Падение византийской империи причины и последствия кратко. Реферат: Падение Византийской империи

Падение Византийской империи связывают с падением их легендарной столицы – Константинополем, крепостью, которую было практически невозможно взять штурмом.
Константинополь пал 23 мая 1453 года под натиском огромной армии Мехмеда II – султана османов.
Византийская империя на момент своего падения уже с трудом могла называться империей. Единственным очагом христианства оставался только Константинополь – все остальное уже было захвачено турками.

Предпосылки падения империи

Долгие годы Византийская империя обладала колоссальным могуществом, но в XV веке начался кризис и упадок многовековой империи. На 1453 год Византийская империя потеряла почти все свои владения и представляла собой только последний город с могущественными стенами. В последние свои дни Византийская империя даже не являлась империей, скорее городом-государством, тенью былого могущества.
Константинополь в XV веке – это не цветущий город, после крестовых походов он был сильно разрушен и разграблен, но стены его по-прежнему были крепки. Если в эпоху могущества Византии, в Константинополе проживало 1 млн. человек, то к моменту падения едва можно было насчитать 50 тыс. человек.
Турки всегда мечтали взять Константинополь и теперь он уже находился в их окружении, осталось только взять самую неприступную крепость в мире. В 1451 году султаном османов стал Мехмед II, который поклялся взять город. Новый султан знал, что стены города настолько прочные, что их невозможно пробить ни одним существующим осадным орудием и даже артиллерией. Тогда Мехмед решил сделать такую артиллерию, перед которой не устояли даже стены Константинополя.
Масштабная подготовка к штурму города началась в 1452 году.
Султан Мехмед собрал огромную армию в более чем 100 тыс. человек – точной цифры нет, но некоторые историки говорят о 180 тысячах, а некоторые о 300 тысячах.
Город был отлично защищен, так как располагался на полуострове, а все улицы города были защищены мощными стенами. Город был огромным, но количества солдат было слишком мало, чтобы со всех сторон подготовить прочную защиту. Количество защитников не превышало 10 тыс. человек, включая добровольцев.
Последним императором Византии был Константин XI, и он встал на оборону самого уязвимого места города – канала в стене, через который протекала в город река Ликос.
Перед тем как начать штурмовать город, Мехмед отправил к Константину послов и предложением сдать город без сражения, в таком случае турки бы сохранили всем жизни и позволили бы забрать имущество. Но Константин отказал, он сказал, что готов выплатить туркам любую дань, но город он не сдаст не при каких условиях.

Осада Константинополя

Авангард турок подошел к стенам города 2 апреля 1453 года. Все жители спрятались за стенами города, главные ворота были закрыты, а в Золотом Роге была протянута цепь. 5 апреля уже вся армия подошла к стенам города. На следующий день город уже был в глухой осаде, он был полностью блокирован от внешнего мира.
За стенами города были размещены византийские форты с защитниками. В течении нескольких дней эти форты были разрушены, а все защитники были убиты. Затем турки посадили мертвых на кол перед стенами Константинополя, чтобы жители и защитники города видели то, что совсем скоро ожидает их самих.
До 9 апреля турки не решались действовать масштабно и только в этот день Золотой Рог был атакован турецким флотом, но его постигла неудача, византийцы отбили эту атаку. Зная о уязвимости стены у русла реки Ликос, турки расположили напротив этого участка стены огромное число артиллерии, затем началась первая в истории человечества артиллерийская бомбардировка – она продолжалась целых шесть недель. Однако артиллерия несмотря на большие усилия ничего не могла сделать со стенами города. Но тут Мехмед задействовал бомбарду «Базилика» – самую большую в мире на тот момент, она стреляла полу тонными ядрами и только благодаря ней, турки смогут в дальнейшем пробить брешь в стене.
12 апреля турки попытались штурмовать Золотой Рог еще раз, но и в этот раз они встретили сопротивление греков. Греки смогли выстоять против атаки турецких кораблей и даже перешли в контратаку.
18 апреля началась первая мощная атака на стены города. Под удар попала стена возле русла реки Ликос. В тот день турки не добились ровным счетом ничего, греки отбили атаку практически без потерь.
Через два дня Папа Римский оказал помощь Константину – он прислал несколько судов с продовольствием и оружием. Небольшая группа кораблей умело отбивалась от турецкого флота и смогла добраться до Золотого Рога, где их стал прикрывать весь византийских флот – турки побоялись вступить в бой и дали кораблям Папы войти в город. За этот промах, султан Мехмед велел наказать командующего своим флотом и сместил его с должности.
21 апреля с помощью мощной бомбардировки артиллерией была разрушена первая башня Константинополя, рядом с рекой Ликос. Боевой дух защитников сразу же упал, стены уже не могли их полностью защитить. Однако султан Мехмед пока не давал команды штурмовать город.
22 апреля турки совершили невероятное – они по суше перетащили 70 судов, тем самым обошли непробиваемую цепь Золотого Рога. Это была выдающаяся инженерная операция, которые сильно приблизила время падения города. Греки были ошеломлены подобных ходом и ничего не предприняли, хотя могли атаковать эти суда всем своим флотом, пока враг этого не ожидал. Атаковать турецкий флот было решено 28 апреля, но турки сумели одержать победу, вероятно, кто-то слад план атаки туркам и те были предупреждены об атаке.
В начале мая одному венецианскому кораблю под покровом ночи удалось пробиться с окружения и отправиться на поиски венецианского флота – город отчаянно нуждался в помощи, без нее ему не выстоять. Турки тем временем продолжали обстреливать городские стены. Греки предполагали, что турки будут атаковать сразу с двух сторон: городские стены и Золотой Рог с помощью флота.
7 мая начался штурм – турки атаковали бреши в стене, но греки стояли храбро и не дали туркам пройти за стены своего города – атака была отбита, хоть и с потерями, однако потери турок значительно превышали.
14 мая они предприняли еще одну атаку, но греки отбили и это атаку. Но уже сейчас у греков появились огромные проблем, если раньше людей для защиты просто не хватало, то сейчас их катастрофически не хватало, пришлось даже снять матросов с флота.
18 мая была уничтожена башня Св. Романа – завязался жестокий бой, но греки вновь смогли отбить атаку и частично восстановили башню, им даже удалось поджечь осадную машину.
Под звуки барабанов турки начали делать подкопы под стенами города, но греки заметили это и подрывали их тоннели, затем затапливая их водой. Даже подкопы не помогли сломить оборону города.

Последние дни существования империи

21 мая Мехмед вновь предложил защитникам сдать город, но Константин вновь отказал ему. Он обещал пойти на все возможные уступки, на великую дань, на все что угодно, но он сказал, что никогда не сдаст город. Турки заломили такую цену дани, что Византия никак не могла была позволить себе подобную сумму. Следовательно, греки отказались платить и сказали, что будут оборонять города последнего вздоха.
Через два дня пришло венецианской судно, которое смогло пробиться сквозь осаду. Им не удалось найти флота Венеции. Они предложили Константину тайно покинуть город и возглавить войну против турок где-то за его пределами. Константин отказался от этого, сказав, что город быстро падет без своего императора, он пожелал умереть императором своего города.
Султан тем временем готовился к решительному штурму. 26 и 26 мая снова началась мощная бомбардировка стен города, пушки стреляли почти вплотную. Многие историки писали о том, что только артиллерия помогла туркам взять город, если бы не она, Константинополь не поддался.
29 мая начался решительный штурм, основной удар которого направленный на бреши в районе реки Ликос. Все, кто мог держать оружие стали на защиту стен города. Император Константин также стоял на защите и лично командовал обороной. Несмотря на то, что натиск турок был чудовищным, греки отчаянно защищались – потери турок были ужасными. Такой храброй обороне способствовало присутствие императора, который сражался вместе со своими солдатами. Но падение Константинополя уже было близко, как и падение Византийской империи.
Греки использовали в обороне даже греческий огонь, который словно напалм сжигал турок. Боевой дух турок был сильно подорван, многие начали отступать, но остальные палками гнали отступавших к стенам города.
Первая атака была отбита, и греки начали восстанавливать бреши в стенах. Совсем скоро начала атаковать регулярная армия турок, одновременно по стенам била артиллерия.
Но даже регулярной армии не удавалось пробиться за стены города, греки оборонялись на смерть. Затем бомбарда пробила большую брешь в стене города, но даже и эта атака была отбита. На всех участках укреплений турки терпели поражение. Перед последней атакой турок, Константин произнес последнюю речь защитникам города. В этот раз султан бросил в бой своих янычар.
После того как был ранен один из командиров обороны – Джустиниани Лонго, защитники города начали отступать. Увидев отступление греков турки, наконец, смогли ворваться за стены города. Греки не имели резервов, чтобы их можно было бросить защитить брешь – оборона города рухнула. И только император Константин вместе со своей личной защитой бросился на огромную армию врага. Перед боем он сбросил все знаки отличия и пошел в бой как обычный воин. Турки во много раз превосходили числом, и император со своими сподвижниками были убит.
Греки начали бежать со стен, однако некоторые отряды отчаянно сражались на улицах города до самой смерти. Они понимали, что султан все равно убьет их, и они посчитали, что лучше умрут, защищая город.
Некоторым удалось прорваться к судам и покинуть город (венецианцы, немного греков, итальянцы). Бой за город продолжался до самой ночи – греки не сдавались, сражались на смерть, а поэтому пленных у турок почти не было. Все защитники либо еще оборонялись, либо бежали, а остальные лежали мертвыми.

