Если у организации есть обособленное подразделение. Чем отличается филиал от обособленного подразделения

Рано или поздно активно развивающиеся компании расширяются за счет территориальных отделений. Офис, торговое помещение, склад, открытые вне места нахождения организации, подлежат государственной регистрации в качестве обособленных подразделений.

Виды обособленных подразделений

НК РФ (ст. 11 п. 2) к обособленным подразделениям относит любые части компании, которые находятся не по юридическому адресу фирмы, если они удовлетворяют двум условиям:

  • открыты на срок более месяца;
  • имеют стационарные рабочие места (хотя бы одно).

Здесь следует различать обычные ОП и филиалы / представительства фирмы. Последние являются разновидностью подразделений, но с более широкими полномочиями и функциями:

  1. Представительства осуществляют роль, соответствующую их названию: представляют интересы юрлица вне места его нахождения.
  2. Филиалы, как территориально обособленные части компании, обладают всей полнотой функций, как и «головная» организация.

Такие ОП не являются полностью самостоятельными, но действуют на основании отдельных положений, имеют собственное имущество и органы управления. А главное – их образование возможно только через внесение изменений в учредительные документы юрлица. Организация, имеющая филиалы, теряет право на применение упрощенной системы налогообложения.

Открытие ОП, не являющегося филиалом или представительством, находится в компетенции руководителя организации и не требует переписывания устава. Нет необходимости обеспечивать новое отделение собственным расчетным счетом, разрабатывать положение об ОП, назначать руководителя. Бухгалтерия по данному ОП также будет вестись централизованно. После открытия достаточно просто зарегистрировать подразделение в той инспекции ФНС, где «числится» юридическое лицо.

Порядок постановки ОП на налоговый учет

С момента открытия обособленного подразделения юрлицам дается 30 дней на то, чтобы поставить его на государственный учет. Нарушение этого срока, а также работа отделения без извещения налоговых органов грозят организации штрафами (ст. 116 НК РФ):

  • 10000 рублей за просрочку;
  • 40000 рублей и более (в размере 10% от полученных ОП доходов) - за отсутствие регистрации.

Виновное должностное лицо несет административную отвественность в виде штрафа в пределах 2000 – 3000 рублей (КоАП, ст. 15.3, ч.2).

Необходимо придерживаться правильной последовательности действий. Сначала – открытие ОП, затем – уведомление налоговой. Для регистрации нового отделения у него уже должны быть собственный адрес и, как минимум, одно оборудованное рабочее место. Фактической датой открытия можно считать день приема в подразделение первого работника – с этого момента и начинается отсчет срока подачи заявления.

Регистрация обособленного подразделения юридического лица состоит в постановке на налоговый учет в орган ФНС по месту расположения открываемого отделения (п.1 ст. 83 НК РФ). Теоретически организация должна зарегистрироваться в инспекциях всех муниципальных образований, в которых она открывает свои ОП. Однако на практике все проще: достаточно обратиться с заявлением в «свою» ИФНС (по юридическому адресу фирмы), а дальше налоговики самостоятельно в пятидневный срок передают документы куда надо.

Заявление на регистрацию обособленного подразделения

Для регистрации обособленного подразделения в налоговой необходимо оформить сообщение по форме С-09-3-1. Бланк заявления, используемый организациями при открытии ОП и изменении их данных, утвержден Приказом ФНС № ММВ-7-6/362@ от 9 июня 2011 г.

Форма С-09-3-1 заполнятся следующим образом. На странице 1 указываются сведения об организации и ее представителе:

Станица 2 заполняется данными на открываемое отделение:

  • ИНН и КПП основной организации;
  • номер страницы – 0002;
  • название ОП;
  • фактический адрес подразделения;
  • дата создания;
  • код деятельности по ОКВЭД;
  • ФИО руководителя ОП, если он назначен, его ИНН и телефон;
  • подпись заявителя.

Данный лист заполняется на каждое из открываемых подразделений.

