Что такое стилистическая окраска слов? Московский государственный университет печати Примеры стилистически окрашенных предложений.

В разделе «Лексика» вы уже познакомились с синонимами русского языка, эти знания пригодятся вам при изучении основ сти­листики.

Стилистическими называются такие синонимы , которые имеют одинаковые значения, но отличаются стилистической окраской. Среди стилистических синонимов обычно выделяют:

Синонимы, принадлежащие к разным функциональным стилем речи: жить-проживать; новобрачные-молодожены-молодые;

- синонимы, принадлежащие к одному и тому же стилю речи.

Они отличаются эмоциональной и экспрессивной окраской, пе­редающей отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Такая окраска оценивается по шкале «положительная - нейтральная - порицательная» - эмоциональная окраска и «степень интенсив­ности проявления качества или действия» - экспрессивная окраска. Ср.: 1) о человеке: толковый (положительная) - сообра­зительный (нейтральная) - башковитый, головастый (грубовато-фамильярная); 2) сказал - сказанул - ляпнул - брякнул; 3) сделал - отколол - отмочил - выдал. Как видно из примеров, помещен­ных под цифрами 1 - 3, все слова, кроме выделенных, которые являются стилистически нейтральными, принадлежат разговор­ному стилю. В разговорном стиле стилистическая синонимия представлена особенно широко, стилистических синонимов в речи гораздо больше, чем межстилевых. Вам известны такие слова: спать - почивать - дрыхнуть, глаза - очи - гляделки, солдат - воин - вояка, написать - начертать - нацарапать, письмо - послание - писулька. Во всех приведенных примерах представле­ны слова, которые употребляются в разных ситуациях общения, следовательно, в разных стилях речи. Первые слова каждой тройки примеров уместны практически во всех стилях и имеют ней­тральную стилистическую окраску, вторые уместны в поэтической речи и имеют ярко выраженный архаичный оттенок, сопровождающийся положительной окрашенностью; заканчивают ряды примеров слова, уместные исключительно в разговорной речи, имеющие просторечный характер и отрицательную окрашенность. А просторечные слова, как вы знаете из раздела «Слово и фразео­логизм как единицы лексической системы», лежат за границамилитературного языка.

846 . Продолжите запись синонимов в таблицу, размещая стилистические синонимы в горизонтальных рядах, смысловые и оценочные – в вертикальных.

1. Оживлять, вносить оживление, встряхивать, тормошить, расшевеливать. 2. Нерушимый, прочный, несокрушимый, незыблемый, крепкий. 3. Ослабеть, обессилеть, изнемочь, ослабнуть, выдохнуться. 4. Опозориться, оплошать, осрамиться.

847 . Определите оттенки смысла и эмоциональной окраски в следующих рядах синонимов. Укажите, в каких стилях речи возможно употребление того или иного слова. Докажите свою мысль. В случае затруднения справляйтесь в словарях.

1. Страх, трепет, оторопь, испуг, ужас, кошмар.

2. Жестокий, свирепый, бессердечный, бесчеловечный.

3. Смелый, отважный, неустрашимый, безбоязненный, лихой.

4. Удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить.

848. Составьте или подберите из текстов художественных произведений примеры предложений с синонимами. Запишите предложения.

Многие русские слова, по меткому выражению К.Паустовско­го, излучают поэзию. На точном языке науки это значит, что они обладают стилистической окраской, т.е. не только называют, но и оценивают называемый предмет, качество, действие и выражают связанные с ними эмоции (чувства), усиливают значение (пере­дают экспрессию) и дают оценку - одобрение, неодобрение, ласку, фамильярность, осуждение, шутку и т.д.

Стилистически окрашенные слова - это слова, об­ладающие стилистической окраской - эмоциональным, экспрес­сивным значением, которое добавляется к основному значению, называющему, определяющему предмет, признак, действие.

Такие слова широко используются писателями в произведени­ях художественной литературы. Все случаи удачного употребления стилистических синонимов становятся яркими поэтическими при­емами, помогают художнику слова создать неповторимые образы, углубляют впечатление от прочитанного.

Вспомните лишь некоторые из таких синонимов: глаза - очи, щеки - ланиты, лоб - чело, губы - уста и т. п.

Вы встречали такие слова в поэтических произведениях:

Ждала Татьяна с нетерпеньем,

Чтоб трепет сердца в ней затих,

Чтобы прошло ланит пыланье.

(А. С. Пушкин)

Моя слеза твоих ланит не обожгла ль?

(М. Ю. Лермонтов)

А.Фадеев, описывая свою героиню - Ульяну Громову, обра­щает внимание читателя на то, что сам он противопоставляет ней­тральному слову поэтический синоним. Писатель считает, что по­этическое слово точнее отражает внешность девушки: У Ули глаза были большие, темно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками... Или у Иса­ковского встречаем: Где ж вы, где ж вы, очи карие, где ж ты, мой родимый край? М.Горький, описывая героиню, выбрал разговор­ное слово, имеющее оттенок крайней резкости, грубости: Старая хозяйка <...> говорит мне: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то ». Слово глаза является нейтральным, оно уместно во всех стилях, потому что служит названием данного понятия и не несет ника­кой дополнительной окраски. Мы встретим его и в поэзии, и в прозе, в разговорном и книжном стилях речи: И впился комар как paз тетке прямо в правый глаз (П.); Глаза Тани, обрамленные заиндевевшими ресницами, смело встретили его взгляд (Аж.).

849. Спишите слова, распределив их по экспрессивно-стилистической принадлежности на три группы: 1) нейтральные, 2) высокие, I) сниженные.

I. Думать, дума, боярская дума, передумать, надумать, выдумка, выдумщик, задумка, думанье, удумать.

II. Заказывать, указывать, пересказывать, сказывать, подсказать, выказывать, наказывать, отказывать, приказывать, предсказывать, пересказ, подсказка, предсказание, сказание, указ, наказ, отказ, приказ, сказ, заказ.

850. Укажите, какую стилистическую окраску имеют слова - фамильярную, ироническую или одобрительную. Какова сфера использования каждого слова? Составьте или подберите примеры из художественных текстов. Запишите их, отметьте орфограммы.

I. Отвыкать, привыкать, отвычка, привычка, отвыканье, привыканье, привычный.

II.Играть, проигрывать, заигрывать, поигрывать, подыгрывать, наигрывать, разыгрывать, отыгрывать, игра, проигрыш, наигрыш, розыгрыш, игривый, наигранный.

851. Какие из приведенных слов в своем прямом значении являются стилистически нейтральными, а какие имеют стилистическую окрашенность? Какова эта окрашенность? Докажите свою позицию. Приведите примеры использования в речи этих слов. Значения незнакомых слов ищите в толковом словаре.

I. Арбуз, барабан, белобрысый, билетерша, биссектриса, вода, всласть, голова, гуськом, дисциплинарный, завзятый, закадычный, верный, крыло, нос, небезызвестный, получать.

II. Абонемент, автобус, активист, ахать, аэрологический, барахтаться, бойкотировать, бросать, вконец, встреча, вальяжный, грузоотправитель, делать, иск, лед, малыш.

852. Определите, какова стилистическая окрашенность следующих слов. В каких стилях речи уместно употреблять каждое слово? В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю. Составьте и запишите словосочетания со стилистически нейтральными словами.

