Культ личности примеры из истории. Разоблачение культа личности Cталина

Выдающиеся личности играют важную роль в исторических событиях как руководители, организаторы и вдохновители борьбы масс и классов, но решающая роль в истории принадлежит народным массам. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, опасаясь возможности проникновения в революционное движение культа личности, как одного из самых отвратительных пережитков прошлого, решительно вели борьбу против всех его проявлений [ ] . В 1877 году Маркс писал:

«…из отвращения ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран,- я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем непременным условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами…»

В.И.Ленин, будучи общепризнанным вождем Коммунистической партии и народа, с исключительной неприязнью встречал любую демонстрацию почитания его личности. Подчеркивая решающую роль народных масс в историческом творчестве, Ленин говорил:

«...Ум десятков миллионов творцов создает нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение».

Ленинские методы, ленинский стиль партийной и государственной деятельности безусловно исключали идеологию и практику культа личности. В партии при Ленине не было единоличного командования, слепого преклонения перед авторитетом, не говоря уже о преследовании тех, кто открыто полемизировал с Лениным. Ленин учил, что руководство правящей политической партии и построение социализма могут быть успешный только при условии, если партия не отрывается от трудящихся масс, не командует ими, а учится у масс и направляет их действия, строго учитывая объективные и субъективные условия. Ленин всегда придавал огромное значение вопросу о личных качествах руководящих деятелей партии. Еще в 1903 он писал:

«...необходимо, чтобы вся партия систематически, исподволь и неуклонно воспитывала себе подходящих людей в центре, чтобы она видела перед собой, как на ладони, всю деятельность каждого кандидата на этот высокий пост, чтобы она ознакомилась даже с их индивидуальными особенностями, с их сильными и слабыми сторонами, с их победами и „поражениями"».

Уже тогда Ленин говорил, что надо дать возможность массе партийных работников «...узнать своих вождей и поставить каждого из них на надлежащую полочку»

Возникновение культа личности И.В.Сталина

В последние годы жизни, будучи тяжело больным, Ленин в своих письмах и статьях призывал провести ряд мер для обеспечения единства Коммунистической партии, для укрепления ЦК партии. Свое «Письмо к съезду» (декабрь 1922 - январь 1923), известное под названием «Завещание», Ленин посвятил главным образом характеристике личных качеств и черт руководящих членов ЦК партии. Характеризуя в этом письме И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина и Г. Л. Пятакова, Ленин указывал как на их положительные, так и отрицательные качества. Приковывая внимание партии к вопросу о личных качествах и взаимоотношениях руководящих деятелей ЦК, Ленин подчеркивал, что «...это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение» За годы своей революционной деятельности Сталин накопил большой опыт руководящей партийной работы, но имел некоторые крайне отрицательные личные качества. «Тов. Сталин, сделавшись генсеком,- писал Ленин 24 дек. 1922,- сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью» . Ленин предлагал обдумать способ перемещения Сталина с этого поста. 4 января 1923г. Ленин в продиктованном им добавлении к письму от 24 декабря 1922 указывал:

«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лойялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д.»

В силу сложившихся обстоятельств Сталин не был тогда освобожден от обязанностей генерального секретаря ЦК. Очередной XII съезд РКП(б) состоялся в Москве 17-25 апреля 1923, но ленинское «Завещание» делегатам этого съезда сообщено не было.

Через несколько месяцев после XII съезда, осенью 1923, оппозиция, возглавляемая Троцким, выступила открыто с антиленинской платформой. ЦК партии, возглавляемый Сталиным, организовал борьбу партии против троцкистской оппозиции. В январе 1924 года скончался Ленин. В конце мая 1924 прошёл ХШ съезд РКП(б), делегатам которого ленинское «Завещание» было сообщено не на заседании съезда, а на совещаниях делегаций отдельных республик, краев, губерний. Зачитав «Завещание», руководители делегаций (секретари местных партийных органов) ставили перед товарищами вопрос: целесообразно ли в условиях острой внутрипартийной борьбы освобождать Сталина от поста генерального секретаря. Делегации XIII съезда, а затем члены ЦК РКП(б) на состоявшемся сразу после съезда пленуме обсуждали письмо Ленина в сложной внутрипартийной обстановке. Искренне надеясь, что Сталин добросовестно выполнит свое обещание учесть ленинскую критику, делегаты съезда и пленум ЦК высказались за оставление его на посту ген. секретаря ЦК.