Итоги

Тело императора нашли среди убитых только по сапогам. Его голова была отрублена и насажена на пику. Уцелевшие христиане похоронили затем тело Константина как подобает императору.
При защите города погибли практически все защитники города – до 10 тыс. человек. А вот потери турок составили около 90 тыс., если не больше.
Падение Константинополя ознаменовало падение одной из величайших империй – Византии.

Вконтакте

Менее чем через 80 лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.

Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя - Виза́нтий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим». Сами византийцы называли себя римлянами - по-гречески «ромеями», а свою державу - «Римской („Ромейской“) империей» (на среднегреческом (византийском) языке - Βασιλεία Ῥωμαίων, Basileía Romaíon) или кратко «Романией» (Ῥωμανία, Romania). Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу - Царьградом.

Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие владения империя контролировала при императоре Юстиниане I (527-565), вернув себе на несколько десятилетий значительную часть прибрежных территорий бывших западных провинций Рима и положение самой могущественной средиземноморской державы. В дальнейшем, под натиском многочисленных врагов государство постепенно утрачивало земли.

После славянских, лангобардских, вестготских и арабских завоеваний, империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX-XI веках сменилось серьёзными потерями в конце XI века, во время нашествия Сельджуков, и поражения при Манцикерте, усилением при первых Комнинах, после распада страны под ударами крестоносцев, взявших Константинополь в 1204 году, очередным усилением при Иоанне Ватаце, восстановлением империи Михаилом Палеологом, и, наконец, окончательной гибелью в середине XV века под натиском турок-осман.

Население

Этнический состав населения Византийской империи, особенно на первом этапе её истории, был крайне пёстрым: греки, италийцы, сирийцы, копты, армяне, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки, южные славяне. С сокращением территории Византии (начиная с конца VI века) часть народов осталась вне её пределов - в то же время сюда вторгались и расселялись новые народы (готы в IV-V веках, славяне в VI-VII веках, арабы в VII-IX веках, печенеги, половцы в XI-XIII веках и др.). В VI-XI веках в состав населения Византии входили этнические группы, из которых в дальнейшем сформировалась итальянская народность. Преобладающую роль в экономике, политической жизни и культуре Византии на западе страны играло греческое население, а на востоке армянское население. Государственный язык Византии в IV-VI веках - латинский, с VII века до конца существования империи - греческий.

Государственное устройство

От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе. С VII в. глава государства чаще именовался автократор (греч. Αὐτοκράτωρ - самодержец) или василевс (греч. Βασιλεὺς ).

Византийская Империя состояла из двух префектур - Восток и Иллирик, во главе каждой из которых стояли префекты: префект претории Востока и префект претории Иллирика. В отдельную единицу был выделен Константинополь во главе с префектом города Константинополя.

Длительное время сохранялась прежняя система государственного и финансового управления. Но с конца VI века начинаются существенные изменения. Реформы связаны в основном с обороной (административное деление на фемы вместо экзархатов) и преимущественно греческой культурой страны (введение должностей логофета, стратега, друнгария и т. д.). С X века широко распространяются феодальные принципы управления, этот процесс привёл к утверждению на троне представителей феодальной аристократии. До самого конца империи не прекращаются многочисленные мятежи и борьба за императорский трон.

Двумя высшими военными должностными лицами были главнокомандующий пехоты и начальник конницы, позже эти должности были объединены; в столице были два магистра пехоты и конницы (Стратиг Опсикия). Кроме того существовали магистр пехоты и конницы Востока (Стратиг Анатолика), магистр пехоты и конницы Иллирика, магистр пехоты и конницы Фракии (Стратиг Фракисии).

Византийские императоры

После падения Западной Римской империи (476), Восточная Римская империя продолжала существовать ещё почти тысячу лет; в историографии она с этого времени обычно называется Византией.

Для правящего класса Византии характерна мобильность. Во все времена человек из низов мог пробиться к власти. В некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу. Так, например, император Михаил II Травл был необразованным наемником, был приговорен к смерти императором Львом V за мятеж, и его казнь была отложена лишь из-за празднования Рождествa (820); Василий I был крестьянином, а затем объездчиком лошадей на службе у знатного вельможи. Роман I Лакапин был также выходцем из крестьян, Михаил IV, до того как стать императором, был менялой, как и один из его братьев.

Армия

Хотя Византия унаследовала свою армию от Римской империи, её структура приближалась к фаланговой системе эллинских государств. К концу существования Византии она стала в основном наёмной и отличалась довольно низкой боеспособностью.

Зато в деталях была разработана система воинского управления и снабжения, публикуются труды по стратегии и тактике, широко применяются разнообразные технические средства, в частности для оповещения о нападении врагов выстраивается система маяков. В отличие от старой римской армии сильно возрастает значение флота, которому изобретение «греческого огня» помогает завоевать господство в море. У Сасанидов перенимается полностью бронированная конница - катафрактарии. В то же время исчезают технически сложные метательные орудия, баллисты и катапульты, вытесненные более простыми камнемётами.

Переход к фемной системе набора войска обеспечил стране 150 лет успешных войн, но финансовое истощение крестьянства и его переход в зависимость от феодалов привели к постепенному снижению боеспособности. Система комплектования была изменена на типично феодальную, когда знать была обязана поставлять воинские контингенты за право владения землёй.

В дальнейшем армия и флот приходят во всё больший упадок, а в самом конце существования империи представляют собой чисто наёмные формирования. В 1453 Константинополь с населением в 60 тыс. жителей смог выставить лишь 5-тысячную армию и 2,5 тыс. наёмников. С X века константинопольские императоры нанимали русов и воинов из соседних варварских племён. С XI века этнически смешанные варяги играли значительную роль в тяжёлой пехоте, а лёгкая конница комплектовалась из тюркских кочевников.

После того, как эпоха походов викингов подошла к концу в начале XI века, наёмники из Скандинавии (а также из завоёванных викингами Нормандии и Англии) устремились в Византию через Средиземное море. Будущий норвежский король Харальд Суровый несколько лет воевал в варяжской гвардии по всему Средиземноморью. Варяжская гвардия храбро обороняла Константинополь от крестоносцев в 1204 году и была разгромлена при взятии города.

Фотогалерея



Дата начала: 395

Дата окончания: 1453

Полезная информация

Византи́йская импе́рия
Византи́я
Восточная Римская империя
араб. لإمبراطورية البيزنطية или بيزنطة
англ. Byzantine Empire или Byzantium
ивр. האימפריה הביזנטית

Культура и общество

Большое культурное значение имел период правления императоров от Василия I Македонянина до Алексея I Комнина (867—1081). Существенные черты этого периода истории заключаются в высоком подъёме византинизма и в распространении его культурной миссии на юго-восточную Европу. Трудами знаменитых византийцев Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука — глаголица, что привело к возникновению у славян собственной письменной литературы. Патриарх Фотий положил преграды притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима (см. Разделение церквей).

В научной сфере этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий. В сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный от утраченных теперь писателей.

Экономика

В состав государства входили богатые земли с большим количеством городов — Египет, Малая Азия, Греция. В городах ремесленники и торговцы объединялись в сословия. Принадлежность к сословию была не повинностью, а привилегией, вступление в него было обставлено рядом условий. Установленные эпархом (градоначальником) условия для 22 сословий Константинополя были сведены в X веке в сборник постановлений Книгу эпарха.

Несмотря на коррумпированную систему управления, очень высокие налоги, рабовладельческое хозяйство и придворные интриги, экономика Византии длительное время была самой сильной в Европе. Торговля велась со всеми бывшими римскими владениями на западе и с Индией (через Сасанидов и арабов) на востоке. Даже после арабских завоеваний империя была очень богата. Но финансовые затраты также были очень велики, а богатство страны вызывало сильную зависть. Упадок торговли, вызванный привилегиями, предоставленными итальянским купцам, захват Константинополя крестоносцами и натиск турок привели к окончательному ослаблению финансов и государства в целом.

