Архитектура древнего рима: основные стили и направления. Самые древние храмы рима, сохранившиеся до наших дней Архитектура древнего рима колонны

Архитектура Древнего Рима - принципы организации архитектурного пространства, возникшие в Римской империи в II в. до н.э. - VI в н.э. Архитектура Древнего Рима была структурированной и централизованной. Все города создавались вокруг одного центра, состоящего из форума, базилики, терм, амфитеатров, храмов античным богам, триумфальных арок, административных зданий, статуй, школ.

Главным центром архитектуры в Древнем Риме был форум - площадь для собраний, празднеств, ораторских выступлений и пр.

Одним из главных достижений архитектуры Древнего Рима было создание бетона, состоящего из дикого камня, извести, вулканического пепла и пемзы. Благодаря новому невероятно прочному строительному материалу зодчие Рима смогли возводить многоэтажные сооружения. Такие здания часто дополнялись богатым скульптурным декором, основные мотивы которого представляли собой символику римской культуры - львов, орлов, листья лавра, волков и пр.

Триумфальная арка Константина, посвященная победам императора, имеет в основе конструкции арочный свод - также одним из главных открытий архитектуры Древнего Рима.

В отличие от греческого зодчества, архитектура Древнего Рима была представлена более монолитными формами. Именно поэтому для усиления конструкций римские зодчие стали использовать криволинейные перекрытия и опоры, арки, которые в примитивном виде были представлены в архитектуре Месопотамии. Именно рядами аркад, поддерживающих устои мостов и фасадов амфитеатров, характеризуется архитектура Древнего Рима.

Древнеримский акведук Пон-дюж-Гар во Франции, представляющий собой два яруса аркад, по которым проложены каналы для воды.

Акведуки были также одним из наиболее характерных достижений архитектуры Древнего Рима. Каменные каналы, ведущие от горных источников, под небольшим наклоном проводили к поселениям, создавая сложную гидротехническую систему. Акведуки представляли собой арочные мосты, конструкция которых впоследствии стала образцом для железнодорожных и других транспортных мостов.

Римский Пантеон, храм античным богам, представляющий собой ротонду с массивным колонным портиком - одна из характерных конструкций для архитектуры Древнего Рима, позже ставшей одной из наиболее популярных во многих архитектурных стилях.

Также одним из наибольших достижений представителей архитектуры Древнего Рима стало создание сводчатых конструкций. Соединенные арки, усиливающие потолок, формировали свод, а ряд арок в виде замкнутой окружности представлял собой купол. Эти конструкции стали основой для всех последующих архитектурных направлений.

Древние достопримечательности Рима можно оценить сегодня весьма неоднозначно. Внушительная арена, на которой не считался чересчур жестоким ни один вид пыток. Места поклонения, где часто почитали богов с помощью ритуальных жертвоприношений, которые сегодня нас шокируют. Дворцы для увеселений, в которых не только принималось сексуальное развращение, но даже поощрялось. Государство Древнего Рима привлекает интерес многих исследователей и любителей истории.

Кем были люди, создавшие в Риме столь грандиозные сооружения? Что заставляло их строить все более великие памятники и какой это было сделано ценой? Каковы были законы Ответы на эти вопросы весьма интересны, хотя нам и по сей день известно далеко не все. Древние достопримечательности Рима действительно впечатляют. Представим вам некоторые из них.

Колизей

Толпы людей привлекал на арену кровавый спектакль. Порой в римском Колизее были зрителями до 50 тысяч человек. Все они жаждали лицезреть сцены непередаваемого ужаса. Знать, священники, сенаторы, императоры, рабы, простые люди веселились, видя кровавые сцены.

Гладиаторы сражались друг с другом, надев тяжелую броню. Зачастую они забивали соперника до смерти. На арене натравляли друг на друга диких голодных зверей, выпускали их на сражение с человеком. Цель, которую преследовали участники данных противоборств, - разорвать друг друга в клочья. Некоторые особенности Древнего Рима сегодня нам непонятны.

Наполнение водой арены для представлений

На сцене использовались различные виды спецэффектов. Они включали наполнение водой арены для имитации морских сражений. Как же древним римлянам удавалось наполнять Колизей водой?

Все на самом деле довольно просто: из акведуков наполнялась система резервуаров. Они находились прямо над ареной, на склоне. Эти изобретательные древние римляне перекачивали вниз воду из акведуков, а затем по резервуарам в центр Колизея. Более сложный вопрос - как им удавалось затем откачать воду?

Считается, что древними римлянами была построена канализационная система. Однако на вопрос этот еще предстоит ответить исследователям, так как в Колизее совсем немного до сегодняшнего дня было проведено раскопок. Древние достопримечательности Рима еще недостаточно изучены.

Кровавые состязания

Основные римские мифы были частью спектакля. Причем чем они были ужаснее - тем лучше. Христиан и преступников зачастую брали на наиболее опасные роли.

В римском Колизее кровавые состязания преобладали с самого его открытия, которое произошло в 72 году н.э. Церемония открытия была устроена императором Титом. Продолжалась она 100 дней. Беспрецедентная резня произошла в день открытия: погибли около 5 тысяч животных.

