Ленин и деньги: бухгалтерия Октябрьской революции. Своим трудом можно заработать… только горб

Еще при жизни Владимира Ульянова о его баснословном богатстве ходили легенды. Так, например, если верить одному из выпусков нью-йоркской газеты Times, в течение 1921 года Ленин положил на счета в швейцарских банках около 75 миллионов франков. Неужели вождь мирового пролетариата был миллионером?

Недвижимость

Ульяновы никогда не находились в самом низу социальной лестницы, а потому у них за душой кое-что все-таки было. Взять хотя бы имение в Кокушкине, ежегодный доход от которого составлял 2000 рублей. Часть этих денег мать Ленина регулярно высылала сыну в эмиграцию. Ульянов получал от нее от 300 до 500 рублей 3-4 раза в год. Однако некоторые исследователи эту информацию опровергают, утверждая, что небогатое имение не могло давать столь высокий доход.
К тому же историки утверждают, что если бы семья Ульяновых после смерти главы семейства имела бы несметные богатства, то вдова вряд ли подала бы прошение о помощи в захоронении усопшего мужа и скорейшем назначении пенсии по его утере. Плюс ко всему существуют свидетельства того, что Марии Ульяновой было предложено получить награды, причитающиеся умершему отцу семейства. Но, узнав, что за них нужно заплатить, вдова от наград отказалась.
О недвижимости, приобретенной Лениным за рубежом, и вовсе нет никаких сведений. Он жил на съемных квартирах. Однако и по сей день мир полнится слухами о шикарной квартире во Франции, которую в период эмиграции Ильич взял в аренду. Однако, по свидетельствам очевидцев, действительно просторное жилище было обставлено весьма дешевой мебелью.

Писательский труд

Будучи в эмиграции, Владимир Ульянов писал статьи для всевозможных газет, да и его книги издавались с завидной по сегодняшним меркам регулярностью. Естественно, за свой писательский труд Ленин получал денежные гонорары. Доказательства тому сохранились даже в его письмах к родственникам. Так, в одном из посланий он делится своей радостью от того, что издатель заплатил ему 250 рублей за книгу «Развитие капитализма в России».
Ульянов не только являлся издателем таких газет, как «Вперед», «Пролетарий», «Социал-демократ» и «Искра», но и числился в их штате в качестве редактора с соответствующим окладом.
К тому же Ленин регулярно получал выплаты и из партийной казны, так называемую «диету».

Неожиданные доходы

Бывали случаи, когда Ульянову перепадали и случайные деньги. Так, в 1913 году умерла родная тетя его жены Надежды Крупской. Усопшая оставила в наследство теще вождя 7000 рублей. А так как мать Надежды Константиновны в это время проживала вместе с дочерью и ее мужем, деньги автоматически перекочевали в общий бюджет. Частью наследства семейство расплатилось за операцию супруге Ильича, страдающей базедовой болезнью. Другую часть Ленин истратил на издание газеты «Социал-демократ».
Иногда даже несчастный случай оборачивался для Ульянова неожиданной прибылью. Однажды во Франции его, едущего на велосипеде, сбил автомобиль. Ленин тут же подал иск на водителя, и судья обязал обвиняемого купить потерпевшему новый велосипед и выплатить 115 франков за моральный ущерб.
Также известно, что некоторые денежные средства время от времени присылали Ульянову его друзья и соратники.

Счета в банках

Ходили слухи, что, будучи в эмиграции во Франции, Ленин положил на счет в банке «Лионский кредит» 350 тысяч рублей. Однако убедительных доказательств этому нет.
При этом достоверно установлено, что Ульянов активно пользовался услугами швейцарских банков. О данном факте писала все та же Times. «Ленин упорно продолжает хранить свои сбережения в Швейцарском банке, несмотря на более высокий процент годовых на нашем свободном континенте», - говорилось в статье издания. В одном из банков Швейцарии до сих пор остался счет на имя Владимира Ульянова. На нем, по словам банковских служащих, и по сей день хранятся несколько франков. Однако сколько денег на нем числилось до этого, доподлинно неизвестно.121

Как фермер из Березы возглавил социальные протесты на Брестчине и что из этого вышло?

Александр Кабанов поделился с историей своего похода в народ.

«Фермеры начали нищать»

– Как фермер, который вкалывает от темна до темна, попал в эпицентр социальных протестов?

– Лет 6-7 назад я вступил в Объединенную гражданскую партию. Дважды участвовал в парламентских выборах. И понял: дальше так жить нельзя.

Любой человек живет в обществе и зависит от него. Экономическая ситуация в стране катастрофическая: если еще пару лет фермер чувствовал себя более-менее сносно, то сейчас покупательская способность сильно упала, что ударило по карману буквально всех. Фермеры начали нищать: продукция продается все хуже, цены растут не по дням, а по часам (на комбикорма, на электричество, на газ). Горба заработаешь, а денег нет.

-Хозяйство у вас большое?

Хозяйство небольшое, местечковое, хотя продукция идет и в Минск, и в Брест. С самого начала я разводил птицу: и куры, и гуси, перепел (утку уже вывел), кролики, свиньи – занимаюсь всем понемногу.

-Хозяйство дает возможность прокормить семью?

Фермерство позволяет прокормить семью, конечно. Я чувствую себя намного увереннее большинства белорусов в продуктовом плане: мясо, яйцо – все свое, все натуральное и в большом количестве. Но ведь я вижу, какие продукты покупают мои соседи – мне просто их жаль.

