Как воспитать сангвиника или учет особенностей темперамента младших школьников в учебно-воспитательной работе. (Рос

Ребенок холерического темперамента вспыльчив, смел до дерзости, упрям и самолюбив.

Вся фигура, осанка, походка, лицо, речь немногословная, но выразительная, показывает преувеличенное сознание не только личного достоинства, но и превосходство над другими, сознание не хвастливое, а как бы невольное. Очень желает быть постарше. Желание быть постарше иногда доходит до смешного.

Внешние проявления этого желания:

  1. поднимает плечи,
  2. хочет говорить басом,
  3. избегает общества сверстников, сторонится детских игр и занятий,
  4. старается держаться поближе к взрослым и принимать участие в их разговорах,
  5. хорошо знакомыми людьми пытается руководить и даже командовать.

Если же входит в детское общество, то

  1. резко вносит в него свое "я" и некоторую серьезность,
  2. захватывает роль устроителя и распорядителя,
  3. устанавливает собственные порядки, урегулирует ссоры, споры,
  4. требует подчинения себе.

А в случае протестов или когда приходится играть подчиненную роль, он уходит, иногда расстраивая общее занятие, общую игру. Смелость и решительность ребёнка холерического темперамента нередко доводит до рискованных выходок, до полного пренебрежения всякими опасностями, лишениями и наказаниями, часто вызывая у других детей невольное уважение и даже удивление.

Трудная жизнь, как видите. Как жить холерику в гармонии с собой .

Холерик в школе

1. В школе такой ученик бывает затейщиком и руководителем борьбы класса с нелюбимым педагогом. И нелегко учителю справиться с этим неприятелем и соперником, потому что класс легко попадает под влияние и с большим трудом от него освобождается.

Это влияние служит неистощимым источником духа вражды и противодействия. А сам ученик способен бороться упорно и продолжительно. Чтобы победить и смирить класс, надо победить этого смелого, гордого и находчивого руководителя, сильного порой не физической, а нравственной силой.

Тут властью и наказаниями ничего не сделать, а можно довести школьника до крайнего озлобления и до гибели. Но ведь не в этом должна заключаться победа педагога.

2. Мысль холерика глубока, остра, напряженна. Он учится не оттого, что к этому принуждают, не из угождения кому-нибудь, не из посторонних расчетов. Есть к этому внутренняя потребность: школьник хочет все знать - и знать не как-нибудь, а как можно полнее. Он не довольствуется учебником и объяснениями учителя, школьнику холерического темперамента свойственно критическое отношение и к учителю, и к книге, и к школьным порядкам. Оттого легко впадает в преувеличенное самомнение, искреннее и убежденное, но чуждое хвастливости.

3. Чувства человека холерического темперамента как эгоистические, так и альтруистические, глубоки и сильны. Мысль, чувство и желание сразу же переходят в дело. Делу холерик отдается не в половину, а полностью. Упорно добивается цели, не жалеет труда, не отступит ни перед препятствиями, ни опасностями.

Как действовать на ученика?

Так как сущность холерика обнаруживается стремлением подчинить все окружающее собственному авторитету, то и педагогу отношение к нему лучше всего обосновать на том же.

Это факт, что человек холерического темперамента, стремясь и умея подчинить себе других, склонен и сам без оглядки подчиняться авторитету другого, более сильного человека, общества, государства, идеи, убеждения, что он соединяет этот авторитет с собственной личностью, старается и других подчинить ему, как собственному авторитету. Большая часть фанатиков, положивших жизнь за идею, за науку, за отечество, за религию, были холерики.

Следовательно, вся задача педагога тут заключается в том, чтобы авторитет свой и школы поставить выше авторитета ученика.

Неуместны

Здесь неуместны уступки, ласка, снисхождение, легко кажущиеся признаками слабости.

Нужна твердость, последовательность и безукоризненная справедливость, чтобы школьник уважал учителя.

Конечно, для этого нужна не столько сила внешней власти, сколько нравственная сила и убежденность. Ими только и можно воздействовать на этого ученика. Им он подчиняется охотнее, нежели грубому насилию, всегда пробуждающему в ответ противоречия и враждебность.

Ребёнку холерического темперамента педагогу не только можно, но и просто необходимо объяснять свои требования доводами, доказательствами, потому что доводы не пропадут даром. Если учителю удастся таким путем подчинить "я" ученика холерического темперамента авторитету своего "я", он приобретает такого преданного друга, который много поможет: будет благотворно влиять на весь класс, и на него всегда можно будет положиться.

