Тиснение фольгой своими руками, необходимые материалы и технология выполнения, подсказки и удобные наглядные видео. Тиснение фольгой в полиграфии Тиснение золотом своими руками на бумаге

Фольгирование – это процесс нанесения фольги на бумагу и картон, т.е. – процесс спекания тонера лазерного принтера или копировального аппарата с металлизированной фольгой под воздействием высокой температуры.
Фольгированние украсит вашу работу и придаст ей особый шарм.

Сегодня я попробую подробно рассказать что это и как.
МК делала параллельно с изготовлением подарка для близких и любимых друзей, семейной паре, у которых день рожденье почти в один день.
Фольга наносится на отпечатанное лазерным принтером либо копире изображение.
Предварительно подготовим картинку. В моём случае это подложка на открытку 13 на 13 см:

Распечатываем изображение на лазерном принтере. Бумага должна быть гладкой, т.к. тонер в углублениях фактурной бумаги не спекается с фольгой (я использовала белую бумагу ColorCopy 200 гр/м2):

Теперь о ламинаторе. Наиболее качественно фольгирование проходит на ламинаторе с горячими валами при температуре около 140-150°С. Температурные и скоростные характеристики могут меняться в зависимости от используемого ламинатора, фольги, бумаги и принтера и подбирается для каждого случая индивидуально. В моём случае минимальный процент брака получается при температуре 150 °С. Для золотой фольги пришлось ставить чуть больше, а вот серебро оказалось капризным и температуру наоборот пришлось снизить до 110°С.
Можно обойтись и без ламинатора, используя простой бытовой утюг поставив его на хлопок. До ламинатора я так и делала, но процент брака очень велик, нужно потренироваться.
И так, включаем ламинатор, выбираем нужный температурный режим и ждём его готовности (загорится индикатор):

Пока ламинатор нагревается подготовим бутерброд для запекания. На распечатанное изображение накладываем кусочек фольги нужного размера (я решила использовать синюю фольгу), сверху и с низу подложим простую офисную бумагу:

Ламинатор готов - отправляем наш "бутерброд" запекаться:

Фольга легко снимается, вот какая красота у меня получилась:

В тех местах где был распечатан рисунок фольга спеклась с тонером и прилипла. Рисунок на бумаге стал металлизированным синим, очень красиво переливается под разным углом просмотра.
У нас остался кусочек фольги (негатив нашего изображения), который сам по себе тоже очень красив. Выбрасывать такое не поднялась рука, будем использовать и его:

Сделаем в комплект к поздравительной открытке ещё и поздравительную коробочку с прозрачной крышкой. Для этого остаток фольги положим в плёнку и за ламинируем:

Обрежем по краям и насладимся результатом. Признаюсь, я радовалась как ребёнок, не ожидала такого результата. Фольга за ламинировалась идеально гладко и цвет стал ещё насыщеннее (на фото сложно передать эту красоту):

Коробочку использовала уже готовую. Обклеила её синей бумагой Imitlin Fiandra 125 гр/м2 а на верх приклеила за ламинированную картинку. Вот такое небольшое поздравление у меня получилось:

Поздравительную надпись внутри тоже за фольгировала. Больше никаких украшалок решила не добавлять:

На этом мои эксперименты с фольгой и ламинатором не закончились. Решила заготовить поздравительные надписи с разным текстом и разного цвета котрые в дальнейшем нужно будет просто вырезать по контуру и приклеить на основу открытки, пригласительного, коробочки и др.

Получение сложно составных цветов при таком способе фольгирования невозможно, но очень хотелось. Попробовала два варианта.

Тиснение фольгой

Дмитрий Гудилин

Тиснение — способ механической отделки, позволяющий формировать на поверхности оттиска рельефное изображение (блинтовое и конгревное тиснение) и наносить на нее красочное, как правило металлизированное, изображение (тиснение фольгой). Тиснение фольгой — один из наиболее популярных способов выборочного нанесения на оттиск металлического покрытия. Металлизированные элементы оттиска привлекают внимание, а рельеф, который можно получить при горячем тиснении, подчеркивает их изысканность, что дает возможность эффективно выделять содержащие важную информацию части изображения. Это обусловило широкое применение тиснения в производстве самой разнообразной печатной продукции — от упаковки до открыток. Кроме того, все более широкое распространение получает припрессовка голограмм, повышающих степень защищенности печатной продукции от подделки, а также привлекающих внимание необычными оптическими эффектами. Изобразительные возможности тиснения очень широки — сочетания разных фактур и типов фольги обеспечивают огромное число оригинальных вариантов оформления.

Следует отметить, что тиснение — экологически чистый процесс, не предполагающий использования летучих органических веществ.

