Мексиканские страшные сказки, или Мадонна с косой. Осторожно культ поклонения смерти Молитвы Санта Муэрте на каждый день

Семицветная свеча Смерти
Таким образом, всего за десять лет Санта Муэрте стала одним из важнейших религиозных символов, присутствующих в разных сферах жизни миллионов мексиканцев и тысяч мигрантов из Мексики и стран Центральной Америки. Хотя никто и не отрицает особой притягательности Костлявой для всех, связанных с преступным миром, - в том числе, и сотрудники правоохранительных органов, - целью этой книги является рассмотреть образ Святой Смерти во всем его неповторимом многообразии. Если мы сосредоточимся лишь на черной обетной свече – своеобразном «темном» аспекте святой, от нашего внимания ускользнут куда более популярные у верующих цвета – красный, белый и золотой: эти свечи зажигают те, чьи помыслы далеки от сферы «преступления и наказания»

Похожая на радугу, семицветная свеча в полной мере передает всю суть Могущественной Дамы. Такие свечи (кстати, это лидеры продаж) верующие обычно зажигают перед своей святой, когда просят о сверхъестественном вмешательстве в самые разные сферы жизни. Когда-то я купил одну такую свечу в Морелии, и теперь она стоит на моем столе возле принтера. На свече, обрамленная своеобразной «рамкой» из четырнадцати черепов, изображена Святая Смерть, держащая в руках пребывающие в равновесии весы, олицетворяющие справедливость и постоянство. В основании свечи, почти под краем балахона Скелетной святой, словно падающие капли, выступают буквы «MUERTE CONTRA MIS ENEMIGOS» («на погибель моим врагам») – это очень похоже на кровавые надписи из голливудских «фильмов ужаса».

Эту суровость немного смягчают изображение Прелестницы и обращенная к ней молитва с другой стороны свечи – к этой ипостаси святой прибегают, чтобы вернуть в семью блудного супруга или сожителя, или же просто в поисках защиты и покровительства. Заговор на возвращение мужа начинается со слов: «Прошу тебя (Санта Муэрте), чтобы (имярек) оказался у ног моих, покорился мне и сдержал свои обещания». Завершается эта молитва с размахом. «Я прошу твоего (Санта Муэрте) покровительства, исполнения моих желаний, и да будет так до моего последнего дня, часа и мгновенья». Изображенная на разноцветной свече Крестная, если обратиться к ней, совершит правосудие, восстановит справедливость, одолеет врагов, вернет неверного мужчину и исполнит множество иных желаний. Любуясь на все цвета обетной свечи, а не замыкаясь лишь на черном, мы лучше поймем причины стремительной популярности культа Святой Смерти в течении последнего десятилетия.

Именно обетные свечи разных цветов, будучи важнейшим элементом культа Белой Девочки, подсказали мне структуру этой книги. Каждый цвет символизирует какой-то духовный аспект, сферу взаимодействия святой с ее почитателями. Например, черная свеча сразу же вызывает ассоциации с «темной стороной» Санта Муэрте, - и действительно, обычно их освещают и ставят на алтарь чтобы отомстить врагам, навести порчу, - или же, напротив, для защиты от «черной магии» и происков недоброжелателей. Соответственно, каждая глава названа в честь одной из свечей, и изучает тот аспект культа, который она символизирует. В конце книги эти семь различных цветов сойдутся в единое целое, как семицветная радуга.

Хотя это и не самая популярная свеча в культе Святой Смерти, коричневая свеча осветит нам первую главу. Адепты культа прибегают к ней, чтобы развить проницательность и мудрость, или обрести новое знание – обычно такая свеча имеет несколько «землистый» цвет. Создается впечатление, что аргентинский Сан Ла Муэрте тратит гораздо больше времени и сил, нежели Санта Муэрте, помогая своим почитателям отыскать потерянные и украденные вещи. Похоже, что мексиканцы и жители Центральной Америки, не часто обращаются к помощи своей Скелетной святой для нахождений пропажи. Но когда они все же прибегают к ее помощи, правильным выбором для такого ритуала будет свеча кофейного цвета. В первой главе рассматривается происхождение Санта Муэрте (порой весьма таинственное) и история развития ее культа. Как получилось, что Мрачный Жнец в женском обличье, этот ужас западного мира, - стал предметом обожания миллионов латиноамериканцев и мексиканцев, живущих у себя на родине или же в Соединенных Штатах Америки? Является ли Прелестница метиской (то есть наполовину испанкой, наполовину представительницей коренного населения), или же она происходит непосредственно от ацтеков? Мудрость и проницательность, которые символизирует коричневая свеча, дадут нам ответ на эти и другие вопросы.

В отличие от коричневых, белые свечи в эзотерических магазинчиках и на лотках торговцев разлетаются как горячие пирожки - ведь именно они чаще всего используются на публичных ритуалах, вроде тех, что проводят Дона Кета и Давид Ромо. Чистота, защита, благодарность и посвящение – вот важнейшие атрибуты бесцветной свечи. Вспомним, что два самых распространенных прозвища Костяной Леди связаны с белизной, как с отсутствием цвета (Белая Девочка и Белая Сестра), и это, вкупе с иссиня-белыми костями ее скелета, делает белой нашу вторую главу. Пламя этой свечи прольет свет на верования и отправление культа. Базирующийся в изрядной степени на католическом обряде, культ Святой Смерти может похвастать множеством красочных ритуалов. Проанализировав верования – как сумму идей, лежащих в основе религии, - мы поймем, насколько культ Святой Смерти можно считать новым религиозным течением. Следует ли считать его жуткой разновидностью «народного» католицизма, - или же это относительно новое и автономное религиозное движение, свободное от католических «якорей» ? Возможно, наиболее значим следующий момент: верующий в ходе ритуала старается заставить Могущественную Леди сделать что-то от своего имени, - и все эти молитвы, паломничества и обеты почитателей активируют сверхъестественные способности их святой.

В то время, как прилавки и алтари заполнены белыми свечами, в интернет-магазинах и на лотках уличных торговцев очень редко можно встретить черные свечи, - да и продаются они весьма плохо. Из-за их дурной славы среди широкой публики, как инструмента «черной» магии и вредоносного колдовства, многие верующие,- даже те, кто регулярно использует черные свечи, - скорее всего делают это тайно, обезопасив себя от любопытных глаз. Тем не менее, на многих частных алтарях, что я посетил лично, или видел на фотографиях, - в том числе и на местах, где совершались преступления, - чаще всего встречались именно черные свечи. В любом случае, черные обетные свечи в Мексики и США – это, пожалуй, самый уникальный предмет культа Санта Муэрте.

