Что нужно знать первокурснику в вузе. Вредные и «полезные» советы студентам

1. Главное - стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких-то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе - это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что, как уже отмечалось ранее, главный предмет для любого ученика - это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:
. Слушать (и слышать) другого человека - это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.

Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука - это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).

Существует очень полезный прием, позволяющий студенту-психологу оставаться в творческом напряжении даже на лекциях заведомо «неинтересных» преподавателях. Представьте, что перед Вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Но как может помочь «скучному» преподавателю студент, да еще в большой аудитории, когда даже вопросы задавать неприлично?

Прием прост - постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно» и Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством (иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на таких студентов, как бы «вдохновляясь» их доброжелательным вниманием). Если это кажется невероятным (типа того, что «чудес не бывает»), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное - не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего «так и не разговорившегося» клиента опытный психолог-консультант). Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем - это прекрасная основа для диалога (в данном случае - для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на семинаре может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его «презираете», что он «ничтожество» и т.п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопоказано «демонстративное презрение» к кому бы то ни было (с соответствующими «вытаращенными глазами» и «фыркающим ротиком») - это скорее, признак «пациента», чем специалиста-человековеда...

Если Вы в чем-то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове - это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?

3. Правила конспектирования на лекциях:
. Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.

Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).

Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет «декодировать» неразборчивый голос преподавателя, все равно потом придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя тем, что студент ничего не делает на лекции (за него, якобы «работает» техника) и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом немного скучающего «удава»), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и печально, одновременно) в аудиториях будущих психологов, которые все-таки должны учиться чувствовать ситуацию и как-то положительно влиять на общую психологическую атмосферу занятия...

4. Правила самостоятельной работы с литературой.
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а для психологов - это также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) - это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, - советует студенту и молодому ученому Г. Селье, - запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
. Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие - просто просмотреть.

При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

Если книга - Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

Если Вы раньше мало работали с научной психологической литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием - научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то - до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

. «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», - советует Г. Селье (Селье, 1987. - С. 325-326).

Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой - следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

5. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное - это уже технические детали (главное - это ориентировка в материале!).

Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться...). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).

Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» - это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно - это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее - «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо.

Например, иногда мы проводили экзамены, разрешая пользоваться своими конспектами (и даже учебниками) во время самого ответа. Иногда нескольких секунд было достаточно, чтобы оценить, заглядывал ли студент в свои конспекты (и тем более, в книги) при подготовке к данному экзамену.

Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее - ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться... Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с данным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие» и лучше таких ситуаций самому студенту не организовывать, хотя всякое бывает...).

6. Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ):

Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного труда (сообщить миру о своих идеях, просто «спихнуть» реферат по неинтересной для Вас проблеме, поупражняться в написании научных текстов и т.п.) - все это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и главное, - чувства («стоит ли вкладывать душу в данную работу или не стоит»..).

Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы (заранее известный строгий и придирчивый «оппонент», доброжелательный научный руководитель, Ваши сокурсники, а может, работу, скорее всего, вообще никто даже не прочитает или всего лишь пролистают, посмотрят «по диагонали»...).

Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея - как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея - как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время - важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.

Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т, п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше - не то, что в эпоху «информационного взрыва» и соответствующего «информационного мусора»).

Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.
Учеба в вузе - процесс очень непростой. С первых же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его - это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную.встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно - выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

Поэтому студенту (а тем более студенту-психологу) следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией.

Ну что, первокурсники, дождались 1 сентября?! Теперь вы – полноправные представители особой социальной группы – студенчества. И чтобы оставаться студентами ещё лет пять, а , рекомендуем намотать на ус или на что вы там наматываете советы старших товарищей.

Особенности учебного процесса, или почему вуз – не школа

  1. Запомни, студент, главную вещь, отличающую вуз от школы: твой диплом – твои проблемы. Да, мы знаем, что в школах повсеместно натягивают тройки гоминидам, не достигшим даже уровня эректуса. Потому что учителя, завучи и директоры, во-первых, клепают отчёты об успеваемости школьного поголовья, а во-вторых, получают бабло за каждого барана из школьного стада. Среднюю школу не зря называют «отстойником» и «загоном», в котором держат тинейджеров до армии, чтобы те не шатались по улицам. Ты привык, что тебя тянули за уши? Забудь об этом.

В вузах отчисляют нещадно и эректусов, и неандертальцев, и даже некоторых недоэволюционировавших кроманьонцев. Потому что возраст уже позволяет сплавить их в армию! Или отправить раскладывать товары на полках супермаркета. Причём самый мощный поток отчисленных сливается в канализацию после первого семестра.

Вузовским преподам глубоко фиолетово, доползёшь ли ты до диплома. Никто не будет за тобой бегать с просьбами сдать, наконец, зачёт. И родителей в деканат вызывать не будут.

Заруби на носу: вуз – не школа! Ты стал взрослым!

  1. Но посещать нужно. К сожалению, гипотеза о том, что «студент – взрослый человек, самостоятельно контролирующий личный учебный процесс», не выдерживает проверки практикой. Практика показывает, что большинство студентов остаются великовозрастными школьниками. И если не контролировать посещения оными недорослями лекций и семинаров, в аудитории будет сидеть пяток «ботанов». Поэтому, как бы ни противоречил принцип проверки присутствующих принципам вузовского обучения, большинство преподавателей его практикуют.

Прогуливая лекции, можно попасть в «чёрный список» преподавателя, что чревато особо пристальным вниманием на экзамене. Некоторые преподы даже требуют показать конспекты пробакланеных лекций.

А прогулянные семинары, коллоквиумы, практические, лабораторные и контрольные отрабатывать придётся в 99% случаев.

  1. Выясни сразу, что нужно для допуска к сессии. К некоторым зачётам и экзаменам допускают только при условии написания реферата, доклада, эссе, контрольных. Это ещё полбеды, «макулатуру» можно в ноябре – декабре заказать у студлансеров. Хуже, если в вузе действует балльная система допуска к сессии. Баллы надо собирать прямо с сентября.
  1. Засунь учебник… ну, куда-нибудь на заднюю полку. Не надейся, что учебник тебе поможет подготовиться к экзамену. Это ещё одно ключевое отличие от школы. Учебник – вспомогательный инструмент, а основными источниками знаний в вузе являются лекции и литература, с помощью которой ты будешь готовиться к семинарам. Совсем уж выбрасывать учебник, конечно, не надо – как база, основа, вполне сгодится. Только учти, что учебники, который вам выдадут, чаще всего устаревшие. Новые нужно искать в библиотеке, покупать или скачивать в сети (если удастся). А ещё есть преподаватели, которые специально гоняют на экзаменах по своим лекциям. Впрочем, есть и такие, что лекции читают по учебнику – с этими проще.
  1. Готовься самостоятельно работать с литературой. Если ты думаешь, что цель вуза – напичкать тебя знаниями, то глубоко ошибаешься. Цель вуза – научить тебя самостоятельно получать информацию, дать навыки самообразования и, желательно, сформировать у тебя научное мышление. Учебник даёт базис, лекции структурируют материал и помогают разложить его в твоей башке по полочкам, а рулит самостоятельный поиск материалов среди статей и монографий.

Часть материалов ты найдёшь в интернете (спасибо оцифровке!), но многое ещё не попало во всемирную паутину. Поэтому придётся топать в вузовскую, областную или специализированную библиотеку, делать выписки и ксерокопии. Ужас-ужас? Ничего, потом скажешь спасибо за то, что научили тебя учиться самостоятельно. В информационную эпоху знания устаревают очень быстро. Профессионалу нужно учиться и учиться, чтобы оставаться востребованным, а для этого нужно обладать навыками самообразования.

