Литературно-исторические заметки юного техника. Ю.Ф

Юрий Лисянский (1773-1837). Художник В.Л.Боровиковский

Сегодня исполняется 245 лет со дня рождения Юрия Фёдоровича Лисянского –моряка и исследователя, соратника Крузенштерна, одного из руководителей первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов. Фактически Лисянский стал первым нашим соотечественником, совершившим плавание вокруг земного шара.

Юрий Лисянский родился 13 августа (2 августа по старому стилю) 1773 года в городе Нежине в семье священника. В возрасте 10 лет он был принят в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Во время учёбы он подружился с эстляндским немцем Адамом (Иваном) Крузенштерном – позже их имена навсегда останутся в истории и будут стоять рядом.

Выпуск Морского кадетского корпуса 1787 года оказался досрочным, так как началась война со Швецией. Гардемарин Лисянский был назначен на 32-пушечный фрегат «Подражислав», на котором участвовал в Гогландском сражении, в боях у Эланда и Ревеля. В 1789 году его произвели в мичманы, а в 1793-м – в лейтенанты.

В том же 1793 году Юрия Лисянского в числе шестнадцати лучших офицеров направили в Англию для службы волонтером в британском флоте. В мае 1794 года он отправился в Северную Америку, где вместе с Крузенштерном принял участие в боевых действиях против французского флота. Во время пребывания в Филадельфии Лисянский встречался с президентом США Джорджем Вашингтоном. Лисянский много путешествовал, в Вест-Индии едва не погиб от жёлтой лихорадки. Летом 1796 года он вместе с Крузенштерном и Баскаковым на фрегате «Клеопатра» вернулся в Англию. Затем новые путешествия – остров Св. Елены, Южная Африка, Индия… «Моё намерение, - писал Лисянский брату, - есть остаться у мыса Доброй Надежды на четыре или пять месяцев, дабы познакомиться с Африкой, а особливо с оконечностью оной, которая весьма нужна для плавающих к востоку оной, я думаю, что через сие не буду в дураках»… Лисянский вернулся в Кронштадт в 1800 году после семи лет отсутствия на родине. К тому времени он имел чин капитан-лейтенанта и в свои 26 лет считался одним из самых опытных офицеров Российского флота. Лисянского сразу же назначили командиром фрегата «Автроил», а в ноябре 1802 года его за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях наградили орденом Святого Георгия 4-й степени.

Шлюп «Нева» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен

Звёздный час капитан-лейтенана Ю.Ф.Лисянского – первая русская кругосветная экспедиция 1803-1806 годов. В ней Иван Крузенштерн командовал шлюпом «Надежда», а Юрий Лисянский — шлюп ом «Нева ». Об этом плавании написано много и нет смысла здесь рассказывать о нём подробно (желающим можем рекомендовать, например, статью в журнале «!OCEAN» #10 за 2017 г.). Отметим лишь, что Лисянский открыл один из Гавайских островов , по сей день носящий его имя (остров Лисянского , США). За свои заслуги он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

Портрет Ю.Ф.Лисянского, около 1810 г. Гравюра А.Ухтомского по оригиналу Кардена

По возращении из путешествия Лисянский женился на вдове петербуржского чиновника; семья воспитала шестерых детей. В 1807-1808 годах — служба на Балтике, Лисянский командует кораблями «Зачатие Святой Анны », «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов, участвует в боевых действиях против Англии и Швеции. Но в 1809 году он выходит в отставку в чине капитана 1 ранга. Одной из причин отставки стал отказ военного ведомства профинансировать издание путевых записок Лисянского. В итоге он опубликовал книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году (два тома и атлас карт и рисунков) на собственные средства. В России она осталась практически не замеченной, зато её перевод, изданный в 1814 году в Лондоне, получил признание и высокую оценку специалистов.

Лисянский, Юрий Фёдорович

Основные события

Кругосветное плавание

Вершина карьеры

Капитан І ранга

Орден св. Георгия 4-го класса

Юрий Фёдорович Лисянский (13 августа 1773, Нежин - 6 марта 1837, Петербург) - первый российский кругосветный мореплаватель, капитан 1-го ранга (1809), исследователь Тихого океана. В качестве командира шлюпа «Нева» совершил первое русское кругосветное плавание (1803–06)

Биография

Детство

Родился 2 августа 1773 г. в Нежине. Воспитывался в морском кадетском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины.

