Предания и легенды. Бог фавн и его аналоги в разных культурах Фавн мифология

Фавн Фавн

(Fannus). Римское божество, отождествлявшееся с греческим Паном. Он считался сыном Пикуса и внуком Сатурна, обладал даром пророчества, был богом-покровителем земледелия и скотоводства. Впоследствии стали полагать, что фавнов много, как греческих сатиров, и говорили об их близости к нимфам. В честь Фавна справлялись в Риме Луперкалии; Фавн назывался Луперком (Lupercus) как охранитель стад от волков.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ФАВН

(Faunus, от favere, «помогать», также Fatuus, Fatulcus, от fatuor, «быть одержимым», fando, «пророчествовать», Serv. Verg. Aen. VII 47), в римской мифологии бог полей, лесов, пастбищ, животных. Существовали представления как о множественности Ф., так и об одном Ф., женским соответствием которому была Фавна, Фатуя, впоследствии считавшаяся его дочерью и известная как Бона деа (Serv. Verg. Aen. VII 47; VIII 314).
При шуме леса или во сне Ф. давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом (Dion. Halic. V 16). Хитростью пойманный Нумой вместе с Пиком, Ф. вынужден был открыть ему, как следует отвращать молнию Юпитера (Ovid. Fast. Ill 291 след.; Plut. Numa 15). Ф. считался лукавым духом, воровавшим детей, посылавшим болезни и кошмары (Serv. Verg. Aen. VI 775). Как Инуй или Инкуб вступал в связь со всеми животными и соблазнял женщин. Учреждение культа Ф., отождествлявшегося с аркадским Паном, приписывалось Эвандру (Serv. Verg. Georg. I 10). Он отправлялся в гроте на склоне Палатина, называвшемся Луперкалий (от lupus, «волк») (Dion. Halic. I 31; Serv. Verg. Aen. VIII 345) и обслуживался коллегией луперков. В праздник луперкалий (15 февраля) луперки приносили Ф. жертву - собаку и козла. После жертвоприношения луперки, обнажённые, с козьей шкурой на бёдрах бежали вокруг Палатина, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, что должно было сделать их плодовитыми. Луперкалий были пастушеским праздником очищения и плодородия, отвращения от стад волков и, возможно, были связаны некогда с культом волка, выступавшего как бог Луперк и затем слившегося с Ф. Особенно почитался Ф. крестьянами, как покровитель скотоводства и сельской жизни (Ovid. Fast. II 193; III 315). Считался также одним из царей Лаврента, сыном Пика, отцом Латина (Serv. Verg. Aen. VIII 314).
Е. М. Штаерман.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Фавн

Фавн был добрым, веселым и деятельным богом лесов, рощ и полей. Он бдительно охранял пастушьи стада от хищников, за что пастухи почитали его под именем бога Луперка (защитника от волков)(1) и для его умилостивления приносили в жертву козлов и коз. Ежегодно 15 февраля весь Рим праздновал священные луперкалии, учрежденные, по преданию, еще Ромулом и Ремом, которые в младенчестве были выкормлены волчицей и сами выросли среди пастухов. Святилище Фавна - Луперкал - находилось у грота на Палатинском холме, в котором были найдены пастухом младенцы Ромул и Рем. Начиналось празднование луперкалий с принесения в жертву коз и козлов, причем возле алтаря стояли два юноши, ко лбам которых жрецы - луперки прикасались покрытым кровью жертвенным ножом и немедленно стирали эти кровавые полосы козьей шерстью, намоченной в молоке. При этом юноши должны были смеяться. Закончив обряд жертвоприношения и священного пиршества, жрецы, вырезав из шкур принесенных в жертву козлов набедренные повязки - передники и ремни, которые назывались фебруа(2), с криками и шумом выбегали из Луперкала и мчались вокруг Палатинского холма, нанося удары всем встречным ремнями. Это был древний очистительный и искупительный обряд, и римляне охотно подставляли себя под удары священных ремней, будто бы снимающих с них всю скверну, накопившуюся за год. Женщины, желавшие сохранения супружеского счастья, мира в семье и увеличения семейства, старались непременно получить удар козьего ремня и выходили навстречу бегущим луперкам. Любя и почитая расположенного к ним бога Фавна, римские земледельцы и пастухи праздновали еще и фавналии, которые справляли 5 декабря под открытым небом. Жертвоприношения, состоявшие из вина, молока и заколотых козлов, заканчивались веселым пиром, в котором символически принимал участие и сам веселый и добрый Фавн. В этот день скоту дозволялось бродить по полям и лесам без пастухов, пахотные животные отдыхали, а рабам разрешалось веселиться на лугах и перекрестках дорог. Хотя Фавн был доброжелательным божеством, но иногда он любил позабавиться и напугать человека, забредшего в глубину леса и нарушившего его покой. Любил он нашептывать всевозможные страшные истории спящим. Тем, к кому он был благосклонен, Фавн сообщал свои предсказания особым шелестом листьев. Ведь Фавн был сыном бога Пика и от него унаследовал пророческий дар. Если человек хотел получить ответ на мучившие его вопросы, он должен был без страха, находясь в священной роще, лечь на шкуру принесенной в жертву овцы и получить пророчество Фавна в сновидении. Очень близок к богу Фавну был Сильван, который почитался как бог - покровитель леса. Он так же, как и Фавн, оберегал стада, пасущиеся в лесах, и любил простую пастушескую свирель. Его постоянным спутником был пес - верный помощник пастухов. Сильван также обладал даром пророчества, и иногда из глубины леса раздавался громкий и наводящий страх голос бога, предвещавшего важные события. К празднествам в честь бога Сильвана допускались только мужчины. Женщинам это было строго запрещено. (1. "Волк" по-латыни "люпус".) (2. Отсюда название месяца - фебруарий (февраль).)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

