проведения учебного занятия по основам информационной культуры 227
Приложение 5. Операционные нормы времени на процесс подготовки книжной выставки (фрагмент) 228
Список использованных сокращений 230
Предметный указатель 232

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Библиотечно-информационное обслуживание» входит в состав базовой части профессионального цикла основных образовательных программ бакалавриата, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».

Цель освоения дисциплины «Библиотечно-информационное обслуживание» – сформировать комплекс знаний, умений и навыков эффективного библиотечно-информационного обслуживания пользователей разных видов библиотек с ориентацией на непрерывное изменение библиотеки как социального института в условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи дисциплины:

  1. сформировать у студентов целостное представление о библиотечно-информационном обслуживании – важнейшей деятельности библиотеки;
  2. дать представление о теоретико-методологических основах библиотечно-информационного обслуживания;
  3. познакомить с законодательной базой этой деятельности;
  4. раскрыть характеристики основных библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотекой;
  5. дать представление о технологии выполнения библиотечно-информационных услуг;
  6. познакомить с проблемами организации библиотечно-информационной среды обслуживания;
  7. вооружить инструментарием организации мониторинга качества и эффективности библиотечно-информационного обслуживания.

Учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с общенаучными и профессиональными дисциплинами: «Социальные коммуникации», «Педагогика», «Психология», «Информационные сети и системы», «Информационные технологии», «Библиотековедение», «Библиотечный фонд», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий». Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

  1. осознание социальной значимости своей профессии;
  2. владение системным мышлением;
  3. способность к восприятию информации, ее обобщению и анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  4. готовность к взаимодействию с пользователями библиотеки, готовность выявлять их потребности и качественно удовлетворять запросы, повышать уровень информационной культуры пользователей;
  5. готовность к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей;
  6. готовность использовать в библиотечно-информационном обслуживании современные библиотечные технологии и методы организации обслуживания;
  7. владение методами количественной и качественной оценки библиотечно-информационного обслуживания.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. знать теоретические основы библиотечного обслуживания как целостной системы, обеспечивающей доступ пользователей к информационным ресурсам и ценностям культуры в целях удовлетворения их информационных потребностей;
  2. уметь реализовывать теоретические положения в практике библиотечно-информационного обслуживания;
  3. владеть технологиями библиотечно-информационного обслуживания и методикой организации этой деятельности.

«Библиотечно-информационное обслуживание» как учебная дисциплина прошло определенную эволюцию, частично охарактеризованную во втором параграфе первой главы данного учебника. Теория библиотечно-информационного обслуживания и соответствующая учебная дисциплина складывались постепенно в процессе осмысления практики и дискуссий, которые продолжаются и в настоящее время.

В разработку теории обслуживания внесли вклад библиотечные деятели XIX – начала XX в.: В. И. Собольщиков, Н. А. Рубакин, Л. Б. Хавкина, Д. А. Валика и др., которые дали описание этого вида деятельности, исследовали чтение, читателей и их взаимоотношения с библиотекой.

В 1930–1940-е гг. изучением обслуживания читателей занимались А. А. Покровская, Ф. Э. Доблер, Ю. В. Григорьев, Р. С. Кибрик, В. Ф. Сахаров и др.

В разработку теории библиотечного обслуживания в 1960-1990-е гг. внесли вклад Б. В. Банк, Е. А. Горш, В. Г. Умнов, Л. В. Беляков, Е. М. Нагловская, Н. С. Карташов, В. С. Крейденко, А. Е. Шапошников, С. Г. Матлина, В. А. Бородина, М. Я. Дворкина, Ю. П. Мелентьева, большинство из них было авторами учебников по этому курсу.

Существенное влияние на разработку теоретических вопросов обслуживания оказали исследования 1960–1980-х гг. по социологии чтения (В. Д. Стельмах, А. И. Рейтблат, Н. Е. Добрынина, В. Я. Аскарова, М. Д. Афанасьев и др.), а также изучение проблем общения (С. А. Езова, И. А. Мейжис), этических вопросов обслуживания (Г. А. Алтухова).

Предшествующие учебники («Работа с читателями» (1961, 1970, 1981 гг.), «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996) базировались, в основном, на педагогической концепции библиотечного обслуживания, учебник Ю. П. Мелентьевой (2006) – на концепции социализации.

В настоящем учебнике представлена информационно-культурно-сервисная концепция обслуживания, которая исходит из того, что информация в социуме, в том числе кумулируемая библиотекой, является составляющей культуры, а способом доступа пользователей библиотеки к этой информации является услуга (сервис). Название «Библиотечно-информационное обслуживание» подчеркивает, что библиотечное обслуживание представляет собой один из видов информационного обслуживания, реализуемого не только в библиотеках, но и в архивах, службах научной информации, музеях.

Учебник состоит из 7 глав. Первые четыре посвящены теории, организации, правовым вопросам обслуживания, в трех последних рассматриваются технология этой деятельности и ее результат, необходимый для пользователей (читателей).

В первой главе раскрываются методологические и теоретические основы библиотечно-информационного обслуживания, дается определение этой деятельности, рассматриваются эволюция названия учебного курса и принципы библиотечно-информационного обслуживания.

Вторая глава посвящена субъектам библиотечно-информационного обслуживания – библиотекарю и пользователю, а также особенностям общения между ними.

В третьей главе впервые выделены виды библиотечно-информационного обслуживания и представлены известные формы его организации.

В последние годы библиотекарям все более приходится уделять внимание правовым вопросам своей деятельности. Поэтому четвертая глава посвящена правовому регулированию библиотечно-информационного обслуживания. В ней рассмотрены основные нормативно-правовые акты, относящиеся к этой деятельности, правоотношения библиотеки и пользователей, вопросы защиты персональных данных, работы библиотек с экстремистскими материалами, вопросы регулирования библиотечно-информационного обслуживания в сфере интеллектуальной собственности.

Поскольку для пользователей библиотеки важно получение квалифицированных ответов на их запросы, которые предоставляются в виде библиотечно-информационных услуг, в пятой главе дается характеристика этих услуг и их классификация.

