Бог благословляет тех, кто послушен ему. Святые угодники божьи о благословении господнем

Заглавие

«Песнь восхождения». Мы добрались наконец до последней из этих песней. Возвращаясь домой, паломники запевают заключительный псалом. Они покидают город ранним утром, ведь многим из них предстоит долгая дорога. Солнечные лучи не успели еще озарить небо, а странники уже в пути. Выйдя за ворота, они видят стражу на стенах храма и светильники, горящие в окнах комнат, окружающих святилище. Взволнованные этим зрелищем, они запевают прощальный гимн, обращенный к постоянным служителям святого храма. Их призыв, в свою очередь, откликается в сердцах священников, и из святилища вслед паломникам летит прощальное благословение, которое содержится в третьем стихе. Суть его сводится к следующему: «Вы пожелали, чтобы мы благословили Господа, и теперь мы молим Его благословить вас».

Данный псалом напоминает нам о необходимости молиться за служителей Божьих и призывать их самих благословлять свою любящую и благочестивую паству.

Истолкование

1 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. 2 Воздвигните руки ваши к святилищу и благословите Господа. 3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю.

1. Зов паломников привлекает внимание ночной стражи. Покидающие город паломники пробуждают священное братство тех, чей долг охранять дом Господень. Оглядываясь вокруг, они повсюду находят повод воспеть хвалу. Возводя очи к ночному небу, они славят Творца вселенной, озарившего небо звездами, а землю - Своей любовью. Пусть их хвалебная песнь звучит вечно. Их уходящие братья громкими голосами как бы говорят: «Будьте бдительны, исполняйте свой долг, славьте и благословляйте имя Яхве!» «Благословите ныне Господа». Хвалите Яхве. Поклоняйтесь Ему с благоговением, приблизьтесь к Нему с любовью, ликуйте в присутствии Его. Не довольствуйтесь хвалой, подобной той, что поют Ему все дела рук Его, но по призыву святых «благословите» Его. Он благословляет вас, так последуйте же Его примеру с радостью. Слово «благословите» можно считать ключевым в этом псалме. Первые два стиха напоминают нам о необходимости благословлять Яхве, а в последнем благословение Божье несется вслед удаляющимся паломникам. О, если бы земля наполнилась благословениями, так что словами «блаженный» и «благословение» можно было бы описать всю нашу жизнь. Пусть другие льстят ближним, поклоняются звездам или хвалятся сами собой, но мы будем благословлять Яхве - вечный источник благословений.

«Все рабы Господни». Ваш долг благословлять Его, так будьте примером для всех нас. Слугам пристало славить своих господ. Никто из вас не должен служить Ему по принуждению. Благословляйте Его, неся свое служение. Благословите Его за то, что Он даровал вам право и способность служить Ему и теперь принимает ваше служение. Служить Яхве - великая честь, благословение, превосходящее все прочие. Но служить в Его храме, в доме, где Он обитает, - еще более славное призвание. Кто же еще благословит Господа, если не вечно пребывающие с Ним в Его храме? «Стоящие в доме Господнем, во время ночи». Можно легко представить, что паломники отчасти завидовали тем, кому выпала честь нести стражу у храма и совершать все необходимое в ночные часы. Торжественная тишина ночи лишь усиливала трепет, внушаемый славой Господней, осиявшей храм - священное место поклонения. Благословенны священники и левиты, помазанные на столь великое служение. Им более всех пристало благословлять Господа во время своих ночных бдений. Потому паломники сочли своим долгом напомнить им об этом. Служители Божьи не должны исполнять свои обязанности машинально, они призваны служить от всего сердца, прославляя Бога каждым своим словом и движением. Хорошо нести стражу, но еще лучше «бодрствовать в молитве» и хвале. Когда ночь сходит на церковь, Господь поставляет святую стражу Свою хранить истину. Стражи эти должны, не падая духом, благословлять Господа даже в самые страшные часы. Будем же поощрять их к этому, напоминая о святом долге благословлять Господа во всякое время и славить его непрестанно.

