Арес греческий бог войны. Арес – бог войны

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея...

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца...

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем...

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный братЗевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем...

Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка...

Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету...

Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону...

Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола...

В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках...

  • Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность...

  • Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу...

    Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына...

    Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях. Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона...

    С незапамятных времен установился в мире такой порядок. Богиня ночи Никта проезжает по небосклону в колеснице, запряженной черными конями, и закрывает землю своим черным покрывалом. Вслед ей белые круторогие быки медленно влекут колесницу богини луны Селены...

    Жили однажды царь и царица и было у них три дочери. Красивыми уродились старшие дочери, но с младшей, по имени Психея, никто не мог сравниться красотой. Прекраснее всех иа земле была она, со всех стран стекались а город люди, чтобы полюбоваться на нее. Каждый восхищался ее очарованием и прелестью и находил ее похожей на Венеру...

    Арес (Аре́й), в мифах древней Греции бог военного дела, бог войны ради самой по себе драки, в отличие от богини Афины , которая является богиней честной битвы, богини стратегии и тактики. Арес бог кровопролития, схватки. Он - один из двенадцати правящих богов Олимпа.

    Семья и окружение

    Вначале само рождение Ареса представлялось исключительно хтоническим - Гера родила Ареса сама от прикосновения к цветку (по Овидию). Позднее Арес в представлении древних авторов представлялся как сын Зевса и Геры . Причем Отец-Зевс недолюбливал Ареса, он называл своего сына самым ненавистным, и если бы Арес не был его сыном, то он наверняка заключил бы его в Тартар , ещё глубже той темницы, где находятся потомки Урана .

    С эринией Тильфосой Арес породил фиванского дракона, убитого позже Кадмом, в этом мифе также отражаются древние хтонические черты этого бога. Дети Ареса чаще всего дикие, жестокие и необузданные - Мелеагр от Алфеи, Флегий от Хрисы (или Дотиды), Эномай от Астерии (Стеропы), фракиец Диомед от Кирены и амазонки от Афродиты .

    Спутницами Ареса были также богиня раздора Эрида и жестокая Энио (то ли сестра, то ли дочь, то ли кормилица Ареса по разным версиям). Кони Ареса - его неизменные спутники Пламя, Ужас, Блеск и Шум, их отец Борей, а мать одна из эриний.

    Арес влюбился в прекрасную и самую нежную богиню Олимпа - Афродиту . В мифах часто упоминается эта странная любовь, их дети: Эрот ("любовь") и Антэрот ("страсть, ненависть"), Деймос ("ужас"), Фобос ("страх"), Гармония, Пофос (бог любовной тоски) и Гимерос.

    Арес имел связи и со смертными женщинами, например, от афинской царевны Агравлы у него дочь Алкиппа, от Астиохи - Аскалаф и Иалмен, от Демоники (или Демодики) - Мол, Евен, Пилос и Фестий.

    Возлюбленной Ареса была и богиня утренней зари Эос, Афродита в отместку своей сопернице внушила ей неразборчивую страсть к молодым смертным. Этим объясняется пунцовый цвет утренней зари, стеснявшейся проведённой ночи.

    В Троянской войне Арес выступал на стороне Трои, но его участие в битве закончилось, благодаря Афине .

    Несмотря на свою воинскую удаль Арес постоянно проигрывает в схватках с Афиной , которая побеждает его за счет своей гениальности, ума и холодной расчетливости. Афина побеждала Ареса как в прямых схватках, так и с помощью смертного героя Диомеда, который сумел ранить Ареса медным копьём на поле битвы под стенами Трои. Рассказывают, что сама Афина направила руку Диомеда и над полем битвы далеко разнёсся крик раненого бога, слово десять тысяч солдатских глоток закричали сразу (по Гомеру), вступая в яростную битву, раненый Арес распластался по земле аж на семь десятин. Воины с обоих сторон вздрогнули от ужаса, услышав этот вопль, а израненный Арес, окутанный мрачным облаком, понёсся к своему отцу Зевсу с жалобами на Афину . Но Зевс не стал слушать своего сына, которого он недолюбливал потому, что Аресу были приятны лишь распри, убийства и битвы. На помощь Аресу пришла лишь его жена Афродита , но Афина одним ударом повергла прекрасную богиню, далёкую от битв. Афродите пришлось отступить, а вслед ей раздались торжествующий смех и насмешки любимой дочери Зевса Афины .