Но возможностей для развития нет никаких, а еще не реализовал свои первоначальные планы. Несколько лет назад я еще мог откладывать деньги, что-то строить, брать землю в аренду, а сейчас я просто застопорился на одном уровне; подозреваю, что нынешний уровень опустится еще ниже.

«Я подкармливал весь ИВС»

-Как вы оказались лидером социальных протестов на Брестчине?

Во время избирательной кампании в Палату представителей первым пунктом моей предвыборной программы стояла отмена декрета №3. Провластный кандидат отказался участвовать и в теледебатах, и во встречах с избирателями в Березе, но пытался доказать мне, что «декрет о тунеядстве» нужен стране. Я обещал добиваться отмены позорного декрета в любом случае.

Официально я «проиграл» выборы, но люди ведь помнят мои обещания. Вначале с подачи ОГП я занялся сбором подписей за отмену декрета, а потом дошло и до маршей. Собирать подписи, а затем не выти на марши протеста было бы неправильно.

-Сколько суток вы отсидели по итогам маршей нетунеядцев?

Я отсидел 15 суток ареста в Березе.

-Вы многим рисковали ради людей. А народ поддерживал вас за решеткой?

Я подкармливал весь ИВС: сам бы я со всеми передачами не справился; и сигареты передавали, и еду. Да и милиция нас поддерживала; не скажу за руководство, но рядовые милиционеры все видят, все понимают – даже для них ситуация дикая: ну какой из меня преступник? Спиртным не злоупотребляю, правила дорожного движения не нарушаю – я законопослушный гражданин, а меня – в камеру.

Да и сроки мне интересно давали. Сижу в камере, а меня на суд: дают сутки за одну акцию, затем, не досидев срок, снова в суд – и снова сутки за другую камеру.

Береза – небольшой город, где все знают друг друга в лицо. Вы в свое время преподавали боевые искусства всей березовской милиции. Как вам смотря в глаза милиционеры, которые сначала устраивали провокации, а потом задерживали?

В глаза не смотрят. Мной занимались посторонние люди, которых я лично не знаю; те сотрудники милиции, которые знакомы со мной, во всем беспределе не участвовали.

Милиция, насколько я понимаю ситуацию в городе, уже жалеет, что ввязалась во все это: город маленький, у сотрудников милиции есть друзья и семьи, информация о них уже распространилась в интернете – им уже не сладко.

-Хозяйством в ваше отсутствие занималась семья?

Я предполагал, что меня посадят на сутки и перестраховался: закупил кормов на месяц вперед, расписал, что и как надо сделать по хозяйству.

«В небольших городах – реальная катастрофа»

В одном из последних постов вы объявили, что собираетесь начать поездки по регионам Брестской области. Все-таки вы поставили цель и любой ценой собираетесь ее достичь – добиться отмены декрета №3.

Дело уже не в «декрете о тунеядстве».

Недовольство людей только нарастает. В этих условиях есть возможность создать работоспособную грамотную команду. Раньше людей политика не интересовались, поэтому набрать команду даже на выборы было весьма проблематично: многие боялись, многие не видели смысла, многие просто отмахивались. Сейчас народ усиленно интересуется политикой; наше правительство хочет того, чтобы люди были как можно тупее, чтобы ни в чем не разбирались. А мы должны переломить усилия правительства по оболваниванию народа.

Нужно создать работоспособную команду, состоящую из нескольких эшелонов: одних «закрывают», на смену им приходит другой эшелон, арестовывают их – на смену приходят новые. А там, смотришь, и мы уже вышли на свободу. Работу нужно сосредоточить как раз в небольших городах; оппозиция пытается делать упор на Минск, однако в столице люди еще более-менее живут. А в регионах – реальная катастрофа. В Березе тоже очень плохо, но еще кое-как держится, а вот Пружаны, Ружаны, Ивацевичи, Телеханы – там творится тихий ужас. А команды нет.

-Как я понимаю, люди избавляются от страха, накопленного за 23 года?

Страх пороходит. В Березе я призвал людей выйти на улицы, а меня в тот момент закрыли в ИВС. В камере я не имел никакой информации, не знал, поддержал ли народ мой призыв; Березу поднять очень тяжело, я боялся, что никто не выйдет. Но после освобождения мне рассказали, что вся площадь была заполнена людьми, проезжающие машины сигналили в знак солидарности. А сама площадь оцеплена, приехал ОМОН из Минска, стояли автозаки…

Тем более, что протест проходил 26 марта – после брутального разнога акции в Минске. И все это – в провинциальном городе Береза, которое совсем недавно выглядело болотом.

Стартовавшая в конце 80-х перестройка была подобна взрыву атомной бомбы, произошедшему в сознании огромного числа людей. Взрывом этим была уничтожена великая держава - СССР - а народы, её населявшие, ударной волной этого взрыва были кинуты в бездну социального ада.
И хотя со времени этого чёрного взрыва прошло уже несколько десятков лет, его осколки по-прежнему являют себя, врываясь в нашу жизнь, столь же раскалённые, как и в первые дни. Одним из таких осколков является книга Бронислава Ивановича Горба «Шут у трона революции».

Б.И. Горб - литературовед, занимающийся творчеством Владимира Владимировича Маяковского - написал свою книгу ещё в начале 90-х, однако в свет она вышла только в 2001г. Книга вышла тиражом в 999 экземпляров и была разослана с личной подписью автора по библиотекам, а так же зарубежным университетам, имеющим кафедры русской литературы. К счастью, найти данный труд в свободном доступе достаточно тяжело. Сомневаюсь, что в своё время книга вызвала фурор, вряд ли она даже стала сколько-нибудь значимым литературным событием: отзывы о ней весьма немногочисленны, даже несмотря на второе издание, случившееся в 2005г. Интересна же книга, главным образом, своей образцово-показательной деконструкционностью по отношению к объекту - В.В. Маяковскому.