ФАВН

в римской мифологии главный бог, покровительствующий стадам и пастухам. Он бдительно охранял пастушьи стада от хищников, за что пастухи почитали его под именем бога Луперка, что означало «защитник от волков». В его честь ежегодно 15 февраля (этот месяц назван в честь Фавна) весь Рим праздновал священные луперкалии. Женой Фавна была богиня плодородия лесов и полей Фавна. Ее еще часто называли «Доброй богиней». Она помогала женшинам, не имеющим детей, зачать младенцев, способствовала легкому протеканию родов, заботилась о здоровье матери и новорожденного.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
II—I вв. до н. э.
Неаполь.
Национальный музей.

Скульптура Ж. Ф. Ж. Сали.
Мрамор.
1750—51.
Париж.
Музей Коньяк.


Синонимы :

Смотреть что такое "Фавн" в других словарях:

    фавн - фавн/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (лат. Faunus) одно из древнейших национальных божеств Италии. Многие чисто итальянские особенности его характера и культа сгладились вследствие отождествления … Википедия

    В римской мифологии бог полей, лесов и гор; обладал даром пророчества; изображался с козлиными ногами и острыми ушами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ФАВН древне римский бог полей и лесов;… … Словарь иностранных слов русского языка

    ФАВН, фавна, муж. (лат. faunus). 1. В римской мифологии лесной полубог, соответствующий сатиру в греч. мифологии (первонач. собств. имя божества, соответствовавшего греч. Пану). «То фавн, угрюмый житель лесов и гор крутых.» Пушкин. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    А; м. [лат. Faunus] [с прописной буквы] В древнеримской мифологии: бог полей и лесов, покровитель пастухов и охотников; Пан. * * * Фавн в римской мифологии бог плодородия, покровитель скотоводства, полей и лесов. Фавн соответствует греческому… … Энциклопедический словарь

    Фавн - с козленком. Скульптура Ж.Ф.Ж. Сали. Мрамор. 1750 51. Музей Коньяк. Париж. ФАВН, в римской мифологии бог полей, лесов, пастбищ, животных. Соответствует греческому Пану. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В римской мифологии бог плодородия, покровитель скотоводства, полей и лесов. Фавн соответствует греческому Пану … Большой Энциклопедический словарь

    В мифах древних римлян бог полей, лесов, пастбищ, животных. При шуме леса или во сне Фавн давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом. Существовало представление о Фавне как о лукавом духе, воровавшем детей и посылавшем кошмары и болезни.… … Исторический словарь

    Фавн, а (обезьяна); Фавн (миф.бог полей и лесов) … Русское словесное ударение

Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия] Конвей Динна Дж.

6. Сатиры и фавны

6. Сатиры и фавны

Несмотря на то, что многие не видят разницы между фавнами и сатирами, темперамент представителей этих двух видов существ и легенды о них имеют огромные отличия. Сатиры даже более, чем кентавры, символизируют преобладание сексуального желания человека над его интеллектом. Люди часто говорят о том, что испытывают любовь, хотя на самом деле подразумевают желание. Мы позволяем нашим гормонам втянуть нас в отношения, которых лучше было бы избежать, и когда интеллект в конечном итоге берет верх, а это обычно происходит после того, как нами воспользовались каким-либо образом, мы смущаемся своей собственной глупости.

Фавны, напротив, олицетворяют нормальное отношение к сексуальным эмоциям, на которые оказывают влияние и гормоны, и интеллект. В этом случае человек не бросается безоглядно в новые отношения, а дает им время для естественного развития, и секс, вместо того чтобы быть единственным связующим звеном, становится дополнением крепкой дружбы.

В греческой мифологии сатиры были рогатыми божествами дикой природы, следовавшие за богами Паном, Дионисом и Бахусом. У них были тело, руки и половые органы мужчины, а также раскосые глаза, приплюснутые носы, заостренные уши, ноги с раздвоенными копытами, маленькие рожки и хвост козла. Их тела были в основном покрыты жесткой курчавой шерстью, их лица с плоским или вздернутым носом и низким лбом скорее напоминали обезьяньи, чем человеческие. Им нравилась музыка, танцы, смертные женщины, лесные нимфы и вино. Считалось, что они сохраняли свой вид, насилуя лесных нимф. Водяным нимфам эта опасность не угрожала, так как сатиры боялись воды. Они были очень злостными шутниками, разгоняли стада овец и пугали одиноких путников, а также получали удовольствие от пьяного вандализма, который часто приписывали людям.

