Из греческой мифологии прометей читать. Легенда о Прометее: о сути восстания против богов

Существуют три толкования легенд: во первых - экзотерически-буквальное, во вторых - аллегорическое, в третьих - оккультное значение, когда вновь выступает буквальная интерпретация мифов. Отсюда вы можете видеть, что все легенды - по крайней мере, те, которые имеют подобное значение - происходят из мистериальных школ и являются не чем иным, как передачей того, что представлялось в мистериальных школах как великая драма судьбы человечества.

Рудольф Штайнер

ЛЕГЕНДА О ПРОМЕТЕЕ

В прошлый раз я попытался показать вам, как происходило посвящение в древних друидических ложах. Сегодня я хочу изложить нечто родственное этому, хотя и кажущееся весьма отдаленным. Но мы увидим, что всё более знакомимся с пониманием развития нашего человечества во всей его глубине.

Из моих различных лекций по пятницам вы могли видеть, что мир легенд различных народов имеет глубокое содержание и что мифы являются выражением глубоких эзотерических истин. Сегодня я хотел бы поговорить об одной из интереснейших легенд, которая связана со всем развитием нашей пятой коренной расы. При этом вы увидите, что эзотерик всегда может пройти через три ступени понимания мира легенд.

Сначала легенды живут в каком-нибудь народе и их воспринимают экзотерически, внешне-буквально. Затем начинается неверие в это дословное понимание легенд и образованные люди делают попытку символического, аллегорического их толкования. Однако, за этими двумя способами толкования скрыты еще пять других, ибо каждая легенда имеет семь толкований. Третья ступень толкования - это та, когда вы в состоянии принять легенду опять определенным образом в буквальном смысле. Но сначала вы должны научиться понимать язык, на котором создана легенда. Сегодня я хотел бы поговорить о легенде, понимания которой не так-то легко достичь, - это легенда о Прометее.

В одной из глав второго тома "Тайной доктрины" Е.П.Блаватской вы можете кое-что об этом найти и увидеть сколь глубоко содержание этой легенды. Но в печатных работах не всегда можно высказать последние вещи. Сегодня мы можем пойти несколько дальше того, что изложено в "Тайной доктрине" Е.П. Блаватской.

Прометей принадлежит к греческому миру легенд. Он и его брат Эпиметей являются сыновьями титана Иафета. Сами титаны - сыновья древнейшего божества Урана и его супруги Геи. В переводе Уран означает "Небо", а Гея - "Земля". При этом я хочу подчеркнуть, что Уран в греческом является тем же самым, что Варуна в индийском. Итак, Прометей и его брат Эпиметей являются титанами, потомками сыновей Урана и Геи. Младший из титанов Крон - "Время" - сверг с престола своего отца Урана и сам захватил господство. За это он, в свою очередь, был свергнут с престола своим сыном Зевсом и вместе со всеми титанами изгнан в Тартар - бездну или нижний мир. Только титан Прометей и его брат Эпиметей встали на сторону Зевса и боролись против титанов.

Однако, затем Зевс захотел уничтожить человеческий род, который стал заносчивым. Тут Прометей становится на защиту человеческого рода. Он размышляет, что бы такое дать человеческому роду, благодаря чему тот мог бы сам себя спасти и не быть больше предоставленным на усмотрение Зевса. Так, нам рассказывается, что Прометей научил людей письму, искусствам и, главным образом, использованию огня. Но этим он навлек на себя гнев Зевса. Из-за этого гнева Зевса он был пригвожден к Кавказу и должен был долгое время терпеть там страшные муки.

Далее нам рассказывают, что теперь боги во главе с Зевсом поручили Гефесту, богу кузнечного искусства, изготовить женскую статую. Эта женская статуя была снабжена всеми качествами, которые являются внешним украшением человеческого рода пятой коренной расы. Этой женской статуей была Пандора. Пандоре было поручено принести человечеству дары, но сначала брату Прометея - Эпиметею. Хотя Прометей предостерегал брата, чтобы он не принимал даров, однако, тот все же дал себя уговорить и принял дары богов. И все это было вытряхнуто на человечество, только одно было удержано: надежда. В большинстве своем эти дары являлись муками и страданиями для человечества, только надежда была удержана в ящике Пандоры.

Итак, Прометея приковывают к Кавказу, и его печень терзает коршун. Это он терпит. Но он знает нечто, являющееся залогом его спасения. Ему известна тайна, которую не знает сам Зевс, которую, однако, он хочет знать. Прометей же не открывает тайну, хотя Зевс посылает к нему посланника богов - Гермеса.

Затем по ходу легенды нам рассказывается об удивительном освобождении Прометея. Говорится, что он может быть освобожден только посредством вмешательства посвященного, инициированного. И таким инициированным был грек Геракл - Геракл, совершивший двенадцать подвигов. Совершение двенадцати подвигов является показателем инициированного. Это есть символическое выражение двенадцати испытаний инициации. Кроме того, о Геракле говорится, что он был посвящен в Элевзинские мистерии. Он был способен освободить Прометея. Но кто-то еще должен был принести жертву ради Прометея, и это сделал кентавр Хирон, страдавший неизлечимой болезнью. Он был полу-животным, полу-человеком. Он принял смерть, и благодаря этому Прометей был спасен. Такова внешняя структура легенды о Прометее.

В этой легенде содержится вся история пятой коренной расы, в ней заключена действительно мистериальная истина. Эта история действительно рассказывалась в Греции как легенда. Но она представлялась также и в мистериях, так что ученик мистерий видел перед собой судьбу Прометея. И в ней он должен был увидеть все прошлое и будущее пятой коренной расы. Понять это вы сможете только в том случае, если примете во внимание следующее. То, что обозначают, как возникновение человека, было достигнуто только в середине лемурийской расы - становление человека в том смысле, в котором мы имеем его сегодня. Это человечество было ведомо великими учителями и водителями, которых мы обозначаем как "сыновей огненного тумана". И сегодня человечество пятой коренной расы ведомо великими посвященными, однако наши посвященные - иного рода, чем тогдашние водители человечества.

Вы должны уяснить себе это различие. Имеется большое различие между водителями двух предыдущих рас и водителями нашей пятой коренной расы. Водители тех рас были тоже объединены в Ложе белого братства. Однако, они проделали свое более раннее развитие не на нашей планете, а на других аренах деятельности. На Землю они сошли уже в качестве зрелых высших людей, чтобы людей, которые тогда еще находились в младенческом состоянии, обучать при первом их возникновении, чтобы обучать их тем начальным искусствам, которые им были необходимы. Это обучение продолжалось во время третьей, четвертой и вплоть до пятой коренной расы.