Поощрение

Если холерика хвалят и одобряют, то это:

  1. с одной стороны, положительно действует на школьника, усиливая стремление к самосовершенствованию,
  2. с другой - еще более развивают в нем свойственное самомнение.

Потому учитель благоразумно поступит, если, оставаясь безукоризненно справедливым, будет сдержан в своих одобрениях и похвалах и ни в коем случае не позволит себе явно выделять этого ученика из ряда товарищей какими-либо преимуществами или исключительными льготами .

1. Пусть этот способный и самолюбивый школьник привыкнет довольствоваться собственным сознанием, что выполнил дело хорошо, как лучшей наградой.
2. Пусть он полюбит дело и труд ради самого труда. Принцип для холерика: если у тебя нет работы - придумай её.
3. Пусть получат преобладающее значение не эгоистические эмоции, как гордость, тщеславие, честолюбие, а более возвышенные, как чувство долга.

Особое внимание надо обращать на отношение холерика к товарищам и направлять на оказание им помощи, давая выход его самолюбию, которое удовлетворялось бы благородным сознанием своей полезности другим.

Таков холерик в школе.

Сильные и слабые стороны холерического темперамента в видео ролике. Эти характерологические черты обязательно надо иметь в виду, чтобы правильно воспитать.

В отношении холериковнеобходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков (и сангвиников).

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками.

Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности. (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.)

Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

ü Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале главное – не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств – в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы – учить закончить дело до звонка.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.

В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.

В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми... Флегматикам нужно помочь преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.

ü Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

Также преподаватель должен учитывать особенности учащихся-меланхоликов. В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.

Первые дни пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).

Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.

Напомню, что объектом исследования являются свойства темперамента личности младшего школьника.


Предметом данного исследования является влияние темперамента на установление межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста.


Если бы этот проект я реализовывала на своем классе то, я считаю, что при взаимодействие методик и опросов, можно добиться результатов:

1)я, как преподаватель, смогу направить учебный процесс в благоприятное русло. То есть, будут положительные результаты так, как будут учитываться особенности обучения детей с различными типами темперамента.

2) родители смогут в соответствие с рекомендациями воспитывать детей, при этом не обращаясь за помошью к психологам. Ими будут учитываться особенности типа, к которому принадлежит их ребенок., они смогут, корректировать что-то. При этом не будет «некой ломки». Так как у каждый ребенка по-своему индивидуален.

3) с помощью методик, можно изменить межличностные отношения младших школьников в классе. Чтобы в коллективе была положительная обстановка для каждого ребенка.

Глава IV. Заключение

В ходе нашего исследования были выделены следующие выводы: 1)Темперамент – это важнейшая характеристика индивида со стороны его динамических особенностей интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. 2)Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Межличностные отношения младших школьников зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.Индивидуально – динамические свойства психики ребенка взаимосвязаны с социально – психологическими особенностями личности ребенка младшего школьного возраста.

Таким образом, подтверждается гипотеза. Я подтверждаю, что в зависимости от типа темперамента складывается характер межличностных отношений младших школьников в группе сверстников:

v Холерики очень общительны, в классе обычно занимают лидирующие позиции. Они легко входят в контакт со сверстниками, являются активными членами детского коллектива, всегда находятся в окружении ребят. Однако, из-за своей вспыльчивости, они часто конфликтуют с другими детьми.


v Сангвиники легко понимают других людей, склонны принимать их такими, какими они есть. Они не стремятся к лидерству, но часто занимают лидирующее положение в компании. Сангвиники очень дружелюбны и имеют большое количество друзей.

v Флегматикам сложно налаживать контакты с детьми. Они не стремятся к лидерству, не любят принимать решения. Они предпочитают знакомые и нешумные развлечения. Обычно имеют немного друзей, но их отношения постоянны.

v Меланхолики с трудом включаются в отношения со сверстниками. Они предпочитают находиться в одиночестве. Они часто чувствуют себя «белыми воронами» в коллективе. Дети часто игнорируют их.

При помощи соответствующих методов исследования, можно также подтвердить данную гипотезу.

При помощи методик, входящих во вторую главу, можно определить положение каждого ребенка в группе, его социометрический статус, проанализировать структуру межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста. С помощью предложенных в работе опросников, учителя и родители могут самостоятельно определить тип темперамента ребенка и учащегося.


Рекомендации, подобранные для родителей детей с различными типами темперамента, помогут избежать конфликтов между родителями и детьми, а также с их помощью родители могут помогать ребенку налаживать отношения в коллективе.