Гесиод писал, что сатиры в основном были ленивыми, бесполезными существами, которые делали лишь то, что доставляло им удовольствие. Некоторые мифы утверждают, что сатиры были братьями лесных нимф и куретов. Древнегреческий поэт Нонн писал, что сатиры были родственниками кентавров.

Сатиры чаще всего обитали в чащах лесов, где им нравилось танцевать под музыку своих флейт, называемых сиринксами. Их особый танец был известен под названием «сикиннис», а чтобы его исполнять, требовалась резвость коз.

Как и бог Дионис, образ сатиров был связан с короной из плюща, тирсосом (жезлом), виноградом, рогом изобилия и змеями. В своем подземном аспекте Дионис был известен как Меланайгис (имя, которое связано с тем, что он носил черную козью шкуру) и трубил в рог-трубу. Этой ипостаси Диониса поклонялись во время старейшего афинского религиозного празднества Апатурия («Пир всеобщего родства»). Менады, смертные женщины, принимавшие участие в оргиях, посвященных Дионису, добровольно отдавались сатирам.

В римской мифологии сатиров иногда изображали с козьими ногами, в остальных случаях это были юноши, сопровождавшие Бахуса. В человеческом облике у них были заостренные уши и маленькие рожки на головах, они были одеты в шкуру пантеры, а в руках держали флейты. Римских сатиров считали более добрыми и менее агрессивными в навязывании своих сексуальных желаний женщинам.

Римские силени по темпераменту напоминали сатиров, но внешне отличались – это были юноши с конскими ушами и хвостами. (См . главу 5.)

Письменные свидетельства того, как людям удавалось увидеть сатиров, – большая редкость. Святой Иероним писал о том, что одного сатира поймали живым во времена правления императора Константина. Он выглядел как человек, но у него были козьи рога и ноги. Его выставляли на обозрение людей, пока он не умер; затем существо поместили в соль, чтобы лучше сохранился, и доставили императору Константину, чтобы у него было свидетельство существования сатиров.

Средневековый писатель Андрованд утверждал, что много сатиров обитало в Ирландии.

: человек, чье существование заключается в вечеринках, веселье, сексуальных связях и алкоголе. Тот, кто будет навязывать свои сексуальные ухаживания другому. К этой категории относятся насильники, а также те, кто преследует детей и подростков.

Магические свойства : Сфера деятельности сатиров – это музыка, танцы, занятия любовью. Они укрощают похотливые и необузданные эмоции. Помогают научиться, как обращаться с неприятными, помешанными на сексе людьми. Вызывая сатиров, исключите употребление наркотиков, алкоголя и других стимулирующих веществ.

В римской мифологии также был известен другой, более добрый вид сатира, называемый фавном. Согласно более позднему описанию, эти лесные духи были полулюдьми-полукозлами, у них были изогнутые бараньи рога, заостренные уши и козлиный хвост.

Однако в более ранних описаниях они представлены как существа с оленьими ногами, хвостом и ушами и телом и лицом молодого мужчины. Торс и руки были безволосыми, а ноги были покрыты гладкими волосами. Спутники бога Фаунуса (супруга богини Фауны), фавны жили в диких лесах. Эти нежные создания заманивали людей на свои лесные пирушки, а не преследовали их, как сатиры. Обычным делом было увидеть компанию нимф и фавнов, танцующих вместе. Музыка, которую играли фавны, иногда ночью выманивала женщин из домов и заставляла их танцевать обнаженными в лунном свете.

Фаунус, известный также как Луперкус, был италийским богом сельской местности. Римляне отождествляли его с греческим богом Паном, но на самом деле Фаунус очень от него отличался. Он изобрел шоум, музыкальный духовой инструмент типа гобоя, и фавны виртуозно на нем играли. Фаунус, которого одни источники называли внуком Сатурна, другие – потомком Марса, считался богом предсказаний. Когда-то этому богу был посвящен остров Капри.

Исконно италийский бог лесов Сильванус был популярен в римской Британии. Иногда его называли Каллириус (Король лесов). В Британии его изображали с молотами, котелками и секатором в руках, инструментом настоящего лесника. Его ассоциировали с оленями.

Подобное лесное божество, Дикий пастух, часто встречается в валлийских мифах, таких как «Килхух и Олвен» и «Госпожа Фонтен». В этих преданиях он описывается как черный гигант с огромной дубиной. Он является хранителем лесных животных, первозданных лесов и мудрым советчиком. Одно из его ранних кельтских имен – Цернунн (Рогатый).

Психологические характеристики : положительные – любовь к природе и всему, что с ней связано. Отрицательные – удовольствие от ужаса других; замечают, что он считает своих сексуальных партнеров.

Магические свойства : стихия фавнов – это земледелие, стада, пчелы, рыболовство, сады и палисадники, животные, плодородие, природа, леса, музыка, танец, медицина, предсказания. Фавнам свойственна мягкость в отношениях.

Английский пука и пак

Английский пука был лесным человекоподобным существом, относящимся к царству фей. Название «пука» образовано от английских слов spook – привидение и Puck. «Уведенный пукой» было часто употребляемым выражением, означающим человека, сбившегося с пути, которого ввел в заблуждение пука. Хоть английский пука и озорной, но он не распутный.