Пятая коренная раса берет начало от маленькой горсточки людей, которые были избраны из предыдущей коренной расы. Они были приведены в пустыню Гоби и оттуда, как лучи, распространились затем по Земле. Первый водитель, который дал импульс этому развитию человечества, был одним из так называемых Ману. Ману пятой коренной расы. Этот Ману принадлежал еще к тем Водителям человеческого рода, которые сошли на Землю во времена третьей коренной расы. Он еще был одним из тех Водителей, которые проделали свое развитие не только на Земле, и привнесли свою зрелость на нашу Землю.

Только в пятой коренной расе начинается развитие таких Ману, которые являются такими же людьми как и мы, которые подобно нам, проделали свое развитие только на Земле, которые с самого начала развивались на Земле. Итак, мы имеем людей, которые уже являются высокими личностями - водителями и мастерами, - и таких, которые только стремятся таковыми стать; так что внутри пятой коренной расы мы имеем чела и мастеров, которые принадлежат к более ранним расам, и чела и мастеров, которые проделали всё, что проделали люди с середины лемурийского времени. Один из мастеров, которым принадлежит водительство в пятой коренной расе, избран к тому, чтобы принять на себя водительство шестой коренной расы. Шестая коренная раса будет первой, которая будет ведома земным братом в качестве Ману. Более ранние мастера, Ману других миров, передают водительство человечеством земному брату.

С рассветом нашей коренной расы выступает все то, что мы называем развитием искусств. У атлантов была еще совершенно иная жизнь. У них не было изобретений и открытий. Они работали совершенно иначе. Их техника и их искусство были совершенно иными. Только с нашей пятой коренной расой развилось все то, что мы называем в сегодняшнем смысле техникой и искусствами. Самым значительным открытием является открытие огня. Поймите это. Поймите, что зависит сегодня в нашей широко распространенной технике, индустрии и искусстве от огня. Я думаю, техник согласится, если я скажу, что без огня в технике ничего не было бы возможно; и мы можем сказать, что овладение огнем было основополагающим изобретением, давшим импульс для всех других изобретений.

При этом мы должны иметь в виду, что в то время, когда возникла легенда о Прометее, под огнем понимали всё то, что каким-либо образом связано с теплом. Под огнем понимали, например, молнии. Причины всех тепловых явлений были суммированы в понятии огня. Сознание того, что человечество пятой расы стоит под знаком огня, прежде всего, нашло отражение в легенде о Прометее. И Прометей есть не кто иной, как представитель всей пятой коренной расы.

Его братом был Эпиметей. Сначала переведем оба слова. Прометей означает: думающий вперед, а Эпиметей - думающий после. Тут вы имеете два типа деятельности человеческого мышления ясно различенными в после-думающем и пред-думающем человеке. После-думающий человек, - это тот, кто дает на себя воздействовать вещам этого мира и затем думает. Такое мышление является кама-манасическим. С определенной точки зрения кама-манасическое мышление означает: сначала дать на себя воздействовать миру и только вслед за этим думать. Человек пятой коренной расы сегодня все еще думает главным образом подобно Эпиметею.

Однако в той степени, в какой человек не только дает воздействовать на себя тому, что имеется тут, а создает будущее, является изобретателем и открывателем, настолько он является Прометеем, пред-думающим. Изобретения никогда бы не были возможны, если бы человек был только лишь Эпиметеем. Изобретения делаются благодаря тому, что человек создает нечто, чего еще нет. Сначала это имеется в мыслях, а затем мысль переносится в действительность. Таково прометеевское мышление. Это прометеевское мышление внутри пятой коренной расы является манасическим. Кама-манасическое и манасическое мышления идут друг рядом с другом как два течения внутри пятой коренной расы. Постепенно манасическое мышление будет распространятся все шире и шире.

Это манасическое мышление пятой коренной расы имеет еще одну особенность. Мы это поймем, если оглянемся на атлантическую коренную расу. Она имела еще в большой мере инстинктивное мышление, связанное с жизненной силой. Атлантическая коренная раса была в состоянии из силы семян извлечь для себя силу движения. Как сегодня человек в угольных залежах имеет некий резервуар силы, которую он может превратить в пар для движения поездов и перемещения грузов, так атлант имел большие залежи семян растений, содержавшие силы, которые он превращал в силу, движущую транспортные средства, описанные в брошюре Скотта-Эллиота об Атлантиде. Это искусство было утрачено. Дух атлантического человека еще покорял живую природу, силу семени. Дух пятой расы может покорять только безжизненную природу, силы становления, лежащие в камне и минералах. Таким образом, манас пятой коренной расы прикован к минеральным силам, подобно тому, как атлантическая раса была прикована к жизненным силам. Вся прометеевская сила прикована к скалам, к земле. Поэтому и Петр является скалой, на которой строил Христос. Это то же самое, что и скала Кавказа. Человек пятой расы должен осуществлять свое развитие на чисто физическом плане. Он прикован к неорганическим, минеральным силам.

Попробуйте составить себе представление и том, что это значит, когда говорят о технике пятой расы. Для чего она? Когда вы сориентируетесь в этом, вы увидите, что какими бы великолепными и мощными не были результаты, когда сила разума, манасическое, применяется к неорганическому, минеральному, - в общем и целом это есть человеческий эгоизм, человеческий личный интерес, для которого используются все эти силы изобретений и открытий пятой коренной расы.

Начните с первого открытия и изобретения и дойдите до телефона, до наших новейших изобретений и открытий, и вы увидите, какие большие и мощные силы поставлены нам в услужение посредством этих открытий и изобретений. Но чему они служат? Что мы привозим посредством железной дороги и пароходов из дальних стран? Мы привозим продукты питания; по телефону мы требуем продукты питания. По существу, это человеческая кама требует этих открытий и изобретений в пятой коренной расе. Это есть то, что надо однажды уяснить себе в объективном наблюдении. Тогда станет понятно, что тот высший человек, который помещен в материю, действительно прикован к материи в пятой коренной расе из-за того, что его кама требует удовлетворения внутри материи.

Если вы обратитесь к эзотерическому, то обнаружите, что принципы человека находятся в связи с совершенно определенными органами тела. Я еще изложу вам эту тему подробнее; сегодня же я хочу только указать, с какими органами находятся в определенной связи наши семь принципов.