Для бакалавров значима не только теория, но и практика, они должны знать, как выполнять ту или иную деятельность. Шестая глава посвящена технологии предоставления библиотечно-информационных услуг в традиционной и электронной среде. Общие вопросы технологии конкретизированы в описании технологических процессов выполнения отдельных услуг: выдачи документов, справок, избирательного распространения информации (ИРИ), выставок. Дано сравнение предоставления указанных услуг с применением традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий. К шестой главе даны пять приложений: четыре из них представляют в графической и табличной форме технологические описания выдачи документов (традиционный и электронный варианты), подготовки электронной выставки, сбора материала для проведения занятия по основам информационной культуры, пятое приложение предлагает примерные нормы времени на процесс подготовки традиционной выставки.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам оценки качества любой деятельности, в том числе обслуживания. Эта проблема нашла отражение в седьмой главе учебника, где представлены критерии, показатели и методы оценки качества услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания в целом.

Учебник ориентирован, прежде всего, на студентов и преподавателей вузов культуры. Его могут также использовать как справочное и практическое пособие библиографы и информационные работники библиотек и информационных служб, сотрудники системы повышения квалификации, сотрудники и руководители органов управления в сфере образования и культуры.

Василий Федорович Сахаров (1901–1986)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК). Внес значительный вклад в разработку проблем работы с читателями, открытого доступа к фондам, межбиблиотечного абонемента, пропаганды литературы в библиотеках, строительства и оборудования библиотечных зданий. Основатель учебных курсов «Работа с читателями», «Проектирование и оборудование библиотечных зданий и помещений». Создатель ряда проектов оборудования библиотек в условиях открытого доступа читателей к литературе. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1961,1970,1981). Основные труды: «Вечера рабочей критики» (1927), «Писатель перед судом рабочего читателя» (1928), «За открытый доступ к полкам» (1931), «Печатная пропаганда книги» (1931), «Основное библиотечное оборудование» (1935), «Англо-русский словарь библиотечных терминов» (1941) «Междубиблиотечный абонемент» (1946), «Междубиблиотечный и заочный абонемент» (1953).

Борис Владимирович Банк (1900–1984)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК). Разрабатывал проблемы истории изучения читателей в России, исследования чтения, руководства чтением. Заложил основы читателеведения. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1961, 1970, 1981).

Основные труды: «Деревенская беднота и библиотека» (1927), «Крестьянская молодежь и книга: опыт исследования читательских интересов» (1929), «Рабочий читатель в библиотеке» (1930), «Изучение интересов советского читателя» (1954), «Изучение интересов рабочей молодежи» (1966), «Изучение читателей в России. XIX век» (1969), «Эффективность методов руководства чтением молодежи» (1982).

Александр Евгеньевич Шапошников (1932–2010)

Российский библиотековед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного института культуры. Специалист в области библиотечного обслуживания социально незащищенных слоев населения, основоположник научной школы дефектологического библиотековедения. Участвовал в разработке программы развития «Система библиотечного обслуживания инвалидов в Российской Федерации» (1993). Занимался изучением истории чтения и читателя. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1981) и учебника «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996). Основные труды: «Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции» (1992), «История чтения и читателя в России (IХ-ХХ вв.)» (2001), «Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями: материалы в помощь библиотекам, обслуживающим инвалидов» (2002).

Леонид Васильевич Беляков (1932–1977)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук. Ведущий преподаватель курса «Работа с читателями» Московского государственного института культуры. Разрабатывал классификацию читателей на основе понятия «читательская квалификация», занимался проблемами массовой работы с читателями и обслуживания читателей в целом. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1970, 1981).

Основные труды: «Книжные выставки в библиотеке» (1961), «Массовая работа библиотеки» (1973), «Методика работы с читателями» (1975).

Николай Семенович Карташов (1928–2011).

Библиотечный деятель, библиотековед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного института культуры. В 1965-1979 гг. был директором ГПНТБ СО АН СССР. В 1975-1990 гг. возглавлял Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина (ныне РГБ). Обосновал принцип системного подхода к изучению и организации библиотечного дела, сформулировал закономерности библиотечной интеграции и формирования библиотечных систем. Разработал концепции регионального и сравнительного библиотековедения. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1970,1981).

Основные труды: «Взаимодействие научных библиотек РСФСР (1917-1967 гг.)» (1975), «Формирование библиотечно-территориальных комплексов» (1978), «Сравнительное библиотековедение» (2000), «Региональное библиотековедение» (2004).

Обслуживание - это видимая часть айсберга, та деятельность, по результатам которой пользователи судят об необходимости, полезности для них библиотеки или информационной службы. Вся остальная деятельность (комплектование СИФ, ведение СПА и др.) остаётся скрытой от глаз пользователей и воспринимается ими как вспомогательная, а порой, даже как второстепенная . Главным постулатом обслуживания, во всём мире принято считать, лаконично и выразительно сформулированным японским библиотекарем М. Катоги, стало: «создание системы, позволяющей любому лицу получить в любое время и в любом месте отечественные и иностранные документы и библиографическую информацию о них» .

От удовлетворения обслуживанием зависят дальнейшие отношения между библиотекой и представителями различных целевых групп: станет ли случайный посетитель постоянным читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам удовлетворения информационных потребностей; будет ли руководство предприятия считать нужным инвестирование в информационную службу или примет решение о её сокращении. Для современного этапа развития характерна тенденция ориентации на решение проблем повышения качества обслуживания. В связи с этим расширяются исследования образа библиотеки в общественном сознании, ее социальной востребованности и престижа. Чтобы успешно действовать в будущем, библиотека должна «вновь обрести себя», обновить организационную структуру, повысить квалификацию кадров, улучшить имидж, наладить партнерство с другими структурами. При этом упор делается на изучение коммуникативного пространства библиотеки, формирующегося в ходе реализации коммуникационной политики -- целенаправленной деятельности организации по установлению и поддержанию благоприятных деловых отношений с пользователями и с собственным персоналом. Ибо создание внутренних коммуникаций является непременным условием формирования организационной культуры, которая не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех ее функционирования и выживания.

В качестве конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Известный немецкий социолог Макс Вебер (1864--1920) обратил внимание на то, что главным в социальной жизни является "ожидание", т. е. ориентация на ответную реакцию . Так, приходя в магазин, мы ожидаем, что сможем сделать там необходимые покупки; обращаясь в библиотеку, пользователь ожидает, что получит необходимую информацию. Библиотекарь должен знать ожидания пользователя. Если пользователь рассчитывает получить книгу, справку, а оказывается, что нужной книги или сведений нет, при этом библиотекарь нагрубил, пользователь задает вопрос, зачем нужна такая библиотека. Не обмануть ожиданий пользователя, удовлетворить его информационные потребности, сделать доступной для него информацию -- в этом заключается одна из важнейших социальных функций библиотек. Эта функция осуществляется библиотекой путем обслуживания, предоставления услуг. При невыполнении какой-либо из услуг библиотек, появляется проблема библиотечно-информационного обслуживания пользователей.

