Российский роговой оркестр. Что такое юбилей? Директор «Центра роговой и духовой музыки»

«Оркестр звучности очаровательной, но… мыслимый только при крепостном праве», - писал Владимир Александрович Соллогуб. Один из самых необычных экспонатов - трубы рогового оркестра, - сегодня представляет научный сотрудник Государственного исторического музея Мария Ворожбитова.

М.Ворожбитова: Трубы-рога различной длины, выполнены из медного сплава, конической формы, с параболически загнутым верхним концом ствола. Музыка, которая исполнялась на этих рогах, роговая музыка - это вообще явление уникальное, самобытное, характерное сугубо для отечественной культуры середины 18 века, никогда не покидавшее пределы России и не известное в просвещенной Европе. Возникло оно в середине 18 века и просуществовало приблизительно до 30-х годов 19 века.

При этом, пожалуй, термин оркестр не вполне применим к такому явлению, как роговой оркестр. Поскольку симфонические, эстрадные оркестры, они состоят из различных инструментов, а в роговом - используются единообразные по конструкции рога, которые можно, наверное, отнести к классу медных духовых инструментов.

История создания и появления роговой музыки в середине 18 века связана с именами гофмаршала и обер-егермейстера Семена Кирилловича Нарышкина и придворного музыканта, валторниста Яна Мареша, приехавшего в Россию из Богемии. Нарышкин задумал усовершенствовать охотничьи рожки, используемые егерями во время охоты. Традиционные медные рога издавали очень резкий, немузыкальный звук, похожий на рев, предназначенный для того, чтобы спугивать дичь во время охоты. Мареш, занявшийся по предложению Нарышкина улучшением охотничьей музыки, предложил изменить звук охотничьих рогов за счет изменения их длины.
Особенность этих усовершенствованных рогов заключалась в том, что их конструкция давала возможность извлекать из каждого инструмента только один звук определенного тембра. Высота звука напрямую зависела от длины рога. Поэтому рога делались разной длины, они длиной приблизительно от 9 сантиметров до двух с лишним метров. Входившие в состав оркестра рога, самые длинные издавали, соответственно, самые низкие по тону басовые звуки, а самые короткие рога, соответственно, издавали звуки в высоком регистре.
В целом, как известно, такие оркестры могли издавать звуки в объеме от двух до четырех октав. Полный роговой оркестр состоял, как минимум, из нескольких десятков инструментов. Некоторые оркестры доходили в своем размере до 300 рогов. Но самое удивительное в том, что на каждый инструмент приходился один исполнитель. И роговой оркестр, он представлял собой как бы разрозненный орган, когда на каждой трубе играет отдельный исполнитель. От музыканта, по сути дела, требовалось умение считать паузу и в нужный момент извлекать из своего рога звук определенной длительности.

Игра в этом оркестре была довольно изнурительной, требовала огромного внимания к ритмической стороне исполнения, выдержки и выносливости от исполнителя. Некоторые современники даже говорили о том, что играть в роговом оркестре мучительно, поскольку музыкант, он как бы переставал быть человеком и становился своего рода клавишей, приложением к своему инструменту, поскольку на одном роге было невозможно исполнить никакую мелодию, на нем можно было издать только один-единственный звук. При этом в оркестре этот звук нужно было издать абсолютно точно, вовремя и указанной длительности.

Пожалуй, это всё обусловило то, что роговые оркестры, они составлялись из крепостных музыкантов, создавали их, как правило, знатные вельможи, известные богачи. Еще одной отличительной особенностью роговой музыки было то, что она не предназначалась для камерного исполнения, поскольку оркестр в целом обладал очень мощным вибрирующим звуком и особенно был эффектен, когда музыка исполнялась под открытым небом, на лоне природы, в усадебном парке.
Современники, как правило, сравнивают исполнение музыки в роговом оркестре с живым органом. Сохранилась масса восторженных отзывов о роговой музыке, при этом в репертуар таких оркестров входили и произведения народной музыки, и произведения европейской классики, оперная музыка. Просуществовали такие оркестры очень недолго, небольшой исторический период, они появились в середине 18 века и исчезли уже в 30-е годы 19 века. А недолгая попытка воссоздания была предпринята в конце уже 19 века. Но, как правило, эти оркестры уже обслуживали только придворные торжества.