Глава V. Список литературы.

1.Петровский А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. - М. : Наука, 1995.

2.Крутецкий В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986 – 188 c.

3.Немов Р. С. Психология. Книга первая. Общие основы психологии 3-е издание / Р. С. Немов. – М.: Владос, 1999 – 397 c.

4.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/24.php

5. Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. Г. Фашберг. – М. : Логос, 2005. 


6.Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М. : АСТ, 2007. - 304 с.

7.Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. 8.Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.

8.Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.

9. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301102.shtml

10. http://podelise.ru/tw_files/27130/d-27129361/7z-docs/1.pdf

11. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников / Е. П. Ересь. - Минск, 1960.

12.Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006.

13.Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. Г. Фашберг. – М. : Логос, 2005. 108с.

14. Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя / Т. Г. Якушева. – М. : Наука, 1970

15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006, 542

Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее. Сегодня мы поговорим о том, как определить, какими темпераментными особенностями обладает ваш ребенок, и как эти самые особенности могут отразиться на его обучении.

О темпераменте

Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека.

О темпераменте говорили еще древние ученые. Наибольший вклад в развитие учения об этой характеристике внес древнегреческий медик Гиппократ. Он выделял четыре типа темперамента, каждый из которых, по его мнению, был обусловлен преобладанием в организме человека определенной жидкости:

  • Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»
  • Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и очень подвижным
  • Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере
  • Флегматик: преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным

Холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

Сегодня психофизиологи также выделяют четыре типа темперамента, которые имеют аналогичные названия, но, разумеется, никакой речи о преобладании определенной жидкости в организме не идет.

Наиболее ярко темпераментные особенности проявляются у маленьких детей. Но чем старше становится человек, тем более сглаженным становится его темперамент. Это объясняется адаптацией к окружающей среде и различными компенсаторными механизмами. Однако предрасположенность действовать определенным образом в большинстве ситуаций сохраняется, и на основе этого можно сделать вывод, черт какого темперамента в человеке больше. Эта предрасположенность может быть как полезной, так и мешающей в процессе обучения. Поэтому очень важно учитывать темпераментные особенности вашего ребенка при организации его учебной деятельности.

Холерик

Люди, обладающие данным типом темперамента очень энергичные и подвижные, страстные и увлеченные. Они способны полностью отдаваться любимому делу, тратя на него все свои силы и энергию. Действия холериков можно охарактеризовать как резкие, порывистые и чересчур энергичные. Такой человек очень эмоционален, способен испытывать совершенно различные по знаку эмоции, которые отличаются большой силой, склонен к резким, иногда немотивированным переменам настроения. Такие люди могут быть слишком агрессивны по отношению к другим, «вспыхивают» из-за любой мелочи. Неудачи холерики переживают очень эмоционально и «тяжело», негативно реагируют на критику.

Особенности обучения

У детей-холериков в школе могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:

  • Увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету
  • Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью, а давать различные задания
  • Научить адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям
  • Поговорить с учителем и попросить его излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбивать работу на блоки и давать время на отдых, если нужно выполнить слишком много
  • Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими
  • Переключить внимание ребенка на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву»

Известные холерики: Суворов А.В. и Пушкин А.С. и

Сангвиник

Люди-сангвиники очень энергичны, подвижны, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, они находятся в приподнятом настроении и склонны реагировать смехом на различные жизненные ситуации. Их движения очень живы и стремительны, речь быстра, а мимика очень подвижна и разнообразна. Для человека с таким типом темперамента очень важны новые впечатления, и он будет стремиться постоянно получать их любым доступным способом. Такие люди очень общительны, легко вступают в контакт с другими. В некоторых случаях данный темперамент приводит к поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на каком-то предмете, чересчур поспешным действиям. Сангвиники легко переживают неудачи, на критику реагируют спокойно и с юмором.

Особенности обучения

Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:

  • Заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее
  • Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности
  • Адекватные похвала и критика
  • Обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве между выполнением домашнего задания сделать физкультминутку)
  • Разбиение большого задания на ряд маленьких (необходимо для более полного сосредоточения на каждой части и более успешного выполнения)
  • Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки
  • Совместное выполнение домашних, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги и прочее

Известные сангвиники: Наполеон и Лермонтов М.Ю. и

Меланхолик

Людей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью. Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного (иногда даже боязнь новых людей). Неудачи они переживают довольно тяжело, но не всегда показывают это. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву.

