Как начать делать то, что хочешь. Делать то, что хочется — единственный способ прожить жизнь правильно

Ты знаешь, что тебе этого (чего либо) не надо делать, а ты делаешь. Значит ты — ненормальный. Под ненормальным, подразумевается, какой человек? Такой, каким вы его себе представляете. Под моим углом это человек вспыльчивый, неустойчивый, иногда просто дурак.

А теперь сам реши на сколько, ты ненормальный, на сколько, этого тебе не надо делать, ты ненормальный. Например: ты куришь, пьешь. Нравится ли тебе это на самом деле? Если тебе нравится, то реши в чем именно это тебе нравится, про себя реши. Ну, там например: головокружение, еще какое- либо, удовольствие, облегчение от чего только? Реши для себя, в чем нравится тебе это делать. Потом подумай, так ли это все-таки? Нравится или нет? Только потом читай ниже, а то все бесполезно.
Человек курит и пьет — это одна из ошибок. Делая это, он совершает
другие, более серьёзные. Например, когда человек пьёт, он делает плохие вещи, ведёт себя как ненормальный. Люди, которые пока даже временно не пьют, видят как ведут себя люди, делая это, им не нравится, они говорят вот ненормальные. А когда сами пьют, другие люди про них думают также. Что часто случается во время посиделок, вы знаете, об этом говорить не будем.
Курить — во первых вы вредите себе, только ненормальный будет вредить себе. Во вторых людям, окружающих вас, нет не дымом, это дети, они видят, что вы курите и когда вырастают до определённого возраста, начинают пробовать. Если они не «додумались» до этого, то их друзья им помогут сделать это, у них та же история, как и у всех. Кстати это касается и алкоголя. Ребёнок видя, что это делают родители, делают для себя на будущее выводы, и будут делать так же, а то, что мы им говорим, что это плохо, их только заводит и они это будут делать почти наверняка!
Сейчас борются, чтобы не курили и не пили в общественных местах, это правильно, наши дети не должны всё это видеть, но если они всё это видят и дома, это очень плохо. И ещё люди, которые перестали это делать, им тяжело на первых парах, потому — что, они видят это везде, особенно, курить, и не хотят этого делать, но всё же начинают опять! Не надо делать того чего не хочешь!!! Вы еще не поняли?!
Вы скажете, я не хочу работать! И что, мне, не работать что ли? Кто-то так и делает, кто может, а нам «простым людям» нужно мыслить здраво. Не работать, сейчас не получится. Нужно найти положительное в том, чем «сейчас» занимаешься, хоть это и сложно. Подумай о будущем, может что-то стоит поменять, хотя это нелегко, тем более в маленьком городе, где нормальной работы нет, но что-то делать нужно, найти внутренний покой на время, кто сможет, а время покажет, как будет дальше, останется все так как есть, или что-то изменится, может к лучшему, а может к худшему. Тут ничего не поделаешь, а пока нужно жить дальше и стараться поменьше делать ошибки, особенно такие, которые на всю жизнь!
Если тебе это нравится делать, делай дальше, от детей подальше. А если не нравится, то ты знаешь, что тебе это не нравится, а ты это делаешь — значит, ты ненормальный человек. А теперь подумай, что на самом деле тебе не нравится делать, а ты делаешь! Вот во сколько раз ты ненормальный! Представь для себя ненормального человека… К примеру, у некоторых сосед, вот он много делает того, чего не хочет делать и этим соседом можешь оказаться ты. Это всего лишь один, пример, в чем ты ненормальный, а таких примеров, очень много. Чем меньше ты будешь делать таких ошибок, тем больше ты будешь становиться эгоистом. Да и по фигу, это уже другая тема.

Итак, почему же дедлайн близится, а решения всё нет?

Причина №1: Вы откладываете дело, потому что боитесь не справиться с ним

Решение: вместо «фиксации на достижениях» используйте «фиксацию на предотвращении потерь».