Деконструкция является одним из краеугольных камней постмодернизма и так же, как и он сам, описывается сложным (иногда даже кажется - нарочито сложным) языком. Наиболее доступным для понимания мне видится представление о деконструкции как об особом виде интерпретации авторского текста. Особенностью такой интерпретации является то, что это «ЛЮБЫЕ поиски/нахождения в тексте «скрытых» смыслов, которые, как правило, и не собирался высказывать (и даже, в отличие от постмодернистского интерпретатора, не подозревал, не видел) автор текста .» - так описывает сущность деконструкции Юрий Вульфович Бялый в своём цикле статей «Концептуализация Не-Бытия» .

Далее Юрий Вульфович развивает свою мысль так: «Создатель понятия «деконструкция» Жак Деррида утверждал, что смысл конструируется только в процессе прочтения текста. Автор же текста всегда выступает «репрессивной инстанцией», которая навязывает смыслы читателю. Поэтому при прочтении текста требуется его деконструкция — провокационные операции с текстом и вокруг текста, которые «расковывают мысль» и тем самым освобождают смыслы, которые скрываются в тексте и не контролируются автором. <…> То есть концепт деконструкции предлагает в отношении любого текста любого автора следующие операции:
· выискивать (или предполагать) в каком-либо фрагменте авторского текста скрытый (подавленный автором) боковой, маргинальный смысл;
· выискивать аналогичный (или возникающий по ассоциации) смысл во фрагментах других текстов (в том числе других авторов);
· «означивать» интерпретируемые тексты. То есть соединять выявленные/выдуманные смысловые акценты разных текстов в собственную смысловую « конструкцию прочтения ».

При этом «деконструктор» в своих новых конструкциях либо просто говорит о чем-то, не имеющем отношения к смыслам, вложенным авторами в их тексты, либо заставляет авторов говорить что-то совершенно другое. В том числе, строго обратное тому, что они сами сказали в своих текстах. И потому постмодернизм заявляет о «смерти Автора» ».

Горб в своей книге поступает один в один так, как изложено у Юрия Бялого. Он выдёргивает куски произведений из авторского и, зачастую, исторического контекста и, подкрепляя свои рассуждения сторонними цитатами, не имеющими ни малейшей связи с выхваченным отрывком, конструирует его новое понимание. Иногда, впрочем, Горб даже не утруждает себя поисками доказательств своей точки зрения, просто утверждая истинность своего понимания авторского текста фразами типа: «Этим, по-моему, автор хотел сказать то-то и то-то».

Прикрываясь фразами о любви к Маяковскому-поэту, постоянно настаивая на своём преклонении перед личностью и трагической судьбой Владимира Владимировича, Горб расправляется с его литературным наследием как повар с картошкой. При этом знаковым, на мой взгляд, является употребление именно образа шута, скомороха.

«С революционным фригийским шутовским колпаком на голове, с колокольчиком пародии и издёвки в руках Маяковский осознанно выходит на сцену самой кровавой из всех религиозных смут на планете Земля за всю её историю, выворачивая наизнанку смысл стихов. Отныне стихи и речи советского скомороха нужно воспринимать с учётом раёшного смеха, балагурной издёвки. С главным шутовским принципом - «понимай наоборот» .» - вот каким видится Горбу истинная историческая и культурная роль Маяковского.

В чём же Б.И. Горб видит причину неприятия Маяковским Революции? Что же заставило его, по мнению литературоведа, ужаснуться ей? Во-первых, это чувство вины за революционную стихию, за последовавшую за Революцией «стенькоразинщину» , за разорённые и сожжённые поместья и усадьбы, в том числе - поэтов и писателей, современников Владимира Владимировича. Это заявляет человек, посвятивший свою жизнь изучению творчества Маяковского. Какие же доказательства своей точки зрения приводит Горб? Главным доказательством выступает цитата из Маяковского (поэма «Владимир Ильич Ленин»):
Я слышал
рассказ
крестьянина-сибирца.
Отобрали,
отстояли винтовками
и раем
разделали селеньице.
Они не читали
и не слышали Ленина,
но это
были ленинцы.

Горб заявляет: «Погромная речь В. Ленина с балкона дворца Кшесинской «Грабь награбленное!» превратила старый разбойный промысел из единичного, позорного и подсудного, в престижно революционный. Тогда-то слово «ленинец» означало в народе понятие «грабитель». <…> Стихи о ленинцах несут именно этот смысл криминальной революции, позже вытравленный идеологией и утраченный в русском языке ».

Здесь хорошо можно разглядеть манипуляцию смыслом: выхваченный из контекста отрывок поэмы выворачивается наизнанку и трактуется Горбом в свою пользу, при этом других подтверждений своей точки зрения «литературовед» не приводит.