Наука, медицина, право

Византийская наука на протяжении всего периода существования государства находилась в тесной связи с античной философией и метафизикой. Основная деятельность учёных находилась в прикладной плоскости, где был достигнут ряд замечательных успехов, таких как строительство Софийского собора в Константинополе и изобретение греческого огня. В то же время, чистая наука практически не развивалась ни в плане создания новых теорий, ни с точки зрения развития идей античных мыслителей. Начиная с эпохи Юстиниана и до конца первого тысячелетия научное знание находилось в сильном упадке, однако впоследствии византийские учёные вновь проявили себя, особенно в астрономии и математике, уже опираясь на достижения арабской и персидской науки.

Медицина была одной из немногих отраслей знания, в которой был достигнут прогресс по сравнению с античностью. Влияние византийской медицины сказывалось как в арабских странах, так и в Европе в эпоху Возрождения.

В последнее столетие существования империи, Византия сыграла важную роль в распространении древнегреческой литературы в Италии эпохи раннего Ренессанса. Основным центром изучения астрономии и математики к тому времени стала академия Трапезунда.

Право

Реформы Юстиниана I в области права оказали большое влияние на развитие юриспруденции. Уголовное византийское право было в значительной степени заимствовано на Руси.

Государственный Университет Гуманитарных Наук

РЕФЕРАТ

«ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

Выполнила студентка I курса

факультета политологии

Николаева Екатерина Алексеевна

Проверила: Петрова М. С.

Москва, 2003

ПЛАН:

1) Обзор источников;

2) Введение;

3) Византия в IX - XI вв.: предпосылки распада;

4) Раскол Византийской и Латинской церквей;

5) Четвертый крестовый поход и падение Византии;

6) Латинская империя;

7) Возрождение Византии;

8) Византия и турки-османы;

9) Падение Константинополя;

10) Причины и последствия падения Византийской империи;

11) Заключение;

12) Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Восточная римская империя, Византийская империя, государство IV-XV веков, образованное при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский п-ов, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье).

Целью данного реферата является выявление причин падения столь великой для своего времени империи. Начать работу стоит с упоминания предпосылок распада: факторов и влияний как внешних, так и внутренних, предопределивших такой ход истории. Одним из главных вопросов является раскол церквей, произошедший в середине XI века и положивший начало разногласиям не только среди духовенства, но и внутри государства.

Само по себе падение Византии обозначено 1453 годом, когда турки-османы захватили Константинополь, но началось все гораздо ранее – во время Четвертого крестового похода. На этом этапе Византия переживает первый распад и возрождение, которое дает надежды на непобедимость и некую богоизбранность империи.

Захват в 1204 году участниками четвертого крестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на незавоеванной крестоносцами территории – греческое государство (Никейской, Трапезундской империи, Эпирского государства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году Константинополя турецкими войсками положило конец Византии.

Последним пунктом пойдет рассмотрение последствий падения Византии. Причем будут рассмотрены не только внутренние последствия, но и внешние, влияние распада на соседние страны, изменение хода их истории.

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ

Основанием для написания реферата послужили переводы Византийских историков. Большую роль играет описание династии Палеологов, как правящего дома Византии. Через деятельность отдельных ее представителей четко просматриваются ключевые даты истории Византии. Здесь помогают переводы Георгия Акрополита «Великий Логофет». Летопись и Георгия Пахимера «История о Михаиле и Андронике Палеологах».

Развитие и упадок византийских городов описаны у Никифора Григора в «Римской империи, начинающейся со взятия Константинополя латинянами».

Социально-экономическое развитие и внешние связи Византии представлены в хронике Сфрандзи Георгия «Кавказ и Византия».

ВИЗАНТИЯ IX - XI ВВ.: ПРЕДПОСЫЛКИ РАСПАДА

Могущественная Македонская династия в период правления Василия I и Василия II (867-1025) восстановила Византию если не как прежнюю мировую империю, то по крайней мере как самую мощную организованную военную силу к западу от Китая. Подобный успех был бы невозможен, если бы на ту же эпоху не пришелся внутренний раскол исламского мира. Смертельная борьба VII - VIII веков сменилась локальными кампаниями за отдельные провинции или города в промежутках между долгими периодами напряженного мира – классической модели холодной войны. Тем не менее положение восточной части Римской империи оставалось опасным. Как при любом автократическом режиме, даже таком древнем, освященном традицией и подкрепленном высокоорганизованной администрацией, как в Византии, слишком многое зависело от личных качеств главы государства – самодержца. У Василия II не нашлось преемников равного масштаба, а византийская система выработала свой способ обращения с неумелыми императорами: их либо убивали, либо ослепляли и заточали в монастырь. Сама мера была весьма действенной, но ее результаты, как всегда, оказывались плачевными. Начиналась борьба за трон между императрицей и военачальниками, обе партии стремились купить себе поддержку, а семьи крупнейших анатолийских землевладельцев использовали ситуацию, чтобы отнять у крестьян те остатки независимости, которые пока еще гарантировало центральное правительство. Тем самым основа военной мощи империи начала угрожающе сжиматься.(Успенский Ф.И. «История Византийской империи»)

РАСКОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ И ЛАТИНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ

Правящие круги в Константинополе, по-видимому, не представляли себе в полной мере, к каким последствиям могут привести эти социальные изменения. Положение осложнялось еще и тем, что в середине XI века у империи появился новый и опасный враг – Роберт Гвискар и нормандские королевства в Южной Италии. Попытки отразить нормандские атаки и привели Византию к новому конфликту с папством. На первых порах все выглядело как простое обострение прежних споров о том, чьей юрисдикции подчиняются южно-итальянские епископства – Константинопольского патриарха или папы римского. С победой сторонников церковной реформы в Риме эти споры быстро достигли уровня принципиальной полемики. Она имела и теологический, и экклесиологический характер: иными словами, речь шла об устроении церкви и о верховном авторитете внутри нее. В первоначальных формулах учения о Святой Троице, восходивших к IV веку, не было достаточно определено отношение Святого Духа к двум другим ипостасям – Отцу и Сыну. В VI веке испанские теологи, стремившиеся противопоставить учение о божественности Христа верованиям ариан-вестготов, выдвинули новую формулу, согласно которой Святой Дух «исходит» от Отца и от Сына (принцип filioque латинского Символа Веры). В Константинополе сочли filioque недопустимым дополнением текста Символа Веры.

Этот вопрос не имел особого значения вплоть до XI века, когда Рим начал настаивать на строгом следовании испанской формуле. В эпоху, для которой точная формулировка вероучения казалась необходимым условием личного спасения, каждая буква Символа Веры приобретала особый смысл. Вскоре выявились и другие пункты несогласия: использование пресного или заквашенного хлебы во время литургии, допущение брака или полное запрещение женитьбы священников и т. д. Список расхождений рос безостановочно, стоило только теологам поставить перед собой такую цель. За теологической полемикой по существу стоял вопрос о власти: кому принадлежит право определять истинность учения? Кто в конце концов обладает высшим авторитетом в церкви? В 1054 году спор приобрел такую остроту, что папа Лев IX послал в Константинополь кардинала Гумберта, дабы найти путь к примирению. Но папа сделал неудачный выбор. Гумберт был властным человеком, ревностным сторонником клюнийской реформы; один из участников избрания пап, он страстно верил, что именно папе принадлежит высшая власть в церкви. В Константинополе кардинал встретился с патриархом Михаилом Кируларием, человеком столь же властным. Их встреча закончилась так, как обычно кончаются встречи подобных людей: ужесточением позиций, несмотря на то, что и император Константин IX Мономах, и патриарх Антиохийский прилагали все усилия к достижению компромисса. Гумберт 16 июля 1054 года публично возложил буллу об отлучении патриарха Михаила и его приверженцев на главный алтарь храма Св. Софии. Патриарх ответил мерами против папских легатов, которые, как он сказал, пришли «в богоспасаемый град Константинополь как бедствие, ненастье или напасть или, скорее как дикие вепри, чтобы низвергнуть истину». (Васильев А.А. «История Византийской империи», с. 347).

Современники не могли предвидеть, что это драматическое событие окажется не просто временным разрывом, какие бывали и раньше, а началом необратимого раскола между Греческой и Латинской церквями, - раскола, который до сих пор не позволяет церквям воссоединиться. Гумберт и Кируларий были, вне всякого сомнения, предвзятыми и ограниченными теологами, но они воплощали собой дух взаимного отталкивания и неприятия, свойственный отношениям между Византийским и Латинским мирами.

ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ

Для современного историка очевидно, что к 1200 году подлинный дух крестовых походов, какие бы недостатки он ни нес в себе изначально, полностью угас. Но в те времена это не было столь ясно: еще почти сто лет люди продолжали отправляться в крестовые походы и храбро сражались в Святой земле, а в середине XV века и позже всерьез строились планы возвращения Иерусалима.