Надо сказать, что в Историческом музее сохранилось редкое по полноте собрание труб рогового оркестра. Всего 47-мь штук, длиной от 13-ти до 213-ти сантиметров. Посмотреть можно в зале, посвященном истории России середины 18-го века. Интересно все-таки, чего только не удумывали у нас, используя так сказать, то, что было.

Кто только и как только сегодня не использует в речи слово "юбилей". Благо дело, словари русского языка это позволяют, однако, ограничивают понятие лишь круглыми датами. Мне же кажется, что единственно безупречным применением этого слова с точки зрения истории и этимологии является применение его к 50-летней годовщине.

Согласно словарю Фасмера (он у меня всегда под рукой), слово юбилей попало в русский язык из немецкого во времена Петра I. В немецкий же оно попало из латыни (iubilaeum ), а в латынь - из иврита ("йобель ", что означало "бараний рог "). Сейчас это слово, возможно, произносится на иврите не так. В Еврейской энциклопедии указано произношение "иовел". Я доверился Фасмеру.

Почему "бараний рог "?. В роговую трубу провозглашался Юбилейный год , который завершал семь седьмиц лет (каждая седмица завершалась субботним годом - годом отдыха). Этот, 50-й, был как бы субботний год в квадрате. В этом году освобождались рабы (не все), возвращались долги и земли (тоже не все), земледельцы не сеяли и не жали. Как отдыхали скотоводы, не знаю, не выяснил.

В Википедии написано, что Юбилейный год был введён Моисеем. Автор, видимо, имеет в виду текст из книги Левит, где празднование этого года регламентируется. Но это не так. Год Роговых Труб определял жизнь племён в этих местах ещё во времена Авраама. Я здесь сошлюсь на мнение доктора исторических наук Шифмана, научного переводчика, знатока и комментатора Пятикнижия. В те времена существовало 2 вида земельной собственности:


  1. Ахузза - родовая собственность. В случае продажи за пределы рода она должна быть возвращена в Юбилейный год. Поэтому цена её была пропорциональна числу лет, оставшихся до возвращения.
  2. Микна - настоящая собственность, предмет реальной купли и продажи.
Когда Авраам хочет похоронить Сару в пещере Махпела (Бытие, глава 23), ему предлагают её задаром (в качестве ахуззы вблизи Юбилейного года земля эта ничего не стоит, завтра все равно отберут). Однако он просит эту землю в вечную собственность (это и есть микна) и платит за это чудовищную в сравнении с другими библейскими сделками сумму в 400 сиклей серебра в присутствии достаточного количества свидетелей. Так земля эта становится уже родовой и потому неотчуждаемой собственностью Авраама. Как видно из этого отрывка, без правильного понимания древних, ещё неписанных законов Юбилейного года, правильное понимание библейских текстов невозможно.

Для полноты картины скажу, что католическая церковь несколько изменила понятие "юбилейного года". Папа Бонифаций VIII в 1300 году объявил 100-летние года - юбилейными. Материальные долги в эти года не возвращались, но зато возвращались долги духовные. Паломникам, посещавшим Рим в такие года, даровалось полное отпущение грехов. Юбилейные доходы потекли в церковь такой рекой, что следующие папы стали неуклонно сокращать срок. Климент VI сделал юбилейным каждый 50-й, Урбан VI - каждый 33-й, а Павел II (в 1475 г.) - каждый 25 год. Так что не только деньги подвержены инфляции, но и юбилеи.

Перечитав написанное, я подумал: и чего это я тут так растёкся мыслями по древу, чего это так углубился в тематику. Ведь пост в общем-то не совсем об этом. Пост этот о том, что только один единственный раз в жизни каждого человека бывает 50-летие и что только этот день можно с полным правом и без всяких оговорок назвать красивым древним словом - ЮБИЛЕЙ .

В настоящее время об истории возникновения и существования в России роговых оркестров можно найти достаточно информации интересующемуся человеку. Хотя буквально 15-20 лет назад никто не вспоминал и не задумывался о возрождении такого необычного вида музыкального искусства. Здесь важно отметить несколько ключевых моментов: искусство роговой музыки существовало и ныне существует исключительно в России; возникло оно благодаря Семену Кирилловичу Нарышкину, чешскому валторнисту Яну Марешу и, как ни странно, крепостному праву.