I. Мальчуган, маргарин, мелкий, митинг, мутный, невыезд, обновка, огонь, осень, петь, плечо, пустой, равновеликий, раз узнать, рано, рассказать, реактив, реализм.

II. Город, гусь, дебелый, деликатничать, долговязый, егоза, ерунда, ехать, живность, задира, запад, запал, коалиция, речушка, рядком, секвестр, семь, чаевничать.

853. Распределите данные слова на три группы: 1) стилистически нейтральные, 2) слова с положительной окраской, 3) слова с отрицательной окраской. Составьте и запишите предложения со словами первой группы. Лексическое значение незнакомых слов ищите в толковом словаре.

I. Дева, десант, домкрат, душечка, дылда, жарища, задири­стый, задувка, заегозить, зазеваться, зазноба, зазорно, закавыка, зевака, инспирирование, ирреальный, итого, лодка, ротация, реакция.

II. Авизо, авось, агитбригада, адепт, бестия, бидон, быстрый, внедрение, градусник, добраться, мозоль, наперечет, передовик, рвач, скрыться, старикан, строить, тонна-километр, тяжелый, улица, уныние, хваткий, целесообразность.

854. Приведите не менее 10 имен существительных, обозначающих профессии женщин: актриса, балерина, бортпроводница, воспитатель­ница, доярка и т.д. Используйте толковый словарь.

855. Определите стилистическую окрашенность каждого из слов, при­веденных вами в предыдущем упражнении. Составьте и запишите с ними предложения.

856. Укажите, какие из слов, обозначающих профессии женщин (см. предыдущие упражнения), могут быть заменены в случае необходи­мости соответствующими существительными мужского рода. Проверьте себя по толковому словарю.

857. Подберите из журналов и газет и запишите 10 примеров употреб­ления существительных, обозначающих профессии мужчин и женщин.

858. Продолжите предложенный синонимический ряд, добавив про­пущенные, по вашему мнению, имена прилагательные. В случае затруд­нений обращайтесь к словарю синонимов. Охарактеризуйте смысловые опенки и стилистическую окрашенность каждого синонима. Составьте или подберите предложения с этими словами, запишите их. Обозначьте встретившиеся орфограммы.

Известный, популярный, знаменитый, прославленный, слав­ный, знатный, именитый, выдающийся, нашумевший, пресло­вутый.

859. Из фрагмента романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» выпишите синонимический ряд слов, связанных со словом умереть. Укажите стилистическую окрашенность синонимов. Проверьте по словарю стилистические пометы.

Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

Ну, царствие небесное, - согласился Безенчук. - Престави­лась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка... Ваша, на­пример, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее - та, считается, Богу душу отдает...

То есть как это считается? У кого считается?

У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, то в ящик сыграли. А который человек тор­говый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондукто­ра или из начальства кто, то считается, что дуба дают...

Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

Я - человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук».

860. Прочитайте предложения, найдите синонимы. Укажите, какие из синонимов различаются лексическим значением. Проверьте себя по толковому словарю. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и вставляя необходимые знаки препинания.

I. 1. В эту минуту презрение заглушило во мне все чу..ства (не)нависти и гнева. 2. Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках с б..зумной яростью в очах. 3. Ты лжеш.. мерзавец! вскричал я в бешенстве. Ты лжеш.. самым бе..стыдным образом!

(А.Пушкин)

II. 1. И знают все на свет., страны все острова материки: сроднились воды океана и Волги (матушки) р..ки (Тв.). 2. Сп..ртсмены всех континентов приняли участие в Олимпийских играх в Сидне.. (Газ.).

861. Прочитайте предложения, найдите синонимы. Укажите, какие из синонимов различаются стилистической принадлежностью. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните свой выбор.

I. 1. Лунев медле(н,нн)о пош..л по широкой ал..ее вдыхая глубоко душистый запах лип. (М.Г.) 2. Прибой набросал на камин п..хучей морской травы. (М.Г.) 3. Из(за) каждого угла – цветы! Пышные ар..матные цветы. (Фед.)

II. 1. Маша улыбнулась ее лицо ож..вилось. (Т.) 2. Де..ский лик ц..ревича был ясен. (П.) 3. Из лавок высовывают..ся со(н,нн)ые физиономии. (Ч.) 4. Саня (полу)сидел на ст..ле рисуя рожи. (Кав.)

862. Прочитайте предложения. Найдите синонимы. Укажите, чем они отличаются: значением, принадлежностью к разным стилям речи или эмоциональной окраской. Спишите предложения I части, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясните. Озаглавьте текст II части, выпишите из текста синонимический ряд. Зачем Л.Леонов ис­пользовал синонимы?

I. 1. Беседа Анны Сергеевны с Базаровым продолжалась н..долго. (Т.) 2. Восемь дней сраженье длилось. (П.) 3. В глуш.. во мраке заточенья т..нулись долго дни мои. (П.)

II. А тут народ начинает приходить. Мальчик от сапожника прибегает, смерзшими ногами выбивая дробь. Извозчик входит, синей тушей вгоняя холод в лавку. Дудин Ермолай, скорняк, всовывается сюда же.

А вокруг двигались, уплывая назад, старознакомые виды Егоровой стороны. Плыли мимо глухие овраги... Полянка резвая убегала, на которой в гостях у бедрягинского дядьки игрывал в лапту с ребятами Егорка.

(Л.Леонов)

863. Прочитайте предложения. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Выделите стилистические синонимы в предложениях. Укажите их стилистическую окраску, определите роль в речи.

1. Аптекарша была б..локурая жен..щина и в свое время благо­получно р..дила аптекарю доч.. б..лобрысую и з..лотушную. (Герц.) .2. Унылая грус..ная дружба к ув..дающей Саше имела печальный траурный отбл..ск. (Герц.) 3. Катя обожала природу и Аркадий ее побил хоть не смел пр..знаться в этом. (Т.) 4. Она иногда сидит в живописной позе но вдруг... эта карти(н,нн)ая поза нарушится вовсе неожида(н,нн)ым и опять..бворожительным жестом. (Гонч.) 5 У нас с вами и так дуэль, постоя(н,нн)ый поединок непр..рыв­ная борьба. (Остр.) 6. Ему [Коровину] хотелось чего-то гигантского необъятного п..ражающего. (Ч.) 7. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упое(н,нн)о хохотал - именно хохотал, а не смеялся! (Бергг.)

864. Разграничьте фразеологические выражения по стилистической принадлежности: выделите уместные в разговорном и книжных стилях речи, отметьте нейтральные. Докажите свою точку зрения, покажите примеры использования любых пяти фразеологизмов в речи. В трудных случаях справляйтесь во фразеологическом словаре.

1. Вещь в себе; загребать жар чужими руками; командировочное удостоверение; первая ласточка; попасться на удочку; семь пят­ниц на неделе; ходить на задних лапках; час от часу.

2. Губа не дура; нелегкая дернула; положа руку на сердце; пря­мой угол; средь бела дня; с одной стороны... с другой стороны...; стрела прогиба.

865. Прочитайте фразеологизмы. Выпишите, распределяя в два столбика: 1) стилистически нейтральные, 2) стилистически окрашенные и скобках укажите - положительную или отрицательную окраску они имеют). В каких стилях речи уместно употребление каждого фразеологизма?