В первую очередь мы имеем, так называемое, физическое. Оно состоит в оккультном отношении с верхней частью человеческого лица, с корнем носа. Физическое строение человека, как оно однажды возникло, - ведь раньше человек был чисто астральным и затем встроился в физическое, - ведет происхождение из этой части. Физическое выступило и построило сначала корень носа, так что эзотерик признает корень носа относящимся к собственно физически-минеральному.

Второе - это прана, эфирное двойниковое тело. С ним эзотерически связана печень. Этот орган состоит с ним в определенной оккультной связи. Затем идет кама, астральное тело. Оно развивало свою деятельность в построении органов питания, которые имеют своим символом желудок. Если бы астральное тело не имело вполне определенной чеканки, которую оно имеет у человека, то и человеческий аппарат питания с желудком не имел бы той формы, которую он имеет сегодня.

Когда вы рассматриваете человека, во-первых - в его физической основе, во вторых - в его эфирном двойниковом теле и в третьих - в его астральном теле, то вы имеете ту основу, которая, как вы видите, прикована к тому, что составляет минеральные оковы пятой коренной расы.

Посредством высших тел человек снова высвобождается из этих оков и поднимается к высшему. Кама-манас своими силами вновь взбирается вверх. Человек снова освобождается от чисто природной основы. Поэтому существует оккультное отношение кама-манаса к тому, посредством чего человек поднимается из природной основы, отвязывается. Эта оккультная связь имеется между низшим манасом и пуповиной. Если бы в человеческой организации не было кама-манаса, то зародыш не был бы подобным образом привязан к матери.
Если мы перейдем к высшему манасу, то он имеет такого же рода отношение к человеческому сердцу и крови. Буддхи имеет отношение к человеческой гортани и глотке. А атма имеет оккультное отношение к тому, что заполняет всего человека, а именно к содержащейся в человеке акаше.

Таковы семь оккультных отношений. Из них для нашей пятой расы в качестве самых значительных надо выделить отношения, касающиеся эфирного двойникового тела и камы. И если вы к этому присовокупите то, что я до этого говорил о владении атлантами праной - жизненной силой, пронизывающей эфирное двойниковое тело, - то вы можете сказать себе, что в определенном отношении атлант стоял на одну ступень глубже. Его эфирное двойниковое тело еще имело первоначальное родство со всем эфирным во внешнем мире, и благодаря этому он владел праной внешнего мира. Тем, что человек поднялся на одну ступень выше, работа стала на одну ступень глубже. Таков закон: если на одной стороне достигается подъем, на другой стороне должен последовать спуск. В то время, как раньше человек работал над камой, исходя из праны, теперь он должен, исходя из камы, работать на физическом плане.

Теперь вы поймете, как глубоко символизирует миф о Прометее эту оккультную связь. Коршун терзает печень Прометея. Кама, которая действительно пожирает силы пятой расы, символизирована в коршуне. Коршун гложет печень человека, его основу, и так же эта сила пятой расы гложет собственную жизненную силу человека, т.к. человек прикован к минеральной природе, к Петру, к скале, к Кавказу. Этим человек должен был платить за свое подобие Прометею. Поэтому человек должен преодолеть свою собственную природу, чтобы не быть более прикованным к минеральному, к Кавказу.

Только те, кто в течение пятой расы появляются как человеческие посвященные, могут принести освобождение скованным людям. Геракл, человеческий посвященный, сам должен проникнуть к Кавказу, чтобы освободить Прометея. Так инициированные высвободят человека из оков, и то, что предназначено к закату, должно пожертвовать собой. Пожертвовать собой должен человек, который все еще состоит в связи с животным: кентавр Хирон. Человек древности должен быть принесен в жертву. Жертва кентавра столь же значительна для развития пятой расы, как и освобождение через посвященных, инициированных пятой расы.

Говорят, что в греческих мистериях людям предсказывалось будущее. Под этим, однако, подразумевали не расплывчатый, абстрактный рассказ о том, что должно было произойти в будущем, а указание тех путей, которые вводят человека в будущее, указание на то, что человек должен сделать, чтобы развиваться в направлении будущего. И то, что должно было развиваться как человеческая сила, было представлено в большой мистериальной драме Прометея.

Под тремя родами божеств - Ураном, Кроном и Зевсом - надо представлять себе три рода следующих друг за другом сущностей, ведущих людей. Уран означает "небо", Гея - "землю". Когда мы возвращаемся назад за середину третьей, лемурийской расы, то мы имеем не такого человека, которого мы знаем теперь, но человека, которого тайноведение называет "Адамом Кадмоном", являющегося еще бесполым, - человека, который до того еще не принадлежал Земле, который еще не развивал органов для земного видения, который еще принадлежит ураническому, т.е. небу. Через соединение Урана с Геей возник человек, который сошел в материю и вместе с тем вошел во время. Крон (=Хронос, время) становится властелином второго поколения богов с середины лемурийского времени вплоть до начала атлантического времени. Ведущих сущностей греки символизировали сначала в Уране, затем в Кроне, а затем они перешли к Зевсу. Зевс же является одним из тех водителей, которые свою школу прошли не на Земле. Он еще один из тех, кто принадлежит к бессмертным, так же, как и все прочие греческие боги.

Смертное чувство в течение пятой расы должно встать на собственные ноги. Это чувство представлено Прометеем. Оно впервые принесло человеческие искусства и пра-искусство огня. К нему ревнует Зевс, так как люди вырастают до собственных посвященных, которые в шестой коренной расе возьмут водительство в свои руки. Человечество должно сначала заплатить за это. Поэтому их пра-посвященный должен сначала взять на себя все страдания и муки.

Прометей является пра-посвященным пятой коренной расы, тем, кто посвящается не только в мудрость, но и в действие. Он проходит через все страдания и его освобождает тот, кто созревает, чтобы постепенно освободить человечество и поднять его над минеральным.

Так представляют нам легенды великие космические истины. Поэтому в начале лекции я сказал: тот, кто поднимается к третьему токованию, тот может их брать опять буквально… В легенде о Прометее представлено поедание печени коршуном. Это надо брать совершенно буквально. Коршун действительно пожирает печень пятой коренной расы. Это - борьба желудка с печенью. В каждом отдельном человеке в течение пятой коренной расы повторяется эта прометеевская борьба со страданиями. Совершенно буквально надо принимать то, что представлено в легенде Прометея. Не будь этой борьбы, судьба пятой коренной расы была бы совершенно иной.