Теперь обо всем по порядку .

Ян Мареш - талантливый чешский валторнист, находясь в Берлине, обучал игре на валторне молодого графа Бестужева, сына вице-канцлера. Именно вице-канцлер Бестужев пригласил его в Россию, в Петербург в 1748 году на должность валторниста в придворный оркестр императрицы Елизаветы.

Я.Мареш так и остался бы придворным валторнистом, если бы не Семен Кириллович Нарышкин (1710‑‑1775), егермейстер и директор театров, который пригласил его для исправления охотничьих рогов, назначив капельмейстером «охотничьей музыки». Охотничьи рога (трубы) составляли необходимую принадлежность наших старинных охот вельможной знати. У Нарышкина 16 крепостных музыкантов играли на рогах. С.К. Нарышкин попросил Мареша «исправить» охотничьи рога, которые по его словам «вышли из строя». И уже в процессе так называемого исправления охотничьих рогов, Марешу пришла в голову идея создать оркестр из таких рогов. Идею Нарышкин не одобрил, поэтому Ян Мареш стал в тайне заниматься с крепостными музыкантами. Семен Кириллович Нарышкин был восхищен созданным Марешом оркестром и на придворной охоте представил его императрице Елизавете. Ей так понравился роговой оркестр, что она сразу же назначила ЯнаМареша капельмейстером новой придворной егерской музыки. В репертуар рогового оркестра сначала входили только легкие пьесы и аранжировки, а впоследствии - отрывки из опер и даже целые симфонии и увертюры. Мареш до конца дней своих получал пенсию, назначенную Елизаветой. В дальнейшем, после смерти Мареша (1794 г.) роговые оркестры были постепенно усовершенствованы, а диапазон их был расширен до четырех октав.

В дальнейшем роговые оркестры получили широкое распространение. Например, известны оркестры Лейб-Гвардии Измайловского полка и Конного полка. Многие вельможи уже Екатерининского времени имели собственные роговые оркестры. Славой среди них пользовались оркестры графа Разумовского, камергера Вадковскаго и князя Потемкина в Петербурге, Николая Федоровича Колычева в Москве. Мода на роговую музыку была распространена не только среди вельмож - роговые оркестры участвовали даже в публичных концертах.

В 20-х годах XIX века роговая музыка практически прекратила свое существование, сохранив лишь характер военных садовых оркестров.

Более 100 лет роговая музыка играла ведущую роль в России. Но духовые инструменты усовершенствовались со временем, мода и вкусы менялись, и постепенно роговая музыка исчезла. Секреты исполнения и ноты были утеряны.

В 90-х годах XX века дирижер сценического оркестра Мариинского театра Георгий Иванович Страутман решился озвучить музейные рога и создал Роговой оркестр Мариинского театра. Попытка оказалась неудачной, так как старые инструменты звучали плохо, и к тому же музей требовал вернуть их обратно на экспозицию. Но идею возрождения рогового оркестра подхватил и продолжил валторнист Сергей Николаевич Песчанский.

В 2000 году он углубился в изучение истории и особенностей рогового оркестра по трудам И.Х.Гинрихса, Н.Ф.Финдейзена и многих других. Идеей возобновления столь оригинального вида музыкального искусства Песчанский заразил огромное количество людей, в том числе валторниста Владимира Головешко, который изготовил первый комплект новых рогов

В 2002 году состоялось первое выступление рогового оркестра под управлением С.Н.Песчанского, который стал его художественным руководителем. Коллектив был назван «Русская Роговая Капелла». В нем всего 15 человек, поэтому каждый музыкант играл примерно на 2-5 рогах.

В 2006 году, из-за идейных разногласий с Сергеем Песчанским, Владимир Головешко ушел из «Русской Роговой Капеллы». Вместе с ним ушли многие музыканты оркестра. Благодаря одному из бывших музыкантов «Русской Роговой Капеллы», Денису Шахову, состоялось знакомство Владимира Головешко с Сергеем Поляничко, который мгновенно заразился идеей создания рогового оркестра.