Один из способов измерить скорость устаревания фактов - посмотреть индекс цитирования научных статей. Если публикацию не цитируют, это с большой вероятностью означает, что она нерелевантна или устарела. Так, например, в результате изучения публикаций в журналах Physical Review, представляющих разные области физической науки, выяснилось, что половину публикаций перестают цитировать в среднем через 10 лет, а, скажем, в ядерной физике - уже через 5 лет. Период полураспада книги (в смысле цитирований) составляет в физике около 13 лет, в экономике - 9,4 года, в математике - 9,1 года, а в истории и психологии - и вовсе около 7 лет.

  1. Выясни, что такое семинары, коллоквиумы, рефераты, конспекты, зачёты, курсовики и прочая таинственная фигня. На первокурсника обрушиваются мегатонны малознакомых или вовсе незнакомых слов, под которыми скрываются новые способы проверки знаний. Да, бро, тут всё не так, как в школе. Начинай разбираться со всем этим прямо с сентября.
  1. Настройся на новый ритм обучения. Уроки по 40 минут и длинные перемены остались в прошлом. Теперь придётся сидеть на парах, а перерыва хватит только на то, чтобы перебежать из аудитории в аудиторию (в столовую лучше отправляться во время «окон»). С другой стороны, есть и плюсы: возможно, в расписании будут дни, когда можно являться на вторую или даже на третью пару. Цени «окна»: вместо того, чтобы просто тупо шататься в ожидании следующей пары, сходи в библиотеку или в столовую.
  1. Запомни, что недели бывают верхними и нижними. Ещё одно новшество. Занеси данные в гаджет, которые носишь при себе. Всё-таки запутался? Подойди к расписанию – это простейший способ выяснить, какая сейчас неделя.
  1. Узнай, когда начинается сессия, а также (на всякий пожарный) правила предоставления академотпуска. И выясни всё это не в декабре, а как можно раньше.
  1. Не забывай о том, что из вуза можно вылететь за нарушение дисциплины. Жизнь студента гораздо свободней, чем у школьника, но на некоторые выбрыки деканат закрывать глаза не станет. А если дело дойдёт до ректората – сам понимаешь. Поводом для исключения может стать и особо бурная пьянка в общаге (например, с вышвыриванием холодильника в окно), и нарушение закона, и даже излишне активная политическая деятельность (например, одиночный пикет перед административным корпусом с требованием отставки ректора). Если не отчислят прямо, то создадут условия, при которых сдать сессию будет очень проблематично. Так что держи себя в руках.
  1. Попытайся понять, что ты уже взрослый и сам отвечаешь за результаты обучения в вузе. Учти, никто за тобой гоняться с напоминаниями о лекциях и семинарах не станет. И звонков родителям с вопросом: «Где ваше чадо, заболело или прогуливает?» – тоже не будет. Становись самостоятельным.
  1. Работай на зачётку. По крайней мере первые две сессии выкладывайся на все сто. Потом будет легче: чем лучше твой имидж, тем лояльней к тебе относятся преподаватели. И наоборот: к троеничкам и «хвостистам» преподы относятся с предубеждением. В общем, работай на зачётку, потом она будет работать на тебя.

Голова пухнет от советов, первокурсник? Погоди, это только начало. Если ещё не сломался, читай рекомендации, которые помогут тебе дожить до сессии и пережить оную.

Советы первокурсникам по плаванию в учебных водах

  1. Научись извлекать пользу даже из скучных лекций. Для этого нужно научиться 1) слушать (и слышать), 2) сосредотачиваться. Полезные навыки, которые тебе пригодятся в жизни.
  1. Овладей навыками имитации интереса. Это на тот случай, если препод – зверь, а лекции у него ну совсем уж тупые и бессмысленные. Но не злоупотребляй этим навыком, иначе вся твоя будущая карьера сведётся к офисной ИБД (имитации бурной деятельности). Используй скилл в исключительных случаях.
  1. Научись конспектировать. Не нужно стенографировать лекции слово в слово. Вычленяй главное, разработай свою, понятную для мозга систему сокращений и условных знаков. Конспектируй логично, структурно.
  1. Используй диктофон и прочие гаджеты с умом. Не полагайся на достижения цивилизации на все 100%. Во-первых, расшифровывать лекцию с диктофона – муторный труд. Представь: ты отсидел лекцию, а потом ещё должен потратить столько же времени на расшифровку записи! Это что, разумно? Запись на диктофон подходит только аудиалам (людям, которые лучше всего воспринимают информацию на слух). Во-вторых, преподаватели очень не любят студентов, которые включают диктофон и дальше сидят с отсутствующим взглядом.

Что касается планшетов, ноутбуков и нетбуков, то они могут здорово помочь, особенно в библиотеке. Но не забывай о том, что запись ручкой активизирует процессы запоминания в мозге. Помни о преподавателях, которым нужно сдавать конспект, написанный от руки.

  1. Запасись общими тетрадями, ручками, разноцветными маркерами. Носи с собой запасную ручку. Используй цветные маркеры для того, чтобы выделять главное, структурировать записи.
  1. Иди в вузовскую библиотеку за учебниками в числе первых. Да, учебники в вузе – не главное, но они всё равно нужны. В большинстве вузов учебников на всех не хватает. Особенно новых.
  1. Выясни, где находятся нужные тебе библиотеки и читальные залы. Записывайся и учись работать с каталогом. К сожалению, пока в интернете нет всех материалов, которые тебе понадобятся.
  1. Запиши расписание, запомни расположение корпусов и аудиторий. Можно просто ходить хвостиком вслед за своей группой, но лучше быть независимым. Стоит записать также часы работы библиотек, спортзалов, лабораторий и других мест, которые ты будешь посещать.
  1. Собери информацию о преподавателях и учитывай их индивидуальные особенности. Запиши и запомни ФИО преподов – это раз! Узнай их в лицо – два. Нет ничего глупее, чем знакомиться с преподавателем на экзамене. Узнай о характере и привычках каждого (в этом помогут старшекурсники). Выясни, кто как относится к посещениям лекций, у кого какие требования на семинарах, зачётах, экзаменах.
  1. Выбери научрука. Правильно выбранный научный руководитель не только поможет в написании курсовых и доведёт до диплома, но и будет защищать тебя перед кафедрой и даже перед деканатом. Советуем, первокурсник, .
  1. Почитай о принципах тайм-менеджментента. Научись распределять время так, чтобы его хватало и на посещение вуза, и на самостоятельную подготовку, и на отдых.
  1. Раздели предметы на важные и маловажные. Профильные – важные, в них зарывайся с головой. Всякие непрофильные учи так, чтобы получить зачёт – этого достаточно. Нет смысла погружаться в изучение аналога школьного ОБЖ в ущерб профильному предмету.
  1. Старайся получать «автоматы» по максимуму. Принятие зачёта или экзамена «автоматом», за активную учебную деятельность в течение семестра, избавит тебя от нервотрёпки перед экзаменом. У некоторых преподавателей бывают ещё и «полуавтоматы», тоже неплохая штука: из двух вопросов на экзамене сможешь выбрать один.
  1. Не садись на «камчатку». Это место для тех, кто хочет заниматься своими делами, а не учёбой. Многие преподаватели относятся к «камчатке» с предубеждением (особенно если слышат грохот пивных бутылок, случайно задетых чьей-то ногой). Кроме того, на «камчатке» обычно плохо слышно, что говорит преподаватель. Лекции лучше записывать, сидя на первых партах или в середине аудитории.

Середина, пожалуй, самое комфортное место. Слышно нормально, а в случае чего – можно немного посачковать. Первые парты любят отличники, они позволяют установить визуальный контакт с преподавателем, а также продемонстрировать трудолюбие и заинтересованность.