1. В ус не дуть; головной убор; делать из мухи слона; единовре­менное пособие; грецкий орех; дать стрекача; переливать из пус­того в порожнее; шевелить мозгами; сизифов труд; кисейная ба­рышня; белая ворона.

2. Валять дурака; задать баню; кот наплакал; пристать с ножом к горлу; между Сциллой и Харибдой; умыть руки; типун на язык; архимедов рычаг.

866. Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значения, заменив синонимичными выражениями; составьте с ними предложения. Как изменились значения? Запишите предложения с фразеологизмами, уместными в поэтической речи; в случае затруднений справляйтесь во фразеологическом словаре.

1. Держи карман шире; железная дорога; иметь место; море по колено; марионеточное правительство; ничтоже сумняшеся; ума не приложить; рукой подать.

2. Ахиллесова пята; ломать голову; попасть впросак; тертый калач; верста коломенская; тяжелый на подъем; уши вянут; фиктивный капитал.

867. Найдите синонимы в предложениях, укажите, чем они отличаются друг от друга, определите стилистическую окраску синонимов.

1. Нездорова, говоришь ты? Больна? (Л.) 2. На цыпочках вошел Андрей Васильевич Гудович. - Спит? - Так точно, изволили не­чаянно почить. (Шишк.) 3. И оттого музыка так страшно, так ужас­но действует. (Л.Т.) 4. Но вместо твердой цели, во всем была не ясность, путаница. (Д.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею. (Ч.) 6. Это уж, друг мой, глумление, издевательство. (Ч.) 7. Девушка оглядела его озорными неспокойными глазами. - Вы здешний? - Тутошний. (Ш.)

Вопросы для самопроверки

1. Какие слова называются синонимами?

2. Чем различаются синонимы? Приведите примеры.

3. Какова роль синонимов в речи?

4. Какие виды стилистической окрашенности слов вы знаете?

5.Как связана стилистическая окрашенность с эмоционально-экспрессивной окрашенностью? Докажите.

Задания для самостоятельной работы

868. Составьте и запишите словосочетания или предложения с данными синонимами. Значения незнакомых слов проверяйте по толковому словарю. Укажите стилистическую окраску синонимов.

1. Обрести, найти. 2. Строить, возводить. 3. Отвлекать, отры­вать. 4. Смелый, храбрый, доблестный, мужественный, отважный. 5. Большой, огромный, масштабный. 6. Мизерный, маленький, крохотный.

869. Прочитайте предложения. Найдите синонимы, укажите, чем они отличаются друг от друга, определите их стилистическую принадлежность и окраску. Спишите первые пять предложений, вставив пропущенные буквы и знаки препинания и раскрыв скобки.

1. - Ведь он же (н..)умен мама! Пойми мама он глуп! (Ч.) 2. Но ведь я же вас..бобрал черт возьми..грабил! Ведь я украл у вас! (Ч.) 3. (На)против: чем хуже становились его обстоятельства тем надме(н,нн)ее (не)приступнее и высокомернее становился он. (Т.) 4. В этот миг он уже понял что поступок ее не в силах увлеч.. ос­тальных бе..смыслен безрассуден обречен. (Ш.) 5. Я никогда (не) видывал более проницательных и умных глаз как его крошеч..ные лукавые гл..делки. (Т.) 6. Мне хочет..ся не есть в человеческом смысл.. желания пищи а жрать, как голодному волку. (Леон.) 7. А гово­ришь ты как? Ужас! Вместо квартира - фатера, вместо эвакуиро­ваться - экуироваться, вместо как будто - кубыть. (Ш.) 8. Но здесь уж тицианов глаз становит..ся внутре(н,нн)им оком. (Сельв.)

870. Составьте и запишите примеры употребления синонимичных выражений в речи. Всегда ли соотносятся значение и стилистическая окрашенность предложений? Во всех ли случаях неизменно лексическое значение слова?

1. Книга для детей - детская книга. 2. Инженер из Москвы - московский инженер. 3. Ручка от двери - дверная ручка. 4. Красное лицо - лицо красного цвета. 5. Работник почты - почтовый ра­ботник - почтальон. 6. Билет без плацкарты - бесплацкартный билет.

871. Ниже даны предложения, выражающие одну и ту же мысль. Выделите среди них синтаксические синонимы. Определите их стилистическую окрашенность. Можете ли вы добавить свои примеры? Составьте по аналогии свой ряд подобных синонимов, используя материал для справки.

Он не поднимет эту штангу. - Эта штанга ему не по зубам. - Где ему поднять эту штангу! - Эту штангу ему не поднять. - Так он и поднял эту штангу! - У него не хватит сил поднять эту штангу. - Поднять эту штангу - это ему не под силу. - Эта штанга не для него! - Он не имеет возможности поднять эту штангу. - Он бы эту штангу поднял, да силенок не хватит. - Он не тот человек, который может поднять эту штангу. - Кто бы поднял эту штангу, да только не он. - Поднятие этой штанги требует таких сил, которых у него нет. - Чтобы поднять эту штангу, нужны не такие с илы, как у него. - Поднять эту штангу - для него дело немыслимое.

Для справки: «Спартак» не выиграет этот матч.

872. Сравните следующие словосочетания. Укажите, в каких стилях речи и каких ситуациях общения они уместны. Различаются ли они своим лексическим значением? Составьте и запишите предложения.

1. Шли через лес - шли лесом, облегчить. 2 Написала письмо к Онегину - написала письмо Онегину. 3. Работа на селе - работа в селе. 4. Стоит у столба - стоит возле столба. 5. Пропущен вне очереди - пропущен без очереди.

873. Прочитайте и сравните примеры. В каких примерах нарушены нормы литературного языка? Выпишите стилистически нейтральные и книжные словосочетания.

1. Молчал весь вечер - молчал в продолжение всего вечера. 2. Служил во флоте - служил на флоте. 3. Пострадал из-за соседей - пострадал через соседей. 4. Боролся во имя счастья - боролся за счастье. 3. Быть веселым в жизни - быть веселым по жизни.

874. В пейзажном описании И.Гончарова пропущены слова, они вынесены в скобки и соединены с другими близкими по смыслу словами Выберите из предложенного синонимического ряда то слово, которое употребил писатель. Докажите свою правоту. Проверьте себя по тексту романа И. Гончарова «Фрегат «Паллада».

Зато природа на Люсоне (одинакова, постоянна, неизменна, обыкновенна), как везде, и (роскошна, богата, великолепна, не обыкновенна), как нигде. Как (прекрасен, чудесен, замечателен, потрясающ) этот союз северного и южного неба, будто встреча в объятия двух красавиц! Крест и Медведица, Орион и Конопус так близко кажутся друг от друга... Необыкновенны (изменения, переливы, превращения, переходы) вечернего света на небе - яшмовые, фиолетовые, лазурные, наконец, такие странные; темные и прекрасные тоны, под какие ни за что не подделаться че­ловеку! Где он возьмет цвета для этого пронзительно-белого луча здешних звезд? Как нарисует это (томление, истому, мление) вечернего, только что покинутого солнцем и отдыхающего неба, эту теплоту и кротость лунной ночи? Чудесен и (аквамариновый, синий, голубой) залив, и зеленый берег, дальние горы, и все эти пальмы, бананы, кедры, бамбуки, черные, красные, коричневые деревья, эти ручьи, островки, дачи - все так ярко, обворожительно, фантастически прекрасно!