Владимир Головешко , который на данный момент является единственным мастером-изготовителем роговых инструментов в мире, создал вручную новый комплект рогов за 53 дня и 53 ночи. 23 августа 2006 года - день рождения Российского Рогового Оркестра.

Комплект состоял из 74 инструментов диапазоном в четыре октавы. Усовершенствованные мундштуки позволяли добиться более чистого звучания. Звучание рогов уникально, не поддается описанию, необходимо услышать, чтобы понять его красоту и необычность.

Колоссальная разница между роговыми оркестрами XVIII -­XIX веков и современными заключена в том, что современные оркестры созданы на добровольных началах. В таких оркестрах играют музыканты-профессионалы, к тому же исполнители постоянно меняются рогами и партиями в каждом новом произведении, что не позволяет музыкантам быть привязанными только к одному рогу и одной ноте. Созданные коллективы успешно концертируют в нашей стране и за ее пределами.

В 2015 году мастер Владимир Головешко решает самостоятельно продолжать это сложное и великое дело возрождения жанра роговой музыки и создает коллектив «Петербургские фанфары».


Для коллектива был создан еще более усовершенствованный комплект роговых инструментов, который в настоящее время используется в работе с детьми – учащимися ДШИ им. Свиридова.

Создание детского рогового оркестра является многолетней мечтой мастера Владимира Головешко.

В истории роговых оркестров России есть еще много ненаписанных страниц с интересными подробностями. Нам хотелось лишь донести главную мысль о том, что Роговой Оркестр - явление исключительно русское, уникальное и глубоко патриотическое, поскольку представляет собой возрождение и пропаганду традиций русской музыки.

Россия, г. Санкт-Петербург

*****@***ru, + 7 911

I. История Роговой Музыки. Российский Роговой Оркестр сегодня.

II. Творческая деятельность Российского Рогового Оркестра

III. Информационные материалы о Российском Роговом Оркестре

IV. Репертуар Российского Рогового Оркестра

V. Концертная деятельность

VI. Художественный руководитель и дирижер

VII. Художественный советник Российского Рогового Оркестра

VIII. Мастер-изготовитель комплекта инструментов

IX. Блиц-анкета

X. Видеопрезентация

I . История Роговой Музыки (Санкт-Петербург, 18 век)

Роговая музыка берет свое начало в Царствование Императрицы Елизаветы. Когда в 1751 году состоявший в чине гофмаршала директор Императорских театров граф Семен Кириллович Нарышкин был назначен обер-егермейстером, его осенила забавная мысль: его превосходительство поставил себе задачу улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Это и послужило началом организации той новой замечательной полевой (или охотничьей) русской музыки, подобной которой аналогов в мире никогда не существовало.

Простая идея, согласовать по полутонам простые охотничьи рога, внезапно привела к фантастическому результату. Необычайно сильное звучание единого по тембру Рогового Оркестра, напоминающее звучание органа поразило императрицу Елизавету и высшую российскую знать. В скором времени Роговые Оркестры стали широко популярны. При царском дворе было организовано два роговых оркестра, примеру царицы последовали Строганов, Разумовский, Орлов, Нарышкин, Потемкин, Шереметев, и многие другие. "Барская забава" превратилась в искусство.


С этого момента не только коронования, дипломатические приемы, государственные церемонии, придворные балы, царская охота, но и народные гуляния, а также публичные концерты, всегда проходили с участием Роговых Оркестров.

Более 100 лет Роговая Музыка не имела конкурентов в России, играя ведущую роль в её культурной жизни, но время шло, музыкальные вкусы и предпочтения менялись. Постепенно в моду вошли европейские духовые и симфонические оркестры, и для Роговых Оркестров наступило время забвения.

За последние полтора века попытки возродить Роговые Оркестры предпринимались не раз, но не приводили к долговременному успеху. Секреты исполнения и ноты были утеряны. Возродить простой на первый взгляд принцип: «один музыкант – один инструмент – одна нота», лежащий в основе исполнения Роговой Музыки, на практике оказывалось бесконечно сложно.