2. «Воздвигните руки ваши к святилищу». Служащие в святилище должны трудиться, бодрствуя и не покладая рук, движимые священным рвением. Руки, сердца и все прочие члены тела должны быть освящены для поклонения Господу. Подобно ангелам небесным, денно и нощно прославляющим Бога, ангелы церкви всегда готовы петь хвалу. «И благословите Господа». Это их главное занятие. Их долг - благословлять людей своим учением, но еще более благословлять Яхве своим поклонением. Слишком часто мы рассматриваем совместное поклонение лишь с точки зрения его полезности для людей. Однако при этом мы упускаем из виду нечто гораздо более важное. Необходимо следить и за тем, чтобы все верующие с благоговейным трепетом превозносили и славили Бога. Уже второй раз Давид произносит слово «благословляйте» применительно к Яхве. Благослови, душа моя, Господа, и пусть все другие души благословят Его вместе с тобой. Мы не воздремлем даже в часы ночной молитвы, если наши сердца будут неустанно благословлять Бога во Христе Иисусе, прообразом которого и было присутствие Божье во святилище.

3. Этот последний стих - ответ храмовых служителей паломникам, готовым отправиться в путь с первым лучом солнца.

Древнее благословение первосвященника снисходит и изливается на каждого из паломников. «Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю». Один за другим вы расходитесь по своим домам, да снизойдет на всех вас благословение Божье. По воле Яхве вы побывали в Его святом граде и храме. Теперь возвращайтесь, получив благословение, которое может даровать только Он один - божественное, беспредельное, действенное и вечное. Уходя, вы не оставляете позади славные творения рук Яхве, ибо Он создал небо, которое над вами, и землю, по которой вы ходите. Он ваш Творец, могущий явить вам неслыханную милость. Он может вселить в ваши сердца радость и мир и сотворить для вас новое небо и новую землю. Да одарит вас Творец изобильными благословениями. Эти слова исходят из города великого Царя, от Его преданных служителей по слову закона Его, потому сказано, что они звучат «с Сиона». По сей день Господь благословляет народ Свой через церковь, Евангелие и уставы дома Своего. Общение святых открывает для нас бесчисленные преимущества. Да будет каждому из нас даровано еще большее благословение Господне. Сион не может благословлять, и даже святейшие служители только желают нам благословений. Но Яхве может и желает благословить каждого из уповающих на Него. Да будет так и в этот добрый час. Хотим ли мы этого? Так благословим же и мы Господа. Сделаем это и во второй раз. И тогда можно не сомневаться, что, в третий раз подумав о благословении, мы увидим, как оно снисходит на нас из руки Вечно Благословенного. Аминь.

Псалом в целом.

1. Мы благословляем Бога (ст. 1-2).

а) Как? Любовью, послушанием, молитвой, хвалой.

б) Где? «В доме Господнем», в «святилище».

в) Когда? Не только днем, но и ночью. В далеком прошлом некоторые проводили в храме всю ночь или ее часть, прославляя Бога. Если Христос ночами молился за Свой народ, то и мы не должны считать для себя слишком большим трудом петь Ему хвалу в ночные часы. Не следует пренебрегать вечерними богослужениями ни в субботу, ни в другие дни недели.

2. Бог благословляет нас (ст. 3).

а) Благословляемые. «Благословит тебя» - всякого, кто благословляет Его.

б) Условие. «С Сиона». При условии исполнения своих духовных обязательств, а не пренебрежения ими.

в) Само благословение исходит от Господа. Благословенны благословляемые Им.

Весь псалом.

1. Бог - источник благословений.

2. Небеса и земля свидетельствуют о Его способности благословлять.

3. Церковь - проводник благословений.

4. Святые - посредники в распространении благословений.

5. Богатства, сопровождающие божественное благословение.

Весь псалом.

1. Неповторимое служение - ночная храмовая стража.

2. Духовное общение - страшная слава святилища.

3. Святое воздевание рук, сердец, глаз.

4. Хвала, воспетая в ночи, разносится во свете дня.

5. Ответ звезд во исполнение молитвы. «Благословит тебя Господь… сотворивший…»

Стих 1 .

1. Ночь спускается на святилище: темные периоды истории церкви.