В самой Британии это существо стало известно как пак, лесное создание, причиняющее различные неприятности. Пак был безвредным эльфом, от его имени образовалось английское слово puckish, что в переводе значит «озорной, проказливый». Эйто утверждает, что именем и характером пака позже был наделен Робин Гудфеллоу. Паку, обладавшему способностью перевоплощаться, нравилось помогать людям, если они ценили и признавали его существование. Однако тех, кто насмехался над своими возлюбленными, пак не любил, а часто даже наказывал.

Паку, внешне напоминавшему пикси своими заостренными ушами, нравилось носить зеленый облегающий костюм. Он дружил со всеми феями и лунными ночами играл на флейте из ивовой веточки, а феи танцевали под его музыку. В отличие от Пана, покровительствовавшего домашним животным, пак оберегал лис, зайцев, белок и других диких животных. Однако пак также уделял внимание и помогал всем растениям и животным, населяющим леса и поля.

Валлийский пука – аналог английского пака. Кум пука считается одним из его любимых мест. Валлийские пука безобразны, сварливы и часто ссорятся между собой. В отличие от других пука, валлийские представители этих существ проникают в дома людей через печную трубу. Валлийцы утверждают, что Шекспир создал образ пака, взяв за основу их пуку.

В скандинавских и германских странах пука известны под именем Корнбок; считается, что у них тело козы, и внешне они, возможно, напоминают фавнов. Они помогают выращивать зерновые и кукурузу, но если у них появляется возможность испортить или украсть урожай, они не преминут ей воспользоваться. В древненемецком языке пак известен как путц, или бутц, а в Исландии его называют пуки и считают злым духом.

Корнбок (пука)

Психологические характеристики : положительные – существо, обладающее искаженным, но безвредным чувством юмора; тот, кто чувствует особую близость с землей и ее созданиями. Отрицательные – тот, кто любит разыгрывать других, но избегает ответственности, если что-то пошло не так, как было задумано.

Магические свойства : символы пака – флейта, дикие животные, танцы и музыка. Наказывает тех, кто бросил возлюбленного. Взывайте к паку, чтобы научиться тонкому чувству юмора. Озорной, но всегда готов помочь.

Джек в зеленом

В Англии в сельской местности также обитал другой вид существ, известных как Зеленые люди. У этих существ, напоминающих фей, было человеческое тело зеленого цвета, и они носили откровенные наряды из листьев. Зеленые люди, безобидные для всех, кроме лесорубов и егерей, ухаживали за деревьями в густых лесах. Простые люди редко видели Зеленых людей.

Еще одним видом Зеленого человека был кельтский Цернунн, бог лесов, животных и плодородия. В древневаллийском языке его имя было Ардду (Темный), Ато или Рогатый бог.

Джек в зеленом – известный по многим преданиям британский лесной дух. Как и Лесовик (Woodwose), он был хранителем хвойных и лиственных лесов. Его часто изображали на резных орнаментах потолков в церквях смотрящим сквозь листья.

В Шотландии и Корнуолле обитали низкорослые худые существа мужского пола, известные как Коричневые люди или Болотные люди. У них были медно-рыжие волосы и одежда из коричневой листвы болотных растений, позволявшая им быть незаметными. Хотя они спокойно относятся к людям, они стараются избегать их, когда это возможно. Их задача – защищать и кормить животных, обитающих на болотах.

В Германии и некоторых районах Скандинавии жили Дубовые люди, охранявшие священные дубовые рощи. Хотя они не дружественно настроены по отношению к людям, они не стараются причинить им вред.

Психологические характеристики : положительные – тот, кто чувствует потребность оберегать леса. Отрицательные – фанатичный защитник лесов, даже с ущербом для людей.

Магические свойства : защищает леса и деревья, особенно дубы; охраняет диких животных.

Греки называли Пана «Маленьким богом», Рогатым богом природы, Богом с козлиными ногами. Местом его происхождения считают Аркадию. Часто Пан сопровождал Диониса. Возможно, слово panoply , означающее пышные религиозные церемонии, произошло от его имени.

Пан был одним из древнейших греческих божеств и положительной жизненной силой мира. У него было человеческое тело и голова, руки с копытами, ноги, маленькие рожки и длинные уши большого козла. Он играл на своей свирели приятные, притягательные мелодии. Однако ему было известно о силе магических слов, и с помощью своего голоса он вводил людей в заблуждение или управлял ими. Согласно мифам, Пан вступал в связи со всеми менадами, а также Афиной, Пенелопой и Селеной.

В своей более мягкой ипостаси Пан символизировал леса и диких существ, врачевание, садоводство, растения и животных, музыку и танцы, предсказания и занятия любовью. В отличие от сатиров, Пан помогал пастухам и охотникам, если те не обижали его. Однако у него была и темная сторона, и, пребывая в этой ипостаси, он вызывал дикий беспричинный ужас в людях в уединенной лесной или горной местности. Своей магией и ужасным криком он заставлял своих врагов бросаться врассыпную, наполняя их сердца страхом. От такого его поведения произошло слово «паника». От его священной драмы смерти и воскрешения произошла традиционная греческая «трагедия» (греческое слово tragoidos означало «козлиная песня»).