Горячее тиснение фольгой

Горячее тиснение фольгой — процесс переноса за счет давления и нагрева металлизированной или цветной пленки с промежуточной основы на оттиск. Горячее тиснение фольгой осуществляется нагретыми штампами. Между штампом и подлежащим тиснению материалом помещается фольга для тиснения — многокомпонентная система, включающая пленочную основу, разделительный слой, слой лака, слой металла или цветного пигмента и адгезионный слой. Штамп, воздействуя на фольгу, выборочно расплавляет разделительный слой и за счет давления переносит металлический или пигментный слой на оттиск.

Высокое качество фольги является одним из ключевых условий получения качественного оттиска. Основа фольги, обеспечивающая стабильность ее размеров, изготавливается из полиэфирной пленки. Разделительный слой связывает основу с окрашенным слоем и способен расплавляться под действием температуры штампа. Слой лака обеспечивает глянец тисненого металлизированного изображения и может придавать ему тот или иной цветовой оттенок. Слой цветного пигмента или мелкодисперсного металла (как правило, алюминия) определяет колориметрические и оптические свойства фольги. Он соединяется с запечатываемым материалом слоем термоадгезива, активируемого температурой штампа. Печатные свойства фольги зависят главным образом от свойств и толщины адгезионного слоя.

Ассортимент фольги для горячего тиснения исключительно широк — фольга может иметь традиционный металлический золотой или серебряный цвет, может быть цветной, может иметь различные текстуры (камня, кожи и т.п.), может быть глянцевой или матовой. Все большую популярность в отделке печатной продукции приобретает голографическая и перламутровая фольга. Основными характеристиками фольги, кроме ее цвета, являются механическая и химическая стойкость, светостойкость, кроющая способность. Выпускается фольга для работ разной сложности и для тиснения на различных материалах.

Горячее тиснение фольгой позволяет наносить металлизированное или цветное изображение на широкий спектр материалов, в том числе имеющих неровную поверхность. Единственное требование к запечатываемому материалу — стойкость к температуре штампа. К сожалению, этому требованию не отвечают многие полимерные пленки, поэтому нанесение на них изображения методом горячего тиснения фольгой невозможно.

При горячем тиснении фольгой возможно создание рельефного изображения за счет пластической деформации материала. Различают плоское и конгревное рельефное тиснение. В первом случае рельеф формируется только за счет воздействия штампа, во втором случае материал зажимается между штампом и матрицей (контр­штампом). Плоское тиснение используется в основном при работе с толстыми материалами, например с переплетным картоном. Конгревное тиснение обеспечивает эффект рельефности на материалах любой толщины. При конгревном тиснении, в зависимости от конфигурации штампа, тисненые элементы могут лежать как в одной, так и в разных плоскостях.

Для придания оттискам запоминающегося вида и повышения степени их защиты от подделки в полиграфии используются так называемые радужные голограммы — микрорельефные изображения на фольге. Существующие радужные голограммы можно условно разделить на три типа:

Плоские (2D);

Полностью объемные, трехмерные изображения (3D).

В последнее время разрабатываются всё новые оптические защитные элементы на базе фольги: цифровые голограммы, гелиограммы, Trustseal и т.п.

Голограммы для горячего тиснения имеют структуру, аналогичную структуре обычной фольги для горячего тиснения. Одно из основных требований при нанесении голограмм на оттиск — точное соблюдение приводки относительно запечатанного изображения, поэтому для их припрессовки используются специальные прессы со сложными системами контроля приводки.

Инструментами для горячего тиснения являются плоскорельефные клише и штампы, давящие элементы которых возвышаются над пробельными. Штампы для тиснения изготавливаются из цинка, магния, меди, латуни и стали. Выбор материала штампа определяется сложностью дизайна, величиной тиража и характеристиками материала, подлежащего тиснению.

Цинковые штампы наименее тиражестойкие. Магниевые штампы характеризуются низкой стоимостью и хорошо подходят для коротких тиражей — до 5 тыс. оттисков. Однако они не обеспечивают высокого разрешения и углы на оттиске будут воспроизводиться немного закругленными.

Медные штампы обеспечивают лучшее разрешение, чем магниевые, и имеют тиражестойкость от 50 до 100 тыс. оттисков. Они пригодны и для конгревного тиснения с небольшой глубиной рельефа.

Латунные штампы выдерживают тиражи свыше одного миллиона оттисков. Они позволяют воспроизводить графические элементы с резкими, четкими краями. Очень высокой тиражестойкостью характеризуются и стальные штампы.

Штампы изготавливаются методами травления или механически — фрезерованием и гравированием. Пробный оттиск со штампа получить достаточно легко — для этого, кроме самого штампа, требуется только образец фольги и материала, который будет тисниться.