Итак, существуют три толкования легенд: во первых - экзотерически-буквальное, во вторых - аллегорическое, в третьих - оккультное значение, когда вновь выступает буквальная интерпретация мифов. Отсюда вы можете видеть, что все легенды - по крайней мере, те, которые имеют подобное значение - происходят из мистериальных школ и являются не чем иным, как передачей того, что представлялось в мистериальных школах как великая драма судьбы человечества. Как я мог показать вам при рассмотрении друидических мистерий, что легенда о Бальдуре передает не что иное, как совершавшееся внутри друидических мистерий, так в легенде о Прометее вы имеете то, что переживал греческий ученик во внутреннем мистерий, чтобы получить силу и энергию для жизни в будущем.

По древности, когда над всем миром царил еще не Зевс, а его отец Кронос, люди, только что расселились по земле, были слабые, бессильные, пугливые. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. Со страхом смотрели они на грозовые облака и на палящее солнце, на бескрайнее море и на высоченные горы. И казалось людям, то могучие божественные существа.

Впоследствии власть над всем миром получил Зевс, сверг отца в Тартар — в глубокое дно земли и моря, лежит далеко под царством мертвых, мрачным Аидом1. Со своей небесной лучезарной возвышенности Зевс и не смотрел на нуждающихся людей, а те едва прозябали среди непостижимой, враждебной природы. Сколько их погибало от болезней и голода, в борьбе с жестокой стихией! Так зачах и погиб навсегда род смертных людей, если бы не стал им на защиту и помощь благороднейший среди бессмертных — титан Прометей.

Матерью его была большая Фемида, богиня справедливости и правосудия. А отец — Иапет — принадлежал к роду могущественных титанов, которые одолел Зевс и сбросил навеки в Тартар. Такой участи подвергся Иапет, но остались его сыновья — Атлант, Менетий, Прометей и Эпиметей. Двух первых Зевс тоже наказал за смелую попытку соперничать с ним: в Менетия попал огненной молнией, и тот упал прямо в Тартар, а огромном Атланту надумал другую казнь — держать на себе все небесный свод.

А умный и мужественный Прометей сам стал на сторону Зевса. Он как никто понимал, что дикие, своевольные титаны не могут справедливо править миром — для этого, кроме силы, нужен еще светлый ум.

Прометей имел благородное, большое сердце, он первый сжалился на людей, научил их строить свете жилья, плавать на лодках, напяливать паруса, охотиться лесную зверя приручать животных. Он первый запряг в ярмо дикого быка, первый укротил свободного коня, и те стали верными помощниками человека. Прометей научил смертных лечиться целебным зельем, находить путь по звездам и лету птиц, научил добывать из земли медь, золото, серебро и пользоваться щедрыми дарами природы.

А громовладний Зевс и дальше не обращал внимания на людей. Зато его сыновья и дочери — молодые боги, беззаботно жили на Олимпе, — заинтересовались теми мелкими существами, сновали где-то далеко внизу, на земле. Нечего делать бессмертные даже взялись помогать людям, учить ремесел и земледелия, но за то потребовали от них большого уважения и богатых даров.

Чтобы составить такое соглашение, то собрались обе стороны. От богов выступал Зевс, от людей — титан Прометей, хотя сам был бессмертен. Он опасался, что люди не смогут противостоять богам и поспешил им на помощь.

Титан так болел за судьбу смертных, удался даже к хитрости. Когда привели жертвенного быка, он сам зарезал его и разделил тушу на две части. К большей кучи сложил сами кости, но прикрыл их красивым, блестящим жиром, а меньшую, где было вкусное мясо, Прометей завернул в грязную бычью шкуру, еще и положил сверху гадкие потроха.

— Отец наш Зевс, выбери себе какую хочешь часть, — лукаво пригласил Прометей. — То, что ты выберешь, люди в дальнейшем отдавать бессмертным богам.

Как Прометей и надеялся, Зевс взял себе кучу, большую и лучшую на вид. С тех пор смертные стали есть мясо, а кости сжигать почет бессмертным.

прогневался Зевс, поняв, как обманул его Прометей ради тех смертных ничтожеств. Страшно загремел вел с темно-облачного. Олимпа и швырнул на землю огненные стрелы-молнии. А потом надумал казнь, чтобы досадить Прометею: он отказал смертным в том, что было им непременно нужно, в животворные огне.

— Пусть едят мясо, но сырое! — Гремел яростно Зевс.

Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил Зевса запрет. Однажды он встретил Афину Палладу, любую Зевса дочь. Богиня мудрости была всегда привержена титана, поэтому он и попросил ее открыть ему тайком дверь черного хода, ведущего к Зевсова дворца.

А Прометей, оказавшись в Зевсов дома, скорее взял с божественного очага небольшую искру, спрятал ее в пустой камышине и принес людям на землю.

Но черным, грозовым ураганом надвигался на отважного титана страшный гнев всесильного Зевса. Никто в мире еще не поднимал так дерзко его запрета, никто не осмеливался восставать против него, отца всех бессмертных и смертных.

В безумной вне Зевс велел заковать титана Прометей в кандалы и присмыкнуть на самом краю отвесной скалы, чтобы отступник висел там долгие века.

Осуществить эту казнь Зевс поручил своему хромому сыну Гефесту, непревзойденному художнику и кузнецу. А в помощники ему дал двух своих верных слуг — Силу и Власть, суровых, безжалостных, жестоких. Обидно было Гефесту повиноваться Зевсов воли, ибо он искренне уважал Прометея, но ослушаться родного отца не мог.

Снова и снова стучит молот, от него уходит стоголосое эхо, и кажется, то стонут мрачные Кавказские горы. Наконец титана приковано.

— Вот и хорошо! — Отзывается Влада. — К этой скалы люди не достанутся, как бы ни хотели помочь своему благодетелю.

— Никто ему теперь не поможет, — сокрушенно говорит Гефест, неумолимое-то сердце у сына Кроноса. Какую жестокую кару он придумал! Глазам невыносимо смотреть на Прометея.

— Остерегайся, чтобы за такие слова Зевс не наказал и тебя, — мрачно говорит Влада и торопит Гефеста. — Хватит болеть за тем дерзким, пойдем отсюда. А ты, Прометей, можешь теперь сетовать против Зевса и заботиться о жалких смертных людей.

Ани словом не отзывается гордый богоборец. Даже не смотрит, как уходят Сила и Власть, крепкие, словно вырезаны из камня, а за ними хромает еще больше Гефест. Только когда они скрылись за горами и вокруг воцарилась мертвая тишина, Прометей застонал и громко крикнул:

— О божественный эфире! О мать-земля и солнце ясное, всевидящее! О бистрокрили ветры, волны неутомимого моря! Посмотрите, как наказал меня Зевс за то, что я был привержен смертных и принес им огонь. Я знал, что Зевс меня накажет. Страшные мои мучения, но я не отрекаюсь своего поступка!