Колизей - дар Веспасиана

Колизей - это дар римлянам от предшественника и отца Тита. Веспасиан, основатель династии Флавиев, начал править в 69 году н.э. Это время было критическим моментом в истории Рима. С тех пор, как империя была основана Августом, прошли сотни лет, и теперь ее будущее было весьма смутным.

Воцарился хаос, когда началась Четыре императора сменилось за один год. После этого управлявший Сирией Веспасиан захватил власть.

Являясь ловким дипломатом и героем, он легко приобрел поддержку Сената и был объявлен императором. После этого, подавив восстание на Рейне и еврейский бунт в Иерусалиме, он сосредоточился на внутренних проблемах.

Веспасиан за десятилетнее правление избавил казну от дефицита, оставленного его предшественником Нероном. Он также начал строить множество Самым грандиозным предприятием стал Колизей. Задумывался он как символ успеха и власти Веспасиана.

Строительство Колизея

Более 10 лет потребовалось для того, чтобы завершить строительство. Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавия. Множество разнорабочих и рабов были использованы для его сооружения. Некоторые строители являлись пленниками, которых захватил Веспасиан, выиграв иерусалимскую кампанию.

До сих пор имя архитектора, создавшего Колизей, неизвестно. Одной из наиболее удивительных особенностей данной достопримечательности является весьма сложная система, созданная для контроля за толпой. Амфитеатр первоначально имел 80 входов. Все они вели в определенные сектора. Места делились на ярусы.

Судьба Колизея

Последние игры, о которых известно из письменных источников, проводились в 6 веке нашей эры. Они завершили эти жестокие состязания, забавлявшие некогда кровожадных римлян. Колизей после этого в течение долгого времени не использовался. Он был частично разрушен, как и многие другие древние достопримечательности Рима. Страшное землетрясение произошло в 9 веке, в результате была уничтожена его большая часть.

Позднее Колизей стал использоваться в качестве каменоломни. Сдиралась богатая мраморная облицовка, которую стали употреблять при возведении церквей и дворцов. Все еще осталась нетронутой часть четырех уровней, первоначально существовавших. И по сей день Колизей является свидетельством как жестокости древних римлян, так и мастерства людей, построивших достопримечательности Древнего Рима. Он привлекает в Италию множество туристов.

Пантеон

Храмы древнего Рима впечатляют. Самый известный из них - Пантеон. В 30-е годы ХХ века Бенито Муссолини, итальянский диктатор, задумал оригинальную пропагандистскую кампанию. В частности, он проводил параллели между славой нового режима и величием, которым обладала империя Древнего Рима. Привело это к множеству археологических исследований и раскопок по всему государству. Из-за разлива Тибра на многих памятниках появились отложения земли, которые их полностью покрывали. из-за своей близости к реке был сильно поврежден. Построено это сооружение было примерно с 27 по 23 годы до н.э.

Архитектурный план, обнаруженный рабочими

Рабочие, углубившись на 6-7 метров в землю, обнаружили мостовую, которая была сделана из массивных блоков. Однако вскоре началась Вторая Мировая война, и на некоторое время об этом открытии забыли. Только спустя 20 лет, в 1964 году, римские специалисты вновь принялись изучать это место. Полноразмерный архитектурный план был высечен на мостовой. Очевидно, что двор служил мастерской для строительного объекта. Весь вопрос в том, для какого.

Не соответствовал проекту ни один из существующих памятников. Один из специалистов в 1992 году разгадал загадку. Похоже, что планы эти были созданы для Пантеона. Точно совпадали многие части сооружения, но не все.

Первый Пантеон

Пантеон - это знаменитый храм, который был построен в честь императора, а также для поклонения богам Рима. То, что мы видим сейчас - это не первый Пантеон. Храм первоначально был задумкой Марка Агриппы, властного римского генерала. Началось строительство в 27 году до нашей эры, а завершено было через два года. Однако в 64 году н.э. большой пожар уничтожил Пантеон.

Перестройка Пантеона

После этого, в 118 году н.э., началась перестройка, которой руководил Он был архитектором-любителем, который участвовал во многих строительных проектах Рима.

Пантеон был построен после 10 лет работ. Адриан посвятил сооружение его первому строителю. Именно поэтому на фасаде виднеется имя Марка Агриппы.

В Пантеоне примечательна огромная ротонда, сделанная из кирпича и камня, а также свод, который образует купол. Пантеон - квадратное сооружение, 43 метра в высоту и ширину. Стены его 7,5 метров толщиной, а каждая из бронзовых дверей весит по 20 тонн.

Там, где сейчас находятся росписи на библейские мотивы, раньше стояли мраморные статуи богов Рима.

Термы Каракаллы

Достопримечательности Древнего Рима включают также термы Каракаллы. Эти античные бани похожи на современные оздоровительные центры. Они являются крупнейшими и самыми богато украшенными из всех общественных бань, возводившихся в Древнем Риме. Строительство их начал Септимий Север в 206 году н.э. А завершено строительство было в 216 году. Открыл сын Септимия.