Если вы хотите заручиться поддержкой Святой Смерти, чтобы уничтожить своих врагов, отомстить за реальные или воображаемые обиды, или сберечь партию кокаина, отправленную в Хьюстон или Атланту, то предложите ей черную свечу. Воспитанные в католической традиции, - вне зависимости от того, являются ли они верующими или нет, - большинство мексиканцев чувствует себя гораздо комфортней, обращаясь с подобными просьбами к народным святым, - ведь официально признанные святые, чего доброго, откажутся благословить партию наркотиков, или совершить иное «нехристианское» чудо того же порядка. Итак, «черная» третья глава будет посвящена связи Санта Муэрте с «преступлением и наказанием». Особое внимание будет уделено ее роли в нарковойнах, которые унесли более 34 тысяч жизней, с тех пор, как Фелипе Кальдерон в конце 2006 года стал президентом Мексики.

Наряду с черными и белыми свечами, в культе издавна применяются красные свечи, - это столь же популярный товар в Мехико и Соединенных Штатах. Как исследователь, я нередко сталкивался с неожиданностями и сюрпризами в ходе сбора материалов. До летней мексиканской поездки 2009 года у меня не было никаких идей относительно той важности, которой обладают красные свечи, и целей, которые они выполняют. Долгое изучение источников, в том числе газет, статей, интернет-журналов и сообществ верующих, буклетов и немногих академических исследований, не дало ничего, что указало бы на роль Санта Муэрте в качестве целительницы от любовных страданий, особенно для женщин и девушек Мексики и Центральной Америки. Например, тридцатидвухлетняя Роза – уборщица из Патскваро (Pátzcuaro), что в штате Мичоакан, поставила красную свечу на свой домашний алтарь в надежде, что Белая Сестра убережет ее саму и четверых ее детей от преследований со стороны бывшего мужа.

Символизируя любовь и страсть, красные свечи горят на алтарях от Чьяпаса (Chiapas) до Чикаго, где брошенные любовники и ревнивые подруги призывают святую (часто изображаемую в облике невесты), чтобы залечить сердечные раны или вернуть назад своенравного партнера.И действительно, первые упоминания о «скелетной святой» в ХХ веке связаны именно с эти ее аспектом. В своей книге «Сокровищница мексиканского фольклора» (1947 год) Фрэнсис Тур (Francis Toor) приводит несколько молитв к Санта Муэрте, где упоминаются скверно ведущие себя мужья. В классическом труде Оскара Льюиса «Дети Санчеса» (1961) жительница Тепито по имени Марта рассказывает американскому антропологу, что ее сестре Антонии рекомендовали обратиться к Святой Смерти, чтобы пресечь супружеские измены Криспина (мужа Антонии). "Когда Антония впервые рассказала мне о неверности Криспина, она упомянула о совете девять ночей подряд ровно в полночь молиться Санта Муэрте, поставив перед собой фотографию мужа и сальную свечу. Обещали, что еще до девятой ночи супруг забудет о своей пассии. Я покупала для сестры новену (молитву) у человека, продававшего их в нашем районе, поэтому и запомнила это»

Молитва, которую читала Антония, упоминается ранее – это просьба вернуть мужчину «к ногам» просящей. В честь красной свечи названа четвертая глава книги – в ней мы рассмотрим роль Могущественной Леди как помощницы в делах любовных, особенно как врачевательницы разбитых сердец (что актуально, в основном, для женщин) и наказать тех, кто с помощью магии вызывает у них сильные чувства (больше свойственно мужчинам).

Помимо трех основных цветов, посвященные Санта Муэрте золотые свечи успешно соперничают с белыми в борьбе за второе место по продажам в магазинах и киосках, и вместе с белыми чаще всего используются на официальных службах, в том числе в храме Доны Кеты и Церкви Давида Ромо. Золотой цвет традиционно связывают с деньгами, процветанием и изобилием. Вследствие экономического кризиса, сулящего невысокую зарплату, а то и вовсе грозящего увольнением, еще со времен Великой депрессии сотни тысяч, если не миллионы, мексиканцев, у себя на родине или в Америке, ставили золотые обетные свечи перед костлявыми ногами святой, моля о финансовом благополучии. Многие прихожане Доны Кеты с золотыми свечами в руках просят Могущественную Леди помочь им в поисках работы.

Святая Смерть, один из эпитетов которой - «дарующая работу», по праву считается покровительницей малого бизнеса в Мексике и в некоторых районах США. Тридцатичетырехлетняя Иоланда утверждает, что Крестная помогла ей открыть в Мехико парикмахерскую, и даже устроила там жертвенник святой, чтобы обеспечить постоянный наплыв посетителей. Благодарность Иоланды к ее покровительнице так велика, что она платит по $ 160 группе мариачи, чтобы они играли в честь Тощей на ежемесячной церемонии «четок». Интересно, что энергичная предпринимательница, до того как обратиться к Святой Смерти, просила благословения у Девы Марии Гваделупской и у Святого Иуды. Иоланда считает свою новую покровительницу более надежной, чем эти двое. «Золотая» пятая глава не только исследует роль святой как помощницы в бизнесе и подательницы благ, но и расскажет о ее роли в мексиканской экономике, где продажи ее религиозной атрибутики, а также футболок, толстовок, и даже теннисных туфель с ее изображением приносят многомиллионные прибыли.

Кроме финансовой сферы, к Сантисима Муэрте нередко обращаются как к божественной целительнице. В моей предыдущей работе, посвященной пятидесятникам и харизматическому движению в католицизме, я рассказал, как исцеление верой служит движущей силой и объясняет популярность этих направлений «духовного христианства». Один из величайших парадоксов культа Санта Муэрте состоит в том, что это олицетворение смерти связывают со спасением жизни и исцелением, а также наделяют чудесными целительскими способностями. Здесь Святая Смерть выступает не в качестве Мрачной Жницы, чья коса собирает обильную жатву из человеческих душ, но как Мать всех докторов, сращивающая сломанные кости и врачующая изувеченные тела. Шестая глава будет фиолетовой – ведь именно так выглядят ритуальные свечи, означающие чудесное исцеление.