    Арес умудрился проиграть и смертному полубогу Гераклу в битве за Пилос. Когда Геракл ранил его в бедро, Аресу пришлось отступить на Олимп, чтобы залечить свою рану.

    Несмотря на кровожадность и жестокость Аресу не чужды отцовские чувства, он мстил за своих детей их обидчикам. Когда Галиррофий (сын Посейдона и нимфы Эвриты) пытался овладеть Алкиппой (дочерью Агравлы от Ареса) Арес убил его на месте преступления. Миф рассказывает, что Посейдон обратился в суд к 12-ти олимпийским богам, чтобы наказать убийцу своего сына, но суд оправдал Ареса. Считается, что это был первый в истории суд, в котором судили убийцу, и именно поэтому суд стали называть "ареопагом" (буквально "Холм Ареса"). В другом мифе (в одном из вариантов) рассказывается, что Арес пытался отомстить за смерть своего сына Кикна Гераклу , убившему его. Но Геракл и в этот раз сумел ранить Ареса.

    Еще один миф рассказывает о том, как Арес превратил Кадма и его жену Гармонию (свою дочь) в змей. Однажды Кадм убил страшного змея, сожравшего его друзей, и услышал голос предвещающий, что сам он тоже станет змеем. Только позже он узнал, что это был Змей Ареса. Много лет спустя, после того как Кадм женился на прекрасной Гармонии, его дом постигли страшные несчастья, богиня Артемида всячески вредила Кадму и его родне только потому, что имела давние счеты с матерью Гармонии Афродитой . Когда Кадм потерял всякую надежду он взмолился к богам, что лучше бы боги и в правду превратили его в змея и тут же начал превращаться. Гармония увидев, что происходит с её мужем, возопила в небеса, что боги и её должны сделать змеёй, и Арес откликнулся на этот зов. Так Кадм и Гармония окончили свою жизнь в облике змей.

    Имя, эпитеты и характер

    Этимология имени Ареса по традиции связывается с греческим словом в переводе "бич, разруха, проклятие". Вальтер Буркерт считает, что само слово "Арес" скорее всего является древним абстрактным словом, означающим сражение или войну. Например, в Илиаде, это слово используется как нарицательное имя для обозначения "битвы" во избежание повторов.

    Имена Арей и Арейон варианты имени Ареса, менее распространённые. Они встречаются в микенскую эпоху как Ареймен (a-re-me-ne), Аритсевехи (a-re-i-ze-we-i), Панарей (pa-na-re-jo). Существуют свидетельства о том, что культ Ареса имел не греческое происхождение, а фракийское. Софокл считает, что Арес рождён во Фракии.

    Изначально Арес отождествлялся с войной и оружием. Его эпитеты: "губитель людей", "сильный", "огромный", "беснующийся", "быстрый", "вероломный", "вредоносный", "разрушитель городов", "запятнанный кровью".

    Буйный и аморальный, он едва может уживаться с другими олимпийскими богами. Сердце Ареса радостно бьётся только в жестоких битвах. Свирепый, он неистово носится среди грохота, стонов и криков, которые сопровождают битву, в сверкающих доспехах и с огромным щитом. За ним следуют Фобос и Деймос (страх и ужас) его сыновья, а рядом с ним богиня раздора Эрида и смертоносная богиня Энио. Арес несет гибель и разрушения, он свиреп, неистов и грозен, только смерть людей и текущая рекой кровь радуют этого бога.

    Софокл называет Ареса "презренным" и взывает к Зевсу , Артемиде , Аполлону и Вакху с мольбой поразить молниями и стрелами Ареса и уничтожить его огнём.

    Ареса отождествляют с Марсом - богов войны римлян.

    Культ и символика

    Арес - древнегреческий идеал храброго воина. Сравнительно с другими богами греческого пантеона он пользовался меньшим почётом. Атрибутами воинственного Бога считают копьё, факел, коршун и собаки. Священное дерево Ареса - дуб.

    Племена Фракии обладали воинственным характером, это привело к утверждению, что Бог Войны жил в здесь, и именно поэтому во Фракии и в Скифии были основные места почитания Ареса.