Украшения терм, их использование

Эти постройки Древнего Рима были украшены действительно богато: стены, облицованные мрамором, мозаичный пол, лепные потолки.

Занимали термы большую и красиво украшенную территорию, использовавшуюся как гимнастический зал. Здесь мужчины занимались спортом: метали копье, диск, боксировали. Вход в бани даже для рабов был свободным. Изначально женщины и мужчины мылись вместе, но в начале ІІ века Адриан запретил это.

Вторжение готов, уничтожение терм

Эти постройки Древнего Рима продолжали использоваться вплоть до 535 года н.э. В это время вторглись готы, которые разломали акведук. Та же судьба постигла термы Каракаллы, как и многие другие памятники Древнего Рима. Они были частично уничтожены. Требовавшиеся на их ремонт большие суммы исчезли, когда империя рухнула, исчез привычный для жителей окружающий мир. Древний Рим уходил в прошлое.

В Средние века мрамор и бронза сдирались со стен, а украшавшие термы прекрасные скульптуры оказались в коллекциях римских Пап и аристократии.

Форум

От величественного Римского форума сохранилось не многое. Он был центром жизни Рима. Появился Форум в IV веке до н.э. На его месте в наши дни сохранились лишь фрагменты некоторых памятников, множество опрокинутых камней и пара сводов. Отметим сразу, что примыкают к Римскому форуму императорские форумы, которые не являются частью Римского, хотя схожи с ним и по назначению, и по названию.

Реконструирование форума Августом

Строительство форума было случайным. Систематического плана не существовало. Поэтому форуму не доставало гармонии. Во времена Августа он был полностью реконструирован. Этот император убрал большинство сооружений, при этом вымостив и расширив территорию. Сейчас то, как форум выглядел в период республики, является загадкой. Многие постройки были деревянными, поэтому были снесены или уничтожены. Август для строительства использовал лишь камень и цемент.

Весталки

Храмы Древнего Рима на форуме включают храм, посвященный Это была для римского народа одна из самых важных и древних богинь. Связывали ее с сердцем, а также с огнем. Считалось, что огонь этот представлял духовную силу всей страны. Служили ей жрицы, которые следили, чтобы огонь не погас. Они всегда должны были оставаться девственницами, в противном случае их ожидала казнь. Весталки жили рядом с храмом. Выбирались они из аристократических семей в возрасте от 6 до 10 лет. 30 лет они должны были служить при храме. После окончания службы этим женщинам, таким образом, было как минимум 36 лет. Многим они казались слишком старыми, чтобы на них жениться. Большинство весталок оставалось до конца жизни жрицами.

Намного превзошла по величию, функционализму и масштабу созданные греками образцы. Важную роль здесь сыграло отчасти изобретение хорошего цемента. Но не менее важным было самолюбие императоров, старавшихся на протяжении веков превзойти своих предшественников, возводя все более величественные, грандиозные и богато украшенные памятники.

Общая характеристика:

  • Трезвость и практичность мировосприятия, отличные от поэтического мировосприятия древних греков. В культуре огромной военно-административной римской державы преобладание было на стороне тех видов искусства и наук, которые имели непосредственно практическое значение.
  • ведущая роль официальной гражданской архитектуры
  • развитие в скульптуре индивидуального портрета и протокольно-повествовательного исторического рельефа. В таких же видах искусства, как монументальная скульптура и живопись, в поэзии римляне были во многом зависимы от греческих и эллинистических образцов.
  • Исходя из особенностей римской религии мифологическая тематика не имела важного значения для римского изобразительного искусства. Появлением антропоморфного изображения божества римляне обязаны как этрускам, так и грекам. Общая характеристика
  • Мифологическая тематика не имела для римского искусства такого важного значения, как для греческого. Первые культовые статуи римляне заимствовали у этрусков.
  • Римская религия, не имела того поэтического характера, который составлял основу греческой религии. Отношение человека к божеству выражалось в точном исполнении обрядов, которые являлись как бы платой за исполнение просьбы.
  • Все важнейшие явления природы, все события человеческой жизни связывались с определенными божествами, но долгое время римляне вовсе не изображали своих богов, их божества имели отвлеченный характер и, кроме своей узкой функции, не обладали никакими качествами (например, «бог первого крика ребенка», «бог произрастания зерна»). Отсутствие развитой мифологии и конкретных образов богов было благоприятным условием для широкого заимствования культов и мифов других народов. Уже в 4 в. до н.э. римляне привели истолкование образов своих богов в соответствие с образами богов Греции.
  • Римляне впервые разрешают проблему организации обширного внутреннего пространства, проблему сочетания стены и свода, стены и купола, проблему системы построения перекрытия в виде ряда арок, опирающихся на столбы или колонны.
  • Широкое применение сводов (клинчатый свод встречается в Риме уже с IV в. до н.э.)
  • Для Рима характерно иное, чем для архитектуры классической Греции, применение ордерных систем. Ордер в Риме постепенно лишается его тектонического значения и превращается в элемент декоративного украшения. Ордером украшают систему столбов или оживляют гладь стен (колонны или полуколонны, поддерживающие антаблемент). Именно в Риме впервые используется массированное применение неполной колонны, полуколонны, пилястры .
  • Римское зодчество - первое в мировой архитектуре, оставившее образцы различных гражданских общественных зданий и инженерных сооружений (термы, форумы, портики, базилики, театры, амфитеатры (двойные театры), акведуки, мосты, водосточные каналы, дороги, гавани).
  • Главным типом архитектурного сооружения у римлян был не храм, а сооружения, воплощавшие собой идею могущества римской республики или империи - форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы, акведуки и т.д.
  • Основным строительным материалом был камень. Наиболее распространен - туф серого, желтоватого или коричневого цвета. Очень ценился твердый известняк - травертин, применявшийся крайне экономно. Он использовался в местах наибольшей нагрузки здания или в местах, подвергавшихся выветриванию. Снаружи каменные здания покрывались слоем стука. Из камня возводились культовые, общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. Со второго века используется обожженный кирпич разных форм, (из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались даже стволы колонн). В термах применяли пустотелые кирпичные блоки, внутри которых циркулировал горячий воздух. В конце периода республики в архитектуре стал использоваться белый мрамор (как местный, так и греческий). С конца III в. до н.э. в римскую архитектуру вторгается римский бетон. Отличие римского бетона от обычного известкового раствора состояло в том, что вместо песка в нем использовались пуццоланы - вулканические пески. Пуццоланы оказались лучшим вяжущим средством в растворе, так как придавали раствору водонепроницаемость, прочность и способствовали быстрому схватыванию раствора.