Причины возникновения культа личности Сталина

При рассмотрении вопроса о возникновении культа личности Сталина необходимо учитывать как объективные, конкретные исторические условия, так и субъективные факторы, связанные с личными качествами Сталина. Коммунистическая партия руководила строительством социализма в СССР в чрезвычайно сложной международной и внутренней обстановке (капиталистическое окружение, угроза воен. нападения, ожесточенная классовая борьба в стране, когда решался вопрос «кто - кого?», борьба с троцкистами, правыми оппортунистами, а также с буржазными националистами). Эти условия требовали железной дисциплины, централизации руководства, некоторого ограничения демократии.

«Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом как временные, подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире. Народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые и новые успехи советского общественного строя».

Страна осуществляла первый в истории опыт построения социалистического общества, формировавшегося в процессе исканий, проверки на практике многих истин, известных до того лишь в общих чертах, в теории. СССР был единственной страной, прокладывавшей путь к социализму. Преодолевая огромные трудности в течение всех предвоенных пятилеток, ранее отсталая страна в результате героических усилий партии и всего народа совершила гигантский скачок в своем политическом, экономическом и культурном развитии. В те годы Сталин вместе с другими руководящими деятелями партии выступал как крупный организатор борьбы советского народа за построение социализма. Он возглавил борьбу партии против отклонений от ленинской линии, допускавшихся троцкистами, затем группой Зиновьева - Каменева, а впоследствии группой Бухарина - Рыкова - Томского. В ряде работ, включенных в сборник «Вопросы ленинизма», Сталин защищал ленинские положения о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, что вооружало партию в борьбе с оппозициями; все это снискало ему большой авторитет в партии и народе. В этой обстановке стал постепенно складываться культ личности Сталина. С именем Сталина стали неправильно связывать все победы и успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной. Восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. На том этапе сказались отрицательные качества Сталина. Он не стремился убеждать противников, подчинять их идейному влиянию партии, разрешать возникающие разногласия и противоречия демократическими, партийными, методами, как это делал Ленин, а прибегал к методам администрирования. Он, вопреки решениям съездов партии о развертывании внутрипартийной демократии, отходил от ленинского метода коллективного руководства, самолично принимал решения по важнейшим вопросам.

«...Сталин, непомерно переоценив свои заслуги, уверовал в собственную непогрешимость. Некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях ожесточенной борьбы с классовым врагом и его агентурой, а позднее в условиях войны против немецко-фашистских захватчиков, Сталин начал возводить в норму внутрипартийной и государственной жизни, грубо попирая ленинские принципы руководства».

Проявления культа личности

Сталин стал нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипартийной демократии в виде подмены выборности в партийные органы кооптацией и т. д. Даже в тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, в первые 6 лет после Октября (1918-23), при Ленине состоялось 6 общепартийных съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924-33) состоялось 4 партийных съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами. Но за последующие 20 лет (1934-53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК.

Нарушив ленинское «Завещание», Сталин поставил себя над ЦК партии, вышел из-под его контроля, оградил себя от критики. Сталин методически укреплял культ своей личности; он приписывал себе чрезмерные заслуги перед партией, успехи, достигнутые народом в гражданской войне, в строительстве социализма, в разгроме гитлеровских полчищ. Повсеместно в изобилии сооружались монументы Сталина. Чтобы создать ореол непогрешимости Сталина, искажалась история партии, упорно пропагандировалась теория «двух вождей», версия, будто Сталин-это именно тот человек, который вдвоем с Лениным создавал большевистскую партию, разрабатывал ее теорию и тактику.