Служба

В 1788 г., участвовал в войне со Швецией, в ходе которой был в крейсерстве у Гельсингфорса и на корабле «Подражислав» сражался в Гохландском морском бое. Став в 1789 г. мичманом, находился почти во всех основных битвах со шведами на море до окончания войны в 1790 г. В 1793 г. Лисянский стал лейтенантом и в том же году, по велению императрицы Екатерины II, отправлен в числе 16-ти морских офицеров в Англию служить в британском флоте для продолжения образования.

Четыре года совершенствуясь в мореходном деле, участвовал в битвах англичан против республиканской Франции. Особенно был отмечен при захвате в плен французского корабля «Элизабет», хотя и был при этом контужен, сражался с пиратами у берегов Северной Америки.

Ездил по США, некоторое время находился в штате Филадельфия, где имел возможность видеть известного президента США Джорджа Вашингтона, после этого был в Вест-Индии, где охранял английские караваны у побережья Южной Африки и Индии. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, получил звание капитан-лейтенант и назначен командиром фрегата «Автроил». В 1803 г., по совокупности заслуг, за 18 морских кампаний, ему был вручен орден святого Георгия 4-го класса.

Кругосветное плавание

Маршрут кругосветного плавания с указанием путей «Невы» и «Надежды»

В 1803 году, Лисянский съездил в Лондон, по поручению Российско-Американской компании, для покупки двух шлюпов, которые были приведены им в Кронштадт. Оба шлюпа были назначены в кругосветную экспедицию под руководством его однокашника и друга по Морскому корпусу Крузенштерна. Летом 1803 года оба корабля «Нева» и «Надежда» были готовы к плаванию. Их путь начался с кронштадтского рейда, после чего оба шлюпа - «Надежда» под командой Крузенштерна и «Нева» под командой Лисянского - 26 ноября 1803 г. первый раз в истории российского флота пересекли экватор.

Затем, потеряв из-за тумана «Надежду», «Нева» летом 1804 года пришла к острову Кадьяк, после чего больше года ходила у берегов Северной Америки. Мореплаватели оказали помощь начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову и местным поселенцам в возвращении и восстановлении взятого и разоренного тлинкитами города Новоархангельска, провели научные наблюдения и работы по гидрографии.

Возвращаясь они открыли новые, ещё не нанесенные на карты острова, которые получили названия о.«Лисянского» и о.«Крузенштерна».Примечательно, что остров имени Лисянского, был назван так по желанию команды «Невы». Летом 1805 Лисянский отправился на «Неве» с грузом пушнины в Китай и, уже в ноябре зашел в порт Макао, где встретился с Крузенштерном и его «Надеждой». Впрочем, вскоре после отправления кораблей к мысу Доброй Надежды, они вновь пошли раздельно и опять из-за сильного тумана.

Следуя самостоятельно, Лисянский первым в истории мирового мореплавания сумел провести судно без захода в порты и стоянок от берега Поднебесной до британского Портсмута. Летом 1806 «Нева» под командованием Лисянского, раньше «Надежды» Крузенштерна вернулась в Кронштадт.

В путешествии, Лисянский заново проверил карты Гаспарского и Зондского проливов, внес уточнения в очертания Кадьяка и ещё нескольких островов, у северо-западного побережья Аляски.

Лисянский и экипаж «Невы» стали первыми российскими кругосветными путешественниками. Крузенштерн привел «Надежду» в Кронштадт, только через две недели.

За кругосветное плавание, Лисянский получил звание капитана 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3 000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10 000 руб.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) - Флорианополис (Бразилия, Португалия) - Остров Пасхи - Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (Аляска, Россия) - Кадьяк (Аляска, Россия) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) - Кронштадт (Россия).

После кругосветки

В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля «Эмгейтен».

В отставке

Могила Лисянского

8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал свое «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг.» (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.

Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).

Семья

Один из сыновей Лисянского - Платон Юрьевич, пошёл по стопам отца, стал морским офицером и дослужился до чина адмирала (1892)

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества.

Сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе, чрезвычайно скромного».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным.