Периодизация:

1. Этрусское искусство (8-4 в. до н.э.) и (искусство дорийской Италии) (3 тысячелетие до н.э. - 3 в. до н.э.).

2. Искусство Римской республики (3 - 1 вв. до н.э.).

3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).

Этрусская архитектура

Территории современной Тосканы.

Строительными материалами этрусков были дерево и камень, глина и вулканический песок (последний применялся как связующее). На севере Этрурии использовали известняк, твердый песчаник и травертин, а на юге - различные породы туфа. Мрамор этруски не использовали.

Влияние на развитие римской архитектуры этрусского зодчества:

§ Этруски знали ложные своды и купола. Куполами они перекрывали пролеты до 10 м. Использовали этруски напуск рядов кладки и при переходе от квадратного в плане сооружения к куполу. Им была известна техника построения клинчатой арки уже в 4-3 вв. до н.э.

§ правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н.э.

§ об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, в Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции : одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия . Композиционные принципы этрусского храма нашли впоследствии свое развитие в архитектуре римских храмов.

§ Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах.

§ Древнейшим типом построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.

§ Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения

§ Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом , сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница «Нарисованных львов» и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых (гробница в Корнето, гробница близ Вей).

От этрусков римляне получили и высокую строительную технику, и исходные типы жилища (атриумный дом), культовые сооружения (храмы на высоких подиях с торжественными лестницами) и надгробия. От этрусков римляне получили любовь к четкой геометричности и симметричности плана сооружения (будь это отдельное сооружение, храмовый комплекс или общественный ансамбль - форум). От этрусков у римлян любовь к четкому выделению главной оси, любовь к апсидам (в храмах и термах), подсказанным этрусскими гробницами.

Архитектура Римской республики (3 - 1 вв. до н.э.).

§ архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. Римские зодчие восприняли от Греции главным образом ордер, разработав свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. Римский тосканский ордер явился первоначально этрусским вариантом дорического ордера и отличался от него отсутствием триглифного фриза и каннелюр. Римско-дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Композитный ордер - архитектурный ордер , возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров - в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.

§ Общей чертой эволюции ордеров в период республики является постепенная утрата первоначального конструктивного смысла отдельными частями как элементами стоечно-балочной системы. Полуколонна и пилястра в период республики сделалась обычным средством расчленения стены.

§ строго симметричное относительно центральной оси построение здания, рассчитанного на фронтальное восприятие. Примечательно здесь и изменение ориентации круглых храмов, сама форма которых вызывает стремление к обходу. Римские архитекторы и круглым храмам придали одностороннюю ориентацию. Отсюда и появление апсиды в храме, базилике, нимфее, ибо апсида сильнее выявляла продольную ось здания.

§ Если для Греции главным типом архитектурного сооружения был храм, то в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а позже императора, развлекательные учреждения: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы, инженерные сооружения (акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э.), дороги (Виа Аппиа, 312 г. до н.э.), мосты, сточные каналы (Клоака Максима в Риме).

§ На рубеже 3 - 2 вв. до н.э. входит в употребление новый строительный материал - водоупорный и чрезвычайно прочный римский бетон , составными частями которого были известковый раствор, вулканический песок (пуццолана) и щебень. Вначале бетон применялся при строительстве дорог, затем он получил широкое распространение в строительстве зданий и не только удешевил строительство, но и способствовал возникновению новых конструкций - сводчатых перекрытий больших помещений , что, в свою очередь, вызвало новые архитектурные решения.

§ 3 - 1 вв. до н.э. созданная греками система архитектурных ордеров была переработана римлянами в соответствии с новыми задачами. В отличие от греческих архитекторов, для которых ордер был логическим выражением конструкции, римские архитекторы понимали ордер в основном как декорацию.