  1. Не стесняйся задавать вопросы преподавателю. Если что-то непонятно – спрашивай смело. Преподаватели любят активных студентов. Но не переусердствуй, имитация заинтересованности создаст тебе имидж подлизы. Или ещё хуже – имидж глупого подлизы.
  1. Лекции бывают бесполезными, на них нет смысла тратить свои силы. Если препод отмечает прогульщиков, садись в середину и имитируй занятость. Если, конечно, этот зверь не требует предоставить конспекты своей пурги.
  1. Если препод пофигист, и его лекции никто не пишет – тебе их лучше записывать. Почему? Потому что потом их фиг у кого достанешь! Учти, что пофигистичное отношение преподавателя к посещениям и записям его лекций может обернуться жесткачом на экзамене. У некоторых преподавателей пофигистичность выборочна: они считают, что студента не нужно принуждать к учёбе, это его личное дело – учиться или не учиться. Экзамен расставит все точки над «i»…
  1. Активничай на семинарах! Это прямой путь к «автомату». Или, по крайней мере, снижение риска отработок перед сессией.
  1. Боишься выступать перед аудиторией? Парадоксальный совет: выступай как можно чаще. Навык публичных выступлений здорово пригодится в жизни (не говоря уж о том, что сессию будет сдать проще).
  1. Если препод раздал всем темы докладов, постарайся свой прочитать как можно раньше. Иначе времени может не хватить, и либо «автомат» накроется, либо придётся нести доклад прямо на зачёт или экзамен, либо будешь искать преподавателя, чтобы познакомить его с плодами своего труда во внеурочное время.
  1. Практические, лабораторные, контрольные нужно сдавать вовремя. Не прогуливай их, не копи мини-хвосты. Сдавать всё равно придётся. Постепенно это делать легче, чем разбираться с грудой отработок перед самой сессией.
  1. Приступай к написанию курсовой и рефератов как можно раньше. Если собираешься заказывать их у студлансеров – тоже не затягивай. Почему – детально разъяснено в статье .
  1. Перед тем, как сдавать заказанную или скачанную работу, прочти её! Не давай повода преподавателю поймать тебя на халяве.
  1. Если твои однокурсники гоняют балду, не равняйся на них. Ты же не хочешь попасть в те 20% бездельников, что вылетят в первую же сессию?

Зачем первокурснику общественная, культурная и научная деятельность?

  1. Общественная активность – это не только интересно, но и полезно. Активность в социальных и культурных проектах повышает шанс получить именную стипендию.
  1. Если у тебя есть склонность к научной деятельности, не сдерживай себя. Участвуй в вузовских и международных конференциях, записывайся в студенческое научное общество. Это полезно для зачётки и открывает путь в аспирантуру. А то и к вкусным грантам.
  1. Международный обмен, зарубежные конференции и участие в международных студенческих проектах – шанс побывать за границей на халяву. Учи языки и будь активней!
  1. Если факультет проводит олимпиады, викторины, конкурсы – участвуй. Призом могут быть автоматы по всем предметам в зачётке, именная стипендия, разовое денежное поощрение… В общем, всякие ништяки плюс уважение преподавателей.
  1. Участие в молодёжных политических проектах тоже полезно. Именно с этого может начаться твой путь в политику – если, конечно, тебе это интересно. Но учти, что не вся политика полезна для студента. Оппозиционная политическая активность в нашей стране, к сожалению, может довести до исключения из вуза. Так что выбирай проекты, одобренные вузом.
  1. Если ты – прирождённый администратор, становись старостой или финоргом, а ещё лучше – делай карьеру в профкоме. Путь не для всех, но если это твоё – дерзай. Чувство власти и денежные ништяки прилагаются.
  1. Студенту с журналистской, публицистической жилкой есть смысл уже на первом курсе направиться в редакцию студенческой газеты. Можно завести самому или вместе с единомышленниками альтернативный блог, сайт или наладить выпуск факультетской газеты. Только будь адекватен – не нужно вываливать даже в личный блог всё, что ты думаешь о «тупаке Денисове» и «стерве Кубаревой». Они ведь тоже умеют читать.
  1. Участвуй в художественной самодеятельности. Во-первых, капустники и КВН – это весело! Во-вторых, если ты претендуешь на именную стипендию, эта активность тоже пойдёт в зачёт. В-третьих, ценные творческие кадры могут рассчитывать на поблажки от деканата при проблемах с сессией. Но в разумных пределах, конечно.
  1. Художникам, поэтам, писателям и прочим ну очень творческим личностям есть смысл участвовать в конкурсах, записываться в студенческие профильные сообщества. Иногда творчество студентов публикуют вузовские газеты. Ну а в интернете для самопрезентации вообще раздолье. Эти таланты очень востребованы и при подготовке всяческих мероприятий.
  1. Умникам и умницам стоит записаться в команду ЧГК. Если не берут, создайте свою команду и порвите соперников на клочки!
  1. Участвуй в спортивных соревнованиях. Волейбольные, баскетбольные и даже шахматные турниры – не только способ самореализации, но и шанс получения «автомата» по физре. Возможны денежные поощрения. В США даже очень тупые спортсмены настолько ценятся колледжами и вузами, что сдают сессии даже при полной атрофии мозга. У нас поблажки не такие шикарные, но на них тоже можно рассчитывать.
  1. Думай о будущем. Уже с первого курса стоит задуматься о том, как ты будешь строить свою карьеру после выпуска. Будешь ли работать по специальности? Собираешься ли идти на красный диплом? Интересует ли тебя аспирантура? Нужен ли для твоей карьеры иностранный язык? Собираешься и искать рабочее место по специальности во время учёбы в вузе? Чем чётче будут твои планы – чем больше шансов, что к выпуску ты подойдёшь с точным знанием того, где будешь работать и, возможно, даже с предложениями от работодателей.

Полезные контакты

  1. Вливайся в коллектив. Не будь высокомерен, не провоцируй конфликты с первых же дней в вузе. Не бойся однокурсников – им тоже страшно
  1. Веди себя с достоинством. Не стелись перед «сильными», не становись «шестёркой». Не бойся быть изгоем, если не сошёлся с доминирующей на курсе группировкой. Ищи единомышленников. Будь самим собой.
  1. Не интригуй, избегай враждующих микрогрупп. Это позволит избежать многих неприятностей.
  1. Обменяйся контактами с однокурсниками. В случае чего будешь знать, кому позвонить, написать или стукнуться в скайп, чтобы уточнить расписание или задание на семинар.
  1. Если любишь прогуливать, закорешись со старостой. Хорошие отношения со старостой уменьшат число значков «Н» напротив твоей фамилии в журнале посещений. Шоколадки рулят.
  1. Контакты со старшекурсниками – реально полезны. Старшие товарищи помогут конспектами и материалами, расскажут о характере преподавателей.
  1. Дружи с теми, кто живёт в общаге. Во-первых, у них весело. Во-вторых, в общаге всегда есть конспекты. У кого-нибудь.
  1. Заведи полезных знакомых. Это могут быть студлансеры, которые помогут написать учебные работы или сотрудники медучреждений, которые могут выписать нужную справку. Не факт, что эти знакомства пригодятся, но в форс-мажорной ситуации ты будешь знать, к кому обратиться.
  1. Создай сообщество поддержки с однокурсниками. Вместе проще готовиться к семинарам (каждый готовит свою часть, потом обмениваетесь материалами). При подготовке к зачётам и экзаменам друзья проверят знания (при проверке получают интеллектуальный бонус обе стороны). А или ответы на тесты, упражнения по латыни или английскому вскладчину дешевле.
  1. Отсеивай халявщиков и пиявок. Взаимовыгодная помощь – это хорошо, наглость – плохо. Помогай друзьям, но не в ущерб себе. Помни: кто везёт, на том и едут. Пока ты пишешь рефераты халявщикам бесплатно, .
  1. Постарайся получить контакты научного руководителя и других преподавателей. Возможно, понадобится с ними связаться. Но не заваливай преподов сообщениями, не доставай людей. Это контакты на крайний случай. Впрочем, с адекватным научруком можно связываться в процессе написания курсовой регулярно. Многие преподы перешли на консультации по скайпу.
  1. Познакомься с куратором курса, возьми контакты деканата. Тоже, возможно, пригодятся.
  1. Завязывая контакты с преподами, не влюбляйся Этот совет адресован прежде всего прекрасному полу. Влюблённость в преподавателя – известный психологический феномен. Опасная штука!