    Скифский культ меча был хорошо описан древним историком Геродотом, он делал свои записи по рассказам очевидцев. Этот культ предназначался в первую очередь богу войны Аресу, и назывался еще культом бога Ареса. Вот, что пишет Д.С. Раевский:

    "Геродот отождествил с Аресом скифское божество, подлинное имя которого в источниках не сохранилось. Скифский Арес входивший, наряду с Артимпасой, Ойтосиром и Таргитаем ("скифским Гераклом "), в третий разряд богов семибожного скифского пантеона, почитался в облике древнего железного меча, водружённого на вершине четырёхугольного хворостяного алтаря, и ему приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Отождествление этого скифского бога с греческим Аресом и формы его культа указывают, что он был богом войны и в то же время связан со средней зоной космоса: вертикально воздвигнутый в центре четырёхугольной платформы меч - одно из воплощений мировой оси. С этим божеством можно связать сообщение Лукиана ("Токсарис"), что скифы в качестве богов почитают ветер и меч как двуединство начал, подающих и отнимающих жизнь. Сходное со скифским поклонение вертикально воткнутому в землю мечу как божеству, идентичному римскому Марсу, отмечено у сарматов."

    По мнению болгарской исследовательницы З. Гочевой Арес занимал особое место в скифском пантеоне и даже являлся верховным божеством скифов, так как скифы жили в основном войной. Аресу был посвящен особый, весьма пышный ритуал жертвоприношения лошадей, ослов и даже людей. Изучению культа Ареса также значительное место отводится в монографии Ф. Артога.

    В Колхиде также поклонялись Аресу, именно здесь на дубе висело Золотое руно. В самой Греции был также распространен культ Ареса. В Афинах стояла статуя Ареса в посвященном ему храме. Лаконийский храм Ареса находился в роще, там греки ежегодно проводили фестиваль. Ни одна женщина не имела право подходить к храму в это время.

    В Спарте Аресу приносились человеческие жертвы, здесь он изображался в виде статуи с цепями. Ему поклонялись жители Тилоса на Аравийском полуострове. Храмы в честь Ареса возводились на подступах к городам, вероятно для того, чтобы воинственный Бог защищал их от нападающих.

    Арес в искусстве и культуре

    LXV орфический гимн и VIII гимн Гомера посвящены Аресу.

    Самые примечательные из сохранившихся античных статуй: "Арес Боргезе" и "Арес Лудовизи" в римских копиях. Арес изображался в сюжетах о гигантомахии (рельеф на восточном фризе Парфенона и рельеф сокровищницы сифнийцев в Дельфах, а также в вазописи). Сюжет "Арес и Афродита" был найден на нескольких фресках из Помпеи.

    В средневековых книгах Арес предстаёт на иллюстрациях как бог войны и как символ планеты Марс.

    В искусстве Возрождения и особенно барокко - главным образом благодаря влиянию Овидия - в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена). Иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью.

    Другой сюжет "Арес и Афродита, застигнутые Гефестом" (в произведениях Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и других) не утратил популярности в новое время (Л. Коринт "Марс в сетях Вулкана").

    Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство ("Поединок Минервы и Марса" Ж.Л. Давида).

    Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 г. в Петербурге на Марсовом поле.

    В музыкально-драматическом искусстве 17-18 вв. мифы об Аресе послужили сюжетом для либретто ряда опер ("Обманутый Марс" М.А. Циани; "Любовь Марса и Венеры" Г. Фингера, одноимённая опера А. Кампра; "Умиротворённый Марс" А. Ариости).

    Арес – бог войны, персонаж древнегреческой мифологии. Сын Геры и Зевса, он никогда не был любим своим отцом. С самого детства славился хулиганскими выходками, приносил Зевсу лишь неприятности и огорчения. Гера, дабы усмирить и занять сына делом, предложила мужу отдать его на обучение воинскому делу. Учителем мальчика стал Приап, который научил его искусству танца, а потом воинскому мастерству. С тех пор Арес стал богом войны. Не любили и боялись его все греки, поскольку считали чрезвычайно жестоким, диким, кровожадным и даже свирепым. Одно его имя нагоняло ужас на людей.

    Хотя во внешности Ареса не было ничего отталкивающего. Согласно описанию он был высоким, черноволосым, со светлой кожей и правильными чертами лица. Смыслом жизни Арес видел только битвы и войны, бессмысленные и лишенные справедливого участия. Все, от имен его лошадей до любимых атрибутов, говорило о жестокости Ареса. Он наслаждался стонами раненных и любовался лужами крови на полях битв. Любимая утеха бога – смешавшись с воинами во время битвы, издавать неимоверно мощный вопль, подобный крику десятка тысяч воинов. Все услышавшие его, становились неистовыми убийцами, полными жестокости, беспощадно круша все на своем пути.