Слова для справок: неизменна, богата, прекрасен, переливы, мле­ние, голубой.

875. Найдите в произведениях, которые вы изучаете на уроках лите­ратуры, примеры поэтических слов, которые в обиходно-бытовой речи сегодня не используются. Найдите современные синонимы этих слов и подберите примеры использования стилистических синонимов. Запиши­те примеры. Укажите разные виды стилистической окрашенности слов.

1

Проведен анализ стилистических особенностей фразеологизмов как компонентов синонимических рядов, составленных по поэтическим произведениям Г. Матюковского, в горномарийском языке. Стилистическая окраска образуется под влиянием двух составляющих: функциональной и экспрессивно-эмоциональной окраски. При определении функциональной окраски учитывается принадлежность к одному из функциональных стилей. По данному признаку фразеологизмы в поэзии Г. Матюковского можно разделить на две основные группы: межстилевые, или общеупотребительные, и функционально закрепленные. Межстилевые фразеологические синонимы в произведениях Г. Матюковского составляют небольшую часть от общего количества всех фразеологизмов. Функционально закрепленные компоненты синонимических рядов состоят из разговорных, просторечных и книжных слов и устойчивых словосочетаний. С точки зрения экспрессивно-эмоциональной окраски в произведениях Г. Матюковского выделяются ласкательные, одобрительные, шутливые, иронические и неодобрительные фразеологические синонимы, характерные, главным образом, для разговорного и художественного стилей.

экспрессивно-эмоциональная окраска

функциональная окраска

стилистическая окраска

фразеологический синоним

горномарийский язык

1. Бертагаев Т.А. О синонимии фразеологических словосочетаний в современном русском языке // Русский язык в школе. – М.: Учпедгиз, 1960. - № 3. – С. 4-9.

2. Бузакова Р.Н. Синонимия мордовских языков. – Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1977. – 248 с.

3. Грачева, Ф.Т. Синонимические отношения между фразеологическими единицами и словами // Вопросы марийского языка. – Йошкар-Ола, 1975. – С. 148-164.

4. Жуков, А.В. Лексико-фразеологический словарь русского языка: более 1400 фразеологизмов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 c.

5. Матюковский, Г.И. Дальний Восток // Айырен н³лм¿ лыдышвл³ д³ поэмывл³ / И.И. Горный дон Е.Я. Королева поген¿т. – Йошкар-Ола, 1996. – С. 57-59.

6. Матюковский, Г.И. Кым эрг¿. Поэма / Г.И. Матюковский // Айырен н³лм¿ лыдышвл³ д³ поэмывл³ / И.И. Горный дон Е.Я. Королева поген¿т. – Йошкар-Ола, 1996. – С. 212-248.

7. Матюковский, Г.И. Петю. Поэма / Г.И. Матюковский // Айырен н³лм¿ лыдышвл³ д³ поэмывл³ / И.И. Горный дон Е.Я. Королева поген¿т. – Йошкар-Ола, 1996. – С. 270-283.

8. Матюковский, Г.И. С¿нг¿м³ш¿н корны дон. – Йошкар-Ола: Мары книг³ издательство, 1986. – 180 с.

9. Молотков, А.И. Фразеологический словарь русского языка / А.И. Молотков, В.П. Жуков. – М.: Рус. яз., 1986. – 543 с.

10. Толикина, Е.Н. О природе и характере синонимических связей фразеологической единицы и слова // Очерки по синонимике современного русского литературного языка. – М.-Л.: Наука, 1966. – С. 96-117.

Введение

Описывая творчество Г. Матюковского, чаще всего анализируют его с точки зрения литературоведения: рассматривают идею, тематику его произведений. Стилистическая характеристика языковых средств, используемых поэтом, дается редко.

Г. Матюковский употребляет выразительные средства с различной стилистической окраской в соответствии с характером всего произведения. В его поэзии встречаются средства выразительности, имеющие функциональную и экспрессивную окраску; слова или обороты речи, употребленные в переносных значениях в целях достижения большей выразительности: метафоры, олицетворения, синекдохи, эвфемизмы и какофемизмы, перифразы, эпитеты, фразеологизмы и др. Одним из основных способов разнообразить речь, позволяющим варьировать использование слов с различной окраской и с переносными значениями, являются синонимы, которых в поэзии Г. Матюковского обнаруживается достаточное количество.

Компонентами синонимических рядов могут являться как отдельные слова, так и устойчивые словосочетания, для обозначения которых применяются термины фразеологизм, фразеологическая единица, фразема, фразеологический оборот, идиома, идиоматическое выражение .

Фразеологические синонимы, по определению В.П. Жукова, представляют собой фразеологизмы с близким значением, обозначающие одно и то же понятие, как правило, соотносительные с одной и той же частью речи, обладающие частично совпадающей или (реже) одинаковой лексико-фразеологической сочетаемостью, но отличающиеся друг от друга оттенками значения, стилистической окраской, а иногда и тем и другим одновременно .

Цель исследования заключается в описании стилистической окраски фразеологических синонимов в горномарийском языке. В качестве материала для исследования послужили поэтические произведения Г. Матюковского. В работе использовались гипотетико-дедуктивный, компонентный методы, метод эквиполентной оппозиции и метод градуальной оппозиции.

По наблюдениям Т.А. Бертагаева и В.И. Зимина, «фразеологические единицы наиболее охотно вступают с отдельными словами не в идеографическую синонимию, а в стилистическую», так как они «в большинстве своем выражают понятия не в нейтрально-логической форме, а в эмоционально-экспрессивной» . Е.Н. Толикина считает, что «ни одна из фразеологических единиц синонимического ряда не является нейтральным носителем соответствующего понятийного содержания» . Ф.Т. Грачева на примере луговомарийского языка показывает, что по сравнению со словами фразеологизмы обладают большей экспрессией, состоящей в передаче эмоциональности, образности и интенсивности . В мордовских языках, по данным Р.Н. Бузаковой, подавляющее большинство фразеологизмов, эквивалентных по семантике слову, выступает в качестве образных синонимов, имея либо сниженную, либо повышенную экспрессивно-эмоциональную окраску .

Значительная часть фразеологических единиц является стилистически маркированной, т.е. обладает определенными стилистическими характеристиками. Для описания стилистических особенностей фразеологических синонимов рассмотрим их функциональную и экспрессивно-эмоциональную окраски.

Функциональная (или функционально-стилевая, функционально-стилистическая) окраска лексической единицы указывает на его употребление в том или ином функциональном стиле. С этой точки зрения выделяют две основные группы фразеологизмов: межстилевые, или общеупотребительные, и функционально закрепленные, включающие разговорные, просторечные и книжные.

Межстилевые фразеологические синонимы в горномарийском литературном языке, судя по примерам из поэзии Г. Матюковского, как и в других языках, составляют незначительную часть от общего количества всех фразеологизмов. Они могут употребляться во всех стилях языка, поэтому в синонимических рядах выступают как стилистически нейтральные. Однако нейтральные фразеологические единицы выступают таковыми в функционально-стилевом плане, но не обязательно являются нейтральными в эмоционально-экспрессивном отношении. Выделение нейтральных фразеологизмов весьма условно, так как проявляющиеся в них коннотативные значения также участвуют в придании им стилистической окраски. Лексико-стилистической приметой нейтральных фразеологических единиц являются нейтральные слова, употребляемые в составе этих фразеологизмов.