Одним из любопытных парадоксов можно назвать большой акцент в культе на исцеление святой своих почитателей, при некотором дефиците лавандовых свечей в храмах и магазинчиках. Возможно, фиолетовому цвету, как сравнительно «новому», еще предстоит завоевать популярность у верующих, - или же страждущие чудодейственного лекарства предпочитают прибегать к традиционной семицветной свече, одним из цветов которой и является фиолетовый. Как бы то ни было, очередная фиолетовая свеча загорается, когда бедный, живущий в грязи и нищете мексиканец, молит Святую Смерть об излечении или даже о спасении жизни.

Отвечая запросам своих почитателей, на сегодняшний день Санта Муэрте выполняет одновременно множество дел. Словно бы ей недостаточно было роли врача, донатора, помощницы в делах сердечных, и мстительницы, она выступает перед своей паствой как олицетворение Закона. В поисках справедливого решения дела в суде, или же в случае возникновения проблем юридического плана, верующие ставят зеленые свечи перед Могущественной Дамой (часто изображаемой с весами правосудия в правой руке). Впрочем, в «зеленой» седьмой главе святая будет рассмотрена не в качестве судьи, но как сверхъестественная защитница или адвокат. Высшая судья, этой чести у своих почитателей она удостаивается за свою беспристрастность. Как божественный адвокат, Святая Смерть заинтересована в лучшем для своего почитателя исходе дела, а не в простом решении суда, в духе «виновен, или нет». В стране, где справедливость и равенство перед законом – часто недостижимая роскошь, миллионы мексиканцев считают, что только божественное вмешательство способно решить их юридические проблемы. И даже если сверхъестественная покровительница не поможет им выиграть дело, верующих утешает мысль о том, что рано или поздно их обидчики попадут под косу Мрачной Жницы.

Итак, эта семицветная толстая свеча превосходно выражает всю многоликость Скелетной Святой. Немудрено, что эти свечи (хотя они и самые новые из всех, используемых в ритуалах), наравне с красными, белыми и золотыми, - одни из самых продаваемых. Появившаяся, возможно, под влиянием свечи «семи сил» (siete potencias), применявшейся в ритуалах Сантерии (популярной на Кубе религии, берущей начало в африканских культах), - и привнесенной в Мексику извне кубинскими иммигрантами, эта радужная свеча передает всю невероятную силу Скелетной Святой. Пока страна переживает один из сильнейших за последнее десятилетие экономических кризисов, пока царствует насилие и ведется смертельная борьба с наркомафией, многие мексиканцы обращаются к Крестной, чтобы та помогла им в самых разных сферах жизни. Итак, давайте рассмотрим образ Святой Смерти во всем богатстве красок, не ограничивая себя одним лишь черным цветом.

Религия мафии, преступников, наркобаронов, полицейских, проституток и ещё более десяти миллионов людей - Святая Смерть не только обещает каждому апологету равный подход, но и парадоксальным образом учит смиряться с сложностями в собственной жизни и не накладывать на себя руки. Вы знаете этот культ по последнему фильму о Джеймсе Бонде и сериалу «Во все тяжкие». Наш мексиканский связной Карина Абдусаламова по заданию самиздата отправилась в путешествие по задворкам страны, чтобы найти корни и последователей культа Святой Смерти и узнать, во что они верят.

В полдень понедельника я стою среди блеющих коз, визгливых тропических птиц и урчащих шиншилл на главном ведьминском рынке Мехико Сонора. Колоритные сеньоры в расшитых юбках вальяжно расхаживают меж рядов беснующейся живности, выбирая то ли питомца для своих внуков, то ли жертву поупитанней для священных ритуалов. Продвигаюсь в сторону лавок с магическими свечами, куклами вуду и пластиковыми негритянскими младенцами народа йоруба. Наконец, среди чучел нелепо таксидермированных белок и сушёных скатов нахожу её - Санта Муэрте, или Святую Смерть. Десятки статуй разных цветов и размеров, с золочёными косами и в элегантных балахонах. Продавец с энтузиазмом спрашивает меня, что я ищу, но тут же теряет интерес, как только узнает, что на рынок я пришла за информацией. «Мы здесь только торгуем», - отсекает он. В другой лавке меня отсылают в павильон номер сто пятьдесят шесть, в котором работает медиум Святой Смерти, но который я, однако, нахожу закрытым. Девушка по имени Фанни участливо слушает мою отповедь о необходимости распространения славы Санта Муэрте в России, рассказывает мне о месте под названием Тультитлан, где находится главный храм Святой Смерти - место национального и международного паломничества нонконформистов от религии.

Культ Святой Смерти в стране начал активно распространяться в середине шестидесятых, предположительно в городе Катемако штата Веракрус, который снискал славу мексиканской столицы колдовства. Традиционные языческие верования аборигенов там живут в симбиозе с , религией афрокубинских рабов, завезённых в страну через главный порт Мексики, что находится в том же штате. Согласно легенде, образ Святой Смерти в красном балахоне привиделся одному из шаманов Катемако в сакральном сновидении, он понёс слово в народ, и вскоре верование начало обрастать атрибутами, свойственными культу: алтари и нелегальные церкви появились и в других штатах Мексики, а фигурки смерти наряду со статуями Иисуса, святого Иуды и Гваделупской девы вошли в массовое производство. Количество приверженцев Санта Муэрте неумолимо растёт: за последние двенадцать лет культ набрал более десяти миллионов последователей в стране и за её пределами. Однако и государство, и католическая церковь решительно настроены против обожествления смерти: на католических веб-сайтах публикуют видео с церемонии экзорцизма, куда приводят отступников от веры, заключивших пакт с дьявольскими силами.

Мексиканские священники не делают различий между дьяволом и смертью, считая все нетрадиционные религиозные секты богоборческой ересью. «Они думают, что обожествление смерти защитит их от смерти, - комментирует Хосе Луис Сегура, приходской священник церкви Ла Руана штата Мичоакан, - это то же самое, что верить, что обожествление скорпиона защитит от укуса другого скорпиона».