Греки ассоциировали с Паном Египетского бога Амона-Ра и называли его священный город Хеммис Панополисом, «городом Пана». Древние греческие писатели утверждали, что в Панополисе жил сам Пан и многие сатиры. В римском искусстве сатиров изображали с такими же изогнутыми горизонтальными бараньими рогами, как у этого египетского бога.

Психологические характеристики: положительные – Пан является олицетворением порождающих энергий. Таким образом, человек, обладающий чертами Пана, всегда будет использовать свои силы и энергию созидания. Отрицательные – человек, применяющий свою энергию, чтобы вселить страх в других.

Магические свойства : символы пана – музыка, магические слова, леса и дикие существа, целительство, садоводство, травы, танец, пророчества, физическая близость. Пан помогает преодолевать преграды в отношениях. Создает беспричинный ужас – это верно только в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем, насильников и убийц.

В Шотландии живут странные маленькие домовые, известные как уриски. Эти одинокие создания были полулюдьми-полукозлами. Обычно они обитали вокруг заброшенных водоемов, но иногда искали компании людей. Хотя одной из их шуток было преследовать ночью путников и пугать их, иногда они перебирались жить поближе к домам людей. Считалось, что уриски приносят удачу, так как они помогали выполнять работу на ферме и пасти коров. Обычно уриски жили по одному, но в некоторых случаях они собирались группами. Хотя неясно, в каких случаях происходили эти встречи – вероятнее всего, уриски, как и фейри и другие земные существа, собирались в дни равноденствия, солнцестояния и других четырех языческих праздников.

Психологические характеристики : положительные – человек, обладающий удивительным взаимопониманием с животными. Отрицательные – тот, кому нравится пугать других.

Магические свойства : приносит большую удачу. Вызывайте уриска, как и Пана, когда нужно вылечить животных и помочь в саду.

Иногда утверждали, что славянский, а точнее русский, лесной дух, известный как леший, напоминал сатира человеческим телом и козлиными рогами, ушами и ногами. Возможно, это одна из ветвей вида леших, так как другие представители этого вида существ в основном населяли водоемы и прилегающие к ним территории. Лешие, населяющие леса, являются их хранителями. Они наиболее активны весной и летом на закате и на рассвете. Они никогда не причиняют людям физического вреда, но любят заманивать и бросать их в чаще леса. Слово «леший» относится и к славянскому Хозяину лесов, и к множеству лесных духов, населяющих леса Прибалтики. Некоторые из них являются опасными, злобными существами, тогда как другие просто шаловливы. Люди, однако, могут почувствовать их присутствие, как только эти существа приближаются. Лесники и те, кто хорошо знает лес, говорят, что лешие – очень худые существа с синей кожей, зелеными волосами и глазами.

Лешие предпочитают жить в самых глухих частях леса. Они не терпят вторжения на территории, которые считают своим царством, и пытаются увести путников подальше. Зимой, когда земля покрыта снегом, леший заметает следы, чтобы не было видно тропы. В другие времена года они так запутывают путников, что те все глубже и глубже уходят в лес и безнадежно теряются.

Лесники утверждают, что всегда можно понять, когда леший преследует человека: кажется, что деревья движутся и обступают путника, появляется странное чувство, что за ним наблюдают. Но как бы быстро человек ни обернулся, ему никогда не удастся увидеть лешего, ведь они передвигаются гораздо быстрее людей. Единственный способ сбить его с вашего следа – это надеть обувь на другую ногу, а одежду – задом наперед. Кажется, это настолько запутывает лешего, что его чары разрушаются и человеку удается убежать.

Психологические характеристики: человек, которому нравится намеренно или даже подсознательно давать другим неверную информацию, преподнося ее в форме шутки. Ему также нравится давать плохие советы просто для того, чтобы посмотреть, как вы ему последуете и затрудните себе жизнь. Многие из тех, кто дают этот «плохой совет», делают это со скрытыми мотивами: получить контроль над вами и наблюдать ваши неудачи.

Магические свойства : Помогает защищать леса и деревья, но опасен для человека.

Еще одним видом британских лесных существ были лесовики, или Дикие лесные люди. Их также называли вузер, или узер. Они населяли и оберегали дикие леса. В отличие от Зеленого человека, покрытого листьями, лесовик был покрыт волосами или длинной шерстью и не носил одежды. В литературе XVI и XVII веков есть несколько упоминаний об этих существах, но информации очень мало. В Средневековье их изображения часто использовались в масках. В Восточной Англии они попадались особенно часто, резные изображения лесовиков до сих пор можно встретить в церквях.

Психологические характеристики : положительные – человек, который может жить в обычных социальных условиях, но все же если необходимо, он выделяется из окружения. Отрицательные – тот, кто отдаляется от общества, например, фанатичные или экстремистские сторонники движения за выживание.

Магические свойства : исцеляет и защищает самые дикие леса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Представитель римского божественного пантеона, весельчак и добряк Фавн покровительствовал скотоводам и земледельцам. Его прототипом в греческой мифологии был бог Пан. Фавн - это очередной греческий бог, которому поклонялись и приносили дары. В его ведомстве находились поля, пастбища, леса и рощи. Согласно мифам, дедом Фавна был почитаемый бог земледельцев Сатурн, а отцом - Пикус, бог полей и лесов.

