Эней был сыном. Комментарии к "Пересказ А.А.Нейхарда"

История Энея

Приведенные в предыдущей главе факты представляют несомненный интерес для всякого, кто изучает историю, но у нас была особая причина привлечь к ним внимание читателей. Нам хотелось дать представление о том, как надлежит воспринимать повесть о разрушении Трои и путешествиях Энея - великого предка Ромула, которую мы здесь излагаем. События, связанные с разрушением Трои, происходили (если они действительно имели место) в 1200 году до нашей эры. Предполагается, что Гомер жил и сочинял свои поэмы приблизительно в 900 году, а искусство письма начали использовать для записи длинных текстов около 600 года. Если рассуждать об исторической правде рассказа о странствиях Энея, то необходимо учитывать, что он передавался изустно в течение трехсот лет, затем был изложен в стихотворной форме и в таком виде просуществовал еще триста лет. Все это время его воспринимали не как отчет об исторических фактах, а как романтическую поэму, созданную для развлечения слушателей. Следовательно, невозможно поручиться за правдивость рассказа, но он не становится от этого менее важным и должен быть известен каждому образованному человеку.

Матерью Энея (как говорится в рассказе) была могущественная богиня. Греки называли ее Афродитой, у римлян она получила имя Венера. Афродита родилась не от матери, как простые смертные, но таинственным образом появилась из пены, собравшейся на поверхности моря. После этого она вышла на берег лежащего поблизости острова Кифера, расположенного к югу от полуострова Пелопоннес.

Рождение Венеры

Она была богиней любви, красоты и плодородия. Так велика была магическая сила, которой она была наделена от рождения, что, когда она после своего появления из моря вышла на песчаный берег, там, где она ступала, вырастала буйная зеленая растительность и цвели цветы. Она отличалась необычайной красотой, а кроме этого обладала сверхъестественной способностью вызывать любовь каждого, кто ее видел.

С Киферы богиня отправилась морем на Кипр, где некоторое время жила среди величественных пейзажей волшебного острова. Там она родила двух прелестных мальчиков: Эрота и Антерота. Они оба навсегда остались детьми. Эрот, переименованный позже в Купидона, стал богом, дарующим любовь, в то время как Антерот - бог взаимности в любви. С тех пор мать и двое сыновей скитаются по миру: иногда в заоблачных высях, иногда на равнинах среди смертных; они могут появиться в своем истинном обличье, но могут принять любой другой вид или быть невидимыми. Но где бы они ни появились, они всегда заняты одним и тем же: мать вселяет в души богов и людей нежные чувства, Эрот пробуждает в одном сердце любовь к другому, а Антерот дразнит и мучает тех, кто, став объектом нежной привязанности, не ответил взаимностью.

Со временем Афродита и ее сыновья добрались до заоблачной вершины горы Олимп, где жили великие боги. Их появление стало началом многих бед, ибо под воздействием их чар бессмертные боги начали влюбляться не только друг в друга, но и в смертных мужчин и женщин, обитавших на земле. В наказание за проказы Юпитер, обладавший верховной властью, заставляет Афродиту полюбить Анхиза, красивого юношу из царского троянского рода, жившего в горах недалеко от города.

Появлению Афродиты в окрестностях горы Иды и ее знакомству с обитателем тех мест предшествовали следующие обстоятельства. Богиня Эрида, которую не пригласили на пир в честь свадьбы Пелея и Фетиды, решила отомстить, спровоцировав ссору между богами, веселившимися на празднике. Она подбросила гостям прекрасное золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей». Среди богинь начался спор, кому из них должно принадлежать это яблоко. Юпитер послал богинь, претендовавших на обладание этим титулом, на гору Ида в сопровождении бога Гермеса, где молодой красивый пастух по имени Парис (на самом деле он был переодетым царевичем) должен был рассудить их спор. При виде прекрасных богинь Парис пришел в замешательство, а каждая из них начала соблазнять его различными дарами, если он присудит яблоко именно ей. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала ему в жены прекраснейшую из женщин. Довольная Афродита взяла Париса под свое покровительство и стала часто появляться в пустынных окрестностях горы Ида.

Там она познакомилась с Анхизом, который, как уже было сказано, принадлежал к царскому роду, хотя пас в горах коз и овец. Тут его увидела Афродита, и, когда Юпитер заставил ее испытать любовь, ее чувство обратилось к Анхизу. Поэтому она отправилась к нему на гору Ида, где прожила с ним некоторое время. Эней был ее сыном, рожденным от этого брака.

Однако Афродита предстала перед Анхизом не в своем настоящем обличье, а приняла облик фригийской царевны. Фригия расположена в Малой Азии, не очень далеко от Трои. Она не открывала Анхизу своей тайны, пока оставалась с ним в окрестностях горы Ида. Решившись, наконец, его покинуть и вернуться на Олимп, она открылась ему. Однако Афродита строго-настрого запретила Анхизу говорить о том, кто она такая, обещая, что Эней, которого она оставляла отцу, будет поражен ударом небесной молнии, если кто-то узнает правду о его матери.

Когда Афродита его покинула, Анхиз, не имея возможности воспитывать сына, отправил его в Дардан, город к северу от Трои, где тот воспитывался в доме своей замужней сестры, дочери Анхиза, которая жила там. Если к тому времени дочь Анхиза была уже достаточно взрослой, чтобы выдать ее замуж, то Афродиту привлекла в Анхизе отнюдь не его молодость. Эней жил у сестры, пока не вырос настолько, чтобы пасти стада; тогда он возвратился в родные края, к горным лугам и долинам. Его мать, хоть и покинула сына, но не забыла о нем, она постоянно следила за тем, что с ним происходит, и часто вмешивалась в его жизнь, чтобы помочь или защитить его.

Потом началась Троянская война. Поначалу Эней не принимал в ней участия. Он был в обиде на царя Трои Приама, поскольку тот уделял внимание другим молодым людям. Эней считал, - что им пренебрегают, а услуги, которые он мог бы оказать, недооценивают. Поэтому он оставался среди родных гор, занимаясь своими стадами, и, возможно, не оставил бы своих мирных занятий до конца войны, если бы Ахилл, один из самых грозных греческих вождей, не забрел в поисках продовольствия на территорию Энея и не напал на него и его товарищей. Он бы наверняка убил их, если бы не вмешательство Афродиты, которая защитила сына и спасла ему жизнь.