Основными параметрами процесса тиснения являются давление тиснения и температура штампа.

Давление зависит от типа тиснения, вида изображения и характеристик материала, который подвергается тиснению. При тиснении фольгой давление должно обеспечить надежное закрепление красочного слоя фольги и получение четких очертаний графических элементов изображения при минимальной глубине тиснения. Требуемая глубина тиснения фольгой зависит от микронеровностей запечатываемой поверхности, ее плотности и жесткости материала, поэтому для тиснении шероховатых материалов требуется большее давление, чем для тиснения гладких материалов. При рельефном тиснении конгрев требует существенно большего давления, чем плоское тиснение. Помимо этого увеличивать давление приходится при большой площади печатающих элементов штампа и при работе с твердыми материалами.

Нагрев штампа способствует облегчению пластической деформации материала и снижению давления тиснения. Поэтому при рельефном тиснении нагрев может быть максимально возможным, но естественно, не превышающим температуру плавления или горения материала. При горячем тиснении фольгой нагрев выбирается исходя из температуры, при которой происходит полное отделение красящего слоя от основы фольги.

Для горячего тиснения фольгой используются тигельные, плоскопечатные и ротационные прессы. Тигельные прессы для горячего тиснения различаются в зависимости от характера движения тигля, который может перемещаться как прямолинейно, так и совершать сложное движение — в одной фазе качательное, в другой — прямолинейное. Тигельные прессы для тиснения могут включаться в состав печатно­отделочных линий или выполняться как операционные машины. Плоскопечатные прессы для горячего тиснения обычно строятся по стоп­цилиндровому принципу. Ротационные прессы отличаются наивысшей скоростью работы и вместе с тем требуют использования наиболее дорогих штампов. На практике для тиснения фольгой достаточно часто применяются переоборудованные машины высокой печати.

Холодное тиснение фольгой

Холодное тиснение — дешевый процесс, который позволяет улучшить оформление печатной продукции без значительного увеличения ее стоимости, помогая полиграфистам, не предоставлявшим ранее услуги тиснения, выходить на новый рынок. Еще недавно холодное тиснение фольгой имело репутацию перспективной, но сложной технологии, успешно внедрить которую удавалось лишь единицам. Сегодня, с разработкой новых клеев и специальной фольги, технология холодного тиснения стала доступной для внедрения во всех типографиях, располагающих печатно­отделочными линиями.

Холодное тиснение фольгой является разновидностью ламинирования. В процессе холодного тиснения производится приклеивание к запечатываемому материалу металлизированного слоя специальной фольги. Процесс холодного тиснения включает следующие основные этапы:

Нанесение на запечатываемый материал клея;

Ламинирование материала фольгой;

Активация клея (сушка);

Деламенирование (разделение запечатываемого материала и фольги).

Клей наносится на полотно материала способами флексографской, высокой, трафаретной или офсетной печати. При ламинировании материала фольгой ее металлизированный слой переносится на покрытые клеем участки полотна, после чего производится деламинирование.

В настоящее время технология холодного тиснения реализована в двух вариантах: «сухом» и «мокром». При «сухом» тиснении активация (первичное отверждение) клея производится до припрессовки фольги, при «мокром» тиснении — после припрессовки фольги. Более перспективной считается «мокрая» технология, поскольку при «сухой» ламинации сложнее определить параметры сушки (клей легко недосушить или пересушить), а также существуют проблемы совместимости клеев и водно­дисперсионных красок. Недостатком «мокрого» тиснения является высокое растискивание.

Достоинства холодного тиснения фольгой по сравнению с горячим тиснением обусловлены отсутствием необходимости использования нагретых штампов. Холодное тиснение характеризуется низкой стоимостью и малым временем изготовления инструментов (печатные формы значительно дешевле металлических штампов, время изготовления форм для разных способов печати составляет от нескольких минут до нескольких часов), возможностью нанесения металлизированного покрытия на термочувствительные материалы, например на полимерные пленки и ламинаты для туб, высокой скоростью процесса тиснения (отсутствуют потери времени на прогрев материала штампом), простотой и высокой точностью приводки изображения.

Недостатки холодного тиснения фольгой обусловлены главным образом особенностями взаимодействия клея и запечатываемого материала. Так, холодному тиснению не подлежат сильновпитывающие материалы, поскольку создать на их поверхности клеевую пленку требуемой толщины чрезвычайно сложно. Еще одним недостатком технологии является растискивание клея, ограничивающее разрешение тиснения.