В горномарийском языке к межстилевым фразеологизмам можно отнести словосочетание шамакым пуаш , являющийся компонентом синонимического ряда:

Сºр³ш, шамакым пуаш, клятвым пуаш (книжн ., торж .).

Давать какое-л. обещание, обязываться сделать что-л., поступить как-л. Сºр³ш - основное слово для выражения значения ‘обещать кому-л."; шамакым пуаш ‘давать слово"; клятвым пуаш ‘поклясться, давать клятву".

М¿нь¿ т¿шт¿ ыльым, ужым, / Йогыш пиш с¿нзав¿д³т, / Д³ шамакым эче пушым / Шайышташ т³л³нд³³т . ‘Я был там, видел, как текли горькие слезы, и слово еще дал рассказать и вам".

Ряд общеупотребительных синонимов-фразеологизмов пополняют устойчивые словосочетания корныш л³кт³ш ‘взрослеть, стать взрослым, самостоятельным", й³нг вашт и ш¢м вашт ‘от всего сердца", являющиеся компонентами синонимических рядов с соответствующими значениями.

Если в лексике основную часть составляют стилистически нейтральные единицы, то среди фразеологизмов преобладают обороты разговорного характера. А.И. Молотков считает фразеологизмы явлением разговорной речи, поэтому не видит смысла сопровождать разговорные фразеологизмы в словаре пометой . Однако разговорные фразеологизмы выделяются на фоне общеупотребительной сниженной экспрессивно-стилистической окраски (ласки, бранности, иронии, презрения, шутки, фамильярности и т.д.). Разговорные фразеологизмы употребляются, главным образом, в устной форме, а общеупотребительные - в письменной.

В поэзии Г. Матюковского яркую окраску разговорного стиля имеет фразеологизм в¿д¿м подыл ш¿нд³ш - компонент синонимического ряда:

Тырлаш, ладнангаш, ш¿пл³н³ш, ш¿п ли³ш, в¿д¿м подыл ш¿нд³ш, тынг лин колташ.

Стать спокойным, перестать двигаться, шуметь. Тырлаш ‘утихать, утихнуть, униматься, уняться, перестать"; ладнангаш ‘успокаиваться, успокоиться, приходить, прийти в нормальное состояние"; ш¿пл³н³ш ‘замолкать, затихать, затихнуть; замирать; успокаиваться"; ш¿п ли³ш ‘стать тише, замолчать"; в¿д¿м подыл ш¿нд³ш ‘набрать в рот воды"; тынг лин колташ ‘ затихнуть".

Вуйта в¿д¿м подыл ш¿нден , / Шалга халык - ик юкат . ‘Будто бы воды в рот набрали, / Люди стоят - ни звука".

В произведениях Г. Матюковского к фразеологизмам обиходно-разговорного стиля относятся к¢с¿м пºр¿кт³ш ‘отомстить, наказать кого-л.", моч г¿ц кен ‘выбиваясь из сил", ик ш¿рт¿ д³нг¿нь ‘до нитки (промокать)", утен ке³ш ‘очень, до упаду", й¿лм¿м нел¿н колтет ‘язык проглотишь", вуйым с³к³ш ‘повесить голову" и другие, являющиеся компонентами синонимических рядов с соответствующими значениями.

Признаками разговорных фразеологизмов являются обиходно-разговорные и просторечные слова, входящие в состав этих фразеологизмов.

Просторечная фразеология отличается бόльшей сниженностью. Например, в поэзии Г. Матюковского просторечным оттенком речи обладают синонимы-фразеологизмы логер к¿р³ш , логер циц, п¿л¿ш шел³ш - компоненты синонимичнеского ряда:

Ч¿нь, сир¿п¿н, улы юкын, улы юк дон, кыце кердм¿н, ш¿рг¿ кузаш (разг .), логер к¿р³ш (прост., неодобр. ), логер циц (прост., неодобр .), п¿л¿ш шел³ш (прост .).

О громкости голоса: с сильным звучанием. Ч¿нь громко"; сир¿п¿н ‘громко, раскатисто"; улы юкын, улы юк дон ‘громко, во весь голос"; кыце-кердм¿н ‘во весь дух, что есть мочи"; ш¿рг¿ кузаш (букв.: так громко, что вот-вот лес поднимется) ‘что есть силы"; логер к¿р³ш , логер циц ‘во все горло"; п¿л¿ш шел³ш (букв.: так, что уши могут треснуть) ‘очень громко".

Анзылвл³ж¿ ылыт й¢кш¿ / Д³ лыпшалтылыт пишок, / Ик¿ж³к-икт¿н кеч³лт ш¢шк¿, / ¢рл³т логер к¿р³шок --- . ‘Впереди стоящие пьяны и сильно раскачиваются, повиснув друг у друга на шее, орут во все горло ---". Вара, логер циц онгырешнен, / С¿г¿р³л ш¿нд³ лит¿м³ш . ‘Потом, хохоча во все горло, крикнул что есть силы". Саснаиг¿ тагыштакен / П¿л¿ш шел³ш тьоргыжеш . ‘Где-то очень громко визжит поросенок".

Между фразеологизмами разговорного и просторечного подстилей не существует четкой границы, поэтому определение их функциональной окраски нередко вызывает затруднение.

В состав книжной фразеологии входят научные, публицистические и официально-деловые фразеологические единицы, относящиеся к научно-терминологическим и профессиональным пластам лексики. Специальные фразеологизмы (научные, официально-деловые) лишены дополнительных коннотативных значений. Книжные фразеологизмы составляют крайне незначительную часть от общего числа всех фразеологизмов. Во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И. Молоткова помету «книжное» имеет лишь 1 % (один процент) (40 из 4000) фразеологизмов . Фразеологических единиц книжного стиля, способных вступать в синонимические отношения, выделяется еще меньше.

В поэзии Г. Матюковского встречаются единичные примеры фразеологизмов книжного стиля. К фразеологизмам научного стиля можно отнести цил³ параллелеш ‘на всех параллелях", цил³ меридиан мычан ‘по всем меридианам", являющиеся компонентами синонимического ряда:

Кымдыкеш, й¿р, й¿рв³ш, й¿р¿мв³ш, й¿р-й¿рв³ш (нар.-прост .), хоть-кышты, цил³ параллелеш (книжн .), цил³ меридиан мычан (книжн .).

Везде, во всех местах, где бы то ни было. Кымдыкеш ‘везде, кругом"; й¿р, й¿рв³ш, й¿р¿мв³ш ‘кругом, вокруг"; й¿р-й¿рв³ш употребляется в народно-поэтической речи; цил³ вел³н ‘ во всех краях, повсеместно"; хоть-кышты ‘хоть где, где угодно"; цил³ параллелеш ‘на всех параллелях"; цил³ меридиан мычан ‘по всем меридианам".

Лиж¿ со ладна цил³ параллелеш, / Цил³ меридиан мычанок --- . ‘Пусть будет мир на всех параллелях, по всем меридианам ---".

Фразеологических синонимов публицистического и официально-делового стилей в поэзии Г. Матюковского нами не обнаружено.