Потеря коров и овец и полученная в сражении рана привели Энея в ярость. Он сразу же собрал и вооружил войска дарданцев и с тех пор принимал активное участие в войне. Вскоре благодаря своей силе и храбрости он стал одним из славных героев среди сражавшихся. Его мать всегда помогала ему в его поединках, спасая его от опасностей, и он совершил немало доблестных подвигов.

В один момент он ринулся в гущу битвы, чтобы спасти одного из троянских вождей Пандара, который был окружен теснившими его врагами. Энею не удалось спасти друга, Пандар был убит. Подоспевшему Энею удалось отогнать врагов от его тела, для чего потребовалась небывалая сила и отвага. Греки нападали со всех сторон, но, кружа на колеснице вокруг тела и нанося удары во все стороны, Эней удерживал их на расстоянии. Тогда они отошли немного поодаль и начали оттуда осыпать Энея градом стрел и копий.

Некоторое время Энею удавалось защищать себя и тело своего друга с помощью щита. Но потом ему в бедро попал камень, брошенный одним из греческих воинов. От этого удара Эней упал на землю, потерял сознание и в этом беспомощном состоянии непременно был бы схвачен и убит врагами, если бы не вмешательство его матери. Она сразу поспешила ему на помощь, укрыв своим покрывалом, которое чудесным образом защитило его от летящих в него копий и стрел. Она взяла его на руки и вынесла из гущи врагов невредимым. Направленные на него копья, мечи и стрелы оказались бессильны против волшебного покрывала.

Однако, прикрывая раненого сына, сама Афродита оказалась уязвимой. Возглавлявший преследователей Диомед метнул в нее копье. Копье попало ей в руку и больно ранило богиню. Но это не остановило ее полет. Она быстро умчалась, а Диомед, довольный местью, оставил преследование, крикнув вслед исчезающей Афродите, что ей следует усвоить преподанный урок и впредь заниматься своими делами, не вмешиваясь в поединки между смертными.

Доставив Энея в безопасное место, Афродита, истекая кровью, полетела в горы и опустилась в краю облаков и туманов, где Ирис, прекрасная богиня радуги, пришла к ней на помощь. Ирис нашла ее ослабевшей и бледной от потери крови; она сделала все, что могла, чтобы успокоить и утешить богиню любви. Вместе они отправились дальше в горы, где нашли бога войны Марса, стоявшего на своей колеснице. Марс был братом Афродиты. Он посочувствовал сестре и одолжил Ирис свою колесницу и лошадей, чтобы та отвезла Афродиту домой. Афродита поднялась в колесницу, Ирис взяла вожжи, и волшебные кони вознесли колесницу по воздуху на гору Олимп. Там боги и богини Олимпа окружили свою несчастную сестру, перевязали ее рану и пожалели ее. Было сказано много сочувственных слов о жестокости и бесчеловечности людей. Такова история Энея и его матери.

Позднее Энею пришлось вступить в схватку с Ахиллом - самым ужасным из всех греческих воинов, которому не было равных в поединках. Две армии выстроились друг против друга в боевом порядке. Между ними оставалось обширное открытое пространство. На это место, хорошо видное обеим сторонам, выехали двое противников: с одной стороны - Эней, с другой - Ахилл; толпы зрителей приготовились следить за их состязанием.

Эней защищает тело Пандара

Этот поединок вызывал огромный интерес. Эней славился силой и храбростью, кроме того, он пользовался божественным покровительством своей матери, которая поддерживала и направляла его, приходила ему на выручку в опасную минуту. Но и Ахилла трудно было убить. Когда он был ребенком, его мать богиня Фетида окунула его в воды подземной реки Стикс, которые делали всякого, кто искупается в них, неуязвимым и бессмертным. Но при этом она держала его за пятку, и это место осталось незащищенным. Все остальные части тела были надежно защищены от ран.

У Ахилла был очень красивый и дорогой щит, который выковал для него бог Гефест по просьбе его матери Фетиды. Он состоял из пяти металлических пластин. Две внешние пластины были медные, внутренняя - золотая, а между ними - две серебряные. Щит был сделан с необыкновенным искусством и украшен дивной красоты узором. Мать Ахилла вручила его сыну, когда он покинул дом, чтобы присоединиться к грекам, отправлявшимся в Трою, по-видимому не слишком полагаясь на его чудесную неуязвимость.

Армии затаили дыхание, глядя на двух бойцов, выступивших навстречу друг другу, а боги и богини с не меньшим интересом следили за поединком из своих заоблачных жилищ. Кто-то из них сочувствовал Афродите, переживавшей за своего сына, кто-то отдал свои симпатии Ахиллу. Соперники сошлись, но не вступили в бой сразу, а сначала обменялись взглядами, полными ярости и презрения. Наконец Ахилл заговорил. Он насмехался над Энеем, говоря, что глупость и безрассудство заставили того вступить в войну и рисковать жизнью, сражаясь с таким грозным воином, как он. «Что ты получишь, - говорил он, - если вы победите в этой войне? Тебе никогда не стать царем, даже если тебе удастся спасти город. Я знаю, ты принадлежишь к царскому роду, но у Приама есть сыновья, которые станут его прямыми наследниками! А ты еще вздумал сражаться со мной! Со мной, самым сильным, храбрым и грозным из греков, любимцем многих богов». После такого вступления он пустился в пространные речи о величии своего происхождения и своем несомненном превосходстве в силе и доблести в красноречивой манере, которая, по-видимому, была тогда весьма популярна, - ибо древние видели в ней доказательство стойкости и бодрости духа. В наше время такие разглагольствования расценили бы как тщеславие и пустое хвастовство.

В ответе Энея, дерзком и насмешливом, прозвучало не меньше твердости и присутствия духа, чем в речах Ахилла. Он подробно описал свою родословную, свои права на величие. Однако в заключение он заметил, что глупо и бессмысленно терять время в войне слов. Сказав так, Эней со всей силы метнул копье в Ахилла в знак начала сражения.

Копье попало в щит Ахилла й вонзилось в него с такой силой, что проникло через две пластины щита и достигло пластины из золота. Но пробить ее ему уже не хватило силы, и оно упало на землю. Затем Ахилл со всей силы швырнул свое копье в Энея. Эней присел на полусогнутых ногах, чтобы выдержать удар, и поднял над головой щит, застыв в ожидании. Копье ударилось в щит рядом с верхней кромкой и прошло насквозь через все пластины, из которых он состоял, скользнуло по спине героя и, дрожа, вонзилось в землю. В ужасе Эней выбрался из-под щита.