В силу этого стремление папства, находившегося в зените могущества, вернуть себе инициативу организации крестового похода выглядело в высшей степени естественным. Иннокентию III показался благоприятным момент, когда после смерти императора Генриха VI (1197) все великие короли Западной Европы были слишком заняты борьбой с внутренними претендентами на престол или войнами друг с другом, чтобы помышлять о предводительстве в крестовом походе, как это было при Барбароссе, Людовике VII и Ричарде Львиное Сердце во время Третьего крестового похода. Кроме того, Первый крестовый поход церковь возглавила без участия королей, и он оказался самой успешной из экспедиций на Восток. На этот раз, как и сто лет назад, реальное командование вновь приняла на себя французская, нидерландская и итальянская знать, но теперь предводители знали, что путь по суше слишком изнурителен, и договорились с итальянскими портовыми городами о переезде морем.

Ромейская держава просуществовала 1123 года и 18 дней, с понедельника 11 мая 330 г., дня открытия своей столицы – Константинополя, до рокового вторника 29 мая 1453 г., ставшего последним для города, с которого она началась. С тех пор трагическая судьба многих государств встречает «утешение Византией», чей исторический пример навсегда запечатлелся в памяти человечества.

Византийская цивилизация осталась незавершенной в связи с гибелью византийской государственности. Ее болезнью не стала смертельная рознь власти и общества. Условия развития Византии в рамках прежней системы оказались не исчерпанными, как это произошло в свое время с Римской империей. Причины ее прерванного шествия были в ином. Пребывая долго в силе, она опрометчиво не заметила приход слабости, которой воспользовались внешние враги, сначала латины, потом османы. Но даже разгромленные, лишенные своего общества и государства, потомки ромеев, прежде всего греки, пытались хранить и передавать бесценное культурное достояние своей погибшей «Атлантиды».

Ромейская империя, просуществовав более тысячи лет, исчезла. На то были внутренние и внешние, объективные и субъективные причины, несколько столетий сплетавшиеся в тугой узел смертоносной петли, которая в конечном итоге задушила великана. Александр Солженицын философски заметил: «Человек никогда не постигает сразу смысла происшедшего с ним. Но когда изменения эти к успеху, к победе, – мы все же разбираемся в них быстрей. Трудней различить, что жизнь от вершинного плоскогорья сломалась книзу, и это непоправимо, и хотя бы еще тридцать лет суждено ей тянуться, а только уже к низу и к низу». Так и Романия подошла к сумрачному роковому краю.

Прежде всего, следует заметить, что византийское государство изначально держалось на двух основах – деньгах и централизованной административной системе. Пока и то, и другое было в исправности, Империя была непобедима. Для того, чтобы выжить, она лишь меняла налоговую систему, способ формирования армии, понятия чиновничества и знати, принципы наследования трона. Однако усобицы, рост мощи с трудом обуздываемой олигархической аристократии, религиозные распри, нараставший упадок экономики страны, развал финансовой системы, убогость подданных, потеря военной защиты, разочарование в правителях, голод и частые вспышки чумы подорвали жизненные силы Византии, не позволили приспособиться к новым обстоятельствам и пережить еще одного чуда обновления, подобного прежним. Жизни не стало, точнее, ей не дали устояться.

При монархической самодержавной системе благополучие державы во многом завист от личности правителя. Большинство византийских государей были честными, храбрыми, благочестивыми людьми, с большей или меньшей степенью успеха трудившиеся на благо государства. Но примеры Византии убедительно показывают, что самые неблагоприятные времена наступали тогда, когда царская власть оказывалась в руках презренных личностей, ослаблена междоусобной борьбой или регентством. Схватки же сторонников Палеолога и Кантакузина в середине XIV в. ввергли страну в гражданскую войну и лишили последних надежд.

Византийцы не сумели включить ряд постановлений новой идеологии, в частности, такое ее направление, как латинофильство, проявлявшееся в попытках церковной унии с Западом, в систему традиционных представлений и в систему миросозерцания. Они сопротивлялись этому всеми фибрами своей души и в ослеплении традициями не хотели видеть спасительный свет нового. Искренние компромиссы оказались выше их сил. Византийская элита оказалась разобщенной, усилились ее центробежные настроения, что способствовало еще большему ослаблению идущей к гибели Империи и означало кризис византийской цивилизации.

Ромейские власти располагали профессиональными военными силами, главным образом, наемными, но армия и флот, лишенные финансирования, все более сокращались, а артиллерии было явно недостаточно, чтобы сравниться с иными «пороховыми империями» средневековья, год от года наращивавшими мощь.

К негативным явлениям следует отнести децентрализацию власти и ее растущее бессилие. Этот симптом вылился в формирование системы коллективного управления страной и укрепление позиций олигархической аристократии, феодальной знати при Палеологах. Отсюда рост независимого крупного землевладения, уход его от уплаты налогов, передача проний по наследству, вне зависимости от службы, рост непомерных расходов на уплату дани. Никифор Григора образно отметил по этому поводу, что Ромейская империя напоминала ему «...человека, который, дабы задобрить волков, во многих местах своего тела вскрывал жилы, чтобы удовлетворить хищность этих зверей, напоив их собственной кровью».

Золотая византийская монета с эпохи Комнинов все более обесценивалась и утратила авторитет за пределами Империи. Это вело к росту цен, углублению экономического кризиса, нищете. Если в период раннего средневековья доходы византийского государства составляли не менее 7–8 млн солидов, то есть около 35 тонн золота, а ко второй четверти XI в. по меньшей мере удвоились, то уже при Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.) они едва достигали миллиона, причем наполовину обесцененных золотых – иперпиров, то есть всего двух тонн золота.

Однако глубочайшая беда Византии, да и не только ее, а всех обществ идущих по скользкому пути «цивилизации», состояла не в этом обеднении и не в цеплянии за обветшавшие краеугольные традиции прошлого, а в том, что власть все больше отделялась от народа, отказывалась от подлинного обновления и с конца XIII в. перестала издавать правовые нормы, направленные на создание новых структур. Тяжелое экономическое положение, политический, идеологический кризис, падение воинского и гражданского духа находили объяснение у современников в испорченности нравов. Служить означало не больше чем прислуживаться. Гражданский подвиг не стал обязанностью. Бывший член царского совета, критский монах Иосиф Вриенний с печалью записал по этому поводу: «Поскольку ныне добродетель изгоняется и превозносится стремление к пороку, в угоду этому дружба отвергается, взамен же вползает изобилие клеветы. Поскольку каждый брат топчет ноги своего брата, и каждый друг следует дорогой коварства. Поскольку нет ни сострадания, ни сочувствия, растет ненависть и властвует цинизм. Поскольку архонты наши несправедливы, искусные в делах алчны, судьи продажны, посредники лживы, горожане – насмешники, поселяне неразумны, все вместе взятые, мерзки». Общественный долг, патриотизм действительно превращались в пустой звук, вера уходила из сердец, а понятие самопожертвования на благо родины вызывало смех. И когда всем стало все равно, что будет со страной, она окончательно пала в крови и прахе.

Этому способствовала в первую очередь крайне неблагоприятно складывавшаяся в последние три столетия международная обстановка (карта 7). Именно она сыграла определяющую роль в прекращении существования в целом все же жизнеспособного, с большим интеллектуальным запасом, способного к перестройке государства. С Востока на ромеев неумолимо давили сначала сельджуки, а затем турки-османы, темп нашествий которых все более нарастал и которым провидением было предначертано стать могильщиками древней Империи, оказавшейся в упадке. Византии в отдельные годы приходилось вести борьбу на несколько фронтов. Уже к середине XIV в. разрушения приняли катастрофический характер, некогда цветущие византийские сельскохозяйственные угодья превращались в пустыню. Вражеские нашествия становились сквозными, через всю территорию Империи, а затем началось неотвратимое планомерное завоевание европейских владений ромеев. На ромейской земле установился режим военных оккупантов.

В силу различных причин Византии не удалось получить существенной помощи от православных государств – Руси, Армении и Грузии. Болгарские цари и сербские короли стремились соперничать с ней, грабить ее, но в то же время находились в постоянном противостоянии. Преследуя свои цели, они долгое время не проявляли должного внимания к проникновению и закреплению турок-осман на бывших византийских землях, более того, не единожды неразумно обращались за помощью к османам, пока сами не стали их добычей. Внесли свою пагубную лепту и набеги на Балканы монголо-татар, которые иногда совпадали с болгаро-византийскими войнами. Вообще, постоянные столкновения греков со славянскими державами Балканского полуострова все более ослабляли обе стороны перед лицом гибельной опасности. Знаменитая Столетняя война между Францией и Англией, принявшая характер затяжного международного конфликта, завершилась только в год падения Константинополя и отвлекла крупнейшие страны Европы от деятельного участия в ромейских делах. Короче говоря, надо особо подчеркнуть, что именно внешний фактор оказался решающим для плачевной судьбы Империи.