Тот, кто покровительствовал пастухам

В истории Древнего Рима существовал период, когда из года в год 15 февраля граждане Рима отмечали священные луперкалии, приуроченные Рему и Ромулу - основателям столицы будущей империи. Тех самых братьев, которых выхаживала и кормила своим молоком волчица. Младенцы укрывались в гроте до тех пор, пока их случайно ни обнаружил пастух в святилище, где обитал Фавн (это божество, уважаемое пастухами и земледельцами), расположенном на склоне Палатинского холма.

Луперк - второе имя Фавна, которое ему дали пастухи. Они верили, что божество оберегает от волков стада овец. Кстати, Лупарк у древних римлян ассоциировался с волком, поэтому и празднество изначально было приурочено культу этого животного.

Празднование луперкалий 15 февраля. Ритуалы

Фавн - бог плодородия, поэтому ему поклонялись и его почитали, даже был особенный праздник в его честь. Ритуал происходил следующим образом:

  1. Главным пунктом празднества считалось жертвоприношение. Для этого выбирались собака и козел (в других источниках - коза и козел). У жертвенника (алтаря) были поставлены двое юных парней. К ним должна поочередно подойти каждая из луперок, чтобы прикоснуться ко лбу ножом, лезвие которого было в крови принесенного в жертву животного. Далее жрица смачивала козью шерсть в молоке и быстро ею вытирала кровь со лба юноши, который в этот момент должен изображать радостное настроение. Фавн в римской мифологии не был злым божеством. Он любил подшутить, хотя его шалости порою были жестокими. Именно поэтому его задабривали подарками и жертвоприношением.
  2. После жертвоприношения со шкур животных вырезали полоски для жрецов-луперок: широкие, чтоб надевать в качестве и узкие - ремни (фебруа). Шумная толпа голых луперок, у которых лишь бёдра прикрыты козьими шкурами, с возгласами устремлялась из Луперкала к Палатинскому холму. Они бежали вокруг священного холма и хлестали ремнями каждого, кто встретится на их пути. Это обряд искупления и очистки от всего того, что накопилось в течение предыдущего года. Поэтому никто не пытался уклониться от ремня луперки. Особенно охотно подставляли себя женщины, которые верили, что бичевание священным козьим ремнем гарантирует им плодовитость и счастливую супружескую жизнь.

Празднование фавналий

О том, насколько искренне любили и трепетно почитали римляне своего бога Фавна, свидетельствует наличие в календаре приуроченного ему ещё одного праздника - фавналий, которые отмечали 5 декабря.

В этот день божеству приносили в жертву молоко, вино и козла. После жертвоприношения организовывался веселый пир, с обязательным символическим присутствием на нем виновника торжества - доброго и веселого бога Фавна.

Отмечали праздник с полным размахом. Скот получал полную волю. Предоставленные сами себе, животные беспрепятственно гуляли в лесах и на полях. Также у пахотных животных появлялась еще одна возможность отдохнуть. Даже рабам предоставлялась свобода. Оставленные без присмотра, подневольные люди в этот день веселились где только можно - на перекрестках дорог, на лугах. Фавн - это любимый Бог простых рабочих людей.

Характер Фавна и его взаимоотношения с людьми

Свойственная божеству доброжелательность совсем не мешала проявлению некоторых шалостей в отношении того, кто в лесу нарушил его покой. Фавн в древнеримской мифологии мог, например, либо потешить, либо испугать того, кто углубился в лес. Стоило кому-либо уснуть, как Фавн разные страшилки. Дар пророчества передался Фавну от отца Пикуса. Поэтому посредством шелеста листвы Фавн мог предсказывать будущее тому человеку, со стороны которого чувствовалась благосклонное отношение. Для этого надо было пойти в священную рощу и, подстелив шкуру жертвенной овцы, задремать на ней. Во сне должно посетить пророчество.

Фавн - это особое существо, которое почиталось обычными работниками. Пастухи и земледельцы больше всего боялись разгневать именно его. Поэтому регулярно приносили ему разнообразные дары.

Древняя история насчитывает огромное количество мифологических существ. Фавн - бог лугов, полей и пастбищ. Про него слагали легенды, его изображали на фресках. Облик бога вселял ужас, но за страшным видом скрывалась добродушие и готовность помочь человеку. Обладающий веселым нравом Фавн был способен подшутить над проходящим мимо человеком, напугать его или развеселить. Люди нередко обращались за помощью к божеству, зная про его дар предсказания.

Бог Фавн

Одним из наиболее почитаемых богов Древнего Рима является Фавн. Он удостаивался больших почестей и жертвоприношений, отличался добрым характером, был благосклонен и милостив ко всем просящим помощи. В лице Фавна римляне видели:

  • покровителя плодородности полей и лугов;
  • предсказателя будущего;
  • покровителя домашних животных.

Нередко божество сравнивали с демоном. Для устрашения его изображение было начертано на атрибутах того времени.

Облик божества

В мифологии бог Фавн - существо, живущее среди гор или возле реки, которое любит скитаться по чаще. Общение с людьми происходило через сонное забвение или издали. Шумом листвы, пугающим голосом существо вселяло страх или помогало путникам, заблудившимся в дороге.