Прилетели на большой крылатой колеснице нежные сердобольные океаниды, что в своих далеких подводных пещерах услышали лязг Прометея оков.

По океаниды спешил на крылатом коне сам старик Океан2. Седой, величественный, он приблизился к Прометею и сказал:

— Иапетив сын! Никого в мире я так не уважаю, как тебя. И я прилетел от края земли сюда, к ее чужую страну, чтобы ты послушал мои советы: умерь свое гордое сердце, уступи перед сильнее. Ведь ты сам хорошо знаешь: миром управляет строгий самовластный бог. НЕ соревнуйся с ним! А я попробую выпросить у него для тебя скорое освобождение.

— Не беспокойся обо мне, Океан, — ответил Прометей, — и не труды себя напрасно: неумолимый-то Зевс. Вспомни, как он тяжело наказал моего родного брата Атланта, нанеся ему на плечи все небесный свод. Вспомни, как укротил Зевс стоглавого Тифона, восставший было против всех богов, а теперь лежит, придавленный горою и так тяжело ему, что аж пламенем дышит. Остерегайся ты Зевса, он лихопомний, жестокий, поэтому не вздумай просить за меня. Я сам снесу свое наказание.

то до Кавказских гор заблудилась несчастная Ио, белая телка. Некогда она была смертная девушка, аргосских царевна, такая красивая, что в нее влюбился сам Зевс. И через некоторое время она тоже стала жертвой всевластного бога. Обращено на снежно-белую телку, она убегала куда глаза глядят от овода, которого наслала на нее завистливая Гера.

— О, как ты, бедная, стонешь! — Сочувственно сказал Прометей. Я ничем не могу тебе помочь, потому что сам я не свободен. Но знай: тебя, смертная, ждет бессмертная слава, даже море в память о тебе назовут Ионическим. А Епаф, твой сын Зевса, начинает большой род, даст могучих героев. Наиболее славетниший из среды их, твой далекий потомок Геракл3, придет сюда и, наконец, избавит меня. Знай и то, что всемогущий бог, через которого мы оба страдаем, вскоре может потерять свою власть.

От Мойр Прометей узнал, что Зевса ждет гибель, ибо он захочет жениться на богиней Фемидой, красивой дочерью морского бога Нерея4. А сыну Фемиды суждено стать сильнее отца, кто бы он был — или смертный герой, а бессмертный бог. Поэтому Зевса ждет та же участь, которой через него потерпел когда его родной отец Кронос, и сбудется тогда отцовское зловещее проклятие.

Услышав слова Прометея, Зевс послал к титана находчивого Гермеса узнать тайну, на которую намекает наглец, но Прометей не покорился, не подвергся никаким пыткам, даже когда Громовержец сбросил скалу с титаном в черную бездну, когда орел острыми когтями разрывал титановые грудь и клевал ему печень.

Лишь когда Зевс прислал богиню Фемиду, мать непокоренного титана, Прометей расчувствовался и раскрыл тайну Мойр.

Услышав вещие слова, спохватился Зевс, ибо я намеревался взять морскую богиню Фетиду себе в жены.

Вскоре Фетиду отдали за Пелея, славного аргонавта, вместе с другими героями он ездил в Колхиду за золотым руном. На свадьбу Пелея и Фетиды сошлись все боги, и даже не помнили такого пышного праздника. А сын Пелея и Фетиды — славный Ахиллес — действительно превзошел мужеством и силой своего отца и стал величайшим героем Троянской войны.

В благодарность за предостережение Зевс послал славного из числа греческих героев, далекого потомка Ио — Геракла — освободить титана.

На руке Прометея осталось одно кольцо из пут, в котором застрял камушек со скалы.

В память о подвиге титана люди носят металлические кольца и перстни с драгоценными камнями, а о мужественных, свободолюбивых людей, отдающих свою жизнь на благо народу, говорят: у них горит искра неугасимого Прометея огня.

Аид — Бог подземного царства мертвых.

Океан — титан, старший сын Урана и Геи, древние греки представляли его огромной рекой отовсюду окружает Землю.

Геракл — сын Зевса и смертной женщины Алкены.

Нерей — морской бог, подвержен Посейдону, добрый и справедливый дед, воплощение спокойного моря. Жил в подводном дворце, имел много дочерей-нереид.