Последствия культа личности

В марте 1922 года Ленин отмечал громадный, безраздельный авторитет «...того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией» . Именно эти люди знали правду о действительных и мнимых заслугах Сталина, и они явно мешали Сталину. Малейшие попытки противодействия фальсификации истории партии стали расцениваться Сталиным как «враждебные вылазки» или «примиренчество к ним»; началась безжалостная расправа с неугодными Сталину лицами. Сталин выступил со справедливым утверждением, что по мере продвижения к социализму классовая борьба все более обостряется. К сожалению, это в некоторой мере послужило теоретическим обоснованием репрессий. Репрессиями по отношению к ленинским кадрам партии, честным государственным и хозяйственным руководителям, командному и политическому составу Красной Армии, рядовым коммунистам и советским гражданам был нанесен тяжелый ущерб.

Культ личности Сталина способствовал распространению в партийном строительстве и хозяйственной работе порочных методов, голого администрирования, нарушений внутрипартийной демократии. В планировании и управлении народным хозяйством порождались волюнтаризм и субъективизм, пренебрежение экономическими законами и стимулами развития производства, серьезно нарушался социалистический принцип оплаты по труду. Обстановка культа личности Сталина нанесла вред общественным наукам, в том числе философским и историческим, и в особенности - изучению истории партии, что тормозило творческое развитие марксизма-ленинизма, ослабляло влияние науки на развитие общества.

"«...были определенные периоды, например, в годы войны, когда единоличные действия Сталина резко ограничивались, когда существенно ослаблялись отрицательные последствия беззаконий, произвола и т. д. Известно, что именно в период войны члены ЦК, а также выдающиеся советские военачальники взяли в свои руки определенные участки деятельности в тылу и на фронте, самостоятельно принимали решения и своей организаторской, политической, хозяйственной и военной работой, вместе с местными партийными и советскими организациями обеспечивали победу советского народа в войне».

Преодоление

Внутри ЦК партии имелись деятели, которые правильно понимали назревшие потребности в области внутренней и внешней политики и противодействовали отрицательным явлениям, связанным c культом личности Сталина. Однако в условиях, когда Сталин имел громадный авторитет в партии и в народе, открытое выступление против него не было бы тогда понято и не получило бы поддержки.

«Более того, подобное выступление было бы расценено в тех условиях, как выступление против дела строительства социализма, как крайне опасный в обстановке капиталистического окружения подрыв единства партии и всего государства. К тому же успехи, которые одерживали трудящиеся Советского Союза под руководством своей Коммунистической партии, вселяли законную гордость в сердце каждого советского человека и создавали такую атмосферу, когда отдельные ошибки и недостатки казались на фоне громадных успехов менее значительными, а отрицательные последствия этих ошибок быстро возмещались колоссально нарастающими жизненными силами партии и советского общества».

Нельзя не учитывать и того, что многие факты и неправильные действия Сталина, особенно в области нарушения сов законности, стали известны уже после его смерти.

В 1956 году XX съезд КПСС совершил исторический поворот в развитии партии и страны, всего коммунистического движения, положив начало восстановлению ленинских норм партийной и государственной жизни. Были осуществлены кардинальные мероприятия по восстановлению и дальнейшему развитию социалистической демократии, ленинских принципов государственной, партийной жизни и хозяйственного строительства, строгому соблюдению социалистической законности.

ЦК КПСС, открыто разоблачив тяжелые последствия культа личности Сталина, обезвредив политического авантюриста , отбросив группу приверженцев культа личности и его методов - Молотова, Кагановича, Маленкова, вскрыл и решительно ликвидировал грубейшие нарушения социалистической законности. Партия отдавала себе отчет в том, что выявленные ошибки и извращения, раскрытие злоупотреблений властью могут вызвать в партийных рядах и в народе чувство горечи и глубокого сожаления, создадут временные трудности для КПСС и братских марксистско-ленинских партий. Но партия смело пошла навстречу трудностям, она честно и откровенно сказала народу всю правду, глубоко веря, что ее линия будет правильно понята. ЦК КПСС, XX и XXII съезды сказали партии и народу правду о Сталине, опираясь на ленинское указание:

«Фарисеи буржуазии любят изречение: о мертвых либо молчать, либо говорить хорошее. Пролетариату нужна правда и о живых политических деятелях и о мертвых, ибо те, кто действительно заслуживает имя политического деятеля, не умирают для политики, когда наступает их физическая смерть».