§ В 5-4 вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым декором на фронтонах.

§ Древнейшим местным типом римского храма был, по-видимому, круглый в плане храм. Таков круглый храм в Тибуре (Тиволи) 1 в. до н.э. Эта небольшая постройка стоит на высоком подиуме; круглая целла окружена 18 коринфскими колоннами легких, стройных пропорций. Храм чрезвычайно красиво поставлен среди скал и множества каскадов. Элементы архитектурного декора храма в Тибуре (фриз, кассеты плафона) свидетельствуют об изучении памятников эллинистической архитектуры. Расположенный на берегу Тибра храм (ранее считавшийся храмом Весты) на Бычьем рынке в Риме также имеет круглую форму.

§ Наиболее характерен для римских храмов тип так называемого псевдопериптера, соединяющего в себе элементы греческого периптера с композиционными принципами этрусских храмов. К ранним сооружениям этого рода относится небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме (1 в. до н.э.) . Храм стоит на высоком подиуме, прямоугольная целла сдвинута вглубь, образуя глубокий портик с двумя рядами колонн перед входом; колонны, окружающие целлу с остальных трех сторон, как бы входят в ее стену, превращаясь в полуколонны. Лестница, расположенная перед портиком, акцентирует фасад здания. Храм выстроен в ионическом ордере.

Римский театр

§ В период поздней республики в Риме уже сложился тип театрального здания . К сооружениям этого типа относятся Большой театр в Помпеях, театр Помпея на Марсовом поле в Риме (55 - 52 гг. до н. э) и временный театр Марка Скавра , известный по описанию Плиния.

§ Принципиальным отличием римского театра от греческого было то, что римский театр представлял собой самостоятельное здание, а не вырубался в скале, как греческий; второй особенностью было наличие здания сцены, тогда как в греческом театре классической эпохи за сценической площадкой развертывался реальный ландшафт. Таким образом, внутреннее пространство римского театра было замкнуто, изолировано; греческий театр органически связан с природой, римский театр - в большей мере сооружение городского типа.

§ Применение субструкций (субструкции-подпорное сооружение, на котором возводилось здание. Широко применялись в архитектуре стран Передней Азии (в виде высоких платформ из насыпного грунта или из сырцового кирпича) и в римской архитектуре (нередко в виде сводчатых галерей из камня, кирпича и бетона). Использовались как система фойе и способствовали быстрому заполнению и освобождению театра зрителями.

§ Амфитеатр, представлявший собой как бы соединение полукружий двух театров и предназначавшийся для различных зрелищ - травли зверей, гладиаторских боев и др., - был всецело римским изобретением и достиг наиболее полного развития в императорскую эпоху в амфитеатре Флавиев - Колизее (80 г.)

§ К монументальным сооружениям эпохи республики относятся гробницы патрициев , располагавшиеся вдоль больших дорог за воротами Рима. Надгробия сооружались в виде саркофагов, столбов и обелисков. Гробница Цецилии Метеллы, стоящая на Аппиевой дороге, относится к середине 1 в. до н.э. Это монументальное сооружение в виде огромного цилиндра, покоящегося на квадратном основании (сторона которого равна 22,3м). Этот памятник напоминает исконную форму этрусского надгробного памятника - тумулуса (кургана), причем окружавшая тумулус низкая каменная подпорная стена (крепида) в гробнице Цецилии Метеллы преобразована в мощный барабан, завершенный карнизом.

§ Центром деловой и общественной жизни Древнего Рима был римский форум (Форум Романум). Эта площадь с расположенными на ней храмами и общественными зданиями представляла собой комплекс, созданный по принципу свободной, живописной планировки.Форум Цезаря в Риме. 1 в. до н. э.

§ Архитектура жилых домов эпохи республики лучше всего может быть прослежена в Помпеях, так как в Риме большинство домов этого времени было разрушено и на их месте выросли дома последующих эпох.

§ Местный италийский тип дома с атриумом обогащается перистилем (внутренним двориком, окруженным колоннадой), обычно украшенным фонтаном, статуями, цветниками. Перистильный дом - отличительная особенность восточноэллинской архитектуры - был не просто заимствован, но переработан по-своему. Свободное расположение помещений вокруг перистиля, характерное для Делоса (Греция), сменяется у римлян расположением помещений по единой центральной оси, что, как указывалось, было характерно уже для этрусских жилищ . Из помпейских жилых домов эпохи республики лучше всего сохранились «Дом Пансы», «Дом Фавна» и «Дом серебряной свадьбы».