Правила безопасности

  1. В первые же дни оформи все нужные документы. Прежде всего – студенческий и читательский. Принеси справки, которые требует деканат.
  1. Не зли охранника. Не забывай пропуск (студенческий билет), не пытайся прошмыгнуть мимо, не ной и не раздражай человека. Особенно если у него есть дубинка.
  1. Продумай маршрут до вуза. Учитывай расписание транспорта и пробки. Выходи из дома на 10 – 15 минут раньше, чтобы иметь запас времени.
  1. Не храпи на лекциях
  1. Не складируй пивные бутылки под партой. И тем более их не роняй!

О деньгах

  1. Разузнай правила предоставления стипендии в своём вузе. Выясни, в каких случаях можно лишиться стипухи и постарайся в эти ситуации не попадать.
  1. Уточни, в каком банкомате снимать стипендию. Ошибка обойдётся в несколько сотен, которые ты отдашь «чужому» банку. Если стипендия минимальная, можно потерять 30%.
  1. Узнай о том, как получить губернаторскую, президентскую стипендию (есть и другие виды). Возможно, ты сможешь претендовать на одну из них. Для этого нужно хорошо учиться, активно участвовать в научной и общественной деятельности.
  1. Загляни в профком. Узнай всё о получении социальной стипендии и материальной помощи. Если подходишь под условия – собирай справки, не затягивай.
  1. В профкоме распределяют льготные путёвки и билеты на всякие мероприятия. Пользуйся! Многие студенты даже не знают, что могут что-нибудь получить в профкоме. Значит, больше достанется тем, кто не ленится ходить на разведку.
  1. Не поленись узнать обо всех льготах, которые полагаются студенту. Они касаются проезда, бесплатного посещения некоторых музеев и т. д. Регулярно отслеживай изменения в законодательстве, касающиеся студенческих льгот.
  1. Подумай о том, как ты можешь заработать. Грузить вагоны? Мыть полы? На каникулах можно записаться в студотряд, поучаствовать в строительстве какого-нибудь космодрома. Правда, говорят, что в этом году из-за финансовых трудностей студентам заплатили меньше, чем они рассчитывали. В любом случае, работа не должна мешать учёбе. У нас нет ограничений на работу студентов, как в Европе (там студенту можно работать только определённое число часов в неделю), поэтому рассчитывай свои силы сам.

О здоровье, порядке, дресс-коде и отдыхе

  1. Береги печень. Забудь о стереотипном представлении о студенте как о вечно бухающем существе. По крайней мере, если собираешься дожить до второго курса, а тем более – до пятого.
  1. Подружись с физкультурой. Не прогуливай пары физры, запишись дополнительно в спортзал, в бассейн, на йогу или на фитнес. Физическая активность не только укрепляет здоровье и помогает поддерживать вес в норме, но и улучшает деятельность мозга.
  1. Питайся правильно. Не давись бутерами всухомятку. Выбирай продукты, полезные для тела и мозга. Кстати, можешь почитать статью о .
  1. Разведай, где находятся кафе и столовые, где лучше кормят и где дешевле. Это, конечно, на тот случай, если в корпусе и поблизости их несколько. Чтобы не опаздывать на лекции и не стоять в дикой очереди, выясни не только часы работы, но и время, когда наплыв голодных спадает.
  1. Одевайся в деловом стиле или в стиле casual. Не эпатируй преподавателей дредами, цветными ирокезами и голыми ягодицами (это совет первокурсницам, обожающим мини-юбки). Индивидуальность в почёте, но помни об адекватности. Особенно при выборе одежды на экзамен.
  1. Приведи в порядок рабочее место. Не оправдывай бардак склонностью к творческому беспорядку. Читай статью . Прикинь, приведение в порядок места, где работаешь – прочищает мозги!
  1. Отдыхай! Погрузившись в учёбу, регулярно выныривай на поверхность. Отдых помогает мозгу бороться со стрессами. Учёба без отдыха – путь к срывам, истощению нервной системы и хронической усталости. Работая на красный диплом, не заработай себе астению.
  1. Помни о том, что студенческие годы – отличное время! Дружи, веселись, развлекайся! В меру, конечно Но так, чтобы было, что вспомнить!

Едва ли не самое замечательное, чему можно научиться в вузе, - умение искать и находить информацию. Знать, где лежит и когда может понадобиться: в Интернете ли, в библиотеке, в словаре, у знакомых, у профессора Иван Иваныча с другого факультета. Узнавайте и запоминайте, как это делается.

Есть формальности, а есть действительно увлекательные вещи. Вы сумеете отличить одно от другого, и если поступали не просто ради того чтобы получить диплом, учеба будет приносить вам удовольствие.

Хороший вуз - это место, где преподаватели уважают вас by default. Старайтесь платить им тем же.

Если вы учились в так называемой «хорошей школе», на первом и даже втором курсе вам может казаться, что вы все это уже знаете. Это опасная вещь: как правило, к третьему курсу начинаются проблемы, потому что вы уже привыкли не напрягаться. Вообще третий курс - важный этап: выражение «до третьего курса студент работает на зачетку, а после зачетка работает на студента» придумано не просто так.

Пить пиво вместо пар и играть на лекциях в составление коротких слов из одного длинного - это, конечно, важная часть социального развития личности. Но лет через десять вы будете жалеть, что вам всё рассказывали, а вы не слушали. Может быть, в вуз и стоило бы поступать на несколько лет позже, чем принято.

Вуз - несравнимо более сложная и гибкая общественная система, чем школа. Вас будут окружать совершенно необычные люди: прекрасные и неприятные, умные и глупые, глубокие и поверхностные, разгильдяи и труженики, энтузиасты и карьеристы, экстраверты и мизантропы. Те, кто станет вашими друзьями, те, в кого вы будете влюбляться. Все будет хорошо.

Не тратить время впустую. Если хотите добиться успехов в выбранной профессии, начинайте усердно заниматься с самого начала учебы. Если есть возможность займитесь научной работой, как можно раньше, так вы получите огромную фору перед своим одногруппниками, которые потом станут вашими конкурентами на рынке труда. Сами по себе лекции не сделают из вас специалиста. Если есть кружки - записывайтесь. Ищите места для практики по специальности, если есть возможность, подрабывайте. Только так сможете не жалеть годы, которые потратили на учебу

Устраиваться на работу (пусть не на полный день, но именно на работу, а не подработку) с 3 или 4 курса. Тогда вы не окажетесь в рядах выпускников, стонущих о вечном: "везде требуется опыт работы, куда же устроиться после окончания университета".

Первое, что я бы сказал - это не ной, что у тебя куча пар. Без пар - после выпуска - будет хуже. Второе - заводи знакомства. Институт - это не только место, где ты просиживаешь часы, вытягиваешь на зачёт или на троечку, но и место пересечения огромного количества людей(и очень интересных людей). Здесь можно найти тех, кто утянет тебя под воду хлестать пиво и играть в доту, а есть те, с которыми ты будешь организовывать фестивали, выступать на конференциях, ездить за границу или в соседние города на разные праздники, и с последними гораздо интереснее. Никто не знает, как и куда нас раскидает в жизни, поэтому большое количество друзей-приятелей, организаторов, спонсоров, преподавателей, знающих тебя в деле, очень поможет в будущем. В третьих, не пытайся успеть прочитать всё и ко всему подготовиться: ты по-любому придёшь на некоторые семинары неподготовленным, затянешь парочку рефератов и провалишь нужные контрольные. В четвертых, чтобы всё успевать почитай о тайм-менеджменте, организуй своё время, каждый час драгоценен. В пятых, но не в последних, ищи к чему тебя тянет. Если это твой факультет и твой предмет, то ищи свою тему: занимайся ежедневно хотя бы по часу-полтора, ищи единомышленников среди старших курсов и общайся с преподавателями. Они помогут разобраться в предмете и подтолкнут к дальнейшим победам.