Следующим обстоятельством, отвратившим Маяковского от Революции, Горб считает неприятие Маяковским новых, «революционных», морали, искусства, ценностей: «С заменой старого искусства, строя, религии, как подменой народной души, Россия деградировала. И это поэт понимал, обвиняя коммунистов:
К гориллам идете!
К духовной дырке!
К животному возвращаетесь вспять!
»

Лукавый «литературовед» не приводит начала цитируемого отрывка, понадеясь, очевидно, на то, что его читатель поленится раскрыть произведение, цитатой из которого Горб иллюстрирует свою мысль. А полностью этот отрывок выглядит так:
Свистит любой афиши плеть:
— Капут Октябрю!
Октябрь не выгорел! —
Коммунисты
толпами
лезут млеть
в Онегине,
в Сильве,

в Игоре.
К гориллам идете!
К духовной дырке!
К животному возвращаетесь вспять!
От всей
вековой
изощренной лирики
одно останется:
— Мужчина, спать! —

Оставаясь честным перед собой, поэтом и своим читателем, Горб вынужден был бы признать, что приведённый отрывок как раз выдаёт в Маяковском ревнителя всего нового и ненавистника «старого искусства, строя, религии…» . Горб этого не делает, не в этом его цель. Ему во что бы то ни стало нужно разрушить образ Маяковского как певца Революции.

Для выполнения своего замысла гражданин деконструктор пускается во все тяжкие и начинает резать якобы уважаемого им автора по живому. Слишком хорошо известно отношение Маяковского к Ленину. И слишком оно, по мнению Горба, неверно понято.

Не восхищение, но презрение и отвращение видит Бронислав Горб во взглядах Маяковского на Ленина. Эта мысль, наравне с предполагаемым ужасом и отвращением перед Революцией, проходит красной строкой в «Шуте». Горб предлагает нам поверить, что Маяковский считал Ленина Демоном «в американских пиджаке и жёлтых ботинках» (отрывок из поэмы «Человек», в котором, если разобраться, таковым демоном Маяковский называет себя).
Горб настойчиво приписывает Владимиру Владимировичу представление о Ленине как о погонщике стада «шариковых» - так, вслед за Булгаковым, он называет советских людей - подтверждая свои измышления цитатой из того же «Человека»:
Их тот же лысый
невидимый водит,
главный танцмейстер земного канкана.
То в виде идеи,
то чёрта вроде,
то богом сияет, за облако канув.

При этом, Горб лукаво умалчивает, что под «лысым» Маяковский подразумевает Капитал. Это его
Череп блестит,
Хоть надень его на ноги,
безволосый,
весь рассиялся в лоске

Для того, чтобы понять лживость утверждения «литературоведа» достаточно просто прочитать поэму, но Горб, как видно, отказывает своим читателям - «шариковым» - в умении и желании читать, ведь для него все, кто родом из СССР это «зомби с 3-ступенчатой программой - выпить, закусить, и воспроизвести себеподобных» . При этом Горб заявляет, что подобное отношение к советскому человеку разделял и Маяковский. Ничем своё утверждение не подтверждая.

Отдельная и весьма показательная тема в сочинении Горба - советские мёртвые. Тут-то уж деконструктор раскрывается во всей своей, по истине, сатанинской красе.

Герои, павшие в борьбе за страну Советов и похороненные в Кремлёвской Стене, по словам Горба, предстают в творчестве Маяковского как «кладбищенские персонажи Гоголя», которым неугодно упокоиться в посмертии, которые всё гонят своих живых товарищей «в планетарную драку» , а сами пляшут на трупе растерзанной Родины дьявольскую пляску. Очень претенциозно, не правда ли? Отыскать этакие смыслы у Маяковского - это, как хотите, литературоведческое открытие! Но где же, где Владимир Владимирович заложил эту бомбу замедленного действия под якобы ненавистный ему большевизм? В поэме «Хорошо!», отвечает Горб.

Естественно, во главе кровожадных покойников - главупырь-Ленин. Именно его «мертвизной», по мнению Горба, прежде всего не хочет запятнать себя Маяковский. А строки про вечную жизнь Вождя в сердцах его последователей полагаются Горбом только лишь данью цензуре.
Строки, которыми Маяковский ведёт диалог с героями молодой страны Советов, покоящимися на Красной Площади, строки пронзительные и чистые, нужные не столько мёртвым, сколько живым, объявляются Горбом «срывом покровов» с истинной, упыриной сущности большевизма, которую, якобы, так хорошо чувствовал Маяковский.

Апогеем бессмыслицы и передёргивания является такой пассаж Горба: мертвецы с Красной площади, будто бы, уверены в построении «утопии». И уверенность эта - в их обращении к Маяковскому:
- Скажите -
вы здесь?
Скажите -
не сдали?
Идут ли вперед?
Не стоят ли? -
Скажите.
Достроит
комунну
из света и стали
Республики
вашей
сегодняшний житель?

В этих тревожных вопросах видит Горб «замогильную уверенность» .

Но, конечно, самым смачным плевком на могилы героев молодой Республики является их сравнение с мертвецами Достоевского. Между персонажами «Бобка» и павшими революционерами проводится уверенная параллель, их сравнивают и приходят к выводу, что «смирные мертвецы Достоевского не чета шумным митинговым упырям» . Как видим, сравнение не в пользу революционеров. Что ж, кому-то ближе «заголимся и обнажимся!» , а кому-то - «коммуна из света и стали»

Резюмирует Горб так: «Кладбищенские события из рассказов Гоголя и Достоевского («Бобок») у поэта (Маяковского - прим. моё) получают дальнейшее развитие в поэмах о Ленине и «Хорошо!». Жизнь живых в СССР - как жизнь на огромном кладбище, где «стала величайшим коммунистом-организатором даже сама Ильечёва смерть». Красной мыслью внутреннего сюжета - мысль о том, что жизнь народа и страны подчинена… упырям коммунизма с этого кладбища.»