Поняв, что копье не достигло цели, Ахилл обнажил меч и кинулся на Энея, надеясь одолеть его в рукопашной схватке. Эней, оправившись от секундного замешательства, схватил огромный камень (по словам Гомера, больше, чем могут поднять два обычных человека) и уже был готов швырнуть его в наступавшего врага, когда сражение было внезапно прервано в результате неожиданного вмешательства. Похоже, боги и богини покинули свои заоблачные жилища на вершине Олимпа и собрались, невидимые, на месте поединка, чтобы следить за его ходом. Кто-то симпатизировал одному из бойцов, кто-то - другому. Нептун был на стороне Энея и увидел, как велика грозившая Энею опасность: Ахилл мчался на него с обнаженным мечом; тогда он встал между сражавшимися. По его воле поле битвы внезапно окутал волшебный туман, который всегда был наготове у бога морей; этот туман скрыл Энея из поля зрения Ахилла. Нептун вытащил из земли копье и бросил его под ноги Ахилла. Потом он подхватил Энея, поднял над землей и, невидимый, пронес его над головами солдат и всадников, стоявших рядами на поле боя. Когда туман рассеялся, Ахилл увидел свое копье, лежавшее у его ног; оглядевшись вокруг, он обнаружил, что его противник исчез.

В таком виде дошли до нас сказания древних о доблести и подвигах Энея под стенами Трои, о чудесном вмешательстве богов, спасавших его жизнь в минуты смертельной опасности. В те времена считалось, что этот эпос - правда, и все изложенные в нем события действительно имели место. Чудесные и невероятные явления, о которых шла речь, не вызывали никаких сомнений, так как полностью соответствовали религиозным верованиям. Эти сказания передавались из поколения в поколение, были горячо любимы теми, кто слышал и повторял их, отчасти благодаря их поэтической красоте и литературным достоинствам, отчасти благодаря возвышенным откровениям о богах и божественном мире.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Ромул. Основатель Вечного города автора Эббот Джекоб

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Странствия Энея Согласно Вергилию, Эней, сын троянца Анхиза и богини любви Венеры, происхождение свое вел от древнего царского рода. Младенцем воспитывали его нимфы, после же - благородный отец, передавший сыну великое воинское искусство. В жены взял он красавицу Креузу,

Из книги Всеобщая мифология. Часть III. Божества?иных?народов автора Балфинч Томас

Глава II. Приключения Энея Бегство ЭнеяВ прошлой книге мы последовали за одним из греческих героев, Одиссеем, в его странствиях по возвращении домой из Трои, а теперь предлагаем разделить судьбы оставшихся побежденных троянцев под предводительством их вождя, Энея,

автора

1. Краткая история троянского царя Энея и «Энеида» Вергилия 1.1. Царь Эней После нашего анализа Троянской войны XIII века н. э. становятся понятными и многие другие крупные события, последовавшие за ней. Безусловно одним из самых ярких сюжетов той поры является история царя

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

10. Начало путешествия Энея по Руси При своём движении к Италии-Латинии-Рутении и к реке Волге-Тибру, Эней со спутниками пересекает на кораблях «Авзонийского моря равнину» , с. 171. Как мы уже говорили, скорее всего, тут речь идёт об Азове и Азовском море.Затем сказано о

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

12. Продолжение путешествия Энея по Руси Во время путешествия по Гесперии-Италии-Латинии Эней оказывается у Кносского дворца, который сегодня относят на остров Крит в Средиземном море. Говорится о чудовище Минотавре, жившем в Кноссе , с. 220. «Вот знаменитый дворец

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 21. Третий оригинал великой войны. Готско-троянская война XIII века. Эпоха после третьего оригинала: бегство Энея, начало реальной истории в Италии, раскол церквей В 1261 году Константинополь был взят войсками никейского императора Михаила Палеолога. Через 5 лет после

автора Носовский Глеб Владимирович

1. Краткая история троянского царя Энея и «Энеида» Вергилия 1.1. Царь Эней После нашего анализа Троянской войны XIII века н. э. становятся понятными и многие другие крупные события, последовавшие за ней. Безусловно, одним из самых ярких сюжетов той поры является история царя

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

10. Начало путешествия Энея по Руси При своем движении к Италии-Латинии-Рутении и к реке Волге-Тибру, Эней со спутниками пересекает на кораблях «Авзонийского моря равнину» , с. 171. Как мы уже говорили, скорее всего, тут речь идет об Азове и Азовском море.Затем сказано о

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

12. Продолжение путешествия Энея по Руси Во время путешествия по Гесперии-Италии-Латинии, Эней оказывается у Кносского дворца, который сегодня относят на остров Крит в Средиземном море. Говорится о чудовище Минотавре, жившем в Кноссе , с. 220.«Вот знаменитый дворец

Из книги За кулисами Мюнхенского сговора. Кто привел войну в СССР? автора Мартиросян Арсен Беникович

Глава 1. СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ИСТОРИИ: ЛЖИВАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ… И ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ, ГДЕ ВИДНЫ ПОДЛИННЫЕ ПРИЧИНЫ СОБЫТИЙ (Вместо пролога) От времени до времени очень полезно подвергать пересмотру наши привычные исторические понятия для того, чтобы при пользовании ими не

автора Эббот Джекоб

Глава 3 История Энея Приведенные в предыдущей главе факты представляют несомненный интерес для всякого, кто изучает историю, но у нас была особая причина привлечь к ним внимание читателей. Нам хотелось дать представление о том, как надлежит воспринимать повесть о

Из книги Ромул. Основатель Вечного города автора Эббот Джекоб

Глава 5 Странствия Энея Стоя на крепостной стене, Эней видел взятие дворца и смерть Приама. В тот момент он понял, что сопротивление бесполезно, и озаботился единственным вопросом: как спасти себя и свою семью от неминуемой гибели. Он подумал о своем отце Анхизе, который

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Дорогой Энея Со Средиземным морем связаны многие морские эпопеи древности, как полуфантастические, так и вполне реальные. Великое путешествие совершил и Эней, один из главных защитников Трои, легендарный родоначальник Рима, которому посвящена «Энеида»

Из книги Екатерина II, Германия и немцы автора Шарф Клаус

Глава VI. История русская и немецкая, история всеобщая: научные опыты императрицы и немецкие ученые –

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Часть 1 ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНАЛИТИКИ Глава 1 История: больной, который ненавидит врачей (Журнальный вариант) Книги должны следовать за наукой, а не наука - за книгами. Фрэнсис Бэкон. Наука не терпит новых идей. Она с ними борется. М.М.Постников. Критическое

Aeneas Дети Асканий , Сильвий и Idaeus [d]

Спутников Энея в его странствованиях, описанных на латыни древнеримским поэтом Вергилием в «Энеиде » (29-19 г. до н. э.), называют - энеады .