Объяснение: на каждую задачу можно смотреть с двух точек зрения. Обычно принято смотреть так - «я сделаю это, и стану лучше/круче/богаче/здоровее». Это «фиксация на достижении», когда вы предвкушаете, как вам будет лучше, когда вы чего-то достигнете. Проблема в том, что если вы боитесь не справиться с задачей, её выполнение смысла не имеет - вы ведь ничего не достигнете. Если вы хотите, к примеру, заниматься спортом, а подсознательно представляете себе великие спортивные достижения, которые вам предстоят - вы одновременно и боитесь их не достигнуть.
Психологические исследования показывают, что одна из распространённых причин откладывания задач состоит именно в боязни её не выполнить.

Но можно посмотреть на задачу с другой стороны: а что случится, если её не сделать? Наверняка вы что-то потеряете. Не будете выполнять работу - потеряете зарплату, или может быть, премию. Не обязательно получать золотую медаль на олимпиаде - но если вообще не будете заниматься спортом, подорвёте здоровье. Настройте себя на «предотвращение потерь», и это станет хорошим мотиватором.

Конечно, это не так легко и просто, но уж лучше себя мотивировать так, чем переживать из-за того, что может пойти не так, и в результате ничего не делать.

Причина №2: Вы откладываете задачу, потому что у вас «нет настроения».

Решение: игнорируйте ваши чувства и настроения, они вам только мешают.

«Я просто не могу рано встать», «у меня не получается сходить в спортзал» - такие отговорки слишком часто используются. Но на самом деле, никто вас не приковывал цепью к кровати. Перед входом в фитнес-клуб вам не преграждают дорогу вышибалы. Физически вам ничто не препятствует - у вас просто «нет подходящего настроения». Ок, а кто сказал, что для того, чтобы сделать что-то, обязательно необходимо подходящее настроение?

Задумайтесь. Почему-то считается, что для достижения успеха вы должны обязательно иметь вдохновение или настроение. Мы должны быть полны решимости сделать то, что нужно сделать. Это ли не бред? Вообще, конечно, нужно более-менее желать чего-то - стать здоровее, богаче, сильнее. Но для этого не нужно всё время испытывать подходящее настроение.

Все успешные люди творческих профессий - художники, писатели (а многие программисты тоже любят причислять себя к творческим людям) - все они достигли успеха тем, что просто работали по несколько часов в день. Независимо от настроения. Как сказал Chuck Close (художник и фотограф, который продолжил работу даже после частичного паралича тела): «Вдохновение - для новичков. Все остальные просто приходят и работают».

Так что, если у вас нет настроения - это не повод. Вас ничто не останавливает.

Причина №3: задача слишком сложна, скучна или неприятна.

Решение: планируйте её исполнение заранее.

Как только приходит время заняться чем-то очень трудным, неприятным - приходят и сомнения. «А может, я сделаю в следующий раз. А может, это не так уж и нужно. А сейчас есть что-то другое, чем можно заняться».

Проблема в том, что если вы начинаете обдумывать, делать или не делать что-то, когда уже пришло время это делать - вы ставите себе двойную задачу. И решиться на это, и потом ещё и сделать. А принятие решений - задача сама по себе трудная. Приходится включать силу воли каждый раз - а она, как известно, не железная.

Гораздо проще сделать планирование на основе простого алгоритма «если/когда - то». «Когда наступит суббота, я приберусь в квартире». «Когда я встал утром - я сразу делаю зарядку». «Если начальник забудет о моей просьбе повысить мне зарплату, я ему напомню на совещании».

Принимая решения заранее, вы уже делаете часть работы. Остаётся, когда наступает нужный момент, просто выполнить своё решение. Вы ведь уже решились - ну и нет места сомнениям.

От себя хочу добавить ещё одну уловку, которую я использую. Обычно человеку лень не просто что-то делать - обычно не хочется менять состояние, или переключаться на другую задачу. Я знаю, что когда я начал что-то делать, просто продолжать уже гораздо легче. Поэтому я каждый раз, когда сталкиваюсь с неприятной или задачей, договариваюсь с собой - если мне вдруг сильно не захочется продолжать её, я тут же закончу. «Вот начну прибираться в квартире с этой комнаты - если вдруг что, брошу».
Почти всегда в результате задача доводится до конца - «я уже начал, чего бросать на полпути».