Церковный раскол, ставший постепенно осознаваться современниками со второй половины XI в., ширился от столетия к столетию и вел ко все большему непониманию и глубокому озлоблению. Все большее подчеркивание национального противостояния «греков» и «латинов» увеличивало пропасть. Примирение с католическим Западом, безусловно, могло бы помочь Византии оправиться. Здесь крылся реальный шанс, который при искреннем желании, умелом подходе и отказе от некоторых устаревших принципов можно было бы использовать на благо ромеям. Но разграбление Константинополя в 1204 г. способствовало росту антилатинских настроений, не желанию сотрудничать с Западом ни по каким вопросам. Да и сам Запад, все более набиравший экономическую и военную мощь, втайне лелеял собственные планы и, по сути дела, безучастно взирал на несчастья обескровленного христианского Востока. Его быстро жиревшие морские города-республики, ослепленные корыстными торговыми интересами, не осознавали, что Византия является единственным бастионом, который защищает их от агресии со стороны мусульман.

Ромеи из творцов истории превратились в заложников обстоятельств и были раздавлены огромной тяжестью отдаленных первопричин, корни которых, будто сорняки, уходили в темную глубь веков и пышным цветом разрослись к XV в. Как следствие, в 1453–1461 гг. под ударами турок-османов остатки былой мировой державы – Византийской империи прекратили свое существование, а эхо насилия над ней отдалось в будущем как метастаз истории.

Великая трагедия, разыгравшаяся на берегах Босфора, произвела не меньшее впечатление, чем в свое время падение древнего Рима. Известие о конечной гибели Константинополя облетело все государства и народы Европы, никого не оставив безучастным. У одних оно вызвало печаль и гнев, у других – злорадство и смех. Но, тем не менее, все ощутили, что значила для них Византия, о границы которой, как о щит, разбилось немало армий жестоких завоевателей. Теперь государства Балкан и западной Европы получили мощного и опасного врага, с которым им приходилось сражаться на суше и на море. Кичливые, пронырливые италийцы лишились своих привилегий на территории бывшей Ромейской империи. Были срыты генуэзские укрепления в Галате, в бухте Золотого Рога, снесены стены, окружавшие колонии латинов в Константинополе.

Самое главное, османы сохранили пристрастие к завоеваниям христианских земель, в 1526 г. захватили отчаянно сопротивлявшуюся Венгрию, через три года впервые осадили Вену, перекрыли пути на Восток, вызвали серьезнейший кризис торговли, вынудили европейских мореплавателей искать замену Средиземноморья и Черноморья в иных морях и океанах. Впрочем, это подтолкнуло к началу эры колоний и складывания мирового рынка.

Падение Константинополя прервало исконные культурные связи Византии с Европой. Вместе с тем началась сильная эмиграция на Запад. В частности, туда уезжали многие греческие ученые и писатели, унося с собой то наследие эллинской культуры, которое столетиями сохранялось в древней Империи. Эти ученые, мыслители, книжники, спасавшиеся от кривой сабли османов в Италии и других государствах Европы, сыграли серьезную прогрессивную роль. Но все это, конечно, не могло идти ни в какое сравнение с тем невосполнимым ущербом, который был нанесен развитию общеевропейской культуры в результате гибели Византии. Падение ее столицы стало общим бедствием для всех христиан, с тоской и грустью оплакивавших случившееся.

Византийская империя прошла длинный, славный и трудный исторический путь, наполненный яркими событиями и трудовыми буднями. Ее выживание в течение боле чем тысячелетия французский византинист Жан-Клод Шейнэ справедливо назвал сияющим подвигом, достойным восхищения. Она создала оригинальную и утонченную цивилизацию средневекового мира, которая могла бы еще многим обогатить человечество. Для многих народов и государств ромеи были наставниками и образцом для подражания. И не случайно, потеряв свою путеводную звезду, православный Восток долго довольствовался ролью прилежного ученика католического Запада, который так и не выполнил свою неоднократно декларируемую миссию спасителя Византии.

* * *

Выдающийся византинист Александр Каждан в одной из своих книг, изданной посмертно, написал следующие много объясняющие слова, которые могут служить своеобразным эпилогом, конечным эпиграфом ко всему рассказанному: «Византия ушла в прошлое. Ее общественные порядки невозвратимы. Но ее памятники уцелели. Они напоминают нам, несомненно, о величии василевсов-самодержцев, но вместе с тем и совсем о другом – о героической борьбе духа против политического униформизма и догматической идеологии. И, может быть, в этом пассивном сопротивлении – человеческое величие византийского искусства, далеко не такого напыщенного и недвижимого, как это может показаться невнимательному наблюдателю».

Византия всегда жила вопреки. Такой она осталась и за гробом, проявив удивительную способность к адаптации. Даже ее прославленный завоеватель, султан Мехмед II рассматривал себя как ромейский император. Он постарался превратить Константинополь в традиционный мусульманский город. С этой целью в нем началось активное строительство, восстановительные работы, основание новых кварталов (махалла). В город организованно возвращали беженцев и целыми семьями заселяли пленников из числа немусульман – христиан, иудеев, обещая им определенные льготы и свободу вероисповедания, то есть демонстрируя возможность сосуществования завоевателей и покоренных. Но особенно быстро росло мусульманское население, уже через два десятка лет составившее больше половины населения города, который превысил к концу XV в. 200 000 человек. Это потребовало переделки церквей в мечети и медресе. Передавая их мусульманам, к зданиям с западного угла добавляли высокие башни-минареты для призыва к молитве Аллаху, а внутри строилось святилище-михраб, для чего использовали главную апсиду храма или вырубали нишу в стене, ориентированную по направлению на священную Мекку. Византийские мозаики и фрески на стенах уничтожали, замазывали. Таким образом, за полтора столетия почти все храмы Константинополя были переделаны, что, впрочем, спасло их для грядущих поколений. К тому же и после передачи в руки мусульман церкви с их местными святынями, например, погребениями, мартириями, нередко продолжали оставаться объектом поклонения для христиан.

Все это не могло не сказаться на образованности и культуре некогда великого народа, заложившего основы европейской цивилизации. Училища и иные учебные заведения были совершенно уничтожены турками и основная масса греков в Османской империи в короткое время пришла в состояние крайнего невежества. Даже греческий язык претерпел искажения и испортился. На территории бывшего государства ромеев утверждались отсталые формы феодализма, принесенные с собой турками. Османское завоевание Византии и других государств Балканского полуострова на целые столетия задержало экономическое и собственное культурное развитие населения этих стран. Результаты этого не заставили себя ждать: не прошло и четырех столетий, как Османская империя, исчерпав свой завоевательный потенциал, стала сдавать позиции перед лицом набиравших силу европейских национальных государств.

После падения «Второго Рима» и уничтожения последних следов Ромейской империи некоторые спасшиеся греческие аристократы, образованные представители торгово-денежной верхушки согласились пойти на службу в турецкое казначейство, переводчиками-драгоманами или были назначены на посты правителей завоеванных османами провинций, например, Армении, Молдовы, Валахии. Кое -кто из них принял . Эти люди сникали презрение прочих константинопольских христиан и получили от соотечественников прозвище «фанариоты». Но куда больше образованных ромеев эмигрировало в адриатический Дубровник, на «перекресток цивилизаций» – эгейский Крит, в западную Европу, стремительно разраставшуюся Московскую Русь. С собой они привезли чудом спасенные во время погрома турками Константинополя древние греческие рукописи и ценные произведения византийского искусства – иконы, ювелирные изделия, иллюстрированные великолепными миниатюрами книги и многое другое. Вывоз с Востока рукописей, исправление старых и появление новых переводов стимулировало издание сочинений греческих авторов. Но главное, византийские ученые и богословы принесли с собой знания, которые они впоследствии передали европейцам. Этот поток мудрости излился на Запад, который таким образом познакомился с неувядающей прелестью античной и ромейской цивилизаций. В XV в. в Европе необычайно возросла тяга к культуре и языку греко-римского мира. Последним ромеям суждено было не только поддержать этот интерес, но и открыть западноевропейским гуманистам сокровища античной философии, римского права, поэзии, литературы, искусства.

Основной поток греческой эмиграции хлынул в Италию, которая, собственно, считается родиной гуманизма и европейского Возрождения. Здесь византийцы пробудили интерес италийцев к античному наследию, стали их учителями и наставниками. Самым мощным бастионом знакомства с античностью стал Флорентийский университет, в котором впервые начали систематически изучать греческий язык, знакомиться с трудами древних мыслителей и писателей.