Инструкция по госрегистрации обособленного подразделения

Создать и зарегистрировать обособленное подразделение, если это не представительство или филиал, не сложно. Не обязательно даже ездить в налоговую. Сообщение можно направить письмом или через интернет с использованием электронно-цифровой подписи руководителя.

Для регистрации обособленного подразделения в 2015 году следуйте нашей пошаговой инструкции:

На этом вопрос создания удаленного отделения можно считать закрытым.

Что касается стоимости регистрации обособленного подразделения, никаких государственных пошлин за такие действия не предусмотрено. Ваши расходы будут складываться только из оплаты нотариальных услуг по заверке копий документов.

ОП должно применять ту же систему налогообложения, что и основная организация. Как правило, все расчеты с бюджетом по подразделениям осуществляются централизованно из «головы» фирмы. Но если на отделение выделен свой баланс, уплачивать взносы во внебюджетные фонды и перечислять налоги (на прибыль, на имущество, транспортный, НДФЛ) оно может за себя самостоятельно, подавая необходимую отчетность в местные органы ФНС, ПФР и ФСС.

Напомним, что описанный порядок регистрации относится только к простым ОП, не имеющим представительских функций. Во избежание обвинений в незаконном открытии филиала или представительства юридическим лицам следует избегать наделения удаленных подразделений широкими полномочиями.

Материалы к видеосеминару

Многие, стремясь расширить бизнес и увеличить объем продаж, открывают новые магазины и отделения фирм. Фирма, предлагающая услуги или работы через офисы в разных районах, тоже не редкость. Часто в связи с расширением бизнеса учредители юридического лица принимают решение о создании одного или нескольких обособленных подразделений.

Наличие у организации территориально удаленного подразделения порождает целый ряд вопросов:

- Является оно филиалом, представительством или иным обособленным подразделением?

- Чем отличается один вид обособленного подразделения от другого?

- Какие организационные и налоговые действия связаны с открытием разных видов обособленных подразделений?

- Как и куда уплачивать налоги и сдавать отчетность?

- Считается ли обособленным подразделением одно удаленное рабочее место?

Для начала рассмотрим понятие и признаки обособленного подразделения, что поможет отличить филиалы и представительства от иных обособленных подразделений:

В соответствии со ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации в целях налогового учета признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Первым отличительным условием для признания обособленного подразделения в целях налогообложения является территориальная обособленность от создавшей его организации. Указанный признак означает, что оно должно быть расположено на иной, отличной от места нахождения организации территории.

Вторым условием признания обособленного подразделения организации таковым является наличие по месту его нахождения оборудованных стационарных рабочих мест. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц). Поскольку понятие рабочего места не содержится в НК РФ , обратимся к ТК РФ .

В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируется ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения.

Учитывая, что обособленным является любое подразделение на отдельной территории со стационарными рабочими местами, то получается, оно начинает существовать, как только готовы стационарные рабочие места. Создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последние (то есть стационарные рабочие места) создаются по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

Аналогичный вывод можно встретить во множестве решений арбитражных судов. Так, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.10.2010 N А75-430/2010 сделан вывод, что для квалификации действий организации через обособленное подразделение необходимо установить наличие следующих обстоятельств: территориальную обособленность и факт выполнения трудовых обязанностей работниками организации в месте расположения обособленного подразделения.

Обобщая вышесказанное и исходя из определения, приведенного в статье 11 Налогового кодекса РФ , с учетом требований пункта 4 статьи 83 НК РФ , можно выделить следующие существенные признаки обособленного подразделения:

территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;

наличие рабочих мест, созданных на срок более одного месяца;

ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

Теперь необходимо дать понятие филиалов и представительств, которое закреплено в гражданском законодательстве.

Из статьи 55 Гражданского кодекса РФ следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиал не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность от имени создавшего их юридического лица, которое и несет ответственность за их деятельность. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете вышеуказанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. В отличие от этого подразделение организации, являющееся обособленным подразделением в соответствии с НК РФ , может не иметь отдельного баланса.