§ Витрувий различает villa rustiса - сельскую виллу , имеющую хозяйственный или промышленный характер, и villa реurbana - городскую виллу , предназначенную для отдыха и развлечений. Лучше других сохранились «Вилла мистерий», «Вилла Диомеда» (обе близ Помпеи), «Вилла папирусов» близ Геркуланума, виллы в Боскореале. Загородная вилла планировалась так же, как и городская, но свободнее; перистиль был больше и превращался в настоящий сад. К главной части дома примыкали служебные и хозяйственные постройки, располагавшиеся по полукругу или по незамкнутому прямоугольнику. Планировка виллы в значительной мере определялась характером местности. Искусно разбитый сад, фонтаны, беседки, гроты, скульптура органически входили в комплекс виллы. Непременной принадлежностью виллы был большой водоем - писцина. Архитектурный тип римской виллы сложился к концу 1 в. до н.э. Виллы Эпохи империи отличаются от этого типа только большими размерами, роскошью убранства, применением более ценных материалов.

Архитектура Римской империи 1 в. н. э.

Время от конца 1 в. до н.э. до падения Рима (5 в. н.э.) носит название периода империи.

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Этрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata ) формировалась из нескольких слоев (итал. strato ) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры


Чентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов
  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия, регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano ), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр ).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura ). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte ), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera ). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.
Купольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo) .

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium .

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco . Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.


Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum) ; если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis) .

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.


Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.


Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной , основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum .


Планировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.


Реконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Рим - Сердце Италии. Он бесспорно является самым популярным в туристическом плане итальянским городом, сравниться с которым может разве что Милан. В этом кратком обзоре собраны главные достопримечательности Рима.

В переполненном памятниками старины и христианской веры городе трудно решить, с чего начинать экскурсию. Можно составить свой маршрут, но есть определенные места, входящие в список самых выдающихся ориентиров Италии и всей Европы, такие как Колизей и Пантеон. Попытайтесь исследовать Рим таким образом, чтобы не посещать слишком много древних памятников или церквей подряд. Чередуйте эти достопримечательности Рима с некоторыми другими местами - Испанской Лестницей, или Фонтаном Треви. Рим столь большой, что может легко выжать из вас все соки, поэтому старайтесь не торопиться, периодически отдыхайте в кафе, или в парках.

Римский Колизей и Арка Константина

Самой значимой и самой «видной» достопримечательностью Рима является, конечно же, Колизей - такую громадину сложно не заметить. Колизей и Арка Константина. Самое большое из сохранившихся до наших дней римских сооружений, Колизей все еще является прекрасной модель для спортивных арен - современные проекты футбольных стадионов четко следуют этому овальному римскому плану. Строительство было начато Веспасианом в 72 году, а его сын Тит добавил Колизею четвертый уровень. Открытие состоялось в 80 году серией великолепных игр. Колизей был достаточно большим для театральных представлений, фестивалей, цирковых номеров или игр, за которыми высокопоставленные лица наблюдали с самого низкого уровня, аристократические римские семьи со второго, а население с третьего и четвертого. Около Колизея расположена Арка Константина - триумфальная арка, установленная Сенатом в честь императора, как «освободителя города и вестника мира» после его победы в сражении 312 года.

Римский Форум

Неподалёку от Колизея находятся руины Римского Форума, тщательно охраняемые государством. Римский Форум посреди пульсирующего современного города позволяет окунуться в историю древнего Рима, на несколько тысячелетий назад. Когда-то форум был центром римской жизни и правительства, сохранив до наших дней лишь небольшую часть своего исходного блеска. Тем не менее, его колонны и арки все еще производят впечатление, особенно если представить, что в течение многих веков история Форума была историей Римской империи и западного мира. Римская политическая и религиозная жизнь была всецело сконцентрирована здесь, наряду с судами, рынками и местами сбора местных жителей. После седьмого века здания превратились в руины, а камни использовались для строительства других зданий. Лишь во время раскопок в 18-х и 19-х веках под 10-метровым уровнем щебня и земли были обнаружены древние здания. Удалось частично восстановить Храм Антонина Пия, Храм Диоскуров Кастора и Поллукса, Храм Сатурна, Триумфальная Арка Септимия Севера, арка Тита и храм Веста.

Пантеон

Одной из самых запоминающихся достопримечательностей Рима является Пантеон, ежегодно посещаемый миллионами туристов. Это здание легко узнать из космоса, ведь по центру его купола зияет огромная дыра. Это лучше всего сохранившийся памятник римской старины, удивительным образом неповрежденный в течение 2000 лет своей истории. Пантеон сохранил свое величие несмотря на то, что Папа Римский Георг III снял позолоченные бронзовые мозаики с крыши, а Папа Римский Урбан VIII демонтировал бронзовую крышу, переплавив ее на орудия для Замка св. Ангела.


Пантеон был восстановлен после пожара 80 года с помощью уникальной кладки, подтверждающей чрезвычайно высокое техническое мастерство римских строителей. Его 43-метровый купол - высшее достижение римской архитектуры, будто бы парит в воздухе без какой-либо видимой поддержки. Девятиметровый центральный пролет является единственным источником света в здании. Гармоничный эффект внутренней части - результат идеальных пропорций Пантеона: его высота совпадает с диаметром. Несмотря на то, что первые христианские императоры запретили использование этого языческого храма для вероисповедания, в 609 году Папа Римских Бонифаций IV посвятил его всем христианским мученикам, и с тех пор Пантеон стал местом погребения итальянских королей и других известных итальянцев, включая живописца Рафаэля.