Одна из самых удачных попыток была сделана в 1882 году, когда барон возродил Роговой Оркестр, приурочив это событие к церемонии коронования Александра III (1883г.). Комплект инструментов, созданный по этому случаю и сохранившийся до наших дней, в настоящее время находится в музее Санкт-Петербурга.

Это были последние звуки Роговой Музыки…

…до начала 21 века

Российский Роговой Оркестр сегодня

Концерт на Церемонии вручения Национальной Адвокатской премии

в Манеже Кадетского корпуса.

Концерт в Георгиевском Зале Эрмитажа.

Концерт в Суворовском училище Санкт-Петербурга.

Концерт в Екатерининском дворце по приглашению руководства

Мариинского театра. (Царское Село).

Концерт в Петергофе.

Концерт в Павловске.

Концерт в Малом зале Филармонии Санкт-Петербурга на открытии

фестиваля «Романтическая труба»

Концерт в Голландской церкви в присутствии мэра Роттердама Иво

Опстелтена и главы комитета по культуре Санкт-Петербурга

Николая Бурова

Концерт для почетных граждан Санкт-Петербурга

2006 год

- Концерт-презентация оркестра в Храме святых Апостолов Петра

и Павла при РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург)

Концерт в Санкт-Петербургской Государственной Консерватории.

VI .

Директор «Центра роговой и духовой музыки»

Художественный руководитель

Главный дирижер Российского Рогового Оркестра

Музыкой увлекся в детстве. С семи лет начал играть на баяне.

В 11 лет поступил в музыкальную школу по классу валторны.

Окончил музыкальное училище им. Римского-Корсакова.

Параллельно с учёбой, постигал мастерство по ремонту медных духовых инструментов и работе с металлами, перенимая опыт своего преподавателя и мастера-реставратора, заслуженного артиста России, Станислава Фёдоровича Седристого.

Во время обучения в музыкальном училище, работал в симфонических оркестрах города Санкт-Петербурга.

В 2002г. изобрел способ изготовления роговых инструментов, изучив все музейные и архивные материалы. Делал расчёты, писал формулы, и в результате были найдены нужные пропорции для качественного звучания инструментов.

В 2006г. вручную изготовил полный комплект – коллекцию из 74 роговых инструментов.

Владимир один трех музыкантов в мире, которые освоили искусство аранжировки «роговых» партитур, и на основе оригинальных он создает современные партитуры для Российского Рогового Оркестра.

Солист Российского Рогового Оркестра.

I X. Блиц-анкета

Что такое роговая музыка?

Роговая музыка - это уникальный вид русского музыкального творчества, не имела и не имеет аналогов в мире по причине невероятного уровня сложности исполнительства.

Когда появился первый роговой оркестр?

Первые роговые оркестры появились в Санкт-Петербурге в 1751 году и назывались "Живым Органом". Для забавы царицы его придумали и Ян Мареш.

Кому принадлежали роговые оркестры?

Роговые оркестры принадлежали императрицам Елизавете Петровне, Екатерине II, царям Петру III, Павлу I, Александру I, и самым знатным вельможам Нарышкиным, Потемкину, Орлову, Разумовскому, Юсуповым, Столыпину и многим другим. Историческая ниша роговых оркестров - сопровождение торжественных царских церемоний, коронований, дипломатических приемов.

Из чего сделаны инструменты?

Ошибочно мнение, что инструменты сделаны из рогов разных животных. Вся коллекция инструментов Российского Рогового оркестра (74 штуки) - точные копии музейных экспонатов. Наши инструменты изготовлены вручную из различных сплавов талантливым петербургским мастером - Владимиром Головешко.

Каков принцип игры в роговом оркестре?

Каждый музыкант играет только одну ноту.

Как долго изучается одно произведение?

Для того чтобы довести до совершенства несколько тактов музыки надо потратить несколько месяцев, а чтобы выучить одно произведение несколько лет.

X. Видеопрезентация Российского Рогового Оркестра

Видеопрезентацию коллектива можно посмотреть на интернет - ресурсе по ссылке:

Древнееврейское общество в законодательстве «Торы»

    Происхождение и состав Торы.

    Земледелие и землевладение в Торе.

    Сословное деление древнееврейского общества. Положение «негражданского» населения.