Про работу я говорить не буду, ведь вам уже сказали: работать надо обязательно. На втором-третьем курсе стоит найти официальную работу, даже если не по специальности. Работодатель ценит, что ты в курсе рабочей дисциплины, умеешь находить контакт с другими сотрудниками, а всему остальному тебя научат.

Не доверяйте авторитетам. Всегда исходите из того, что ваш преподаватель неправ. Нет ничего более развращающего ум, чем доверие к авторитетам. Перепроверяйте, анализируйте информацию, изучайте все и всегда сами. Ваш стопроцентный помощник - поисковик и библиотека, преподаватель под большим вопросом.

Десять, двадцать, тридцать раз спросите себя, ту ли специальность вы выбрали. Потому что если вы поймете, что ошиблись, на первом курсе - уйдете без особенных потерь и не пожертвуете своим временем.

Не переоценивайте свои дипломы. На практике они значат очень мало, если это не диплом какой-нибудь вшэ, конечно.

1) Не поступайте.

Я серьёзно. Выбирать профессию всей жизни в 16-17 лет - это самое абсурдное, что можно предложить человеку, к тому же вымотанному после школы. Если вы не знаете точно, кем хотите стать, то дайте себе время, устройте такой-то gap year, в который можно походить на курсы, пособирать информацию, может, подработать где-то по интересующему направлению и понять, оно это или нет.

2) Не пренебрегайте училищами и техникумами. Мамка говорит, что это для быдла, и университет престижнее всего, но на деле это не так. В некоторых профессиях будет куда полезнее сначала освоить среднеспециальное, а потом уже рассматривать что-то более сложное.

3) Всем на вас плевать. Очень много видела первокурсников, которые с выпученными глазами бегут делать всё то, что им поручат, даже если это выходит за рамки здравого смысла и иногда даже немного за рамки закона. Так вот, никто не линчует вас за пропущенную пару или непосещение выборов от лица института. Как правило никто даже вашего имени толком не знает.

4) Не бойтесь бросить, если это не ваше. Можно менять специальность сколько угодно раз, обходя разные формальности. Вопрос "А тебе не жалко потраченного времени?" будет сбивать с толку, но всегда лучше не жалеть потраченной пары лет в пользу следующей пары, потраченной на действительно стоящие вещи.

5) Высшее образование не нужно. Понятно, что медикам и сочувствующим без этого никуда, но я говорю о других профессиях. Люди прекрасно живут и зарабатывают без образования вообще, если не чувствуют в нём потребности, а то, что никому не нужны люди без диплома - миф. Так что учитесь вы только для того, чтобы приобрести навыки, которые хотите приобрести, но не можете освоить сами.

6) Факультеты с раплывчатой гуманитарной/экономической специальностью не сделают из вас человека, который будет незаменим и везде полезен. Вы либо выбираете специальность серьёзно и целенаправленно, либо готовитесь носить кофе и отвечать на звонки (в лучшем случае).

7) Во время учёбы жить за счёт родителей не стыдно. Да, неплохо бы найти подработку, но если она отнимает всё свободное время, силы и волю к жизни, то лучше лишний раз посидеть на шее. Главное воспользоваться моментом, когда у тебя ещё есть выбор быть зависимым, если тебе комфортно в таких условиях, потому что потом придётся врываться, и никаких поблажек уже не будет. Пока есть свободное время и нет смертельной необходимости себя обеспечивать, вложи свои свободные ресурсы в саморазвитие.

    Не полагайтесь на теоретические знания и не думайте о том,что вас возьмут на работу только из-за одного вашего диплома.Во многом работодатели предпочитают опытных кадров с хорошим образованием,нежели кадры с хорошим образованием,но без опыта работы.Следовательно,начинайте работать уже с первого курса и желательно в том направлении,которому собираетесь посвятить свою жизнь.

    Читайте литературу!После окончания университета у вас не будет так много времени на саморазвитие,как во время учебы.

    Однокурсники и одногрупники - это не просто люди с кем вы проведете 4(или 5) лет.Это те люди,которые будут составлять костяк ваших связей в будущем.Не пренебрегайте влиянием связей на вашу будущую карьеру и начинайте строить эти связи уже в ВУЗе.

    Не тратьте лето попусту валясь на шезлонге и попивая мохито.Старайтесь попасть на волонтерские работы по всему миру,internship программы или хотя бы курсы иностранного языка за рубежом.

Тут все советы для тех,кто учиться на серьезных и давно желанных факультетах,для людей которые идут получать знания и осваивать профессию,мой лайфхак для другой группы лиц-для тех,кто поступил не в самый серьезный вуз и пока плохо понимает,что он хочет получить от него в будущем.
1)Осознать,что если вы экономист/юрист и иже с ними,то после получения диплома никто не даст вам работу по специальности,вы как специалисты никому вообще не нужны,даже за копейки.Поэтому предлагаю единственный верный,на мой субъективный взгляд,вариант:уже на 2м,3м курсе максимум определить примерно в каких предприятиях вы хотите работать/предприятиях какой сферы,наметить географический маршрут по этим-самым предприятиям и не стесняясь хаходите к каждому в отдел какдров и двигаете примерно такой спич:"Здравствуйте,я Джон Траволта,учусь в Федеральном Университете всех звезд экономики на 3 курсе,предлагаю свою кандидатуру в качестве стажера в отдел смузи и фалафелей(тут надо выбрать,что то,что более интересно или выгодно,как вам кажется,а можно и без отдела),готов работать по 5 часов в день бесплатно в обмен на бесценный опыт работы в вашей компании,у меня такие-то преимущества и такие-то цели,так что я буду вам полезен и т.д. и т.п."И так работаете у них и на выходе из универа у вас будет,в отличии от ваших однокурсников,работа по специальности.
2)Сразу организовать себе самок.Это обязательно,т.к. 5 лет учебы пролетят,а после них уже не будет,скорее всего,таких стабильных групп молодежи с красивыми студентками.Так что если будешь тупить,останешься в пролете.Кстати это должен был быть первый пункт.
3)Заводи друзей.Будь активным,веселым,энергичным подвязывайся на все движухи.Через лет десять у тебя будут уже не просто друзья,а полезные знакомства,если хочешь-связи.Мало-ли у кого папа депутат/президент компании куда ты пришел устраиваться на стажировку.

4)Аккуратней с алкоголем и наркотой,по-началу все просто балуются,а потом хоп и на тебе ярлык алкаголика/наркомана.Надо заиметь чувство меры.
5)Учеба во многих институтах полная дрянь,так что не забывай про самообразование.Но это не только пресловутое чтение книг,еще это семинары,тренинги и другой экспириэнс по теме.
6)УЧИ АНГЛИЙСКИЙ! Нет,серьезно,прям выучи его.Кроме того,что это полезно для карьеры и бизнеса,дополнительно ты сможешь прознать всю широту души таких авторов как: Мигос,ЛилЯхти или например Фьюче.Не суть,главное-это возможности.
7)Помни,что ты не бессмертный.(это так,на всякий случай)

В общем это самое прекрасное время для познания и экспериментов,удачи)

    Относитесь с уважением к своим преподавателям! Не опаздывайте и не прогуливайте занятия без веской причины, выполняйте домашние задания и участвуйте в обсуждениях на семинарах - от этого зависит не только итоговая отметка. Возможно, кто-то из этих преподавателей будет вести факультатив или практические занятия на старших курсах, кто-то станет руководителем практики или вашим дипломным руководителем - или наоборот, не станет, так как запомнит ваши прогулы и нерадивое отношение к предмету.

    Если вы учились в школе с углублённым изучением английского языка, а в ВУЗе английский преподают поверхностно - так, что возникает ощущение "халявы" - у вас появилась проблема номер один. Кроме зачёта на втором курсе, английский вам понадобится для участия в международных конференциях, на стажировках в иностранных компаниях, а также облегчит поиски работы (в том числе и зарубежом), поэтому найдите способ заниматься английским несмотря ни на что. Duolingo duolingo.com вам в помощь. Если же с английским всё в порядке, не упускайте возможность изучать второй иностранный язык - у вас пока есть на это время.