Художественный стиль в системе других стилей занимает особое место. В нем используются средства всех других стилей, разнообразные по семантическим и экспрессивным характеристикам, однако они выступают в измененной функции - эстетической, преследуя художественные цели создания образности, речевой характеристики героев и т.п. По своим специфическим стилевым характеристикам художественный стиль как разновидность книжного стиля противопоставлен не только разговорному, но и всем остальным книжным стилям. В художественной речи фразеологизмы разговорного, просторечного, научного и публицистического стилей используются в целях стилизации высказывания. Фразеологизмы собственно художественного стиля отличаются приподнятым, торжественным, поэтичным, патетическим тоном. К фразеологизмам художественного стиля можно отнести выражение клятвым пуаш ‘поклясться, давать клятву".

Функционально-стилевая закрепленность фразеологизмов, как и слов, в синонимических рядах дополняется экспрессивно-эмоциональной окраской, которая связана со способностью речи влиять на эмоции воспринимающего речь, вызывать у него те или иные чувства и передавать эмоции говорящего, а также усиливать экспрессивность, т.е. выразительность речи.

При определении видов экспрессивно-эмоциональной окраски синонимов рассматривают различные компоненты экспрессивности, такие как эмоциональность, оценочность, образность и интенсивность. При этом они тесно взаимосвязаны, накладываются друг на друга, определяют друг друга и могут проявляться в различных комбинациях друг с другом, поэтому иногда разграничение оттенков значения затруднительно и приводит к параллельному использованию терминов: эмоциональная, оценочная, экспрессивная, эмоционально-экспрессивная лексика; экспрессивно-эмоциональные, экспрессивно-оценочные, экспрессивно-стилистические значения слов и т.д.

Для фразеологических единиц разговорного и художественного стилей в произведениях Г. Матюковского характерны следующие виды экспрессивно-эмоциональной окраски:

1. ласкательные, например, мамык вуй (букв.: одуванчик; голова, покрытая пухом) ‘ребенок, дитя", синоним к слову тетя ‘дитя, ребенок" - употребляются главным образом в обращении с детьми и в детской речи;

2. одобрительные, например, й³нг семеш ли³ш, й³нгеш пиж³ш (букв. быть по душе, зацепить за душу) ‘нравиться";

3. шутливые, например, наукым цаткыдын пырышташ (букв. усиленно грызть науку) ‘упорно овладевать знаниями" - синоним к слову тыменяш ‘учиться";

4. иронические, например, пачым кыйырташ (букв. вильнуть хвостом) ‘скрыться" - синоним к слову ш¿л³ш ‘прятаться, скрываться";

5. неодобрительные, например, тылым шыралаш (букв. подкинуть огонь) ‘поджечь" - синоним к слову олташ (тылым) ‘разжигать, разводить огонь"; и др.

Виды экспрессивных окрасок фразеологических синонимов различаются положительными или отрицательными, возвышенными или сниженными эмоциональными оценками. Ласкательные, одобрительные и шутливые фразеологизмы получают положительную эмоциональную оценку. Иронические и неодобрительные имеют отрицательную оценку.

Разграничение возвышенной и сниженной лексики соотносится с принадлежностью слов к функциональным стилям. Возвышенный стиль часто отождествляют с книжным стилем, а сниженный - с разговорным и просторечным. Возвышенные и сниженные эмоциональные окраски являются результатом закрепления слов в сознании носителей языка за текстами высокого или низкого стилей.

Рассмотренные примеры подтверждают, что фразеологические единицы, являющиеся компонентами синонимических рядов, выделяются яркой стилистической окраской, указывающей на их принадлежность к одному из функциональных стилей и на их дополнительное экспрессивно-эмоциональное значение. Среди фразеологических синонимов, имеющих функционально-стилевую принадлежность, были выявлены общеупотребительные и функционально закрепленные устойчивые выражения, последние из которых состоят из разговорных, просторечных и книжных фразеологизмов. В произведениях Г. Матюковского отмечается преобладание фразеологических синонимов разговорного стиля. Фразеологизмы книжных стилей встречаются крайне редко, так, официально-деловых и публицистических устойчивых словосочетаний нами не обнаружено. Экспрессивно-эмоциональная окраска образуется под влиянием ласкательного, одобрительного, шутливого оттенков значения, имеющих положительную эмоциональную оценку, а также иронического и неодобрительного оттенков значения, характеризующихся отрицательной оценкой.

Рецензенты:

Зорина З.Г., д.фил.н., профессор кафедры межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Куклин А.Н., д.фил.н., профессор кафедры марийского языка ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Трубянова И.В. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СИНОНИМОВ В ГОРНОМАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г. МАТЮКОВСКОГО) // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11810 (дата обращения: 31.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В содержание слова кроме его основной части - лексического значения - входят еще некоторые компоненты. Сравним, например, слова титанический и огромный. Оба они значат «очень большой», но в целом по своему содержанию они различаются, и употреблять одно вместо другого, не учитывая эти различия, нельзя. Различие же между ними в том, что слово огромный может быть использовано в самых разных ситуациях общения, а слово титанический - только в ситуациях торжественных.

Противопоставление слов огромный и титанический показывает, что в языке существует различие единиц возвышенных и нейтральных Анализ ряда мертвый - безжизненный - бездыханный, в котором слова объединены значением «лишенный жизни», показывает, что слову нейтральному могут противостоять слова разной степени «возвышенности»: безжизненный характеризуется слабой степенью возвышенности (книжной окраской), а бездыханный - сильной степенью возвышенности (имеет в словарях помету «высокое»).

Различие слов по признаку нейтральность - книжность - высокость есть различие по экспрессивно-стилистическому значению. Оно обобщенно указывает, в каких ситуациях уместно употребление слова.

Продолжим сопоставление и рассмотрим ряд надоесть - опостылеть - осточертеть. Различие между ними лежит как бы по другую сторону от нейтральной, «нулевой» экспрессивно-стилистической отметки: нейтральному слову надоесть противопоставлены два стилистически сниженных слова - разговорное опостылеть и просторечное осточертеть, отражающие более слабую и более сильную степень сниженности.

Словам нейтральным, самым необходимым и частотным единицам языка (говорить, знать, большой, время, человек и т. п), противостоят, с одной стороны, слова двух степеней возвышенности (книжные и высокие), а с другой - слова двух степеней сниженностн (разговорные и просторечные): скончаться (высокое) - упокоиться (устаревшее книжное) - умереть (нейтральное) - скопытиться (просторечное); ибо (книжное) - потому что, так как (нейтральные) - потому как (разговорное) - потому (просторечное); похитить (книжное) - украсть (нейтральное) - утащить (разговорное) - стянуть, спереть (просторечные).

Место нейтрального члена в экспрессивно-стилистических рядах всегда заполнено, а место того или иного возвышенного или сниженного члена может пустовать.

Кроме различий слов по экспрессивно-стилистической окраске (возвышенные - нейтральные - сниженные) есть и другие их противопоставления. Сравнение слов суд и судилище показывает, что слова могут различаться значением, которое можно назвать оценочно стилистическим. Слово суд обозначает данное явление нейтрально, не давая ему никакой дополнительной оценки, тогда как слово судилище, называя явление, передает еще неодобрительную оценку его, закрепленную в языке и особо выраженную суффиксом (сравним также: общаться - якшаться, вмешиваться - лезть (во что), соглашение - сговор и т. д.).