В далекие первобытные времена, по сказаниям древних эллинов, из хаоса возникла богиня Земли - Гея, и миром правил в то время ее сын, бог Неба - Уран. Но был он свергнут могучими, дикими титанами, детьми Геи и Урана, и после долгой борьбы власть над миром захватил один из титанов - Кронос, что значит «Свершитель». По предсказаниям его родителей, ему предстояло быть тоже низвергнутым. Когда жена Кроноса Рея родила ему младшего сына Зевса, он решил его проглотить, как и остальных своих детей - Посейдона, Аида, Гестию, Деметру и Геру, хранимых им в своем желудке, но хитроумная мать решила спасти своего сына, и подала она Кроносу вместо Зевса завернутый в пеленки камень, похожий на ребенка, и Кронос его проглотил.
А маленький Зевс был тайно от отца унесен на остров Крит, в Идайскую пещеру, и был там заботливо воспитан добрыми нимфами, которые ухаживали за ним, кормили его медом и молоком козы Амалфеи.
Когда Зевс вырос и возмужал, он решил восстать против власти своего отца, и, соединясь для этого со своими сестрами и братьями, спасенными благодаря волшебному напитку, принесенному Рее дочерью Океана, он отнял у старого Кроноса власть над миром, поселился вместе с братьями и сестрами в жилище богов на вершине горы Олимп и отдал своему брату Посейдону владычество над морем, Аиду - власть над подземным царством, а сам стал править небом и землею.
Титаны были этим недовольны, они восстали против Зевса, и началась длительная, жестокая десятилетняя война против нового властителя - война сыновей Урана с сыновьями Кроноса, называемая войной титанов.
Тогда один из титанов, Прометей, стал советовать титанам покориться Зевсу, далеко превосходящему их мудростью, но дикие титаны, полагаясь на свою силу, отвергли совет Прометея и вступили в борьбу против Зевса. Прометей вместе со своей матерью Фемидой перешел на сторону Зевса, зная, что победа будет на той стороне, где вместе с силой будет и мудрость.
После долгой, упорной борьбы Зевс, благодаря Прометею и помощи сторуких гекатонхейров, одержал победу над дикими титанами и низверг их в глубины Земли, в мрачный подземный Тартар.
Но их мать-Земля - Гея была этим недовольна, она восстановила против Зевса своих детей - великанов-гигантов, и они стали громоздить горы на горы, скалы на скалы, угрожая добраться до самого неба. Напрасно Зевс поражал их своей молнией с вершины Олимпа, только при помощи героя Геракла они были сброшены в бездну и завалены камнями.
Расправившись с враждебными ему дикими титанами и гигантами, новый властитель земли и неба Зевс-громовержец отстранил от себя даже тех титанов, что помогали ему в борьбе. И был удален Океан на самый край Земли. Ненавидел Зевс также и Прометея, как последнего из рода титанов, несмотря на то что Прометей помогал ему. И должны были погибнуть все люди, жившие во времена Кроноса, и уступить место новому поколению людей.
Узнав об этом, титан Прометей спустился однажды на землю к людям. А были они тогда еще слабые и жалкие, без мыслей и надежды. Имея глаза, они не умели разобраться в том, что видели, слушая, ничего не слышали, и жили они на земле, не понимая того, что происходило вокруг; не умели строить жилища, обтесывать камень, обжигать глину и делать из нее утварь. Как муравьи, жили они в глубоких и темных пещерах, не зная, когда наступает зима и лето.
Но благородный Прометей любил людей горячей любовью, и решил он им помочь. Отправился Прометей на остров Лемнос, на огнедышащую гору Мосихл, где находилась кузница хромоногого бога огня, его друга Гефеста. Взял Прометей из горна искру божественного огня, и принес ее в тлеющей тростинке, и дал ее людям. Показал им, как надо строить жилища, научил их считать, уяснил им восход и заход солнца и небесных светил, научил их писать, дал им память; обучил, как надо впрягать в ярмо диких быков, строить лодки и переплывать в них моря и реки, объяснил, как надо ставить парус, чтобы было легче плавать.
По совету Прометея научились люди находить в недрах земли и добывать железные руды, серебро и золото. Он научил их приготовлять лекарства, делать целебные мази, от которых проходили болезни. Научил Прометей людей понимать гармонию звуков, разуметь полет птиц; освободил он людей от мучительного страха смерти и вселил в них слепую надежду, чтобы они забыли думать о смерти.
Научились люди искусствам и из дикого состояния перешли к более радостной, счастливой жизни.
Смотрели боги на новых обитателей земли с любопытством и стали им иногда помогать, но за это потребовали от них, чтобы они поклонялись им и приносили жертвы, убивая людей и животных, и воздавали им всяческие почести.
Зевс разгневался на Прометея за то, что он дал людям огонь.
Однажды, желая определить права и обязанности людей, боги созвали совет, на котором должны были присутствовать и простые смертные - люди. Явился туда и титан Прометей, опасаясь, что боги возложат на людей слишком много тяжелого труда, научат их войнам и дадут им в жизни слишком мало радостей. Весь свой ум и всю свою хитрость употребил осторожный Прометей для того, чтобы оградить людей от посягательств богов.

Вот собрались в город Микены боги и люди на совет; и был представителем людей титан Прометей. Он задумал перехитрить Зевса, самого могучего и умного из богов. Убил Прометей большого быка, разрубил его на части и предложил Зевсу выбрать ту из его частей, какую он пожелает, а части убитого быка были сложены им в две равные кучи. В одной поместил он куски мяса и покрытые жиром внутренности и прикрыл их бычьей шкурой, а в другую кучу он сложил одни только кости, положил сверху желудок и все накрыл белым блестящим жиром. Но Зевс понял обман и молвил, смеясь, Прометею:
- Сын Иапета и верный мой друг, как ты, однако, неравно распределяешь части!
- Зевс! - ответил ему Прометей. - А ты выбери себе ту часть, какая тебе больше понравится.
Разгневанный Зевс выбрал нарочно худшую часть, чтоб иметь случай причинить зло людям и заодно отомстить Прометею, которого он не любил. Снял Зевс блестящий жир и увидел одни только кости, и, разгневанный, крикнул он Прометею:
- Сын Иапета, я вижу, что ты обманывать не разучился!
И в наказанье за это отнял Зевс у людей огонь, но Прометей хитростью снова похитил его с вершины Олимпа и принес его людям в тростинке в виде тлеющей искры. Увидал Зевс у людей лучезарный огонь и разгневался пуще прежнего; оставил он людям огонь, но придумал страшную кару для людей и защитника их Прометея.
По повелению Зевса вылепил искусный Гефест из глины и воды прекрасную деву, подобную людям. Наделила ее Афродита красотой, а Гермес дал ей дар хитроумного слова. Назвали ее Пандорой, что значит «Всем одаренная». Вручил ей Зевс золотой сосуд, наполненный всяческими несчастьями и болезнями, и послал ее на землю к людям.
Спустилась Пандора на землю и пришла в дом юного Эпиметея, и он женился на ней. Часто предостерегал Прометей своего младшего брата Эпиметея, чтоб не принимал от коварных богов никаких подарков, но он забыл об этом совете и принял роковой дар. Увидев золотой блестящий сосуд, Эпиметей попросил Пандору позволить ему открыть его, она разрешила, - и разные болезни и беды распространились тогда по всей земле между людьми.

И только одна Надежда, согревающая людские сердца в час печали, осталась на дне золотого сосуда, но Пандора по воле Зевса быстро закрыла его, не дав вылететь ей на землю. С той поры бесчисленные бедствия, болезни, несчастья наполнили землю. Не дал им Зевс голоса, и они безмолвно и тихо подступают ночью и днем к человеку.
С глубокой печалью смотрел Прометей на людские несчастья, и его гордое, непокорное сердце замышляло новые планы отмщенья богам.
Тогда повелел Зевс схватить непокорного Прометея и отвести на самый край земли. По воле Зевса Гефест должен был приковать его крепкими цепями к вершине кавказской скалы. Взялся Гефест за это дело с большой неохотой: ведь с давних пор он дружил с Прометеем. Исполненный сострадания Гефест вынужден был сковать своего друга и вбить ему в грудь алмазный клин. Насмехаться стали над смелым титаном грубые спутники Гефеста, укоряя титана за преступную гордость, но Прометей гордо и упрямо молчал. Затем, одинокий, он начал громко стонать от боли и скорбеть о том, что терпит мучения за доброе дело. Пришла к нему его мать Фемида с советом смириться перед могучим Зевсом, но гордый титан отверг ее предложение. Прилетели к нему прекрасные океаниды, уговаривали его уступить Зевсу. Пришел и сам Океан увещевать Прометея, чтоб он покорился Зевсу, но Прометей остался непоколебим.
Пришла к нему наконец несчастная царевна Ио, обращенная Герой в корову, терзаемую оводом, не находящая себе нигде покоя. Прометей указал ей путь к освобождению. Прометей знал, что явится однажды мужественный герой Геракл, который освободит его от мучений, и тогда Зевс захочет сам с ним примириться. Знал он, что Зевсу грозит та же самая участь, что постигла его отца Кроноса, если Зевс заключит брак, о котором он помышляет.
Обо всем этом знает лишь один Прометей, но никакие пытки не заставят Прометея открыть эту тайну Зевсу. Один только Прометей знает, что у Зевса может родиться некогда сын, который будет сильнее отца, лишит его власти над миром и свергнет с Олимпа.