Руководители филиалов и представительств общества назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с его учредительными документами, и действуют на основании его доверенности. Вышеуказанное требование, предъявляемое к подразделениям, являющимся обособленными в соответствии с НК РФ , отсутствует.

На необходимость доверенности указано и в пункте 20 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 , в котором сказано, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве), либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Отличие филиалов и представительств друг от друга заключается в круге выполняемых ими задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и своими учредительными документами. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства в силу полномочия, основанного на доверенности.

Следовательно, к представительствам относятся обособленные подразделения, выступающие в интересах организации и защищающие их, а к филиалам - исполняющие все или часть ее функций, включая представительские ( , и "). И те и другие структурные единицы нужно указывать в учредительных документах.

При сопоставлении понятия "обособленное подразделение организации", приведенного в статье 11 НК РФ , и понятия "филиал", раскрытого в статье 55 ГК РФ , видно, что понятие "обособленное подразделение организации" является более широким и включает любые виды подразделений организаций, в том числе филиалы. Следовательно, при решении вопроса о наличии у организации филиала (представительства) необходимо учитывать как общие признаки, установленные в

В гражданском законодательстве к обособленным подразделениям причисляют представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). При этом первые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту. А вот филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Причем ни те ни другие фактически не являются юридическими лицами. Вместе с тем они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных положений. Имейте в виду, что представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Если же рассматривать налоговое законодательство, то обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). При этом признание обособленного подразделения организации производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных документах организации. В свою очередь рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как видите, в Налоговом кодексе содержатся два необходимых критерия, отличающих обособленное подразделение организации:

  • территориальная обособленность;
  • наличие стационарных рабочих мест.

Стационарные рабочие места

Если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность компании не ведет к созданию обособленных подразделений.

Финансисты в письме от 11.12.2007 г. № 03-02-07/1-478 сказали, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевают создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей. В данном случае чиновники сослались на арбитраж. В другом разъяснении чиновников говорится, что сроки командировок конкретных работников, отправленных для проведения электромонтажных работ, не изменяют время осуществления деятельности общества в регионе, где находится соответствующий объект (письмо Минфина от 04.05.2007 г. № 03-02-07/1-216).

Достаточно показательным является пример с предприятиями, оказывающими охранные услуги. В этом случае для решения вопроса о наличии либо отсутствии обособленного подразделения финансисты советуют учитывать содержание договора на оказание таких услуг, фактический характер отношений между частным охранным предприятием и его заказчиком и другие обстоятельства осуществления предприятием деятельности (письмо Минфина от 04.05.2007 г. № 03-02-07/1-214). При этом ранее чиновники считали, что если по месту оказания услуг созданы посты охраны, обладающие признаками, установленными статьей 11 Налогового кодекса, то общество обязано встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по каждому месту их нахождения (письма Минфина от 18.01.2002 г. № 04-01-10/1-5 и УМНС по г. Москве от 29.01.2003 г. № 11-14/5523).

По нашему мнению, организация, которая командирует своих сотрудников для выполнения работ, в принципе не оборудует стационарные рабочие места. Дело в том, что рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). Вместе с тем на сотрудников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех предприятий, в которые они командированы (п. 8 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР»). Получается, что компания, которая посылает своих работников в командировку, не в состоянии контролировать рабочие места, оборудованные контрагентом. Создание же рабочего места возможно только тогда, когда организация имеет соответствующие права (право собственности или право пользования) на объект. Причем договор аренды не является доказательством, безусловно подтверждающим факт создания стационарных рабочих мест (постановление ФАС Северо- Западного округа от 15.10.2007 г. № А56-40913/2006).