В этом университете в 1397–1399 гг. грек Мануил Хрисолор занимал профессорскую кафедру, а его лекции по красноречию пользовались огромной популярностью. Один из его слушателей, Леонардо Бруни, перевел с греческого на латинский «Этику» и «Политику» Аристотеля, диалоги Платона и речи Демосфена, драматические пьесы Эсхила. Тем самым, он дал толчок дальнейшей работе в данном направлении.

В XV в. греки Иоанн Аргиропул и Андроник Каллист (из Константинополя) объясняли труды Аристотеля в Падуе и Флоренции. Георгий Трапезунций (с Крита) обучал студентов в Венеции, а затем в Риме; Феодор Газа (из Фессалоники) преподавал в Ферраре, Константин Ласкарис (из Константинополя) – в Милане, а позже в сицилийской Мессине, Димитрий Халкокандил (из Афин) – в Риме, Падуе, Флоренции. Всех их не перечесть.

Одним из аванпостов православия явилась Венеция, поскольку туда из покоренного Константинополя бежали многие представители старшего духовенства, а с изобретением книгопечатания именно в венецианских типографиях стали заказывать книги, требующиеся оставшемуся на землях османов Константинопольскому патриархату. Некоторые из эмигрантов зарабатывали себе на кусок хлеба перепиской греческих книг. Они правили старые переводы и переводили неизвестные Европе греческие античные и средневековые тексты. Византийских ткачей приглашал дальновидный французский король Людовик XI (1461–1483 гг.) для первых французских мануфактур. Искусных ромейских зодчих нанимали самые могущественные феодалы западной и восточной Европы для строительства дворцов и храмов. Впрочем, далеко не все беглецы смогли найти себе занятие на чужбине, многие из них нуждались, жили впроголодь, предаваясь ностальгии по утраченному отечеству.

Ну а духовный стержень – византийская ? Она потеряла большую часть своих земельных владений и богатств, ее духовенство должно было платить подать, но оно не утратило свое влияние после турецкого завоевания Константинополя. Патриарх сумел убедить султана признать его власть над всеми православными христианами, живущими на завоеванных османами территориях, и позволить ему организовать школу в Константинопольском патриархате, где будут преподавать византийское богословие, а значит, говорить и писать по-гречески. Таким образом, Вселенский Патриарх в Константинополе стал играть важную роль в сохранении христианства и остатков ромейской культуры на территории, подконтрольной османам, хотя это сопровождалось стремлением самого Патриарха к уничтожению местных Церквей. К тому же точно также, как Церковь доказывала превосходство своей догмы, унижая иудаизм, так и ислам в свою очередь стал утверждать свое собственное превосходство, унижая Церковь. Новые храмы теперь запрещалось возводить, также как восстанавливать старые. Христиане должны были скрывать свое богослужение от глаз мусульман, особенно в главные праздники.

Поэтому политический центр православия переместился на северо-восток, в Русь, где быстро набирало силу Московское государство. Уже до этого великий князь Василий II первым из Московских князей заявил о притязаниях Руси на преемственность от Византии. В 1472 г. его сын, Иван III, закрепил этот переход, вступив в брак с бедствующей племянницей последнего византийского василевса, дочкой деспота Фомы Палеолога, Зоей Палеологиней (около 1456–1503 гг.), после венчания принявшей имя Софья. Хитрая и властолюбивая, необыкновенно тучная «деспина», привезшая с собой множество книг, оказала большое влияние на двор князя и на него самого, родила сына Василия, отца прославленного Ивана Грозного, официально принявшего римский титул цезаря – царя. Династический знак Палелогов – византийский двухглавый орел – стал гербом Московского государства, притязавшего на название «Третий Рим». Царская Россия надолго унаследовала духовное наследие Византии, ее веру, идеалы, имперские идеи всеединства, идеи универсальной государственности, которые завладели страной на подсознательном уровне.

Впрочем, у греков оставались такие укрепленные монастыри как Св. Екатерины на Синае или Великая Лавра Св. Саввы в Палестине. Наконец, они нашли прибежище и в могущественных монастырях, скитах Афона (на скалистых склонах Святой Горы), на одном из полуостровов приморской гористой Халкидики в Македонии, открыв новую страницу византийской культуры, которая еще многие столетия духовно питала все православные народы. Афону удалось убедить султана признать часть своих владений как неотчуждаемую собственность. Благодаря этому было обеспечено выживание Святой Горы. Она получила особое, международное значение для тех, кто оказался под турецким игом. Православные греки, грузины, сербы, болгары видели в Афоне символ грядущего освобождения. В тяжелых условиях мусульманского владычества они получали оттуда все необходимое для поддержания христианского благочестия – священнослужителей, духовных учителей, книги, иконы, святые реликвии. На Афон посылали угнетенные народы и своих лучших сынов для усвоения знаний, подпитывавших и укреплявших веру и культуру. Любой искавший здесь уединения, если только он не был женщиной, мог рассчитывать по крайней мере на три дня бесплатного гостеприимства.

Источником духовности служил Афон и для Руси. На Св. Горе она имела свой большой монастырь – руссика и ряд скитов, где всегда находилось немало искателей духовности. Возвращаясь на родину, они привозили с собой лучшие традиции византийской культуры. Тесные контакты Православной Церкви с Афоном сохранялись вплоть до начала XX в. и возрождаются ныне.

Падение Константинополя не означало гибели византийской цивилизации. Она продолжала жить в культуре различных стран и народов Европы. Без преувеличения можно сказать, что во многом, благодаря ромеям, Европа приобрела свой современный облик и в ее «душе» есть и частицы навсегда угасшей Византии

Уже вскоре после разгрома византийской столицы, ее обесчещения, в среде греков появились надежды на возрождение и возвращение утраченного. Одна из легенд гласила, что священники, которые в день завоевания совершали утреннюю службу у главного алтаря Св. Софии, не были убиты турками, а, захватив Святые Дары, скрылись в стене великого храма. Если приложить ухо к ней, можно услышать издалека идущее пение. Эта стена откроется в тот день, когда Константинополь снова станет христианским городом, а прерванная утром злосчастного вторника, 29 мая 1453 г. служба возобновится. Другое пророчество утверждает, что славный император Константин XI не погиб в битве, а скрылся в каком-то подземелье, где он то ли спит, то ли превратился в мрамор и ждет своего часа. Также существовала легенда об ангеле, который сойдет с небес около колонны Константина Великого и укажет на незнакомца, который сидит под колонной, а тот в свою очередь с Божией помощью выгонит завоевателей прочь. Все это должно произойти тогда, кода Бог решит, что Константинополь, Империя и Св. София должны вернуться грекам. Поэтому это ожидание приобрело мощный религиозный контекст и окрасилось непоколебимой верой в Бога, который покарал за грехи своих рабов, а потом вознаградит их своей небывалой милостью.

Со всех точек зрения Константинополь остался таким же важным для коллективного представления греков, как Иерусалим для евреев. Даже в конце XVIII в. оставались очень популярными пророчества, которые появились в среде греческой диаспоры на Сицилии и в Италии между 1279 и 1555 гг. и приписывались василевсу Льву VI Мудрому. Они предсказывали как падение, так и последующее возвращение Великого Города, временами вызывая значительные мессианские ожидания. Это же отразила народная литература XV-XVIII вв. в виде песен-плачей и поэтических пророчеств, которые выражали надежду на близкий конец «царства Исмаила» и торжественное пришествие «царства Христа», в котором греки, разбросанные по разным государствам, угнетаемые разными правителями, получат обещанного «одного пастыря и одно стадо». Большие надежды возлагались на войну 1768–1774 гг. между Россией и османами, прежде всего в контексте легенды о светловолосом народе с севера, который принесет грекам освобождение. К тому же время войны совпало с одним из наиболее влиятельных пророчеств Льва Мудрого о том, что возвращение Святого Города произойдет через 320 лет после его падения. Даже когда эти пророчества не сбылись, мессианские ожидания не утратили своей остроты.

Византийско-православная тема стала в центре греческой национальной Великой идеи с конечной целью отвоевания Константинополя и всех греческих территорий ради триумфа греческой нации над варварами-завоевателями. В результате Афины и рожденное греческое государство рассматривались как временное образование, точка отсчета в великом марше во имя неотомщенных братьев, которые до сих пор страдают от ненавистного турецкого ярма. Таким образом, эти идеи подпитывали радикальный греческий национализм, который в ХХ в. столкнулся с турецким национализмом. Молодое турецкое государство переименовало в 1930 г. город в Стамбул и пыталось избавиться от остатков греческого населения города, сначала за счет принудительного обмена населением, потом наложением непомерных налогов во время войны. Наконец, погромы весны 1955 г. оставили в городе Вселенского Патриарха с небольшой группой соотечественников. Мечты о возвращении Константинополя ушли в прошлое. Тем не менее эта тема вместе с другими нереализованными чаяниями появлялась в средствах массовой информации в наиболее конфликтные моменты – столкновений на Кипре, претензий относительно морского шельфа и воздушного пространства.