Продолжать можно ещё долго, в «Шуте у трона революции» много материала для вдумчивого внимательного исследователя. Тут вам и Бахтин с Рабле, и постоянная отсылка к разрабатываемой ими идеи «смехового народного творчества», карнавала и шутовства. Для интересующихся смертью поэта - фантастическая теория заговора. В общем, воз и маленькая тележка. Я оставлю всё это за скобками. Я остановлюсь на предполагаемой цели Горба. Прежде всего, декноструктору нужно разрушить светлый для подавляющего большинства образ Маяковского как поэта, восхвалявшего Революцию, Советскую Республику, а так же людей, оказавшихся способными на такие титанические свершения. Нагло, не обеспокоившись доказательствами своих измышлений, Горб потрошит творческое наследие Владимира Владимировича, выворачивает его наизнанку, а затем предъявляет нам в качестве доказательства своей правоты.

Разрушив прежний образ, деконструктор создаёт новый - потерянного, испуганного человека, ради сохранения собственной жизни примерявшего на себя маску шута. При этом, человека жуткого обиженного и от этого злобно, исподволь, гадящего власти, под видом восторженных од выпуская желчную сатиру.

Что ж, как говорится, о чём бы не писал творец, он пишет прежде всего о себе. И именно Бронислава Ивановича Горба я рекомендую увидеть за образом Владимира Маяковского в «Шуте у трона революции».

Можно ли предприниматель в России быть честным? А православным? А честным и православным? О том, какие нравственные вопросы встают перед современными бизнесменами в России, размышляет предприниматель Святослав МОЖЕЙ.
Святослав Можей, 37 лет. Родился в Минске. Женат, 2-е детей. Образование — экономист с правом преподавания. Основной бизнес — производство сувенирной продукции: магниты, брелоки, часы, наклейки, значки, репродукции. Его предприятие является официальным поставщиком некоторой сувенирной продукции для олимпиады "Сочи 2014" .Руководитель книжного издательства "Символик", сопредседатель попечительского совета издательства "Нравственные посевы".

Докажи, что ты не верблюд

— Трудно богатому войти в Царствие небесное?
— Вопрос не ко мне. Я же не распределяю людей ни в рай, ни в ад.

— Но вы же не можете об этом не думать, занимаясь бизнесом и являясь православным христианином.
— В Евангелии черным по белому написано про то, что трудно войти. Ничего же другого не написано. И сравнение с игольным ушком показывает, что очень трудно. А дальше докажи уже Богу, что ты не верблюд.

— А почему трудно? Почему так не «везет» богатым людям?
— Нужно понимать, что такое богатство. И как люди достигают его. Многие достигают богатства из-за того, что у них страсть такая — к накоплению, к деньгам. Это уже одна из причин, поскольку человек на место Бога ставит деньги. И, может быть, в его мировоззрении места Богу в принципе нет. И Евангелие нам указывает, что это настолько сильная страсть, что все остальные страсти могут перед ней просто померкнуть. На примере юноши, который задавал похожий на ваш вопрос — вот он все заповеди соблюдает, но от богатства отказаться не может. Получается, что это довольно сильная страсть. Так вот люди, которые богатства имеют, они подобны этому юноше. Поэтому, они, может быть, и в Бога верят и живут по заповедям, но Царства Божия не наследуют. Не пролезают в ушко никак — не дает верблюжий горб, набитый деньгами.

— Мне кажется, тут проблема шире.
— Конечно, кроме сребролюбия там еще целый пучок страстей. И лично для меня тут есть большая проблема, потому что мне не довелось еще ни одной книги прочесть, где было бы написано конкретно, как спастись начальнику. На каких-то примерах конкретных. Взятки - это самое банальное. Есть вещи, которые куда как сложнее решить. Например, если у тебя свой бизнес, то ты уже начальник. Получается сразу грех превозношения себя над другими людьми. Или вот наказание сотрудника. В каком случае его наказать, а в каком простить. Если ты обычный человек и тебя обидели, то ты должен всех простить. Или твои личные враги — ты их должен любить. А как тут быть? Я же начальник. А сотрудник — вредитель, или он недобросовестно относится к работе. Как поступить? Когда уволить, а где слово сказать? Где та линия, которая разделяет правила игры бизнеса и долг христианина?

— Можете привести пример?
— Например, нанял я на работу сотрудницу. Работает она плохо. Есть претензии и к ее поведению. Надеешься, что исправится человек. Господа в молитве просишь — помоги ей, помоги мне правильно поступить в этой ситуации. А потом приходит весь коллектив и говорит: «Мы не можем с ней работать». И я говорю: «Ну, давайте потерпим, дадим ей шанс. Вы должны снисходительно к сотруднику относиться». А они простой пример приводят — берешь на работу водителя, а у него зрение плохое, и что, будем его терпеть? Аргумент весомый, нужно расставаться. А человек в слезах сидит.

Недавно тоже человек от нас ушел. У меня осталось чувство, что мы его выжили. А совесть — это главный обличитель.

Или вот часть людей хорошо работает, а другие — плохо. Как начальнику удержаться от осуждения вторых? То есть получается, что начальником все время попадает в самый центр греха. Простым сотрудникам проще: если ты христианин — молись, принимай послушание, если дали задание, то выполняй. А кто надо мной? Надо мной Бог. Он четких инструкций не дает, как поступить. Нужно как-то с молитвой понять, куда двигаться. А бывает, не успеваешь помолиться, спросить, как поступить, а раз — и уже поступил. И только потом думаешь, правильно поступил или нет. Вот это сложно.