На репутации культа сказывается и то, что образ Святой Смерти пользуется необычайной популярностью у мексиканской наркомафии и криминальных элементов. Принято считать, что для Санта Муэрте не существует ни плохих, ни хороших - она защищает всех, кто обращается к ней за помощью, поэтому среди её поборников такое количество представителей маргинальных элементов: проституток, наркодельцов, воришек, бандитов, а также всех тех, чья профессиональная жизнь связана с риском - военных и полицейских. Некоторые последователи Санта Муэрте также поклоняются и другим, менее симпатичным персонажам вроде святого Хесуса Мальверде, покровителя наркоторговцев, или причисляют себя к смежным религиозным учениям вроде сантерии. Самый скандальный случай, к которому апеллируют противники Санта Муэрте, произошёл в 1989 году и связан с именем Адольфо де Хесуса Констансо - последователя африканской религии Пало Майомбе и лидера банды «наркосатанистов», организовавших серию убийств, тринадцать из которых были совершены в виде человеческих жертвоприношений. Среди религиозных атрибутов, найденных на ранчо, где проводились ритуалы, полиция обнаружила и статуи Санта Муэрте. С этих пор христиане не могут найти себе покоя, то и дело ставя в вину Святой Смерти новые фатальные происшествия. В 2014 году с деятельностью культа связали серию подростковых самоубийств, произошедших в небольшом городе Картахена де Мичапан в штате Веракрус. Как заявил местный священник Луис Лагунес Эрнандес, самоубийства непосредственно связаны с влиянием культа Святой Смерти, поскольку три из четырёх подростков, покончивших с собой, были из семей, члены которых состояли в культе. Однако других связей найдено не было, и заявление священника так и осталось недоказанным.


Нужно принять во внимание и другой важный факт: 90 % поборников Святой Смерти - ревностные католики, для которых вера в смерть есть не что иное, как продолжение веры в бога, символизирующего жизнь. Даже элементы поклонения Санта Муэрте унаследованы из католической религии: например, паломничество к месту Святой Смерти некоторыми адептами совершается на коленях со статуей святой в руках - точно так же, как совершается и паломничество к Деве Гваделупской, мексиканскому аналогу Девы Марии. А в одном из наиболее неблагополучных районов Мехико Тепито находится католическая церковь Санта Муэрте, в которой проводятся традиционные католические службы, с той лишь разницей, что по стенам развешаны изображения смерти - и ничего более. Санта Муэрте в интерпретациях самых смелых оказывается Девой Марией, другие считают Святую Смерть божьей слугой, третьи относятся к ней с нежностью и трепетом, называя её «белой девочкой», «худышкой» и «красавицей». И если образ смерти более или менее интерпретирован и понятен, то портрет её последователей имеет весьма размытые черты. Кто они? Аморальные преступники? Религиозные фанатики? Правдоискатели? Боятся ли они смерти? Какие у них вообще отношения с этой самой смертью? Ответы на эти вопросы я поехала искать в штат Мехико, который снискал дурную славу благодаря распространённой практике киднеппинга.


Поезд пригородной электрички прибывает на станцию Лечерия, откуда открывается портал в другое измерение - город Тультитлан с самой высокой статуей смерти в мире. Настолько высокой, что её даже занесли в книгу рекордов Гиннесса - двадцать два метра, почти в два раза выше стандартной хрущёвки. Окрестности Тультитлана, как песни группы Laibach, индустриальны и бесприютны: наполированные стальные трубы заводских махин возвышаются над хибарами без крыш, что разбросаны по пологим серым холмам. Если когда-нибудь город ещё внесут и в список всемирного наследия ЮНЕСКО, над формулировкой долго думать не придётся: «Тультитлан, богом забытый, смертью охраняемый». По дороге от станции до храма то и дело попадаются остановки с поэтическими названиями вроде Bello Horizonte - прекрасный горизонт - который на поверку оказывается бетонной стеной, обнесённой колючей проволокой. В автобусе стоит удушливая жара, неподвижные лица пассажиров покрыты испариной: мы сплавляемся по реке Стикс, ещё немного - и Харон подаст мне знак кивком головы: моя остановка.


Вход в святилище Санта Муэрте - через сувенирную лавку. Сам храм находится на свежем воздухе: по периметру его обрамляет частокол алтарей со скелетами, одетыми в пышные викторианские наряды различных цветов, а венчает эту процессию чёрная Санта Муэрте Гиннесса с руками, дружелюбно расправленными для объятий. Стена за спиной у гигантской статуи покрыта замысловатыми рисунками: взгляд приковывает портрет какого-то рэпера в белом пиджаке, похожего на тультитланского Паффа Дэдди. Он, как и статуя, стоит с расправленными руками, а сзади на него, кажется, бросается пантера. Среди других персонажей на стене также изображены две вариации Святой Смерти, в стиле ранних Wu Tang Clan, и женщина в головном уборе из розовых перьев. Рисунки на других стенах отсылают в дохристианскую историческую эпоху: шаманы с головами диких кошек, тотемы из черепов, пернатая змея Кецалькоатль - одно из главных божеств ацтекского пантеона.

У одного из алтарей молодая женщина стоит на коленях, её маленькая дочь бегает поодаль. Двадцатитрёхлетняя Норма соглашается поговорить со мной о том, как Святая Смерть вошла в её жизнь: «Три года назад в мастерскую мужа пришёл посетитель, который рассказал нам о Белой Девочке. Конечно, поначалу было немного страшно: я выросла в семье ревностных католиков, но любопытство перебороло страх. Я тогда пришла в храм и попросила её выполнить одну просьбу, и она выполнила. С этих пор я каждые восемь дней приношу красные яблоки к алтарю в знак благодарности».


Красные и жёлтые яблоки, цветы, сигареты, алкоголь и сладости - традиционные подношения Санта Муэрте. У алтарей стоят бутылки текилы, рома и агуардиенте, лежат недокуренные сигареты, леденцы на палочке и шоколадные медали - словно кто-то прервал вечеринку на середине и заставил гостей разойтись по домам. Норма говорит, что приверженность культу не мешает ей ходить в обычную церковь и верить в бога: «Как нам объясняют в этом храме, верить можно во всё что угодно, главное - с уважением относиться к святым. У меня есть отдельное место и для моей Девы Гваделупской, и для Белой Девочки. Иисуса я люблю, только сколько у него ни просила помощи, всё оставалось без ответа, а Святейшая Смерть мне сразу помогла». К Санта Муэрте приходят за разным: кто-то просит благополучия в семье, удачи, работы, здоровья и денег, а кто-то жаждет расправы - просит отомстить за близких или убрать конкурента. Считается, что Санта Муэрте помогает всем без разбору, однако проблемы начинаются, когда проситель не выполняет своего обещания перед святой. «Прося Святейшую о чём-либо, ты также обещаешь дать ей что-то взамен, когда она выполнит твоё желание. Многие в отчаянии дают обещания, которые не смогут выполнить. Конечно, это злит Девочку». Несколько месяцев назад муж Нормы официально прошёл обряд крещения Святой Смертью, теперь он один из её сынов. Однако получив желаемое - работу и деньги - он перестал посещать храм и вскоре ушёл из семьи в поисках лучшей доли. Последнее, что слышала о нём Норма - это то, что из-за проблем с алкоголем он уже потерял работу.