2. Но Господь выставляет стражу: Уиклиф и его соратники в ожидании Реформации; вальденсы и т. д. Никогда ночь не была слишком темной, чтобы славить Бога и служить Ему.

3. Днем и ночью левиты несут свое служение.

Стих 1 . Служители Господни призваны:

1) радостно и преданно служить Ему. Пойте за работой, даже если вокруг темно;

2) стремиться использовать любую возможность служения. «Во время ночи» так же, как и днем «благословите Господа»;

3) избегать всего, что препятствует их служению. Когда вас одолевает дремота, скажите:

«Восстань и пробудись, душа, За ангелом вослед спеша, Покуда не взойдет заря, Хвали великого Царя».

Стих 1 . Указания к поклонению.

1. Оно требует сосредоточенности.

2. Оно должно сопровождаться благодарной радостью. «Благословите Господа».

3. Оно должно быть совместным. «Все».

4. Поклоняться Богу следует с благоговением. «Стоящие в доме Господнем».

5. И непоколебимым постоянством. «Во время ночи».

Стих 1 . «Стоящие… во время ночи». Ночные стражи дома Господня. Их ценность, их незаметное служение, опасность сна, их утешение, их достоинство и воздаяние.

Стих 2 . Составные части поклонения.

1. Воздетые к небу руки. Рвение, мужество, молитва, устремление.

2. Возносимые к небу сердца. Благодарите, хвалите, славьте и любите Господа.

Стих 3 . Божественное благословение:

1) от Творца - изобильное, новое, многообразное, безграничное, непреходящее, явлено в сотворении земли и неба;

2) от Искупителя - щедрые, действенные и вечные благословения, в которых мы более всего нуждаемся. Явлено нам в Его пребывании среди людей, искуплении Церкви, приготовлении небесных обителей, откровении славы, воцарении на небесном троне.

"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах" (Еф.1:3)

Мы часто говорим друг другу: «Благослови тебя Господь!», но задумываемся ли мы над тем, что говорим. Что мы понимаем под благословениями? Говоря о благословениях, мы часто неправильно их себе представляем. Чаще всего мы считаем благословением что-то физическое или материальное. Например, если все в семье здоровы, мы считаем такую семью благословенной. Если есть достаточно денег, и нет долгов - благословение. Если у нас хороший дом или квартира, плюс машина - мы особенно благословенны. Если в семье много детей - она просто весьма благословенна. И действительно, всё это в какой-то мере является благословением от Господа, потому что и богатство, и здоровье, и детей даёт Господь.