Ну и напоследок замечу - если просыпаясь утром, вы с улыбкой предвкушаете то, чем будете заниматься весь день, если за вашим делом время летит незаметно, если вы удивляетесь, что прошёл всего месяц, а вы уже так много успели сделать - поздравляю, вы счастливый человек!

Удачи вам во всех начинаниях, и да пребудет с вами сила воли.

Совет «делать только то, что хочется» наши граждане воспринимают как призыв к анархии. Свои самые большие желания они считают непременно низменными, порочными, опасными для окружающих. Люди уверены, что они тайные беспредельщики и попросту боятся дать себе волю! Я вижу в этом серьезный симптом всеобщего невроза.

Говоришь человеку: делай то, что хочешь! А он: ну что вы! Разве так можно?!

Отвечаю: если вы считаете себя хорошим человеком, то да. Можно и нужно. Желания хорошего человека совпадают с интересами окружающих.

Шесть правил, которые помогли не одному десятку людей выйти из невроза - результат 30 лет практики. Это не значит, что я думал над ними 30 лет. Скорее однажды они сами стихийно выстроились, как таблица Менделеева в голове у Менделеева, когда он проснулся.

Правила простые на первый взгляд:

  1. Делать только то, что хочется.
  2. Не делать того, чего делать не хочется.
  3. Сразу говорить о том, что не нравится.
  4. Не отвечать, когда не спрашивают.
  5. Отвечать только на вопрос.
  6. Выясняя отношения, говорить только о себе.

Объясню, как они работают. Каждый невротик еще в детстве получает в свою жизнь некий раздражитель, и даже не один. Так как это назойливо повторяющийся раздражитель, психика ребенка вырабатывает одни и те же стереотипные реакции на него. Например, родители орут - ребенок пугается и уходит в себя, а так как орут они постоянно, то ребенок постоянно находится в страхе и подавленном состоянии. Он растет, и поведение продолжает закрепляться. Раздражитель - реакция, раздражитель - реакция. Так проходит год за годом. В мозге за это время формируются крепкие нервные связи, так называемая рефлекторная дуга - выстроенные определенным образом нервные клетки, которые заставляют реагировать привычным образом на любой аналогичный раздражитель. (А если ребенка били или вообще бросили? Представляете, какие у него вырабатываются реакции на жизнь?)

Так вот, чтобы помочь человеку преодолеть страхи, тревоги, неуверенность, низкую самооценку - эту дугу нужно сломать. Создать новые связи, новый их порядок. И есть только один способ это сделать «без применения лоботомии»: с помощью поступков, непривычных для невротика.

Ему надо начать действовать по-другому, ломать свои поведенческие стереотипы. И когда есть четкие инструкции, как вести себя в каждой конкретной ситуации - измениться легче. Не размышляя, не рефлексируя, не обращаясь к собственному (негативному) опыту. Для жизни в целом не имеет значения, что вы думаете - имеет значение только то, что вы чувствуете и то, что вы делаете.

Мои правила предлагают способ поведения, совершенно несвойственный невротикам и, напротив, характерный для психически здоровых людей: спокойных, независимых, с высокой самооценкой, тех, что любят себя.

Самое большее сопротивление, массу вопросов, сомнений, а также обвинений в мой адрес вызывает пункт первый. Мне говорят: это что? «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех»? Хотя про «наплюй на всех» я никогда и нигде не говорю.

Почему-то все упорно считают, что жить, как хочешь сам - значит жить в ущерб окружающим. Кроме того, в нашем обществе бытует презрительное отношение к собственным желаниям, как будто они обязательно должны быть низменными. И порочными. Я бы даже сказал, что наши граждане относятся к своим желаниям с опаской или даже страхом. Концепция такая: «Мне только дай волю! Я же ууух! Меня ж потом не остановить будет! (Секс, наркотики и рок-н-ролл или типа «Я тут всех порешу!» и «В гневе я страшен!)» Если это правда то, чего он хочет, то что же это за человек такой? Дальше он обычно признает, что ему нужна твердая рука, крепкая узда и прочее. По-моему, такая психология называется рабской.