Фавн - это получеловек, имеющий косматую голову с рогами, схожую с козлиной. Туловище было человеческим, ноги покрыты густой, кудрявой шерстью коричневого цвета. Вместо ступней - копыта. На голове - длинные уши, похожие на лошадиные. Лицо также покрыто шерстью.

По преданиям, Фавн являлся человеку в виде кошмарного сна. Главным пристрастием божества считались женщины, которых он преследовал. Свою благосклонность Фавн часто выражал нимфам: он заманивал их в лесную чащу и ласкал.

Покровительство божества

Бог Фавн покровительствует над пастбищами, стадами овец и крупного рогатого скота. Волшебство божества заключалось в:

  • сохранности пастбищ в их первозданном виде;
  • охране домашних животных от волчьих стай;
  • увеличении поголовья скота.

Мифология отмечает божество как предсказателя будущего, что подтверждают труды древнеримского поэта Овидия. Он дает описание, как царь Древнего Рима Нума Помпилий, правящий в 795 году до н. э., отправляется в чащу за предсказанием. Для этого он проделывает ритуал:

  • после многодневного воздержания от плотских утех идет в лес;
  • закалывает пару овец, предназначенных в жертву Фавну;
  • обливается кровью убитых животных и ложится спать на шкуру, снятую с туши овцы.

Сатиры

Мифология Древней Греции упоминает сатиров как духов плодородия и леса. Каждый сатир:

  • добродушен;
  • ленив;
  • распутен, любимое занятие - охота за девами;
  • любит алкоголь.

Демон имел много сходства с животным, например, густую шерсть, покрывающую большую часть тела. Торс и руки напоминали человеческие. Голова была увенчана рогами, на лице имелась длинная шерсть, схожая с козлиной. Отличается огромной силой, животными инстинктами и поведением.

Символом плодовитости существ был фаллос.

Основные черты характера сатиров:

  • заносчивость;
  • чрезмерная похоть;
  • любвеобильность;
  • наглость;
  • смелость.

Божества были увлечены игрой на флейте. Славились выносливостью при сражениях.

Разница и схожесть божеств

Еще в древние времена поэты и историки начали смешивать мифологию и изображать таких существ, как Фавн и Сатир, в виде одноименных персонажей. Их сходство было очевидным.

  1. Похотливые, любвеобильные. Любая девушка сразу становилась объектом преследования.
  2. Облик получеловека-полуживотного.
  3. Добрый нрав обоих божеств.
  4. Оба бога считались символами плодородности.

Разница между Фавном и Сатиром заключалась в характере, хотя и принято считать эти божества одинаковыми. Сатиры были более необузданными, неспособными одолеть похоть. Ленивые, заносчивые, живущие в свое удовольствие. Фавн олицетворяет сдержанность сексуального влечения, влияние умственной деятельности на подавление похоти. Божество наслаждалось ужасом людей, вело подсчет сексуальным партнерам.

Аналоги бога в других культурах

В разных странах мифология упоминает разные имена Фавна.

  1. Пан - считался божеством греческой мифологии, способен силой голоса ввести человека в заблуждение и склонить к действиям. Символизировал лесную природу, сочинял музыку, которой соблазнял молодых дев.
  2. Уриск - существо, пришедшее из легенд Шотландии, на вид маленький, обличенный в густую шерсть. Люди считали их присутствие удачей, Уриски помогали содержать хозяйство и заведовали домашним скотным двором. Если человек их разозлил или не принял во внимание, Уриски могли затаить обиду и сильно напакостить.
  3. Леший - дух, охраняющий леса и поля, любящий играть с путниками, заманивая их в лесную глушь. Староверы могли сразу же определить игры лешего: звук шагов позади, отбрасывание человеческой тени рядом с путешественником, сильное раскачивание деревьев.
  4. Лесовик - вид британских лесных божеств, охраняющий природу, человекоподобные существа, полностью покрытые длинной шерстью.
  5. Джек в зеленом - обитатель Английских земель, обличался в одежды из листьев. Опасен для людей, причиняющих вред природе: лесорубов, охотников на животных.
  6. Корнбок - известный в Скандинавии, обладающий своенравным чувством юмора, чувствующий связь с природой. Среди народа его почитали как покровителя обиженных любовью, обращались за спасением от скуки.
  7. Пак - божество, причиняющее вред и беспокойство, принадлежащее к роду эльфов. Пак почитался в Англии, считался озорником и проказником.

Культ Фавна

Почитание Фавна - один из древнейших и красочных культов.

Празднование Луперка

Фавн полюбился народу за добрый нрав, умение веселиться. За особую бдительность к стадам домашнего скота, был почитаем среди пастухов, называющих бога Луперком. Имя означало «защитник от хищных зверей». Чтобы задобрить божество, ежегодно ему приносили в жертву коз из стада.

Для восхваления Фавна устраивались пышные пиры 15 февраля. Празднование утвердили правители Ромул и Рем, которые, по преданию, были выкормлены волчицей и росли среди пастухов. Празднование проводилось с обрядами:

  • приносили в жертву 2 коз;
  • затем кровью животных мазали лбы молодых пастушков, которые стояли подле алтаря;
  • ножи, обмазанные кровью, вытирали о шкуру принесенных в жертву зверей;
  • далее приступали к пиру, после которого жрецы из шкур выделывали ремни и с криками выбегали на площадь, ударяя каждого попавшегося под руку человека.