Бог-работодатель

— Ну, так раздайте все, как сказано в Евангелии.
— Бизнесом я давно занимаюсь, а православным человеком где-то 4,5 года как стал. И когда обратился, на своем опыте понял, как трудно богатым войти в Царствие Небесное. Я ведь так и подумал, что, может, бросить все и уделить больше времени молитве и спасению души. Но то же Евангелие вразумило меня — там есть слова о том, что где призван, там и служи. И я в итоге осознал, что по воле Божьей и бизнес этот есть у меня, и то, чем я занимаюсь.

Я же признал руководителем своим Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому не могу этот бизнес бросить. Это уже будет непослушание. Это уже будет поперек креста. Поэтому из проблемы бизнес стал решением — это как средство спасения для меня теперь. Сейчас у меня есть понимание, что если я брошу бизнес, то наоборот не спасусь.

— Изменилось то, как вы стали вести бизнес, ваше отношение к деньгам?
— Конечно, изменилось. Самое главное, и это вообще фундамент — я осознал, что материальные богатства, деньги, принадлежат не тебе лично, а даны тебе в управление. Это как с талантами. И Господь спросит, зарыл ты или приумножил их. И если Господь тебе еще больше даст, то это нисколько не твоя заслуга. Это только показывает, что ты не поперек креста идешь, а идешь по кресту и выполняешь его волю. И ни в коем случае это не становится твоим, если все получается.
Если православный бизнесмен работает на Бога, а не на себя, если он все делает с молитвой, то Господь поможет.

— При этом вопросов становится больше, потому что каждый раз встаешь перед выбором и не видишь линию, отделяющую бизнес от молитвы?
— Может быть, и больше. Но с ними легче, потому что ты чувствуешь, что ты с Богом. И тебе Господь помогает, и ты не так уже по многим вопросам волнуешься. К примеру, вот ехала фура, попала в аварию, и груз пропал. И, не будучи православным, я бы убивался, плакал, все считал — да сколько же денег пропало, да сколько же я мог на эти деньги купить. А теперь я думаю - ну, такова воля Божья. Абсолютно спокойно ко всему этому отношусь. Так что в этом плане намного легче и проще стало вести дела.

— То есть Бог - работодатель, а наша задача - исполнять его волю. Как может быть бизнес служением?
— Если мы тюрьму посетили, то мы посетили Бога. Если мы одного из малых сих накормили, мы накормили Бога. Как мы можем кого-то накормить, если у нас нет средств? Господь дает нам средства, чтобы мы этими средствами творили милостыню, делали благие дела. Через людей, которые ему угодны, он покупает кирпичи и строит церкви и монастыри для их спасения.

Православие — это ведь постоянно совершенствование. Как говорят, остановка в вере — это уже падение. Поэтому я живу, и каждый месяц становлюсь, как мне кажется, совершеннее. Еще больше понимаю происходящее вокруг меня и со мной. Вот буквально вчера я сижу и реально у меня состояние стресса полного. Скайп звонит, письма падают, люди приходят. Один сидит передо мной и говорит, при этом другой по телефону что-то рассказывает. Я сам по себе раздражительный и неспокойный — может голос на крик сорваться или еще что-нибудь произойти. Так и происходит, собственно. И опять начинаешь думать: «Вот, Господи, был бы простым сотрудником, и сейчас бы не крикнул, и не согрешил бы».

И пришло такое осознание, что, может быть, и не крикнул бы, но это же не значит, что во мне этого раздражения нет. Что Господь через эти стрессовые ситуации показывает мне, что во мне есть грехи, есть страсти. У меня стресс, я на человека голос повысил, я понял, что во мне есть страсть гнева. Если бы не произошло этой стрессовой ситуации, я может и не осознал бы этого. И она бы продолжалась и жила бы во мне дальше. И вот через такие моменты начинаешь понимать, что вот это место, на котором я сейчас нахожусь, оно самое идеальное для моего спасения.

Проверка на православность

— Как вы сотрудников набираете? Есть условие, чтобы они были православными?
— У нас есть православные проекты, есть светские. Понятно, что по светским направлениям мы вообще вероисповедание не спрашиваем. В православных проектах — по-разному. Руководящие должности, менеджеры обязательно должны быть православные. На рабочих должностях это не обязательно. Хотя при равном конкурсе мы возьмем на место, конечно, православного.

— Вы верите соискателям на слово или как-то их проверяете?
— Я задаю вопросы, провожу собеседование. Есть у меня любимый вопрос. Вот я с человеком разговариваю: так мол и так, в какой храм ходите, как зовут батюшку и т.д. А потом спрашиваю: «Скажите, в чем цель православной жизни?» Иногда человек просто в осадок выпадает, иногда — ничего не может сказать. И тут все сразу понятно. Ты не знаешь, какая твоя цель, тогда какой ты православный?

— И какая цель православной жизни для вас?
— Не для меня. Эта цель сформулирована церковью. И есть еще ответ преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». То есть цель жизни православного христианина - спасение души.

— Вы лично занимаетесь подбором всех кадров?
— Для ключевых сотрудников проходит два собеседования. Первое — предварительное, без меня. Второе — я уже сам принимаю человека. Но это ключевые позиции. Рабочих я не смотрю. Хотя в православные проекты я смотрю вообще всех. Без меня ни одного человека не берут.

— Ваши сотрудники живут по церковному календарю?
— Так как фирма у нас большая, и исторически мы православной фирмой не были, а только последние четыре с половиной года, у нас совершенно разные сотрудники. И я не вижу пока, как найти консенсус. То есть если праздник посреди недели, мы все равно работаем. Православные сотрудники могут отпроситься, и я им пойду навстречу.