Есть еще один концепт. У мамы любимым криком вслед (возможно, отцу) было: «Ты не можешь жить, как ты хочешь!» И чего похуже она говорила про тех, кто так и живет (возможно, про отца). У бабушки была присказка: «Не для радости живем, а для совести», и у всей семьи была примета: если сегодня много смеемся, значит, завтра плакать будем. Результат - человек с тревожной психикой органически не может делать то, что хочет. Даже определить, чего именно хочет - не может. Он как бы заранее виноват и уверен, что за исполненные желания придет расплата и поэтому превентивно надо вести себя «как надо».

И еще «делать то, что хочется» часто путают с «быть эгоистом». Но тут большая разница! Эгоист не принимает себя и никак не может успокоиться. Он абсолютно зациклен на себе, своих проблемах и внутренних переживаниях, главное из которых - чувство обиды. Он не может вам помочь или посочувствовать вовсе не потому, что такой плохой, а потому что у него нет на это душевных сил. Ведь у него с самим собой бурные, захватывающие отношения. И всем кажется, что он нечуткий, черствый, холодный, что ему на всех наплевать, а он в это время думает, что это как раз на него всем наплевать! И продолжает копить обиды.

И кто такой человек, который себя любит? Это тот, который всегда выберет дело, к которому у него душа лежит. А когда надо решить, как поступить, он, может, прикинет - что эффективно, что разумно, как чувство долга велит, а потом сделает, как ХОЧЕТСЯ. Даже если потеряет на этом деньги. И много чего он может потерять. Но на кого ему при этом обижаться? У него все хорошо. Он живет среди тех, кого любит, он работает там, где нравится… У него с собой обо всем договорено и гармонично, и поэтому он добр к другим и открыт миру. А еще он уважает чужие желания так же, как уважает свои.

И кстати, именно поэтому у него нет того внутреннего конфликта, который характерен для невротиков, живущих двойной жизнью. К примеру, с женой - из чувства долга, а с любовницей просто из чувства. И тогда он жене подарок покупает потому, что «так надо», а не потому, что ХОЧЕТ ее порадовать. Или на работу идет потому, что ему нравится то, что он делает, а не потому что у него кредит и он надеется еще пять лет потерпеть в этом офисном аду. Вот она - раздвоенность!

Желая достичь результатов, многие считают своим долгом побороться с собой, подавить эмоции, сказать себе: ничего, привыкну! Результат, достигнутый без борьбы и самопреодоления, их, видимо, не радует. Вот универсальный пример такой борьбы: с одной стороны она хочет есть, а с другой - похудеть. И даже если худеет - проигрывает. Она в проигрыше сама себе потому что все равно мечтает о пирожном, особенно ближе к часу ночи. (О связи между избыточным весом, перееданием и неврозами всех мастей мы еще поговорим. А связь - прямая).

Ну вот примерно, что я говорю своим клиентам, когда объясняю первое и, наверное, самое важное из моих шести правил. По которым, кстати, я и сам стараюсь жить. И не буду делать вид, что мне это легко далось. Чтобы «жить как хочется», поначалу требуется много усилий. Психика привычно ведет тебя по пути компромиссов и страхов, а ты ловишь себя за руку и говоришь: блин, что ж я делаю? Я же этого не хочу! И так много раз, после которых становится все легче и легче принимать решения. В свою пользу, но не в ущерб кому-то. Я же знаю, что человек я - хороший, а значит, мои желания не создадут никому проблем.

И честно говоря, становится легче и легче жить. Более того, потренировавшись, через какое-то время ты больше уже не можешь по-другому. Иной раз и думаешь «поступить разумно», но вопреки желанию и воле, а организм уже сопротивляется. До тех пор, пока не отказываешься от того, чего по-настоящему не хочешь, но вроде нужно. И наступает радость. Правда, я таким образом недавно лишился приличного дохода, но лучше дохода, чем здоровья и радости.