Библиотеки остаются, сегодня единственным открытым, доступным учреждением, где образовательные и самообразовательные потребности человека могут быть удовлетворены бесплатно. Особенно этот вопрос становится важным в связи с социальным расслоением общества. И не случайно, большую часть читателей составляют люди не самого высокого достатка: учащиеся, бюджетники и пенсионеры. Однако, некоторые современные библиотеки, слишком активно сегодня включились в предоставление платных услуг, забывая при этом своё бесплатное назначение. Такие проблемы существуют, к сожалению, в российском обществе на сегодняшний день. И эти проблемы библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей библиотек сегодня необходимо решать, в первую очередь на государственном уровне. 23 ноября 1994 года был принят Федеральный закон о библиотечном деле 1 (1 Закон о библиотечном деле принят в нашей стране впервые. С 1984 г. действовало лишь "Положение о библиотечном деле в СССР". В последние годы принимаются региональные законы о библиотечном деле). В законе зафиксирована, в частности, такая норма, как приоритетность прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению к правам в этой области государства, любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций. Подчеркиваются права пользователей библиотек на бесплатное получение информации о наличии конкретного документа, получение консультационной помощи. Впервые особо выделяются права таких групп пользователей библиотек, как национальные меньшинства, слепые и слабовидящие, лица, которые не могут посещать библиотеки в силу преклонного возраста и физических недостатков, пользователи детского и юношеского возраста. Устанавливается также ответственность пользователей библиотек. 23 сентября 2009 года был принят Закон «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы», он значительно расширил число бесплатных услуг, предоставляемых библиотеками. Среди них - демонстрация электронных ресурсов, поиск информации в справочно-поисковых источниках, ряд других. Особое внимание в законе уделено информационной функции библиотек, наряду с имеющимися у них образовательной и научно-просветительской функциями. Таким образом, документ не только закрепляет существующую сегодня в столице библиотечную систему, но и отражает вектор ее развития: превращение библиотек из «простых» книгохранилищ в информационные центры. Закон «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы» в отличие от многих региональных правовых актов не дублирует федеральный закон «О библиотечном деле», а решает проблему расширения в условиях мегаполиса прав пользователей на основе модернизации библиотек города, внедрения современных технологий обслуживания читателей, создания новой системы библиотечно-информационного обслуживания населения Москвы «Библиогород». Не уменьшая современные проблемы в области библиотечного обслуживания закон «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы» указывает на то, что библиотечно-информационное обслуживание должно быть доступным как для граждан РФ, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства. Доступность обслуживания обеспечивается доступностью библиотек, созданием и государственной поддержкой библиотечной сети города. Определен перечень услуг, предоставляемых государственными публичными библиотеками бесплатно. В частности, безвозмездно предоставляются услуги по выдаче для временного пользования и чтения документов из библиотечного фонда, поиску информации в справочно-поисковом аппарате, демонстрации электронных ресурсов и др. Гарантируется обеспечение инвалидов документами на специальных носителях информации. Кроме того, лицам, которые не могут посещать библиотеки (лица преклонного возраста, инвалиды), предоставлено право на заочное или надомное обслуживание за счет средств городского бюджета.

Однако, человек, посещая библиотеку, приходит туда не только за книгой или электронным носителем информации. Библиотека была и до сих пор является местом, которое олицетворяет культуру на любом уровне, дает возможность человеку оторваться, отойти от того, что его гнетет: от политических противоречий, финансовых проблем. Людям нужны малые островки духовности в море сегодняшнего безразличия и равнодушия. Они помогают жить. И не случайно, если в библиотеку читатель пришел в детстве, то он не расстается с ней до самой старости, а вслед за ним идут его дети и внуки. Таким образом, библиотечно-информационное обслуживание -- это открытая, многоуровневая подсистема библиотеки по предоставлению разнообразных информационных услуг, ориентированная на пользователей. Поэтому функционирование этой подсистемы связано с мониторингом, анализом и оценкой состояния рынка реальных и потенциальных пользователей, их потребностей и ожиданий, исследованием развития информационно-культурных и образовательных услуг в регионе и состояния пользовательской среды внутри библиотеки, анализа качества предоставляемых самой библиотекой услуг, их соответствия потребностям пользователей. Для обеспечения этого и решения всех сегодня существующих проблем в области библиотечно-информационного обслуживания пользователей, необходимо осуществлять грамотное управление библиотечным обслуживанием. Управление библиотечным обслуживанием -- совокупность процессов, с помощью которых уполномоченные лица поддерживают и направляют эту деятельность на удовлетворение потребностей пользователей. Следовательно, для того чтобы грамотно производить библиотечно-информационное обслуживание и грамотно управлять им, нужно не только руководствоваться интересами пользователей, хотя они несомненно приоритетны, но и следовать кодексу профессиональной этики российского библиотекаря.

Понятие библиотечно-информационного обслуживания. Принципы, функции, значение библиотечно-информационного обслуживания.

Стационарные формы обслуживания (виды абонемента, читальных залов, отделы справочно-библиографического обслуживания, правовой и деловой информации, выставочной работы, краеведческой литературы, электронных ресурсов, медиатеки и др.). Внестационарные формы обслуживания (библиотечные пункты. Передвижные библиотеки. Подвижные формы библиотечного обслуживания: библиомобили; библиотеки на остановках общественного транспорта, в торгово-культурных центрах, скверах, открытых площадках города; книгоношество и др). МБА, ЭДД.

Особенности библиотечно-информационного обслуживания в библиотеках разного типа.

Информационное обслуживание - обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.

Деятельность библиотеки включает все виды информационного обслуживания (библиографического, документного, фактографического и других).

Это позволяет дать следующее определение;

Библиотечное обслуживание - это деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых информационных ресурсов.

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния. Основные теоретические подходы к БИО;

1Теория руководства чтением - аспект анализа - авторы.

2 Пропаганды книги - аспект анализа - определения.

3Читательские интересы - аспект анализа - понятийный аппарат.

4 Информационные потребности - аспект анализа - структура.

5 Типология читателей - аспект анализа - концептуальные основы.

6 Диалогика БО - аспект анализа - законы.

7 Читательское развитие личности - аспект анализа - закономерности.