Однако, что происходит, когда любимый человек сильно заболевает? Мы перестаём быть благословенными? Что происходит, когда мы всю жизнь ездим на троллейбусах и живём в плохих условиях? Бог нас не благословляет? Что происходит, когда мы теряем работу, и нет денег, чтобы купить самое необходимое? Когда дети становятся наркоманами и алкоголиками? Это означает, что Бог перестал нас благословлять? Ответ - нет! Проблема в том, что мы склонны рассматривать благословения как что-то, что приносит нам материальное или моральное удовольствие. Но мы забываем, что все эти благословения в лучшем случае временны! Деньги будут потрачены. Дом со временем обветшает. Здоровье ухудшится. Даже дети могут стать досадой и огорчением для своих родителей (Пр. 17:25), или никогда не придти к Богу, и погибнуть в аду как миллиарды других людей.
Мы должны знать, что настоящие благословения Божьи - не материальные или физические, потому что всё материальное проходит, оно не вечно, и может приносить с собой не только радость, но и горькую печаль. А ведь «Благословение Господне - оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Пр. 10:22)
Что же является истинным, неизменным Божьим благословением, которое обогащает и приносит только радость?
Рассмотрим послание к Ефесянам 1 главу с 3-го стиха. Откройте вашу Библию, если хотите получить благословение.
Истинное Божье благословение - духовное, но прежде, чем мы его рассмотрим, давайте обратим внимание, как начинается этот стих. Вначале - хвала Господу! «Благословен Бог». Павел превозносит Господа, воздаёт Ему славу за Его величие. Далее он говорит, что «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа благословивший нас…». Глагол «благословивший» употреблён в прошедшем времени, в активном залоге, что означает, что в какой-то момент в прошлом Бог благословил нас, и те благословения, которые мы получили в какой-то момент в прошлом, продолжаются и сегодня, и будут продолжаться в будущем. Другими словами, мы были благословлены, мы сейчас благословлены и мы будем благословлены! Вы можете этого не ощущать, и обстоятельства жизни могут указывать на совсем противоположное, но факт остаётся фактом!
В 3-м стихе есть 3 истины, которые помогают нам больше узнать о Божьих духовных благословениях.
1. Количество духовных благословений (Сколько?).
Их количество можно суммировать в одном слове - «всяким», т.е. «все». Это означает, что в Господе мы находим абсолютно всё, что нам нужно для нашей христианской жизни. Бог ничего не утаил от Своих детей. Когда Он даровал нам спасение, Он дал нам всё необходимое для служения Ему. У нас есть всё, чтобы быть довольными, успешными, послушными и полезными для Божьего Царства и иметь счастье в Иисусе Христе! Когда мы пришли к Богу, мы получили всё необходимое от Него! Мы получили всё это в момент обращения, и ничего больше не осталось на потом!
2. Качество духовных благословений (Какие?).
Павел говорит о них, как о «благословениях в небесах». Это буквально означает, что эти благословения созданы в небесах. Это не земные благословения, это небесные благословения! Помня об этом, мы рассмотрим, что именно эти небесные благословения из себя представляют. О них говорится с 4 по 14 стихи.
Стих 4 говорит о предпочтении. По какой-то причине, Бог по Своей мудрости, избрал меня и вас братья и сёстры прежде создания мира. Он знал меня, прежде чем соткал в утробе матери, и уже тогда определил, что я буду членом Его семьи. Невозможно объяснить и полностью понять это избрание и все его последствия, но я буду радоваться этому! Одно из величайших духовных благословений, которое получили все христиане - это то, что они были избраны во Христе благодатью Божьей. (Рим. 8:28-31) «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» Он полюбил меня, несмотря на то, что знал обо мне всё. Какое благословение!
Стих 5 говорит об принятии. Мы были приняты в Божью семью. Т.е., в момент нашего обращения к Богу в молитве покаяния, мы стали детьми Божьими. (1 Ин. 3:2) «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Мы Его сыновья и дочери (поэтому называем друг друга ‘братья и сёстры’) и имеем все права и привилегии. (Рим. 8:17) «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Мой Небесный Отец усыновил меня, и я - Его дитё. Какое благословение!
Стих 6 говорит о примирении. Слово «облагодатствовал» означает «удостоил благословениями; сделал привлекательными; окружил благосклонностью». Когда мы уверовали в Господа Иисуса Христа, мы примирились с Богом, и перестали быть отчуждёнными, безбожниками и врагами. Как пишет Павел (Еф. 2:16, 19), мы примирились «с Богом посредством креста… и уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» Эти стихи буквально означают, что Бог доволен нами! Многие христиане тратят много времени, пытаясь сделать то, что Иисус уже сделал, когда умер на кресте - угодить Небесному Отцу! Небесный Отец доволен мной, потому что я облечён в праведность Христа. Какое благословение!
Стих 7а говорит о победе Христа. Три греческих слова в НЗ переведены как «искупление». Это слово означает «отпускание на свободу пленника после уплаты выкупа». Здесь говорится о покупке раба, а затем его немедленном освобождении. Это то, что совершил для нас Иисус! Он уплатил выкуп Своей собственной жизнью. (1 Пет. 1:18-19) «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». А затем Иисус освободил нас. (Луки 4:18) Иисус сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу».
Стих 7б говорит о прощении. Мы получили и получаем прощение грехов, потому что Иисус богат благодатью и даёт её всякому, кто просит у Него прощения. (Пс. 102:12) «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». (Ис. 43:25) Господь говорит: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну». (Михей 7:18-19) «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». Бог простил и прощает нам все наши грехи, когда мы исповедуем их. Какое благословение!
Стих 11 говорит о получении наследства. Каждое дитё Божье имеет приготовленные лично для него обители на небесах. (Ин. 14:1-3) «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Это самое прекрасное наследство, которое только может быть - наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для нас (1 Пет. 1:4). У меня есть дом на небесах. Какое благословение!
Стих 12 говорит о нашем преобразовании. Здесь говорится о новом образе жизни, который мы принимаем, когда верим в Иисуса Христа как нашего Спасителя и Господа. Наше упование на Христа изменяет нашу жизнь. (2 Кор. 5:17) «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». Вера во Христа, которая не приносит внутренних и внешних изменений, - не является живой спасительной верой. Такая вера мертва. Когда Христос дарует нам спасение, Он начинает процесс преобразования нашей жизни, когда мы всё больше уподобляемся Ему во всех делах, словах и даже мыслях. Он даёт нам жизнь и способность жить новой жизнью. Какое благословение!
Стихи 13-14 говорят о нашей полной сохранности. В момент нашего обращения мы были запечатлены Святым Духом. Он является залогом, т.е. предоплатой, первым взносом, гарантирующим наше вечное спасение. Святой Дух - это Божье обещание, что то, что Бог начал совершать в нас в момент уверования, Он будет продолжать совершать, пока мы не окажемся на небесах. (Флп. 1:6) «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Мы знаем в Кого уверовали, и уверены, что Он силён сохранить залог наш на оный день (2 Тим. 1:12). Какое благословение!
3. Квалификация для получения духовных благословений (Кто?).
В 3 стихе есть важное условие, при котором человек получает все духовные небесные благословения. Этим единственным условием является пребывание «во Христе»!
Единственный способ для любого человека получить все духовные благословения - это пребывать в Иисусе Христе. В момент обращения (уверования, покаяния) человек помещается в тело Христа. (1 Кор. 12:13) «Все мы одним Духом крестились в одно тело, … и все напоены одним Духом». Все христиане - «тело Христово» (1 Кор. 12:27). Мы погрузились в Христа! Пребывая во Христе, верующий человек становится соучастником всех духовных благословений.
Когда мы посмотрим на наши благословения с точки зрения Господа, думаю, мы все скажем, что мы воистину благословенны! Бог даровал нам неописуемые и бесценные благословения. Нам нужно только научиться славить Господа за Его благословения. Мы должны помнить, что то, что мы часто считаем благословением, на самом деле может им не являться. Настоящие благословения - духовные, которые мы имеем всегда, не зависимо от того, что происходит вокруг. Истинные благословения не изменяются и никогда не проходят. Если мы получили Божье спасение, мы обильно благословлены! Будем благодарить Господа за эти благословения!