Принято считать, что поиск жизненных целей и ориентиров относится к философским вопросам и присущ высокоинтеллектуальным личностям. На самом деле это не так. Люди, которые живут в согласии с собой и получают от жизни удовольствие, не размышляют на подобные темы. Это удел тех, кто перестал получать удовлетворение от собственных действий. Когда у человека болит рука или нога, он начинает уделять ей больше внимания, прислушиваться к ощущениям. Так же и со смыслом жизни: как только человеку становится плохо, он тут же его теряет и из-за невозможности обрести покой начинает «работать мозгами» и искать себя.

Жизненные ориентиры, или Почему мы поступаем тем или иным образом

Здесь огромную роль играют родительские установки. Наблюдая за поведением родителей, мы неосознанно копировали их модели в собственную жизнь. Причем не те, которым они пытались каким-либо образом нас обучить, а показанные на собственном примере. Это может быть отец, который работал круглыми сутками, или мать, не имеющая работы, но постоянно занимающаяся домашним хозяйством и воспитанием детей. Честь, верность, открытость, честность — все эти понятия в той или иной мере были заложены в нас еще в детстве. Жизненные установки связаны с пониманием родителей, что правильно, а что нет. Они и определяют приоритетность. В моей семье, например, большое значение придавали образованию и культуре, хотя в школе я практически не учился — не нравилось. Для многих семей большую ценность имеют высшее образование, занятие наукой, искусством.

Как цели связаны с рационализацией жизни и почему не надо их ставить

Есть люди, которые живут гармонично: умеют сочетать работу и отдых и наслаждаются тем, что делают. Но на это способны не все. Если человеку это не удается, он начинает метаться и пытается найти подходящее для себя занятие. Чтобы как-то жить, он работает на нелюбимой работе — зарабатывает деньги. Понимая, что этого недостаточно, начинает ставить перед собой цели. Например, выучить английский язык за один год или сбросить 20 кг за девять месяцев. То есть он не получает удовольствия от жизни и пытается ее рационализировать. Один из самых великих и в то же время неадекватных людей, граф Толстой ставил перед собой цели на год вперед: что нужно прочитать, выучить. Не жилось ему спокойно. Если человеку нравится учить английский язык, он это делает, когда ему надоедает — прекращает. Это нормально. Многие люди бегут за смыслом всю свою жизнь, а перед смертью понимают, что его нет и все цели и ориентиры были ложными.

Когда человеку хорошо, он не думает ни о целях, ни о смыслах, ни об ориентирах. Он просто живет. Он ставит цели, но делает это из соображений самореализации, потому что ему это нравится. Когда человеку плохо, он начинает цепляться за все возможное. Часто такие люди находят подспорье в религии, которая выступает как «костыли» для потерявшихся душ: она дает им необходимое, так как полностью состоит из ориентиров, смыслов и целей. Фрейд, сам будучи набожным человеком, назвал религию коллективным неврозом, потому что она дает то, что человек самостоятельно не может понять.

Вопросы гостей:

Как перестать реагировать на раздражители, влияющие извне (изменения, происходящие во внешнем мире и в личной жизни)? Они мешают сосредоточиться на конкретном деле.

Великий психолог Виктор Франкл был заключенным в концлагере, но это на него никак не влияло. Он жил своей внутренней жизнью, отдельно от внешней среды. И вышел оттуда так, как будто приехал из другой страны.

Вам необходимо понять: чем более вы независимы и самодостаточны, тем меньше испытываете влияние и дискомфорт. Мир постоянно меняется. Если ситуация вас напрягает, у вас есть два выхода: принять ее как данность или поменять (сменить страну или город). Раздражитель будет существовать всегда. Вам нужно либо самому стать независимым и самодостаточным — тогда вы будете меньше обращать внимание на окружающую среду, либо принять решение — смириться с ситуацией или изменить ее.

С детства меня воспитывали так, что женщина предназначена для рождения детей, создания уюта и семейного благополучия. У меня был муж, но мы развелись, детей нет. Теперь я задаю себе вопрос: в чем смысл моей жизни?