Другой апологет культа, шестидесятичетырёхлетний блюз-музыкант Рубен Гарсия, говорит, что у Святой Смерти он просит лишь покоя: «Люди боятся не смерти как таковой, а умереть недостойно. Если бы у каждого была возможность умереть безболезненно, с улыбкой на лице, разве смерти бы боялись?» Рубен, как и многие последователи культа, пришёл к Святой Смерти в момент отчаяния, когда многолетняя депрессия почти довела его до финального шага, однако этот шаг так никогда и не был сделан - спасла вера. Я спросила Рубена, знает ли он, насколько часты самоубийства среди приверженцев культа, убивают ли люди себя в жертву Святой Смерти. На что он ответил: «Католики и христиане только и думают о том, как бы спасти себя после смерти, мы же ищем спасение в самой жизни, просим у Санта Муэрте защиты и помощи, чтобы прожить наши жизни достойно. Я не знаком со статистикой, но если ты имеешь в виду массовые или идеологические самоубийства, как это случилось с Джонстауном* , то такого здесь не случается. Люди начинают верить в Святую Смерть, а через веру приходят к пониманию самих себя».

*Джонстаун - революционное самоубийство девятисот девяти человек из общины секты «Храм народа» 18 ноября 1978 года на северо-западе Гайаны. Деструктивный культ был создан американцем Джимом Джонсоном, массовое самоубийство цианидом произошло после того, как лидер секты приказал расстрелять пять человек, включая конгрессмена США Лео Райана. Один из самых известных массовых суицидов в истории.


Каждый мексиканец смотрел фильм «Макарио», экранизацию романа мистического писателя Бруно Травена о бедном крестьянине Макарио, который всю жизнь проходил голодным, отдавая еду своим детям. Заветной мечтой Макарио была индейка, которую он мог бы съесть целиком и в одиночестве, ни с кем ей не делясь. Когда Макарио вдруг получает такую возможность, он отправляется в лес, подальше от глаз любопытствующих, однако там с ним происходит ряд интересных встреч: сначала к крестьянину приходит сатана, который просит кусочек индейки, и получает отказ, затем появляется голодный господь бог - Макарио не делится и с ним, а вот когда смерть напрашивается на обед, ей крестьянин не отказывает, потому что перед смертью все равны.

Отношение к смерти как к подруге прослеживается и в другом традиционном мексиканском образе, Катрине, элегантно одетом скелете в шляпке. Её придумал иллюстратор-карикатурист Хосе Гуадалупе Посада в 1910 году. Образ Катрины стал реакцией на социальную несправедливость, которая царила в мексиканском обществе начала XX века. Катрина появляется в самом конце тридцатилетней диктатуры президента Порфирио Диаса, предзнаменуя начало Великой Мексиканской революции - главного символа борьбы за равенство в истории страны.


Для многих приверженцев культа поклонение смерти является оммажем религиозным верованиям ацтеков, у которых страха смерти в культуре не существовало. Празднование дня мёртвых (ночью с первого на второе ноября) - отголосок языческих традиций, переживших Кортеса с его двойной католической моралью. Смерть теряет смысл, если раз в год можно собраться на кладбище и попировать с мёртвыми. Мексиканской смерти веселье к лицу, потому что и того, и другого (и смерти, и веселья) в Мексике предостаточно.

Другим стратегическим агентом смерти для меня стала шестнадцатилетняя Эдит, которую я застала за собиранием подгнивших яблок у алтарей. Эдит работает в храме уже несколько месяцев, но Святая Смерть в её жизни присутствовала всегда - семейное влияние. Популярность культа Эдит объяснила следующим образом: «Ну смотри, вот возьмём, к примеру, шампунь от перхоти: ты его покупаешь, а от проблемы он тебя не избавляет. Купишь ли ты его ещё раз? Конечно же, нет. Так и со святой. Если бы она не исполняла желания, никто бы не возвращался обратно, но люди приходят снова и снова, приводят друзей и семью, потому что смерть действительно чудотворна. Конечно, случается и такое, что люди просят чего-то несбыточного, а потом приходят и жалуются, что их обманули. Так, на прошлой неделе приходил сеньор, который попросил Святую Смерть, чтобы она помогла ему в лотерею выиграть, так он целыми днями покупал билеты, вместо того, чтобы инвестировать эти деньги в какое-нибудь дело».


«Ну а с церковью католической что не так, бог что, желаний не исполняет?» - спрашиваю я. «В католическую церковь сейчас не ходят ради бога, туда ходят, чтобы друг друга обсудить. Сегодня тебе не позволяют даже зайти туда в драной рубашке, а что делать людям, у которых эта рубашка единственная? Неужели бог откажет бедняку только потому, что он не выглядит подобающе, или потому что от него плохо пахнет? Католическая церковь - это скорее про статус, чем про веру».

Эдит коротко рассказывает мне об иерархиях и предназначениях разных Смертей: та, что одета в роковой красный, помогает справиться с проблемами любовного характера, одетая в жёлтое отвечает за финасы, синяя - даёт знания, в одеждах цвета слоновой кости - защиту, та, которая с Иисусом на руках, называется «жалостливой», но я так и не поняла, помогает она всем или только в случаях если ты сын бога. Раскрывается и тайна мексиканского Пи Дидди, который оказывается не кем иным, как комендантом Пантерой, основоположником и крёстным отцом культа в Тультитлане. Храм был основан 27 декабря 2007 года с воздвижения статуи посреди глухого пустыря, а уже 31 июля 2008 года комендант Пантера был убит. Его мать, Энрикета Варгас, отчаявшаяся довести расследование, начатое оперативными органами, до конца, пообещала Санта Муэрте продолжить дело своего сына в случае если она раскроет ей имя убийцы. Всемогущая смерть помогла Энрикете узнать правду, а та в свою очередь начала выполнять данное обещание: возле гигантской статуи появился хоровод алтарей, затем были установлены лавочки для прихожан, заасфальтирована территория храма, а Энрикета превратилась в крёстную мать культа.