8.Информационная культура - аспект анализа - принципы.

9 Социализация личности - аспект анализа - функции.

10Психология и педагогика - аспект анализа - цели.

11 Библиотечная педагогика - аспект анализа - методы.

12 Библиотечные услуги - аспект анализа - история.

13Технология БО - аспект анализа - взаимосвязь с другими теориями.

14Маркетинг - аспект анализа - практическая ценность.

Функции БИО:

1Социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительные, образовательные. Они определяются законом «О библиотечном деле» и реализуются через систему психологических и педагогических функций;

2.Психологические - ценностно-ориентационные, познавательно-коммуникативные, эмоционально-компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексифные;

3. Педагогические - воспитательные и самовоспитательные, образовательные и самообразовательные, обучающие и самообучающие, развивающие.

Реализация в практической деятельности библиотек социальных, психологических и педагогических функций способствует достижению результативности в информационной социализации социальных субъектов.

Существуют разные взгляды на систему принципов БИО, их формулировки и понимание. Многообразие принципов с некоторыми уточнениями и дополнениями можно систематизировать в четыре группы, каждый из которых включает еще несколько принципов:

1.Принцип целесообразности содержит конгуэнтность (соответствие БИО тем задачам, которые ставит перед ним общество), востребованность, воспроизводимость, краеведческий подход, социальную и психолого­педагогическую эффективность, экономичность.

2.Принцип развития включает развитие целей, средств, методов и технологий обслуживания, информационных потребностей пользователей, информационной культуры читателя и библиотекаря, информационных ресурсов и услуг, библиотечной среды в зависимости от внешней обстановки, универсализации и специализации, централизации и децентрализации в их единстве.

3. Принцип демократизации предполагает наличие плюрализма (многообразия) в идеологическом, содержательном и организационно- методическом аспектах; социальной справедливости, суверенитета, доступности информационных продуктов и услуг, их приближения к пользователю; разумного сочетания в предоставлении платных и бесплатных услуг на основе равноправия.

4 Принцип комфортности (технологической и психолого-педагогической) базируется на активности, коммуникативности, сообщности, компетентности, профессионализме, сотрудничестве, корпоративности, систематичности, приоритетности, индивидуализации и дифференциации, целостности и избирательности, многопрофильное™.

Организация БИО осуществляется в стационарной и внестационарной формах.

К стационарному обслуживанию относят: абонемент (индивидуальный и коллективный, групповой, функциональный, отраслевой, специализированный - по видам документов и др.), читальный зал (общие, предназначен для удовлетворения разнообразных жизнедеятельностных потребностей пользователей библиотек; специализированные, организуются для более полного удовлетворения профессиональных, а также специальных потребностей с т.з. особенностей самой личности или определенных видов документов), межбиблиотечный и международные абонементы.

К внестационарному обслуживанию относят: заочный абонемент, библиотечные пункты, библиобусы и другие виды передвижных библиотек (суда, поезда, самолеты), книгоношество, «книгоразвоз», бригадный абонемент.

В современных условиях о виртуальном обслуживании можно говорить так же как о внестационарном обслуживании на основе удаленного доступа к информационным ресурсам с помощью новейших технологий.

Библиотеки обеспечивают читателям право свободного выбора, значительно увеличивая его возможности. Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности состоит в содействии духовной самореализации личности.

Публичные библиотеки обслуживают все категории населения, учитывая их профессиональные, образовательные, культурные, досуговые и другие потребности и интересы.

Применительно к детям и юношеству они способствуют развитию у них умений и навыков рационального чтения, воображения и творческих способностей, компьютерной грамотности, а также занимаются обеспечением учебного процесса и образовательной деятельности подрастающего поколения. Особое внимание уделяется читателям - педагогам.

Значительное место в публичных библиотеках отводится обслуживанию таких категорий читателей, как инвалиды, пожилые и престарелые люди, госпитализированные больные. В работе с этой группой населения важно создать атмосферу дружелюбия и непринужденности, проявить терпимое отношение к негативным проявлениям старения, учитывать состояние здоровья, самочувствия читателя, быть доброжелательными и чуткими, содействовать интеллектуальному и духовному общению пожилых читателей с молодежью.

Свои специфические потребности имеют такие относительно новые группы пользователей библиотек, как предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, фермеры, пытающиеся переквалифицироваться безработные, беженцы и вынужденные переселенцы. С каждой из перечисленных групп ведется дифференцированная работа, которая соответствовала бы особенностям и возможностям восприятия информации той или иной группой.

Общение - взаимодействие людей в рамках общности, к которой они принадлежат, при условии хотя бы частичной согласованности их действий. Общение также рассматривается и как возникновение, установление, развитие и прекращение контактов между людьми в процессе решения ряда вопросов, связанных с различными сторонами их социальной деятельности.

Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:

1. Коммуникативная - отражает обмен информацией между общающимися библиотекарями и читателями. Рассматривается как цель.

2. Перцетивная - означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Ее содержание можно рассматривать как психологическое условие эффективности процесса.

3. Интерактивная - заключается в организации взаимодействия библиотекаря и читателя в обмене не только информацией, идеями и знаниями, но и действиями. Выступает как средство достижения цели в удовлетворении информационной потребности.

В реальной практике общения в процессе БИО все три стороны тесно связаны между собой.

В общении важно учитывать и ее фазы (формы):

1. Побуждение к действию и направленность на партнера.

2. Уточнение ситуации действия и психологическое отражение партнера.

3. Само действие и информирование партнера, прием ответной информации.

4. Свертывание контакта и отключение от партнера.

5. Оценка и рефлексия результата общения.

В целом коммуникативный акт происходит на основе взаимонаправленности, взаимоотражения, взаимоинформирования, взаимоотключения, взаимооценки.

Существуют разные манеры общения. Можно выделить типы собеседников:

1.Доминантный (настроен влиять на другого; жесткий, напористый, легко

перебивает, повышает голос, не дает партнеру прервать себя; решителен, легко сворачивает разговор на полуслове) и недоменантный (уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать другого и легко сносит, когда его прерывают, чуток к внешним признакам силы собеседника, ссора тяготит его и пугает).

2. Мобильный и ригидный.

Мобильный тип легко переключается с других видов занятия на общение с собеседником. Речь быстра, тороплива, одно выражение лица быстро сменяется другим. Легко свертывает разговор.

Ригидный тип включается в общение постепенно. Слушает внимательно.