Смысл жизни каждого человека в самой жизни. Дети или муж — это не основа, а ее составляющие. Станиславский говорил, что есть сверхзадача, но помимо нее существуют и другие задачи. Многие смыслы присутствуют у нас бессознательно. Например, так как мы существа социальные, нам биологически присуще стремление жить в группе (семье), продолжать род. Еще в нас есть тяга к признанию, которая существует как психологическая потребность. Смысл жизни всех людей — жить и радоваться этому. Если вы хотите детей, вы найдете миллион способов завести их даже без беременности.

Каждому человеку с детства внушают какие-то паттерны. Например, девочкам надо выходить замуж. Это длится с 1945 года, когда после 20 лет замуж уже было не выйти. Через старшее поколение до нас еще доходят отголоски военных лет. Сейчас нет необходимости выходить замуж. Если вы любите человека, то хотите с ним жить вместе, а потом иметь детей. Это здоровая ситуация. Стремление побыстрее вступить в брак очень абстрактно, так же как часто встречающееся желание у мужчин иметь много денег и большую машину. Если вы захотите, вы выйдете замуж. Но это не может стать вашим смыслом. Так же как и желание иметь детей, которые, кстати, имеют свойство вырастать и оставлять дом.

Нельзя использовать других людей для обретения своего смысла. Дети не могут быть заложниками матери, у которой «кроме них ничего больше нет» и которым она «отдала всю жизнь». Нельзя рожать ребенка для собственного осмысления. Это нужно делать, только если вам нравится с ним возиться. Если же вы запутались в целях своего существования, то аморально считать, что дети придадут смысл вашей жизни. В таком случае они являются вашими заложниками.

Воспитываясь в семье военного, я всегда была обязана делать то, что положено. Сейчас я выросла и имею собственную семью. Но привычка осталась, и она не дает разобраться в том, что мне действительно нравится, а что нет. Как научиться понимать свои желания?

Многие из нас действительно не понимают, чего хотят. Причиной этому служит то, что они не пробовали прислушиваться к себе и не умеют ощущать своих желаний. Вам нужно поменять собственные установки и усвоить: делать то, что хочется, — это единственный способ прожить жизнь правильно. А если вы делаете все «по правилам», «рационально» и «эффективно», то счастья не обретете.

В детстве с человеком не считались: не интересовались, что ему нравится, а что нет. Он вырос, но так и не научился это понимать. И продолжает жить, решая общие проблемы: рожает и воспитывает детей, зарабатывает деньги, чтобы содержать семью.

Вам нужно научиться представлять свою дальнейшую жизнь: как вы хотите, чтобы она развивалась. Для этого надо начать с того, чего вы не делали в детстве. С очень простых вещей. С утра не садитесь завтракать, пока не поймете, что голодны. Ешьте только то, что вам нравится (это не касается несовершеннолетних детей, за них вы в ответе). Помните: нет полезной и вредной еды (исключения составляют продукты, запрещенные врачом). Взрослый человек может позволить себе есть то, что он хочет. Выбирая одежду, в которой вы пойдете сегодня, останавливайтесь на той, что вам нравится. Забудьте про «серые будни» и «нарядные выходные». Если вам нравится эта одежда, вы ее покупайте и носите, когда вам хочется. Другой жизни не будет.

Начните с бытовых вещей. Как только вы откажетесь от выполнения дел, не приносящих вам удовольствия, вы постепенно научитесь ощущать свои желания. Со временем вы начнете понимать, чем хотите заниматься и как прожить дальнейшие годы. Когда человек все время убирает квартиру и моет посуду, он не способен этого осознать. Был анекдот про еврея. Когда он умирал, его спросили о последней воле. Он попросил чай с двумя кусками сахара, объяснив это так: «Дома я пью с одним, а в гостях с тремя, но люблю-то я с двумя». Не доводите ситуацию до абсурда.

У меня есть список того, чем я действительно хочу заниматься. Из него я формирую цели. Где грань, определяющая невротизм, и как ставят цели здоровые люди?