    Воинственный Арес на фото выше.

    Трудными сложились отношения Ареса и богини Афины, которая всегда выступала за честную войну. Она даже несколько раз сумела побороть воинственного бога в сражении, но Зевс не встал на его защиту, посчитав наказание заслуженным.

    Однако сердце Ареса было не настолько жестоким, поскольку смогло жарко полюбить самую красивую богиню Олимпа Афродиту. Законный муж богини Гефест, узнав об измене, подстроил ловушку любовникам. Он собственноручно изготовил тонкую как паутина, но прочную сетку, прикрепил ее к греховному ложе и поймал Ареса и Афродиту в момент любовных утех. Созвав богов полюбоваться грешниками, он ожидал их осуждения, но боги всего лишь посмеялись над бедным Гефестом и на том закончили. В результате их греховной связи родились четыре сына Фобос, Деймос, Эрос и дочь Гармония. Фобос и Деймос стали постоянными спутниками отца на полях сражений, Гармония пошла в мать, а Эрос поражал человеческие сердца стрелами любви.

    Арей (Άρης), в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады богини войны честной и справедливой. Первоначально А. просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого… … Энциклопедия мифологии

    Арес I X Арес I X лётное испытание новой ракеты носителя Арес I, разрабатываемой НАСА. Старт ракеты состоялся 28 октября 2009 года в 15:30 … Википедия

    Будет структурным пробным полётом по программе доводки ракеты носителя Арес I. Нагрузка для пробного полёта будет схожа на запланированую для Арес I. Запуск назначен на сентябрь 2013 года. В пробном полёте будут участвовать пятисегментный… … Википедия

    Арес - >.н. Арес Боргезе). Римская копия с греческого оригинала, приписываемого Алкамену. Ок. 430 до н.э. Мрамор. Лувр. /> Арес (.н. Арес Боргезе). Римская копия с греческого оригинала, приписываемого Алкамену. Ок. 430 до н.э. Мрамор. Лувр. Арес (.н.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Арес - (т.н. Арес Боргезе). Римская копия с греческого оригинала, приписываемого Алкамену. Ок. 430 до н.э. Мрамор. Лувр. АРЕС (Арей), в греческой мифологии бог коварной, вероломной войны, сын Зевса и Геры. Арес соответствует римскому Марсу. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч. Ares). То же, что Марс. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРЕС греч. Ares. То же, что Марс. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Арес

    Арес - (Феодосия,Крым) Категория отеля: Адрес: Чернышевского улица 13, 98107 Феодосия, Крым … Каталог отелей

    - (Арей), в греческой мифологии бог коварной, вероломной войны, сын Зевса и Геры. Арес соответствует римскому Марсу … Современная энциклопедия

    - (АРЕЙ) см. Марс. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    Арей, Марс, бог войны (ради войны) Словарь русских синонимов. арес сущ., кол во синонимов: 5 бог (375) боги войны … Словарь синонимов

    Книги

    • Арес
    • Арес , Даниил Аксенов. Хитрым людям часто не везет. Именно поэтому они становятся хитрыми людьми. Герою этой книги не повезло глобально - он оказался в месте, где только происхождение и боевые навыки играют роль.…

    Бог ремесел Гефест

    Гефест и его хромота. Гефест, сын Зевса и Геры, родился на светлом Олимпе. Некрасив был ребенок: с тонкими кривыми ногами, хилым тельцем и непомерно большой головой. В гнев пришла Гера оттого, что так некрасив ее ребенок, и сбросила его с Олимпа вниз. Упал Гефест на землю и сломал себе ногу. Так, вдобавок к природной неказистости, он получил еще и хромоту. На земле его приютили Эвринома, дочь седого старца Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея.

    В лазурном гроте на дне Океана воспитали они Гефеста, и стал он искусным мастером. Множество красивейших сосудов, гребней, брошей из золота и серебра изготовил он для своих спасительниц. Даже олимпийские боги, прослышав о его мастерстве, обращались к нему с просьбами, и всем Гефест помогал, выполнял все заказы.