Услышал Зевс угрозы смелого титана и, решив ему отомстить, наслал на него новую казнь. Медленно спустился с неба огромный орел громовержца Зевса к скале Прометея и стал разрывать когтями его тело, клевать печень.
Долгие годы прикованный цепями Прометей томился у скал Кавказа, и клевал ему печень орел, но сердце его было непоколебимо. Каждый третий день спускался к нему медленно с неба огромный орел и вонзал когти в его печень, но она отрастала снова. И текла кровь из ран Прометея долгие века и каплями падала на каменистую пустынную землю; и громкие стоны титана неслись над землей. Являлись к Прометею титаны, примирившиеся за это время с Зевсом, и советовали ему покориться. Приходила мать Прометея Фемида и открыла ему, что скоро Зевс станет просить у него совета и примирения.
И Зевс, зная о грозящей ему опасности, решил наконец помириться с Прометеем. Пришел тогда к кавказской скале великий герой Геракл и убил меткой стрелой орла, клевавшего печень титана, разбил цепи, которыми был прикован к скале Прометей.
И был Прометей освобожден, и радовались олимпийцы примирению с благородным могучим титаном.

Мифы и легенды древней Греции.

Рассказ про Прометея содержит основную информацию об этом герое.

Краткий рассказ про Прометея

Про­ме­тей – титан вто­ро­го по­ко­ле­ния. Дал людям огонь и ремесло

Неко­гда люди жили в тем­ных пе­ще­рах, не знали огня, не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и ре­мес­ла­ми. Внук бо­ги­ни земли, мо­гу­чий титан Про­ме­тей, спас людей от ги­бе­ли, он на­учил их стро­ить дома, вспа­хи­вать поля. Про­ме­тей по­хи­тил в куз­ни­це Ге­фе­ста огонь и при­нес его людям.

Также он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать.

Прометей смирил для смертных дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку.

Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю.

Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, беззащитны были против них люди, но Прометей открыл им силу лекарств, и ими смирили они болезни, Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее.

Этим и прогневал он Зевса, за это жестоко покарал его громовержец. Он при­ка­зал Ге­фе­сту при­ко­вать Прометея к скале. Каж­дый день орел вы­кле­вы­вал пе­чень Про­ме­тея, а за ночь она от­рас­та­ла вновь. Спас Про­ме­тея его про­ро­че­ский дар, имен­но он пред­ска­зал Зевсу, что сын, рож­ден­ный бо­ги­ней Фе­ти­дой, лишит царя Олим­па вла­сти. По воли Зевса Ге­ракл убил орла и осво­бо­дил стра­даль­ца. А Фе­ти­да вышла замуж за царя Пелея и ро­ди­ла ве­ли­чай­ше­го героя Гре­ции Ахил­ле­са.

Прометей - сын титана Иапета и богини Фемиды из океаниды Климены. Образ этого титана - одно из драгоценных творений греческой мифологии. Прометей стал воплощением отваги и стойкости, гор­дого упрямства и сопротивления старым порядкам, любви к свободе и к людям. Он относится к древней­шим и вечно живым символам борьбы за прогресс и счастье человечества. Мало кто из мифических героев удостоился такого внимания, как Прометей. Более двух с половиной тысяч лет он продолжает жить в произведениях поэтов и мыслителей от Гесиода и Эс­хила до Кальдерона, Гете, Байрона, Шелли, а в XX в. - А.Жида и Казандзакиса. Естественно, каждый истол­ковывал этот образ по-своему и в соответствии со своим временем. Однако главные черты этого образа, неизменные в любом изображении, стали «общим до­стоянием человечества».

Впервые Прометей появился на арене мифических событий, когда Зевс восстал против своего отца, титана Кроноса. Титаны защищали старый порядок, установлен­ный Кроносом, но Прометей стал на сторону Зевса, так как стремился к новому, более справедливому порядку. Он помог Зевсу советом и участием в боях и даже убе­дил богиню Земли Гею присоединиться к нему. Когда после десяти лет упорной борьбы Зевс одержал победу с помощью Промстея, он не спешил вознаградить своего союзника. Но Прометей не обращал на это внимания. Он отошел от Зевса лишь тогда, когда тот взял курс на жесткое, жестокое укрепление своей власти. Открыто Прометей разошелся с самодержцем еще позже, когда Зевс задумал истребить беспомощный земной род. Про­метей любил людей и к тому же всегда сочувствовал сла­бым. Он решил спасти людей, даже если это и навлечет на него гнев всемогущего бога.

Однако для спасения людей необходимо было, чтобы они захотели и сумели помочь себе. Поэтому Прометей вдохнул в них надежду и дал им в руки могучее оружие. Он украл огонь из священного очага на Олимпе (по дру­гой версии, из печи бога Гефеста в горе Мосихл на ост­рове Лемнос) и принес его в дар людям. Знакомство с огнем помогло им лучше осознал» жизнь, они поняли, что огонь не только угроза, но и помощь. Люди переста­ли зависеть от капризов природы, стали лучше питаться, окрепли физически и душевно. Но это было не все. Прометей научил их плавить в огне металлы и изготав­ливать инструменты, научил ремеслам, считать, писать и читать. Он укротил для людей дикого быка и надел на него ярмо, чтобы земледельцы могли использовать его для возделывания полей. Прометей запряг в повозку коня и заставил его слушаться человека, он построил первый корабль. Наконец, он познакомил людей с ле­карствами и с лечением больных и учил их жить счаст­ливо, раз они появились на свет.

Таким образом, Прометей стал подлинным «твор­цом человека» по меньшей мере в том смысле, что вывел его из природного первобытного состояния и воспитал из него разумное существо. Этого Зевс стер­петь не мог. За многочисленные услуги, оказанные че­ловеческому роду, он приговорил Прометея к сурово­му наказанию. По приказу Зевса его верные слуги, Сила и Власть, схватили Прометея и увели на край света, а там богу Гефесту пришлось приковать Проме­тея к высокой скале.