Говорит неспешно. Не любит чтобы его, перебивали. Расспроститься с ним сразу невозможно.

3.Экстраверт и интроверт

Экстраверт расположен к общению. Там, где нет возможности поговорить, он скучает. Необходимость в партнере у него постоянная. Любопытен, полон внимания к окружающим, но жаждет внимания к себе.

Интроверт трудно переходит к реальному внешнему диалогу. «Весь в себе», нелегко обратиться с элементарным вопросом к другому, не склонен к коммуникации.

Данные манеры общения чаще всего выступают в сочетании.

Важно учитывать другие подходы применительно к общению библиотекаря и читателя. Это отношение к пользователю в контексте отношения к библиотечной деятельности и, наоборот, - отношение читателя к библиотеке и библиотекарю; а также уровень информационной компетентности библиотекаря и пользователя в конкретной ситуации библиотечного общения по поводу того или иного запроса.

Деятельность библиотеки как образовательного и воспитательного учреждения охватывает все социальные, возрастные, национальные группы людей. Она не содержит строгих ограничений в выборе форм и методов педагогического воздействия и трансформируется в библиотечном процессе.

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития , обучения и воспитания ребёнка.

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Непрерывное открытие нового.

Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение - форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе , ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Метод проектов. В библиотечно-информационной сфере используется в трех значениях:

1. рассматривается как проектная деятельность библиотек, направленная на разработку и реализацию целевых программ, по самой актуальной, значимой тематики.

2. используется как исследовательский библиотековедческий метод.

3.выступает как педагогический метод в сфере библиотечно-информационного образования. Нацелен как модернизацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации на всех уровнях

Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Основой традиционной библиотеки является документальный фонд на бумажных носителях. Современные телекоммуникации и электронная техника дают читателю доступ к информационным ресурсам всего мира. Внедрение автоматизации в БИО происходит по схеме: комплектование - каталогизация и обработка литературы - библиографическое обслуживание и т.д. Компьютеры, включенные в сеть библиотечного и библиографического обслуживания, автоматизируют запись читателей, справочное обслуживание, информационно-библиографическую работу; ведется электронный каталог на текущие поступления и ретроспекция подсобных фондов ряда отделов, создан издательский центр, открыт электронный читальный зал, обеспечивающий свободный доступ к информационным ресурса российского и глобального Интернета.

В практической деятельности библиотек накоплен солидный опыт по внедрению различных средств БИО. Среди них имеются те, которые направлены на реализацию разнообразных функций на коммуникативной основе.


Похожая информация.


Справочно- информационное обслуживание: новые технологии

Введение

Глава1 Справочно – информационное обслуживание: новые технологии

1.1. Представление о справочно – информационном обслуживании

1.2 Новые технологии в библиографическом обслуживании

ВВЕДЕНИЕ.

Библиографическая деятельность – область документально-ин-формационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации, т. е. всестороннее обеспече-ние (выявление, удовлетворение и формирование документаль-ных информационных потреб-ностей), осуществляемое в на-учно-вспомогательных, произ-водственных, воспитательных, пропагандистских и иных целях библиотеками, органами НТИ, издательствами и другими об-щественными институтами в системе документальных комму-никаций; с системной точки зре-ния охватывает процессы (биб-лиографирование, библиографи-ческое обслуживание и др.), ор-ганизационные формы, субъек-ты, объекты, результаты и сред-ства.

Библиотечно-библиографическое обслуживание - это деятельность, осуществляемая специально созданными для этой цели структурными подразделениями библиотеки, которые предоставляют пользователям библиографическую и фактографическую информацию, сами документы или их копии, другие библиотечные услуги, обеспечивающие удовлетворение духовных, производственных, образовательных и других потребностей.

Именно обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех других подразделений библиотеки, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния.

Комплектование фонда, обработка документов, создание СБА, подключение к компьютерной сети должны строиться так, чтобы обеспечивать бесперебойную работу отделов обслуживания.

Библиографическое информирование- регулярное библиографи-ческое обслуживание без за-просов и (или) в соответствии с долговременно действующими запросами.

Исторически первоначальные формы библиографической инфор-мации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, вместе с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библио-графического описания книг и, наконец, выделяется в особую об-ласть профессиональной человеческой деятельности. В ходе исторического усложнения библиографической деятель-ности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библио-графической деятельности неизбежно начинается процесс разделе-ния труда. Разграничи-ваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание,.

Цели библиографической деятельности чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.

Наиболее общей конечной целью является содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Эта цель дифференцируется (конкретизируется) в понятиях основных общественных функций библиографической информации, которые, представляя собой способы достижения конечной цели библиографической деятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели (найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются еще более конкретные цели, свя-занные с различными участками и направлениями библиографичес-кой деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, их субординация и координация практически беспредельны. Насколько сложны и разно-образны сама библиографическая деятельность и ее связи с окружа-ющей действительностью, настолько сложны и разнообразны цели, которые ставят перед собой библиографы.

Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности, являющейся по своей сути культурной, состоит в духовной самореализации личности. Библиотека помогает ее осуществлению, содействуя развитию индивидуальных способностей, благодаря чему пользователь библиотеки усваивает и преумножает накопленный человечеством жизненный опыт

Объект исследования: Библиографическое информирование в Тасеевской ЦБС.

Предмет исследования: Направления деятельности и виды библиографического информирования в Тасеевской ЦБС.

Задачи:

1. Изучить организацию справочно-информационного обслуживания (СБО).

2. Выявить основные формы и методы организации библиографического информирования.

Гипотеза: Эффективность использования библиографического

Глава 1. Справочно-информационное обслуживание: новые технологии.

Шаг за шагом, постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не только самых крупных федеральных и областных библиотек, но и городских и даже сельских. В то же время многие библиотеки еще только приступают к компьютеризации, и выражение «Организация локальной сети» звучит для их сотрудников непривычно и пугающе.

Еще в 80-егг. страна не думала о таком буме информационных технологий. Обслуживание читателей традиционными методами составляло предмет особой гордости. Непременной составной частью библиографической работы библиотек всех систем и ведомств являлось справочно-библиографическое обслуживание (СБО), которое предполагает наличие конкретных (разовых) запросов., с ними в библиотеку обращаются отдельные читатели или коллективные абоненты. Библиотека обязана удовлетворить запрос или оказать содействие в поиске ответа за пределами данной библиотеки. СБО часто называют библиографическим обслуживанием в режиме «запрос- ответ». Сегодня многие библиотеки, не имеющие компьютеров, работают в этом режиме. Цели обращения в библиотеку с запросами очень разнообразны. Это- самообразовательные, учебные, производственные, научные.