Сегодня мы рассмотрим хвалебный псалом. Не один, не два, а целых шесть раз повторяется в нем призыв благословлять Господа, и все стихи этого псалма так или иначе являются благословениями. Если покаяние нам необходимо, чтобы вернуть утраченные отношения, то благословение произносится «просто так», от полноты сердца.

Вместе с тем, именно благословение Бога как никакая другая молитва вводит в Присутствие Божие.

Для начала предлагаю послушать исполнение близкого, 103 псалма из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова:

1 Псалом Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

Хотя благословение Бога как бы естественно, Давид обращается к своей душе с призывом благословлять Господа.

Можно погрузиться в суету дел и забыть о Его Имени, забыть о Нем.

Можно забыть о том, что все в жизни — это дар, воспринимать все как должное. Поэтому даже праведнику требуются некоторые усилия, чтобы начать благословлять.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Первая серия благословений связана с тем, как Бог прощает и исцеляет грехи, возвращает мир душе. Если душа в покое, то исцеляется тело, возвращаются силы жизни.

Как понять, что Господь действительно простил? Это может ощущаться как внутреннее знание. Но особенно это чувствуется тогда, когда наши самые глубинные желания, те, на которые мы даже не смели надеяться, исполняются. В такие моменты особенно чувствуется, что Бог не просто справедлив, но милостив и чрезвычайно щедр.

6 Господь творит правду и суд всем обиженным.

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.