При сравнении технологий следует принять во внимание, что с увеличением тиража стоимость оттиска, полученного методом горячего тиснения, уменьшается быстрее, чем стоимость оттиска изготовленного холодным тиснением. Это обусловлено тем, что при больших тиражах стоимость штампа для горячего тиснения составляет лишь незначительную часть общей стоимости заказа, в то время как расход клея при холодном тиснении прямо пропорционален тиражу.

Расходными материалами при холодном тиснении являются формные пластины, клей и фольга.

Наиболее часто клей наносится с фотополимерных форм в секциях флексографской и высокой печати. Для изготовления форм следует использовать пластины средней и высокой твердости (твердость определяется типом запечатываемого материала).

Для холодного тиснения фольгой обычно используются УФ­клеи. В устройствах «сухого» тиснения применяются УФ­клеи с катионным механизмом отверждения, в устройствах «мокрого» тиснения — УФ­клеи радикального отверждения. Клей для нанесения флексографским способом должен иметь вязкость 1300­1500 спз, для высокой печати — 5000­6000 спз.


,

Для беспроблемного нанесения клея запечатываемый материал должен иметь поверхностное натяжение 38­42 дин/см. Повышение поверхностного натяжения может осуществляться путем обработки полотна коронным разрядом или нанесения праймера.

Очень важным параметром является гладкость запечатываемого материала. Наилучшие результаты достигаются при работе с гладкими подложками, например с полимерными пленками или с бумагами с покрытием. Добиться хорошего качества тиснения на пористых, впитывающих клей материалах обычно чрезвычайно сложно. Облегчить работу с такими материалами поможет нанесение праймера. Важным требованием является чистота поверхности полотна — отсутствие на ней пыли и грязи.

При нанесении клея на красочный слой следует убедиться в их совместимости. Проблемы плохой адгезии часто возникают при «сухом» тиснении по водно­дисперсионным краскам, поскольку они плохо совместимы с катионными УФ­клеями. Улучшить адгезию клея к краске помогает праймер.

Фольга для холодного тиснения является многослойным материалом, состоящим из пленочной основы, разделительного слоя, слоя цветного лака, слоя мелкодисперсного металла или пигмента и адгезионного слоя. Разделительный слой толщиной 0,1­0,3 мкм скрепляет основу фольги с другими слоями и обеспечивает их разделение в процессе тиснения. Для этого его когезионная прочность должна быть меньше адгезии металлизированного слоя к клею. Адгезионный слой взаимодействует с клеем и обеспечивает прочное соединение металлизированного слоя фольги с запечатываемым материалом. Для создания оригинальных оптических эффектов и защиты печатной продукции от подделок может использоваться голографическая фольга, включающая дополнительный слой с голографическим изображением.

Фольга для «мокрого» тиснения должна пропускать УФ­излучение, к фольге для «сухого» тиснения такого требования не предъявляется.

Устройство для холодного тиснения фольгой должно включать печатную секцию для нанесения клея, устройство проводки фольги, ламинатор и сушилку. При «сухом» тиснении сушилка должна располагаться между печатной секцией и ламинатором, при «мокром» — между ламинатором и точкой разделения полотен. Расстояния между печатной секцией, ламинатором, сушильным устройством и устройством разделения полотен оказывают влияние на качество тиснения. Их величина зависит от скорости движения полотна, которая может достигать 120 м/мин и выше.

Для стабилизации процесса тиснения путь полотна запечатываемого материала от печатной секции до валика, разделяющего полотна, следует стараться делать прямым. Чем больше поворотов делает полотно и чем с большим числом лентоведущих роликов контактирует, тем сложнее контролировать процесс тиснения.

Важным условием высокого качества тиснения является контроль натяжения полотен.

Ламинатор состоит из пары не имеющих собственного привода валиков, один из которых имеет твердую поверхность, другой — эластичную. Рекомендуемый диаметр валиков — 50­80 мм. Твердость эластичной покрышки валика должна быть 80­90є по Шору. Для качества тиснения очень большое значение имеет угол между полотнами перед их соединением. Считается, что он должен быть минимальным, но полотна не должны касаться друг друга, иначе между ними останутся пузырьки воздуха.

Мощность сушильного устройства во многом определяет скорость тиснения. При «мокром» тиснении УФ­сушилка должна иметь повышенную мощность (не менее 120 Вт/см), так как часть света поглощается фольгой. Следует использовать сушильные устройства с регулируемой мощностью.

Разделение полотен выполняется с использованием стального валика с гладкой поверхностью. Рекомендуемый диаметр валика — 50 мм. Фольга должна отделяться от запечатываемого материала под углом 90є.

В настоящее время все ведущие производители узкорулонных печатно­отделочных линий оснащают свое оборудование устройствами для холодного тиснения фольгой. Разработаны и универсальные устройства, которые могут устанавливаться на машины различных производителей.