Первоочередным требованием к СБО является достижение максимально возможной оперативности удовлетворения запросов в сочетании с высоким качеством выдаваемых читателям справок. Качество справки, прежде всего, измеряется ее релевантностью (степенью соответствия найденной библиографической информации запросу читателя) и пертинентностью (степенью соответствия выданной библиографической информации действительной потребности читателя).

Качество и оперативность справочно-библиографического обслуживания зависит от следующих факторов: состояния справочно-библиографического аппарата библиотеки; уровня координации и взаимодействия библиотек в области справочно-библиографического обслуживания; квалификации и опыта библиографа; уровня библиографической грамотности читателей.

Потребность в справочно-библиографическом обслуживании возникает у читателя тогда, когда другие каналы получения справочно-библиографической информации не оказывают ему необходимой помощи. Чем богаче СБА библиотеки, чем лучше он организован, тем чаще читатели получают нужную им информацию.

Таким образом, библиотека на всех этапах развития Российского государства всегда играла важную социальную и культурно-просветительную роль. Наряду с выполнением своих основных функций по организации, сбору, хранению и предоставлению читателям во временное пользование рукописей и произведений печати, в советский период она вынуждена была выполнять также идеологические функции. Нельзя выпускать из виду и то, что библиотека всегда сближала под одной крышей людей разных поколений и профессий, различных мировоззрений и вероисповеданий. «И в этом она похожа,- как справедливо полагает директор Библиотеки Российской Академии наук В.П. Леонов, – на церковь, да это и неудивительно, ведь первыми хранилищами и популяризаторами книг как раз и были монастыри и церкви- источники формирования библиотечного процесса».*

В конце прошлого столетия отечественные библиотеки все больше стали превращаться в научно-информационные учреждения, в работе которых (наряду с организацией библиотечного и справочно-библиографического обслуживания) заметное место отводится научно-методическому и информационному обеспечению библиотечной деятельности.

Особенно актуальным данное направление становится в условиях формирования информационной среды российского общества и быстрого развития в последние годы общемировых процессов глобальной информатизации. Поэтому, в принятом, в 1994г. Государственной думой Федеральном законе «О библиотечном деле» библиотеку определяют как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее

организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам»

В условиях информационной революции, все больше затрагивающей и библиотечные вопросы, в последнее время в Российские библиотеки внедряются компьютеры, даже в сельские библиотеки.

Сейчас, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации. С внедрением новых технологий в библиотеки, качественно улучшилось и обслуживание читателей. Появился новый термин «информатизация». В последнее время говорят «Справочно-информационное обслуживание». Рассмотрим, что означает данное понятие.

Представление о справочно-информационном обслуживании.

Ресурсы социальной информации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных, экономических и культурных проблем заключается в том, как найти, получить нужную информацию.

Другими словами это проблема разрыва между накапливаемой информацией и ее использованием. При наличии в обществе многих миллиардов документов, миллионов баз данных, человек часто не получает ответа на свой вопрос (запросы на которые потенциально можно предоставить информацию). Можно назвать разные причины, почему это происходит: все возрастающий объем информации, с которой трудно справиться, низкий уровень технической оснащенности библиотек, а также отсутствие координационной связи между библиотеками разных структур и ведомств (не везде даже в крупных библиотеках есть факсы); недоступность накапливаемой информации для читателей, слабая их информированность, низкая информационная культура для читателей (неумение сформулировать запрос, осуществлять поиск и т. п.), а также недостаточная квалификация библиотечных работников.

см. О библиотечном деле: Федеральный закон РФ. Принят Гос. Думой 23 декабря 1994г. // Библиотека и закон. Справочник. – М., 1996. с. 37

Для того, чтобы получить необходимую информацию читатели и обращаются в библиотеку. Деятельность, которая обеспечивает удовлетворение информационных потребностей людей, есть информационное обслуживание (информационный сервис).

Библиотеки специально созданы для информационной деятельности, в рамках ее функционально (иногда и организованно) выделено справочно-информационное обслуживание, которое существует в режиме вопрос- ответ.

Следует отметить, что библиотеки осуществляют долгосрочную кумулятивную функцию (т.е. собирают, организовывают и длительное время хранят документальную информацию) и трансляционную функцию, которая реализуется в процессе справочно-информационного обслуживания. Данная функция содействует распространению информации, обеспечению доступа читателей к накопленным информационным ресурсам, удовлетворению их информационных и культурных потребностей.

Кроме того библиотеки предоставляют, главным образом, документы и информацию широкого распространения для разнообразных групп населения (что не исключает хранение и выдачи некоторыми библиотеками рукописных материалов).

Итак, термин «информационное обслуживание» в ГОСТе 7.0.-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» определяется как «обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг» (5, с.4).

Предоставление информационных услуг пользователям- один из общих признаков, характерных для библиотек (и других учреждений), занятых обслуживанием читателей. Информационная услуга трактуется в ГОСТе 7.0.-99 как «предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу» (5, с. 5). Отметим следующие ее свойства- полезность, способность облегчить доступ к информации, расширить возможности ее выбора, интеллектуальный характер услуги, неотделимость от исполнителя и т. п.

В каждой библиотеке свой набор информационных услуг- это предоставление документов во временное пользование, выполнение справок, тематический подбор литературы для рефератов, дипломных, курсовых, составление сценариев и т. п.

В последнее время в библиотеках широко используется такая услуга, как копирование документов, позволяющая не выдавать документы во временное пользование, а продавать копии документов.

Таким образом в ходе справочно-информационного обслуживания посредством выполнения услуг удовлетворяются потребности читателей в информации (информационные потребности), -это второе общее свойство справочно-информационного обслуживания. Потребности бывают: познавательные, учебные, профессиональные и др.

Третья черта справочно-информационного обслуживания- это обеспечение доступа пользователей к информации. В библиотеках создаются информационные ресурсы- информационный фонд, справочный аппарат в виде БД, каталогов и т. п., являющихся необходимым условием для справочно-информационного обслуживания.

Итак, цель справочно-информационного обслуживания- удовлетворение информационных потребностей читателей разной направленности (книга, информация, справка и др.).