Особенности обучения

Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:

  • Формирование уверенности в себе и собственных силах
  • Создание доброжелательной атмосферы
  • Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
  • Разбиение работы на блоки, возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания

Известные меланхолики: Гоголь Н. В. и Достоевский Ф. М. и 2

Флегматик

Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие люди не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Человек с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких людей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.

Особенности обучения

Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее:

  • Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
  • Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания
  • Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности
  • Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми
  • Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить
  • Своевременная подготовка к урокам и заданиям: заранее просмотрите с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, подготовьте с ним ответы на возможные вопросы и задания
  • Заинтересованность в деятельности
  • Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее)

Известные флегматики: Кутузов М.И. и Крылов И.А. и

Темперамент – это природная особенность человека, которая сильно влияет на его поведение и успехи. Однако не бывает плохих или хороших темпераментов – у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Чтобы ребенок с любыми особенностями обучался успешно, необходимо просто обратить внимание на эти самые особенности и создать для него наиболее оптимальные условия деятельности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель исследования – изучить представления обучающегося о темпераменте и его свойствах. Задачи: 1. Роль темперамента ребенка; 2. Поведение диагностики; 3. Выполнить количественный и качественный анализ

3 слайд

Описание слайда:

Темперамент- это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. 1. Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента.

4 слайд

Описание слайда:

Холерик: нервная система сильная, неуравновешенная, подвижная. Сангвиник: нервная система сильная, уравновешенная, подвижная. Флегматик: нервная система сильная, уравновешенная, инертная. Меланхолик: нервная система слабая. Типы темперамента

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Ученики–сангвиники. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений. Влияние темперамента на учебную деятельность Учеников–сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

7 слайд

Описание слайда:

Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач.

8 слайд

Описание слайда:

Ученики–холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними – предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой–либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, грубиянству, неправильным поступкам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. . Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности – вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий

9 слайд

Описание слайда:

Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе. Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.

10 слайд

Описание слайда:

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики. В ходе исследования было выявлено, тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения. Заключение

Отношение к детям и особенности их воспитания зависят не только от возраста. Крайне важно учитывать специфику темперамента ребенка. Воспитывать детей «холериков» по темпераменту нужно по особым схемам.

Характеристика

Часто встречается мнение, что любые дети легко возбуждаются, бурно проявляют эмоции, беспрерывно и активно. Но даже на общем фоне ребенок холерик сильно выделяется. У него эмоции бьют через край. Чтобы справиться с таким «живым испытанием», надо основательно изучить особенности подобного темперамента.

Настроение у таких детей меняется непредсказуемо то в одну сторону, то в другую. При этом все дела проходят циклично. Холерики предпочитают игры, в которых много участников. Общение для них обычно не представляет проблемы и даже желательно. Но высокая контактность уже в детском саду омрачается, обесценивается повышенной склонностью к обидам и конфликтам. Наблюдающие за детьми сразу отмечают, что они:

  • любят шалости;
  • постоянно суетятся;
  • неугомонны в своих занятиях.

Ребенок холерик не только хорошо виден, но и прекрасно «слышен». У него, независимо от пола, проявляются:

  • громкость голоса;
  • быстрота речи;
  • активная жестикуляция.

Подобный темперамент приводит к быстрому расходу психической энергии. Ведь нервная система детей работает нестабильно. Погружаясь во всякое дело, во всякий поступок без остатка дети тратят почти все свои силы. Но неустойчивость дает о себе знать все равно: она выражается в отсутствии усидчивости. Воспитание холериков - дело сложное, требующее внимания и аккуратности.

Этот темперамент (и у подростков, и отчасти даже в дошкольном возрасте от 2 лет) выражается в лидерских наклонностях. Холерики почти всегда, в какой бы компании ни оказывались, выступают заводилами. Именно под их влиянием другие начинают и оставляют игры. Отношение к играм не просто серьезное: попытки прервать такие развлечения встречаются с раздражением. Из всех игр безусловным приоритетом пользуются те, где требуется рисковать и проявлять физическую активность.

Оказавшись в учебном заведении, в коллективе дети холерики оказываются вынуждены тормозить свои желания и побуждения. Но за пределами школы или детского сада (во дворе, на улице, а в особенности дома) самоконтроль ослабевает. Потому воспитательный процесс дополнительно осложняется, требует крепких нервов и хладнокровия. Чтобы точно убедиться, что ребенок именно холерик, полезно рассмотреть все четыре темперамента на примере конкретной ситуации.