Псалмопевец не останавливается на своих субъективных переживаниях, он смотрит на действие Бога в истории. Что толку, если мы мирны, но по отношению к нам творится беззаконие и несправедливость, и некому нас защитить? Бог участвует не только в частной жизни, — но и творит правду в масштабе общества, народов и государств.

Он показал пути Свои Моисею, — как был создан наш мир, какие принципы заложены в основу всего. И всякий, кто нарушает эти принципы, Закон, неизменно бывает наказан. Иудеи не раз видели это в справедливом воздаянии грешникам внутри народа (Корей, Ахан, сыновья Илия, нечестивые цари…) и внешним врагам (от вавилонян до нацистов). Враги Божьи посрамлены и сгинули, а народ Божий по-прежнему жив. Это – достойный повод для славословия.

Обращение к истории важно и по другой причине.

Бывают моменты, когда мы подавлены, не чувствуем Бога. Оснований для этого множество – вплоть до нашей физиологии. Но воспоминание о днях древних (см. Пс. 142:5), объективное воспоминание того, что Господь сделал для Своего народа, укрепляет надежду. Христиане сегодня склонны в некоторые моменты сомневаться в любви Божией, не чувствовать Духа Божия в своей жизни. В такие моменты снова помогает обращение к истории, вспоминание о том, как Бог действовал в нашей жизни ранее. Размышление над тем, что Бог Свою любовь доказывает искупительной смертью за нас на Кресте (Рим. 5:8). Вершиной дел Божиих стала Голгофа, крестная жертва для спасения всего мира.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

Почти дословное цитирование Исх. 34:6. Псалом родился не просто из вдохновения. Это результат размышления над священным текстом, заучивания его наизусть. Молитва должна быть укоренена в Писании, Откровении Божьем, — иначе она оказывается легковесной.

9 не до конца гневается, и не вовек негодует.

10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

Еще раз псалмопевец возвращается к мысли о невероятной щедрости и милости Бога, явленной в прощении. Кому много прощается, тот много любит (ср. Лк. 7:47). Отношения с Богом в древности больше виделись как отношения Господина и слуги. Здесь псалмопевец возвышается до того, чтобы рассматривать их как отношения Отца и сына. Отсюда – прямая дорога в Новый Завет, молитву «Отче наш».

14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.

15 Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.

16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

Противопоставляется хрупкость человека и вечность Бога. Но человек, живущий по правде Божией, соблюдая Завет с Ним, может рассчитывать на вечное благоволение к себе, к своим потомкам, и за это тоже можно благодарить.

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Напоследок псалмопевец включает в призыв благословлять все творение, мир видимый и невидимый. Это – от полноты чувств.

Благословение Бога может быть вызвано и другими причинами. Например, Пс. 18 говорит о том, как прекрасна природа, созданная Творцом, и одновременно с Пс. 118 прославляет Закон Господа, Закон совершенной жизни.

Как вы думаете, когда уместнее всего молиться этим псалмом?

Что может побудить вас к благословению Бога?

За что вы могли бы его благодарить и как славить?

М ы говорим о благословении, просим благословения в молитвах, читаем о благословении в Библии, а вы когда-нибудь задумывались над тем, что это на самом деле означает? Когда все идет хорошо, в правильном направлении? Процветание – здоровье, богатство, и еще много чего? Божье благоволение? Что же именно это такое? Мы можем легко согласиться, что это нечто очень позитивное, но, когда мы стараемся закрепить за понятием благословение какое-то определение, оно вдруг кажется поразительно сомнительным. Будучи верующими, мы все время говорим о благословении, но может ли такое быть, что мы не знаем точно, о чем мы говорим?

В первый раз мы сталкиваемся с благословением в Библии, в самой первой главе, и это помогает нам понять суть этой удивительной тайны;

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (Бытие 1:22)

Это место Писания согласуется с идеей процветания — плодотворности и умножения. Затем мы видим в стихе 28:

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Бог благословляет творения, а затем он благословляет Адама и Еву. Но благословение это немного иное… Да, в благословении есть плодотворность и умножение, но также разрешение и власть, подчинять и владычествовать над творениями. В самом конце процесса творения Бог создает Шабат. В Еврейской Библии это тоже первая глава, потому что это является частью творения. И Бог благословляет Шабат:

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (Бытие 2:3)

Итак, что же является благословением сейчас? Отчасти здесь разрушается модель благословения как приумножения и плодотворности – что же это значит, что Бог «благословляет» Шабат? Он благословляет его и делает его святым, поскольку Он свят. Это Его особый день покоя, отражающий то, как сам Бог отдыхал после созидательной работы.