Следует отметить, что в структуру информационного обслуживания, согласно ГОСТу 7.0 -99 (раздел 3.2.2) входит библиографическое, включая справочно-библиографическое, обслуживание, и библиотечное обслуживание., в том числе внестационарное библиотечное обслуживание (5, с. 4). Это означает, что в стандарте понятие «информационное обслуживание» мыслится как обобщающее по отношению к библиографическому и библиотечному обслуживанию. В терминологическом словаре «Библиотечное дело» (4), библиотечное обслуживание и информационное обслуживание рассматриваются изолированно. Между тем, пользователь- один: он может обратиться и в библиотеку и в информационный центр, и ему должна быть предоставлена информация, независимо от ее местонахождения.

Характер запроса определяет выбор вида информационного обслуживания. В ГОСТе 7.0-99 представлены такие виды обслуживания, как справочно-библиографическое (разновидность библиографического, реализуется в ответ на просьбу о библиографических сведениях), информирование (библиографическое информирование, индивидуальное, групповое, массовое информирование), информационное обеспечение (информационно-библиографическое обеспечение), которые направлены на получение пользователями информации по так называемому «постоянному информационному запросу». Упоминание этого термина имеется в дефиниции «избирательное распространение информации» в ГОСТе 7.73- 96 «Поиск и распространение информации (6).

Необходимо отметить, что в разделе «Информационное обслуживание» ГОСТа 7.0- 99 представлены услуги: «информационная услуга», «библиотечная услуга», «библиографическая услуга», «»библиографическая справка», «фактографическая справка» и др. Понятие «информационная услуга» имеется также в законе «Об участии в международном информационном обмене» (5).

Отражены в стандартах и некоторые организационные формы обслуживания- «библиотечный абонемент», «заочный библиотечный абонемент», «межбиблиотечный абонемент», «библиотечный читальный зал», «фонотека», «фильмотека», «фототека», «видеотека» (возникшие в течение ХХ века). (5)

Новые формы организации обслуживания определены в ГОСТе 7.73-96: служба экспресс- информации, служба сигнальной информации, служба избирательного распространения информации (ИРИ), служба реферирования, служба обзоров. (6)

Следует отметить, что в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» и в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», определены термины «международный информационный обмен», «средства международного информационного обмена», «информационная безопасность» и др. (12, 14).

Таким образом, в связи с введением нового термина «информационное обслуживание» произошли изменения и в стандартах, и в законах. Следовательно, будут приняты и разработаны еще новые ГОСТы и законы, в которых будут отражаться дальнейшие изменения в информационной деятельности.

Последнее десятилетие (в передовых странах ранее) характеризуется проникновением информационной деятельности во все сферы жизни.

Современная цивилизация при всех ее социальных, этических, экологических и других проблемах отличается ростом аудиовизуальной и информационной культуры, высоким уровнем информационной деятельности, переживающей подъем- новое качество, связанное, прежде всего с внедрением новейших информационных технологий.

Новые технологии в библиографическом обслуживании.

Развитие новых технологий в последнее десятилетие ХХ века в новом, постиндустриальном обществе, массовое использование ресурсов Интернет в повседневной и научной жизни привели к существенным изменениям как в представлениях людей об окружающем их мире, так и в профессиональной деятельности.

Сегодня, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации.

С внедрением в работу библиотек новых компьютерных технологий, справочное обслуживание читателей вышло на новый уровень: за последние 2-3 года потребность в информации на электронных носителях значительно возросла. Использование электронных каталогов позволяет осуществлять быстрый поиск по любому из элементов описания документа или их комбинациям, а также выполнять сложные читательские запросы

Следует отметить, что эффективность использования совокупного информационного потенциала зависит, прежде всего, от качественной структурной организации библиографических ресурсов и оптимального их использования. Об этом свидетельствует опыт библиотек Сибири и Дальнего Востока, где ГПНТБ СО РАН сумела внедрить интеграционные основы в библиотечно-библиографические процессы. Эффективно используются новые технологии: богат набор электронных каталогов, баз данных, в том числе содержащих документальную информацию по всем аспектам природных ресурсов, экономики, культуры, науки, истории региона. Ученые Сибири предлагают внедрить общегосударственную программу «Доступность информации», в которой разработаны меры по поддержке комплектования фондов, льготы на МБА и т. п. (16)

Оперативное получение информации независимо от места проживания или сферы деятельности в настоящих условиях возможно лишь при внедрении и развитии в библиотеках новых электронных технологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним из факторов развития образования, науки и культуры в стране, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса. К сожалению, внедрение новых информационных технологий в библиотеки, пока весьма проблематично. Многие сельские библиотеки (ЦБС), на сегодняшний день вообще не имеют компьютеров. Можно выделить три основных направления информатизации:

Автоматизация внутри библиотечных процессов;

Формирование и актуализация библиотечных информационных ресурсов, и в первую очередь электронных каталогов;

Использование сетей для передачи данных для межбиблиотечного обмена данными. (15)

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступа и реализует основные критерии качества информационного обслуживания (ИО)- полноту и оперативность получения данных. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития библиотек признано использование электронных ресурсов: базы данных (БД), в том числе полнотекстовые; организация удаленного доступа; оптимизация электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п.

В настоящее время библиотекам, как российским, так и зарубежным, очень трудно приобретать все печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно возрастают. Благодаря широкому распространению библиографических БД информация о необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках.

Поиск альтернатив и путей решения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современных информационных технологий, называемых электронной доставкой документов (ЭДД). Эта служба ЭДД предоставляет электронные копии документов, которые хранятся в библиотеке, а также отсутствующие в ее фондах материалы в виде файлов или их распечаток, полученных от организаций -поставщиков. В основном ЭДД имеются в крупных библиотеках.

Необходимо отметить, что использование баз данных «Статьи» и «Книги» позволяют быстро и качественно удовлетворять запросы читателей, выполнять справки. Опыт работы с новыми технологиями показал необходимость проведения комплекса мероприятий по нормированию процессов, связанных со справочным обслуживанием. Библиотеки проводят исследования в различных читательских группах для того, чтобы лучше знать информационные потребности читателей, а также четко планировать справочно-информационное обслуживание.

Мощную информационную систему для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первую очередь статей, материалов конференций и т. п.) выходит только в электронном виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность получения актуальной информации.

Популярность источников на традиционных носителях имеет свои причины. Большое значение имеет пугающий фактор новизны, непривычности, однако есть и более объективные основания. В частности, книги, а особенно микроформы, имеют долгий срок хранения (для серебряных фиш до 500 лет), в то время как, по мнению некоторых специалистов, длительное хранение информации в электронном виде бесперспективно: оно полностью зависит от меняющихся форматов, аппаратного и программного обеспечения.