    Рабовладение.

    Преступления и наказания.

Источники:

Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980. Ч. I. С. 250-262.

Учение: Пятикнижие Моисеево. От Бытия до Откровения. / Пер., введ. и коммент. И.III. Шифмана. М., 1993.

Литература:

Амусин ИД. Негражданской население в иудейском обществе в первой половине I

тысячелетия до н.э. // Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем

Востоке. М., 1984.

Амусин ИД. Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока по

библейским источникам. М., 1993.

Вепнберг ИЛ. Введение в Танах. М.,. 2000, 2002. Т. I-II.

Гринберг М. Некоторые постулаты библейского уголовного права // Библейские

исследования. Сост. Б. Щварц. М., 1997.

Закович Я. Виноградник Навота (Навуфея) // Библейские исследования. Сост. Б. Щварц.

История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй

/ Под ред. А.В. Седова. М, 2004. Гл. VI.

Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000.

Тантлевский И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. 2-е изд., испр.

и доп. СПб., 2007.

Тищенко СВ. Кто написал Тору? К литературной истории Пятикнижия // Библия.

Литературные и лингвистические исследования. М., 1998. С. 11-82.

Шифман И.Ш. Правовое положение рабов в Иудее по данным библейской традиции //

ВДИ. 1964. №3.

Шифман И.Ш. Земельные отношения в Палестине I половины I тысячелетия до н.э. //

ВДИ. 1965. №4.

Шифман И.Ш. К характеристике царских повинностей в Палестине в первой половине I

тысячелетия до н.э. // Вестник древней истории. 1967. № 1.

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987

За пределами Танаха и Ветхого завета письменные источники по истории еврейского общества в первой половине I тысячелетия до н.э. крайне малочисленны. Достоверная его реконструкция возможна лишь при условии, с одной стороны, максимально полного учета данных этих текстов, а с другой стороны - их научной критики.

Проблема происхождения Торы остается остро дискуссионной. При подготовке вопроса 1 поэтому следует различать «апологетическую» версию его решения, признающую авторство Моисея и гипотезы, существующие в рамках научно-критического подхода. Последние признают разнородность происхождения текста Торы и нацелены, помимо прочего, на выяснение истории составляющих её частей. Обратившись к рекомендованным вам работам Вейнберг И.П. Введение в Танах; Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие; он же. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма; Тищенко СВ. Кто написал Тору? К литературной истории Пятикнижия; Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир; Учение: Пятикнижие Моисеево. От Бытия до Откровения выделите основные предложения в части датировки Торы и рассмотрите предложенную в каждом отдельном случае аргументацию.

При подготовке вопросов семинара желательно сопоставлять законодательные и повествовательные тексты

Торы, а также сравнивать тексты последней с остальными разделами Танаха.

При подготовке вопроса 2 «Земледелие и землевладение в Торе» отметьте в тексте все поминания

сельскохозяйственных орудий, технологий и профессий. Сопоставьте картину, складывающуюся в части

«земледелие», с данными изучавшихся вами старовавилонских и хеттских источников. В части касающейся

«землевладения» одной из центральных является проблема верховной собственности царя. Для её решения

обратитесь также к библейскому рассказу о винограднике Навота / Навуфея (1 Цари 21: 1-19; Хрестоматия

по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. II. С. 259, 260). Большой интерес представляет и

законодательство о «юбилейном годе / годе роговых труб». Задумайтесь о социально-политическом

значении данного установления.

При подготовке вопроса 3 «Сословное деление древнееврейского общества. Положение «негражданского»

населения» обратитесь к работам И.Д. Амусина и И.Ш. Шифмана. Как они определяют значение терминов

«эзрах», «гер», тошав». Сопоставьте сословное деление общества еврейского и старовавилонского.

В вопросе 4 обратите особое внимание на различия в правовом положении рабов эндогенных и экзогенных.

Сопоставьте полученные данные с данными старовавилонскими и хеттскими.

В вопросе «Преступления и наказания» вновь будет полезным сравнение с законодательством

старовавилонским. Проследите, какие существенные отличия древнееврейского законодательства связаны с

пониманием его установлений как воли божьей. Можете ли вы согласиться с тем, что данные узаконения

mob_info