Определение благословения

Мой друг Филипп Литл, замечательный библейский учитель, определяет благословение таким образом:

В своей основе, благословение – это Богом данная сила для того, чтобы что-то или кто-то делал то, для чего они были созданы и предназначены. Творения должны были наполнять землю и размножаться — поэтому Бог дал им Свое благословение — Свою силу — чтобы делать это. Человеческие существа также должны были размножаться численно, но и заботиться об остальной части творения. Им также дана была сила осуществлять это. Когда дело доходит до Шабата, Бог наделяет его Своей силой всецело быть тем днём, которым он предназначен быть – святой день покоя и единения с Богом.

А что относительно того, когда мы благословляем Бога?

Когда мы благословляем Бога (а каждое еврейское благословение прежде всего благословляет Бога — БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ МЕЛЕХ hАОЛАМ – Благословен ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной), мы просто признаем Его полноправным и единственным источником всякого благословения. Благодаря Его силе у нас есть все, что мы имеем, и кем мы являемся.

А как насчет благословения других?

Когда мы благословляем других во имя Бога, мы фактически молимся о том, чтобы Бог послал свое благословение на них. Когда мы благословляем кого-то, мы просим Бога о Его совершенной воле и намерениях в жизни этого человека. Это также признание того, что мы не можем сделать это без Его силы. Это не только вопрос желания, но вопрос сотворения – делать наилучшим образом то, для чего мы были созданы и предназначены. Он говорит нам, что делать в Своем Слове, а Его благословение есть данная нам Его сила, чтобы это совершить. Он дает нам Свои повеления, и Он единственный, кто дает нам способность быть результативными, повинуясь им.

Помните, откуда приходит благословение

Мы видим эту закономерность повеления и благословения очень ясно во Второзаконии 8:

«Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет… Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую… И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.»

Таким образом, Бог дает повеление и благословение, и предостерегает Израиль от забвения того, откуда пришло благословение:

«Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них, и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего… и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие»,но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.»

Именно Бог является тем, кто дает нам способность и силу быть плодотворными и успешными, и необходимо убедиться в том, что мы сохраняем это в своем разуме. Определенно, что не наша упорная работа и удачный случай, а Божье благословение снарядило нас всем необходимым, чтобы оказаться в той точке успеха, в которой мы сейчас находимся.

Подписывайтесь:

Кроме того, в этом отрывке мы видим, что понятие умножения повторяется еще несколько раз. Это важная часть благословения. Всё, что приходит от Бога, всегда будет расти и увеличиваться. Мы прослеживаем это в умножении семей, отар, стад и имущества. Здесь рассматривается благословение во взаимоотношениях, а также экономический аспект благословения. Особое внимание также уделяется благословению всего общества, и это очень важно помнить. Нам даются благословения не для того, чтобы мы их накапливали для себя – прежде всего мы должны почтить и благословить Бога, источник всякого благословения; во-вторых не забывать быть послушными Его повелениям, и Его сила дает нам всё, что для этого нужно, а также передавать Его благословения другим.

Бог обещал, что через Авраама все народы на земле будут благословлены. Он был благословлён, чтобы стать благословением, так как народ Израиля выполнил то, что Бог всегда хотел через этот народ осуществить – принести свет всем нациям благодаря рождению Мессии. В свою очередь, Он предназначил в ответ на Его проявленную милость ко всем народам быть благословением для еврейского народа, также возвращая им Божье милосердие. А что Бог подразумевал, говоря о том, чем будет возвращение Израиля к Нему? Его народ раскроет себя, как еще более великое богатство для всего мира! (Рим. 11:12) И мы очень рады, что вы присоединяетесь к благословению народа Израиля!

mob_info