Холодное тиснение фольгой открывает перед типографиями возможности отделки материалов, которые раньше не могли металлизироваться фольгой. Благодаря отсутствию необходимости в изготовлении дорогостоящих штампов, а также легкости настройки оборудования, новая технология может потеснить позиции горячего тиснения фольгой в секторе малотиражной продукции. Дальнейшее развития холодного тиснения, вероятно, будет связано с совершенствованием и удешевлением клеев и фольги.

Тиснение фольгой - один из самых эффектных способов отделки. Однако он весьма недешев, а для термочувствительных материалов вообще неприменим. Холодное тиснение с помощью УФ-лака - хорошая альтернатива.

Cовременная этикеточная продукция в настоящее время зачастую приобретает характерную черту: ее полиграфическое исполнение чрезвычайно сложно.

Для изготовления высококачественной привлекательной этикетки заказчики и исполнители идут на самые замысловатые ухищрения. Это и применение специальных дизайнерских бумаг, и многокрасочная печать в 6-8 красок с использованием дополнительных (Pantone) или специальных красок (флуоресцентных, перламутровых, термочувствительных), и комбинирование нескольких способов печати, например, флексографии и ротационного трафарета.

Однако этикетку становится мало просто напечатать, необходимо провести еще целый ряд сложных отделочных операций, которые призваны обеспечить ей максимально привлекательный вид. Очень часто используют разнообразное лакирование, в том числе и выборочное, вырубку по сложному контуру, ламинирование и многое другое.

В настоящее время огромную популярность в производстве этикеток приобрело тиснение фольгой. Причиной является возможность придать этикетке прекрасный внешний вид, что на сегодняшний день играет решающую роль при выборе продукции покупателем. Фольга придает характерный металлический блеск, чего невозможно добиться, используя металлизированные печатные краски. Даже применение металлизированной бумаги или пленки не дает такого эффекта, которого можно достичь тиснением фольгой, а кроме того, при печати по металлизированным материалам возникает целый ряд дополнительных трудностей, с которыми тоже приходится считаться.

Сейчас для производства самоклеящихся этикеток в основном используются узкорулонные машины различных способов печати, которые обеспечивают весь спектр печатных и отделочных операций за один прогон. Для горячего тиснения фольгой на узкорулонных машинах устанавливают специальные секции. Тиснение в этом случае осуществляется с помощью нагревающегося гравированного латунного вала специальной полиграфической фольгой.

Данный способ отделки этикеток прекрасно зарекомендовал себя для производства больших объемов продукции, однако, его более широкое применение ограничено рядом серьезных недостатков:

Высокая стоимость вала горячего тиснения, которая составляет 1,5-3 тыс. долл. в зависимости от размера и сложности рисунка;

Длительное время изготовления и получения вала горячего тиснения (как правило, оно составляет не менее 1,5-2 недель со дня отправки заявки на изготовление - чаще всего за рубежом);

Затраты на покупку самой секции горячего тиснения, которая используется не так уж часто, а стоит достаточно дорого, но ни для чего другого, кроме тиснения, использована быть не может;

При тиснении тонких и чувствительных к повышенной температуре материалов возникают существенные сложности.

Не стоит забывать, что к этикеточной продукции предъявляются очень противоречивые требования, поскольку, с одной стороны, этикетка не является самостоятельно продаваемым товаром - это лишь дополнение к основному продукту, а с другой стороны, любой товар должен быть снабжен максимально привлекательной этикеткой. Так как для производителя товара расходы на этикетку являются прямыми затратами, заказчик хочет сократить их до минимума. Естественно, при постоянных, повторяющихся тиражах в сотни тысяч этикеток затраты на вал горячего тиснения становятся незаметными и практически не влияют на себестоимость одной этикетки. Но что делать, если тиражи этикеток составляют всего 150-200 тыс. штук в год? Или когда нужно сделать пробный тираж, который составляет 10-15 тыс. этикеток? В этом случае стоимость вала будет выше всех остальных затрат на этикетку вместе взятых. Для таких случаев можно рекомендовать способ, который получил название.

Холодное тиснение

Данная технология включает в себя нанесение на желаемый запечатываемый материал так называемого лака холодного тиснения - специально разработанного адгезива. Лак наносится с применением обычной фотополимерной формы во флексографской печатной секции, частично полимеризуется УФ-лучами, на него наносится фольга, после чего, уже в рулоне, в течение нескольких часов происходит окончательная полимеризация лака.

Для холодного тиснения фольгой могут использоваться специальные секции с регулируемой мощностью УФ-ламп, либо переделанные секции ламинирования. Причем специальные секции холодного тиснения могут использоваться как обычные флексографские.