Между типами информации, записанной на микроформы и на электронные носители, существует смысловая разница: на микрофишах и микрофильмах осуществляются ретроспективные и оригинальные (т.е. ранее не издававшиеся) публикации, в то время как полнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной, актуальной информации.

Итак, автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно, оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышать их информационную культуру- это и есть основная цель любой библиотеки.

Сегодня для повышения эффективности информационно-библиографической деятельности необходимы высококвалифицированные кадры в совершенстве владеющие компьютерами.

Все более глубокое внедрение компьютерной культуры в профессиональную культуру библиотечно-информационного специалиста требует существенных изменений в содержании образования. Не первый год библиотечный факультет называется библиотечно-информационным, что предполагает изменение ориентиров в наборе специализаций и квалификаций, наполнении учебных планов, содержании самих дисциплин в применяемых формах преподавания и обучения, оснащении учебного процесса. (7).

Несмотря на то, что внедрение компьютерных технологий- приоритетное направление деятельности библиотек, существует немало проблем, связанных с автоматизированным обслуживанием потребителей. Самая острая- нехватка техники и средств на ее приобретение, а также сотрудников для ввода информации (высококвалифицированных специалистов, как уже отмечалось выше).

Итак, интенсивное внедрение информационных технологий во многом изменило направление обслуживания читателей. Поэтому необходимы новые подходы для организации справочного обслуживания, переосмысление его места и роли в общей структуре библиотеки. С внедрением новых технологий в библиотеки следует отметить: высокую информативность, оперативность предоставления информации, комфортность и сервис справочно-информационного обслуживания.

Таким образом, наличие высококвалифицированных кадров, оснащение библиотек средствами автоматизированного поиска, переработка, передача и распространение информации сделает возможным подключение их к национальным и международным банкам и базам данных, что позволит превратить библиотеки в подлинные центры, обеспечивающие доступ к мировым информационным ресурсам потребителей- читателей на любом уровне. Применение новых технологий в библиотеках способствует качественному справочно-информационному обслуживанию читателей.

Информационное обслуживание — обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.

Деятельность библиотеки включает все виды информационного обслуживания (библиографического, документного, фактографического и других).

Это позволяет дать следующее определение:

Библиотечное обслуживание - это деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых информационных ресурсов.

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния.

Основные теоретические подходы к БИО:

1. Теория руководства чтением - аспект анализа - авторы.

Мобильный тип легко переключается с других видов занятия на общение с собеседником. Речь быстра, тороплива, одно выражение лица быстро сменяется другим. Легко свертывает разговор.

Ригидный тип включается в общение постепенно. Слушает внимательно.

Говорит неспешно. Не любит чтобы его, перебивали. Расспроститься с ним сразу невозможно.

3. Экстраверт и интроверт

Экстраверт расположен к общению. Там, где нет возможности поговорить, он скучает. Необходимость в партнере у него постоянная. Любопытен, полон внимания к окружающим, но жаждет внимания к себе.

Интроверт трудно переходит к реальному внешнему диалогу. «Весь в себе», нелегко обратиться с элементарным вопросом к другому, не склонен к коммуникации.

Данные манеры общения чаще всего выступают в сочетании.

Важно учитывать другие подходы применительно к общению библиотекаря и читателя. Это отношение к пользователю в контексте отношения к библиотечной деятельности и, наоборот, - отношение читателя к библиотеке и библиотекарю; а также уровень информационной компетентности библиотекаря и пользователя в конкретной ситуации библиотечного общения по поводу того или иного запроса.

Деятельность библиотеки как образовательного и воспитательного учреждения охватывает все социальные, возрастные, национальные группы людей. Она не содержит строгих ограничений в выборе форм и методов педагогического воздействия и трансформируется в библиотечном процессе.

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития , обучения и воспитания ребёнка.

Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Непрерывное открытие нового.

Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе , ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Метод проектов.

В библиотечно-информационной сфере используется в трех значениях:

1. Рассматривается как проектная деятельность библиотек, направленная на разработку и реализацию целевых программ, по самой актуальной, значимой тематики.

2. Используется как исследовательский библиотековедческий метод.

3. Выступает как педагогический метод в сфере библиотечно-информационного образования. Нацелен как модернизацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации на всех уровнях

Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Основой традиционной библиотеки является документальный фонд на бумажных носителях. Современные телекоммуникации и электронная техника дают читателю доступ к информационным ресурсам всего мира. Внедрение автоматизации в БИО происходит по схеме: комплектование - каталогизация и обработка литературы - библиографическое обслуживание и т.д. Компьютеры, включенные в сеть библиотечного и библиографического обслуживания, автоматизируют запись читателей, справочное обслуживание, информационно-библиографическую работу; ведется электронный каталог на текущие поступления и ретроспекция подсобных фондов ряда отделов, создан издательский центр, открыт электронный читальный зал, обеспечивающий свободный доступ к информационным ресурса российского и глобального Интернета.

В практической деятельности библиотек накоплен солидный опыт по внедрению различных средств БИО. Среди них имеются те, которые направлены на реализацию разнообразных функций на коммуникативной основе.

Переосмысление основ библиотечно-информационного обслуживания базируется на изучении специфики информационных потребностей, степени их удовлетворения, уровня научно-информационной культуры потребителей. Происходит переосмысление функций библиотеки в эпоху информатизации общества и перехода от управления потоками и массивами документов к управлению самой информацией. В связи с этим актуальным является создание индивидуализированных систем обслуживания, которые удовлетворяют каждого потребителя, учитывают общее и индивидуальное в его интересах. Это стало возможным благодаря электронным технологиям, когда читатель может получать информацию, не посещая библиотеку.

Библиотеки уделяют все больше внимания приобретению разных средств обеспечения доступа к информации, например баз данных (БД) на компакт-дисках, а также организации аналитико-синтетической переработки информации и передачи ее на расстояние.

Положительной является и такая новая тенденция в информационном обслуживании потребителей, как переход от формирования БД для широкого круга абонентов к организации специализированных, почти персональных баз данных или информационных систем. Такие БД учитывают разнообразные аспекты информационных потребностей определенного заказчика — от тематики, вида изданий, хронологии, до лингвистических приоритетов, записи и структуры, формата обмена информацией и т.п.

mob_info