Например, приходит время уходить с детской площадки. Сангвиники постараются оттягивать уход до последнего, лихорадочно займутся «дополнительным строительством», рытьем ям, скатятся с горки. Меланхолики будут огорчены и выразят это эмоционально. Однако все же выполнят просьбу. Флегматики меньше всего доставят проблем родителям и воспитателям - они сразу оставят все игры, как бы увлечены ни были, и пойдут куда им скажут.

Холерики по эмоциональному напряжению превзойдут всех. Они не просто будут бороться, упираться, кричать и плакать, некоторые способны мешать другим детям, ломая «построенное» ими, лезть в драку. В этом месте надо сделать отступление. Может показаться, что малыши с холерическим темпераментом - это просто любители агрессии, совершенно неуправляемые личности. На самом деле, у них есть еще и сильные стороны:

  • меньшая склонность к одиночеству и самокопанию;
  • сравнительно редкое плохое настроение;
  • умение налаживать контакты и отстаивать свое «Я», свое мнение в общении с другими людьми;
  • легкое приспособление к необычной для себя обстановке (не только детям, но и взрослым).

Дурные черты, которые надо преодолевать воспитателям при развитии личности холериков, таковы:

  • повышенная конфликтность;
  • склонность участвовать в конфликтах, заводить врагов;
  • неготовность подчас завершать начатые дела;
  • резкая смена отношения к отдельным людям, предметам и вещам.

У подростков с холерическим темпераментом есть свои особенности, немного не такие, как у других возрастов. Знать их нужно хотя бы потому, что в эту группу входит свыше 50% юношей и девушек. Такие несовершеннолетние не просто активны, они еще физически сильны и тренированы. Другими отличительными чертами являются:

  • предприимчивость;
  • склонность к общественно значимой деятельности;
  • стремление преодолевать даже серьезные трудности;
  • готовность и умение брать на себя разрешение трудностей других людей;
  • не слишком высокая результативность в учебе;
  • приоритет в школе и устремленность на то, что нравится или преподается лично симпатичными педагогами;
  • умение быстро реагировать на нестандартные ситуации;
  • способность легко запоминать информацию;
  • ориентация на новые и необычные вещи.

Мальчика

При всей универсальности темпераментов существует все же значимая специфика в зависимости от пола. Если сын в семье относится как раз к этой группе, он неизбежно будет крайне неусидчив. Преодолевать эту проблему нужно, вводя четкие и последовательные правила. К примеру, в выходные дни вся семья начинает свой день не раньше определенного часа. Или после окончания работы давать взрослым 1 час покоя.

Каждое правило должно соблюдаться очень строго и неукоснительно. Тут многое зависит от взрослых, от их последовательности. Если они решили, скажем, что надо придерживаться определенного графика, отдавать приоритет отдельным занятиям - отступать от этого надо только при очень веских обстоятельствах. Желательно детям сразу объяснять, почему так решили. Они должны твердо знать, что капризы, истерики, скандалы и выходки не позволят добиться своей цели.

Бывает так, что какое-то дурное свойство холерика скорректировать, исправить не получается. Многие дети очень долго не могут днем заснуть в одиночку. Родителей крайне раздражает, что они теряют много времени на это. Еще одним негативным моментом часто становится излишняя детская говорливость. В таких случаях надо для начала изменить отношение к проблеме, отыскать в ней плюсы для себя - а затем уже попытаться ввести ситуацию в определенные рамки. Затрачиваемое время можно использовать на:

  • раздумья о минувшем;
  • планирование дальнейших поступков;
  • прослушивание аудиокниги через наушники;
  • другие подобные дела.

А вот к стремлению доминировать, несмотря ни на что, нельзя относиться столь же благодушно. Очень важно переломить эту тенденцию, иначе мир пополнится еще одним семейным тираном. Зато нужно ориентировать, особенно в подростковом возрасте, на заботу о других членах семьи. Это свойство и без того характерно взрослым холерикам, но важно помочь его формированию. Надо добиваться того, чтобы негативные эмоции, полученные в учебном заведении, на работе и в общественных местах в дальнейшем не выплескивались бы дома.

Что касается быстроты реакции, умение очень быстро принимать решение стоит поощрять. Следя, однако, чтобы принимаемые решения не были легковесны и эмоциональны. Если родители сумеют внушить, что надо принимать во внимание всю информацию, будет только лучше. При воспитании следует обращать внимание и на работу с такой чертой, как общительность. Тяга к общению, к появлению новых друзей должна ограничиваться умением разбираться в людях.