Территориальная обособленность

Еще в 2004 году финансисты ответили на вопрос, что является территориальной обособленностью. Итак, территориально обособленным следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от той, на которой находится сама организация. Речь идет об ином адресе, не указанном в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика (письма Минфина от 22.12.2004 г. № 03-03-01-04/1/184 и от 22.09.2004 г. № 03-03-01-04/1/55). В свою очередь в письме Минфина от 21.04.2008 г. № 03-02-07/2-73 уточняется, что подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно расположено на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иная инспекция, нежели та, в которой организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Напоминаем, что согласно пункту 9 статьи 83 Налогового кодекса в случае возникновения у организаций затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных компанией данных принимает ИФНС (письмо Минфина от 10.07.2008 г. № 03-02-07/1-271).

Регистрация в налоговой инспекции

Организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Тем не менее из данного правила есть исключение. Здесь речь идет о ситуации, когда указанная фирма уже состоит на учете в налоговом органе, на территории муниципального образования которого создано данное обособленное подразделение (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет надо подать в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). В данном случае следует воспользоваться формой № 1-2-Учет «Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации», утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@ (далее - Приказ № САЭ-3-09/826@). Причем налоговики наконец-то согласились принимать заявления, подписанные уполномоченными представителями организаций. Правда, в этом случае придется приложить копию надлежащим образом оформленной доверенности, согласно которой данное лицо действует от имени организации (письмо ФНС России от 20.11.2007 г. № СК-6-09/902@). Одновременно с заявлением организация представляет копии (заверенные в установленном порядке) свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (п. 1 ст. 84 НК РФ).

В свою очередь налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех документов (п. 2 ст. 84 НК РФ). Результатом будет являться уведомление - форма № 1-3-Учет «Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации», утвержденное приказом от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@.

Имейте в виду, что организации обязаны в месячный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). В данном случае речь идет о форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения», утвержденной приказом ФНС РФ от 17.01.2008 г. № MM-3-09/11@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации». Причем данное правило касается тех компаний, которые уже состояли на учете в налоговом органе, на территории муниципального образования которого было создано обособленное подразделение (письма Минфина от 11.06.2008 г. № 03-01-15/7-227, от 07.03.2008 г. № 03-02-07/1-90, от 06.03.2008 г. № 03-02-07/1-84). Таким образом, постановка на учет организации по месту нахождения такого обособленного подразделения будет осуществляться налоговой инспекцией на основании сообщения о его создании, направленного организацией в инспекцию по месту своего нахождения (письма Минфина от 24.05.2007 г. № 03-02-07/1-253, от 18.04.2007 г. № 03-02-07/1-187).

Имейте в виду, что в случае изменения места нахождения обособленного подразделения организация обязана осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения. Чиновники объясняют это тем, что законодательством не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением мест их нахождения (письмо Минфина РФ от 14.07.2008 г. № 03-02-07/1-278).

Регистрация в фондах

Пенсионный фонд

Регистрации в качестве страхователя подлежат обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 6 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления ПФР от 19.07.2004 г. № 97п, далее - Порядок регистрации в ПФ).

Для этого компании надо обратиться в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения. Регистрация осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков и представляемых налоговыми органами в орган страховщика (управление ПФР) по месту нахождения обособленного подразделения не позднее 5 дней со дня получения указанных сведений. Далее организации направляется соответствующее извещение в 2 экземплярах, один из которых в 10-дневный срок подлежит представлению в территориальный орган ПФР по месту нахождения предприятия (п. 11 Порядка регистрации в ПФР).

Фонд социального страхования

Регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подп. 1 п. 1 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах ФСС России, утвержденного постановлением ФСС от 23.03.2004 г. № 27, далее - Порядок регистрации в ФСС).

В данном случае регистрация проходит в региональном отделении Фонда (филиале регионального отделения Фонда) по месту нахождения обособленного подразделения (п. 3 Порядка регистрации в ФСС). Основанием является заявление о регистрации в качестве страхователя, представляемое в 30-дневный срок со дня создания обособленного подразделения (ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Форму заявления можно посмотреть в Приложении № 1 к Порядку регистрации в ФСС.