Детство и молодость

Троянская война

Эней вначале не принимал участия в Троянской войне. Только тогда, когда Ахилл напал на войско Энея, он выступил против ахейцев . Он сражался с Ахиллом и Диомедом . Ему покровительствовала Афродита и Аполлон , спасший Энея от яростной атаки могучего Диомеда . Был благосклонен к Энею и Посейдон , спасший раненого Энея от ярости Ахилла. В «Илиаде» убил 6 греков. По подсчётам Гигина, всего убил 28 воинов .

Спасение Энея упомянуто уже в «Илиаде» (XX 302-308). Бежал из Трои, неся на спине Анхиса, своего отца, и эллины пропустили его, уважая его благочестие . Согласно Лесху, взят в плен Неоптолемом . Согласно Арктину, покинул Трою перед её взятием и отправился на Иду вместе с отцом, когда змеи убили Лаокоонта . Согласно версии Гелланика, при падении Трои отступил в её акрополь, а затем покинул город с частью троянцев . По версии Менекрата Ксантия и Лутация Дафниса, предал Трою ахейцам и за это был пощажён .

Скитания Энея

В греческой традиции

Согласно греческой традиции, Эней после падения Трои остался в Троаде и впоследствии властвовал над троянскими народами. Позднейшие сказания повествуют о переселении Энея с уцелевшими дарданами за море (в Эпир или Фессалию). «Некоторых смущает, что повсюду рассказывают о могилах Энея и показывают их» .

Эней в Италии

В этрусской традиции

В латино-римской традиции

Первые следы почитания Энея в Лации зафиксированы в VI веке до н. э. (храм в Лавинии с богатым кенотафом Энея) . С ростом могущества Римской республики возникает легенда о том, что именно потомки Энея основали Рим . О странствиях Энея римские авторы рассказывают по-разному. По Вергилию , Эней в сопровождении Ахата , покинул горящую Трою . Он увёл с собой жену Креусу (которая отстала и погибла), сына Юла и на плечах вынес старого отца Анхиса . Получив ещё в горящей Трое пророчество от призрака Креусы о предназначенной ему великой судьбе и собрав оставшихся в живых троянцев, Эней отплыл с ними на 20 кораблях. Ошибочно интерпретируя туманные пророчества призраков Гектора , Креусы, Полидора, Эней сначала отправляется во Фракию , затем на Крит ; поняв свою ошибку, направляется в Гесперию и по дороге на запад попадает в Сицилию .

Одни утверждают, что он поселился близ Олимпа в Македонии, другие - основал Капии около Мантинеи в Аркадии, третьи - прибыл вместе с Элимом в Эгесту в Сицилии, а позже в Лаций . По Кефалону Гергитию и Гегесиппу из Мекиберны, умер во Фракии . Согласно поэту Агафиллу Аркадскому, выдал замуж двух дочерей Кодону и Анфемону в Нисе, а позже родил сына Ромула . По Вергилию, сперва отправился во Фракию и основал город Энеаду, но получил неблагоприятные знамения Затем основал город Пергамею на Крите, но там начался мор . Получил в подарок от Гелена доспехи Неоптолема . Согласно Варрону, были привезены Дарданские боги из Самофракии во Фригию, а затем Энеем в Италию .

Когда корабли Энея подходили к берегам Лация, ненавидевшая его Гера наслала бурю, и флот его был отброшен к Карфагену . Здесь в героя влюбилась Дидона - основательница Карфагена . Гера и Афродита были склонны способствовать союзу Энея и финикийской красавицы, ранее бежавшей из Тира, но Зевс через Гермеса повелел Энею покинуть Карфаген . Влюблённый Эней страдает, так как не может ни остаться с возлюбленной, ни взять её с собой - по предначертанию судьбы в Лации он должен жениться на Лавинии , чтобы новая династия положила в будущем основание Риму . Эней коварно бросает Дидону, которая, видя его паруса на горизонте, от горя убивает себя. Проклятия, которые посылает вслед беглецу Дидона с погребального костра, символизируют будущую вражду Карфагена и Рима в Пунических войнах . Эней вновь направился к берегам Сицилии. Здесь он устроил погребальные игры на могиле отца, а затем прибыл в Кумы . Чтобы узнать свою судьбу, Эней по совету Кумской Сивиллы спускается в царство мёртвых, и тень Анхиза, пребывающая в Элизиуме, предсказывает великое будущее ему и Римской державе.

Эней в Лации

Когда Эней вернулся в Лаций, он получил от царя аборигинов Латина землю для постройки города. Латин обещал Энею руку своей дочери Лавинии. Но Лавиния прежде была обещана царю рутулов Турну , который пошёл войной на троянцев и Латина. Эней и Латин заключили союз с Эвандром . В поединке Эней сразил Турна, после чего женился на Лавинии.

Позднейшая традиция

В литературе

  • Эпическая поэма Вергилия «Энеида »
  • Джо Грэм , исторический роман «Чёрные корабли»
  • Иван Котляревский , поэма «Энеида »
  • Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия »
  • Под именем Геликаон в цикле Дэвида Геммела «Троя»
  • Иосиф Бродский , стихотворение «Дидона и Эней»
  • Анна Ахматова , «Не пугайся, - я ещё похожей..»

См. также

Примечания

  1. Имя имеет эолийское грамматическое оформление (Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.391)
  2. Не путать с термином «Эннеады »
  3. Гесиод. Теогония 1008-1010
  4. Гимны Гомера IV 257
  5. Стасин. Киприи, синопсис
  6. Плиний Старший. Естественная история XXXV 71; Примечания Г. А. Тароняна в кн. Плиний Старший. Об искусстве. М., 1994. С.516
  7. Гигин. Мифы 115
  8. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 21; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека VII, фр.4; Элиан. Пёстрые рассказы III 22
  9. Лесх. Малая Илиада, фр.21 Бернабе
  10. Арктин. Разрушение Илиона, синопсис; Софокл. Лаокоонт, фр.373 Радт = Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 48, 2
  11. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 46, 1 - 47, 6
  12. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 48, 3; Аврелий Виктор. Происхождение римского народа 9, 2
  13. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 54, 1
  14. А. Немировский, Л. Ильинская. Этруски-выходцы из Трои? // Вокруг Света: журнал. - М. , 1974. - Вып. май . - ISSN 0321-0669 .
Aeneas Дети Асканий , Сильвий и Idaeus [d]

Спутников Энея в его странствованиях, описанных на латыни древнеримским поэтом Вергилием в «Энеиде » (29-19 г. до н. э.), называют - энеады .