На первый взгляд может показаться, что слова стилистически сниженные и есть слова с отрицательной эмоциональной оценкой, а слова возвышенные передают одобрительное отношение говорящих к обозначаемым явлениям. Но это не так: например, ироническую окраску имеют слова высокие (блюститель, витать, перл), и книжные (тирада, синклит), и нейтральные (ораторствовать, новоявленный), а не только сниженные разговорные и просторечные (раздобриться, душещипательный и т. п.).

1 слайд

2 слайд

3 слайд

В 1 Синонимы – это… Идти, бежать, нестись, двигаться, направляться, следовать, перемещаться, действовать, пролегать и т.п. Чем различаются данные синонимы? Запишите ряд синонимов к слову Смеяться, …

4 слайд

В 1 Лексика нейтральная стилистически окрашенная разговорная книжная просторечная

5 слайд

В 1 1. Замените слово РАЗУМЕЛ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Под волей он разумел свободу. понимал, подразумевал

6 слайд

В 1 наказания 2. Замените слово ВЗБУЧКИ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных.

7 слайд

В 1 фашисты Единственной возможностью сделать это был путь по льду через Финский залив и только длинной зимней ночью, чтобы гитлеровцы, находившиеся по берегам залива, не смогли заметить тех, кто в темноте пробирался в блокированный город. 3. Замените слово ГИТЛЕРОВЦЫ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

8 слайд

В 1 официанты 4. Замените описательный оборот ПОДАВАЛЬЩИЦЫ ИЗ СТОЛОВОЙ стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним. Истопники и уборщицы, подавальщицы из столовой, вытаскивая из затопленного водой дома ковры, кресла, свернутые в узлы портьеры, свертки постельного белья, то и дело оглядывались на море и говорили с восторгом:– Красиво как, как красиво...

9 слайд

В 1 древних 5. Замените слово НЕЗАПАМЯТНЫХ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. От такого солнца и воздуха берега приобретают суровый цвет, охристый, пепельный и сизоватый, как окалина, – цвет незапамятных времен, цвет вечности.

10 слайд

В 1 поучительно 6. Замените слово НАЗИДАТЕЛЬНО стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. При этом она строго следила за тем, что я выбираю в ее домашней библиотеке, и говорила назидательно: «Нет, это тебе еще рано читать, возьми лучше эту книгу».

11 слайд

В 1 пошёл 7. Замените слово УВЯЗАЛСЯ стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было.

Стилистическая окраска слова зависит от того, как оно воспринимается нами: как закрепленное за тем или иным стилем или как уместное в любой речевой ситуации, то есть общеупотребительное.

Мы чувствуем связь слов-терминов с языком науки (например: квантовая теория, эксперимент, монокультура ); выделяем публицистическую лексику (всемирный, правопорядок, конгресс, ознаменовать, провозгласить, избирательная кампания); узнаем по канцелярской окраске слова официально-делового стиля (потерпевший, проживание, воспрещается, предписать).

Книжные слова неуместны в непринужденной беседе: «На зеленых насаждениях появились первые листочки»; «Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоема». Столкнувшись с таким смешением стилей, мы спешим заменить чужеродные слова их общеупотребительными синонимами (не зеленые насаждения, а деревья, кусты; не лесной массив, а лес; не водоем, а озеро).

Разговорные, а тем более просторечные, то есть находящиеся за пределами литературной нормы, слова нельзя употребить в беседе с человеком, с которым мы связаны официальными отношениями, или в официальной обстановке.

Обращение к стилистически окрашенным словам должно быть мотивировано. В зависимости от содержания речи, ее стиля, от той обстановки, в которой рождается слово, и даже от того, как относятся друг к другу говорящие (с симпатией или с неприязнью), они употребляют различные слова.

Высокая лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Эта лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный, патетический тон. Но если вы, например, захотели пить, вам не придет в голову по такому пустячному поводу обратиться к товарищу с тирадой: «О мой незабвенный соратник и друг! Утоли мою жажду животворящей влагой! »

Если слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, используются неумело, они придают речи комическое звучание.

Еще в античных пособиях по красноречию, например в «Риторике» Аристотеля, большое внимание уделялось стилю. По мнению Аристотеля, он «должен подходить к предмету речи»; о важных вещах следует говорить серьезно, подбирая выражения, которые придадут речи возвышенное звучание. О пустяках не говорится торжественно, в этом случае используются слова шутливые, презрительные, то есть сниженная лексика. На противопостановление «высоких» и «низких» слов указывал и М.В.Ломоносов в теории «трех штилей». Современные толковые словари дают стилистические пометы к словам, отмечая их торжественное, возвышенное звучание, а также выделяя слова сниженные, презрительные, уничижительные, пренебрежительные, вульгарные, бранные.

Конечно, разговаривая, мы не можем каждый раз заглядывать в толковый словарь, уточняя стилистическую помету к тому или иному слову, но мы чувствуем, какое именно слово нужно употребить в определенной ситуации. Выбор стилистически окрашенной лексики зависит от нашего отношения к тому, о чем мы говорим. Приведем простой пример.

Двое спорили:

Я не могу относиться серьезно к тому, что говорит этот белобрысый юнец, - сказал один.

И напрасно,- возразил другой,- доводы этого белокурого юноши весьма убедительны.

В этих противоречивых репликах выражено разное отношение к молодому блондину: один из спорщиков подобрал для него обидные слова, подчеркнув свое пренебрежение; другой, наоборот, постарался найти такие слова, которые выразили симпатию. Синонимические богатства русского языка предоставляют широкие возможности для стилистического выбора оценочной лексики. Одни слова заключают в себе положительную оценку, другие - отрицательную.

В составе оценочной лексики выделяются слова эмоционально и экспрессивно окрашенные. Слова, которые передают отношение говорящего к их значению, принадлежат к эмоциональной лексике (эмоциональный - значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями). Эмоциональная лексика выражает различные чувства.

В русском языке немало слов, имеющих яркую эмоциональную окраску. В этом легко убедиться, сравнивая близкие по значению слова: белокурый, белобрысый, белесый, беленький, белехонький, лилейный; симпатичный, обаятельный, чарующий, восхитительный, смазливый; красноречивый, болтливый; провозгласить, сболтнуть, ляпнуть и т.д. Сопоставляя их, мы стараемся выбирать наиболее выразительные, которые сильнее, убедительнее смогут передать нашу мысль. Например, можно сказать не люблю, но можно найти и более сильные слова: ненавижу, презираю, питаю отвращение. В этих случаях лексическое значение слова осложняется особой экспрессией.

Экспрессия - значит выразительность (от лат. expressio - выражение). К экспрессивной лексике относятся слова, усиливающие выразительность речи. Часто одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения: несчастье, горе, бедствие, катастрофа; буйный, безудержный, неукротимый, неистовый, яростный. Нередко к одному и тому же нейтральному слову тяготеют синонимы с прямо противоположной окраской: просить - молить, клянчить; плакать - рыдать, реветь.