Секрет выживания на первом курсе- умение приспособиться в новой для себя среде. Первый год тяжелый не в плане обучения, а скорее в плане акклиматизации, которая заключается в правильной выработке ритма жизни, ответственного подхода к выбору интересов, ибо успеть все и сразу невозможно.

Будьте коммуникабельны, тогда жизнь станет гораздо проще. Как уже было упомянуто, заводите знакомство среди старшекурсников, умейте находить общий язык с преподавателем, в независимости от того, нравится вам его предмет или нет. Также не пренебрегайте общением с однокурсниками, научитесь помогать друг другу. Не понимаете матанализ? Обратитесь к соседке, которая сможет помочь и объяснить, а сами помогите с какой-нибудь химией или гистологией.

Ну и, конечно же, умейте общаться с источниками информации- книгами. Именно они- ваши главные помощники, так как есть предметы, по которым не то чтобы в интернете, в русскоязычных источниках не всегда найдешь необходимую информацию. Отсюда вытекает еще один совет: подтягивайте иностранный, т.к. основная часть современных исследований изложена на английском.

И ни в коем случае не унывайте, у вас все получится!

Если вы намерены совмещать учебу и работу, то постарайтесь работать либо по будущей специальности либо по схожей.

Возможно, что ваши однокурсники и просто знакомые буду зарабатывать больше на не требующих специальных знаний и навыков работах/однодневках.

Но вы, получив более ранний старт, обзаведясь необходимым опытом и знакомствами (а это главные профиты нашего времени), сможете в долгосрочной перспективе не только работать по специальности, под завистливые вздохи "ведущихменеджеровпопродажам", но и в этой стезе обеспечить себя и свою семью достойной жизнью (потому что хорошие специалисты везде оплачиваются очень хорошо).

    Участвуйте во всем: олимпиады, волонтерские проекты, секции, кружки, научные и творческие конкурсы, студенческие вёсны - всё это поможет вам завести множество интересных и полезных знакомств, к тому же, вы отлично проведете время на репетициях, подготовках и вечеринках после мероприятий.

    Читайте периодику по выбранной специальности. Лекции и классические учебники - отличные вещи, но именно периодическая литература даст вам верное представление о текущей ситуации в выбранной профессии и те знания, которые будут отличать вас от людей с точно такими же дипломами. Бонус: с этими знаниями вам будет гораздо легче получить расположение преподавателей и желаемые баллы.

    Старайтесь поддерживать хорошие отношения со всеми окружающими вас людьми. Конечно, не все они будут вам нравиться, но кто знает, что ждет их в будущем - возможно, самые малосимпатичные вам люди окажутся вашими самыми полезными знакомыми.

    Будьте собой. Вот прямо сейчас круг вашего общения кардинально меняется, на вас еще нет никаких штампов, вы можете быть кем угодно в глазах кучи новых людей. Не упустите шанс побыть самим собой.

    Веселитесь и пробуйте новое - лучшего времени для этого не будет. И удачи!

Самое-самое главное - не откладывать все на потом. Мифическое «завтра», как показывает практика, никогда не наступает.

Хотите пойти на интересный факультатив? Бегом записываться!

Хотите вступить в интересный кружок? Вступайте! И не надо бояться, что можете не справится с большим количеством предметов и прочим. Даже на самых адовых факультетах можно успевать и учиться хорошо, и на факультативы ходить.

К тому же, практически в каждом университете есть всякие дополнительные штуки, вроде волонтерского движения, благотворительных организаций, кейс-клубов. Участие в них не отнимет все-все ваше время, но зато добавит кучу плюсов в карму. Только важно адекватно оценить свои силы и не «перебрать». Немножко уверенности в себе, и все будет прекрасно:)

Если ты посетил универ, то не валяй дурака, а проведи время с пользой. Запиши/послушай лекцию и т.п. В общем, используй универ по назначению.

Говорю на собственном опыте. 95% пар мной было пропущено (не советую), но если я приходил, то выжимал максимум. Ибо какой смысл ржать на последней парте, если я мог, к примеру спать дома? Результат то один и тот же. В итоге эти крупицы, которые я собирал на парах здорово помогали на сессиях.

Самое важное - не пропускать пары, за посещение которых ставят баллы, ибо с ними вероятность получить автомат на сессии крайне высока. Задания и прочее лучше сдавать вовремя. Ну, чтобы ещё больше облегчить студенческую жизнь - присутствуйте на всяких проверочных/тестах/контрольных, чтобы потом не ловить преподавателя и не молить о дополнительно выделенном для вас времени:)

И, конечно же, универ - это не только учеба, но и всякие интересные студенческие штуки, которые вы с теплотой будете вспоминать годы спустя. Поэтому различные студенческие дебаты, организации, КВН - это класс, не игнорируйте и удачи на первой сессии;)

По своему опыту скажу, не прогуливай, если у тебя сложности с понимаем предмета, то худшее что ты можешь сделать - это прогуливать. У меня так было три курса, я нашел себе друга и вместе мы регулярно уходили с пар, а на сессии либо плати,либо тройка тебе за счастье, на третьем курсе во втором семестре я перестал прогуливать и знаешь что? Я впервые в жизни почувствовал себя круглым отличником, сессия на пятерки, уважение от преподавателей, нашел с ними общий язык, даже с теми,кого я и многие другие студенты, считали мудаками. Университет это помимо всего прочего последний шаг перед взрослой жизнью,за эти 4 года, ты должен успеть взрастить в себе те качества, без которых,по твоему мнению, жить будет тяжело. Был всю жизнь аутсайдером? Тогда начни проявлять лидерство. Было мало друзей и знакомых? У тебя будет шанс познакомиться с сотней людей. Участвуй в жизни универа, предлагают съездить на экскурсию в другой город - езжай. Дают проект на разработку? Бери и пробуй его реализовать. Используй свой потенциал, постарайся не погубить его.

Про учебу, коммуникацию с преподавателями и однокурсниками выше были прекрасные советы, поэтому не буду повторяться. Мои советы будут относится к первокурсникам, которые оторвались из-под родительского крылышка, уехали учиться в другой город/страну и начали вести свой быт.
Мне всегда ситуация, когда у таких ребят сносит крышу, казалась довольно стереотипичной и применимой только к какому-нибудь сериалу по ТНТ. 4 года жизни в общаге показали, что, увы, это очень жизненно.
Да, у вас теперь намного больше свободы, чем было, когда вы учились в школе и жили с родителями: ложусь, когда хочу, встаю, когда хочу, трачу деньги на что хочу (даже если родители очень строгие, скрывать свои дела-делишки становится объективно намного легче), но загвоздка взрослой жизни не в этой вот свободе, а в ответственности за нее. Нужно ли идти в клуб в ночь перед зачетом? Можно ли поставить будильник на попозже и прогулять первую пару? Теперь вам решать.
Совет довольно банальный. Думайте головой, ну правда. Если ты пропустил катку и решил подготовиться к паре, ты не слабак, ботан, маменькин сынок or whatever, ты просто взвесил все "за" и "против".

Новая жизнь ждет не только первоклассников, но и первокурсников. И если с малышами еще будут месяц-другой играть, то студенты сразу погрузятся в учебный процесс. Как не растеряться и все успевать, рассказали наши эксперты.

Обращайтесь к новым знакомым по имени

Впечатление о человеке складывается в первые 90 секунд знакомства. В это время максимально расположить к себе людей поможет ваша искренняя улыбка. Старайтесь все делать улыбаясь — это характеризует вас как открытого человека, а открытость располагает. Запомните имена тех людей, с кем познакомились, а на следующий день обязательно обращайтесь к ним по имени, узнайте, как у них дела, какие планы: интерес в свою сторону новые знакомые воспримут как дружелюбный жест.

Помните, что хорошие отношения с одногруппниками с первого дня — залог успешной учебы в будущем. Университетская программа включает большое количество групповых заданий, а значит, если вы установите эмоциональный контакт с окружающими, выполнять поставленные преподавателем задачи, работая в группах, будет проще.