Травма коллективной памяти греков проявляется и ныне в целой череде проблем греко-турецких отношений, и даже в греческих дорожных знаках, которые упрямо указывают направление на Константинополь, а не на Стамбул. И едва ли эту травму будет способно изгладить вступление Турции в Евросоюз. Ведь до сих пор на турецком флаге изображен не полумесяц, а луна в ущербе, в своей последней четверти, какой она была, когда Константинополь окончательно пал. Призрак «убиенной Византии» не прекращает свои стенания уже пять с половиной столетий, являясь вновь и вновь, а вторник во всем греческом мире продолжают считать самым несчастливым днем недели. Вглянись же в этот печальный призрак. Покоясь на каменной груди вечности, он ждет теперь только тебя – только тебя!

Задания для самостоятельной работы:

1 . Выделите основные причины и основные последствия падения Византии. Что сближает их с ситуацией переворотов, которые переживали иные известные вам империи?

2 . Когда, по каким причинам и при каких обстоятельствах Византия свернула с пути, по какому шло развитие остальной Европы и было ли необходимо возвращение на этот путь?

3 . Почему в Византии не сложились буржуазные государственные элементы и могли ли они спасти страну?

4 . Был ли Запад врагом Византии, и что она сделала для разрушения враждебных стереотипов в отношении себя?

5 . Какова роль балканских соседей в истории Византии и в ее гибели?

6 . Почему Византия погибла в то время, когда западноевропейские страны находились на подъеме?

7 . Какую роль играла Византия в средневековом мире и почему ее существование можно назвать подвигом?

8 . Известны ли вам империи, которые просуществовали столь же долго как Византия? Что принесло с собой османское завоевание Византии?

9 . Как в Турции называли завоеванных христиан?

10 . Чем можно объяснить появление тех, кого называли фанариоты?

11 . Какова судьба византийского наследия?

12 . Как вы думаете, почему именно в Италию направился наибольший поток греческих эмигрантов? Чем они там занимались?

13 . Какую роль сыграли ромейские эрудиты в развитии гуманистического движения?

14 . В чем после падения Константинополя выразились сила и слабость Константинопольского (Вселенского) патриарха?

15 . Как смотрели православные народы на Византию?

16 . Почему именно Русь стала новым политико-религиозным центром православия после падения Ромейской империи?

17 . Назовите основные монастырские центры, оставшиеся у греков. Поищите, в какие столетия уходит отсчет их истории?

18 . Как вы полагаете, почему именно Афон долгое время оставался очагом византийской культуры? Какое значение он имел и имеет для православного мира?

19 . На что указывают греческие националистические пророчества и легенды в отношении Константинополя? Знаете ли вы что-то подобное для других стран и эпох?

События 1453 года оставили неизгладимое впечатление в памяти современников. Падение Византии стало главной новостью для народов Европы. У одних это вызвало печаль, у других - злорадство. Но равнодушных не было.

Каковы бы ни были причины падения Византии, это событие имело колоссальные последствия для многих европейских и азиатских стран. Однако о причинах следует поговорить подробнее.

Развитие Византии после восстановления

В 1261 году произошло восстановление Однако государство больше не претендовало на былое могущество. Правителем был Михаил Восьмой Палеолог. Владения его империи ограничивались следующими территориями:

  • северо-западной частью Малой Азии;
  • Фракия;
  • Македония;
  • часть Мореи;
  • несколько островов в Эгейском море.

После разграбления и разрушения Константинополя пало его значение как торгового центра. Вся власть оказалась в руках венецианцев и генуэзцев. Они занимались торговлей в Эгейском и Черном морях.

Восстановленная Византия стала совокупностью провинций, которые также распадались на отдельные округа. Они теряли между собой экономическую и политическую связь.

Так, феодалы Малой Азии стали самовольно заключать договоры с турецкими эмирами, аристократы вели борьбу за власть с правящей династией Палеологов. Неудивительно, что одной из причин падения Византии стали феодальные усобицы. Они дезорганизовали политическую жизнь государства, ослабили его.

Не лучшим было положение в экономической сфере. В поздние годы прослеживался регресс. Он выражался в возвращении к натуральному хозяйству и отработочной ренте. Население обеднело и не могло платить прежних налогов. Бюрократический аппарат оставался прежним.

Если попросят назвать причины падения Византии, следует также вспомнить об обострении социальных отношений внутри страны.

Волна городских движений

К обострению социальных отношений привели такие факторы, как упадок промышленности, развал торговых отношений и мореходства. Все это привело к обеднению городских слоев населения. Многие жители не имели никаких средств к существованию.

Причины падения Византии кроются в волне бурных городских движений, которая прокатилась в сороковых годах четырнадцатого века. Особенно ярко они прошли в Адрианаполисе, Гераклее, Солуне. События в Солуне привели к временному провозглашению независимой республики. Она была создана по типу венецианских государств.

Причины падения Византии кроются также в нежелании крупнейших держав Западной Европы поддержать Константинополь. К правительствам итальянских государств, королям Франции и Англии император Мануил Второй обращался лично, но помощь ему в лучшем случае только обещали.

Отсрочка гибели

Турки одерживали победу за победой. В 1371 году они проявили себя на реке Марице, в 1389 году - на в 1396 году - под Никополем. Ни одно европейское государство не хотело становиться на пути сильнейшего войска.

В 6 классе причиной падения Византии называется могущество турецкого войска, которое направило свои силы против Константинополя. И действительно, султан Баязид Первый даже не пытался скрывать своих планов по захвату Византии. Тем не менее у Мануила Второго появилась надежда на спасение своего государства. Узнал он об этом, находясь в Париже. Связана надежда была с «ангорской катастрофой». Об этом следует узнать подробней.

Турки столкнулись с силой, которая смогла противостоять им. Речь идет о нашествии Тимура (в некоторых источниках Тамерлана). Он создал громадную империю. В 1402 году войско под его предводительством двинулось в Малую Азию. Турецкое войско не уступало по численности армии противника. Решающим стало предательство некоторых эмиров, которые перешли на сторону Тимура.

При Ангоре состоялась битва, которая завершилась полным поражением турецкого войска. Султан Баязид бежал с поля боя, но был захвачен в плен. Его держали в железной клетке до самой смерти. Тем не менее Турецкое государство сохранилось. Тимур не имел флота и не стал направлять свои силы в Европу. В 1405 году правителя не стало, а его великая империя стала распадаться. Но стоит вернуться к Турции.

Проигрыш при Ангоре и смерть султана привели к долгой борьбе между сыновьями Баязида за власть. Турецкое государство ненадолго оставило планы по захвату Византии. Но в двадцатые годы пятнадцатого века турки окрепли. К власти пришел султан Мурад Второй, а войско пополнилось артиллерией.

Невзирая на несколько попыток, ему не удавалось взять Константинополь, но в 1430 году он захватил Солунь. Все его жители стали рабами.

Флорентийская уния

Причины падения Византии напрямую связаны с планами Турецкого государства. Оно плотным кольцом окружало гибнувшую империю. Владения когда-то могущественной Византии ограничивались столицей и прилегающей округой.

Правительство Византии беспрестанно искало помощи среди государств католической Европы. Императоры даже согласны были подчинить греческую церковь власти папы. Эта идея приглянулась Риму. В 1439 году состоялся Флорентийский собор, на котором решили объединить восточную и западную церкви под папской властью.

Унию не поддержало греческое население. В истории сохранилось высказывание начальника греческого флота Луки Нотара. Он заявил, что предпочтет лицезреть в Константинополе турецкую чалму, нежели Все слои греческого населения хорошо помнили отношение к себе со стороны западноевропейских феодалов, которые управляли ими во время Крестовых походов и существования Латинской империи.

Большой объем информации содержит ответ на вопрос "сколько причин падения Византии"? Каждый может сосчитать их самостоятельно, прочитав весь материал статьи.

Новый Крестовый поход

Европейские страны понимали опасность, которая их ждет со стороны Турецкого государства. По этой и ряду других причин они организовали Крестовый поход. Состоялся он в 1444 году. В нем приняли участие поляки, чехи, венгры, немцы, отдельная часть французских рыцарей.

Поход был неудачным для европейцев. Их разгромили под Варной мощные турецкие войска. После этого судьба Константинополя была предрешена.

Теперь стоит выделить военные причины падения Византии и перечислить их.

Неравенство сил

Правителем Византии в последние дни ее существования был Константин Одиннадцатый. В его распоряжении были довольно слабые военные силы. Исследователи считают, что они состояли из десяти тысяч воинов. Большая их часть представляла собой наемников из генуэзских земель.