Прометей был повержен, но не побежден: он не от­чаялся. Он знал, что тирания Зевса не будет продолжаться вечно. Так как Прометей унаследовал от мате­ри дар провидения, он знал, когда и как будет низ­вергнут Зевс, знал он и то, как может избежать этого верховный бог. Когда весть об этом долетела до Зевса, он тут же послал к Прометею бога Гермеса, чтобы тот дознался обо всем. Но Прометей отказался иметь дело с Зевсом и его послом: «Всех вас я ненавижу, о боги! Свои муки я не променяю на рабское служение тира­ну!» Когда Гермес принес этот ответ, Зевс одним уда­ром молнии низверг скалу с прикованным Промстеем в глубины Тартара.

Однако этим падением заканчивается лишь первая часть трагедии Прометея. Зевс поверг его в вечную тюрьму не для того, чтобы погубить и этим избавить от мук (он и не мог этого сделать, так как титаны бес­смертны). Он хотел сломать упорство Прометея. Когда из этого ничего не вышло, Зевс снова поднял Проме­тея на свет, чтобы подвергнуть его новым мучениям.

Много лет Прометей был прикован к скале на вер­шине Кавказа. Летом он страдал от палящего жара со­лнца, зимой - от леденящего мороза. И каждое утро к нему прилетал по приказу Зевса огромный орел и кле­вал своим острым клювом его печень, а за ночь рас­терзанная печень отрастала заново. Но и эти муки не сломили Прометея. Он оставался все таким же гордым и не раскаивался в своей помощи людям.

Между тем многое изменилось в мире. Зевс на­столько укрепил свою власть, что мог не бояться боль­ше за нее, поэтому его правление стало более умерен­ным. Он перестал быть подозрительным и мститель­ным тираном, амнистировал титанов и выпустил их из темного Тартара. Он даже стал ласков с людьми и за соответствующее вознаграждение в виде жертв стал охранять порядок в человеческом обществе. Лишь одно беспокоило Зевса: тайна, которую знал только Прометей. Снова послал он к нему Гермеса с предло­жением помилования - в обмен на тайну. И опять Прометей отказался. Тогда Зевс разрешил родным и друзьям Прометея, в том числе его супруге Гесионе и сыну Девкалиону, посетить осужденного. Все в один голос заверяли Прометея, что верховный бот сильно изменился к лучшему, что и боги, и люди им доволь­ны. Тогда и Прометей согласился признать его - какой смысл упорствовать, если для этого уже нет ос­нований. Одного лишь Прометей не хотел: обращаться к всемогущему владыке с просьбой о помиловании.

Долго Прометей надеялся, что помощь придет от людей - ведь это ради них он перенес столько страданий. Из их рук он был согласен принять помощь. И, действительно, в один прекрасный день под скалой появился человек. Это был герой Геракл. Увидев орла, прилетевшего на свое ежедневное пиршество, он тут же пронзил его стрелой. Затем своей тяжелой дубиной Геракл разбил оковы Прометея и выдернул из скалы огромный шип, которым был прибит к ней Прометей. В ту же минуту появился вестник Зевса - Гермес - и от имени верховного бога пообещал Прометею свободу, если он откроет тайну, не дававшую Зевсу покоя. «Ну что же, передай Зевсу, пусть он не вступает в брак с Фетидой, о котором он мечтает, так как сын превзойдет отца. Пусть он выдаст ее за смертного, тогда от ее сына не произойдет опасности ни для кого из богов!»

Итак, Прометей достиг свободы - с помощью че­ловека и примирения с Зевсом. Прометей не посту­пился своей гордостью и своими целями, хотя ради этого ему пришлось перенести столько страданий. И в довершение победы Зевс призвал его в сонм богов на Олимпе.

Однако Зевс ведь поклялся, что Прометей будет на­веки прикован к скале. Чтобы эта клятва не была на­рушена, Прометею пришлось носить кольцо из своих оков, в которое был вправлен камешек из кавказской скалы. Затем в честь Прометея перстни с камнем стали носить люди и носят их до сих пор, хотя проис­хождение этого обычая давно уже забыто.

Таково сжатое изложение мифа о Прометее, кото­рое известно нам по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» (около 470 в. до н.э.) и из фрагментов «Прометея освобождаемого». Однако окончание мифа реконструировано по античным материалам, посколь­ку дошедшие до нас фрагменты не дают точного пред­ставления о том, как Эсхил решил развязку конфликта между Прометеем и Зевсом. Похоже, что он избрал компромиссный вариант, приспособленный к требова­ниям времени.

Первая часть «Прометеевской трилогии» Эсхила тоже не сохранилась, и мы можем о ней лишь догады­ваться. У Гесиода в его «Теогонии» (VIII-VII вв. до н.э.) этот миф начинается несколько иначе: конфликт между Прометеем и Зевсом происходит, когда боги во главе с Зевсом собираются в Сикионе (к западу от Коринфа), чтобы решить вопрос о порядке жертвоприношений богам со стороны людей. Прометей тогда разделил тушу жертвенного быка на две части и устроил дело так, чтобы Зевс выбрал худшую часть, а лучшая доста­лась людям. Тогда Зевс в отместку лишил людей огня, но Прометей похитил огонь на Олимпе и снова дал его людям, после чего был по приказу Зевса прикован к скале...

Согласно другим распространенным представле­ниям, отраженным и в «Метаморфозах» Овидия, Прометей был «творцом человека» не только в пере­носном, символическом смысле, но в самом непо­средственном: еще во II в. до н.э. Павианий пишет в «Описании Эллады», что видел в Фокиде затверде­лые комки глины, пахнущие человеческой кожей, - это, мол, остатки материала, из которого Прометей сотворил человека.

Какой смысл можно извлечь из этого мифа? Как и всякое произведение этого рода, сказание несет в себе неисчерпаемое содержание. В русле нашей темы при­ходится подчеркнуть, что люди издавна ощущали ин­туитивно, что культура родилась в результате какого-то дара небес. Природные создания обрели совсем другую жизнь. Она не могла родиться из чисто при­родных предпосылок. Произошел какой-то поворот в существовании людей.

Еще один штрих, выраженный в мифе. Культура вовсе не безоблачное приобретение человека. Ее рож­дение несет в себе и некое возмездие, расплату за при­обретение. Миф также подчеркивает, что развертыва­ние культуры сопряжено с известным драматизмом. Культура сулит людям не только добро, но и опреде­ленное воздаяние.

mob_info