Детство и молодость

Видео по теме

Троянская война

Эней вначале не принимал участия в Троянской войне. Только тогда, когда Ахилл напал на войско Энея, он выступил против ахейцев . Он сражался с Ахиллом и Диомедом . Ему покровительствовала Афродита и Аполлон , спасший Энея от яростной атаки могучего Диомеда . Был благосклонен к Энею и Посейдон , спасший раненого Энея от ярости Ахилла. В «Илиаде» убил 6 греков. По подсчётам Гигина, всего убил 28 воинов .

Спасение Энея упомянуто уже в «Илиаде» (XX 302-308). Бежал из Трои, неся на спине Анхиса, своего отца, и эллины пропустили его, уважая его благочестие . Согласно Лесху, взят в плен Неоптолемом . Согласно Арктину, покинул Трою перед её взятием и отправился на Иду вместе с отцом, когда змеи убили Лаокоонта . Согласно версии Гелланика, при падении Трои отступил в её акрополь, а затем покинул город с частью троянцев . По версии Менекрата Ксантия и Лутация Дафниса, предал Трою ахейцам и за это был пощажён .

Скитания Энея

В греческой традиции

Согласно греческой традиции, Эней после падения Трои остался в Троаде и впоследствии властвовал над троянскими народами. Позднейшие сказания повествуют о переселении Энея с уцелевшими дарданами за море (в Эпир или Фессалию). «Некоторых смущает, что повсюду рассказывают о могилах Энея и показывают их» .

Эней в Италии

В этрусской традиции

В латино-римской традиции

Первые следы почитания Энея в Лации зафиксированы в VI веке до н. э. (храм в Лавинии с богатым кенотафом Энея) . С ростом могущества Римской республики возникает легенда о том, что именно потомки Энея основали Рим . О странствиях Энея римские авторы рассказывают по-разному. По Вергилию , Эней в сопровождении Ахата , покинул горящую Трою . Он увёл с собой жену Креусу (которая отстала и погибла), сына Юла и на плечах вынес старого отца Анхиса . Получив ещё в горящей Трое пророчество от призрака Креусы о предназначенной ему великой судьбе и собрав оставшихся в живых троянцев, Эней отплыл с ними на 20 кораблях. Ошибочно интерпретируя туманные пророчества призраков Гектора , Креусы, Полидора, Эней сначала отправляется во Фракию , затем на Крит ; поняв свою ошибку, направляется в Гесперию и по дороге на запад попадает в Сицилию .

Одни утверждают, что он поселился близ Олимпа в Македонии, другие - основал Капии около Мантинеи в Аркадии, третьи - прибыл вместе с Элимом в Эгесту в Сицилии, а позже в Лаций . По Кефалону Гергитию и Гегесиппу из Мекиберны, умер во Фракии . Согласно поэту Агафиллу Аркадскому, выдал замуж двух дочерей Кодону и Анфемону в Нисе, а позже родил сына Ромула . По Вергилию, сперва отправился во Фракию и основал город Энеаду, но получил неблагоприятные знамения Затем основал город Пергамею на Крите, но там начался мор . Получил в подарок от Гелена доспехи Неоптолема . Согласно Варрону, были привезены Дарданские боги из Самофракии во Фригию, а затем Энеем в Италию .

Когда корабли Энея подходили к берегам Лация, ненавидевшая его Гера наслала бурю, и флот его был отброшен к Карфагену . Здесь в героя влюбилась Дидона - основательница Карфагена . Гера и Афродита были склонны способствовать союзу Энея и финикийской красавицы, ранее бежавшей из Тира, но Зевс через Гермеса повелел Энею покинуть Карфаген . Влюблённый Эней страдает, так как не может ни остаться с возлюбленной, ни взять её с собой - по предначертанию судьбы в Лации он должен жениться на Лавинии , чтобы новая династия положила в будущем основание Риму . Эней коварно бросает Дидону, которая, видя его паруса на горизонте, от горя убивает себя. Проклятия, которые посылает вслед беглецу Дидона с погребального костра, символизируют будущую вражду Карфагена и Рима в Пунических войнах . Эней вновь направился к берегам Сицилии. Здесь он устроил погребальные игры на могиле отца, а затем прибыл в Кумы . Чтобы узнать свою судьбу, Эней по совету Кумской Сивиллы спускается в царство мёртвых, и тень Анхиза, пребывающая в Элизиуме, предсказывает великое будущее ему и Римской державе.

Эней в Лации

Когда Эней вернулся в Лаций, он получил от царя аборигинов Латина землю для постройки города. Латин обещал Энею руку своей дочери Лавинии. Но Лавиния прежде была обещана царю рутулов Турну , который пошёл войной на троянцев и Латина. Эней и Латин заключили союз с Эвандром . В поединке Эней сразил Турна, после чего женился на Лавинии.

Позднейшая традиция

В литературе

  • Эпическая поэма Вергилия «Энеида »
  • Джо Грэм , исторический роман «Чёрные корабли»
  • Иван Котляревский , поэма «Энеида »
  • Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия »
  • Под именем Геликаон в цикле Дэвида Геммела «Троя»
  • Иосиф Бродский , стихотворение «Дидона и Эней»
  • Анна Ахматова , «Не пугайся, - я ещё похожей..»