Литература

  • XX съезд КПСС. Стенографический отчет, ч. 1-2, М., 1956;
  • XXII съезд КПСС. Стенографический отчет, ч. 1-3, М., 1961;
  • О преодолении культа личности и его последствий. Постановление Центрального Комитета КПСС, М., 1956.

Культ личности

Культ личности - возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды , в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее , выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам. Наиболее известны культы личности Ленина , Муссолини , Гитлера , Сталина и Мао Цзэдуна .

Исторические предпосылки и критика культа личности

На протяжении истории большинство государственных деятелей претендовало на некие выдающиеся качества.

В некоторых [каких? ] монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения. Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах харизматических лидеров, которым необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причем диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды , такие как радио , кинематограф , контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР , Гитлера в Германии , Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее . В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты, художники, писатели и поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов.

Критика культа личности возникла в связи с тем, что возвеличивание отдельных личностей стало происходить в революционных движениях, которые, казалось бы, должны были бороться за равные права всех членов общества. Одними из первых критиков были Маркс и Энгельс , что не помешало их последователям поддерживать культ их личностей посмертно. Маркс писал Вильгельму Блосу :

Памятник Марксу и Энгельсу

«…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, - я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487-488).

Энгельс высказывал аналогичные взгляды:

«И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).

Самым же известным разоблачителем культа личности был Хрущев , выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях », в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущев, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

Сам Сталин показательно «критиковал» культ своей личности. Например, известно следующее письмо:

ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ
16.02.1938
Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина». Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом. Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ - говорят эсеры. Народ делает героев - отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу. Советую сжечь книжку. И. Сталин

После разоблачения культа личности Сталина, в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

Примеры (в хронологическом порядке)

Ленин

Иосиф Сталин

Леонид Брежнев

Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма ». Этот мелкий культ, поддерживаемый в основном номенклатурой , включал в себя вручение Брежневу непомерного количества правительственных наград (в их числе «Орден Победы», которым первоначально награждали великих полководцев Второй мировой войны , и четыре золотых звёзды Героя Советского Союза) и публичное провозглашение его верным ленинцем. Активно развешивались портреты Брежнева и транспаранты с его изображениями и крылатыми выражениями из зачитанных им речей («Ленинским курсом к коммунизму», «Экономика должна быть экономной » и т. д.) Во время демонстраций люди носили портреты Брежнева и других членов Политбюро. В последние годы жизни под авторством Брежнева было опубликован ряд произведений : «Малая Земля », «Возрождение » и «Целина », которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии . Вместе с тем известен факт, что авторами являлись на самом деле группы писателей. Претензии Брежнева на величие отразились в большом количестве анекдотов . После смерти Брежнева его имя решено было увековечить в географических названиях. Его преемники, однако, поспешили стереть личность Леонида Ильича с карты страны и из анналов истории.

Саддам Хусейн

Как и все остальные диктаторы, Саддам установил свой культ личности. В аэровокзале Багдада на каждой стене можно было видеть портреты президента страны и председателя совета революционного командования Саддама Хусейна. На бетонных колонах вокзала краской было написано «С нами Аллах и президент, долой Америку», памятники Хусейну стояли во всех госучреждениях. За время правления Саддама в Ираке было установлено множество его изваяний и портретов. На всех министерствах страны висели огромные портреты Саддама с деятельностью того или иного правительственного ведомства. В 1991 г. в стране был принят новый флаг Ирака. Хусейн собственноручно написал фразу «Аллах Акбар» на флаге. Помимо неё на флаге были запечатлены три звезды, символизирующие единство, свободу и социализм - лозунги партии «Баас ».

Древний дворец царя Навуходоносора был перестроен: на кирпичах запечатлели имя диктатора. По улицам Багдада невозможно было пройти сто метров, не увидев на заборах, в магазинах, гостиницах, парикмахерских, медресе портрет лидера страны. По телевизору ко времени намаза появлялась картинка мечети с обязательным фото того же Хусейна в уголке. Иракские средства массовой информации представляли Саддама как главу нации, строителя школ и больниц. На многих видеокадрах времен его правления можно было увидеть, как иракцы просто подходят к президенту и целуют его руки или его самого.

Сапармурат Ниязов

Ким Чен Ир


Wikimedia Foundation . 2010 .