Холодное тиснение фольгой имеет несколько преимуществ: для этой технологии, в отличие от горячего тиснения, не требуется отдельного оборудования; не нужен гравированный латунный цилиндр; маленькие тиражи экономически выгодны; отклонения совмещения легко контролировать.

Для процесса холодного тиснения фольгой используются обычные фотополимерные флексографские печатные формы, что и делает его более экономичным по сравнению с горячим. Кроме того, методом холодного тиснения фольгой могут без проблем обрабатываться чувствительные к воздействию температуры материалы. Однако имеет значение качество поверхности материала - она должна быть достаточно гладкой. По этой причине данная технология применима только для тиснения по пленочным материалам (полиэтилен, полипропилен и т. д.) или высокоглянцевой мелованной бумаге.

В процессе холодного тиснения быстро и эффективно получается высококачественное декорирование при оптимальной скорости. При горячем же тиснении используются дорогие латунные штампы, которые проходят нагревательный цикл, что замедляет процесс.

Помимо этого, тяжелый латунный вал, нагретый до температуры порядка 120-160°С (в зависимости от свойств фольги и скорости тиснения), после окончания печати тиража остывает 2-3 ч, прежде чем его можно будет снять, что иногда затрудняет подготовку к следующему тиражу, в то время как секцию, используемую под холодное тиснение, смывают обычным образом в течение нескольких минут.

Как правило, устройство устанавливается перед последними печатными секциями или же между двумя любыми флексографскими секциями. В печатной секции, используемой для холодного тиснения, сюжет наносится на полотно в виде частичного лакового слоя. В холодном тиснении фольгой может применяться специальный УФ-лак как с катионным, так и с радикальным отверждением. Давление в зоне контакта при этом регулируется таким образом, чтобы фольга как бы припрессовывалась к лаковому слою (материал и фольга прижимаются между двумя цилиндрами). Для качественного тиснения рекомендуется давление в 10-15 кг на квадратный дюйм. Наилучшие результаты получаются при применении прикатного валика из жесткой резины (с твердостью 85° по Шору А или выше) и стального валика противодавления. Затем лишняя фольга вместе с подложкой удаляется с помощью деламинирующего устройства.

В настоящее время предлагаются разнообразные виды фольги для тиснения (золотых, серебряных, других металлических цветов, в том числе разноцветные и голографические), которые производятся несколькими компаниями.

Металлизированная фольга для холодного тиснения состоит из следующих слоев:

Лавсановая пленка толщиной 10-25 мкм;

Специальный разделительный слой (0,1-0,5 мкм);

Лаковый окрашенный слой (1-3 мкм);

Слой вакуумно-распыленного алюминия (около 0,05 мкм);

Адгезионный (грунтовый) слой.

За счет легкого отделения слоев фольга хорошо переносится на запечатываемый материал при высокой скорости тиснения.

Результаты тиснения зависят от характеристик печатающего и ламинирующего устройства печатной машины, а также от свойств лака, который был использован. Полное закрепление фольги при холодном тиснении происходит через 1-2 дня. Нанесенная таким образом фольга может быть покрыта лаком или каширована пленкой.

Количество нанесенного лака должно быть в пределах от 3 до 7 г/м2, в зависимости от гладкости поверхности запечатываемого материала. Чем она меньше, тем больше необходимо нанести лака. При печати по пленке наилучшие результаты получаются при использовании анилоксового вала с линиатурой порядка 140 лин/см и теоретическим объемом 7-8 см3/м2. Возможно применение вала и с более высокой линиатурой, но в этом случае возможны осложнения, в особенности при печати больших плашек, из-за недостаточной толщины лакового слоя. При печати поверх краски рекомендуется применять тяжелый анилоксовый вал с линиатурой порядка 100 лин/см и теоретическим объемом не менее 12-13 см3/м2 .

В отличие от красок лак мягкий и липкий, поэтому необходимо исключить его контакт с валами. Для этого секции сушки должны быть расположены на той же высоте, что и печатная секция. После этого материал должен немедленно поступать в секцию припрессовки фольги. Для полимеризации УФ-лучами необходимо использовать лампы среднего или высокого напряжения мощностью примерно 120 Вт/дюйм. Эта мощность эффективна при нормальной скорости работы. Необходимо, чтобы мощность ламп можно было регулировать для подбора оптимальных параметров и получения качественного тиснения.