— Нет дискриминации неправославных сотрудников православными?
— У меня в анкете нет такого пункта — вероисповедание. Поэтому я не имею статистики, сколько у меня православных, сколько неправославных.

На церковные праздники я дарю подарки каждому сотруднику — православные книги. И вот, кстати, благодаря подаркам у нас многие сотрудники воцерковляются. У нас есть библиотека, где можно придти и книги взять. Вначале она популярностью не пользовалась. Они никому не были нужны. И вот мы год примерно дарили книги бесплатно, и в итоге библиотека заработала. Появляется некий духовный голод. Они приходят в библиотеку и берут еще и еще. Еще в комнатах вешаем плакатик с объяснением праздника. И уже никто не скажет, что Троица — это начало посевной.

Беседы с батюшкой проводим примерно раз в два месяца. В будний день, за час до окончания работы. Час рабочего времени берется, и час личного. Но, к сожалению, на эти встречи приходит мало людей. Москва — очень тяжелый город, потому что всем еще ехать час-два до дома. У многих семья.

Плюсы, минусы, подводные камни

— Все-таки существуют объективные проблемы бизнеса в России: взятки, откаты, конкуренты, которые поджимают. Можно ли по-христиански вести бизнес?
— Нужно стараться максимально соблюдать все заповеди… Но я, даже будучи простым мирским человеком, не могу все заповеди соблюсти. Мы все равно грешим. И в бизнесе то же самое. Я не говорю, что раз так, можно спокойно давать взятки. Конечно, старайтесь никому никогда не давать. Но может сложиться такая ситуация, что надо согрешить. Да, взятка — это грех, но иногда этот грех необходим, например, для того, чтобы выжило предприятие. Это не правило, но в исключительных случаях так бывает. И вы совершаете свой личный грех, исходя из страха за жизнь предприятия и людей, которые там работают. Но я допускаю, что я здесь могу быть не прав, и нужно просто больше уповать и доверять Богу.

По поводу конкурентов — мы не боремся с ними. Мы боремся, только предлагая своим клиентам выгодные условия. Никаких других методов: взятки, чтобы работали с нами, а не с ними, или там натравить проверки какие-то, черный пиар устроить — такими вещами мы не занимаемся. Более того, еще до того, как я пришел в Православие, у меня был принцип: конкурентов нужно делать партнерами. И в итоге у нас очень много конкурентов, которые с нами же и сотрудничают. Иногда мы какие-то вопросы совместно решаем. Звонит, скажем, руководитель предприятия-конкурента и говорит, вот такая ситуация на рынке складывается, что будем делать. Это гораздо лучше, чем воевать. И это даже не на православном уровне, а на уровне житейской логики.

— Вы сказали, что негде научиться и прочитать, как вести бизнес по православному. То есть это путь, который вы нащупываете в одиночку. Или у вас есть какие-то образцы, на кого можно ориентироваться?
— Образцов нет, я ко всему пришел и прихожу сам. Недавно прослушал в аудио варианте книгу «Бедность и богатство: этика православного предпринимательства». Интересно, но я большую часть предложенных там рекомендаций уже вывел на собственном опыте.

— Как можно систематизировать ваши знания? Может, нужен какой-то факультет православного предпринимательства?
— Почему нет? Православные предприниматели есть, и их довольно много. И здесь важно, чтобы они своим примером показывали, что честный бизнес все-таки возможен. Может, не полностью, на сто процентов, но хотя бы стараться на максимум, чтобы исправить ситуацию — платить налоги, не давать взятки. Это абсолютно реально. Непросто, да. Но вот, например, у нас есть большое предприятие в Орле. И нас там трясли со страшной силой: угрожали, присылали проверки и т.д. Месяц или два мы отбивались и в итоге победили — прошли все проверки, не дав ни копейки. И это была заслуга директора предприятия, который занял принципиальную позицию в этом вопросе.

Внутренний круг

— Есть ли такой выбор для вас - семья или бизнес?
— Да, это большая проблема. У меня двое детей. Я до недавнего времени считал, что бизнес — это главное. Семья страдала, конечно. Прочитал где-то, что быть успешным руководителем легче, чем быть успешным отцом. И я понял, что не дотягиваю до успешного отца, поэтому и успехами в бизнесе нечего гордиться. С недавнего времени пытаюсь переставить приоритеты. Буквально полгода назад осознал, что семья важнее. А вообще, здесь должен быть некий баланс.

— Вы собираетесь передавать детям свой бизнес?
— Пока не знаю. Тут же не важно передать бизнес именно своим родственникам. Тут важно, чтобы таланты, которые Господь дал, то есть вот этот бизнес, вот это предприятие, чтобы они были приумножены. Если мой сын или дочь будут обладать такими талантами, тогда возможно передать им бизнес. Если совершенно посторонний человек сделает это лучше, тогда лучше отдать это ему.

— Есть ли предел богатства для вас, когда вам и вашей семье уже хватит? Сколько нужно, чтобы вы перестали дальше зарабатывать деньги?
— Не знаю, не отвечу. Вот Господь меня поставил приумножать таланты, и какая его воля будет — на сколько приумножать, вот так и нужно ее выполнять. Или как я ему скажу: «Все, Господи, хватит, это предел»? Тем более что деньги не мои. И с увеличением дохода наоборот увеличивается ответственность — хочется вести дела, сообразуясь со своей внутренней совестью. Потому что от любого твоего неверного движения уже может пострадать не только семья, но и огромное количество людей вокруг.