    Золотой трон Геры. Одной только Гере он никогда ничего не делал. Но вот однажды богам показалось, что Гефест сменил гнев на милость, — он прислал Гере прекрасный золотой трон. Обрадованная богиня немедленно уселась на него — и тут откуда-то появились оковы, которые намертво приковали ее к трону. Все усилия остальных богов были напрасны, и освободить Геру никак не удавалось.

    Тогда обратились они к Гефесту. Но тот принял богов с гордым видом и ответил на их просьбы безоговорочным отказом — мать обошлась с ним в детстве так, что теперь у него нет ни малейшего желания оказывать ей помощь. Приуныли великие олимпийцы, не зная, что теперь им делать, и тут Дионис предложил: «А давайте-ка теперь я попробую его уговорить!» Взяв с собой несколько бурдюков вина, он отправился к Гефесту и предложил ему выпить за знакомство. Тот согласился. За первой чашей последовала вторая, за ней третья, четвертая… когда Гефест был уже совсем пьяным и из-за этого более сговорчивым, Дионис рассказал ему, как страдает прикованная к трону Гера.

    Гефест выезжает на Олимп. К этому времени Гефест подобрел и насытился своей местью, поэтому он согласился отправиться на Олимп и освободить мать. Но одно дело согласиться, и совсем другое — добраться до Олимпа. Гефест был уже так пьян, что не мог не только идти, но и стоять на ногах. Тогда Дионис кликнул свою свиту и приказал усадить его на осла. И вот Гефеста посадили верхом, на голову ему надели венок из виноградных листьев, а чтобы он не свалился, сатиры стали поддерживать его с боков. Так, в шумном дионисийском фиасе, горланя пьяные песни, на Олимп въехал новый член семьи богов-олимпийцев. Выпитое вино не лишило Гефеста его навыков, поэтому он легко освободил Геру и совершенно с ней примирился.


    Главная кузница Гефеста. Больше того, он не просто примирился, но и однажды сильно пострадал за мать. Произошло это в то время, когда Зевс жестоко наказал Геру, и никто из богов не осмелился ему перечить. Один только Гефест попытался вступиться за мать, и тогда Отец бессмертных и смертных сбросил его с Олимпа второй раз. Гефест упал на остров Лемнос и сломал себе вторую ногу; поэтому его иногда называли «Хромец обеногий». Так как жители Лемноса отнеслись к нему хорошо, остров ему полюбился. Здесь в его честь был назван город Гефестий, и здесь же, под огнедышащей горой, находилась его главная кузница, в которой он работал вместе с помогавшими ему циклопами.

    Гефест приносит богам хорошее настроение. На Олимпе Гефест построил величественные дворцы всем богам и самому себе, причем в своем он устроил еще одну кузницу. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, он работает в ней все свое свободное время. Чудесные вещи изготовляются в его мастерской: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши и кубки. Окончив работу и омывшись, идет Гефест, чуть прихрамывая, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветлив и добродушен Гефест, и часто удается ему прекратить ссору между родителями. Когда начинает он ковылять вокруг стола, разливая нектар в золотые кубки, не могут без смеха видеть этого боги. Веселье начинается на пиру, забываются все обиды и недоразумения.

    Афродита - жена Гефеста. Женой самого некрасивого из богов была красивейшая богиня - Афродита. Обладавший покладистым характером Гефест очень любил свою жену и не придавал значения тому, что она далеко не всегда хранила ему верность. Сам он больше времени проводил в своих кузницах, чем с женой. Конечно, хромота мешала ему работать, но он соорудил себе из золота служанок, которые могли двигаться и исполнять все его приказы. [Гефест был неразлучен со своим ремеслом, поэтому его всегда изображали в виде кузнеца — в остроконечной кожаной шапке, с молотом и клещами в руках. Однако его считали своим богом не только кузнецы, но и все ремесленники.]

    Гефест и людские дела. Гефест настолько был занят и увлечен своим делом, что в земные дела совершенно не вмешивается. Ему случалось изготовлять для людей разные вещи (например, для царя Колхиды Ээта он изготовил медных быков, для Ахиллеса - его оружие и доспехи, для Геракла - золотой панцирь, поножи и шлем), но в общем их войны его не интересуют, и даже в Троянскую войну он вмешался только один раз, когда своим огнем укротил разбушевавшуюся реку Скамандр, грозившую утопить Ахиллеса.