Также для регистрации понадобятся копии следующих документов (п. 9 Порядка регистрации в ФСС):

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговой инспекции;
  • уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
  • документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (устав юридического лица, содержащий сведения о данном подразделении; положение об обособленном подразделении; доверенности, выданные организацией руководителю обособленного подразделения);
  • извещение о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения;
  • информационное письмо службы государственной статистики, содержащее сведения о видах экономической деятельности, осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

Если на момент подачи заявления о регистрации у обособленного подразделения уже открыты банковские счета, то придется еще представить справку из кредитной организации об указанном счете (п. 11 Порядка регистрации ФСС).

При регистрации в региональных отделениях Фонда филиал в двухдневный срок направляет документы, представленные страхователем в региональное отделение Фонда. В свою очередь структурное подразделение регионального отделения Фонда в течение не более пяти рабочих дней со дня получения документов осуществляет регистрацию юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (п. 14 Порядка регистрации ФСС). Страхователю направляется соответствующее извещение о регистрации и уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд обязательного медицинского страхования

Организация обязана также зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде по месту нахождения каждого обособленного подразделения (п. 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании, утвержденных постановлением Правительства от 15.09.2005 г. № 570, далее - Правила регистрации в ТФОМС).

Основанием для регистрации является заявление, составленное по форме, указанной в приложении № 1 к Правилам регистрации в ТФОМС. Данное заявление представляется в территориальный фонд в 30-дневный срок с момента создания обособленного подразделения.

Также для регистрации одновременно с заявлением подают копии (засвидетельствованные в нотариальном порядке) следующих документов:

  • документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
  • документы, подтверждающие исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования;
  • свидетельство о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения.

Отечественное законодательство допускает открытие российскими юридическими лицами обособленных подразделений, то есть филиалов и представительств. Процедура их открытия и требования, предъявляемые к ним, детально описаны в отечественных нормативных актах. Различные обособленные подразделения довольно широко применяются в хозяйственной деятельности. Важно отметить, что обособленное подразделение - это территориально удаленное от головной организации подразделение, при функционировании которого имеются некоторые особенности.

Общие положения об обособленных подразделениях

Действующие гражданские акты нормотворчества РФ и ГК РФ прямо предусматривают существование организаций в качестве субъектов правоотношений. Указанные лица создаются для достижения определенных целей, имеют правоспособность и имущество, а также могут быть стороной в судебном процессе (ст. 48 ГК РФ). Все юридические лица должны быть зарегистрированы, и сведения о них должны отражаться в ЕГРЮЛ.

Юридические лица обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Отечественное законодательство среди обособленных подразделений выделяет представительство и филиал. Надо учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами, а потому лишены правоспособности, присущей организациям.

Информация о каждом филиале и представительстве должна быть указана в ЕГРЮЛ.

Среди прочих прав особое место занимает право каждого юридического лица создавать свои обособленные подразделения. Так, обособленным подразделением организации признается структура, располагающаяся по иному адресу, нежели первоначальная организация. Такая структура не отвечает признакам юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

У них нет своих учредительных документов, и они работают на основании положения головной организации. Руководителю филиала или представительства главной организацией выдается доверенность.

Важно отметить, что ГК РФ, равно как и НК РФ, допускает создание обособленных подразделений как в одном муниципальном образовании, так и в разных населенных пунктах. При этом обособленное подразделение может находиться в том же городе, что и первоначальная организация, а также в городе, в котором находятся другие обособленные подразделения. Данный вывод подтверждается позицией Минфина РФ, изложенной в письме Министерства от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314 .

Законодательство РФ запрещает только создание обособленных подразделений по тому же адресу, что и у основной организации. Основным признаком обособленности подразделения является его адрес. Следовательно, по одному адресу может быть создано только одно обособленное подразделение организации, а создание двух обособленных подразделений по одному адресу невозможно, т.к. оба эти подразделения фактически будут являться одним.