Внезапно все поднимаются со своих мест. Я вижу женщину лет пятидесяти, три элемента одежды которой составляет леопардовый принт - конечно, так должна выглядеть мать коменданта Пантеры! Сначала она собирает вокруг себя всех детей, обнимая и целуя каждого - Мэри Поппинс от Святой Смерти. Затем начинается официальная часть. Служба открывается словами: «Здесь нет ни военных, ни полиции, ни преступников, все здесь собравшиеся - братья друг другу». Кто-то протягивает мне подтаявшую шоколадную вафлю. Затем появляются музыканты с барабанами и морскими раковинами, Энрикета приближает микрофон ко рту испуганной девочки лет пяти, даёт знак, и та испускает истошный вопль «СААААНТААА МУУУУУУЭЭЭЭЭРТЕЕЕЕ». Музыканты наигрывают языческую мелодию, и эпизод с девочкой повторяется (четыре раза), затем крёстная мать просит Святую Смерть дать всем здоровья и сил. Я закрываю глаза и даю языческим мелодиям унести меня во времена императора Моктесумы Первого, который ещё не знает, что скоро к берегам его плодородных, свободных земель причалят корабли заносчивых колонизаторов. Они привезут свинину, и есть лысых собак станет уже не модно. Они привезут новые болезни, и даже убивать половину коренного населения не придётся. Они привезут католицизм, и все станут виновны. Всем станет стыдно, всем будет страшно. Праздники в честь Миктлантекутли, бога смерти в ожерелье из человеческих глаз, будут запрещены. Веселье будет отменено. Памятники будут разрушены. Еретики уничтожены. Музыка смолкает. До меня доносится разговор двух сеньор - они собрались вместе идти на службу в другую, теперь уже католическую церковь.

¡Que vive Santa Muerte! (Пусть живёт Святая Смерть) - кричит Энрикета в микрофон. «Пусть живёт Святая Смерть!» - отвлёкшись от разговора, вторят ей сеньоры.

САНТА МУЭРТЕ (исп. Santa Muerte - Святая Смерть) - современный религиозный культ, распространённый в Мексике и США и заключающийся в поклонении одноимённому божеству, персонифицирующему смерть. Разновидность современной танатолатрии.

Истоки возникновения
Культ Санта Муэрте является синкретическим и происходит из смешения элементов мифологии аборигенов Мексики (главным образом ацтеков и майя) с католицизмом.
«Смерть как часть жизни», — древние индейцы почитали богов смерти и тьмы — Mictecacihuatl (Миктлансиуатль – распространено в русском произношении) и ее мужа Miccailhuitontli (Миктлантекутли). Главный их праздник проходил 24 июля-12 августа. Но почиталась более Миктлансиуатль, ей приносили дары и сооружали стены из черепов - цомпантли. Храм этих богов находился в центре современного Мехико и назывался Теночтитлан.
Миктлансиуатль, которая правила вместе с мужем в 9-ой преисподней Миктлана, изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, была наряжена в юбку из гремучих змей. В течение нескольких столетий Церковь подавляла процветание культа смерти со времен конкистадоров, но богиня это пережила.
Для мексиканцев поклонение божествам смерти в немалой степени традиционно, о чём свидетельствует широкое распространение празднования особых «Дней Мёртвых» среди католического населения страны, однако лишь среди приверженцев культа в настоящее время распространено собственно почитание Смерти как божества. Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию.

Суть веры
Поклонники Санта Муэрте считают, что молитвы, обращённые к Смерти, способны дойти до «адресатки», и что она способна исполнять желания. С этой целью устраиваются особые часовни, воздвигаются статуи божества (представляемого обычно как одетый в яркое платье женский скелет) и совершаются жертвоприношения (наиболее часто Смерти преподносятся алкогольные напитки, сигары и шоколад). С резким взлетом преступности в прошлом веке, в бедных районах Мехико — Тепито, стала распространяться вера, основанная на древнем культе и католическом духе. Привлекательным для населения бедных кварталов, составляющих основную массу последователей культа, является утверждение о равенстве перед Санта Муэрте всех людей, в том числе находящихся не в ладах с законом.
Приверженцы культа утверждают, что Святая Смерть творит чудеса, помогая прокормить семью, избавляя от страшных болезней, помогая выжить в преступном мире. Они отказываются от помощи Церкви, утверждая, что Святая Смерть не делает ни для кого исключения, перед ней все равны: и проститутка, и продавец пиратских дисков, и убийца, а Католическая церковь только наказывает, но не помогает.
Приверженцы культа, видят смерть, как нечто неоспоримое в жизни, естественный закон, который должен быть принят. И ее почитают больше Иисуса, так как именно смерть забрала его, следовательно, она сильнее бога. Считается, что она помогает там, где другие святые бессильны.
Часть представителей культа объединяет так называемая Традиционная Католическая Церковь Мексики и США. Основатель - Давид Ромо. Первый приход этой организации появился в 1999 году.
Приверженцы культа построили много часовен, внутри их ставят зловещие фигуры скелетов в длинных одеждах с косами Смерти. В каждую первую ночь месяца в Тепито проводится месса с благословением.

На алтаре часовни часто стоят 3 ее статуи разных цветов:
1. Белая Смерть — символизирует чистоту, невинность. Она предстает в белом платье и с атрибутами Девы Марии: символика чистоты и невинности противоречит традиционному восприятию смерти как «плода греха». Отсюда еще одно ее название - Белая Девочка.
2. Золотая Смерть - благоденствие.
3. Черная Смерть — сила преодоления жизненных препятствий.

Прихожане вместо креста носят золотую или серебряную подвеску Смерти с косой на уровне сердца. Золотой амулет закаляют для действенности на огне свечи, ставят рядом стакан воды и читают молитву к Святой Смерти.
На золотой амулет читают:
«Oh Santísima Muerte, yo te invoco para que a través de tu imagen me libres de todos los peligros, ya sean materiales o de embrujamiento y que a través de esta flama sagrada purifique mi cuerpo de toda salación y maldición y que a su vez venga el amor, la paz y la abundancia. Que así sea». (О святейшая смерть, я призываю тебя для освещения использования изображения твоего для меня, освободи от всех опасностей, будь то разбой или колдовство, через этот священный огонь очисти талисман, убери с меня проклятие, дай мне счастье, мир и изобилие. Да будет так).
Чтобы зарядить серебряный амулет смерти, его на ночь кладут под свет луны на белые камни. Ранним утром заворачивают в белую тряпку и, окуривая благовониями, читают:
«Santísima Muerte yo te suplico que a través de tu poder infinito compartas conmigo tus bendiciones y me libres de todos los peligros habidos y por haber, abre los caminos por muy difíciles que estos sean, que no sea presa de la traición y de la envidia. Gracias Santísima Muerte por haberme escuchado». (Святейшая смерть, прошу через твою бесконечную власть, дели со мной свои благословения и освободи меня от всех опасностей имеющихся или могущих настать, раскрой для меня пути, отведи предательство и зависть. Спасибо за внимание Святой Смерти).
После этого, носящие избегают, чтобы чужие руки притрагивались к медальону, стараются его не мыть (или очень аккуратно белой тряпочкой с лосьоном). Нежелательно также иметь более 2-х ее изображений (число 2 и другие нечетные, логично почитаются в этой религии).
При этом, приверженцы религии настаивают, что их культ не имеет ничего общего с черной магией ипродолжают считать себя правоверными католиками.