Увековечивание памяти

В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:

  • необитаемый остров Лисянского в Гавайском архипелаге, открытый им 15 октября 1805 года во время первого русского кругосветного плавания;
  • мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски (1883);
  • бухта Лисянского. Название дано в 1888 году Бюро рыболовства США. Изменено в 1929 году Береговой охраной США на Барлинг;
  • залив в Александровском архипелаге (1908);
  • подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949-1955 годах;
  • полуостров на северном побережье Охотского моря, на крайнем востоке Хабаровского края;

    Марка посвященная Лисянскому

  • река в Александровском архипелаге, названная по заливу Лисянского (1955).
  • улица и сквер в г. Нежине Черниговской обл. (Украина)
  • В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол продолжает работать, в 2008 году он получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года.
  • В 1974 году в г. Нежине Черниговской обл. (Украина) был установлен памятник в одноименном сквере в центре города рядом с домом, где родился Ю. Ф. Лисянский и церковью, где он был крещен и где служил протоиереем его отец.
  • В 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В 1998 году, в честь 225-летия со дня рождения Юрия Лисянского, Почта России выпустила марку, посвящённую этому событию, а Почта Украины - серию почтовых марок.
  • Почта России в 2003 году выпустила марку в честь 200-летия экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
  • В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320(VP-BZQ).
  • ЛИСЯНСКИЙ, ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ (1773–1837) – русский мореплаватель, капитан 1 ранга (1809), исследователь-гидролог, известный путешественник.

    Родился 2 августа 1773 в семье протоиерея в г.Нежин. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И.Ф.Крузенштерном .

    В 1786 в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав» Балтийского флота. На нем же он получил боевое крещение в Голландском сражении во время русско-шведской войны 1788–1790, в которой 15-летний гардемарин участвовал в нескольких сражениях.

    В 1789 был произведен в мичманы. В 1793 – в лейтенанты и направлен в числе 16 лучших офицеров в Англию. Там четыре года совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях англичан против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки. Путешествовал по США (лично видел первого президента США Джорджа Вашингтона), затем был в Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии.

    В 1797 вернулся в Россию, 27 марта произведен в капитан-лейтенанты. Вместе с новым чином получил назначение командиром на фрегат «Автроил». В ноябре 1802 за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях был награжден орденом Георгия 4-й степени. В это время Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799 в целях освоения территории Русской Америки, Курил и др. островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из ее руководителей и командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения.

    К лету 1803 года шлюпы «Нева» и «Надежда» были готовы к отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом «Надежда» было поручено капитан-лейтенанту Крузенштерну. Его однокашник по Морскому корпусу Лисянскому командовал шлюпом «Нева».

    26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в путь, «не испытанный до того россиянами». 14 ноября 1803 суда в первые в истории российского флота пересекли экватор. После этого, потеряв в тумане шлюп «Надежда», «Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт.

    Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля „Нева"».

    Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным. Путешественник перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Аляски. Попутно он открыл небольшой остров на 26° с. ш., к северо-западу от Гавайских островов, который, по желанию экипажа «Невы», был назван его именем.

    Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.

    В 1807–1808 Лисянский командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году вышел в отставку в чине капитана I ранга. Занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые он вел в форме дневника и опубликовал их лишь в 1812, после чего лично перевел свой труд на английский и издал в Лондоне в 1814.

    Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Ныне его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

    Сочинения: Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского . (1-е изд. – 1812, 2-е - М., 1947).

    Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

    Лисянский Юрий Федорович — известный российский мореплаватель. Родился 13 августа 1773 года. В молодости служил на фрегате «Подражислав». Участвовал в русско-шведской войне в 1788 — 1790 годах. С 1790 года приступил к службе на Балтийском Флоте. В 1793 — 1799 годах проходил военное обучение на кораблях английского флота. Также принял участие в боевых действиях этого флота, а именно в Северной Америке, Южной Африке, Индии, а также Вест Индии.

    После этого вернулся в Россию и в 1800 году его назначили командиром фрегата. В 1803 году сделал перевод книги Клерка под названием «Движение флотов». В этой книге детально описывались такт и принципы морского боя. Известность ему принесло первое русское кругосветное плавание , которое он совершил вместе с Иваном Крузенштерном в 1803 — 1806 годах. Кругосветное плавание совершалось на кораблях «Нева» и «Надежда». Ю.Ф. Лисянский был командиром корабля «Нева», а И.Ф.Крузенштерн был командиром корабля «Надежда».