Нормальная рабочая скорость печати и нанесения фольги - 45-70 м/мин. Однако в таких условиях процесс тиснения трудно контролировать и возможно появление брака. Поэтому работать на подобных скоростях можно только при соответствующем опыте в холодном тиснении. Необходимо помнить, что при слишком низкой скорости лак может быть переэкспонирован и его липкости будет недостаточно, чтобы обеспечить качественный перенос слоев фольги на поверхность запечатанного материала. При слишком высокой скорости лак не успевает полимеризоваться и достичь оптимальной липкости. Кроме того, до момента, когда фольга будет отделяться от подложки, проходит слишком мало времени. Желательно, чтобы после начального прижатия фольга двигалась вместе с запечатанным материалом ровно в течение некоторого времени под контролируемым давлением и натяжением (для лучшего приклеивания).

Ошибки и брак, возникающие при холодном тиснении, объясняются нарушением технологии или неправильно подобранными режимами. Низкое качество лака для холодного тиснения непосредственно отражается на переносе фольги на поверхность материала. Лак может стать неэффективным в результате высокой абсорбции на пористых материалах. Катионное отверждение замедляется химически несовместимыми веществами, содержащимися в покрытии или красках материала (карбонаты и амины). На практике лучшие результаты получаются, если поверхность материала запечатывается соответствующим праймером перед печатанием лака.

При использовании лака с катионным механизмом полимеризации можно столкнуться со следующими проблемами:

При относительной влажности выше 70% скорость полимеризации снижается. В этом случае необходимо снизить рабочую скорость машины или увеличить мощность ламп;

Использование краски или лака на водной основе может отрицательно повлиять на процесс полимеризации из-за повышенного содержания влаги. Поэтому нельзя использовать УФ-лак с катионным отверждением для холодного тиснения этикеток, запечатанных водорастворимыми красками;

Прежде чем лак будет нанесен на краску со свободнорадикальным механизмом полимеризации, она должна полностью высохнуть.

Большинство из вас наверняка видели почетные грамоты или открытки с красивыми золотистыми или серебристыми надписями. Ой, как нарядно и солидно смотрится такая вещица! А ведь вы сами можете сделать такое. Дома.
Думаете, не возможно? Возможно. И еще как!
- очень простой способ декорирования бумаги.
Что вам потребуется для этого? Во-первых, лазерный принтер. Черно-белый - цвета тут не нужны.
Во-вторых, утюг. Думаю, что у всех имеется такая техника. А если нет - хороший повод приобрести;)
В-третьих - тонер-чувствительная фольга .
Фольга бывает разных цветов и с разными эффектами. У нас есть красная, синяя, зеленая, золотистая и серебристая - основные и наиболее часто используемые цвета.
Теперь сам процесс:
1. Распечатываете на лазерном принтере орнамент, рамки или надпись - какой-то элемент, который вы хотите задекорировать.
2. Разогреваете утюг. Рекомендуем выставить температуру между двумя и тремя точками (вроде шерсть и хлопок).
3. Распечатку помещаете на жесткую основу (гладильная доска вполне подойдет).
4. На нее накладываете лист тонер-чувствительной фольги белой частью вниз - блестящей вверх.
5. Осторожно, носиком утюга начинаете проглаживать по всей поверхности, где есть распечатанное изображение (или по части, если хотите сделать многоцветный эффект).
6. Погладьте примерно 2 минуты и оставьте листочек. Он должен остыть.
7. Разделите лист с фольгой - и вы увидите потрясающе красивый результат!

Такой вид декоративной отделки придаст вашим произведениям более праздничный, нарядный и профессиональный вид. Ну а кроме того, с помощью фольги можно создавать уникальные украшения для открыток и скрап-страниц!

Дерзайте! У вас все получится!

Как поставить качественный оттиск?

В этой статье мы попытаемся ответить на основные вопросы связанными с тиснением

Сначала необходимо рассмотреть какие есть виды тиснения.

Различают три основных вида тиснения: блинтовое (слепое) тиснение, тиснение фольгой, конгревное тиснение.

Блинтовое (слепое) тиснение - простейший вид тиснения без краски и фольги. Клише вдавливается в поверхность изделия. Образующиеся при этом углубленные элементы изображения лежат в одной плоскости. Для выполнения этого типа работ используют клише с высоким рельефом. Блинт также может выполняться как с нагревом, так и без него. Качество оттиска определяется усилием и в случае нагрева температурой. Разновидностью блинтового тиснения считают тиснение «плашки», т.е. значительной по площади сплошной поверхности, с целью сглаживания грубой структуры поверхности материала для последующего тиснения фольгой.

Этот вид тиснения позволяет ставить оттиск на большинстве материалов таких как: кожа и ее заменители, дерево, глина, мыло, пластик.