Невротизм заложен в бессмысленности постановки цели. Если вы хотите выучить иностранный язык за год, у этого должна быть какая-то цель. Например, у вас может быть желание путешествовать по миру, для этого вам нужно владеть английским языком (так проще). Ограничение времени в один год вы ставите, потому что хотите быстрее отправиться в поездку. Если целью является просто «выучить», то, во-первых, вы получите очень низкий уровень языка, а во-вторых, в этом действии нет смысла: непонятно зачем.

У всего должна быть конкретная цель. Если же действие лишено цели и мотивационной подоплеки, то человек начинает себя заставлять делать то, что не хочет, постоянно отвлекается.

Когда человеку просто нравится заниматься спортом, у него нет идеи подтянуться сто раз, если, конечно, он не пытается себе что-то доказать. Он просто получает от этого удовольствие. И будет продолжать заниматься, не отвлекаясь на посторонние вещи и не ленясь, потому что хочет.

Наверное, невозможно прожить жизнь, никогда не напрягаясь и не делая ничего против своей воли, но стремиться к этому нужно. Заниматься чем-либо надо из потребности, а не заставляя себя и убеждая, что вам это нравится. Это должно прийти само.

Если человек уже отказался делать то, что не хочет, но еще не понял, что ему нравится, нормально ли ничего не делать?

Абсолютно. Мышление современного человека устроено так: сначала происходит анализ ситуации, потом синтез. Анализ — это когда вы смотрите на объект и мысленно его расчленяете. Глаз обращает внимание лишь на отдельные куски. Потом синтезирует — обобщает. Способность к обобщению на определенном объеме информации — это один из признаков интеллекта. У наших предков был еще один процесс, которого мы лишены: они могли отождествлять себя с объектом. Например, когда они хотели понять дерево, они с ним сливались, не расчленяя его в сознании на отдельные составляющие, а пытались почувствовать целиком. В современном мире такое невозможно, потому что наши предки имели другой ритм жизни и действительно умели расслабляться. В их жизни были периоды, когда они ничего не делали в течение многих дней, и это было в порядке вещей.

Можно обрести смысл жизни, читая книги?

В литературе нет смысла. Она не может ни научить жизни, ни сделать человека глубже или интеллигентнее. Писатель — это человек, который умеет рассказывать захватывающие истории гениальным языком. Больше в книгах ничего нет. В тюрьмах людей, умеющих интересно рассказывать, не трогают, потому что считают их обладателями божьего дара. Но Достоевский и Толстой никакого смысла никому не объясняли и сами были далеки от его понимания. В содержаниях произведений Достоевского хорошо написанные детективы, от которых нельзя оторваться. Не больше.

Как найти дело своей жизни, выбрать направление для дальнейшего развития?

Нельзя сразу понять, чем вы хотите заниматься всю жизнь. Это состояние, а не рациональная мысль. Вы не можете, сказать: «Я хочу заниматься этим». Это должна быть бессознательная психологическая потребность в каком-либо деле, которое приносит вам удовольствие. Художники или писатели чувствовали, что хотят писать картины или поэмы, а не кричали об этом. Вставая с утра, вы должны испытывать радость от того, что впереди рабочий день. Чтобы достичь этого состояния, нужно ко всему в жизни относиться подобным образом: научиться делать только то, что хочется, а не заставлять себя. И не делать того, чего не хочется. Понимать, что нравится, а что нет.

Меняя свое поведение, вы сможете изменить и заложенные в вас в детстве родительские установки. Человек формируется до пяти-восьми лет, дальше мозг начинает автоматически выдавать психические реакции, которые были сформированы ранее. Считывая ситуацию, мозг находит аналоги из детства и выдает уже давно принятое решение. Профессор утверждает, что оно принимается на 20 секунд раньше, чем звучит окончательная формулировка вопроса.

Начиная прислушиваться к себе, осознавать, чего вам действительно хочется, вы заставляете психику менять ваши реакции. Происходит изменение рефлекторной дуги — существующие нейронные связи рушатся и возникают новые. Со временем вы с легкостью будете понимать, чего действительно хотите.

Следующая лекция-консультация Михаила Лабковского в Шоколадном лофте будет посвящена кризису среднего возраста и пройдет 24 августа. Билеты можно .

mob_info