    1 августа 1803 года корабли начали свой путь из Кронштадта, затем пересекли Атлантический океан и обогнули мыс Горн. После чего вышли в открытое плавание в Тихий Океан и достигли Гавайских островов. Затем корабли разделились и «Нева» под командованием Лисянского отправилась на Аляску, где команда пробыла практически год. На обратном своем пути корабли вновь встретились в Кантоне, доплыли до Южной Африки и заново разошлись. Путь от Кантона к Портсмута был довольно таки долгим, но Лисянский впервые за историю мореплавания совершил этот путь без единого захода в порт по пути к цели. Так корабль «Нева» пробыл в открытом море 142 дня без посещения суши. В августе 1806 года вся экспедиция вернулась в начальную точку путешествия — в Кронштадт.

    Самое интересное для Вас!

    На протяжении всего кругосветного плавания Лисянский исследовал разные материки, воды и пути передвижения по морям и океанам. Благодаря этому плаванию Юрий Федорович Лисянский исправил множество неточностей и ошибок на картах и в морских описаниях. После возвращения с кругосветного путешествия служил на Балтийском Флоте до 1809 года, а затем ушел в отставку.

    В его честь названы места, которые он открыл во время плавания — остров в северно-западной части архипелага Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря, а также гора на острове Сахалине. Умер 6 марта 1837 года. Похоронен Лисянский Юрий Федорович в Невской Лавре.

    Лисянский, Юрий Федорович

    Флота капитан І ранга; родился 2 августа 1773 г. в Нежине, умер 22 февраля 1837 г.; воспитывался в морском кадетском корпусе и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины; в 1788 г., во время войны со Швецией, был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате "Подражислав" участвовал в Гохландском сражении. Произведенный в 1789 г. в мичманы, он находился затем почти во всех главных битвах со шведами на море до окончания кампании в 1790 г. В 1793 г. Лисянский был произведен в лейтенанты и в том же году, по повелению императрицы Екатерины II, послан в числе 16-ти флотских офицеров в Англию служить волонтером в британском флоте. Пробыв там 5 лет, он сделал несколько морских кампаний, в том числе к берегам Сев. Америки, к мысу Доброй Надежды, в Ост-Индию, жил некоторое время в Филадельфии, неоднократно участвовал в сражениях с французами и в 1796 г., при взятии фрегата "Елизавета", контужен был в голову. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, он был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром фрегата "Автроил", а в 1803 г., за 18 морских кампаний, награжден орденом св. Георгия 4-го класса. В том же году вышел его перевод книги Клерка: "Движение флотов", и тогда же, по поручению Российско-Американской компании, Лисянский съездил в Лондон для покупки двух шлюпов, которые и были приведены им в Кронштадт; оба шлюпа назначены были в экспедицию вокруг света под начальством Крузенштерна. Снявшись с кронштадтского рейда, оба шлюпа - "Надежда" под командой Крузенштерна и "Нева" под командой Лисянского - 26 ноября 1803 г. перешли экватор и 8-го июля 1804 г., обогнув мыс Горн, достигли Сандвичева острова Овайги. Здесь Лисянский отделился от Крузенштерна, взяв самостоятельный курс к северо-западному берегу Америки на остров Кадьяк, затем он отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову в возвращении взятого и разоренного калошами города Новоархангельска. На обратном пути им были открыты острова "Лисянского" и "Крузенштерна". 21 ноября, прибыв в Макао, Лисянский соединился с Крузенштерном, откуда они вместе направились к мысу Доброй Надежды, и здесь снова расстались. Лисянский перешел в Портсмут и оттуда 26 июня 1806 г. вернулся в Кронштадт. За это путешествие он был произведен в капитаны 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10000 руб. В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля "Эмгейтен", а 8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал свое "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг." (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Его значительная коллекция различных предметов тропических и других посещенных им стран, одежд, оружия и других редкостей после его смерти, по завещанию, поступила в Румянцевский музей.

    "Русские портреты ХVIIІ и ХIХ в.", изд. в. кн. Николая Михайловича, т. V, № 250. - Леер , "Энциклопедия военных и других наук". - Военный энциклопедический лексикон.