Замок Святого Ангела

Ещё одно удивительное римское здание, поражающее необычностью своих форм, - это Замок Святого Ангела.

Витториано

Нельзя обойти вниманием и символ объединения Италии - Витториано, прозванный за свой внешний вид «Пишущей машинкой». Внушительный мемориал в честь первого короля является великолепным памятником, монументальным сооружением и одной из самых впечатляющих римских достопримечательностей. Национальный Памятник Виктору Эммануилу II был создан между 1885 и 1911 годами, чтобы почтить успех национально-освободительного движения Рисорджименто и достижение итальянской независимости в 1870. Это огромное сооружение 135 метров длиной и 130 метров шириной возвышается на 70 метров. Рядом с Витториано расположен Алтарь Отечества и могила Неизвестного солдата. В восточной части памятника находится Музей возрождения, посвященный итальянскому движению за независимость.

Пьяцца Навона

Прогуливаясь по Риму, невозможно не попасть на две главные площади этого города - украшенная фонтанами Пьяцца Навона и круглая Пьяцца дель Пополо, с которой можно попасть в огромный парк под названием Вилла Боргезе. Это те места, которые стоит обязательно посетить в Риме. Одна из самых характерных барочных площадей Рима, Пьяцца Навона все еще сохраняет останки римского стадиона, созданного здесь императором Домицианом. Это место использовалось для фестивалей и гонок во время Средневековья, и было восстановлено в Стиле барокко Борромини. Он спроектировал великолепную серию дворцов и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне на западной стороне Навона, ставшую прообразом многих других церквей в Италии.


В склепе Сант-Аньезе сохранились остатки римского мозаичного пола. Несмотря на то, что Борромини разработал саму площадь и окружающие фасады, именно его главный соперник Бернини создал центральную достопримечательность Навона - красивый барочный фонтан Фиуми. Мощный фонтан представляет четыре реки разных континентов - Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Два других фонтана Пьяцца Навона - Дель Моро 16-й века перед дворцом Памфили и фонтан Нептуна 19-го века. Сегодня площадь постоянно заполнена римлянами, туристами, уличными художниками, сувенирными киосками, кафе, а в течение декабря тут проходит один из лучших Рождественских базаров Рима. Между Площадью и Пантеоном находится церковь Сан Луиджи ди Франчески с тремя основными шедеврами Караваджо.

Сан-Джованни ин Латерано

Также нельзя обойти вниманием и известную римскую базилику Сан-Джованни ин Латерано, являющуюся одной из древнейших христианских церквей в мире. Как и стоило бы ожидать от Епископальной церкви Папы Римского, Сан Джиованни ин Латерано - одна из самых впечатляющих церквей Рима. После веков изменений она все еще сохраняет свою исходную форму времен Константина Великого. Фасад церкви является прекрасным примером периода Барокко, наряду с мозаиками в апсиде и прекрасным деревянным потолком 16-го века. Восьмиугольный баптистерий Сан Джиовани Фонте стал моделью для более поздних сооружений по всей Европе. Ин Латерано - самый старый христианский баптистерий в мире. В церкви Скала Санта на другой стороне площади находится Святая Лестница с 28 ступенями, которые были перемещены в Рим в четвертом веке из дворца Пилата в Иерусалиме.

Фонтан Треви

Хотя я не спорю с тем, что неоспоримым символом Рима является Колизей, для меня самым удивительным и прекрасным местом этого древнего города является Фонтан Треви. Одна из самых популярных достопримечательностей Рима, этот шедевр 17-го века был увековечен в фильмах и романах. Бросок монеты в Фонтан Треви является традицией, гарантирующей повторное посещение города. Первоначально на этом месте был создан акведук, доставляющий воду к ваннам Марка Агриппа, великого покровителя искусств первого века до н.э. Самый большой фонтан Рима был построен Николо Сальви для Папы Римского Клемента XII между 1732 и 1751 годами. Треви увенчан статуей морского бога Нептуна верхом на лошадях. Вода спускается вдоль многочисленных статуй, фигур и искусственных скал, и собирается в большом бассейне, всегда заполняемом монетами.

Испанская Лестница

У подножия Испанской лестницы также установлен интересный фонтан - Фонтан Баркаччиа. Как ни странно, строительство Испанской Лестницы финансировалось французским послом, и ведет она к французской церкви Тринита ди Монти. Лестница, однако, берет свое имя от площади Испании в одном из кварталов Рима. Овальный фонтан Баркачча у подножия лестницы был создан Пьетро Бернини, сыном великого архитектора эпохи барокко Лоренцо Бернини. Церковь Тринита ди Монти, построенная Луи XII в 1502, все еще сохраняет некоторые оригинальные готические арки, а к юго-западу от площади Испании ведет самая модная торговая улица Рима. Её знаменитое Caffe Greco славится знаменитыми художниками, писателями и музыкантами, которые часто посещали его.