Понятие культа личности

Заводя разговор о понятии культа личности, необходимо упомянуть об увеличении или даже обожествлении человека, который стоит во главе государства или какой-то религиозной организации, к примеру, церкви. Его роль в жизни государства и функции, которые он исполняет, завышаются до громадных размеров, а власть признается неоспоримой или быть может священной, в зависимости от идеологии и отношения к религии. Власть вождя одарена почетом как отданная свыше, а сам он в осознании собственного народа наделен некоторыми сверхчеловеческими способностями, к примеру, по собственному усмотрению изменять ход истории либо непосредственным образом ведать судьбами любых гражданин государства. Наиболее часто данное явление образуется в государствах авторитарного и тоталитарного государственного строя.

Явление культа личности

Культ личности проявляется в возвеличивании конкретной личности, как правило, эта личность является государственным деятелем, посредством пропаганды, в произведениях культуры, документах, законах государства. Пропагандируется в частности то, что личность обладает многочисленными талантами во всех сферах человеческой деятельности, ей приписаны:

  • необычайная мудрость;
  • способность предвидения будущего;
  • выбор единственно правильного решения, которое является определяющим для благополучия народа и пр.

В государственных учреждениях развешиваются портреты такого вождя, на демонстрациях индивиды одевают его изображения, возводятся постаменты. Дополняя список черт выдающегося государственного деятеля личности приписываются лучшие человеческие качества, такие как:

  • доброта;
  • любовь к животным и детям;
  • простота в общении;
  • способность сойти к нуждам и чаяньям простых людей.

Хоть такое обожествление представителей власти случалось во все временные периоды, термин «культ личности» более часто используют в характеристиках социалистических и тоталитарных режимов.

Замечание 1

Самые известные культы личности - Сталина и Мао Цзедуна.

На протяженности истории большая часть государственных деятелей претендовала на некоторые выдающиеся качества. В абсолютных монархиях короля, императора, царя, султана и т.п. практически возводили в божественный статус. Утверждалось, что монарх является воплотителем божественной воли или сам представляется божеством, то есть полубогом. Обожествление правителя наиболее характерно для Китая периода империи, древних Египта и Римской империи.

При развитии революционного движения в Европе в 18-19 веках монархам становилось сложнее поддержать идею собственной божественной избранности. В это же время развитость техники и науки передали в руки политическим деятелям изобретения, необычайно способствующие пропаганде собственной личности: звукозапись, фотографию, кинематограф, средства пропаганды и рекламы. Конкретно при помощи данных новейших средств по промывке мозгов создавались грандиозные культы личности 20 века. Критика культа личности традиционно обращалась на диктаторские режимы:

  • Сталина при СССР;
  • Гитлера при Германии;
  • Мао Цзедуна при Китае;
  • Ким Ир Сена при Северной Корее.

В период подъема их управления данные лидеры обладали почетом как богоподобные вожди, которые не способны совершить ошибку. Везде развешивались их портреты, писатели, художники и поэты рождали произведения, которые раскрывают разнообразные грани неповторимых личностей диктаторов.

Замечание 2

Критика культа личности образовывалась в связи с тем, что возвышение конкретных личностей начало совершаться в революционных движениях, которые по идее должны были находиться в борьбе за равноправие всех членов общества.

Одними из первейших критиков являлись Энгельс и Маркс, что не мешало их последователям поддержать культ их личностей даже после смерти. Маркс писал Вильгельму Блосу: «…Из неприязни к любому культу личности я во время жизни Интернационала никогда не пускал к огласке множественные обращения, в которых были признаны мои заслуги, которыми мне надоели из различных стран, - я даже никогда не давал ответа на них, разве что только иногда за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов происходило на том условии, что из устава будет исключаться все, что способствует суеверному преклонению перед авторитетами.

Хотя Маркс и Энгельс относились неодобрительно к культу личности при жизни, избежать посмертного обожествления им не удалось. Энгельс имел схожие взгляды: «И Маркс, и я, всегда были настроены против любых публичных демонстраций в отношении к конкретным лицам, исключая лишь те случаи, когда это обладало какой-либо значительной целью; а наиболее всего мы являлись противниками таких демонстраций, которые при нашей жизни коснулись бы нас лично».