Отношения с властями и другими конфессиями
Церковь осуждает культ, настаивая на отсутствии связи между Санта Муэртэ и христианством, но поскольку в стране свобода вероисповедания - его приверженцев не преследуют.
Но, культ преследуется властями Мексики, как сатанинский, против представителей культа периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти. Власти штата Нуэво-Ларедо, например, разрушили более 30 придорожных часовен. Параллельно с этим, уже стали появляться сочувствующие этой религии политические партии, да и сами прихожане периодически устраивают протесты и отказываются голосовать на выборах депутатов, выступающих против признания этой религии.
Тем временем, количество последователей Святой Смерти продолжает неуклонно расти, и по некоторым оценкам, в одной только Мексике Мадонне с косой поклоняется уже свыше 5 000 000 человек. Помимо Мексики, культ нашёл распространение в Южной Америке и США среди латиноамериканской диаспоры и даже в рядах населения англосаксонского происхождения.

Ее часто изображают с косой, весами и земным шаром в руках - это символизирует, что ей подвластные все люди на планете. В сознании человечества нет образа более яркого, более сильного, поэтому люди склонны связывать с ней всё, что вызывает у них особенно сильные эмоции – salto mortale, любовь до гроба, la petite mort …

В этой статье, речь пойдет о Санта Муэрте, одной из нескольких самых оригинальных потусторонних мексиканских фигур, наряду с Девой Марией Гваделупэ и Иисусом Мальвердэ , к которым все чаще обращаются мексиканцы в последнее время.

Образ смерти, пожалуй самый универсальный и наличествующий в любой культуре и любой мифологии, каждого народа. В конце концов, если работа прочих божеств "на первый взгляд как будто не видна", смерть всегда на трудовом посту - без отпуска и выходных. Более того, бог смерти – всегда один из самых ярких персонажей: Яма, Анубис, Аид - ребята весьма колоритные.

Культ Санта Муэрте, является синкретическим, существует уже три столетия и распространен по всей Мексике. Первые упоминания о культе относятся ещё к XVII столетию. Он возник в результате сплава католичества с остатками местной ацтекской религии, в которой поклонялись Венере (планете) как могущественному божеству смерти. Как считается, она охраняет от мучительной или преждевременной кончины и особо почитаема среди представителей мексиканских наркокартелей .

В Мексике вообще интересное отношение к смерти. Так, на День мертвых в домах выставляют развеселые скелеты - символы умерших, на пару часиков заглянувших к близким, чтобы вместе попраздновать и предаться воспоминаниям.

Однако Санта Муэрте, к слову до недавнего времени неизвестная большинству мексиканцев, выделяется эпатажной манерой одеваться - поклонникам она представляется женским скелетом, наряженным в яркое платье и украшенным цветами. Иногда она ещё носит корону. В общем "глупая и нелепая смерть" - это не про неё, Санта Муэрте всегда при полном параде. Облаченная в балахон и сжимающая косу в костлявой руке, в другой усыпанной драгоценностями руке, эта святая сжимает в своих руках весь мир.

В каждую первую ночь месяца в квартире блочного дома баррио «Тепито», проводится "месса" с благословением. Еще пару лет назад в этом участвовало несколько десятков человек, сейчас же их число резко увеличилось. Всякий, до кого доходит очередь поклониться изображению смерти, останавливается на время, встает на колени и целует витрину, в которой хранится изображение Смерти. В храмах Святой Смерти есть два ее изображения: в виде женского скелета в саване с косой, совой и глобусом в руках или в виде бледной молодой девушки в белом платье (поэтому Святую Смерть еще называют Белой Девочкой).

Согласно легенде, изначально люди не знали смерти и, страдая от тягот усталости от бесконечной жизни, обратились к Богу с просьбой принести им избавление. Бог явился к избранной им юной прекрасной девушке и сказал, что по его воли отныне она станет Смертью, бестелесным духом, подводящим черту под человеческой жизнью и дающей передышку от страданий и тягот земного пути. И немедленно тело ее распалось, прекрасное лицо обратилось в голый череп и Смерть, получив из рук Бога косу, отправилась в свой путь по земле...

Мексиканцы, которые составляют абсолютное большинство её поклонников, верят, что Черная Госпожа может помочь как в вопросах восстановления справедливости (например, убить обидчика, ну или хотя бы устроить ему приступ несварения желудка), так и в сердечных делах (приворот, отворот, возвращение мужа в семью - полный набор потомственного мага). Надо сказать, молятся ей главным образом те, на кого прочие божества давно забили - разнообразные асоциальные личности от карманников до проституток. Но харизма постепенно помогает ей завоевывать всё новых и новых почитателей среди более уважаемых граждан, так что её социальный престиж постоянно растет.

Она одинаково справедлива, одинаковой мерой меряет всех: богатых и нищих, тех кто прозябает и тех, кто стоит на вершине власти, больных и здоровых, умных и глупых. Именно справедливость и беспристрастность Сантиссимы Муэрты сделали ее самой популярной святой в среде бедноты и тех людей, которые чувствуют себя совершенно беспомощными против нападок сильных врагов. К ней обращаются в самых отчаянных ситуациях, когда уже никто и ничто не может помочь - и Святая Смерть, взвесив меру ваших страданий, может обернуть их в такое же количество радости.


Но самые востребованные ее «таланты», это способность даровать просящему деньги и удачу в любви. На рынках Мексики на прилавке почти у каждого торговца можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами; или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами. Предприниматели получают от Святой двойную помощь: она и деньги к ним привлекает и происки конкурентов и разных государственных карающих органов отсекает. Сплошная польза!