Православие не равно честность
— «Православный бизнес» равно «честный бизнес»?
— По сути, да. Но если бизнесмен назвал себя православным, это еще не значит, что он именно таким и является и что это равно честность. Многие «православные» предприниматели ходят в церковь и соблюдают посты. А не это ли делали и фарисеи? Но обманывают они не меньше, чем те, кто к Церкви себя не относит. И обман клиента для них почему-то грехом не является. «Не обманешь — не проживешь» — такое правило жизни.

— У вас так же?
— Среди своих православных сотрудников я вижу, что проблема денег для многих очень серьезная. Есть сотрудники, которые не требуют повышений — я вот тут переработал, доплатите мне. Православный сотрудник просто работает как для Христа, и все. И я иногда за такое смирение людям зарплату повышаю. Нагрузили, навалили — все делает.
А бывает наоборот. Православный человек пальцем пошевелил — заплатите. Вы мне не доплатите, я не буду работать. Я иногда, честно говоря, в шоке.

Но тут можно и в другую сторону перевернуть. Может, я действительно жадничаю. Может, это мой грех. Может быть, мой сотрудник прав. Может быть, тут я неправильно распоряжаюсь богатством. Так вот и живем — балансируем между плюсом и минусом в попытке найти равенство.

— Если представить, что у вас есть некие полномочия, то какую главную проблему в бизнесе вы видите в России и как бы вы ее решали?
— Проблема бизнеса — это наша история. Советский строй уничтожил класс кулаков, как и класс предпринимателей. Потом заставили всех ходить на работу, где за инициативу не поощряли. Сиди и не высовывайся. Потом после перестройки история в другую сторону повернулась. Люди, которые бросились в бизнес — часть из них просто убили, часть посадили.

Потом опять ситуация поменялась — на место бандитов встало государство. Стали приходить такие люди в погонах, которые говорили: если вы мне не дадите столько-то денег, то мы вас закроем. И у многих либо закрыли предприятия, либо посадили. И уничтожение класса бизнесменов продолжается до сих пор. И после такой истории гонений на бизнес нечего удивляться, что мы имеем то, что имеем. Это следствие того, что мы продолжаем жить без Бога — начав от коммунистов и до сих пор.

Вот, например, чиновник — он поступал бы так, если бы жил с Богом? Огромный класс чиновников сдерживает Россию от экономического роста. Это особенно видно в регионах, а не в Москве. Рубится инициатива, деньги разворовываются. Поэтому сегодня нужны примеры как бизнесменов, которые живут с Богом, так и чиновников. Пусть открыто исповедует: «Я православный, я взяток не беру», и бизнес сразу откликнется.

Бытует мнение, что туберкулезом болеют только люди из социально-неблагополучных слоев общества: бомжи, алкоголики, наркоманы. Но практика последних лет доказывает ошибочность этого утверждения: буквально лет 10 - 15 назад туберкулез еще можно было отнести к социальным заболеваниям, в последнее же время он перешагнул в категорию заболеваний инфекционных. По статистике доля среднестатистических граждан из вполне благополучных социальных слоев среди зараженных составляет примерно 50%. В этот процент вошла и Таня Горб. Два года назад ей поставили диагноз - туберкулез легких.

Она не верила в заключение врачей и не хотела принимать его. "Мне казалось, что это не про меня говорят, - рассказывает Таня. - Одно легкое полностью в дырках, а второе - частично, то есть первая стадия заболевания на одном легком и вторая стадия на другом". Полтора месяца Таня принимала сильные лекарственные препараты, но результаты анализов показывали, что туберкулезная палочка оказалась очень устойчивой. Ее перевели в другую больницу. Здесь она лежала в окружении бывших осужденных.

Таня и ее вся семья христиане. Ее твердая вера в то, что Бог ее исцелит, помогала и другим получить ободрение. Таня собирала на чаепитие всех желающих из ее отделения и рассказывала им о своем Господе, Который никогда ее не подводил. В одну из проведенных ночей в больнице Таня почувствовала сильное желание молиться. Она не ожидала, что в молитвенном состоянии она проведет всю ночь. Именно тогда она почувствовала, что Бог ее исцелил.

Так и случилось - все анализы показали улучшение. Врачи с учета ее не сняли, а приписали на протяжении двух лет принимать еще медикаменты. Мешок в Таниных руках - это те лекарства, которые ей не пришлось принимать на протяжении указанного срока. Потому как она знала, что Бог ее окончательно исцелил именно в ту молитвенную ночь.

Через полгода после обследования врачи не могли поверить, что она полностью здорова, а когда узнали, что она вообще не принимала ни одно из лекарств, то сказали, что это реально чудо Божье, и такое в практике у них впервые.

Таня Горб верит, что экзамен свой сдала. Также она убежденна - случайностей не бывает, что оказалась в такой больнице. "Там у людей столько много боли, разочарования, смерти, страдания и печали,- продолжает Таня. - Им нужна была вера, надежда, спасение и Божья любовь, которую мне Бог позволил принести".

"Когда мы узнали о Тане, которая является членом нашей церкви "Дверь в Небо" уже больше десяти лет, конечно, мы удивились, - говорит епископ Юрий Коновалов. - Это такая благочестивая и богобоязненная семья служителей, что поняли - это время их испытания. Церковь молилась, постилась за нее, и, Слава Богу, что Он даровал нам победу. Бог не обещал нам, что Он нас избавит от проблем, Он сказал, что поможет нам именно в проблеме, что Он и сделал, тем самым, являя нам Свое могущество".

mob_info