Замечание 3

Наиболее известным разоблачителем культа личности стал Хрущев, который выступил в 1956 году на 20 съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчивал культ личности умершего Сталина.

После разоблачения культа личности Сталина, широкой известности была предана фраза: «Да, при Сталине был культ личности, но была и личность!», которая приписывается разнообразным историческим персонажам.

Самым известным литературным произведением, которое разоблачало культ личности в коммунистических режимах, представляется книга Джорджа Оруэлла 1984 года, в которой выводился образ всевидящего Большого брата, который занят постоянным наблюдением за каждым шагом членов общества. Очень показательно тематика лести правителям раскрывается в сказке Ганса Христиана Андерсена «Новый наряд короля». Известности предался также комикс Херлуфа Бидструпа, который получил название «Культ личности». Социальные психологи имеют убеждение, что появление явлений, таких как, культ личности либо поклонение идолам обусловлено конкретной общественной средой. Само общество формирует последующие предпосылки для образования подобного культа личности.

Благоприятной субъективной питательной средой культа личности, является патриархальная и подданическая политическая культуры, которые исходят из веры в хорошего царя или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не от результатов своего труда, а от благосклонности начальства. В тоталитарном обществе сфера такой зависимости, по существу, ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и служебно-должностной рост, и повышение заработной платы, и получение жилья, премий и других социальных благ, непосредственной причиной культа, является и различного рода санкций к непослушным. Отражаясь в массовом сознании, все это, сочетаемое с систематической идеологической обработкой, порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество».

Текст написан для форума «Наука и жизнь». Спасибо Владиславу Фельдблюму: поднял острую тему. Есть нравственный культ. Например, Христа. Он сопровождается мифологизированной идеологией. Библия. Элемент мистики здесь главенствует. Есть научный культ. Это преклонение перед великим ученым и его трудами. Эйнштейн, Менделеев, Ландау, Сахаров… Марксисты преклоняются перед Марксом, поклоняются ему, верят в абсолютную истинность его идей. Для них он - все: и ученый, и политик, и экономист, и абсолютный нравственный авторитет (Бог). Элемент мистики здесь играет значительную роль. Культ великого полководца - рядовое явление в жизни: Александр Македонский, Наполеон, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков; мистика здесь наличествует. («Где Суворов, там победа», «Приехал Кутузов - будем бить французов», «Появился на передовой Жуков - жди наступления»). Сегодня объекты культа именуются харизматическими личностями. Понятие «культ» весьма плодовитое. От него родились понятия «культуры» как цивилизации (у Освальда Шпенглера, например), «культуры» как сферы духовной жизни народа, «культуры» как концентрации высших достижений народа, «культуры» как уровня воспитанности.

Нас, однако, волнует культ политической фигуры, преклонение перед ней, вера в нее, готовность пожертвовать жизнью ради нее. «Жизнь за царя» прежде называлась опера «Иван Сусанин». Сторонники царской власти в России внушали народу, что царь умен, мудр и его власть от Бога. В основном, пропаганда была успешной, до поры, до времени. Сторонники советской власти внушали народу, что генеральный секретарь умен, мудр, и его власть от Маркса, успешно превращенного грамотными писарями в подобие Бога. И советская пропаганда была успешной, но тоже до поры, до времени. Из Ленина его сторонники сделали великого ученого, великого политика, великого революционера, великого философа; он стал «самым человечным человеком», не Богом, но лучше Бога. И мощи его они сохранили, а сколько памятников ему поставили, сосчитать невозможно; в каждом городе из более чем тысячи в России есть улица Ленина. Сталина его подручные превратили в некое существо, которое стоит выше всех великих, которые когда-либо жили на Земле. Он стал «мудрым», «великим», он стал «кормчим» и т.д. Хвалебных эпитетов не перечесть. Культ политической личности - это не просто культ персоны, персона тянет за собой определенную идеологию. Если религиозный кумир несет с собой миф, который оформляется в некое Писание, то политический кумир несет с собой систему идей, которая оформляется как цельная система понятий. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», - сказал вождь российских большевиков о марксизме. Без «всесильного учения» большевистские вожди, думаю, долго не продержались бы: ведь надо было одурачить образованный слой страны, чтобы насадить повсюду своих помощников!