Достопримечательности Рима и Ватикан

Ватикан - самое маленькое независимое государство в мире с областью менее половины квадратного километра. За ватиканскими стенами расположились дворец и сады, Собор и Площадь Святого Петра. Этой областью управляет Папа Римский, верховный глава Римско-католической церкви. Компактное пространство Ватикана представляет огромный туристический интерес, с многочисленными музеями и самой большой базиликой. В Соборе Святого Петра находятся шедевры Микеланджело, Пьета, скульптуры и алтари Бернини и множество других ценностей. Главная достопримечательность Ватикана - Сикстинская капелла, великолепный потолок которой украшен фресками - самая известная работа Микеланджело. Стоит обратить внимание на Комнаты Рафаэля, Палаты Борджиа, ватиканскую Библиотеку и множество музеев, включая Картинную галерею, Музей Светского Искусства, этрусский Музей и другие. Их коллекции покрывают все, от древних времен к искусству 20-го века с отражением важных религиозных тем.

Катакомбы и Аппиева дорога

Катакомбы Сан Каллисто и Сан Себастиано вдоль Аппиевой дороги поражают своими размерами и сложными многоуровневыми сетями проходов и тоннелей. Под землей находится шесть священных часовен, созданных между 290 и 310 годами с языческой и ранне-христианской настенной живописью. Сан-Себастьяно - одна из семи паломнических церквей Рима, созданная в четвертом веке на месте старых кладбищ и катакомб. Катакомбы Домитилла являются самыми большими в Риме, с 15 километрами подземных проходов и подземной базиликой. Здесь сохранилось более 80 гробниц и фреска второго века «Последний Ужин». Аппиева дорога является одной из самых старых и самых важных римских магистралей. Она была построена приблизительно в 300 году до н.э и расширена до порта Бриндизи приблизительно в 190 году до н.э. Параллельно с дорогой можно увидеть руины акведуков, поставлявших в город воду. Среди кипарисов по обе стороны дороги встречаются остатки могил, принадлежащих аристократическим римским семьям. Самой видной из них является могила Цецилии Метелла и ее мужа.

Термы Диоклетиана

Термы Диоклетиана были столь огромны, что по сей день вмещают две сохранившиеся церкви, часть Картезианского монастыря и крупнейший музей. Микеланджело использовал обширный тепидариум (горячие ванны) в качестве основы для его церкви Санта-Мария дель Анджели и Национального музея Рима. Здесь хранятся ценнейшие сокровища старины: греческие и римские скульптуры, дохристианские и более поздние саркофаги, красивые мозаики и фрески. Церковь 16-го века Сан Бернардо алле Терме была создана в ротонде на углу Диоклетианских Терм. Её купол походит на купол Пантеона, но вдвое меньшего размера.

Палатинский Холм

Стратегически расположенный над Тибром Палатинский холм является доказательством самого раннего поселения Рима. Археологические находки перед Храмом Кибелы доказывают деятельность человека уже в девятом веке до н.э. Спустя несколько веков холм был выбран императорами и великими аристократическими семьями для их дворцов. Сады Фарнезе были созданы в 16-м веке для кардинала Алессандро Фарнезе со множеством террас, павильонов, газонов, клумб, деревьев и фонтанов. Особое украшение Палатинского холма - палата Ливии, полуподземный Криптопортик, Домус Флавия, Домус Агустана и самые внушительные Ванны Септимия Севера. Палатинский холм - прекрасное место для исследования достопримечательностей Рим, комбинирующее парк с великолепными древнеримскими руинами.

Форум Траяна

Крупнейший и лучше всего сохранившийся форум Римской Империи, Форум императора Траяна был создан в начале второго века и включал внушительный комплекс зданий и памятников: храм, базилику, серию рынков и три памятника в честь императора. Во время Средневековья в области форума были построены новые здания, включая Башню Милиции, церкви Санта Мария ди Лорето и Сантиссимо Номе ди Мария. Были также проложены современные улицы. Руины Базилики Ульпиа находятся в дальнем конце Форума Траяна, с Холлом размерами 130 на 125 метров и двумя библиотеками. Между библиотеками сохранился великолепный памятник навкам римских скульпторов - Победный Столб Траяна 38 метров высотой, созданный из мрамора с греческого острова Парос. Он покрыт спиральным бордюром 200 метров длиной, с более чем 2,500 сценами Траянских Войн, картинами борющихся солдат, скачущих лошадей и римской военной техники. В основе столба размещалась золотая урна с прахом императора Траяна, при котором Римская империя достигла своей наивысшей точки развития. Впечатляющие стены из красного кирпича и ряды полукруглых крытых рынков повышаются позади форума на склонах выступа Квиринале.

Термы Каракаллы

Термы и ванные всегда занимали особое место среди достопримечательностей Рима. Построенные в 216 году Термы Каракаллы, были чем-то намного большим, чем просто общественными банями. Они были полноценным спортивным центром, с горячими и холодными ваннами, бассейном, сухими и паровыми саунами, залом для гимнастики, социальными комнатами, садами, библиотекой, парикмахерской и магазинами. Крупная и внушительная структура покрывала область в 300 квадратных метров, комплекс гигантских залов, купола которых поддерживались огромными колоннами. Термы могли разместить до 1,500 человек за один раз. Их полы и стены были покрыты мрамором, мозаиками и фресками.

mob_info