Не конспектируйте лекцию дословно

Вчерашние школьники не умеют быстро конспектировать — от них этого не требовалось. А вот для студента такие навыки очень важны. Чтобы максимально точно законспектировать лекцию, изучите стиль каждого из преподавателей. Не надо стараться записать все дословно, обращайте внимание на слова-акценты. Лектор обычно выделяет голосом или жестом те части лекции, в которых говорится о важных и значимых моментах. Сигналом к тому, что надо записывать важную информацию, будут такие фразы, как: «Смысл этого в том, что…», «Последствием этого было…», «Во-первых… Во-вторых… В третьих…»

Добавьтесь в группы студенческих сообществ

Как только вы узнали, что приняты в вуз, немедленно присоединитесь в соцсетях к сообществам по типу «Подслушано в...». В них можно узнать о тонкостях организации студенческой жизни в конкретном вузе или общежитии, пообщаться с бывалыми студентами или разжиться полезными контактами. При этом не спешите выходить из групп для поступающих. Там по-прежнему будет очень много полезной информации. В таких группах ближе к 1 сентября появляются контакты людей, которые могут помочь с жильем, практическими заданиями, работой и пр. Кураторы будущих групп в вузе здесь «отлавливают» своих подопечных и заранее с ними знакомятся. Тут вы сможете найти будущих одногруппников, соседей по общежитию, а 1 сентября встретитесь с людьми, которые уже стали вам друзьями.

Не переписывайте конспекты и не давайте свои

Не рассчитывайте на то, что, пропустив занятие, можно переписать конспект у одногруппников. Конспект — это дело индивидуальное, и то, что понятно владельцу записей, может быть непонятным для вас. В результате, «скатывая» чужие записи, вы можете полностью переврать их суть и на экзамене ответить неправильно.

Свои конспекты также старайтесь не давать никому домой. В эру смартфонов с качественными камерами пусть «прогульщик» просто сфотографирует нужный лист из вашей тетради. Иначе велик риск, что тетрадь вам вовремя не вернут.

Для продвинутых студентов неоценимый помощник — смарт-ручка. Она не только оцифровывает запись, перенося рукописный текст в электронный формат, но и может делать поверх текста аудиозапись, запоминая комментарии лектора.

Организуйте вечеринку

Первые лекции — не пропускать

На первых лекциях вам наверняка покажется, что там делать нечего. Но именно на ознакомительных занятиях преподаватели рассказывают о специфике сдачи экзамена или зачета по своим предметам, о том, как получить допуск к ним, как набирать баллы и за что можно получить «автомат». Также на первых лекциях преподаватели дают список литературы для подготовки к семинарам. Не рассчитывайте, что все эти книги вы найдете в бесплатном доступе в интернете (многие из них авторские). Поэтому, как только получите список литературы, немедленно идите в библиотеку, иначе учебников вам просто не хватит.

Сложные дела выполняйте частями

Многие студенты самые сложные дела, которые не хочется делать, откладывают на потом. В результате они все сваливаются на голову в одно время и решить их правильно просто не удается. Так вот, неприятные дела, дальше мы их будем называть «лягушками», и сложные дела — «слоны», нужно расписать в своем графике недели. «Лягушек» съедайте каждое утро натощак, т. е. начинайте свой день с выполнения одного небольшого дела, а «слона» разделите на части и выполняйте по одной каждый день. Например, конспектируйте по параграфу предмет, по которому предстоит научная работа.

Сразу заявите о своих амбициях

Большинство первокурсников боятся подходить к преподавателям и говорить о том, какую оценку по их предмету они хотели бы иметь, не желая показаться подлизами или теми, кто выпрашивает отметки. Но отличие обучения в вузе от школы в том, что преподаватели ценят, когда студент претендует на результат и говорит, на какую оценку он рассчитывает. Поэтому, если вам на семинаре поставили четверку, а вы хотите пятерку, смело подходите к преподавателю и спрашивайте о том, что вам надо сделать, чтобы повысить балл. Целеустремленность и готовность осваивать материал всегда одобрительно оцениваются педагогами.

Устройте слежку за... собой

Новый ритм жизни, новые обязанности и долгожданная свобода создают каламбур в привычном расписании дня. Чтобы упорядочить свой график, в течение нескольких дней записывайте каждый свой шаг по минутам: сколько времени потратили на утренний туалет, на дорогу, на разговоры с друзьями и пр. Когда нашли «воров» времени, начинайте планировать день. Оптимальным промежутком для детального планирования считается неделя. При этом планы на каждый день недели прописывайте по принципу «7+/-2», т. е. семь обязательных задач, первые пять из которых главные и две — второстепенные, и дополните план еще двумя задачами, которые желательно выполнить. Обязательно мотивируйте себя соблюдать график приятными сюрпризами в конце дня. Если все пункты выполнены, сходите в кино, боулинг или на прогулку с друзьями.

В этом разделе приведены ответы на те вопросы, которые первокурсники наиболее часто задают своему куратору.

Учеба и сессия

Разное

Учеба и сессия

1. Какие дисциплины обычно вызывают наибольшую трудность?

По опыту кураторской работы можно сказать, что самые сложные дисциплины для студентов первого курса - химия и физика. Это связано с тем, что, во-первых, эти дисциплины имеют значительно углубленное содержание относительно школьной программы, а во-вторых, эти дисциплины отличаются высоким уровнем трудоемкости и большим объемом самостоятельной работы. Помимо этого, дисциплины включают в себя лабораторный практикум, специфика которого плохо знакома бывшим школьникам. Рассмотрим особенности данных дисциплин.

По химии сложность возникает при сдаче лабораторных работ. Во-первых, перед тем как Вас допустят к выполнению лабораторной работы, необходимо ответить на теоретические вопросы (сдать коллоквиум). Во-вторых, нужно выполнить саму лабораторную работу, а многие из них объемные и требуют много времени. И, в-третьих, нужно выполнить и сдать отчет по лабораторной работе. Пока не выполнена предыдущая работа, студент не допускается к сдаче коллоквиума по следующей. Таким образом, один не сданный вовремя коллоквиум может застопорить выполнение лабораторных работ на долгое время. Как избежать проблем по химии и что сделать, если они уже возникли? Во-первых, при необходимости лабораторные работы можно выполнить либо в дополнительное время, либо вместе с другой группой - договорившись с лаборантом. Во-вторых, у преподавателя, который ведет лабораторные работы, должны быть консультации, во время которых он принимает должников. Если Вы не успеваете сдать коллоквиум во время занятий, приходите на консультации. При изучении курса химии студентам следует помнить, что у каждого преподавателя учится большое количество студентов, «пробиться» к преподавателю на консультациях очень сложно. Поэтому работы следует выполнять своевременно и сдавать как можно раньше, не откладывать до окончания семестра.

По физике возникают проблемы и из-за сложности самой дисциплины, и из-за большого количества заданий, которые надо выполнить. Как и по курсу химии, лабораторные работы предусматривают предварительное изучение теоретического материала и получение допуска к выполнению лабораторной работы. Для успешного прохождения лабораторного практикума рекомендуется защищать отчеты по лабораторным работам на следующем занятии, не откладывать на «потом». Защита отчетов может происходить на консультациях преподавателя. Отработки лабораторных работ обычно проходят на последней неделе модуля. Запись на отработку лабораторных работ осуществляется у дежурного инженера кафедры. Практические занятия предусматривают решение задач, выполнение домашних заданий, контрольные работы. Тестирование по теоретической части у студентов первого курса может проводиться во время лабораторных работ на портативных PALM-устройствах. Запись на пропущенное тестирование происходит у дежурного инженера кафедры.

Для успешного обучения следует стараться вовремя проходить тестирование, выполнять лабораторные работы, домашние задания, типовые расчеты и др. Даже если не удается выполнить или сдать задание вовремя, не следует откладывать до окончания модуля (семестра). Необходимо посещать отработки и консультации. Преподаватель должен видеть вашу активность и целеустремленность.