На примерах Ленина и Сталина, Гитлера психологи могут продемонстрировать: в самой природе человека лежит великая потребность - создавать себе кумиров, потребность обожествлять себе подобных. Вчера он был просто человеком, сегодня ему поют дифирамбы, завтра он станет особенной харизматической личностью, которая может сотворить все, чего пожелает: всех накормить, всех излечить и сделать счастливыми. Вспоминаю фильм Михаила Ромма на эту тему - «Обыкновенный фашизм». На примерах Ленина и Сталина, Гитлера психологи могут продемонстрировать, как велика в общественной жизни роль пропаганды. Пропаганда, искусно преподносимая, способна идиота превратить в умника, а преступника в ангела. Необходимое условия здесь только одно: все темные пятна персоны должны быть тщательно спрятаны, а мало-мальски положительные черты - высвечены, выпячены, разукрашены, преувеличены, раздуты. Какие величественные песни пели у нас про Берию! К всемогуществу (материальному, но не духовному) шли «великие» вожди тоталитарных государств в XX веке, но у истории был свой замысел: ткнуть носом простодушных в то, что их кумиры оставили после себя. У истории был замысел дискредитировать самозванцев.

Чем опасен культ политической личности? Тем, что личность эта неотвратимо скатывается к абсолютизации своей власти. К превращению ее в тоталитарную власть, которая захватывает душу и тело каждого отдельного гражданина. Проникает во все «щели» его жизни - на работу, на кухню (там тарабанит радио об успехах страны), под одеяло (жена только что вернулась с партийного собрания и делится впечатлениями, игнорируя ласки мужа). Что она делает с неподдающимися, проверено на советском и германском опыте. Уроки история провела с воспитательным уклоном, иные народы «схватили» все во время «рассказа учителя» и «домашнее задание» хорошо выучили. Однако народу России урок не помог, сегодня это стало ясно».

Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяниям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам. Наиболее известны культы личности Ленина, Муссолини, Гитлера, Сталина и Мао Цзэдуна.

Проявления культа личности

Начинается с обязательных портретов «личности» в официальных кабинетах (я это не осуждаю: ещё Пётр Великий повелел иметь такие портреты, люди должны знать в лицо своего царя… Потом любое мнение вождя становится непререкаемой Истиной, настолько, что ныне Госдума меняет своё уже высказанное ею мнение на противоположное… Потом целая политическая партия заявляет, что… её программой является не достижение каких-то идеалов, а поддержка вождя.

Появляются песни, сложенные в его честь, календари и плакаты со светлым ликом… Всевозможные опросы и рейтинги доказывают его непрерывно растущую популярность… Впрочем, я уже выше отмечал, что многое зависит от самого вождя».

Сталин стал нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипартийной демократии в виде подмены выборности в партийные органы кооптацией и т.д. Даже в тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, в первые 6 лет после Октября (1918-23), при Ленине состоялось 6 общепартийных съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924-33) состоялось 4 партийных съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами. Но за последующие 20 лет (1934-53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК.

Нарушив ленинское «Завещание», Сталин поставил себя над ЦК партии, вышел из-под его контроля, оградил себя от критики. Сталин методически укреплял культ своей личности; он приписывал себе чрезмерные заслуги перед партией, успехи, достигнутые народом в гражданской войне, в строительстве социализма, в разгроме гитлеровских полчищ. Повсеместно в изобилии сооружались монументы Сталина. Чтобы создать ореол непогрешимости Сталина, искажалась история партии, упорно пропагандировалась теория «двух вождей», версия, будто Сталин-это именно тот человек, который вдвоем с Лениным создавал большевистскую партию, разрабатывал ее теорию и тактику.

В 1953 году умер советский вождь, победивший фашизм и превративший страну из аграрной в индустриальную державу с атомной бомбой на вооружении. До сих пор спорят о роли Сталина в истории СССР, но это был мощный политик, деятельность которого до сих пор обсуждаема обществом.

Формирование культа личности Сталина

Еще при жизни вождя его именем было названо большое количество объектов, среди которых были заводы, культурные центры и населенные пункты.