Особенно покровительствует Муэрта тем людям, которые вынуждены работать ночью (это самое ее время!) или работа которых связана с опасностями: члены наркокартелей , таксисты, полицейские, водители, продавцы в ночных магазинчиках, танцовщицы в ночных клубах - у многих из них можно увидеть образки святой Смерти или татуировки с ее изображением.

Культ Святой Смерти не проповедует, подобно христианству, смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а наоборот - дает адепту уверенность и силу отстаивать свои права.

Первый храм Сантиссимы Муэрты (Santissima Muerta) был открыт в Мехико в 1999 году. Культ, начавшийся с пары сотен последователей, сейчас насчитывает более двух миллионов. Сегодня ей поклоняются по всей Мексике, ее символы можно встретить и на углах улиц, и во многих домах. И хотя католическая иерархия страны борется с поклонением "Санта Мауэрте", статуэтки скелета в плаще и с косой в руках часто встречаются со статуями святых в мексиканских домах, а также в неофициальных уличных часовнях и молельнях. Отношение к культу у правительства Мексики двойственное. С одной стороны, этот культ как бы не одобряют, типа, это суеверия отбросов общества, людей из низшего класса, культурному и образованному человеку стыдно верить в Святую Смерть и нужно, дабы быть пристойным и социально приемлемым, в католическую церковь ходить. Но, с другой стороны, с негласной поддержки властей, культ существует и развивается - потому что эти самые представители власти видят силу Святой Смерти и сами прибегают к ее помощи.

Но не только в Мексике, но и в благополучной Калифорнии молодые люди зажигают свечи в память о Санта Муэрте и делают татуировки с ее изображением - от маленьких до огромных. Несколько лет назад мексиканское министерство внутренних дел вычеркнуло Санта Муэрте из списка законных святынь - но это ничего не изменило. В киосках продают видеопособия, обучающие, как надо молиться Смерти, и даже модные интеллектуалы начали говорить, что этот культ muy autentico - подлинный. Для тех, кто будучи в Мехико, хотел был посетить эти места, вот адреса: Santuario Nacional de la Santa Muerte (cl. Bravo 35, 10.00-18.00 ma-vi, 11.00-18.00 do, metro Morelos) и алтаря (metro Tepito). А вот сайт:

Женщина с косой – один из самых распространенных образов смерти, который в большинстве случаев не воспринимается серьезно. Исключением можно назвать мексиканцев, которые поклоняются смерти, именуемой Санта Муэрте. Есть много храмов, посвященных этому божеству, и многие в своем доме имеют статуэтки для поклонения.

Культ Санта Муэрте

Современное религиозное направление, подразумевающее поклонение Святой Смерти, распространено в Мексике и Америке. Санта Муэрте – это синкретическое течение, в котором смешан католицизм и мифологические представления аборигенов Мексики. Первые упоминания об этом культе связаны с XVII столетием. Поклонники Санта Муэрте уверены, что обращаясь к Смерти в молитвах можно улучшить свою жизнь.

Санта Муэрте - религия, подразумевающая создание специальных часовен, где центральной фигурой является статуя божества, которая в большинстве случаев представлена женским скелетом в красных одеяниях. Люди приносят в дар жертвоприношения, которые для многих кажутся странными, поскольку это алкоголь, сигареты и сладости. Власти Мексики преследуют культ, как сатанинский, но приверженцы культа исключают связь с .


Санта Муэрте – легенда

Есть интересная легенда, связанная с культом Санта Муэрте, согласно которой люди не знали о смерти и, переживая тягости жизни, они обратились к Господу, чтобы он избавил их от трудностей. Бог пришел к избранной девушке и сказал, что по его воли она станет Смертью – бестелесным духом, который будет подводить итог человеческой жизни. В этот же миг тело девушки распалось, и ее лицо превратилось в череп. Ангел Смерти Санта Муэрте получил в руки косу. Поскольку Смерть связана с Господом, многие люди сначала обращаются к Иисусу, чтобы он дал разрешение на молитву.

Люди, чтобы сообщить о своем поклонении Святой Смерти, носят на груди вместо крестика ее образ. Популярностью пользуются татуировки с изображением этого божества. Культ Святой Смерти предлагает несколько образов, которые олицетворяют собой всесилие Санта Муэрте. Самый популярный рисунок – лицо женщины, на котором видны элементы черепа. В области рта изображают линии, похожие на швы, в ушах серьги-кресты, а на голове розы, вплетенные в волосы. Мексиканский культ Святой Смерти предлагает следующие значения татуировки:

  1. Часто люди наносят на свое тело образ, чтобы , необходимую в разных ситуациях.
  2. Помогает тату от разных заболеваний, причем даже в безнадежных ситуациях.
  3. Бедные слои населения используют рисунок, чтобы стать богаче.

Санта Муэрте – обряды

Главный ритуал, посвященный Святой Смерти, схож с католическим обрядом. В первый день каждого месяца верующие сходятся к алтарю, выставленному в одном из домов, расположенном в пригороде столицы Мексики. Некоторые последователи Санта Муэрте преодолевают путь к месту моления на коленях. Многие верующие курят возле алтаря марихуану, которая имеет прямое отношение к Святой Смерти. Совершая коллективные молитвы, люди просят для себя лучшей жизни.

Есть ритуалы Санта Муэрте, которые люди проводят самостоятельно для получения помощи от божества. Есть простой обряд, чтобы преуспевать в любом деле и проводится он по такой схеме:

  1. Перед алтарем Санта Муэрте поставьте тарелку белого или синего цвета, а на нее поместите стакан с водой, в который положите монету и семь ложек сахара. Вокруг стакана поставьте семь свечей синего цвета.
  2. На белом листе бумаги напиши свое ФИО, дату рождения и просьбу, которая может касаться любой сферы. Помолитесь своими словами и положите записку под стакан воды.
  3. Зажгите свечи по часовой стрелке от спички и скажите представленный заговор.

Молитвы Санта Муэрте на каждый день

Согласно верованиям мексиканцев Святая Смерть помогает в разных вопросах, но чаще обычного к ней обращаются в вопросах восстановления справедливости и для обретения любви. Молитвы Санта Муэрте помогают всем людям независимо от положения в обществе или возраста, поэтому ее культ особенно популярен среди бедных мексиканцев. Каждые день перед алтарем люди просят помощи в решении проблем, связанных с деньгами. Божество настраивает своих приверженцем на отстаивание собственных интересов и на движение вперед.

mob_info