См. также

Примечания

  1. Имя имеет эолийское грамматическое оформление (Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.391)
  2. Не путать с термином «Эннеады »
  3. Гесиод. Теогония 1008-1010
  4. Гимны Гомера IV 257
  5. Стасин. Киприи, синопсис
  6. Плиний Старший. Естественная история XXXV 71; Примечания Г. А. Тароняна в кн. Плиний Старший. Об искусстве. М., 1994. С.516
  7. Гигин. Мифы 115
  8. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 21; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека VII, фр.4; Элиан. Пёстрые рассказы III 22
  9. Лесх. Малая Илиада, фр.21 Бернабе
  10. Арктин. Разрушение Илиона, синопсис; Софокл. Лаокоонт, фр.373 Радт = Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 48, 2
  11. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 46, 1 - 47, 6
  12. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 48, 3; Аврелий Виктор. Происхождение римского народа 9, 2
  13. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 54, 1
  14. А. Немировский, Л. Ильинская. Этруски-выходцы из Трои? // Вокруг Света: журнал. - М. , 1974. - Вып. май . -

1) (Aeneas, ????????). Герой эпической поэмы Виргилия “Энеиды”. Он был сыном Анхиза и Афродиты и родственником Приама. Он родился на горе Иде и был властителем дарданов. Когда на горе Иде на Энея напал Ахиллес и угнал его стадо, то он повел своих дарданов против греков и принял участие в Троянской войне. Гектор и Эней были величайшими троянскими героями, и последний, любимец людей и богов, не раз был спасаем богами в сражении. Афродита спасла его от Диомеда, Посейдон от Ахиллеса, когда он хотел убить его. Из пламени горящей Трои он вынес на спине своего отца Анхиза, а также домашних богов и вывел своего сына Аскания и свою жену Креузу, дочь Приама. Затем Эней вместе с уцелевшими троянцами отправляется на 50 кораблях в то странствование, которое составляет предмет “Энеиды”. После того, как он посетил Эпир и Сицилию, буря прибила его к берегам Африки, где он встретился с Дидоной, царицей только что основанного Карфагена, которая ласково приняла его и влюбилась? него. Но Эней, по велению Зевса, внезапно покидает Дидону, и она лишает себя жизни. Эней сначала пристает к Сицилии, где ему оказывает гостеприимство Акест, а затем отправляется в Лациум; здесь он женится на дочери царя Латина, Лавинии и основывает город Лавиниум, который называет таким образом в честь своей жены. Царь рутулов Турн, с которым сначала была обручена Лавиния, начинает войну с Латином и Энеем, но Эней убивает Турна и делается царем аборигенов и троянцев, которым дает общее имя латинов. Вскоре после этого Эней был убит в битве с рутулами.

2) или Ойней (Oeneus, ???????). Царь г. Калидона в Этолии, отец Мелеагра и Дейаниры. При нем происходила охота на Калидонского вепря. См. Мелеагр.

Краткий словарь мифологии и древностей. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭНЕЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЭНЕЙ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. лат. миф) герой Троянской войны, царь дарданов, сын Анхиса и Афродиты, родственник троянского царя Приама. По Вергилию, в …
  • ЭНЕЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Деян 9:32-36) - житель Лидды. Ап. Петр, посещая в разных местах Палестины общества верующих, пришел к святым живущим в Лидде. …
  • ЭНЕЙ
    — в античной мифологии один из главных защитников Трои во время Троянской войны. Сын Анхиза и богини Афродиты. Потомок Дардана, …
  • ЭНЕЙ
    В греческой и римской мифологиях сын Анхиса и Афродиты (рим. Венеры). Рождённый богиней на горе Ида или на берегу Симоента, …
  • ЭНЕЙ
    Троянский герой, сын Анхиса и Афродиты. В "Илиаде" его роль незначительна, но позднее, после драматического бегства из горящей Трои и …
  • ЭНЕЙ в Литературной энциклопедии:
    герой эпоса П.Вергилия Марона «Энеида», опубликованного посмертно (19 г. до н.э.), сын Венеры и троянского героя Анхиза. По преданию, спасшемуся …
  • ЭНЕЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    в античной мифологии один из главных защитников Трои во время Троянской войны; легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена "Энеида" …
  • ЭНЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в античной мифологии один из главных защитников Трои, легендарный родоначальник римлян. Согласно "Илиаде", избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству …
  • ЭНЕЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЭНЕЙ в Энциклопедическом словарике:
    в греческой мифологии и у римлян один из главных защитников Трои во время Троянской войны родоначальник Рима и римлян, которому …
  • ЭНЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭН́ЕЙ, в антич. мифологии один из гл. защитников Трои во время Троянской войны; легендарный родоначальник Рима и римлян, к-рому посвящена …
  • ЭНЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    герой, …
  • ЭНЕЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в античной мифологии один из главных защитников Трои во время Троянской войны; легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена «Энеида» …
  • ВЕРГИЛИЙ в Высказываниях великих людей:
    Но уж немалую часть огромной прошли мы равнины, - Время ремни развязать у коней на дымящихся выях. Вергилий - Дранк …
  • АНХИЗ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Анхис) — у Вергилия царь дарданов, внук троянского царя Ила. Представитель младшей ветви троянских царей. Отец Энея и Гипподамии. Боги, …
  • АНХИС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой и римской мифологиях отец Энея. Когда Анхис пас стада в окрестностях горы Ида, к нему явилась пленённая его …
  • АНХИС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (греч.???????) S, лат. Anchises), в греческой и римской мифологиях отец Энея. Когда А. пас стада в окрестностях горы Ида, к …
  • АВЕРНСКОЕ ОЗЕРО в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Avernus lacus АВЕРНСКОЕ ОЗЕРОн. Lago Averno, глубокое озеро в Кампании, к северу от Кум, наполняющее собой кратер одного вулкана; оно …
  • AENEAS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Aeneas,ЭНЕЙ, AineiaV, 1) сын Анхиса и Афродиты, властитель дарданов у подошвы Иды, родственник Приама (см. Anchises). Родившись на горе Иде …
  • ЛАТИН в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Царь Латиума (Лация) (названной по его имени) - одного из государств древней Италии. По Гесиоду - сын Одиссея и Кирки, …
  • КРЕУСА в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Несколько женщин, о которых имеются лишь смутные представления, носили это имя. Наиболее известная из них дочь Приама и Гекубы, жена …
  • ДИДОНА в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Дочь царя Тира, первоначально звалась Элиссой. После убийства мужа - Сихея, она бежала с несколькими спутниками в Ливию, где основала …

Эней, сын Анхиза, покидает Трою. - Троянские Пенаты направляют Энея в путь. - Буря Юноны. - Эней и Дидона. - Смерть Дидоны. - Кумская сивилла: миф о золотой ветви. - Высадка Энея в устье Тибра: миф о войне троянцев с рутулами. - Основание Энеем и Асканием Альба-Лонги. - Бог Марс и Рея Сильвия: миф о рождении Ромула и Рема. - Ромул и Рем вскармливаются волчицей. - Миф об сновании Рима. - Похищение сабинянок.

Эней, сын Анхиза, покидает Трою

Герой Троянской войны Эней , сын богини Афродиты (Венеры) от Анхиза, царь дарданов и родственник Приама, храбро сражался против греков. Эней, подобно , был любимец троянцев за свое мужество и ум.