Не было забыто и участие Иосифа Джугашвили в обороне города Царицын в годы Гражданской войны, который впоследствии был переименован в Сталинград.

Ища ответ на вопрос, каковы же были причины установления культа личности Сталина, не стоит забывать об установившемся политическом режиме в 30-е годы. Именно тогда И.В. Сталин устранил опасных для него соратников Ленина с политической арены. Льва Троцкого советские агенты отыскали и убили на другом конце мира - в Мексике. Зиновьева и Каменева устранили в самом СССР, равно как и иных представителей «троцкистско-зиновьевского объединенного центра».

Рис. 1. Лев Троцкий в Мексике.

Победа во Второй Мировой войны подняла авторитет Сталина до небывалых высот, сделав его чуть ли не самым популярным человеком на Земле. Таким образом, среди советских людей сформировался культ личности вождя и веры в верность всех его решений и поступков. Даже масштабные политические репрессии уходили в тень на фоне того индустриального и военного рывка за 20 лет, который был сделан при Сталине.

Рис. 2. Портрет Сталина.

Советской пропагандой Сталин был объявлен теоретиком марксизма-ленинизма и его портрет ставился на одну ступень с К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И. Лениным. Даже в литературе появилось такое направление, как «сталиниана», в котором восхвалялась личность вождя.

Страна в период формирования культа личности

Культ личности вождя стал формироваться уже в 30-е годы. Это время сопровождается началом формирования плановой экономики страны. За две пятилетки (1928-1937 гг) в стране был построено множество промышленных заводов в Магнитогорске и Челябинске, тракторные заводы в Сталинграде и Харькове, автомобильные и машиностроительные заводы, была запущена ДнепроГЭС, развернулось железнодорожное строительство Турксиба. При таких успехах среди ярых сторонников идей коммунизма личность Сталина стремительно росла, однако следует знать, какой ценой они были достигнуты.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Для борьбы с мнимыми врагами установившегося режима в армии и среди населения проводились регулярные «чистки». Суды проводились в виде сталинских «троек», когда в течение короткого срока три человека принимали решение о расстреле по большей части ни в чем неповинных людей. Человека могли расстрелять за то, что его предки были церковнослужителями или принадлежали сословию, не вписывающегося в рамки коммунистической идеи.

В европейской части Советского Союза в 30-х годах население испытывало ужасный голод, который захватил север Казахской ССР, юг РСФСР и часть Украинской ССР. Только в Украине от голода погибло более 11 миллионов человек за 1 год. Ради проведения индустриализации и коллективизации населению не хватало продовольствия, а весь урожай с полей следовало сдавать в пользу государства. Рабочие на стройках спали прямо на рабочих местах, а там, где не хватало рабочих рук, привлекались заключенные и репрессированные, которых по стране было несколько десятков миллионов человек.
Апогеем стал закон «О трех колосках», когда расстрелу могли подвергнуть колхозников за то, что они унесли с колхозного поля даже несколько зерен.

Миллионы людей в 30-е годы умерли от голода, были расстреляны или приняли смерть в лагерях.

Разоблачение культа личности

Через 3 года после смерти вождя, в 1956 году, новый генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев во время 20 съезда партии 25 февраля зачитал доклад о развенчании культа личности Сталина. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» содержал в себе информацию о недавно минувших годах, негативные последствия которых возлагались только на Сталина.

Рис. 3. Доклад Хрущева о культе личности.

Публичному осуждению также были подвергнуты репрессии военных и партийных деятелей. Отступление армии в первый год войны было связано именно с этим. Несмотря на то, что доклад зачитывался на условно закрытом заседании в присутствии 1349 делегатов, информация о нем достигла самых дальних уголков страны и обсуждалась даже в ячейках ВЛКСМ. Доклад был переведен на многие языки и обсуждался даже в капиталистических странах. Несмотря на эти события, в самом СССР текст доклада был опубликован лишь в 1989 году.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культе личности Сталина, следует отметить, что несмотря на его незыблемость, он был смело развенчан. Пошатнулась вера советского народа в вождя, в лидера партии как в великого проводника к построению социализма. Именно с развенчания культа личности вождя начинается спад развития советского государства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1069.

mob_info