    А. Акимов.

    {Половцов}

    Лисянский, Юрий Федорович

    (1773-1837) - путешественник. Воспитывался в морском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном, с которым (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в интересном, указывающем на недюжинную наблюдательность и снабженном хорошим атласом "Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг." (СПб., 1812). Эту книгу сам Л. перевел на английский язык: "A voyage round the World" (Лонд., 1814). Кроме того, Л. перевел "Движение флотов" (СПб., 1803) Клерка.

    {Брокгауз}

    Лисянский, Юрий Федорович

    Извест. рус. моряк. Род. в 1773 г., 15 л. выпущен из Мор. кадетск. корпуса "за мичмана" и тотчас же принял участие во всех главн. делах нашего флота против шведов в войне 1788-1790 гг. Произв. в лейт-ты, в числе 16 избранных Имп-цей Екатериной лучш. моряков, назнач. на воен. суда британ. флота. В 1794 г. отправился к берег. Сев. Америки на фр-те "L"Oiseau", участвовал в захвате каравана амер. коммерч. судов, находившихся под конвоем франц. фр-та "La Concorde", и во взятии воен. брига "Chigamoga". На фр-те "Topaz" в жаркой схватке с франц. фр-том "Elisabeth", окончившейся взятием последнего, Л. получил контузию в голову; в 1800 г. вернулся в Россию. В 1803 г., командуя шлюпом "Нева", принял участие в эксп-ции под начальством Крузенштерна, посланной Рос. Сев.-Амер. компанией для доставления в наши амер. колонии разл. материалов и установления сношений с Японией. Шлюпы "Нева" и "Надежда" во время шторма у м. Горн разлучились и соединились вновь у о-ва Нука-Гива (Вашингтоновы о-ва). У Гавайск. о-вов суда опять разлучились. "Надежда" пошла на Камчатку, а "Нева" сперва на Гавайи, а потом к о-ву Кадьяк. Здесь, в порту Святого Павла, Л. получил известие от правителя Амер. компании Баранова о том, что туземцы под предвод-ством амер. матросов взяли Архангельск. укрепл. селение и перебили в нем всех жителей. Л. немедленно вышел на о-в Ситха, и при его содействии укрепление было взято Барановым. Покончив с этим делом, Л. занялся описью прилежащих о-вов и этнографич. исслед-ниями. В 1805 г. "Нева" была послана с товарами в Кантон и на пути туда 3 окт. среди океана внезапно стала на мель. Сбросив в воду ростры и карронады, облегченный шлюп стянули завозами на глубину, но в это время налетел сильнейш. шквал, и "Неза" вновь села на риф. Только пожертвовав якорями и нужнейш. вещами, ценой неимоверн. усилий, шлюп удалось стащить на глубину. Низкий корал. о-в. находящийся посреди опасн. мели и только слегка прикрытый травой, по настоянию экипажа "Невы", был назван о-вом Лисянского. Выйдя из опасн. положения и подняв сброшенные в воду грузы, Л. продолжал плавание. Вскоре был открыт еще корал. о-в, названный по имени начальника эксп-ции. В Кантоне Л. соединился с Крузенштерном, и оба шлюпа, взяв груз чая, фарфора и китайки, отправились в обратн. путь. У м. Доброй Надежды пасмурность их разлучила. Пользуясь благоприят. обстоят-вами, Л. решил идти в Европу, не заходя никуда по пути. Через 142 дня после выхода из Кантона "Нева" бросила якорь в Портсмуте. Все находившиеся на шлюпе люди были здоровы и не терпели ни в чем недостатка. По возвращении в Россию Л. был произведен в кап. 2 ранга, награжден орденом святого Владимира 3 степени, пожизн. пенсионом в 3 тыс. руб. и единоврем. выдачей от Рос. Сев.-Амер. компании 10 тыс. руб.; командой шлюпа ему была поднесена зол. шпага. После кругосветн. плавания Л. командовал еще неск. кораблями, отрядом и одно время всеми Имп. яхтами. В 1809 г. он вышел в отставку в чин. кап. 1 ранга. Умер в 1837 г. На могиле его на кладбище Алекс.-Невск. монастыря поставлен скромн. памятник (рисунок сделан при жизни самим Л.) из гранита, с чугун. якорем и оборванной цепью. В 1803 г. Л. издал переведенную им с англ. тактику Дж. Клерка под заглавием "Движение флотов", а в 1812-1814 гг. - описание своего кругосветн. путешествия на рус. и англ. яз., с атласом. Значит. коллекция одежд, оружия дикарей, раковин и т. п. передана в моск. музей гр. Румянцева.