Афродита и Аполлон постоянно охраняют и защищают Энея. Во время его поединка с Ахиллесом бог Посейдон спасает Энея, окружая непроницаемым облаком, потому что Энею суждено было по воле богов, после гибели всего рода Приама, стать троянским царем.

О судьбе Энея, о его странствиях и об основании нового царства в Италии совсем не упоминается у Гомера. Только чуть ли не тысячелетие спустя римский поэт Вергилий собрал в одну целую поэму под названием «Энеида» все античные мифы об этом герое.

Во время пожара и разграбления Трои Эней старается, но безуспешно, отбить нападающих греков. Эней решается забрать свою семью, домашних богов, священный палладий, покинуть родной город и отправиться искать в чужие страны нового отечества.

Престарелый и расслабленный отец Энея Анхиз отказывается его сопровождать, но боги покровительствуют намерениям Энея. Именно в то время, когда жена Энея, Креуса, и отец стараются уговорить его не покидать родины, совершается чудо: над головой сына Энея Аскания, или Иула, появляется яркое пламя, которое как бы дотрагивается до волос ребенка. Испуганные родители, желая потушить это пламя, обливают голову Аскания водой, но пламя не тухнет. Анхиз видит в этом как бы предзнаменование славной будущности, ожидающей внука, и он соглашается покинуть Трою вместе с Энеем.

Тогда Эней собирает всю свою семью и некоторых преданных ему людей, дает отцу нести домашние Пенаты и священные сосуды, а сам несет Анхиза на своих плечах.

На горе Иде к ним присоединяются жалкие остатки троянцев, с которыми Эней отправляется на двадцати кораблях во Фракию.

Оставление Энеем Трои в сопровождении семьи очень часто изображалось на памятниках искусства как в античности, так и в новейшие века.

На одной из древнеримских фресок, открытых в Геркулануме, представлен Эней, несущий отца на плечах; но античный художник почему-то изобразил всех действующих лиц с собачьими головами.

В Луврском музее находится картина Спады, изображающая тот же мифологический сюжет. Там же находится и знаменитая группа Ленотра «Эней несет Анхиза».

Троянские Пенаты направляют Энея в путь

Покровительствуемый богами, Эней высаживается на берег Фракии, основывает там город и называет его своим именем.

Затем Эней отправляется на остров Делос спросить оракула, куда он должен направить свой дальнейший путь. Не поняв хорошенько ответа оракула, Эней пристает к острову Криту. Но там ему во сне являются , увезенные им из горящей Трои, и приказывают отправляться дальше: «Слушай, что говорит нашими устами Аполлон: мы - боги твоего очага, последовавшие за тобой из священного Илиона. Мы возвеличим твоих потомков до звезд небесных и мы дадим их городу власть над всем миром. Ты же приготовь этому великому народу великую столицу. Ты должен покинуть Крит; есть страна, известная грекам под названием Гесперия: это сильная войсками и славная своим плодородием страна. Вот наша родина, туда направляйся» (Вергилий).

Буря Юноны

Эней, послушный воле богов, вновь пустился в путь, но богиня Юнона, продолжавшая мстить троянцам, насылает страшную бурю, разогнавшую корабли Энея.

Бог Нептун опять берет под свое покровительство героя Энея и усмиряет бурю.

В Ватикане хранится прекрасный иллюстрированный античный манускрипт «Энеиды» Вергилия. Одна из миниатюр этого манускрипта изображает Энея, застигнутого бурей. Разные морские чудовища плавают вокруг корабля Энея; ветры представлены в виде юношей, которые дуют на корабль. У Энея вокруг головы как бы венец или сияние. На античных памятниках искусства такое сияние вокруг головы (нимб) было эмблемой власти и могущества; впоследствии первые художники-христиане стали окружать таким сиянием головы святых.

Буря прибила Энея и его спутников к берегам Африки именно в том месте, где Дидона, дочь финикийского царя, только что основала город Карфаген.

Эней и Дидона

Троянцы обратились к царице Карфагена Дидоне с просьбой оказать им гостеприимство. Дидона приняла их не только радушно, но устроила Энею самый роскошный прием.

Богиня Венера решила возбудить в Дидоне пламенную любовь к троянскому герою, и вскоре царица проводит целые дни, слушая рассказы Энея о бедствиях, постигших Трою, и о его странствованиях.

Искусство очень часто изображает пребывание Энея у Дидоны.

Как ни сильны были чары Дидоны, но Эней устоял против них и, повинуясь Юпитеру, покинул гостеприимную страну.

Смерть Дидоны

Дидона умоляет Энея отказаться от своих намерений и остаться у нее навсегда. Видя, что все ее просьбы напрасны и что Эней тайно покинул ее, Дидона велит приготовить костер, всходит на него и убивает себя мечом, подаренным ей Энеем.

Смерть Дидоны также не раз служила темой для художественных произведений.

Печальная судьба Дидоны, сжигающей себя на костре, потому что ее покинул Эней, которого Юпитер предназначил стать основателем римского государства, как бы предвещает гибель Карфагена, сожженного римлянами.

Кумская сивилла: миф о золотой ветви

Эней со своими спутниками терпит новую бурю; спасаясь от нее, он пристает к берегам Сицилии. Там Эней устраивает в память отца, умершего годом раньше, похоронные игры и состязания и намеревается вновь сняться с якоря, но троянские женщины, утомленные вечными странствованиями, сжигают несколько кораблей и отказываются ехать дальше. Тогда Эней основывает в Сицилии город и оставляет в нем женщин, стариков и всех тех, кто не желает следовать за ним.

Собрав оставшихся воинов и снарядив свои уцелевшие корабли, Эней отправился дальше. Прибыв в город Кумы в Италии, Эней обратился к кумской сивилле (предсказательнице), которая дала ему совет спуститься в царство теней и узнать от отца ожидающую Энея судьбу.

Спустившись в царство Аида, Эней приносит Персефоне в дар, по совету сивиллы, найденную им по дороге золотую ветвь и отыскивает там своего отца Анхиза, который предсказывает ему и его потомкам славное будущее. Анхиз говорит, что Эней по воле богов будет прародителем храброго и воинственного народа, а его потомки будут владеть половиной мира.

Высадка Энея в устье Тибра: миф о войне троянцев с рутулами

Проплавав несколько дней, Эней благополучно высаживается на берег Тибра. Там его дружески принимает царь страны Латин и предлагает Энею в супруги свою дочь Лавинию. Но царица Амата восстанавливает против Энея Турна, царя рутулов, которому была раньше обещана в жены Лавиния. Турн во главе со многими союзниками нападает на Латина и Энея. Вызванный последним на поединок, Турн погибает, сраженный его рукою.