Для накопления достаточного количества баллов по изучаемым предметам следует помнить об оценивании преподавателем личностных качеств студента - активности на занятиях, эффективном управлении временем и др. Качественная аудиторная и самостоятельная работа студента гарантирует высокую успеваемость.

2. Обязательно ли посещать все занятия?

Посещение практических и лабораторных занятий обязательно. Посещение лекций желательно. Если Вы не посещаете лекции, то тогда придется изучать конспект лекций по дисциплине самостоятельно. Следует посещать лекции, на которых преподаватель отмечает отсутствующих, дает тесты, выставляет баллы за посещение.

3. Что делать, если Вы по уважительной причине пропустили занятия у строгого преподавателя?

Лучше всего, если Вы подойдете к преподавателю, объясните ему, что Вы не могли присутствовать по уважительной причине, и спросите, как можно компенсировать свое отсутствие на занятии. Возможно, преподаватель вам даст дополнительное задание, возможно, предложит придти с другой группой, а возможно, скажет, что ничего не надо делать.

4. Что делать, если Вы постоянно не можете посещать занятия по конкретному предмету по уважительным причинам (работа, любимый кружок, и т.д.)?

Лучше всего, если Вы подойдете к преподавателю и спросите его, как можно компенсировать свое отсутствие на занятиях. Возможно, он предложит вам написать реферат, или даст дополнительное задание на экзамене, возможно, просто предложит изучать предмет самостоятельно по книгам. Если кто-то из вашей группы уже подходил к преподавателю, и он уже разрешил ему не ходить, не значит, что вся группа может не ходить на занятия, каждый должен подойти индивидуально.

Если Вы не можете посещать больше 30% всех предметов, возможно, вам стоит отказаться либо от учебы, либо от работы.

5. Что необходимо выполнить для успешной аттестации по предмету? Что является допуском к зачету (экзамену)?

Бально-рейтинговая система оценивания успеваемости студентов предусматривает непрерывное накопление баллов по предмету за выполнение предусмотренных лабораторных работ, практических заданий, тестирование и пр., а также посещение лекций и за личностные качества. Если аттестация по дисциплине происходит в виде зачета, студенту необходимо набрать от 60 до 100 баллов. Если аттестация по дисциплине происходит в виде экзамена, студенту необходимо набрать минимум 48 баллов и сдать экзамен как минимум на 12 баллов. Обращаем внимание, что для получения допуска к зачету (экзамену) студент должен не только набрать соответствующее количество баллов, но и выполнить все предусмотренные дисциплиной задания.

6. Что делать, если Вы не сдали экзамен?

В первую очередь нужно узнать, когда этот преподаватель будет принимать экзамен у других групп. Возможно, Вы сможете буквально на следующий день придти с другой группой, но это следуют делать, только если Вы твердо уверены, что хорошо подготовлены к экзамену. Кроме экзаменов по расписанию преподаватели обычно назначают специальное время для пересдачи. Нужно либо следить за объявлениями, либо спросить непосредственно у преподавателя. Если в Вашей или в параллельной группе есть студенты, которые тоже не сдали этот экзамен, старайтесь договариваться о пересдаче все вместе или обменивайтесь информацией. Для пересдачи надо взять направление в деканате. Срок действия направления - 3 дня, поэтому за направлением надо приходить непосредственно перед пересдачей.

7. Что делать, если после окончания сессии у Вас остались долги? Сколько экзаменов и зачетов должно быть сдано, чтобы не отчислили из института?

По правилам к концу сессии должны быть сданы все экзамены и зачеты. Однако, если несданных предметов не очень много (2-3), или если есть справки о болезни, то обычно назначается время для "доп. сессии", примерно 1 месяц. Решение об отчислении принимает деканат. Если у Вас есть долги, лучше всего подойти в деканат и обсудить свою конкретную ситуацию. Если у Вас есть справки о болезни, особенно о болезни во время сессии, то их обязательно нужно, во-первых, зарегистрировать в мед.кабинете (сразу после выздоровления) и, во-вторых, предъявить в деканате.

Разное

1. Какие обязанности должен выполнять староста?

Староста - это «лицо» группы. Староста занимается всеми организационными вопросами: ведет журнал группы, представляет интересы группы в деканате, решает общие вопросы с куратором группы, преподавателями, диспетчерами относительно расписания занятий, своевременно информирует группу, взаимодействует со студенческим советом и т.д.

2. Как записаться в библиотеку?

В библиотеке для каждой группы первого курса выделяется специальное время, в которое вся группа приходит и без очереди может записаться и получить необходимую литературу (не забудьте взять с собой список литературы!). Лучше всего, если староста заранее подойдет в библиотеку и узнает какое время выделено для группы. Если в выделенное время у Вас проходят занятия по расписанию, можно договориться о переносе.

3. Нужно ли брать форму на первое занятие по физкультуре?

Нет, не нужно. Первое занятие обычно организационное: распределение по спортивным секциям, знакомство с преподавателями и т.д.

4. Как доехать до здания на Вяземском пер.?

Проще всего доехать до станции метро Петроградская, а оттуда идти пешком, как указано на рисунке : вначале по Каменноостровскому проспекту в сторону Каменного острова, затем свернуть налево на ул.Профессора Попова, а затем направо на Вяземский пер.

5. Как купить проездной?

Нужно подойти в кассу метро со своим студенческим и с паспортом. Все студенты первого курса должны быть занесены в базу данных, из которой берут сведения в кассах метро. По всем вопросам, связанным с проездным необходимо обращаться в профком студентов (а.413, пр.Кронверкский, 49).

6. Что делать, если вашей фамилии нет в базе данных для проездных?

Нужно зайти в профком (а.413) не позднее 15 числа, и сообщить им о своих проблемах, тогда Вы получите карточку на следующий месяц.

7. Где взять справку родителям на работу?

Такие справки выдаются в деканате.

8. Когда будут платить стипендию?

Стипендию платят, начиная со 2 семестра, тем студентам, которые сдали предыдущую сессию без троек. Студенты, получившие все пятерки, получают повышенную стипендию. Если три сессии подряд сданы на одни пятерки, студент получает возможность участвовать в конкурсе на стипендию Ученого Совета Университета ИТМО. Если кроме хорошей учебы Вы занимаетесь научной деятельностью на кафедре, Вы имеете возможность участвовать в конкурсе на различные именные стипендии (Президента России, Правительства Российской Федерации, губернатора Санкт-Петербурга и др.).

9. Когда приходить на занятия по иностранному языку, если в расписании не указано время?

Для занятий по иностранному языку всех студентов вначале тестируют, а потом в зависимости от результатов тестов распределяют на группы с разными уровнями знания. После распределения для каждой группы (для каждого преподавателя) назначается свое время занятий. Расписание преподавателей должно быть вывешено около кафедры иностранных языков (ул.Чайковского, д.11).

Тестирование проходит на первой или второй неделе первого семестра, на информационном стенде университета или около деканата должно висеть объявление о времени тестирования. Если объявления нет, можно спросить об этом в деканате.

10. Что делать, если в аудитории, в которой у Вас занятия по расписанию, сидит другая группа и утверждает что занятия в это время именно у них?

В этом случае группа остается стоять около аудитории (чтобы Ваш преподаватель не подумал, что вся группа пропустила занятие), а староста выясняет вопрос. Скорее всего, либо ваша, либо другая группа перепутали расписание. Подойдите вначале к своему расписанию и убедитесь, что Вы все поняли правильно. Обратите внимание на различие четных/нечетных недель. Если ваше расписание верное, то посмотрите расписание той группы, которая претендует на вашу аудиторию. Если и там написана в то же время та же аудитория, то значит, в расписании произошла накладка. В этом случае надо подойти к диспетчеру, который составлял расписание (напротив ксерокса на 3 этаже) и сообщить ему об ошибке.

mob_info