Тиснение фольгой . Принцип тот же, что и у блинтового тиснения, но в процессе тиснения на изображение наносится фольга, в том числе несколькими прогонами разных цветов. Изображение получается за счет цвета и высокой кроющей способности фольги, поэтому глубина тиснения небольшая. Тиснение фольгой, всегда осуществляется при помощи горячего клише. Фольга от температуры оплавляется и оставляет на поверхности металлический оттиск. Сегодняшний ассортимент полиграфической фольги позволяет реализовать самые смелые дизайнерские решения.


Конгревное (многоуровневое) тиснение - это получение рельефного изображения без краски и фольги при локальном сжатии материала между нагретой матрицей и холодным пуансоном (контрматрицей). В процессе сжатия, а также нагрева, происходит деформация материала между матрицей и пуансоном, в результате чего изображение как бы возвышается над поверхностью материала. При этом элементы изображения лежат в разных плоскостях.


Что необходимо знать для тиснения:

Хороший оттиск сможет поставить любой человек имея на то желание и клише.

Основными характеристиками качественного оттиска являются температура (при условии горячего тиснения) и усилие приложенное к клише. Для каждого материала есть свой диапазон температур, нарушать который нельзя. При недостаточном прогреве у Вас получится недолговечный оттиск независимо от приложенного давления на клише, а при перегреве просто может расплавится (подгореть) материал. На все материалы температура и давление подбирается экспериментальным путем хотя для некоторых можно выделить основные рекомендации. Вот некоторые из них:

Искусственная кожа (дерматин, кожаный заменитель) - в связи с тем что эти материалы состоят в основном из полимеров, рекомендуемая температура должна быть в пределах 100 0 С. При тиснении этих материалов необходимо прогреть место оттиска и только потом приложить усилие для отпечатка. На практике это можно реализовать следующим образом: прогретое клише прижать к месту тиснения на 5-10 секунд, только после этого вдавить. Важный момент при тиснении таких материалов большой толщины - клише должно быть обрезано по рисунку или с минимальными отступами от краев.

Кожа химического дубления - в данном случае, температуру необходимо подбирать самостоятельно. Один вид кожи будет "пригорать" уже при 200 0 С, для другого, этой температуры будет недостаточно. Единственно что можно выделить - чем больше температура клише - тем меньше время прижатия и наоборот. При не серийном производстве можно использовать метод описанный в предыдущем разделе.

Кожа растительного дубления - для тиснения этого типа кожи, нагревать клише не надо. Кожа перед тиснением смачивается водой и становится эластичной, после чего на нее ставят оттиск с помощью клише или специальных тиснителей.

Тиснение фольгой - здесь температура имеет главную роль. Фольга состоит из нескольких материалов - основа и собственно сама фольга. Под воздействием температуры, фольга прилипает к материалу который теснится отслаиваясь от основы. При недостаточном прогреве у Вас может получится нечеткий оттиск с рваным рисунком или не получится вовсе. При перегреве может расплавится сама основа фольги. Температуру для тиснения необходимо узнать у поставщика фольги.

Дерево - температура клише должна составлять 350-400 0 С. Все зависит от того какой оттиск Вы хотите получить. При 350 0 С и выдержкой 2-5 секунды, оттиск получится коричневого цвета, с повышением температуры время прижатия уменьшается и оттиск становится черным. Рекомендация для этого материала - большое давление. Для мягких пород дерева это не является большой проблемой, а вот для твердых необходимо брать в расчет. Чем больше площадь клише - тем сложнее оттеснить вручную. Большие оттиски необходимо ставить при помощи прессов.

Подводя итог, настоятельно рекомендуем не использовать для нагрева клише открытый огонь. Навряд ли Вы сможете угадать температуру нагрева, а испортить изделие и даже клише, сможете наверняка.

При тиснении с помощью специального пресса, проблема точности нагрева клише можно не рассматривать, так как там установлен регулятор температуры, но пресс для тиснения, имеется не у каждого, и тогда становится вопрос: "Как правильно нагреть клише в домашних условиях?". Н ачинающим необходимо решить эту проблему с минимальными затратами, а лучше вообще без них. Для начала подойдет любой нагревательный прибор с регулятором температуры.

Первое устройство которое есть в каждом доме и может быть использовано - утюг. Температуры утюга вполне достаточно для тиснения любого типа кожи, а диапазон регулировки в современных утюгах позволяет выставить температуру с точностью до 10 0 С. Все что необходимо так это его перевернуть нагревательной поверхностью вверх и поставить на подошву утюга клише. Для этого способа нагрева необходимо предусмотреть клише с деревянной ручкой.

Второе устройство - паяльник. В каждом паяльнике "жало" съемное, вместо него вставляется клише с предварительно вкрученным штоком. Мощность паяльника необходимо подбирать исходя из площади клише, но в любом случае необходим регулятор температуры, который можно сделать самостоятельно из регулируемого выключателя света соответствующей мощности.

mob_info