Во время этой войны корабли Энея, стоящие у берега Тибра на якоре, были превращены богами в Нереид в тот момент, когда Турн собирается их поджечь. Боги, предназначавшие Энея быть основателем царства в Италии, отняли от него таким образом последнюю возможность покинуть эту страну.

Искусство воспользовалось некоторыми эпизодами войны Энея и италийцев; в особенности часто воспроизводится смерть двух друзей - храбрых юношей Ниса и Эвриала. Самые тесные узы дружбы соединяли их. Нис и Эвриал погибают, защищая один другого от нападавших на них рутулов. В Луврском музее находится группа скульптора Романо, изображающая смерть этих героев - спутников Энея.

Основание Энеем и Асканием Альба-Лонги

Эней соединился с Лавинией, основал город, назвав его в честь жены Лавиний, и после смерти Латина унаследовал его царство.

Эней вместе с сыном Асканием основал город Альба-Лонгу на том самом месте, где, как говорит Вергилий, согласно с предсказаниями оракула, они увидали белую свинью со многими поросятами: «Когда ты усталый будешь блуждать в тревоге и печали, ты увидишь на берегу пустынной реки, под дубом, огромную белую свинью, кормящую таких же белых, как и она сама, поросят; там именно место для нового города, который ты выстроишь, и тогда настанет конец твоим трудам» (Вергилий).

Несколько античных монет изображают Энея и сына его Аскания в тот момент, когда они находят белую свинью.

По римской мифологии, герой Эней, как впоследствии и Ромул, основатель Рима, исчезает, окруженный облаком. Эней становится невидимым для всех и только является Асканию в полном вооружении и объявляет ему, что Юпитер взял его на Олимп и поместил среди бессмертных.

Бог Марс и Рея Сильвия: миф о рождении Ромула и Рема

Сын Энея Асканий (Иул) царствовал много лет и передал свой престол потомкам, между которыми были два брата - Нумитор и Амулий. Они стали оспаривать друг у друга престол, и, несмотря на то, что Нумитор был старше, Амулий его изгнал и завладел Альба-Лонгой и престолом.

У изгнанного царя Нумитора была дочь - Рея Сильвия. Узурпатор Амулий, не желая, чтобы у брата было мужское потомство, принудил племянницу посвятить себя культу Весты, то есть стать и, таким образом, остаться девственницей.

Однажды, когда весталка Рея Сильвия, исполняя разные обязанности при храме Весты, отправилась к реке за водой, ей приснился сон: к ней явился бог войны Марс и вступил с ней в союз.

В Пио-Клементинском музее находится античный барельеф, изображающий посещение Марсом Реи Сильвии, которая затем вскоре родила двух близнецов - Ромула и Рема.

Услыхав об этом, Амулий приказал бросить детей в Тибр, а Рею Сильвию предать обычной казни преступных весталок.

Ромул и Рем вскармливаются волчицей

«Был ли то случай, или воля богов, - говорит римский историк Тит Ливий, - но в этом году Тибр разлился очень широко. Люди, которым было поручено кинуть детей, оставили корзину с близнецами среди нахлынувших волн; когда же вода стала сбывать, корзина очутилась на суше, а волчица, пришедшая с гор утолить свою жажду, привлеченная жалобными криками брошенных детей, принялась их кормить. Пастух Фаустул, увидевши это чудо, взял к себе Ромула и Рема и воспитал их».

Сохранилось несколько древнеримских монет, на которых изображена волчица, кормящая детей, а в Ватикане находится античная скульптурная группа, трактующая тот же мифологический сюжет.

Оба брата, став юношами, изгнали Амулия и вновь посадили на престол Альба-Лонги деда.

Миф об сновании Рима

Сами же Ромул и Рем решили основать город на том месте, где были найдены пастухом. Основав город, близнецы Ромул и Рем принялись спорить о первенстве и о том, кому из них назвать своим именем город. Чтобы, наконец, прекратить ссору, они стали молить богов послать им какой-нибудь знак или знамение. Вскоре Рем увидал шесть ястребов, летающих вокруг его головы, но почти в то же время Ромул объявил, что к нему летят двенадцать ястребов; это еще более усилило раздоры и схватки между приверженцами обоих братьев.

По некоторым мифам, в одной из этих схваток был убит Рем. Другие же мифы рассказывают, что Рем одним прыжком взобрался на стены, возведенные Ромулом вокруг нового города, и стал насмехаться над ними; тогда разгневанный Ромул убивает брата, говоря: «Так погибнет каждый, кто осмелится взобраться на эти стены».

После смерти брата Ромул назвал город своим именем и стал в нем царствовать.

Похищение сабинянок

В только что основанном городе Риме не было жителей. Тогда Ромул даровал ему право убежища. В городах, которым было даровано право убежища, пользовались неприкосновенностью даже преступники. Нарушивших право убежища постигала кара богов и государства. После этого в Рим стали переселяться игроки, воры, рабы, спасающиеся от тиранства своих господ, и люди, изгнанные отовсюду.

Из соседних жителей никто не хотел вступать в брачные союзы с таким сбродом, и город Рим должен был непременно вымереть, не пополняясь рождением детей за неимением женщин.

Основатель Рима Ромул, желая прекратить такое положение дел, прибегнул к следующей хитрости: он устроил роскошный пир и пригласил на него соседних жителей, сабинян, с женами и детьми. По данному им знаку римляне кинулись на своих гостей и похитили всех девушек, присутствовавших на празднике.

Такое насилие вызвало войну между римлянами и сабинянами, но, когда обе армии стояли одна против другой, похищенные сабинянки кинулись между противниками и стали умолять своих отцов и братьев оставить их в Риме с их мужьями и заключить мир.

Похищение сабинянок служило часто темой для многочисленных памятников искусства.

Из новейших произведений на мифологический сюжет похищения сабинянок пользуются известностью картины Давида, Пуссена и Рубенса.

Вскоре после похищения сабинянок Ромул, дав городу законы и основав там общественные учреждения, велел возвестить через сенатора всем жителям, что наступит время, когда этот город будет считаться властелином мира, и что ни один народ не устоит против силы римского оружия.

Затем Ромул исчез или, как говорит римский миф, был взят богами на Олимп, и, подобно предку своему Энею, был ими принят в число бессмертных богов.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

mob_info