Обряд считался очистительным, людям выпадала возможность избавиться от греховности. Во время ритуала жертвоприношения молодые жрецы не должны были проявлять жалость, дозволено было только смеяться.

Праздник Фавналии

Древние римляне ежегодно справляли праздник Фавналии, который выпадал на 5 декабря. Этот день почитали все землепашцы и пастухи. Веселье проводили на свежем воздухе. Заранее готовили дары божеству - молоко, коз и вино. В этот день каждый должен был отведать кушание и увеселяющие напитки.

В день празднования домашнему скоту разрешалось самовольно скитаться по полям и лугам. Весь рогатый скот, задействованный в землепашной работе, освобождался.

Римскую мифологию часто считают обыкновенным переделыванием греческого пантеона богов , за исключением некоторых уникальных божеств, которые существовали только в римской культуре.

Некоторые исследователи не соглашаются с данным тезисом, считая, что греческие и римские боги могли развиваться в одно и то же время и приобретать похожие черты , но оставаться абсолютно самобытными как в греческой, таким и в римской культуре.

Хотя в большинстве случаев Фавн полностью ассоциируется с греческим божеством Паном , но все же есть теории, которые считают его древнейшим божеством римской мифологии, который просто похож на аналогичное греческое божество.

Сначала Фавн считался покровителем лесов, пастухов и овец. Он был сыном Пика и Понады . В древние времена его изображали как мужчину с козлиными ногами и небольшими рожками на голове .

Все эти атрибуты полностью отождествляют его с греческим Богом Паном, но в то же время существует множество аргументов в пользу того, что даже если Фавн был унаследован из греческой культуры, он значительным образом эволюционировал в римлян, поскольку Фавну поручили покровительство над животными.

Он помогал обогащать и увеличивать стадо домашнего скота, а также был покровителем плодородия животных. Более того, римляне приписывали Фавну возможности очищать поля и животных от всего злого.

Некоторый данные доказывают, он мог помогать также человеку избавиться от порчи и любых других злых деяний касательно него. Со временем культ Фавна перестал ассоциироваться только с животным миром и перешел на мир человеческий. Таким образом Фавн стал одним из самых почитаемых богов во всем римском пантеоне божеств.

На честь Фавна римляне праздновали так называемые фавналии , которые проводились в последние месяца зимы. Как правило, в жертву ему приносили молодых козлят, а также молоко или вино . Эти атрибуты полностью соответствуют жертвоприношением греков в честь бога Пана.

Также в начале весны в честь Фавна проводили ещё одно жертвоприношение , которое предназначалась только для того, чтобы он оберегал все стада животных от нападения волков, которые тогда населяли близлежащие леса римского государства.

Это способствовало тому, что образ фавна в римской культуре часто изображался в виде волка , чего ни в коем случае не было в греческом аналоге. Этот праздник в честь фавна существовал на протяжении достаточно долгого времени даже несмотря на то, что Ватикан на протяжении многих веков пытался его запретить.

Культ Фавна просуществовал до конца 5 века , поскольку в 494 году Папа Римский заменил все празднования на дни Богоматери . Эти законы стали причиной того, что Фавн почти полностью исчез из культуры Европы тех времен.

Поскольку Фавна часто ассоциировали как бога сельского хозяйства в целом , во многих деревнях и поселках Римского государства существовали разные фавны и им по-разному поклонялись. Это стало причиной того, чтобы он перестал ассоциироваться как единственное божество, а приобрел некие признаки из греческой мифологии.

Это означает, что он настолько сильно разделился на большое количество божеств , что люди больше не верили в существование единственного Фавна. Наиболее близким к этому считается образ сатиров из греческой мифологии.

Существовали также предания, согласно которым Фавн помогал не только в сельском хозяйстве, но и спасал тех людей, которые заблудились в лес у. Он отгонял одних любую опасность, а также помогал найти выход из этой неприятной ситуации.

Он провожал людей из леса, со временем люди приписывали ему также пророческие функции, поскольку считали, что он может предвидеть будущее и помочь в достижении желаемых целей.

Согласно римским преданиям, человек, который хотел увидеть свое будущее , должен был принести в жертву Фавну овцу, полностью очистить ее кожу, а потом лечь на ней спать. Именно в таком случае человек мог увидеть вещий сон , принесенный Фавном.

Этот сон и считался единственно правильным вариантом будущего этого человека. Интересно, что подобный сон назывался инкубация , поэтому Фавну переписывался один из эпитетов Инкуб .

Еще одной причиной почитания фавна в Древнем Риме является тот факт, что он считается отцом мифического царя Латина , который был тестем Энея . Последний известен как Троянский Царевич , который считается одним из основателей Рима и почитается также как Ромул и Рэм.

Фавну отведено значительное место в культуре не только Древнего мира , но и эпохи Ренессанса , поскольку он часто был изображен на многих картинах тогдашних художников.

В кинематографе он выступает как персонаж второго плана в экранизации книги «Хроники Нарнии» . В современной культуре внимание к этому герою достаточно незначительное, поскольку он в свое время был запрещен церковью, что способствовало его уходу в забвение .

mob_info