Экспрессивно окрашенные слова могут приобретать самые различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях: торжественное (незабвенный, свершения), высокое (предтеча), риторическое (священный, чаяния), поэтическое (лазурный, незримый). От всех этих слов резко отличаются сниженные, которые выделены пометами: шутливое (благоверный, новоиспеченный), ироническое (соблаговолить, хваленый), фамильярное (недурственный, шушукаться), неодобрительное (педант), пренебрежительное (малевать), презрительное (подхалим), уничижительное (хлюпик), вульгарное (хапуга), бранное (дурак).

Оценочная лексика требует внимательного к себе отношения. Неуместное использование эмоционально и экспрессивно окрашенных слов может придать речи комическое звучание. Это нередко случается в ученических сочинениях. Например: «Ноздрев был заядлый забияка». «Все гоголевские помещики дураки, тунеядцы, бездельники и дистрофики».

Экспрессивные стили

Современная наука о языке выделяет наряду с функциональными стилями экспрессивные стили, которые классифицируются в зависимости от заключенной в языковых элементах экспрессии. Для этих стилей важнейшей является функция воздействия.

К экспрессивным стилям относятся торжественный (высокий, риторический), официальный, фамильярный (сниженный), а также интимно-ласковый, шутливый (иронический), насмешливый (сатирический). Этим стилям противопоставлен нейтральный, то есть лишенный экспрессии.

Основным средством достижения желаемой экспрессивной окраски речи является оценочная лексика. В ее составе можно выделить три разновидности. 1. Слова с ярким оценочным значением. К ним принадлежат слова-«характеристики» (предтеча, провозвестник, первопроходец; брюзга, пустомеля, подхалим, разгильдяй и др.), а также слова, содержащие оценку факта, явления, признака, действия (предназначение, предначертание, делячество, очковтирательство; дивный, нерукотворный, безответственный, допотопный; дерзать, вдохновить, опорочить, напакостить). 2. Многозначные слова, обычно нейтральные в основном значении, но получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении. Так, о человеке говорят: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона; в переносном значении используют глаголы: петь, шипеть, пилить, грызть, копать, зевать, моргать и т.п. 3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства: положительные эмоции - сыночек, солнышко, бабуля, аккуратненько, близехонько и отрицательные - бородища, детина, казенщина и т.п.

Русский язык богат лексическими синонимами, которые контрастируют по их экспрессивной окраске. Например:

стилистически сниженные высокие

нейтральные

лицо морда лик

препятствие помеха преграда

плакать реветь рыдать

бояться трусить опасаться

прогнать выставить изгнать

На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение. Резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как фашизм, сепаратизм, коррупция, наемный убийца, мафиозный. За словами прогрессивный, правопорядок, державность, гласность и т.п. закрепляется положительная окраска. Даже различные значения одного и того же слова могут заметно расходиться в стилистической окраске: в одном случае употребление слова может быть торжественным (Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа . - П.), в другом - это же слово получает ироническую окраску (Г. Полевой доказал, что почтенный редактор пользуется славою ученого мужа , так сказать, на честное слово. - П.).

Развитию эмоционально-экспрессивных оттенков в слове способствует его метафоризация. Так, стилистически нейтральные слова, употребленные как тропы, получают яркую экспрессию: гореть (на работе), падать (от усталости), задыхаться неблагоприятных условиях), пылающий (взор), голубая (мечта), летящая (походка) и т.д. Окончательно определяет экспрессивную окраску контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные; высокая лексика в иных условиях приобретает насмешливо-ироническую окраску; порой даже бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое - презрительно.

Эмоционально-экспрессивная окраска наслаивается на функциональную, дополняя ее стилистическую характеристику. Нейтральные в эмоционально-экспрессивном отношении слова обычно относятся к общеупотребительной лексике. Эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжкой, разговорной и просторечной лексикой.

К книжной лексике принадлежат высокие слова, которые придают речи торжественность, а также эмоционально-экспрессивные слова, выражающие как положительную, так и отрицательную оценку называемых понятий. В книжных стилях используется лексика ироническая (прекраснодушие, словеса, донкихотство), неодобрительная (педантичный, манерность), презрительная (личина, продажный).

К разговорной лексике относятся слова ласкательные (дочурка, голубушка), шутливые (бутуз, смешинка), а также слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий (мелюзга, ретивый, хихикать, бахвалиться).

В просторечии употребляются сниженные слова, которые находятся за пределами литературной лексики. Среди них могут быть слова, выражающие положительную оценку называемого понятия (работяга, башковитый, обалденный), и слова, выражающие отрицательное отношение говорящего к обозначаемым ими понятиям (рехнуться, хлипкий, дошлый и т.п.).

В экспрессивных стилях широко используются и синтаксические средства, усиливающие эмоциональность речи. Русский синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Это и разные типы односоставных и неполных предложений, и особый порядок слов, и вставные и вводные конструкции, и слова, грамматически не связанные с членами предложения. Среди них особенно выделяются обращения, они способны передать большой накал страстей, а в иных случаях - подчеркнуть официальный характер речи. Сравните пушкинские строки:

Питомцы ветреной Судьбы,

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы! -

и обращение В.Маяковского:

Гражданин фининспектор!

Простите за беспокойство...

Яркие стилистические краски таит в себе прямая и несобственно-прямая речь, восклицательные и вопросительные предложения, в особенности риторические вопросы.

Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков. Риторические вопросы содержат утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?.. . ).

Совпадающие по внешнему грамматическому оформлению с обычными вопросительными предложениями, риторические вопросы отличаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, крайнее напряжение чувств. Не случайно авторы иногда в конце риторических вопросов ставят восклицательный знак или два знака - вопросительный и восклицательный: Ее ли женскому уму, воспитанному в затворничестве, обреченному на отчуждение от действительной жизни, ей ли не знать, как опасны такие стремления и чем оканчиваются они?! (Бел.); И как же это вы до сих пор еще не понимаете и не знаете, что любовь, как дружба, как жалованье, как слава, как все на свете, должна быть заслуживаема и поддерживаема?! (Добр.)

Эмоциональную напряженность речи передают и присоединительные конструкции, то есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь присоединения. Например: Есть у каждого города возраст и голос. Есть одежда своя. И особенный запах. И лицо. И не сразу понятная гордость (Рожд.). Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более президент России (Черномырдин В. // Известия. - 1997. - 29 янв.).

Пунктуация позволяет автору передать прерывистость речи, неожиданные паузы, отражающие душевное волнение говорящего. Вспомним слова Анны Снегиной в поэме С.Есенина: - Смотрите... Уже светает. Заря как пожар на снегу... Мне что-то напоминает... Но что?.. Я понять не могу... Ах!.. Да... Это было в детстве... Другой... Не осенний рассвет... Мы с вами сидели вместе... Нам по шестнадцать лет...

Особую экспрессивность придают речи тропы (гр. tropos - поворот, оборот, образ) - слова, употребленные в переносном значении: метафоры (Земля - корабль. Но кто-то вдруг... В сплошную гущу бурь и вьюг ее направил величаво. - Ес.); сравнения (Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. - Ес.); эпитеты (Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. - Ес.); метонимии (Пускай о многом неумело Шептал бумаге карандаш. - Ес.); аллегории (Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет. - Ес.) и другие образные выражения.

Лексические богатства русского языка, тропы и эмоциональный синтаксис создают неисчерпаемые возможности для экспрессивных стилей.

Глава 2


Похожая информация.


mob_info