В качестве заключения следует отметить, что в настоящее время нет необходимости указывать все обособленные подразделения в учредительных документах организации. Сведения об открытии филиалов или представительств отражаются в государственном реестре. О создании стационарных рабочих мест надо уведомить налоговиков в течение месяца (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Важно помнить, что нет запрета на создание обособленного подразделения в одном субъекте с основной организацией или в разных субъектах.

При расширении деятельности предприятия часто возникает необходимость в открытии обособленного подразделения. При подготовке отчетности по нему и расчете налогов у многих предпринимателей возникают трудности. Мы готовы рассказать, какими признаками обладают подразделения и филиалы, какую отчетность они должны представлять и кто имеет право их открыть.

Право открытия обособленных подразделения есть у всех российские предприятий. Существующее законодательство регламентирует признаки и все аспекты его деятельности. Разберем более подробно правовые нормы, регулирующие деятельность обособленных подразделений.

Что такое обособленное подразделение?

Отчетность обособленного подразделения в 2019 году

Юридические лица, имеющие ОП и применяющие УСН, исчисляют налоговую базу и сумму налога в целом по организации с учетом всех доходов и расходов. При этом, уплата налога производится в налоговом органе по месту нахождения главного офиса вне зависимости от того, где находятся подразделение.

При его открытии юридическое лицо, использующее УСН, становится налоговым агентом по уплате НДФЛ, не только в своем основном офисе, но и в подразделении. Отчетность и уплата этого налога производится по месту регистрации подразделения. Если же организация имеет несколько ОП, то отчетность и уплата налога должна производиться по месту регистрации каждого из них. Поскольку глава 23 НК РФ не дает права налоговым агентам самостоятельно выбирать подразделение для исчисления и уплаты налогов. Это же утверждение содержит письмо Минфина от 23 декабря 2016 г. № 03-04-06/77778.

Что касается постановки на учет в ФСС и ПФР, то с 1 января 2015 года такая обязанность отменена на основании Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ . Она сохранена только для тех подразделений, которые отвечают следующим признакам:

  • самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц;
  • выделено на отдельный баланс;
  • имеет расчетный счет.

Если не выполняется, хотя бы одно условие, ставить его на учет не нужно.

Доля прибыли обособленного подразделения

Уплата налогов и авансовых платежей производится исходя из доли прибыли. Для ее расчета за основу принимается один из двух показателей:

  • среднесписочная численность работников обособленного подразделения (далее СЧОП);
  • расходы на оплату труда работников обособленного подразделения (далее ОТОП).

Выбранный показатель, согласно статье 288 НК РФ , необходимо отразить в учетной налоговой политике. Решение о внесении изменений в налоговую политику принимается с начала налогового года. Об этом говорит .

Расчет доли прибыли по ОП производится в соответствии с определенным алгоритмом:

Расчет удельного веса, выбранного показателя - СЧОП или ОТОП

Удельный вес СЧОП = СЧОП / СЧОРГ * 100%

Удельный вес ОТОП = ОТОП / ОТОРГ * 100%, где СЧОРГ и ОТОРГ показатели по организации в целом.

Расчет удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества ОП (далее ОСОП)

Удельный вес ОСОП = ОСОП / ОСОРГ * 100%, где ОСОРГ - остаточная стоимость амортизируемого имущества организации.

Расчет доли прибыли обособленного подразделения (далее ДПОП)

ДПОП = (Удельный вес СЧОП + Удельный вес ОСОП) / 2

ДПОП = (Удельный вес ОТОП + Удельный вес ОСОП) / 2.

Отдельно стоит отметить, что при выборе показателя расходов на оплату труда для расчета доли прибыли, необходимо учитывать расходы на зарплату сотрудников, не входящих в штат предприятия. То есть работающих на основании гражданско-правовых договоров и договоров подряда.

mob_info