    Бог войны Арес

    Рождение Ареса. Насколько Гефест чужд войнам, настолько же их любит его брат — буйный Арес, бог войны. Говорят, что он появился на свет необычным образом. Когда разгневалась Гера на Зевса за то, что он породил Афину сам, без ее участия, она отправилась к дальним берегам Океана, где дотронулась до себя волшебным цветком, который был способен справиться с любым бесплодием. От этого прикосновения и появился на свет Арес, который унаследовал строптивый характер своей матери.

    Арес на поле битвы. Только жестокие битвы могут порадовать этого бога. Любо ему, когда один за другим падают на землю сраженные герои. В сверкающем вооружении неистово носится Арес среди сражающихся, а следом — два его сына, Фобос и Деймос — «Страх» и «Ужас», богиня раздора — Эрида, кровожадная Энио, внушающая смятение сражающимся воинам. Кипит, грохочет битва; ликует забрызганный кровью Арес. Без разбора рубит он налево и направо, громоздит вокруг себя груды израненных тел. Торжествующий крик издает он, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Никто не может сладить со свирепым и грозным Аресом, но если уж очень разойдется он в сражении, если слишком много героев лишатся из-за него жизни, разрешает Зевс выступить против него Палладе Афине, и тогда оказывается грозный бог войны покоренным. Мудростью и спокойной силой побеждает его Афина и заставляет покинуть поле сражения.

    Арес, Афродита и Гефест. Внешне Арес очень привлекателен: он силен, атлетически сложен, высок ростом. Поэтому и не устояла перед его красотой Афродита: она стала тайно встречаться с Аресом, опозорив этим своего мужа, Гефеста, перед всеми богами. Благодушный мастер очень долго ни о чем не подозревал, но однажды светлый Гелиос, который видит и знает все, рассказал ему об измене жены. Гефест задумал отомстить. И вот однажды, когда он, как всегда, отправился в свою кузницу, Арес явился на свидание к Афродите. Однако на этот раз все окончилась для них неудачей и позором: они были опутаны тонкой золотой сетью, в которой барахтались подобно рыбам, попавшим в невод, а все боги, приглашенные Гефестом, смеялись над ними. Когда им, наконец, удалось выпутаться, они бежали и еще долго не осмеливались появляться на Олимпе, опасаясь насмешек. Но потом Гефест простил свою жену, и все пошло по-прежнему.


    Арес. Римская
    копия с греческого
    оригинала

    Арес в плену. Несмотря на то, что у Ареса такая внешность, он довольно труслив и не переносит боли. Когда в боях под Троей герой Диомед при помощи Афины ранил его копьем, крик Ареса был так же силен, как крик десяти тысяч человек. А однажды он даже побывал в плену. Случилось это так. Жили некогда братья Алоады, От и Эфиальт, сыновья Посейдона. Они были так сильны, что грозили, взгромоздив друг на друга Пелион и Оссу, соседние с Олимпом горы, низвергнуть богов с неба на землю. Вот они-то и захватили Ареса. Могучий бог войны был посажен в огромную медную бочку и закрыт в ней. Только после гибели силачей боги смогли освободить Ареса из заточения.

    Дети Ареса. Такие же буйные и жестокие, как Арес, были его дети, рожденные от смертных женщин: царь Фракии Диомед кормил своих кобылиц мясом забредших в его владения путников, царь Элиды Ойномай убивал женихов своей дочери Гипподамии, царь одного из греческих племен Флегий поджог храм Аполлона в Дельфах. К счастью для людей, с большинством из них покончили герои, очищавшие землю от чудовищ и злодеев.

    Арес в глазах греков.

    Вполне естественно, что Арес не нравился никому — ни богам (за исключением Афродиты, Фобоса и других его спутников), ни людям. Даже сам Зевс говорил, что Арес более всего ненавистен ему из всех бессмертных. Поэтому храмов Ареса было мало, изображений его до нас дошло тоже немного. Да и как было относиться с любовью к богу, сами прозвища которого говорили о его характере — «Кровавый», «Губитель людей», «Разрушитель городов», «Неистовый», «Яростный», «Беснующийся»! Грозными были и символы Ареса — копье, шлем, зажженный факел; кони его носили имена «Блеск», «Пламя», «Шум», «Ужас», и повсюду колесницу Ареса сопровождали на земле стаи собак, а в небе — стаи коршунов.

    mob_info