Девочки

У них несколько меньше подобных проблем, чем у мальчиков. Но основные черты холерического темперамента все равно проявляются. Надо мириться с тем, что у девочки появятся сильный характер, крепкая воля, что скоро возникнут серьезные амбиции. Опытные воспитатели учитывают эти обстоятельства и стараются сделать поведение мягче, гибче, научить обходить новые углы. Кстати, об обучении: девочки-холерики без проблем осваивают новые умения, обожают пробовать то, что раньше было им незнакомо.

Потому их легко «переключить» с нежелательных увлечений на те, которые родители считают лучшими для детей. А вот попытки преодолеть недостаточное внимание к модным тенденциям, нежелание носить украшения и различные аксессуары вряд ли дадут результат. Такие девочки несколько мужеподобны, а при воспитании надо учитывать, что они больше ценят комфорт и возможность действовать. Манерность, неторопливая деятельность - это не для них.

В подростковом возрасте родители должны учитывать высокую вероятность агрессии, раздражения из-за любого ограничения, запрета, даже случайного замечания.

Особенности воспитания

Правильно воспитывать холериков непросто. Справиться с избытком энергии можно, перенаправляя ее в полезные области. Так, девочки будут спокойнее при занятиях:

  • фигурным катанием;
  • конькобежным спортом;
  • легкой атлетикой;
  • сценическим искусством.

Мальчики холерики успокаиваются при занятиях греко-римской борьбой, восточными единоборствами, футболом и баскетболом, плаванием. Но необязательно концентрироваться на этих видах спорта - подойдут любые активные занятия. Дополнительно стоит сокращать количество раздражителей. Если какой-то предмет выступает раздражителем, его убирают. Если возникают частые конфликты с кем-то из других детей, приглашать их домой не следует.

Но эти приемы дадут положительный результат только в том случае, если активные периоды будут периодически меняться элементарными играми с малой подвижностью. Желательно, чтобы такие занятия носили интеллектуальный характер и позволяли реализоваться. Увлечения подбирают индивидуально, ища не то что удобно в первую очередь себе, а оптимальное компромиссное решение. Стремиться найти хотя бы какое-то хобби нужно в любом случае - это позволит упорядочить жизнь и повысить организованность. При этом надо стараться убеждать детей в необходимости завершать все, что начато, даже если это уже не нравится или появилось новое увлечение. Такой подход надо применять во всем:

  • в общении;
  • в обучении;
  • в игре.

При этом стараться переломить ребенка не надо. Правильнее в каждом случае проявить участие и показать, насколько радостно бывает завершенное дело.

А вот в контроле за поступками компромисс недопустим. Да, это сложно, и даже встречает сопротивление, однако, иначе дети могут совершить вред, причинять боль. Лучше несколько утрировано, но твердо показать, как дурные поступки неприятны конкретному родителю, воспитателю.

При всей тяжести и напряженности работы с холериками, категорически нельзя повышать голос, тем более применять физическую силу. Эти приемы лишь усилят негативные последствия, вдобавок могут вызвать отторжение. Нередко дети из чувства противоречия начинают только еще больше нарушать установленные правила. Другие стараются делать это скрытно, маскируясь от родителей и от окружающих. Постепенно такое поведение входит в привычку, и если возникнут серьезные проблемы, можно узнать о них слишком поздно.

Бывает так, что уговоры и рациональные разъяснения, мягкое подталкивание в нужную сторону не дают результата. Чтобы не сорваться, лучше избрать тактику молчания и игнорирования. Подчеркнутая холодность со стороны родителей очень быстро чувствуется детьми. Непременно требуется обучить малышей-холериков правилам вежливости в самых распространенных ситуациях. За соблюдение этих правил в каждом случае надо хвалить, а за нарушение - порицать.

Очень важно уметь сопереживать и прислушиваться к детям. Они должны знать, что родителям не все равно что они делают и даже говорят. Непременно следует показывать на своем примере, на примерах из своей жизни, что хорошо, а что плохо. А вот стремиться переделать девочку или мальчика бессмысленно. Многие знаменитые люди, имевшие холерический темперамент, достигали огромных успехов.

При очень сильной эмоциональности помогают лепка и рисование, игры и хобби, вырабатывающие усидчивость. Сеансы должны занимать строго определенное время и проводиться по графику. Детям-холерикам надо давать четкие обязанности, последовательно инструктируя их. Должна оговариваться конкретная цель и этапы.

Всякую ситуацию, когда из-за спешки, раздражительности наступили негативные последствия, можно обратить в пользу; ее разбирают, старательно указывая на ошибки.

mob_info