    {Воен. энц.}

    Лисянский, Юрий Федорович

    {Половцов}

    Лисянский, Юрий Федорович

    (2 авг. 1773 - 22 февр. 1837) - рус. мореплаватель. В 1786 окончил Морской кадетский корпус, в 1788-90 участвовал в швед. кампании. С 1793 по 1797 плавал на кораблях англ. флота (в Сев. Америку, Вест-Индию, Индию, Юж. Африку). По возвращении в Россию принял активное участие в снаряжении первой рус. кругосветной экспедиции на кораблях "Надежда" и "Нева"; был назначен командиром "Невы"; командиром "Надежды" и начальником экспедиции был И. Ф. Крузенштерн (см.). В авг. 1803 корабли покинули Кронштадт и до Гавайских о-вов следовали одним путем. Далее "Надежда" направилась на Камчатку, а "Нева" - к Аляске, к-рой достигла в июле 1804. Л. пробыл свыше года в рус. владениях в Америке, деятельно способствовал их укреплению. На обратном пути корабли встретились в Кантоне и вместе достигли Юж. Африки, затем вновь разлучились. Переход от Кантона до Портсмута Л. впервые в истории мореплавания проделал безостановочно. В августе 1806 экспедиция вернулась в Кронштадт. Она установила новый путь к рус. владениям на Камчатке и Аляске, обследовала обширные малоизвестные районы Тихого ок., произвела наблюдения над морскими течениями, температурой, соленостью и плотностью воды, собрала обширный этнографич. материал, сохранивший значение до настоящего времени, составила гидрографич. характеристики и навигац. карты пройденных мест. После окончания экспедиции Л. продолжал службу в Балтийском флоте; в 1809 вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. В честь Л. названы: остров, открытый им в сев.-зап. части архипелага Гавайских о-вов, полуостров на сев. побережье Охотского м. и гора на о-ве Сахалин.

    Соч.: Путешествие вокруг света на корабле "Нева" в 1803-1806 годах, М., 1947.

    Лит.: Невский В. В., Первое путешествие россиян вокруг света, М., 1951; Лупач В. С., И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, М., 1953; Шведе Е. Е., К 150-летию первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского, "Известия Акад. наук СССР. Серия географическая", 1953, № 6.


    Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

    Смотреть что такое "Лисянский, Юрий Федорович" в других словарях:

      Лисянский, Юрий Федорович путешественник (1784 1837). Вместе с И.Ф. Крузенштерном (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в снабженном хорошим атласом Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах (СПб., 1812) … Биографический словарь

      - (1773 1837) российский мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В первой российской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна 1803 06 командовал Невой. Открыл один из Гавайских о вов, названный в его честь о вом Лисянского; исследовал. о.… … Большой Энциклопедический словарь

      Русский мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В 1786 окончил Морской кадетский корпус. Участвовал в русско шведской войне 1788≈90, в 1790≈93 служил на Балтийском флоте. В 1793≈99 плавал на… … Большая советская энциклопедия

      Юрий Фёдорович Лисянский русский мореплаватель, адмирал Дата рождения: 2 (13) апреля 1773 Место рождения: Нежин … Википедия

      Лисянский, Юрий Фёдорович - Юрий Фёдорович Лисянский. Лисянский, Юрий Федорович ЛИСЯНСКИЙ Юрий Федорович (1773 1837), российский моряк, капитан 1 го ранга (1809). В 1 й русской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна (1803 06) командовал “Невой”; плавание Лисянского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лисянский. Юрий Фёдорович Лисянский … Википедия

      - (1773 1837), мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В первой российской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна 1803 1806 командовал «Невой». Открыл один из Гавайских островов, назван островом Лисянского; исследовал остров Кадьяк и часть… … Энциклопедический словарь

      Юрий Фёдорович Лисянский русский мореплаватель, адмирал Дата рождения: 2 (13) апреля 1773 Место рождения: Нежин … Википедия

    mob_info