Правителем Турецкого государства был султан Мехмед Второй. В 1451 году он сменил Мурада Второго. У султана была армия, состоящая из двухсот тысяч воинов. Около пятнадцати тысяч были хорошо обученными янычарами.

Сколько бы причин падения Византии ни было бы названо, неравенство сторон является основной.

Тем не менее город не собирался сдаваться. Туркам пришлось проявить немалую смекалку, чтобы достичь цели и завладеть последним оплотом Восточной Римской империи.

Что известно о правителях противоборствующих сторон?

Последний Константин

Родился последний правитель Византии в 1405 году. Его отцом был Мануил Второй, а мать - дочь сербского князя Елена Драгаш. Поскольку материнский род был достаточно знатным, сын имел право взять себе фамилию Драгаш. Так он и сделал. Детство Константина прошло в столице.

В зрелые годы он занимался управлением провинции Морея. На протяжении двух лет правил Константинополем во время отсутствия старшего брата. Современники описывали его как вспыльчивого человека, который все же обладал здравым рассудком. Он умел убеждать окружающих. Был достаточно образованным человеком, интересовался военным делом.

Императором стал в 1449 году, после смерти Иоанна Восьмого. Его поддержали в столице, однако он не был коронован патриархом. Все свое правление император готовил столицу к возможной осаде. Также он не прекращал поиск союзников в борьбе с турками и делал попытки примирить христиан после подписания унии. Таким образом становится понятно, сколько причин падения Византии. В 6 классе ученикам также объясняется, что послужило причиной трагических событий.

Поводом новой войны с Турцией послужило требование Константина увеличить денежный взнос со стороны Мехмеда Второго за то, что в византийской столице живет османский принц Урхан. Он мог претендовать на турецкий престол, поэтому представлял опасность для Мехмеда Второго. Султан не стал выполнять требования Константинополя, да и вовсе отказался выплачивать взнос, объявив войну.

Константин не смог получить подмогу от западноевропейских государств. Запоздавшей оказалась военная помощь папы.

Перед захватом византийской столицы султан дал возможность императору сдаться, сохранив себе жизнь и сохранив власть в Мистре. Но Константин не пошел на это. Существует легенда, что, когда город пал, он сорвал свои знаки отличия и ринулся в бой вместе с простыми воинами. В сражении погиб последний император Византии. Точных сведений о том, что случилось с останками погибшего, нет. Существует лишь масса предположений по этому вопросу.

Завоеватель Константинополя

Родился османский султан в 1432 году. Отцом был Мурад Второй, матерью - греческая наложница Хюма Хатун. После шести лет он долгое время прожил в Манисской провинции. Впоследствии он стал ее правителем. Взойти на турецкий трон Мехмед пытался несколько раз. Наконец ему удалось это сделать в 1451 году.

При султан предпринял серьезные меры по сохранности культурных ценностей столицы. Он наладил связь с представителями христианских церквей. После падения Константинополя венецианцам и генуэзцам пришлось заключить договоры о ненападении с Турецким государством. Соглашение также коснулось и вопроса свободной торговли.

После подчинения Византии султан взял Сербию, Валахию, Герцеговину, стратегические крепости Албании. Его политика распространилась на восток и запад. До самой смерти султан жил с мыслями о новых завоеваниях. Перед кончиной он намеревался захватить новое государство, предположительно Египет. Причиной смерти считается пищевое отравление либо хроническая болезнь. Случилось это в 1481 году. Его место занял сын Баязид Второй, который продолжил политику отца и укрепил Османскую империю. Вернемся к событиям 1453 года.

Осада Константинополя

В статье были рассмотрены причины ослабления и падения Византии. Завершилось ее существование в 1453 году.

Несмотря на значительный перевес в военной силе, турки осаждали город два месяца. Дело в том, что Константинополю помогали людьми, продовольствием и оружием извне. Все это перевозилось через море. Но Мехмед Второй придумал план, который позволил блокировать город с моря и суши. В чем заключалась хитрость?

Султан приказал разместить на суше деревянные настилы и смазать их салом. По такой «дороге» турки смогли перетянуть свои корабли в гавань Золотой Рог. Осажденные позаботились о том, чтобы вражеские корабли не попали в гавань по воде. Они преградили путь громадными цепями. Но греки не могли знать, что турецкий султан переправит свой флот по суше. Этот случай подробно рассматривается вместе с вопросом о том, сколько причин падения Византии в истории 6 класса.

Вторжение в город

Константинополь пал 29 мая того же года, когда началась его осада. Император Константин был убит вместе с большей частью защитников города. Столица былой империи подверглась грабежу со стороны турецкого войска.

Уже не имело значения, сколько причин падения Византии (в тексте параграфа можно отыскать подобную информацию самостоятельно). Важнее было то, что произошло неминуемое. Новый Рим пал через тысячу лет после уничтожения старого Рима. С этого времени в Юго-Восточной Европе установился режим деспотического гнета военно-феодального порядка, а также тягчайшего национального угнетения.

Однако не все здания были уничтожены во время вторжения турецких войск. У султана были планы на их использование в дальнейшем.

Константинополь - Стамбул

Решил не уничтожать город, которым так старались завладеть его предки, полностью. Он сделал из него столицу своей империи. Именно поэтому он дал приказ не разрушать городские здания.

Благодаря этому уцелел и наиболее известный памятник времен Юстиниана. Речь идет о соборе Святой Софии. Султан превратил его в главную мечеть, дав ему новое название - «Ая Суфия». Новое название получил и сам город. Теперь он известен под именем Стамбул.

Кто был последним императором? Сколько причин падения Византии? В тексте параграфа школьного учебника присутствует эта информация. Однако не везде указывается, что означает новое название города. «Стамбул» произошло из-за греческого выражения, которое турки исказили, когда завладели городом. Осажденные кричали «Ис тин полин», что означало «В городе». Турки подумали, что это и есть название византийской столицы.

Перед тем как еще раз вернуться к вопросу, в чем причина падения Византии (кратко), стоит рассмотреть все последствия захвата Константинополя турками.

Последствия завоевания Константинополя

Падение Византии и завоевание ее турками оказало громадное влияние на многие народы Европы.

Со взятием Константинополя ушла в небытие левантийская торговля. Это случилось из-за резкого ухудшения условий торговли со странами, которые захватили турки. Они стали взимать большие поборы с европейских и азиатских купцов. Опасными стали сами морские пути. Турецкие войны практически не прекращались, что сделало невозможным проведение торговли в Средиземном море. Впоследствии именно нежелание посещать турецкие владения толкнуло купцов искать новые пути на Восток и в Индию.

Теперь понятно, сколько называется причин падения Византии историками. Однако следует еще обратить внимание на последствия завоевания Константинополя турками. Тем более что они коснулись и славянских народов. Превращение византийской столицы в центр Турецкого государства повлияло на политическую жизнь в Центральной и Восточной Европе.

В шестнадцатом веке турецкая агрессия развернулась против Чехии, Польши, Австрии, Украины, Венгрии. Когда в 1526 году турецкое войско разгромило крестоносцев в бою при Мохаче, оно завладело основной частью Венгрии. Теперь Турция стала угрозой для владений Габсбургов. Подобная опасность извне способствовала созданию Австрийской империи из множества народов, которые проживали в бассейне Среднего Дуная. Во главе нового государства стали Габсбурги.

Угрожало Турецкое государство и странам Западной Европы. К шестнадцатому веку оно разрослось до огромных размеров, включая все североафриканское побережье. Однако западноевропейские государства по-разному относились к турецкому вопросу. Например, Франция видела в Турции нового союзника против династии Габсбургов. Чуть позже с султаном стремилась сблизиться и Англия, которая желала захватить ближневосточный рынок. На смену одной империи пришла другая. Многие государства вынуждены были считаться со столь сильным противником, которым показала себя Османская империя.

Основные причины падения Византии

По школьной программе вопрос о падении Восточной Римской империи рассматривается в средней школе. Обычно в конце параграфа задается вопрос: каковы причины падения Византии? Кратко в 6 классе предполагается обозначить их именно из текста учебника, поэтому ответ может несколько отличаться в зависимости от автора пособия.

Однако можно выделить четыре наиболее часто встречаемые причины:

  1. Турки владели мощной артиллерией.
  2. У завоевателей была крепость на берегу Босфора, благодаря которой они контролировали движение кораблей через пролив.
  3. Константинополь окружило двухсоттысячное войско, которое контролировало как сушу, так и море.
  4. Захватчики решились на штурм северной части городских стен, которые были менее укрепленными, чем остальные.

В кратком перечне названы внешние причины, которые прежде всего связаны с военным могуществом Турецкого государства. Однако в статье можно найти множество внутренних причин, которые сыграли свою роль в падении Византии.

mob_info